Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Иные преступления в сфере функционирования транспорта
 (голосов: 0)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК). Объектом
данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность
человека на водных путях.
В законе указана особая характеристика потерпевшего - это лицо, терпящее бедствие
в море или на ином водном пути. Терпящим бедствие признается человек, находящийся
на тонущем судне, в лодке во время шторма, в воде и т.п., жизни или здоровью которого
угрожает серьезная опасность.
В объективную сторону в качестве обязательного признака входит место совершения
преступления - море или иной водный путь.
Деяние выражается в неоказании помощи капитаном судна, т.е. в несовершении тех
действий по спасению терпящих бедствие на водном пути, которые капитан должен был и
мог совершить. Терпящие бедствие могут быть обнаружены визуально, либо о них
становится известно при получении сигналов бедствия. Данное обстоятельство
предопределяет возможность выделения двух вариантов бездействия: неоказание помощи
капитаном судна, находящегося рядом с людьми, терпящими бедствие; неприбытие судна
к месту бедствия для оказания помощи . Обязанность капитана оказывать помощь
таким людям вытекает из нормативных актов, действующих на морском и речном флоте.
Она основывается и на положениях международного права. Так, согласно Брюссельской
конвенции 1910 г. на капитана, если это не сопряжено с серьезной опасностью для его
судна, экипажа, пассажиров, возложена обязанность оказывать помощь всякому лицу,
даже враждебному, встреченному на море и находящемуся в опасности .
--------------------------------
См., например: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /
Под ред. А.И. Рарога. М., 2006. С. 486.
См.: Бирюков П.Н. Международное право. М., 1998. С. 295, 296.

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с начала
бездействия капитана, который должен был и мог оказать помощь терпящим бедствие.
Состав преступления отсутствует, если оказание помощи было связано с серьезным
риском для судна и находящихся на нем людей. Необоснованной является ссылка на
возможные материальные потери, которые не оправдывают бездействия капитана и не
исключают его ответственности по ст. 270 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный
осознает, что может оказать помощь без серьезного риска для судна, его экипажа и
пассажиров, но желает уклониться от этого.
Субъектом данного преступления является капитан (в том числе и лицо,
исполняющее обязанности капитана) любого судна, не оказавший помощи терпящим
бедствие. Если капитан (или член экипажа) не оказал помощи членам своего экипажа или
пассажирам своего судна, то деяние должно квалифицироваться по ст. 125 УК,
предусматривающей ответственность за оставление в опасности.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК). Непосредственным
объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения
воздушного транспорта при осуществлении международных полетов.
Объективная сторона преступления заключается в действии или бездействии,
выражающемся в нарушении правил международных полетов. Согласно п. 1 ст. 79
Воздушного кодекса РФ под международным понимается полет воздушного судна в
воздушном пространстве более чем одного государства. Международные полеты в
воздушном пространстве России выполняются в соответствии с законодательством РФ,
общепринятыми принципами и нормами международного права и международными
договорами РФ.
Диспозиция нормы, предусмотренной ст. 271 УК, является бланкетной, поэтому для
вывода о наличии в деянии лица признаков состава преступления необходимо обратиться
к нормативным актам, устанавливающим правила международных полетов, в частности к
положениям Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе
Российской Федерации", Воздушного кодекса РФ, других нормативных актов и
международных соглашений.
Международный полет осуществляется по официальному разрешению, выдаваемому
экипажу воздушного судна. В разрешении указываются маршрут и высота полета,
воздушные коридоры, места пересечения государственной границы, места посадки и т.п.
Правила международных полетов распространяются на различные воздушные суда,
осуществляющие полет в воздушном пространстве более чем одного государства:
самолеты, вертолеты, дирижабли.
Деяние (действие или бездействие) выражается в несоблюдении положений,
указанных в разрешении. В статье 271 УК говорится о несоблюдении маршрутов, мест
посадки, воздушных ворот, высоты полета или об иных нарушениях правил
международных полетов. Иные нарушения могут заключаться во влете в запретные для
полета районы, невключении опознавательных сигналов и т.п.
Состав преступления является формальным; рассматриваемое преступление
окончено в момент нарушения правил международных полетов. Если причинены
последствия, предусмотренные ст. 263 УК, то при наличии других признаков, указанных в
этой статье, ответственность наступает по совокупности преступлений как нарушение
правил международных полетов и правил безопасности движения и эксплуатации
воздушного транспорта.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом .
--------------------------------
В литературе высказывалась и иная точка зрения, согласно которой
рассматриваемое преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. См.:
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Радченко и
А.С. Михлина. СПб., 2007. С. 272.

Субъект преступления специальный - члены экипажа воздушного судна,
ответственные за соблюдение правил международных полетов.
1d8b0ab22d8839adb859ed85d83dd81b.js" type="text/javascript">3fa5f87b96a65062ccc48be7bee5f767.js" type="text/javascript">ffaa17e6e9ffce8b9cf9b2d7d3774d27.js" type="text/javascript">fc46cc89e236bddaa8820dde7375eaf6.js" type="text/javascript">c83e5c8ee3cec7a5eef079f9530073ca.js" type="text/javascript">6d83686ba963c4da321a5cd09f43da58.js" type="text/javascript">a893ccd4656d3812fd25a27c6ce5cbf1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 195 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: