Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
 (голосов: 0)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:26

Экономическая деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется в различных
сферах: предпринимательства, финансовой, денежно-кредитной, внешнеэкономической,
торговли и услуг. Предпринимательство, как и другие формы экономической
деятельности, имеет важное значение в системе рыночной экономики. Определяется это
понятие Гражданским кодексом РФ.
Под предпринимательством понимается самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Не любая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательством, а
только та, которая обладает совокупностью признаков, вытекающих из данного
определения: 1) эта деятельность связана с использованием имущества, продажей товаров,
выполнением работ, оказанием услуг; 2) осуществляется самостоятельно на свой риск; 3)
направлена на получение прибыли систематически; 4) осуществляется лицами,
зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Первые три
признака выражают экономическую сущность этого явления, четвертый - его
юридическую характеристику. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков
означает, что осуществляемая экономическая деятельность либо не является
предпринимательской, либо осуществляется незаконно (при отсутствии юридического
признака).
Участниками отношений в сфере предпринимательства являются граждане и
юридические лица. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин имеет право заниматься
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента
государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но может
также заниматься предпринимательской деятельностью совместно с другими гражданами,
образуя юридическое лицо (ст. 18 ГК РФ). Юридические лица, преследующие в качестве
основной цели извлечение прибыли из своей деятельности, называются коммерческими
организациями и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ,
производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных
предприятий (ч. ч. 1 и 2 ст. 50 ГК РФ). Юридическое лицо считается созданным с момента
его государственной регистрации (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальные предприниматели
и юридические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут
совершать любые, не запрещенные законом сделки и участвовать в обязательствах (ст. 18
ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ не содержит понятия иной экономической деятельности, но
исходя из смысла и содержания других норм ГК РФ эта деятельность обладает теми же
признаками, что и предпринимательство, но осуществляется в других сферах: в сфере
финансовых и кредитных отношений или оказания некоторых видов коммерческих услуг
(например, в сфере культуры, образования, медицины, бытовых услуг).
Непосредственным объектом преступлений, входящих в первую группу, являются
отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности.
Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169
УК). Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основываются не
только на свободе выбора вида такой деятельности, не запрещенной законом, выбора его
организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности,
независимости при распоряжении прибылью, но и, самое главное, на обязательности
государственной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и
условий регистрации.
Дополнительным объектом данного преступления является конституционное право
граждан на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной
предпринимательской и иной экономической деятельности. Воспрепятствование означает
создание каких-либо помех или создание таких условий, при которых
предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно
ограничивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и
бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: 1) неправомерный
отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2)
уклонение от их регистрации; 3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения
(лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от его (ее)
выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя
или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6)
ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального
предпринимателя или юридического лица.
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или
юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести
регистрацию несмотря на то, что все основания для нее имеются.
Регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица
осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
; от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
; от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493.
СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Государственная регистрация - это акт уполномоченного федерального органа
исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные
реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о
приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о
прекращении предпринимательской деятельности, а также изменений в учредительные
документы. Государственные реестры являются федеральными информационными
ресурсами.
Государственную регистрацию осуществляет федеральный орган исполнительной
власти - регистрационные службы, имеющие свои отделения в субъектах РФ и
регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах,
населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк
РФ и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными
инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при
Правительстве РФ.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" устанавливает единый порядок регистрации для
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для
регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя. Соискатели
подают в регистрирующий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ,
и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть
нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть
представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала
(уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов), решение о создании
юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с
указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономической
деятельности, руководящего органа и юридического адреса.
Перечень документов, необходимых для регистрации индивидуального
предпринимателя, включает: заявление, квитанцию об оплате регистрационного сбора,
нотариально заверенную копию основного документа, удостоверяющего личность, с
обязательным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса места жительства.
Несовершеннолетнему заявителю нужно представить нотариально заверенное согласие
родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской
деятельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении
физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального
закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления других
документов, кроме установленных названным Законом.
В течение установленных сроков регистрирующий орган обязан принять решение о
регистрации, внести соответствующую запись в единый государственный реестр, выдать
бессрочное регистрационное свидетельство или вынести решение об отказе в
регистрации. Отказ имеет письменную форму и доводится до сведения заявителя с
обязательным указанием мотивов.
Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в Законе: а) в случае
представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа,
подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживать
на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не
истек срок со дня принятия судом решения о признании предпринимателя
несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования
кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельностью; д) при
наличии решения суда о прекращении предпринимательской деятельности в
принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по
приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.
Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки
преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического
лица - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской
деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер,
уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в
неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих
дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже
устанавливают точные сроки: для регистрации предприятий с иностранными
инвестициями - в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации
должно быть рассмотрено Банком России в течение 6 месяцев. В пределах этих сроков
уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства
заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное
затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии
уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на
осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать
лицензию. Статья 49 ГК РФ устанавливает, что отдельными видами экономической
деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения
(лицензии). В целях обеспечения единства экономического пространства на территории
Российской Федерации устанавливается единый перечень лицензируемых видов
деятельности, единый порядок процесса лицензирования, единые требования и условия
для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензирования
регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ уполномочено
определить федеральные органы исполнительной власти, утвердить положения о
лицензировании конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить виды
деятельности, лицензирование которых осуществляют органы исполнительной власти
субъектов РФ . Порядок лицензирования отдельных видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным
законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" , Приказом
Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 марта 2007 г. N 07-21/пз-н.
--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 45 // СЗ РФ. 2006.
N 6. Ст. 700; см. также: Постановление Правительства РФ от 6 июля 2006 г. N 416 "Об
утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" // СЗ РФ.
2006. N 29. Ст. 3250; 2007. N 30. Ст. 3945; Постановление Правительства РФ от 4 ноября
2006 г. N 648 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных веществ" // СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4798;
Положение о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением
Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 // СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 656.
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет перечень
документов, которые должен представить соискатель лицензии: заявление с указанием
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, основного
государственного регистрационного номера юридического лица, места его нахождения и
вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный
предприниматель указывает в заявлении данные основного документа, удостоверяющего
его личность и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных
документов юридического лица, свидетельства о регистрации, а также о постановке
соискателя лицензии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистрационного
сбора. Нельзя требовать представления документов, не предусмотренных законом.
Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись
в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 5 дней со дня
поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых
документов (ч. 2 ст. 9 указанного Закона). Закон называет только два основания для
отказа: 1) если представлены недостоверные или искаженные сведения; 2) если объекты,
принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным
требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или
противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям
(например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является
незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной
ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).
Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сроков (свыше 60 дней) ее
оформления и является пассивной формой неправомерного отказа (например, выдача
лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности
конкретного вида деятельности в данной местности).
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или
юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы. Никакое
должностное лицо не имеет права ограничить права и законные интересы
индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не
установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это
необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и
безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц. Никакие другие
ограничения права на предпринимательскую деятельность, в том числе в зависимости от
ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому предоставление каких-либо
льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача
лицензии, предоставление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преимуществ
муниципального унитарного предприятия образуют признаки данной преступной
деятельности.
Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в
деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является
нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и
независимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны
государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения
правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и
других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно
также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных
случаях оно признается неправомерным. Поэтому, например, навязывание условий
договора, принуждение к соучредительству, расходованию прибыли на государственные
нужды (например, на проведение избирательной кампании), установление запретов на
вывоз или ввоз конкретных продуктов и товаров - все это будет незаконным
вмешательством в предпринимательскую деятельность.
При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак -
способ: с использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию
субъектов предпринимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с
предпринимательством в иных формах.
По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, является формальным.
Преступление признается оконченным с момента выполнения действий (бездействия)
хотя бы в одной из перечисленных форм преступной деятельности.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо
осознает, что препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает этого.
Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще
всего корысть.
Субъект преступления - только должностное лицо. Понятие должностного лица
дается в примечание к ст. 285 УК. Но в анализируемой статье имеется в виду специальное
должностное лицо, уполномоченное от имени государства регистрировать субъектов
предпринимательства или выдавать им лицензии на занятие отдельными видами
предпринимательской и иной экономической деятельности. Что касается вмешательства в
предпринимательскую деятельность, то здесь субъектами могут быть и другие
должностные лица.
Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу
судебного акта; б) причинение крупного ущерба.
Первое обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже
после судебного решения, определившего неправомерность отказа должностного лица в
регистрации индивидуального предпринимателя либо юридического лица или других
действий, предусмотренных ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную
степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной
власти.
Понятие крупного ущерба раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии
со ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь
(например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде
упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с
неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется
суммой, превышающей 250 тыс. руб.
Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного
размера, крупного ущерба, дохода или задолженности в крупном размере в отношении и
других экономических преступлений, предусмотренных ст. ст. 171, 171.1, 177, 188, 191,
192, 199.2 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью
признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс.
руб., особо крупным - 1 млн. руб. Исключение составляют ст. ст. 174, 174.1, 178, 185,
185.1, 193, 194, 198, 199 и 199.1 УК, в примечаниях к которым установлены другие, строго
дифференцированные определения крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.
Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК). Статья 9 Конституции РФ
устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в
Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной,
муниципальной или иных формах собственности. Использование земель должно
осуществляться способами, обеспечивающими не только сохранение экологических
систем, но и для сохранения способности земли быть средством производства в сельском
и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности
(ст. 12 ЗК РФ).
Гражданский кодекс РФ относит земельные участки, участки недр, обособленные
водные объекты, участки леса и все, что прочно связано с землей, к недвижимым вещам
(ст. 130). Из содержания ст. 131 ГК РФ и других гражданско-правовых норм вытекает, что
земля может находиться в хозяйственном обороте в тех пределах, как это установлено в
законе . Она может быть предметом купли-продажи, сдаваться в аренду, в залог для
получения банковских кредитов, вноситься в качестве доли в уставный капитал
коммерческой организации, передаваться в хозяйственное ведение или оперативное
управление, а следовательно, быть предметом предпринимательской и иной
экономической деятельности. Поэтому точный учет земель в Государственном земельном
кадастре, определение их целевого назначения и правового положения, а также их оценка
имеют важное значение не только для регулирования земельных отношений, но и для
отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В связи с
этим ст. 170 УК включена в главу, объединяющую преступления, посягающие на
нормальную экономическую деятельность .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018.
Вызывает недоумение позиция некоторых авторов, полагающих включение ст.
170 УК в главу об экономических преступлениях случайным (см.: Уголовное право
Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2000. С.
195).

Важной предпосылкой рационального использования и охраны земли как основы
жизни и деятельности людей является государственный учет и порядок гражданского
оборота земель, установленный федеральными законами и подзаконными актами.
Поэтому предметом преступления является государственный учет и порядок
гражданского оборота земель в Российской Федерации.
При характеристике объективной стороны преступления следует учесть, что
наименование ст. 170 УК уже, чем ее содержание. Объективная сторона преступления
содержит три формы преступной деятельности: а) регистрация заведомо незаконных
сделок с землей; б) искажение учетных данных Государственного земельного кадастра; в)
умышленное занижение размеров платежей на землю. Все формы взаимосвязаны между
собой.
Регистрация заведомо незаконных сделок с землей существенно нарушает земельные
отношения. В соответствии со ст. 164 ГК РФ и ст. ст. 25, 26 ЗК РФ любая сделка с землей
подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним с соблюдением требований, установленных в
нормах гражданского права. Порядок регистрации различных сделок с землей
определяется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" . Факт регистрации
является единственным основанием для получения свидетельства о праве собственности
на землю.
--------------------------------
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Регистрация сделок с землей с умышленным отступлением от установленных правил
является незаконной и может привести к выведению части земель из
сельскохозяйственного оборота, к нарушению права собственности других лиц. Поэтому
регистрация незаконных сделок с землей является преступлением.
Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра выражается в
сознательной фальсификации учетных данных при помощи ложных записей или
частичных подделок. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N
28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" Государственным земельным
кадастром признается систематизированный свод документированных сведений,
получаемых в результате проведения государственного учета земельных участков: о
местоположении, целевом назначении и правовом положении земель России. Все
земельные участки, расположенные на территории России, подлежат кадастровому учету,
в результате которого им присваивается кадастровый номер . Искажение учетных
данных в отношении категории земельного участка, его размера, целевого назначения или
правового положения неизменно влечет другие нарушения в сфере экономики, например
занижение или завышение нормативной цены земли, установленной для покупки, для
получения банковского кредита под залог земельного участка, для определения размеров
налога, арендной платы и т.д. В случае искажения сведений о целевом назначении земли
(земельный участок сельскохозяйственного назначения определяется как городская земля)
нарушается разрешительная система землепользования, что может повлечь заключение
незаконной сделки о купле-продаже земли.
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 149.
См.: Правила кадастрового деления территории Российской Федерации, утв.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 // СЗ РФ. 2000. N 37. Ст.
3726; Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 29 июля 2002 г. N
П/301 "О внесение изменений и дополнений в Порядок ведения государственного реестра
земель кадастрового районного раздела "Земельные участки" // РГ. 2002. N 161.

Умышленное занижение размеров платежей за землю заключается в занижении всех
видов оплаты за пользование землей. В соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г.
N 1738-1 "О плате за землю" использование земель в Российской Федерации является
платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена
земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов,
облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков или для получения
банковского кредита под залог земли устанавливается нормативная цена земли. При
определении размера земельного налога, базовых размеров арендной платы и
нормативной цены земли учитывается кадастровая оценка земли .
--------------------------------
ВВС РФ. 1991. N 44. Ст. 1424.
См.: Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 319 "О порядке
определения нормативной цены земли" // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539; Инструкция
Министерства РФ по налогам и сборам от 21 февраля 2000 г. N 56 // РГ. 2000. N 82, 83.

В соответствии с российским законодательством органам исполнительной власти и
органам местного самоуправления предоставляется право, с учетом условий размещения
земельных участков, повышать или понижать ставки налога для отдельных категорий
плательщиков. Умышленное занижение размеров платежей за землю должностным лицом
государственного или муниципального органа путем уменьшения налогооблагаемой базы,
занижения категории земли, изменения назначения земельного участка (вместо пашни
указано "под выпас скота") или незаконного применения льгот образует признаки данного
преступления.
Следует заметить, что все три формы преступной деятельности взаимосвязаны.
Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра может повлечь
умышленное занижение размеров платежей за землю, что, в свою очередь, отразится на
законности регистрируемой сделки с землей.
Состав преступления - формальный. Преступление признается оконченным с
момента совершения хотя бы одного из трех деяний.
Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Лицо осознает, что
регистрирует незаконную сделку с землей, искажает учетные данные Государственного
земельного кадастра, занижает размеры платежей за землю, и желает совершить эти
действия.
Субъект преступления - должностное лицо, уполномоченное регулировать
земельные отношения и исполнять контролирующие функции, которое, используя свое
служебное положение, совершает незаконные действия: регистратор прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, должностное лицо комитета по земельным ресурсам и
землеустройству, должностные лица органов исполнительной власти или органов
местного самоуправления (местной администрации), земельных комитетов, налоговой
службы (см. примечание к ст. 285 УК).
Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК). В соответствии с Конституцией РФ
каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательством и иной не
запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34).
Поощряя предпринимательство, государство устанавливает определенные формы контроля в целях
обеспечения прав и законных интересов других предпринимателей, общества и
государства. Порядок организации предпринимательства и основные его принципы
урегулированы нормами российского права, законами и подзаконными актами.
Предпринимательская деятельность, если она осуществляется индивидуальным
предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с положениями гражданского,
административного, финансового, таможенного, налогового права, будет считаться
законной. Предпринимательство, осуществляемое в обход установленного порядка,
считается незаконным и при определенных условиях влечет ответственность по ст. 171
УК.
Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной
деятельности: а) осуществление предпринимательской деятельности без регистрации; б)
осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации; в)
представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических
лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения; г) осуществление
предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое
разрешение обязательно; д) осуществление предпринимательской деятельности с
нарушением лицензионных требований и условий. Содержание всех форм преступной
деятельности можно уяснить, обратившись к Постановлению Пленума Верховного Суда
РФ от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном
предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного
имущества, приобретенных преступным путем" .
--------------------------------
БВС РФ. 2005. N 1.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место,
когда индивидуальный предприниматель или коммерческая организация уклоняются от
регистрации. Статья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут
быть зарегистрированы и осуществляться на законных основаниях, но виновные
уклоняются от этой обязанности. В случаях, когда предприниматель занимается
запрещенной законом экономической деятельностью, его ответственность наступает не по
ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия,
боеприпасов, взрывных устройств, комплектующих деталей, взрывчатых веществ влекут
уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хранение,
перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или
их аналогов - по ст. 228 УК.
В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе
заниматься предпринимательской деятельностью только с момента регистрации в
качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского)
хозяйства - после регистрации этого хозяйства. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют
обязательной регистрации юридических лиц в качестве коммерческих организаций. Таким
образом, государственная регистрация - это юридическое признание предпринимательства
в определенной организационно-правовой форме. Основания и требования,
предъявляемые при регистрации Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
были рассмотрены при анализе ст. 169 УК.
Возможны три варианта поведения виновных лиц: а) индивидуальный
предприниматель или коммерческая организация полностью уклоняются от регистрации,
не намереваясь ее осуществить, хотя имеют право на регистрацию; б) хозяйствующий
субъект представил заявление и все необходимые документы в орган юстиции и, не
дожидаясь получения регистрационного свидетельства, начал экономическую
деятельность; в) предпринимательская деятельность осуществляется после получения
отказа в регистрации или продолжается после аннулирования регистрационного
свидетельства по решению органа, выдавшего его, либо по решению суда.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил
регистрации означает, что субъекты предпринимательской деятельности, например, имея
регистрационное свидетельство на один вид предпринимательской деятельности,
осуществляют другую хозяйственную деятельность или занимаются ею в ином месте либо
в иной организационно-правовой форме. В том случае, когда сроки действия
регистрационного свидетельства истекли, но хозяйствующий субъект продолжает свою
деятельность, будет иметь место первая форма преступной деятельности.
Представление в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц,
документов, содержащих заведомо ложные сведения, свидетельствует о том, что
регистрация была получена обманным путем. Регистрирующий орган был введен в
заблуждение представленными документами, фальсификация которых обнаружена
позднее, например, документ об уплате регистрационного сбора оказался поддельным.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения
(лицензии) означает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеют
регистрационное свидетельство на право ведения предпринимательской деятельности, но
не имеют специального разрешения (лицензии) на тот вид экономической деятельности,
который они осуществляют, когда такая лицензия обязательна (ст. 49 ГК РФ).
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности" относит к лицензируемым такие виды деятельности, осуществление
которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и
здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства. Закон перечисляет эти
виды деятельности с указанием конкретных видов, которые лицензируются только на
федеральном уровне (торговля оружием, все операции с драгоценными металлами и
драгоценными камнями, с наркотическими и психотропными веществами, добыча
полезных ископаемых, хранение газа, нефти и продуктов их переработки, работы,
связанные с электро- и теплоснабжением, транспортные услуги (кроме пассажирских
автомобильных перевозок), платные юридические услуги и т.д.), а также виды
деятельности, лицензируемые органами исполнительной власти субъектов РФ
(риелторская, медицинская (кроме инфекционных и онкологических заболеваний),
ветеринарная деятельность, эксплуатация автозаправочных станций и т.д.). Лицензии
должны быть получены на каждый вид деятельности на срок не менее 5 лет, но они могут
быть бессрочными в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Порядок лицензирования работ и услуг по космической, ветеринарной, медицинской
деятельности устанавливается специальными положениями. Часть 2 ст. 1 Федерального
закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ перечисляет виды деятельности (всего 20),
лицензирование которых осуществляется в соответствии с другими законами и
нормативными правовыми актами.
При выполнении преступной деятельности в данной форме тоже возможны три
варианта поведения, как и при первой форме.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных
требований и условий означает, что у предпринимателя имеются регистрационное
свидетельство и лицензия на определенный вид предпринимательства, но он нарушает
условия и требования, установленные в лицензии. Закон указывает общие и специальные
требования. Общими требованиями являются: а) предпринимательство должно
осуществляться только в том виде деятельности, на который получена лицензия; она
выдается на один вид деятельности; б) лицензия выдается определенному
индивидуальному предпринимателю или руководителю юридического лица; в) нельзя
передавать лицензию другим лицам; г) необходимо соблюдать законы РФ и правила
противопожарной, технической, экологической, санитарно-эпидемиологической
безопасности. Специальные требования установлены в отношении специальных знаний
предпринимателя или лиц, которые будут выполнять техническую часть деятельности,
наличия помещения, оборудования, технических средств и других особенностей
конкретной предпринимательской деятельности. Отступления от этих требований могут
быть признаны преступными, но, как представляется, только при нарушении основных
условий лицензирования. В иных случаях лицензия может быть отозвана в
административном порядке, что и делается на практике.
Деяние, выраженное в любой из пяти форм незаконной предпринимательской
деятельности, будет признано преступным при наличии хотя бы одного из двух условий:
а) если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству; б) если
оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Понятие крупного ущерба
или дохода в крупном размере определяется в примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс.
руб. Совершение тех же действий при отсутствии указанных условий влечет
административную ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ, а в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей, представивших в регистрирующий орган
документы, содержащие заведомо ложные сведения, - по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ. Следует
согласиться с точкой зрения, высказанной в литературе, что при этом не образуется
совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 198 или 199 УК .
--------------------------------
См.: Волженкин Б.В. Указ. соч. С. 97.

По конструкции состав сформулирован двумя способами. Если в характеристику
объективной стороны включить причинение крупного ущерба, то такой состав следует
считать материальным. Преступление будет считаться оконченным с момента причинения
крупного ущерба. В том случае, если объективная сторона преступления будет
характеризоваться извлечением дохода в крупном размере, то такой состав следует
признать формальным и преступление будет считаться оконченным с момента получения
такого дохода .
--------------------------------
Такая законодательная формулировка, нередко встречающаяся в определениях
экономических преступлений, послужила некоторым авторам основанием для признания
формально-материального состава, что не представляется обоснованным с научной точки
зрения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо
осознает, что занимается незаконной предпринимательской деятельностью, и желает
этого. Мотивы не указаны в законе, но они всегда являются корыстными.
Субъект преступления - индивидуальный предприниматель, а также руководитель
юридического лица.
Часть 2 ст. 171 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) преступление
совершено организованной группой; б) деяние сопряжено с извлечением дохода в особо
крупном размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Размер особо
крупного дохода определен в примечании к ст. 169 УК - свыше 1 млн. руб.
Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных
товаров и продукции (ст. 171.1 УК). Предметом преступления являются товары и
продукция, подлежащие обязательной маркировке.
Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной
деятельности: а) производство товаров или продукции, которые подлежат обязательной
маркировке марками акцизного сбора, специальными марками и знаками соответствия; б)
приобретение немаркированных товаров или продукции; в) хранение таких товаров или
продукции; г) перевозка немаркированных товаров или продукции; д) сбыт
немаркированных товаров или продукции. При анализе признаков объективной стороны
следует учесть, что первые четыре формы преступной деятельности характеризуются
дополнительным признаком субъективного характера - целью сбыта немаркированных
товаров или продукции. Следовательно, в ст. 171.1 УК идет речь о такой незаконной
предпринимательской деятельности (незарегистрированной и нелицензированной),
которая ни при каких условиях не может быть признана законной, как это следует из
содержания ст. 171 УК.
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является
крупный размер стоимости немаркированных товаров. В соответствии с примечанием к
ст. 169 УК крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и
продукции, превышающая 250 тыс. руб. на момент совершения преступления. Выпуск
организацией - производителем товаров и продукции в меньших размерах влечет
административную ответственность (ст. 15.12 КоАП РФ).
Производство товаров или продукции, которые подлежат обязательной маркировке,
означает, что индивидуальный предприниматель или коммерческая организация
(зарегистрированные или незарегистрированные) производят для сбыта товары или
продукцию, которые подлежат обязательной маркировке, но уклоняются от этого
обязательного требования. Для нормального функционирования экономических
отношений в сфере производства, торговли и услуг установлен особый порядок
маркировки отдельных видов товаров и продукции. Общий порядок маркировки
предусмотрен в нормах гл. 76 ГК РФ . Он включает товарный знак изготовителя и знак
обслуживания, наименование места происхождения товара или продукции, номер
изделия, дату изготовления или выпуска и срок годности (в тех случаях, когда это
требуется, например, при производстве пищевых продуктов и лекарств).
--------------------------------
Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1, ранее регулировавший данные
отношения, утратил силу. Однако фирменные наименования юридических лиц,
зарегистрированные в соответствии с указанным Законом, сохраняются и подлежат
приведению в соответствие с правилами, установленными нормами гл. 76 ГК РФ, при
первом после 1 января 2008 г. изменении учредительных документов.

Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения (словесные, изобразительные,
объемные и другие обозначения или их комбинация, выполненные и зарегистрированные
в любом цвете или цветовом сочетании федеральным органом исполнительной власти по
интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков), служащие
для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических
или физических лиц (ст. ст. 1477 и 1482 ГК РФ). Наименование места происхождения
товара - это обозначение товара, содержащее современное или историческое
наименование страны, населенного пункта, местности или другого географического
объекта, связанное с местом его изготовления. Использованием указанных обозначений
признается их применение на товаре, этикетках, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах,
бланках и иной документации, связанной с введением товара в гражданский оборот (ст.
1516 ГК РФ).
Законы и подзаконные акты Российской Федерации предусматривают специальные
виды маркировки товаров, продукции, услуг. К ним относятся: марки акцизного сбора,
специальные марки и знаки соответствия техническим стандартам, условиям
изготовления и образцам.
Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые
покупателем. Облагаются акцизным сбором и маркируются марками акцизного сбора
товары повышенного спроса, предметы роскоши, определенные виды минерального
сырья. Согласно ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются: спирт этиловый и
спиртосодержащая продукция (содержание спирта более 9%), пиво, табачная продукция,
ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин,
дизельное топливо, моторные масла.
Специальными марками маркируются алкогольная продукция, табак и табачные
изделия для подтверждения легальности производства данной продукции на территории
Российской Федерации .
--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке
алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" // СЗ РФ.
2003. N 16. Ст. 1528 и другие нормативные правовые акты.

Знак соответствия - это зарегистрированный в установленном порядке знак (с
учетной информацией к нему), защищенный от подделок, который подтверждает
соответствие товара и продукции техническим стандартам, условиям изготовления и
образцам. Нормативными актами РФ установлена и введена в действие Номенклатура
продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, и Номенклатура
продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии
.
--------------------------------
См.: Постановления Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64 и от 27
сентября 2002 г. N 214 // Вестник Госстандарта России. 2002. N 12; 2003. N 7.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
, а также Постановление Госстандарта России от 1 сентября 2003 г. N 99 "Об
утверждении Порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по
стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора" устанавливают
единый порядок правовой регламентации в области установления, применения и
исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства,
эксплуатации, хранению, перевозке, реализации, утилизации, выполнения работ и
оказания услуг. Закон предусматривает замену государственных стандартов техническими
регламентами, включающими другие требования к продукции и маркировке. В течение 7
лет российские производители должны перейти на систему технических регламентов, в
которых будут заданы обязательные нормы безопасности продукции. Каждый
технический регламент будет иметь статус закона. Когда продукция пройдет
сертификацию, т.е. будет документально подтверждено ее соответствие национальным
стандартам, она будет маркироваться специальным знаком - знаком обращения на рынке
(ст. 27) .
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
БНА РФ. 2004. N 3.
Описание и изображение знака обращения на рынке утверждено
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 696 // СЗ РФ. 2003. N 47. Ст.
4547.

Технические регламенты должны быть приняты в семилетний срок, но в течение
этого времени действуют обязательные требования к продукции, процессам производства,
эксплуатации и т.д., установленные нормативными правовыми актами РФ , поэтому
упомянутый Закон сохраняет и старый порядок маркирования товаров и продукции
знаками соответствия национальному стандарту, прошедших подтверждение соответствия
в форме добровольной или обязательной сертификации (ст. ст. 15, 20, 22).
--------------------------------
См.: Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1013 "Об
утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ
и услуг, подлежащих обязательной сертификации" // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3899; см.
также Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утв.
Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. N 26 // БНА РФ. 2000. N 28.

Приобретение немаркированных товаров или продукции - это покупка, получение в
качестве подарка, взамен на другой товар или за предоставление какой-либо услуги для
дальнейшего сбыта. Хранение - временное складирование в каком-либо помещении
немаркированных товаров или продукции для дальнейшего сбыта. Перевозка - это
перемещение немаркированных товаров или продукции от места их приобретения к месту
хранения или от места хранения к месту сбыта. Сбыт немаркированных товаров означает
продажу, мену, предоставление в качестве оплаты за услугу, дарение, дачу взаймы.
Состав по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с
момента выполнения хотя бы одного действия.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо
осознает, что совершает хотя бы одно действие из предусмотренных в ст. 171.1 УК, и
желает его совершить. Мотивы и цели не указаны в законе, но, как правило, они
корыстные. Виновные не маркируют изготовленные товары или продукцию, чтобы
избежать расходов, связанных с регистрацией, лицензированием, приобретением марок и
знаков соответствия, а главное - уклониться от уплаты налогов с неучтенной продукции. В
отдельных случаях мотивом может быть другая личная заинтересованность, например при
перевозке или хранении (из родственных или дружеских чувств).
Субъект преступления - лицо в возрасте 16 лет; индивидуальный предприниматель, а
также руководители производственных или торговых организаций.
Часть 2 ст. 171.1 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) совершение
преступления организованной группой; б) совершение преступления в особо крупном
размере. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. Понятие особо крупного
размера - в примечании к ст. 169 УК, он составляет сумму, превышающую 1 млн. руб.
Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК). Уголовно-правовая норма,
предусмотренная ст. 172 УК, является специальной по отношению к норме, содержащейся
в ст. 171 УК: незаконная банковская деятельность есть частный вид незаконного
предпринимательства. По способу описания нормы, по структуре и конструкции составов,
по квалифицирующим признакам данные преступления совпадают. Однако имеются
существенные различия в порядке организации, лицензирования, в признаках субъектов
преступлений.
Согласно положениям Закона РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и
банковской деятельности" банковская система РФ состоит из Центрального банка РФ,
кредитных организаций, их филиалов и представительств иностранных банков.
Кредитные организации включают банки и небанковские кредитные организации. Банк -
это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять
банковские операции: привлекать вклады физических и юридических лиц, размещать их
от своего имени и за счет собственных средств в других организациях на основе
платности, срочности и возвратности, а также вести счета физических и юридических лиц
(ст. 1 Закона). Банки могут действовать на основе любой формы собственности как
хозяйственное общество в целях извлечения прибыли. На основе лицензии Центрального
банка РФ банки могут осуществлять и другие банковские операции: вести расчеты по
поручению физических и юридических лиц, проводить инкассацию денежных средств,
покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной форме, принимать
вклады в виде драгоценных металлов, производить выпуск, покупку и продажу ценных
бумаг, выполняющих функции платежного средства, и другие операции (ст. ст. 5, 6).
Небанковские кредитные организации (почтово-сберегательная система, ломбарды,
кредитные товарищества, страховые компании, пенсионный фонд и др.) также действуют
в целях извлечения прибыли, но вправе осуществлять в соответствии с лицензией лишь
отдельные банковские операции; им запрещено заниматься производственной или
торговой деятельностью (ч. 3 ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности").
--------------------------------
ВВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

Государственную регистрацию кредитных организаций и выдачу им лицензий
осуществляет Центральный банк РФ (в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10
июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
). Для регистрации кредитных организаций должны быть представлены (кроме
документов, необходимых для регистрации предпринимательской деятельности) сведения
о наличии капитала, подтвержденные декларациями о доходах, анкеты кандидатов на
должности руководителя и главного бухгалтера с документами о наличии высшего
юридического или экономического образования, а в случае отсутствия высшего
образования - свидетельства о стаже работы не менее двух лет, связанной с банковскими
операциями, а также указаны данные о наличии или отсутствии судимости. Лицензии
выдаются одновременно с регистрацией, где указываются виды банковских операций,
которые вправе проводить кредитная организация, валюта, в которой они могут
осуществляться, а также местность, где эта деятельность будет производиться. Порядок
регистрации и лицензирования был рассмотрен при анализе преступлений,
предусмотренных ст. ст. 169 и 171 УК.
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Признаки объективной и субъективной стороны анализируемого преступления
совпадают с аналогичными признаками незаконной предпринимательской деятельности.
Следует выделить особенности субъекта преступления. Субъектом преступления,
предусмотренного ст. 172 УК, не может быть индивидуальный предприниматель, так как
кредитная организация - это коммерческое общество. Поэтому субъекты незаконной
банковской деятельности - специальные: учредители кредитной организации,
руководители, бухгалтер. Исходя из анкетных данных этих лиц, которые представляются
в Центральный банк РФ для регистрации (наличие высшего юридического или
экономического образования и опыта работы с банковскими операциями), возраст
субъектов будет значительно старше 18 лет.
Квалифицирующие обстоятельства полностью совпадают с аналогичными
признаками, предусмотренными ч. 2 ст. 171 УК.
Лжепредпринимательство (ст. 173 УК). Под лжепредпринимательством следует
понимать создание коммерческой организации без намерения осуществлять
предпринимательскую или банковскую деятельность, преследующей корыстные цели и
причинившей своей фактической деятельностью крупный ущерб гражданам,
организациям или государству (ст. 173 УК).
Дополнительный объект преступления - права и законные интересы граждан,
организаций или государства.
Объективная сторона преступления характеризуется действием - созданием
коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или
банковскую деятельность и общественно опасными последствиями в виде крупного
ущерба гражданам, организациям или государству. Следует обратить внимание на
некоторую не совсем удачную законодательную формулировку объективной стороны
преступления. Вряд ли сам факт создания лжепредприятия (коммерческой организации)
может объективно причинить не только крупный, но какой-либо имущественный ущерб
гражданам, организациям или государству. Для этого должны быть совершены другие
действия, промежуточные между фактом создания коммерческой организации и
причинением имущественного ущерба. Поэтому, как представляется, будет более
правильным характеризовать объективную сторону данного преступления системой
действий, функционально связанных между собой: а) созданием лжекоммерческой
организации, б) невыполнением деятельности, указанной в регистрационном
свидетельстве и лицензии (если она имеется), в) получением кредитов или льгот по
налогам, г) использованием вырученных средств не по назначению. Именно два
последних действия - получение кредитов или льгот по налогам и использование их не по
назначению - могут объективно причинить крупный ущерб гражданам, организациям или
государству.
Создание коммерческой организации означает ее официальную регистрацию, иногда
даже лицензирование конкретного вида деятельности. Этому предшествуют другие
действия: сбор пакета документов, проведение собрания учредителей, подготовка устава
или текста учредительного договора, открытие расчетного и текущего счета в банке.
Организационно-правовые формы таких организаций могут быть различными:
производственный кооператив, хозяйственное товарищество, закрытое акционерное
общество и др. Невыполнение деятельности, указанной в регистрационном свидетельстве
или в лицензии, означает, что коммерческая организация не приступала к этой
деятельности или для прикрытия частично ее выполняла. Получение кредитов или
освобождение от налогов свидетельствуют о создании условий для другой деятельности,
более выгодной, для совершения других коммерческих операций с целью извлечения
большей прибыли и более легким способом. Например, учредители создают банк, но не
проводят банковских операций, а используют вклады граждан для торгово-
посреднической деятельности или, получив кредиты для производства каких-либо
товаров, хозяйственное товарищество "прокручивает" их в банках. Нередко
лжепредприятие используется для прикрытия запрещенной деятельности, например для
торговли оружием или наркотиками. Такие действия квалифицируются по совокупности
преступлений - по ст. 173 и ст. ст. 222 или 228 УК.
Обязательным признаком объективной стороны является причинение крупного
ущерба гражданам, организациям, государству. Размер крупного ущерба определен в
примечании к ст. 169 УК - свыше 250 тыс. руб. В размер крупного ущерба должны войти:
сумма невозвращенного кредита, общая сумма вкладов граждан, сумма налога, не
уплаченная в связи с примененной льготой, и другие убытки, причиненные преступными
действиями.
Состав по конструкции материальный. Преступление признается оконченным с
момента причинения крупного ущерба при наличии причинной связи между действиями
лица и крупным ущербом.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо
осознает, что создает лжепредприятие, получает кредиты и другие материальные выгоды
и использует их не по назначению, предвидит, что причинит своими дейс
Коментариев: 0 | Просмотров: 215 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: