Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Права, свободы и обязанности человека и гражданина в сфере экономической, социальной и культурной жизни
 (голосов: 0)
  Юридический статус личности в России | Автор: admin | 6-07-2010, 03:33
Ранее уже говорилось (гл. I), что социальный статус личности (как и правовой) опирается на две изначальные категории: труд и собственность. Именно они обусловливают место человека и гражданина в обществе и государстве. Напоминается это для того, чтобы правильно понять права, свободы и обязанности в сфере экономической, социальной и культурной жизни. Этого можно достичь лишь тогда, когда твердо усвоены соотношение и взаимная обусловлен-
102
СЗРФ.1995 №37. Ст.3619.
103.
И в частности, см.: М а р к с К. Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного со6рания//Соч Т. 1; О н же. О свободе печати и слова в Германии//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 17.
104 105
См.. ФедотовМА. Советы и пресса.
См.: Дмитриев Ю-А .Златопольский А. А. Гражданин и власть Инте-ресная интерпретация различных форм манифестаций дана в книге "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" под ред. Б. А. Страшу на (М., 1993. С. 99–102), см. также1 Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций: теория и практик а//Советское государство и право. 1989. № 7.
Наименование этого параграфа навеяно названием Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966). Как сказано в ч. 4 ст 16 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Кстати, если сравнить закрепленные в Конституции РФ положения о правах и свободах человека в сфере экономической, социальной и культурной жизни с содержанием упомянутого пакта, то это сравнение отнюдь не в пользу нашей Конституции. Содержание названного пакта численно и качественно превосходит Конституцию России 1993 г.

ность экономических, социальных и культурных категорий и соответствующих правовых институтов.
Как известно, назначение права – регулировать отношения в упомянутых сферах. В качестве примера можно обратиться к собственности, рассмотрев ее как экономическую категорию и юридический институт – право собственности. Собственность существует в обществе независимо от юридических норм. Однако отношения собственности регулируются и закрепляются правовыми нормами.
В экономическом плане существуют два основных типа собственности: общественная и частная. Каждая из них на протяжении всей истории цивилизации имела и имеет различного рода модификации (модели). В этом отношения Конституция 1936 г. была одним из самых точных и последовательных документов. В ней закреплялась общественная собственность в двух формах ее проявления: государственная, колхозно-кооперативная. Нынешняя же Конституция Российской Федерации страдает эклектическим пороком, т.е. соединением разнородных элементов (что-то от "государственного социализма", что-то от так называемого либерального капитализма и т.д. и т.п.). Именно это присуще положению ч. 2 ст. 8 Конституции РФ. В ней говорится, что "в Российской Федерации признаются (признаются ли? – Л.В.) и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности"107. Мягко говоря, это неправда. Более правдиво сказано в ст. 35 Конституции, содержание которой мы еще будем обсуждать: "Право частной собственности охраняется законом". Поэтому когда рассуждают о гражданском обществе и говорят о нем как о современном идеале, то надо иметь в виду, что гражданское общество в подлинном смысле – это об-щество частных собственников, а не общество благоденствия. Как утверждал великий поэт России: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань".
К.Маркс в одной из своих ранних работ108 вслед за Гегелем различал гражданское общество и политическое общество (государство) , поэтому государственная собственность отнюдь не всегда является формой общественного типа собственности. Как раз в условиях гражданского общества государство выступает в качестве частного собственника. На Руси государственная собственность именовалась казенной собственностью.
В главе второй наряду с термином "собственность" используется
107
Определение этих понятий содержится в новом ПС РФ. Часть общая.
Ст. 213–215.
ina
См.. МарксК. К еврейскому вопросу//Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 1.

другой близкий, хотя и неидентичный, термин "имущество" (ст. 34, 35). В данном случае речь идет о праве лица на имущество как совокупность прав и обязанностей, как возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью (вещами). Издавна в науке гражданского права различались вещное право и обязательственное право (см. ст. 209 ГК РФ). Все сказанное так или иначе надо иметь в виду для глубокого понимания конституционных прав и свобод, складывающихся в данной области. Подлежащие рассмотрению в этом параграфе права, свободы и обязанности человека и гражданина представлены довольно широко с точки зрения сторонников гражданского общества. Они закрепляются в Конституции преимущественно начиная со ст. ЗА по ст. 44. Все содержащиеся в этих статьях права, свободы и обязанности можно разделить примерно на три группы: 1) права и свободы в сфере экономической жизни и деятельности; 2) в социальной области; 3) наконец, в культурной сфере.
Первую группу образуют такие права, свободы и обязанности, как: право частной собственности (ст. 35); право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность (ст. 34); право на землю (ст. 36); право на жилище (ч. 1 ст. 40), обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Вторую группу составляют такие права, как: право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст. 37); право на социальное обеспечение (ст. 39); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на благоприятную окружающую среду (ст. 42); обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам {ст. 58). В третью группу включаются следующие права, свободы и обязанности: право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни (ч. 2 ст. 44); обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. Зет. 44).
В итоге рассматриваемых трех групп отметим, что системообразую-щим каждой из них соответственно являются; право частной собственности, вокруг которого объединяются все другие близкие по содержанию права, свободы и обязанности; право на свободный выбор труда, рода занятий и профессии, составляющий центр подобных ему прав, свобод и обязанностей, и, наконец, право на участие в культурной жизни и свобода творчества.

В дальнейшем остановимся хотя бы кратко109 на их анализе. Кратко потому, что в соответствующих отраслевых дисциплинах они рассматриваются подробно и обстоятельно, поэтому нам, нет нужды занимать время ненужным повтором.
Конституция РФ закрепляет частную собственность на землю <эч. 2 ст. 9 и ч. 1 ст. 36). Правовой механизм реализации этого права, включающий условия и порядок пользования землей, согласно ч. 3 ст. 36 Конституции, "определяется на основе федерального закона". Однако, вопреки этому конституционному предписанию, обосновывая свои действия отсутствием закона и необходимостью выполнять функцию гаранта прав граждан, Президент РФ 7 марта 1996 г. издал Указ "О реализации конституционных прав граждан на землю" ш. В соответствии с ним собственник земельной доли вправе передавать ее по наследству, использовать для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства, продавать, дарить, обменивать, передавать в аренду и т.д.
Если в прежние времена гражданскому жилищному строительству уделялось пристальное внимание, то с середины 80-х годов это внимание год от года ослаблялось, хотя Конституция провозглашает в ст. 40, что каждый гражданин имеет право на жилище, однако стоимость жилья непрерывно растет и ныне достигает размеров, доступных лишь очень богатым людям. Согласно Конституции, только малоимущим и иным гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Чтобы ослабить напряженность в области обеспечения граждан жильем, была разработана жилищная программа "Свой дом" и приняты Президентом указы: "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья"111, а также "Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище" от 29 марта 1996 г."ш.
Не будем много рассуждать о всех тех правах и свободах, которые записаны в упомянутых статьях Конституции. В самом деле, ну что можно говорить о субъективном праве, которое записано в Кон-

Можно принести множество литературных источников по каждому из записанных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Отметим только, что по вопросам права собственности написано немало трудов (см.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность М.; Л., 1948; КорнеевСМ Право государственной социалистической собственности в СССР М , 1964', Он же. Основные проблемы права государственной собственности в СССР. М., 1971; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991).
10СЗРФ. 1996 №11 Ст. 1026
111СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1430.
112
Там же. Ст. 1431.

ституции <эст. 34): будто "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Кроме того, принят Указ Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" от 4 апреля 1996 г.113
В средствах массовой информации уже немало было сказано о формах осуществления обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Российские чиновники Минфина всячески раздумывают о том, что бы еще можно обложить налогами. Притчей во языцах стал налог на так называемую добавленную стоимость, от которого стонут не только мелкие предприниматели, но и крупные финансовые воротилы – "новые русские". Этот налог съедает значительную часть законно добываемой прибыли. А что уж тут говорить об основателе "пирамидостроительства" С.Мавроди, который присвоил многие миллиарды рублей далеко небогатых вкладчиков.
Но, пожалуй, обскакали российский чиновный люд казахстанские финансовые деятели. По сообщению "Казахстанской правды" от 17 августа 1995 г., в одном из городов республики, якобы, установлен налог на дым. Он взимается в зависимости от качества топлива. Нечто подобное было и у нас в конце XVII – начале XVIII в.
Надежда на упорядочение налогооблажения возлагается ныне на Налоговый кодекс, который сейчас разрабатывается. На данный момент законодательство по налогооблажению распылено более чем по 900 нормативным документам, ни один федеральный закон не устанавливает четкого порядка исчисления налога в различных случаях, сроков его внесения и проч. Поэтому налоговые отношения на практике регулируются не столько законами, сколько инструкциями, письмами и разъяснениями Госналогслужбы РФ.
Принятие Налогового кодекса приобретает сегодня особую значимость не только как создание инструмента реализации основных задач либерализационной концепции, но и как рождение систематизированного свода общепринятых правил, обеспечивающих комплексный подход к решению поставленных задач, в том числе уменьшение числа налогов со снижением налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, разграничение налоговых источников бюджетов различных уровней, разработка единой налоговой
113
СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1583.). Подробный анализ права на предприниматель-
ство содержится в книге судьи Конституционного Суда РФ Г.А.Гаджиева "Защита
основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской /
Федерации" (М., 1995). /

правовой базы с четким определением самой процедуры взимания налогов и мер ответственности за налоговые правонарушения. Поэтому проект Налогового кодекса состоит из четырех частей, которые детально регулируют основы налоговой системы и конкретный порядок взимания федеральных, региональных и местных налогов114.
В ст. 37 Конституции, как уже отмечалось, говорится не о праве на труд, а о свободе труда. Почему бы нашим разработчикам Конституции не записать такое право, как право "каждого человека на свободу от голода" (ст. 11 Пакта). Ведь Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах является, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, составной частью правовой системы России. По сообщению печати, голода пока еще нет, но нередки случаи голодных обмороков. Даже в российской армии, по сообщению прессы, продуктовое довольствие из месяца в месяц сокращается.
Основной закон государства (ч. 3 ст. 37) провозглашает: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены..." Однако, вопреки этим высоким конституционным предписаниям, дело обстоит далеко не так гладко. 10 октября 1995 г. на парламентских слушаниях можно было услышать, что, начиная с 1990 г. на российских предприятиях в результате несчастных случаев погибло около 50 тыс. человек, 200 тыс. стали инвалидами и свыше 3 млн пострадали от тех или иных производственных травм115.
В соответствии с предписанием указанной статьи каждый имеет право на защиту от безработицы. Постановлением Правительства РФ принята Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации на 1995 год от 31 мая 1995 г. Сколько уж этих программ по разным вопросам принималось (утверждают, что более тридцати), а воз и ныне там. Однако безработица в текущем году на месте не топталась. В конце июня 1995 г. в ее рядах официально зарегистрировали 2 млн человек, реально же их раза в три больше – около 8% экономически активного населения. Для сравнения: год назад безработных было 4,6 млн, или 6,1%. Прогнозы на 1996 год крайне не утешительны: уровень безработицы в ходе экономических реформ будет возрастать и в дальнейшем.
Коснемся еще одного права, записанного в ст. 39 Конституции, реализация которого в наши дни вызывает острое недовольство и

Подробнее об этом см.: К а ш л е в С. Фискальная игра убивает бюджет
(Независимая газета. 1996.16 апр.)
Российская газета. 1995. 13 окт. Официальные власти содействуют выполнению требовании Конституции (см., например: Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. "О мерах по улучшению условий и охраны труда")

обусловливает социальную напряженность. Каждому, сказано в этой статье, гарантируется социальное обеспечение, в том числе право на государственные пенсии и пособия. Между тем федеральные власти не следуют требованиям закона. Ведь не секрет, что установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого основополагающего права; права на жизнь. Об этом свидетельствует, в частности, волюнтаристский "уровень прожиточного минимума", который назван в народе "уровнем вымирания".
В 1990 г. минимальная пенсия (70 руб.) позволяла приобрести 35 кг мяса (против 7 кг в июле 1995 г.), или 190 литров молока (против 29), или 88 кг сахара (против 24), или 400 кг хлеба (против 50), или 350 кг картофеля (против 75 кг) и так далее (Аргументы и факты. 1995. №36).
Социальное законодательство России представлено радом законов и указов Президента РФ. К ним, в частности, относятся федеральные законы, повышающие размер минимальной пенсии, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г.116, Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г.117
Думаю, что приведенные данные не нуждаются в комментарии"8.
Согласно конституционным постановлениям (ст. 42, 58), каждый обладает правом на благоприятную окружающую среду и несет обязанность по ее охране. В соответствии с этими правами и обязанностями еще 19 декабря 1991 г. были приняты закон "Об охране окружающей среды" и множество других нормативно-правовых актов, призванных обеспечить это достояние российского общества119. Между тем общественная организация "Гринпис" на своих международных и региональных форумах неоднократно относила многие регионы России к наиболее неблагополучным местам планеты.
Многие функции по охране природы возлагаются законодатель-
Ш СЗ РФ. 1995. NS 48. Ст. 4563.
ШСЗ РФ. 1996. № 14. Ст.1401.
В качестве антипода записанных в нынешней Конституции прав и свобод4 и в особенности их претворения в жизнь можно сослаться на книгу Н.С.Бондаря, в которой анализируются соответствующие права и свободы, записанные в тогдашних советских конституциях (см.: Бондарь Н.С. Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР. Ростов, 1988 С. 65–115)
Рассмотрению и оценке экологического законодательства России по-священа статья М.М.Бринчука, С.А.Боголюбова и др. "Проблемы развития системы российского экологического законодательства" (Государство и право 1995 №2)

ством на Правительство РФ (см., например, Постановление Правительства РФ "О плане действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996–1997 годы" от 19 февраля 1996 г.)ш.
Остановимся на таком фундаментальном праве в сфере культуры, как образование. "Каждый имеет право на образование" (ст. 43). В Конституции РФ предусматривается, что "гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и са-|мообразования". Все это хорошо, если бы конституционные положе-|ния отвечали действительности. Между тем в ре-альной жизни наша страна движется от бесплатного образования к платному, и примеров тому очень много.
Бесспорно, что одним из достижений нашей действительности является свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44). Естественно, что предусмотренная Конституцией свобода наличествует в жизни. Однако, как и в других случаях, одной свободой сыт не будешь. Поэтому, видимо, не случайно из страны выехало за границу более трехсот тысяч дипломированных специалистов, в том числе крупных ученых. Между тем советская наука еще недавно процветала. Вот наглядные данные: 34% всех открытий в СССР было сделано в 50-е годы, 40 – в 60-е, 18 – в 70-е и 2% – в 80-е. Были, видимо, какие-то внутренние пороки во всей системе производства знания, которые из года в год вели к деградации. Быть может, причина в том, что финансирование социальной сферы, науки и культуры по-прежнему осуществляется по "остаточному принципу".
13 января 1996 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"121. В главе первой новой редакции Закона содержатся принципы, отвечающие идеалам совре-
120
121
СЗРФ. 1996 № 10 Ст 935
СЗ РФ. 1996. № 3. Ст 150

менного государства. Далее дается характеристика системы образования, установленной ст. 43 Конституции РФ. В последующих главах определяются управление и экономика системы образования, устанавливаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование, а также регулируется международная деятельность в области образования. В Законе предусматривается существование наряду с государственными и негосударственных образовательных организаций и учреждений. Негосударственная система образования (коммерческие средние и высшие учебные заведения) содержатся за счет учащихся, их родителей, а также за счет предприятий различных форм собственности. Обеспечивается единство образовательных требований путем установления государственных образовательных стандартов, включающих федеральный и национальный компоненты. В связи с вхождением России в международные организации по сотрудничеству в области образования Правительство приняло три важных постановления: "О межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования" от 12 окт. 1995 г.122, "О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования" от 28 октября 1995 г.123, "Об участии Российской Федерации в конвенциях Совета Европы в области образования" от 4 декабря 1995 г.124
122
123
СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4064. СЗРФ. 1995. №45. Ст. 4317. СЗ РФ. 1995 № 50. Ст. 4926.
64e49281d7497c1e27c6f8f8ff5bd009.js" type="text/javascript">154afb7f2f7fe4c0fa823e472b772a17.js" type="text/javascript">c1d7cfcd67039d36387799d7c4e78ee3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 176 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: