Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
 (голосов: 0)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25

В УК преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта
посвящена самостоятельная глава. Их видовым объектом являются общественные
отношения, обеспечивающие безопасность функционирования различных видов
транспорта.
В уголовном праве существует общее требование, согласно которому преступления,
объединенные в одну главу, должны составлять в совокупности единую систему, что в гл.
27 УК соблюдено не в полной мере. Так, в специальной литературе отмечалось, что к
транспортным преступлениям не следовало относить деяния, предусмотренные ст. ст. 270
и 271 УК (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил
международных полетов). Первое из них представляет собой частный случай оставления в
опасности, а второе скорее посягает на порядок управления .
--------------------------------
См., например: Чучаев А.И. Преступления против безопасности движения и
эксплуатации транспорта. Ульяновск, 1997. С. 17.

Ряд авторов сомневаются по поводу обоснованности отнесения к рассматриваемой
группе преступлений нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации
или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК), отмечая, что нарушение правил
строительства трубопроводов не вписывается в общую характеристику транспортных
преступлений .
--------------------------------
См., например: Коробеев А.И. Уголовная ответственность за нарушение правил
безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных
трубопроводов // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М., 2004. С. 401.

Непосредственным объектом различных преступлений, входящих в гл. 27 УК,
следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность
функционирования конкретного вида транспорта.
Предмет анализируемых преступлений разнообразен, но в обобщенном виде им
является транспорт.
Диспозиции всех норм о транспортных преступлениях, сопряженных с нарушением
определенных правил, носят бланкетный характер. Чтобы вменить в вину нарушение
конкретных правил, необходимо установить, какие именно правила безопасности
движения или эксплуатации транспорта были нарушены, поэтому помимо УК следует
обратиться к нормативному акту другой отрасли права, предусматривающему эти
правила. К ним относятся Воздушный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон
от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного
движения" , Правила дорожного движения Российской Федерации 1993 г. и ряд
других нормативных актов.
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23
октября 1993 г. N 1090 // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.

Составы двух преступлений следует отнести к формальным. Это - неоказание
капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК) и нарушение правил
международных полетов (ст. 271 УК). Составы остальных преступлений против
безопасности движения и эксплуатации транспорта по конструкции являются
материальными, поэтому помимо совершения действия или бездействия необходимо
наличие предусмотренного в законе последствия и причинной связи между деянием и
последствием.
Установление причинной связи в неосторожных преступлениях, особенно если они
связаны с использованием техники, на практике вызывает серьезные трудности. Еще в 70-
х гг. XX в. на эту проблему обратил внимание П.С. Дагель, который при анализе
признаков состава таких преступлений выделял несколько этапов в развитии причинной
связи:
1) возможность причинения вреда, когда правила уже нарушены;
2) возникновение аварийной ситуации, когда техника еще находится под контролем
лица, нарушившего правила, и оно может избежать причинения вреда;
3) выход техники из-под контроля субъекта и полная утрата им возможности
предотвращения последствий;
4) реальное наступление последствий .
--------------------------------
См.: Дагель П.С. Причинная связь в преступлениях, совершаемых по
неосторожности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1981. Вып. 34. С. 30.

Изучая особенности причинной связи в рассматриваемых преступлениях,
специалисты в области уголовного права отмечали множественность причиняющих
факторов, способных оказать воздействие на развитие причинной связи (нарушение
правил предосторожности выступает лишь как один из них) . Так, серьезное влияние
на развитие ситуации могут оказать поведение самого потерпевшего, например переход
улицы в неустановленном месте при интенсивном движении транспорта, дефекты
дорожного покрытия и т.п. Не исключены и случаи вынужденного причинения вреда,
когда лицо в силу внешних факторов оказалось в ситуации крайней необходимости. По
общему правилу вред, причиненный при крайней необходимости, не является
преступлением.
--------------------------------
См.: Нерсесян В.А. Ответственность за неосторожные преступления. СПб., 2002.
С. 161, 162.

В качестве последствия в основных составах преступлений предусмотрено
причинение тяжкого вреда здоровью человека. Только в ч. 1 ст. 267 УК указывается и на
причинение крупного ущерба.
Квалифицирующим признаком (за исключением ст. ст. 270 и 271 УК) является
последствие в виде причинения человеку смерти по неосторожности, а особо
квалифицирующим - смерть двух или более лиц.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений, за исключением
предусмотренных ст. ст. 270 и 271 УК, характеризуется неосторожностью. Неоказание
капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных
полетов совершаются с прямым умыслом.
В тех составах, в которых субъект наделен специальными признаками, связанными с
выполняемой им работой, его возраст - не менее 18 лет. Субъектом преступления,
предусмотренного ст. 267 УК, является лицо, достигшее возраста 14 лет. В остальных
составах субъект - лицо, достигшее 16 лет.
Вопрос о классификации преступлений, включенных в гл. 27 УК, в литературе
решается неоднозначно. Иногда их подразделение на виды отсутствует, но чаще всего
предлагаются две группы. Так, И.М. Тяжкова выделяет преступления, непосредственно
связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации в процессе
движения транспорта (ст. ст. 263, 264, 271), и иные преступления в сфере
функционирования транспорта . Согласно группировке составов, предложенной А.И.
Чучаевым, к посягающим на безопасность движения и эксплуатации транспорта отнесены
преступления, предусмотренные ст. ст. 263 - 269 УК, а к иным преступлениям в сфере
функционирования транспорта - деяния, предусмотренные ст. ст. 270 и 271 УК . Таким
образом, по данной (наиболее логичной) классификации преступления, которые не совсем
четко вписываются в гл. 27 УК по признаку видового объекта, выделены в
самостоятельную группу.
--------------------------------
См.: Тяжкова И.М. Неосторожные преступления с использованием источников
повышенной опасности. СПб., 2002. С. 83.
См.: Чучаев А.И. Указ. соч. С. 20.
6fe9aed1c883bc3541e63f6a45eef0be.js" type="text/javascript">5c6a8b8ea5f284829c0162ac9f30d352.js" type="text/javascript">7ba35ebeadc985bf790f819343a7801b.js" type="text/javascript">193f7807d1f9b7a2fa66a77cc0890e34.js" type="text/javascript">893d90467b4e8f3180438631255831ed.js" type="text/javascript">c1f61582bf898423e86967579771731d.js" type="text/javascript">f3ae2e1f243969e89d58d507685e12f6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 386 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: