Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
деффчонки онлайн деффчонки онлайн
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней
 (голосов: 0)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:26

Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных
клейм (ст. 181 УК). Непосредственным объектом преступления является сфера обращения
драгоценных металлов. Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-
ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" федеральный пробирный
надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых
изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих
изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов
государства.
--------------------------------
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

Предмет преступления - государственное пробирное клеймо . Все изготовляемые
в России ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также
указанные изделия, ввезенные на территорию РФ для продажи, должны соответствовать
пробам и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.
--------------------------------
И.А. Клепицкий в качестве предмета преступления рассматривает не только
само клеймо, но и его оттиск (см.: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений.
М., 2005. С. 501).

Клеймению государственным пробирным клеймом не подлежат памятные монеты,
прошедшие эмиссию, и государственные награды, статут которых определен в
соответствии с законодательством РФ, а также изделия, перечень которых дается в п. 16
Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и
клеймения изделий из драгоценных металлов" .
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.

Государственное пробирное клеймо представляет собой приспособление, при
помощи которого на ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов наносится
(чеканится) знак, свидетельствующий о достоинстве этого изделия. Государственные
пробирные клейма для механического клеймения изделий изготавливаются Монетным
двором Гознака Министерства финансов РФ, клейма-электроды для электроискрового
клеймения - Центральной госинспекцией по заказам Российской государственной
пробирной палаты. Клейма должны строго соответствовать утвержденным единым
образцам и техническим условиям .
--------------------------------
См.: Инструкция по осуществлению пробирного надзора, утв. Приказом
Роскомдрагмета от 23 июня 1995 г. N 182 // Российские вести. 1995. N 144.


Объективная сторона характеризуется четырьмя альтернативными
несанкционированными действиями: 1) изготовление пробирного клейма, 2) его сбыт, 3)
использование, 4) подделка.
Изготовление клейма означает его создание любыми способами, в том числе
восстановление клейма, пришедшего в негодность. Под сбытом понимают любые формы
отчуждения клейма - возмездные и безвозмездные (передача, продажа, обмен, дарение и
т.п.). К использованию относят применение его для клеймения изделий из драгоценных
металлов, как подлежащих, так и не подлежащих обязательному клеймению .
Следовательно, не имеет значения, соответствует или нет поставленный оттиск
фактическому достоинству металла, из которого изготовлено изделие. Подделкой клейма
считается его полное изготовление либо изменение реквизитов подлинного клейма.
--------------------------------
В литературе высказана иная точка зрения, согласно которой использование
клейма для клеймения изделий, не подлежащих обязательному клеймению, состава
преступления в данной разновидности действий не образует (см.: Уголовное право РФ.
Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2004. С. 252 (автор - Г.А. Есаков)).

Последующий сбыт изделия, подвергшегося незаконному клеймению, следует
дополнительно квалифицировать по ст. 159 УК. Само лишь использование пробирного
клейма не может рассматриваться как способ мошенничества, так как указанным
действием имущество еще не похищается. Используя пробирное клеймо, как подлинное,
так и поддельное, с целью сбыта изделия, преступник совершает только приготовление к
мошенничеству. Если же хищение было окончено, содеянное квалифицируется по
совокупности ст. ст. 181 и 159 УК.
Обязательным признаком перечисленных действий является их
несанкционированный (незаконный) характер.
В Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и
клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из
драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта
необработанных алмазов. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых
изделий из драгоценных металлов осуществляется Российской государственной
пробирной палатой при Министерстве финансов РФ. Пробирная палата России
осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные инспекции
пробирного надзора и другие обособленные подразделения (филиалы), наделенные
функциями федерального пробирного надзора и государственного контроля на
территории соответствующих районов деятельности .
--------------------------------
См. Положение о Российской государственной пробирной палате при
Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 12
декабря 2005 г. N 327 (текст Приказа официально опубликован не был; использована
информационно-правовая база системы Гарант).

Состав преступления - формальный. Окончено оно в момент совершения любого из
перечисленных в ч. 1 ст. 181 УК действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Обязательным признаком является мотив
заинтересованность.
-корыстная или иная личная
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав преступления предусматривает повышенную
ответственность за деяния, указанные в ч. 1 ст. 181 УК, совершенные организованной
группой. Понятие организованной группы определяется с учетом ч. 3 ст. 35 УК.
Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК). Непосредственным
объектом преступления выступает порядок обращения ценных бумаг. Дополнительным
объектом - имущественные интересы граждан, организаций и государства.
Объективная сторона преступления включает четыре альтернативно указанных
действия: 1) внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной
информации, 2) утверждение проспекта эмиссии ценных бумаг, содержащего заведомо
недостоверную информацию, 3) утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг,
содержащего заведомо недостоверную информацию, 4) размещение эмиссионных ценных
бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Диспозиция рассматриваемой уголовно-правовой нормы является бланкетной, и для
ее уяснения необходимо обратиться к другим отраслям права.
Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и
обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых
возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).
Несмотря на то что в ст. 185 УК используется понятие "ценные бумаги", под ними
следует понимать не все ценные бумаги, а лишь эмиссионные. Эмиссионная ценная
бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется
одновременно следующими признаками: а) закрепляет совокупность имущественных и
неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному
осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка; б) размещается
выпусками; в) имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска
вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги .
--------------------------------
См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" //
СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг" эмиссия ценных бумаг есть установленная законом последовательность
действий эмитента (юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы
местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами
ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими) по размещению эмиссионных
ценных бумаг.
Процедура эмиссии включает несколько этапов, в число которых входит
государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, сопровождающаяся
регистрацией их проспекта в случае размещения путем открытой подписки или путем
закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.
В статье 22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" содержится подробный и
исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному включению в проспект
эмиссии ценных бумаг. Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо
недостоверной информации предполагает искажение этих сведений и внесение заведомо
ложной информации, например о финансовом положении эмитента, о порядке и об
условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
До регистрации проспект эмиссии ценных бумаг должен быть утвержден и подписан
уполномоченными управленческими органами эмитента для подтверждения тем самым
полноты и достоверности всей информации, содержащейся в проспекте. Утверждение
проспекта эмиссии, содержащего заведомо недостоверную информацию, образует
следующую разновидность преступных действий, характеризующих объективную
сторону рассматриваемого состава преступления.
Процедура эмиссии завершается государственной регистрацией отчета об итогах
выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Не позднее 30 дней
после того, как размещение ценных бумаг завершено, эмитент обязан представить в
регистрирующий орган данный отчет. В отчете об итогах выпуска ценных бумаг должна
быть указана следующая информация: 1) даты начала и окончания размещения ценных
бумаг; 2) фактическая цена (цены) размещения ценных бумаг; 3) количество размещенных
ценных бумаг; 4) доля размещенных и неразмещенных ценных бумаг выпуска; 5) общий
объем поступлений за размещенные ценные бумаги; 6) о сделках, признаваемых
федеральными законами крупными сделками и сделками, в совершении которых имеется
заинтересованность, если они совершены в процессе размещения ценных бумаг.
Утверждение уполномоченными органами эмитента заведомо недостоверного отчета об
итогах выпуска ценных бумаг, т.е. содержащего заведомо ложную информацию, образует
третью разновидность преступных действий.
Последним из таких действий является размещение эмиссионных ценных бумаг,
выпуск которых не прошел государственную регистрацию. В соответствии со ст. 20
Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация каждого
выпуска осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных
бумаг или иным регистрирующим органом, определенным законом, на основании
заявления эмитента. Основания для отказа в государственной регистрации перечислены в
ст. 21 названного Закона.
Размещение эмиссионных ценных бумаг без государственной регистрации их
выпуска влечет уголовную ответственность по ст. 185 УК.
Состав преступления - материальный. Уголовная ответственность за все виды
злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг наступает, если этими деяниями причинен
крупный ущерб гражданам, организациям или государству. В примечании к ст. 185 УК
определено, что крупным ущербом признается ущерб, превышающий 1 млн. руб.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления - специальный. Проспект эмиссии как документ появляется
лишь после подписания его уполномоченными на то лицами. Соответственно, субъектом
преступления в виде внесения в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной
информации может быть лицо, наделенное функциями единоличного исполнительного
органа эмитента, его главный бухгалтер (иное лицо, выполняющее его функции), аудитор,
а в некоторых случаях - независимый оценщик и финансовый консультант.
В трех других формах преступной деятельности субъектом является член совета
директоров (наблюдательного совета) или член органа, осуществляющего функции совета
директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества, а для юридических
лиц иных организационно-правовых форм -лицо, наделенное функциями
исполнительного органа эмитента, а также иное лицо, уполномоченное на то в
соответствии с российским законодательством. Спорным является вопрос, признается ли
субъектом преступления должностное лицо государственного регистрирующего органа,
уполномоченного на проведение регистрации проспекта ценных бумаг и отчета об итогах
выпуска ценных бумаг. В этом случае оно не утверждает, а лишь регистрирует ранее
утвержденный вышеперечисленными лицами проспект либо отчет. Следовательно,
должностное лицо, осуществляющее регистрацию, не может быть признано субъектом
рассматриваемого преступления.
Часть 2 ст. 185 УК в качестве квалифицирующего признака устанавливает
совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной
группой.
Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу
информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах
(ст. 185.1 УК). Непосредственный объект преступления совпадает с объектом
преступления, предусмотренного ст. 185 УК.
Статья 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" обязывает эмитента,
который регистрирует проспект ценных бумаг, раскрыть информацию в форме
ежеквартального отчета, а также сообщить о существенных фактах, затрагивающих его
финансово-хозяйственную деятельность. Профессиональный участник обязан помимо
информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами РФ, по требованию инвестора предоставить также дополнительную
информацию, состав которой определен в ст. 6 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N
46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" .
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

Определяя условия информационного обеспечения, Закон о рынке ценных бумаг
оперирует понятием "раскрытие информации". При этом следует различать его широкий и
узкий смысл.
В широком смысле под раскрытием информации понимается обеспечение ее
доступности всем заинтересованным лицам независимо от целей получения данной
информации, в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
Под раскрытием информации в узком смысле понимается установленный порядок
представления эмитентом либо иным лицом соответствующей информации в
уполномоченный орган.
В статье 185.1 УК указаны конкретные адресаты, которым должна быть
предоставлена информация, - инвестор либо контролирующий орган. Соответственно, в
данной ситуации раскрытие информации понимается в узком смысле.
Инвесторы - это физические и юридические лица, объектом инвестирования которых
являются эмиссионные ценные бумаги (ст. 1 Федерального закона от 5 марта 1999 г. N 46-
ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 10. Ст. 1163.

Федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг,
осуществляющим контроль за деятельностью профессиональных участников рынка
ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) (ст.
40 Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Состав, порядок и сроки раскрытия информации определяются законодательством
РФ о ценных бумагах .
--------------------------------
См.: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"; Федеральный закон от 29
июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и
муниципальных ценных бумаг" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3814; Федеральный закон "О
защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"; Положение о
раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом
Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 г. N 06-117/пз-н // БНА
РФ. 2007. N 4.

Объективная сторона преступления выражена в двух самостоятельных формах: 1) в
злостном уклонении от предоставления информации; 2) в предоставлении заведомо
неполной или ложной информации.
Злостность уклонения может определяться продолжительностью времени после
истечения сроков для предоставления информации контролирующему органу, упорным
невыполнением этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования
инвестора или контролирующего органа, и т.п.
Состав преступления - материальный. Обязательным условием для наступления
уголовной ответственности является причинение крупного ущерба гражданам,
организациям или государству. Крупный ущерб исчисляется суммой, превышающей 1
млн. руб. (примечание к ст. 185 УК).
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъект преступления специальный - лицо, обязанное обеспечить указанной
информацией инвестора или контролирующий орган. Таким лицом может выступать
эмитент, владелец эмиссионных ценных бумаг, профессиональный участник рынка
ценных бумаг.
Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК).
Непосредственным объектом преступления выступает порядок обращения денег и ценных
бумаг.
Предметом преступления с учетом положений Федерального закона от 10 декабря
2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" являются:
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

1) валюта Российской Федерации: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка
России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на
территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену
указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов,
монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа
на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных
государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену
указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в
денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных
единицах;
3) внутренние ценные бумаги: а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная
стоимость которых указана в российской валюте и выпуск которых зарегистрирован в РФ;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение российской валюты,
выпущенные на территории РФ;
4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме,
не относящиеся в соответствии с федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля
1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег
или ценных бумаг" изготовление с целью сбыта и сбыт денежных знаков и ценных
бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские деньги, отмененные
денежными реформами, и т.п.) и имеющих лишь коллекционную ценность, не образуют
состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК, и должны, при наличии к тому
оснований, квалифицироваться как мошенничество.
--------------------------------
БВС РФ. 1994. N 7.

Не могут быть предметом данного преступления также документы, не отнесенные к
числу ценных бумаг. В пункте 8 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ
разъяснено: поскольку билет денежно-вещевой лотереи ценной бумагой не является, его
подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша квалифицируется как
приготовление к мошенничеству. В случае сбыта фальшивого лотерейного билета либо
получения по нему выигрыша содеянное виновным следует квалифицировать как
мошенничество.
Объективная сторона преступления включает два альтернативно указанных
действия: 1) изготовление в целях сбыта; 2) сбыт поддельных денег или ценных бумаг.
Изготовление предполагает как частичную подделку денежных купюр или ценных
бумаг (переделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии
облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью
поддельных.
При решении вопроса о наличии в действиях лица состава преступления,
предусмотренного ст. 186 УК, необходимо установить, являются ли денежные купюры,
монеты или ценные бумаги поддельными, имеют ли они существенное сходство по
форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении
подлинными денежными знаками или ценными бумагами.
В тех случаях, когда фальшивая купюра явно не соответствует подлинной, что
исключает ее участие в денежном обращении, а также если иные обстоятельства дела
свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного
числа лиц, содеянное может быть квалифицировано как мошенничество.
Сбыт поддельных денег или ценных бумаг состоит в использовании их в качестве
средства платежа при оплате товаров и услуг, размене, дарении, даче взаймы, продаже и
т.п. Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 2
незаконное приобретение лицом чужого имущества в результате совершенных им
операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами охватывается составом ст. 186
УК и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим
ответственность за хищение, не требует .
--------------------------------
По этому вопросу в юридической литературе высказана иная точка зрения. Так,
Б.В. Волженкин считает, что сбыт фальшивых денег или ценных бумаг совсем
необязательно связан с противоправным завладением чужого имущества, поэтому, если
такое происходит, содеянное следует квалифицировать по совокупности (см.: Волженкин
Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 377; см. также:
Скляров С. Как квалифицировать последствия сбыта поддельных денег или ценных бумаг
// Российская юстиция. 2002. N 10 и др.).

Состав преступления - формальный. Изготовление фальшивых денежных знаков или
ценных бумаг является оконченным, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя
бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить
сбыт подделки. Сбыт будет окончен с момента принятия другим лицом хотя бы одного
предмета подделки. Приобретение заведомо поддельных денег или ценных бумаг в целях
их последующего сбыта в качестве подлинных следует квалифицировать по ст. ст. 30 и
186 УК.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При изготовлении
указанных предметов обязательным признаком субъективной стороны является также
цель - сбыть поддельные деньги или ценные бумаги.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Уголовной
ответственности за сбыт поддельных денег, ценных бумаг и иностранной валюты
подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу
стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег или ценных бумаг,
сознающие это и тем не менее использующие их как подлинные.
Квалифицированный состав характеризуется совершением тех же деяний в крупном
размере. В соответствии с примечанием к ст. 169 УК крупным размером является
изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг на сумму, превышающую 250
тыс. руб. Особо квалифицированный состав характеризуется совершением его
организованной группой.
Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных
платежных документов (ст. 187 УК). Непосредственным объектом преступления
выступает порядок безналичных расчетов.
В соответствии с п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты на территории РФ могут осуществляться
в наличной и безналичной формах. Под формой безналичных расчетов понимаются
предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода
денежных средств через кредитные организации. Данные способы отличаются видом
расчетного документа, порядком документооборота, условиями предоставления средств в
распоряжение получателя, в том числе зачисления на его счет. Формы безналичных
расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в
договорах, заключаемых ими со своими контрагентами .
--------------------------------
См.: Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утв. ЦБ РФ
от 3 октября 2002 г. N 2-П // Вестник Банка России. 2002. N 74.

Предметом преступления выступают кредитные карты, расчетные карты, а также
иные платежные документы, не являющиеся ценными бумагами.
Объективная сторона характеризуется двумя альтернативно указанными действиями:
1) изготовление в целях сбыта или 2) сбыт поддельных кредитных (расчетных) карт и
иных платежных документов. Лицо, которое реально расходует находящиеся на счету
денежные средства с помощью поддельной кредитной (расчетной) карты или иного
платежного документа, подлежит ответственности за хищение чужого имущества путем
мошенничества.
Состав преступления - формальный. При изготовлении оно считается оконченным
после того, как с целью последующего сбыта лицо изготовит хотя бы одну карту или иной
платежный документ либо внесет в него заведомо ложные данные, при сбыте - с момента
передачи предмета подделки другому лицу.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. При изготовлении
виновное лицо должно преследовать цель - сбыть предмет подделки.
Субъектом преступления признается лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав характеризуется совершением указанных в ч. 1 ст. 186
УК деяний организованной группой.
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или
жемчуга (ст. 191 УК). Непосредственным объектом являются общественные отношения в
сфере государственного регулирования оборота драгоценных металлов, природных
драгоценных камней.
Предметом преступления являются драгоценные металлы, природные драгоценные
камни, жемчуг в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий
и лома таких изделий.
К драгоценным металлам Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О
драгоценных металлах и драгоценных камнях" относит золото, серебро, платину и
металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные
металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и
аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных
продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и
отходах производства и потребления.
--------------------------------
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.

К драгоценным камням относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и
александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.
К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке,
устанавливаемом Правительством РФ . Не входят в предмет этого преступления
драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий, они
используются как продукция производственно-технического назначения без ограничений.
Критерии и порядок отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления
ювелирных изделий устанавливаются Правительством РФ .
--------------------------------
См.: Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным
камням, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. N 8 // СЗ РФ. 1999. N
2. Ст. 310.
См.: Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1998 г. N 1365 "О критериях
и порядке отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных
изделий" // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5933.

Объективная сторона преступления выражается в альтернативных действиях:
совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными
камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ;
незаконное хранение, перевозка и пересылка данных предметов.
Сделка признается незаконной, если при ее совершении нарушен установленный
законодательством порядок (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения,
нарушение приоритетного порядка и др.).
Под незаконным хранением, перевозкой или пересылкой драгоценных металлов,
природных драгоценных камней или жемчуга понимаются случаи, когда данные
предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате
совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной
в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный
источник (способ) приобретения данных ценностей делает незаконным последующее их
хранение, перевозку или пересылку.
Под хранением понимают любые умышленные действия виновного, связанные с
нахождением у него драгоценных металлов или драгоценных камней. Данные предметы
могут находиться в тайнике, в жилище или ином специально оборудованном хранилище
либо других местах.
Под перевозкой драгоценных металлов и камней следует понимать их перемещение с
одного места на другое при непосредственном участии виновного. Перевозка может быть
осуществлена любым видом транспорта, открыто или тайно, с сокрытием в транспортном
средстве, в багаже, в одежде и т.п.
Пересылка предметов посягательства также предполагает их перемещение с одного
места на другое, однако виновный уже не участвует в этом, а использует средства связи и
сообщения.
Состав преступления - формальный; преступление окончено с момента совершения
любого из перечисленных в диспозиции нормы действий.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав характеризуется совершением деяния: 1) в крупном
размере - согласно примечанию к ст. 169 УК, он должен превышать 250 тыс. руб.; 2)
организованной группой или группой лиц по предварительному сговору.
Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней
(ст. 192 УК). Непосредственный объект совпадает с объектом преступления,
предусмотренного ст. 191 УК.
Предметом преступления являются драгоценные металлы и драгоценные камни, при
условии что они добыты из недр, получены из вторичного сырья либо же подняты или
найдены.
Добытые из недр драгоценные металлы - извлеченные драгоценные металлы из
коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением
концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы; добытые
драгоценные камни - извлеченные драгоценные камни из коренных, россыпных и
техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная
оценка драгоценных камней .
--------------------------------
См. Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Указанные драгоценные металлы и драгоценные камни будут предметом
преступления в случае их добычи в законном порядке организациями, получившими
специальные разрешения (лицензии).
Лица, незаконно, без лицензии осуществляющие добычу либо производство
драгоценных металлов или драгоценных камней, несут ответственность за незаконное
предпринимательство (ст. 171 УК) и за последующее незаконное их хранение, перевозку
или пересылку (ст. 191 УК).
Поднятые и найденные драгоценные металлы и драгоценные камни - самородки
таких металлов и камней.
Объективная сторона преступления выражается: 1) в уклонении от обязательной
сдачи на аффинаж или 2) в уклонении от обязательной продажи государству указанных
предметов.
Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков
драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа
в организации, включенные в Перечень, утвержденный Правительством РФ.
Аффинаж драгоценных металлов - процесс очистки извлеченных драгоценных
металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов
до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям,
действующим на территории РФ, или международным стандартам.
Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж может быть выражено в нарушении
сроков сдачи на аффинаж, сокрытии или передаче не всего объема извлеченных
драгоценных металлов и т.п.
Под уклонением от обязательной продажи государству драгоценных металлов и
драгоценных камней следует понимать нарушение порядка приоритетной продажи таких
металлов и камней. Однако надо иметь в виду, что российским законодательством не
предусмотрен порядок обязательной продажи государству названных предметов.
Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из
недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже
субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: 1)
специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для
пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; 2)
уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых
были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения фондов
соответствующих государственных субъектов РФ.
Обязательным условием уголовной ответственности является совершение деяний,
предусмотренных ст. 192 УК, в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 169 УК
стоимость предметов, указанных выше, должна превышать 250 тыс. руб. В иных случаях
наступает административная ответственность.
Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - лицо, достигшие возраста 16 лет, обязанное сдать
драгоценные металлы и драгоценные камни на аффинаж или обеспечить их приоритетную
продажу государству.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК).
Непосредственным объектом выступают финансовые интересы государства.
Объективная сторона преступления выражается в уклонении от уплаты налогов и
(или) сборов с физического лица. Под уклонением следует понимать умышленные деяния,
направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное
или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему
РФ .
--------------------------------
См. п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64
"О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за
налоговые преступления" // БВС РФ. 2007. N 3.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов может быть совершено двумя
альтернативно указанными способами: 1) путем непредставления налоговой декларации
или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о
налогах и сборах является обязательным; 2) путем включения в налоговую декларацию
или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о
налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика об объектах
налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках
доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о
других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК
РФ).
Под иными документами следует понимать любые предусмотренные Налоговым
кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы,
служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов.
Под включением в налоговую декларацию или в иные названные документы
заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в них любых не
соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, расчете
налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации,
влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов.
Включение заведомо ложных сведений может выражаться в умышленном
неотражении в них данных о доходах из определенных источников, объектов
налогообложения, в уменьшении действительного размера дохода, искажении размеров
произведенных расходов, которые учитываются при исчислении налогов (например,
расходы, вычитаемые при определении совокупного налогооблагаемого дохода). К
заведомо ложным могут быть также отнесены не соответствующие действительности
данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в
расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при
уплате единого налога на вмененный доход и т.п.
В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов
осуществляет подделку официальных документов организации, предоставляющих права
или освобождающих от обязанностей, а также штампов, печатей, бланков, содеянное им
при наличии к тому оснований влечет уголовную ответственность по совокупности
преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 и 327 УК (п. 9 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).
Главным критерием разграничения налоговой и уголовной ответственности является
совершение деяния, предусмотренного ст. 198 УК, в крупном размере. Деяние признается
совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов
составляет за период трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии что
доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм
либо превышает 300 тыс. руб. (примечание к ст. 198 УК).
Состав преступления - формальный, моментом окончания преступления следует
считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым
законодательством (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006
N 64) .
--------------------------------
В специальной литературе высказано мнение о материальном характере состава
налоговых преступлений (см.: Ковалев В.А. Налоговые преступления: взаимосвязь норм
уголовного и налогового права. Владимир, 2006. С. 61).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является достигшее возраста 16 лет физическое лицо
(гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в
соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по
исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по
представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов,
необходимых для осуществления налогового контроля.
Квалифицированный состав преступления характеризуется совершением деяния в
особо крупном размере. Особо крупным размером признается сумма налогов и (или)
сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс.
руб., при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%
подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1,5 млн. руб.
(примечание к ст. 198 УК).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК). В целом
признаки рассматриваемого состава преступления совпадают с признаками состава,
предусмотренного ст. 198 УК. Их различие связано лишь с субъектом преступления и
суммой неуплаченных налогов и (или) сборов, образующих крупный и особо крупный
размеры.
К указанным в ст. 199 УК относятся все перечисленные в ст. 11 НК РФ организации:
юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также
иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с
законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и
представительства указанных иностранных лиц и международных организаций,
созданные на территории РФ.
Уклонение от уплаты налогов с организации уголовно наказуемо, если оно
совершено в крупном размере и сумма налогов и (или) сборов составляет за период в
пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии что доля
неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и
(или) сборов, либо превышает 1,5 млн. руб.
К субъектам преступления могут быть отнесены руководитель организации-
налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности
главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации,
представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты
налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом
управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного
преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности
руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера).
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации плательщика
сборов), не обладающие признаками специального субъекта, могут быть при наличии к
тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст.
199 УК как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК).
Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением: 1)
группой лиц по предварительному сговору; 2) в особо крупном размере. Согласно
примечанию к ст. 199 УК особо крупным размером признается сумма налогов и (или)
сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2,5 млн.
руб., при условии что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%
подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 7,5 млн. руб.
Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК). Объективная сторона
преступления выражается в неисполнении обязанностей налогового агента по
исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, предусмотренных
законодательством РФ о налогах и сборах, в соответствующий бюджет (внебюджетный
фонд).
Обязательным признаком состава является крупный размер неуплаченных налогов и
(или) сборов, понятие которого определяется в примечании к ст. 199 УК.
Состав преступления - формальный; оно окончено с момента неперечисления
налоговым агентом в порядке и сроки, которые установлены налоговым
законодательством (п. 3 ст. 24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)
сумм налогов и (или) сборов, которые он должен был исчислить и удержать у
налогоплательщика.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Обязательным признаком является мотив - личный интерес виновного, который может
выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного
характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм,
семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную
услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.
Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по
исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с
незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу
других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно
квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 17 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64).
Субъектом преступления является налоговый агент - физическое лицо, имеющее
статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его
должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению,
удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер
организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение
таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или
главного (старшего) бухгалтера).
Квалифицированный состав преступления характеризуется его совершением в особо
крупном размере, понятие которого дается в примечании к ст. 199 УК.
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или)
сборов (ст. 199.2 УК). Предметом преступления выступают денежные средства либо
имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.
В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и
имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в
установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или)
сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на
счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное
в ст. ст. 47 и 48 НК РФ.
Недоимкой является сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный
законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Объективная сторона преступления выражается в сокрытии предмета преступления.
Под сокрытием денежных средств либо имущества понимается деяние, направленное на
воспрепятствование принудительному взысканию недоимки по налогам и сборам в
крупном размере.
Исходя из примечания к ст. 169 УК, крупным размером признается стоимость
сокрытого имущества в сумме, превышающей 250 тыс. руб.
Состав преступления - формальный; оно окончено с момента сокрытия денежных
средств либо имущества, совершенного после образования недоимки, т.е. после истечения
срока, установленного законодательством для уплаты соответствующего налога (сбора).
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъектом преступления может быть физическое лицо, имеющее статус
индивидуального предпринимателя, руководитель организации либо лицо, выполняющее
в этой организации управленческие функции, связанные с распоряжением ее имуществом.
1bd0cd3f72c86b0b8ba3e1c519b9c5b7.js" type="text/javascript">22e1f0238cd653a56e84da000291d8a6.js" type="text/javascript">def23829f4c9ea1fdceda464b4803814.js" type="text/javascript">060d92c6e797b017f6234539704a4d4b.js" type="text/javascript">b15186e590a395650573f3c024325b76.js" type="text/javascript">128a97a981c77d2eb590c7c3a76bbdae.js" type="text/javascript">0dc56ef0cd5576592d52e4301d80cd7d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 274 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: