Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Амнистия
 (голосов: 0)
  Уголовное право общая часть | Автор: admin | 13-06-2010, 05:24

В отличие от предыдущего действующий УК содержит специальную статью (84), в
которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с п. "ж"
ч. 1 ст. 103 Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального
Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.
Термин "амнистия" происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение,
прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия
между понятиями "амнистия" и "акт об амнистии" . Такое отождествление ошибочно.
Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции РФ, УК) позволяет
сделать вывод, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру,
направленную на реализацию уголовной ответственности . Акт об амнистии является
лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.
--------------------------------
См., например: Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. М., 1999. С. 268 и др.
См.: Марогулова И.Л. Амнистия и помилование в российском законодательстве.
М., 1998. С. 62.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его
отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного
права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова считают амнистию институтом уголовного
права. Аналогичное мнение выразили М.И. Карпушин и В.И. Курляндский .
--------------------------------
См.: Тищенко К.М. Помилование в уголовном праве. М., 1994. С. 8 - 12.
См.: Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно-
правовой политики. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1987. С. 12.
См.: Карпушин М.И., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав
преступления. М., 1974. С. 224.

Другие авторы , отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии,
рассматривают их в рамках конституционного права. Так, по мнению Ю.М. Ткачевского и
Н.Ф. Крыловой, позиция, несмотря на то что в УК РФ включена ст. 84, институт амнистии
"не входит в систему Общей части Кодекса .
--------------------------------
См.: Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 36; Синцова Т.А.
Амнистия и помилование в советском государственном праве // Правоведение. 1969. N 6.
С. 118; Келина С.Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности.
М., 1974. С. 87; Скибицкий В.В. Освобождение от уголовной ответственности и
отбывания наказания. Киев, 1987. С. 66, 176.
Курс уголовного права. Общая часть. Т. 2. М., 1999. С. 269.

Наиболее обоснованной представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая
предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института
так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к
компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к
конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством
акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности
и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются
же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к
уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует, что амнистию следует считать
комплексным межотраслевым институтом.
В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о юридической природе актов об
амнистии. В литературе выражено мнение о том, что "правовая природа актов об
амнистии существенно отличается от правовой природы нормативных актов" , что
акты об амнистии не применяют и не отменяют нормы права и что они выступают в роли
своеобразного юридического факта, порождающего новое правоотношение между
государством, с одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.
--------------------------------
Марогулова И.Л. Указ. соч. С. 62.

Такая точка зрения представляется ошибочной. Несмотря на определенные
особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во
времени, они содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов,
указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не
определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных
актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов
(предварительного следствия, дознания, следственных изоляторов и др.). Все это
свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют
нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц
(например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших
преступления определенных видов (неосторожные, экономические и др.).
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную
ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение
законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу.
Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия,
устанавливаемые в уголовном законе. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут
содержать предписания следующего характера:
а) об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
б) об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за
преступления;
в) о сокращении назначенного наказания;
г) о замене назначенного наказания более мягким;
д) об освобождении от дополнительного наказания;
е) о снятии судимости.
Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно
такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из
числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой
(например, в некоторые акты об амнистии были включены предписания о сокращении не
всего назначенного наказания, а лишь его неотбытой части).
В разные периоды развития Российского государства акты об амнистии имели
правовую форму: указов Президиума Верховного Совета СССР, постановлений
Верховного Совета СССР и даже Закона СССР от 1 ноября 1991 г. "Об амнистии
военнослужащих, уклонившихся от военной службы". В настоящее время в соответствии
с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной
Думы.
В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет
определенную сложность, помимо самого акта Государственная Дума обычно принимает
дополнительное постановление, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением
акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии,
раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).
Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии,
определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.
Например, в соответствии с Постановлением Государственной Думы от 19 апреля
2006 г. "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной
Думы в России" освобождению от уголовной ответственности подлежали:
1) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте до 16 лет преступлений, за
которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы;
2) подозреваемые и обвиняемые в совершении в возрасте от 16 до 18 лет
преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы,
ранее не отбывавшие наказания в воспитательных колониях;
3) женщины, имеющие несовершеннолетних детей, беременные женщины, женщины
старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступлений, за которые предусмотрено наказание не свыше 5 лет лишения свободы и
ранее не отбывавшие наказания в исправительных учреждениях;
4) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений в возрасте до 18 лет, а
также подозреваемые и обвиняемые женщины, имеющие несовершеннолетних детей,
беременные женщины, женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, если за
преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица,
предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
Этим же Постановлением предписывалось освободить от наказания:
1) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за преступления,
совершенные в возрасте до 16 лет;
2) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно за преступления,
совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших наказания в
воспитательных колониях;
3) осужденных к лишению свободы на срок свыше 5 лет за умышленные
преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, отбывших не менее половины
назначенного срока наказания;
4) осужденных к лишению свободы на срок до 5 лет включительно и ранее не
отбывавших наказания в исправительных учреждениях:
женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
беременных женщин;
женщин старше 55 лет;
мужчин старше 60 лет;
5) осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по
неосторожности в возрасте до 18 лет, отбывших не менее одной трети назначенного срока
наказания.
Рассмотренное Постановление об амнистии можно отнести к актам об амнистии
широкого применения. Вместе с тем в последнее время все чаще стали объявляться
амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц. Принятие таких актов, как правило,
вызывается сложившейся в стране политической ситуацией.
В качестве примеров так называемых политических амнистий можно привести
Постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "Об объявлении
политической и экономической амнистии"; от 9 февраля 1996 г. "Об объявлении амнистии
в отношении лиц, участвовавших в противоправных действиях, связанных с вооруженным
конфликтом на территории Республики Дагестан в январе 1996 г."; от 12 марта 1997 г. "Об
объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в
связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике"; от 13 декабря 1999 г. "Об
объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в
ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе"; от 6 июня 2003 г.
"Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики"; от
22 сентября 2006 г. "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших
преступления в период проведения контртеррористических операций на территориях
субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального
округа".
В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие
не распространяется. Так, Постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием
Конституции Чеченской Республики" перечисляет, к кому отдельные предписания этого
акта применяться не должны (лица, совершившие деяния повышенной общественной
опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте;
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации,
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лица гражданского
персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов,
совершившие хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или
взрывных устройств и их сбыт; участники незаконных вооруженных формирований либо
устойчивых вооруженных групп (банд) или иные лица, противодействовавшие
проведению контртеррористических операций на территориях субъектов Российской
Федерации, находящиеся в пределах Южного федерального округа; лица, совершившие
преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане и лица без
гражданства).
Материалы о применении акта об амнистии к отбывающим наказание осужденным,
которым в установленном порядке применено обязательное лечение от алкоголизма,
наркомании или токсикомании, а также к осужденным, не прошедшим полного курса
лечения венерических заболеваний, рассматриваются после завершения указанными
осужденными полного курса лечения. Основанием для признания осужденного
завершившим этот курс является медицинское заключение. Материалы о применении акта
об амнистии к отбывающим наказание осужденным, больным туберкулезом и отнесенным
к I группе диспансерного учета, рассматриваются после интенсивного курса лечения и
прекращения ими бактериовыделения, подтвержденного медицинским заключением.
Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в
постановлении о порядке его применения.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо
от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и
является лишь прощением за содеянное. Поэтому освобождение от уголовной
ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии
возражений со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по
делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в
котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с
освобождением от наказания по акту об амнистии.
Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения
участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания,
сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов,
на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов
исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от
последующего поведения лица или от каких-то иных условий.
Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния,
совершенные до его принятия или вступления в силу.
Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется
разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4
марта 1929 г. N 23 "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и
продолжаемым преступлениям". По общему правилу акт об амнистии к лицам,
совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до
вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные
самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке
применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции
Чеченской Республики" предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц,
совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или)
проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-
Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря
1993 г. до дня вступления в силу Постановления об объявлении амнистии, если они
отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно
сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.
При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в
случае, когда последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта
об амнистии.
Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной
ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной
ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания,
следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его
прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно
утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия
применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при
обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным
приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника
исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением
специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.
Предписания актов об амнистии, касающиеся снятия судимости, не требуют
принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко
предусматривается постановлениями об амнистии (такое положение содержало,
например, Постановление Государственной Думы от 20 апреля 2005 г. "Об объявлении
амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945
годов").
28b3e998e9b1e423754b52f4b363346e.js" type="text/javascript">da9499e65f0fc34931bfe73c07a80696.js" type="text/javascript">b8ae3504dba7e95dd1502e2b55267082.js" type="text/javascript">13fd7284d268b4def35e0d8a6f40dc13.js" type="text/javascript">dfabde9ae5d821cdfabfeef9a69fdc13.js" type="text/javascript">761f26712c5c04a8eec5160436f148f0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 242 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: