Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации
 (голосов: 0)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25

Применительно к рассматриваемой группе преступлений основы политической
системы понимаются как легитимность государственной власти, т.е. конституционная
основа ее функционирования, а также беспрепятственное осуществление своих
политических функций государственными и общественными деятелями. К этой группе
преступлений относятся деяния, предусмотренные ст. ст. 277 - 279 УК.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК).
Непосредственными объектами этого преступления являются не только основы
политической системы Российской Федерации, но и жизнь государственного или
общественного деятеля (дополнительный объект).
Потерпевшим при совершении рассматриваемого преступления может быть только
государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся
руководители и иные должностные лица высших органов законодательной,
исполнительной, судебной власти, а также прокуратуры как на федеральном уровне, так и
на уровне субъектов Российской Федерации (Президент РФ, депутаты Государственной
Думы и члены Совета Федерации, члены Правительства РФ, руководители федеральных
ведомств и служб, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов
РФ, прокуроры, федеральные судьи и т.д.). Под общественными деятелями понимаются
руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений,
фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.
Объективная сторона преступления характеризуется в законе как посягательство на
жизнь государственного или общественного деятеля. Это понятие применительно к
посягательству на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст. 191.2 УК
1960 г.) было разъяснено Пленумом Верховного Суда СССР в Постановлении от 22
сентября 1989 г.: "Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или
покушение на убийство..." . Такое же толкование понятию посягательства на жизнь
дал Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 24 сентября 1991 г. (в редакции
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.).
--------------------------------
См.: Судебная практика по уголовным делам. М., 2005. С. 101.

Состав этого преступления является формальным; посягательство на жизнь
государственного или общественного деятеля признается оконченным с момента
совершения общественно опасных действий, направленных на лишение потерпевшего
жизни, причем фактическое причинение ему смерти охватывается составом
рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым
умыслом: лицо осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно
государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или
общественной деятельностью, предвидит неизбежность или возможность наступления
смерти потерпевшего и желает ее наступления. При этом виновный либо преследует
специальную цель (прекратить государственную или иную политическую деятельность
потерпевшего), либо руководствуется специальным мотивом (отомстить потерпевшему за
указанную деятельность).
Цель прекращения государственной или иной политической деятельности
потерпевшего означает стремление физически устранить политического противника либо
реального конкурента в борьбе за высшие посты в органах государственной власти, в
иных государственных органах и учреждениях, а также в руководящих органах
политических партий, общественных движений и объединений.
Мотив мести за государственную или иную политическую деятельность
потерпевшего состоит в стремлении выразить недовольство этой деятельностью путем
физического уничтожения государственного или общественного деятеля. В частности,
месть за указанную деятельность может проявиться в стремлении отомстить за проигрыш
виновного (или поддерживаемых им сил) в политической борьбе, за разоблачения,
сделанные потерпевшим в ходе политической борьбы или во исполнение служебного или
общественного долга, и т.д.
Именно такие цели и мотивы придают рассматриваемому преступлению
целенаправленный характер, что исключает возможность его совершения с косвенным
умыслом. Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной
целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние
квалифицируется по ст. 105 УК.
Субъект данного преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если это деяние
совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. "б" ч. 2 ст.
105 УК.
Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК).
Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы
Российской Федерации в части легитимности, конституционного порядка установления и
функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом
выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц,
пострадавших от насильственных действий.
Объективная сторона преступления может выражаться в действиях, направленных
на: насильственный захват власти; насильственное удержание власти в нарушение
Конституции РФ; насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации.
Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку
неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и
иных политических сил к власти в Российской Федерации или ее субъектах без изменения
конституционного строя в стране. Насилие как неконституционный способ захвата власти
или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании,
насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда
здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с
Конституцией и законами России.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это отказ уступить
власть вопреки результатам выборов, референдума или иному основанному на
Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям
политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти
государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по
своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке ее
захватить.
Самой опасной разновидностью анализируемого преступления являются действия,
направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации. Они заключаются в насильственных действиях, преследующих цель изменить
общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные
политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.
Крайней формой насилия является применение оружия. Если оно приобретает форму
вооруженного мятежа с целью насильственного изменения конституционного строя РФ,
то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не
требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названная цель
предусмотрена и в ст. 278, и в ст. 279 УК. Если же мятеж преследует цель захвата власти
(без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за
рамки ст. 279 УК, и одновременно - цель нарушения территориальной целостности
Российской Федерации, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст.
278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.
Состав преступления является формальным. Оно признается оконченным с момента
совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти
либо насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации
независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или
удержать власть, изменить конституционный строй РФ).
Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не
охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по
ст. ст. 277, 317 или ст. 105 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и
специальной целью. Виновный осознает насильственный характер своих действий и их
противоречие Конституции РФ и желает их совершить. При этом он преследует цель
неконституционного захвата власти, неконституционного удержания власти или
изменения конституционного строя Российской Федерации насильственным путем.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном
удержании власти субъект специальный: представитель органов власти, сформированных
в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать
государственную власть политическим силам, которые пришли к ней конституционным
путем.
Вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Непосредственный объект преступления - основы
политической системы РФ в части незыблемости основ конституционного строя и
территориальной целостности России.
Объективная сторона преступления характеризуется как организация вооруженного
мятежа либо активное участие в нем.
Мятеж определяется как "стихийное восстание, вооруженное выступление против
власти" , как "возмущенье, смятенье, восстанье, народное волненье, крамола, бунт,
заговор на деле, общее непослушанье" . Но в смысле ст. 279 УК мятеж понимается не
как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное вооруженное
выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной
целостности Российской Федерации.
--------------------------------
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 325.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 2. С.
374.

Организация вооруженного мятежа - это различные действия, провоцирующие
вооруженное выступление против законной власти в Российской Федерации. Они могут
состоять в пропаганде вооруженного мятежа, вербовке его участников, снабжении
мятежников оружием, воинским снаряжением, в планировании вооруженных операций и
других действиях по идеологическому, материальному или организационному
обеспечению мятежа и т.п.
Активное участие в вооруженном мятеже означает совместное с другими
участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой
применения оружия, направленных на достижение целей мятежа. Однако умышленное
причинение смерти в процессе применения насилия не охватывается составом данного
преступления и подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК, а если
потерпевшими являются государственные или общественные деятели либо сотрудники
правоохранительных органов - по ст. ст. 277, 295 или ст. 317 УК (при наличии остальных
признаков этих составов преступлений).
В научной литературе преобладает мнение, что организацию вооруженного мятежа
следует считать оконченным преступлением с момента совершения действий,
направленных на провоцирование вооруженного мятежа. Однако это с очевидностью не
следует из диспозиции ст. 279 УК. Скорее законодатель, описывая две формы данного
преступления - организацию мятежа и активное участие в нем, в обоих случаях
подразумевает реальное выступление мятежников (что совершенно очевидно
применительно к активному участию в мятеже). Поэтому более правильно считать, что
вооруженный мятеж в форме его организации является оконченным преступлением с
момента первого вооруженного выступления мятежников . Если действия
организатора фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной
власти, их следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.
--------------------------------
См.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. С. 499.

Преступление, выразившееся в активном участии в вооруженном мятеже, может
считаться оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных
насильственных действий с применением или попыткой применения оружия,
направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления
этих целей или иных последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и
специальной целью. Виновный осознает, что организует вооруженный мятеж или активно
участвует в нем, и желает совершить эти действия. При этом обязательна одна из целей:
1) свержения конституционного строя;
2) насильственного изменения конституционного строя;
3) нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
Цель свержения конституционного строя РФ предполагает стремление
насильственным путем упразднить основы конституционного строя, закрепленные в гл. 1
Конституции РФ, ликвидировать права и свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции РФ,
и установить общественный и государственный строй, не соответствующий Конституции
РФ.
Под целью насильственного изменения конституционного строя Российской
Федерации понимается стремление упразднить конституционные институты, органы и
учреждения и заменить их институтами, органами и учреждениями, не предусмотренными
Конституцией РФ.
Цель нарушения территориальной целостности означает намерение разрушить
принципы федеративного устройства, закрепленные в гл. 3 Конституции РФ, и
насильственно отторгнуть часть ее территории с провозглашением ее независимости от
России или присоединением к иностранному государству.
Мотивы преступления (политические, националистические, карьеристские и т.д.) на
квалификацию преступления не влияют, но учитываются при назначении наказания.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При совершении
преступления в форме организации вооруженного мятежа субъектами могут быть его
организаторы и руководители (лица, осуществляющие руководство его практической
реализацией). Активные участники вооруженного мятежа - это лица, непосредственно
совершающие насильственные действия с применением оружия ради достижения целей
мятежа.
2cadc94242b02349e15e0db16f56b4f7.js" type="text/javascript">7550f4995ac221769ca55cc6ec3555fe.js" type="text/javascript">7dfcb052f32bf573ee723beaff5dae03.js" type="text/javascript">50defe78589d34d3ee06c7c71bd1790a.js" type="text/javascript">daddb726996f6f28d56923a429a28f49.js" type="text/javascript">38b0c5355e71e5d2f484afba18da9516.js" type="text/javascript">65b6415bbaf4f41ed9a59fb1ed7bb057.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 199 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: