Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Права, свободы и обязанности человека и гражданина в сфере личной безопасности и частной жизни
 (голосов: 0)
  Юридический статус личности в России | Автор: admin | 6-07-2010, 03:29
Систему названных прав и свобод образуют все те из них, которые фиксируют проявления жизни и деятельности человека в сфере безопасно-сти, индивидуальной и частной жизни. В ныне действую-
59
Известия. 1996 23 янв.
60
Независимая газета. 1996 22 марта

щей Конституции указанные права закрепляются в статьях от 20 до 29 (ч. 1). Это право на жизнь каждой личности, ее человеческое достоинство; свобода индивида и его личная неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, защита своей чести и доброго имени, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; определение своей национальной принадлежности, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; сюда же относятся свобода слова и мысли и, как конкретное проявление указанного права, свобода совести и вероисповедания. К этому раду прав и свобод относятся, на мой взгляд, также право на брак, защита материнства, детства, семьи, а равно права и обязанности родителей и детей в отношении друг друга (ст. 38).
Каждое из упомянутых прав и свобод характеризует человека и гражданина как биосоциальное существо, наделенное природой разумом. Это наиболее обширная группа прав и свобод личности. С их историей возникновения, становления и развития складывается вся система прав, свобод и обязанностей личности в целом. Однако отмеченная особенность вовсе не означает, что права и свободы в сфере безопасности и индивидуальной частной жизни имеют приоритет над иными правами и свободами в других областях. Оставаясь на почве избранного нами предмета, не отвлекаясь от обсуждаемой проблематики, целесообразно привести слова известного французского юриста прошлого века А. Эсмена – представителя исторической школы права. "Источник всякого права находится в личности, так как только личность есть существо реальное, свободное и ответственное... Лучшее средство гарантировать это развитие – это позволить личности направлять его по его собственному усмотрению, самопроизвольно, на свой страх и риск, лишь бы не нарушались права других лиц. В обеспечении этого свободного развития и заключается цель различных свобод, составляющих личные права"61.
Строй конституционных прав и свобод определяется логикой их воз-никновения, становления и развития. В связи с дальнейшей эволюцией об-щечеловеческой семьи, в результате освоения не только земного, но и космического пространства, несомненно, появится еще не одна новая группа прав и основных свобод, и они займут в этом ряду свое место.
Однако закрепленные в настоящее время в Конституции права и свободы представляют наибольшую ценность для свободы, демокра-
61
EsmeinA Elements de droll consiiiulionned 1903 P 381, или см ЭсмеиА
Общие основания конституционного права Спб,1903 Т I С 301–325
7 ЛД Ввеаодин 191
тии и прогресса. Все они увязаны одним стержневым стратегическим основным правом – правом каждого человека на жизнь (ст. 20). Все остальные так или иначе объединяются вокруг него, отражают его различные стороны.
Таким образом, право на жизнь как бы образует фундамент всех других прав и свобод, складывающихся в сфере личной безопасности и частной жизни. Оно выражает наивысшую ценность человеческого бытия.
Хотя право на жизнь человека и является базой всех прав и свобод в сфере личной безопасности и индивидуальной частной жизни, тем не менее и в этой группе прав существует определенная системность, т.е. можно выделить три подгруппы. К первой относятся такие права, как право на жизнь человека, неприкосновенность личности, защита чести и достоинства; ко второй – все те права, которые обеспечивают тайну индивидуальной семейной жизни; и третий вид составляют свобода мысли, слова и совести.
Предложенная группировка, конечно, отражает субъективное видение автора. Могут быть и другие варианты классификации. Не останавливаясь специально на этой проблеме, назову лишь авторов, которые соответственно своему времени эту область прав и свобод группировали, исходя из других критериев. Так, М.Ориу различал свободу отдельного существа и свободу деятельности. Свобода личности как существа распадается на свободу моральную (свобода совести) , свободу физическую (гражданская свобода, личная свобода или безопасность, свобода передвижения и неприкосновенность частного жилища) и свободу социальную (в смысле семейных и сословных различий). Свобода деятельности в свою очередь разделяется на свободу труда, свободу преподавания, свободу печати и т.д.
Указанные сведения взяты из книги Е.Тарновского – русского юриста и статистика (1859–1936), переизданной в 1995 г.бг
I. Рассмотрим первую упомянутую нами группу прав. Ст. 20 Конституции РФ провозглашает право человека на жизнь во всех ее формах и проявлениях. Это право возникает с момента рождения человека и продолжается до его кончины. В связи с объемом содержания этого права в течение многих лет ведутся дискуссии и высказываются различные мнения на этот счет. Одни утверждают, что началом жизни человека следует считать его прибывание в утробе матери, другие же – с момента рождения.
Китайцы, например, считают годы жизни человека не с момента рож-дения, а с момента зачатия63. По европейскому календарю чело-
62
См.: Тар но веки й Е.Н. Четыре свободы. Спб., 1995. С. 39–40.
63 ,
См.; Воеводин Л.Д. Государственный строй Китайской Народной Респуо-
лики. М., 1956.

веку может быть 17 лет, а по китайскому – соответственно почти 18 лет. Весьма дискуссионным является вопрос о том, может ли женщина – будущая мать самостоятельно решить вопрос о прекращении беременности, В целом ряде католических и мусульманских стран производство абортов запрещается не только религиозными догматами, но и законодательством. В других же странах (Китай, Индия), напротив, в целях сокращения рождаемости поощряются различные формы. В Китае, например, действует так называемая программа планирования семьи, по принципу одна семья – один ребенок. Для этого используется метод стерилизации (обеспложивания). В тех же странах, где население сокращается, создаются условия для его возрастания. Для этого разрабатываются различные меры материального, организационного и психологического воздействия в целях поощрения рождаемости и охраны материнства и детства54. Недавно были утверждены Указом Президента России от 14 сентября 1995 г. "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" (национальный план действий в интересах детей)6S.
Жизнь человека в современном обществе зависит от многих факто-ров66 и прежде всего от государства, которое посылает своих граждан на театр военных действий, где смерть рассматривается как естественный результат (ст. 59) (обычно говорят о потерях в ходе военных действий (Афганистан, Чечня)).
Смерть может также наступить в результате преступных посягательств на жизнь человека со стороны криминальных элементов. В Российской Федерации действительность такова, что убивают и рядовых людей, и представителей элитарной части общества, бизнесменов, военнослужащих, политиков, работников правоохранительных органов и других лиц. Подвергаются террору не только собственные российские граждане, но и иностранцы. В охране жизни в стране творится беспредел, и не спасают в этом отношении ни частные детективы, ни наемные охранники и пр. Наконец, прекра-
64
В международном плане права материнства и детства гарантируются такими
Документами, ках; Конвенция об охране материнства (28 иц>ня 1952 г.); Декларация прав ребенка (20 ноября 1959 г.). Первого июня каждого года и большинстве стран отмечается День защиты детей. В середине 1995 г. в Пекине (КНР) состоялся Международный конгресс женщин, на пленарных и секционных заседаниях которого обсуждались множество проблем, связанных с защитой материнства и детства.
65 СЗ РФ. 1995. № 38. Ст. 3669.
Наиболее общие вопросы о личной безопасности человека и гражданина см. в кн.: РудинскийФ.М. Личность и социалистическая законность. Волгоград, 1976; Теоретические вопросы личных конституционных прав советских гааждан Саратов, 1974.

щение жизни может быть в результате самосуда (линчевания)67, смертной казни или естественной смерти.
По официальной статистике в России каждый день от рук матери погибает один младенец. Оказывается проще убить ребенка, чем отказаться от него. У нас нет ни одного государственного органа, который бы обеспечивал анонимность отказа от ребенка. Однако детские дома не пустуют. В них более 450 тыс. малышей. Вместе с тем в России 21 млн бездетных семей6*. По данным статистики, каждая четвертая семья распадается
В соответствии с Семейным кодексом в республике установлен и дей-ствует принцип единобрачия , которая носит не столько юридический, сколько нравственный характер.
Свобода совести в этическом плане – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Тем не менее на протяжении многих веков значительное большинство серьезных мировоззренческих вопросов было либо прямо, либо косвенно связано с религиозным миропониманием, моралью и вращалось в рамках богословско-нравственных учений. Поэтому постепенно, в ходе эволюционного развития, свобода совести приобрела более узкое понимание – свобода в области религии. Она стала рассматриваться в плане взаимоотношения церкви и государства, а не только свободы мысли.
С течением времени свобода совести стала не только субъективным правом человека, но и самостоятельным правовым институтом. Он представляет собой систему правовых норм, регламентирующих право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право отправления религиозных культов и право атеистической пропаганды, а также устанавливающих систему специальных гарантий, обеспечивающих эти права78.
Ст. 14 действующей Конституции объявляет, что "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". В соответствии с этим в нашей стране в нынешние дни, как, впрочем, и в предшествующие годы, церковь отделена от государства79. Это
77
Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы М-, 1994.
78
См.: Р о л ь с т Г.Р., рудинский Ф.М Свобода совести как правовой институт//Советское государство и право 1981.№9.С. 30
Относительно положения церкви в системе советского общества см.: Кириченко М.Г. Свобода совести в СССР М., 1985 (это, по моему мнению, наиболее обстоятельная монография, всесторонне рассматривающая положение церкви в советскую эпоху и эволюцию законодательства); РозенбаумЮ. Право на свободу совести/ /Новое время М , 1988; Куроедов В. А Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982. В современных условиях вопрос о взаимоотношениях государства и церкви освещен в таких работах, как: Стрекозов В.Г., Королев Г.Н Свобода вероисповедания и статус военнослужащих: проблемы суждения//Государст-во и право. 1994. №4; Морозова Л.А. Государство и церковь: особенности взаимоотношений//Государство и право. 1995. № 3.

было провозглашено 23 января 1918 г. Декретом СНК РСФСР "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"80.
В постсоветскую эпоху законодательство о свободе совести претерпело существенные изменения. Это совершенно определенно выражено в ст. 28 Конституции 1993 г. В соответствии с ней, "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Однако Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г. принят до обнародования нынешней Конституции, и, естественно, в нем имеются определенные несогласованности, хотя в процессе его реализации они, по возможности, преодолеваются. В частности, 9 июля 1994 г. Постановлением Правительства РФ было утверждено "Положение о Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и ее персональном составе". Эта комиссия была образована в целях рассмотрения вопросов, находящихся в компетенции Правительства России и возникающих в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений, включая вопросы передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества. Немалое значение в этом плане имеет также Постановление Правительства РФ "О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения" от 14 марта 1995 г. Б соответствии с упомянутым Постановлением к середине апреля 1995 г. около 15 тыс. предметов культового назначения уже возвращено церкви81. Кроме этого осуществляется передача церкви раз-личного вида предметов культа, похищенных криминальными элементами для перепродажи их за рубеж. Это осуществляют таможенная служба и правоохранительные органы.
Можно и далее рассказывать о крупных переменах, происшедших во взаимоотношениях государства и церкви. Одни из них имеют, на мой взгляд, несомненно положительное значение, другие, напротив, негативное. Вряд/ш можно согласиться с практикой, когда государство ассигнует немалые средства для поддержки культовых сооружений и не выплачивает миллиардные суммы оплаты труда шахтерам, работникам других профессий, пенсии и социальные пособия малоимущему населению. Фактов в поддержку этого
80
История Советской Конституции 1917–1956 гг./Под ред. С.С.Студенкина М.,
1957 С.109
81
Российская газета. 1995, 15 марта

тезиса можно привести немало. Но и то, что отмечено, дает пищу для размышлений.
Что касается свободы вероисповедания, то здесь также имеются как положительный, так и отрицательный моменты. Достаточно указать, что действует огромное число религиозных сект, которые не только подрывают основы конституционного строя России, но и ущемляют права граждан.
Одним словом, употребляемые в ст. 28 термины "свобода совести и вероисповедания" имеют два значения: во-первых, означают принадлежность к какой-либо религии, конфессии и, во-вторых, понимается как субъективное право каждого человека индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Последнее гарантируется прежде всего Конституцией и развивается и конкретизируется в текущем законодательстве.
Мы не будем подробно рассматривать этот вопрос, поскольку на этот счет имеется немало работ, комментирующих проблемы свободы совести и вероисповедания и, в частности, в наши дни82.
В итоге следует задаться вопросом: существует ли в России свобода совести? На это отвечает достаточно полно не только законодательство, но и жизненная практика.
df8983bf47832ea0af7599d82ec1ba18.js" type="text/javascript">a428180227707af7993343d8c568bcca.js" type="text/javascript">595bd1cace7b5bc4629f9611a66818a1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 224 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: