Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
 (голосов: 0)
  Законность в Российской Федерации | Автор: admin | 7-07-2010, 02:28
Состояние законности в экономике является одним из важнейших факторов, определяющих экономическое и социальное развитие страны . Поразивший Россию в начале девяностых годов системный кризис был во многом обусловлен именно кризисом законности, проявившемся в небывалом росте правонарушений, широкой пораженности общества правовым нигилизмом, в общем падении правовой дисциплины в обществе.
Нарушения законности в сфере экономики отличаются высокой общественной опасностью. Они посягают на базисные экономические отношения, от уровня развития которых зависят все сферы социальной практики. Причиняемый экономическими правонарушениями вред носит многосторонний характер. Связанный с ними материальный ущерб, являющийся непременным спутником нарушений законов, регулирующих деятельность в сфере экономики, настолько велик, что несет в себе реальную угрозу не только экономической, но и национальной безопасности России в целом. Правонарушения в экономике являются мощнейшим катализатором практически всех нарушений законности. Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что они представляют собой фундамент, на котором стоит здание правонарушаемости.
Современная ситуация в области обеспечения законности в экономике достаточно сложна. Идет дальнейшее ее обострение. Рассматриваемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами. Большие возможности личного обогащения таят в себе не только преступления, но и непреступные проявления нарушений законов (хотя часто таковыми маскируются или представляются криминогенные деяния). Правонарушения, и в особенности их наиболее опасные преступные проявления, получили повсеместную и широкую распространенность. Статистические данные даже в малой степени не отражают фактического положения дел и свидетельствуют скорее о степени активности правоохранительных органов, или точнее – об их «пропускной способности» по части выявления и устранения нарушений законности. Безбрежное море латентности отделяет сейчас реальную численность совершаемых правонарушений и ту их часть, которая фиксируется органами правоохраны. Статистические данные, по нашим наблюдениям, не могут претендовать даже на роль сколько-нибудь репрезентативной выборки и имеют по существу лишь чисто иллюстративную ценность.
Нарушения законности в экономике проявляют, судя по материалам научных исследований, тенденцию к дальнейшему количественному росту. Однако темпы прироста снизились и составляют 16-17 % в год. Активность в совершении правонарушений, включая криминальную активность, вошла в определенное русло, перестала носить свойственный ей в первые годы реформы в значительной части спонтанный характер. Возможности экспансии государственного достояния, бывшие в силу определенных причин особенно широкими на начальных этапах «реформирования» экономики, ныне заметно сократились: бывшее некогда государственным имущество, которое перешло в частную собственность, обрело своих новых хозяев, достаточно бдительно следящих за сохранностью своего добра. Кроме того, на снижении темпов прироста правонарушений не могло не сказаться происходившее в последние годы постоянное их увеличение, приведшее в конечном счете к весьма существенному количественному выражению абсолютных показателей правонарушаемости. В таких условиях снижение темпов прироста является естественным, но оно с лихвой компенсируется повышением «цены» каждого процента прироста. Таким образом, и показатели снижения прироста правонарушений также не дают оснований для успокоения, констатации позитивных явлений в правоохранительной деятельности. За ними продолжает стоять все тот же феномен социального неблагополучия, который своим происхождением обязан массовому нарушению правовых норм, регулирующих отношения в обществе.
Для современной ситуации характерным стало появление новых, ранее неизвестных и населению, и правоохранительным органам правонарушений. Назовем лишь некоторые из них. Это лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконная банковская деятельность и многие другие.
Новые правонарушения – закономерное следствие кардинальных изменений, которые претерпел экономический базис общества, его политическая и правовая надстройка. Однако органы государства, ответственные за состояние законности и правопорядка, в целом все же оказались не готовыми к оказанию им противодействия, что, безусловно, усугубило и без того сложную ситуацию, характеризующую уровень правовой дисциплины в обществе.
Еще одной тенденцией, характеризующей состояние законности в сфере экономики, обретающей в последние годы все более зримые черты, является увеличение в совокупности существенных видов нарушений закона доли незаконных правовых актов. В 1997 г. она равнялась почти трети всех выявленных нарушений. Это обстоятельство заслуживает несомненного внимания, несмотря на дефекты статистики правонарушений. Тем более, что помимо статистических данных, оно подтверждается материалами научных исследований. Имеющаяся информация свидетельствует о том, что нарушения законов в экономике получают возможность многократного воспроизводства, поскольку среди правовых актов встречается, наряду с индивидуальными актами, большое количество (по нашим данным – 34-36 %) нормативных актов. Это уже само по себе резко повышает опасность правонарушений в экономической сфере. Кроме того, увеличение доли незаконных правовых актов говорит об утверждении в деятельности по производству, обмену и потреблению товаров и услуг атмосферы привыкания к правонарушениям, о производстве в истолковании положений закона, о своего рода правовом эгоизме руководителей коммерческих структур, должностных лиц контролирующих органов и аппарата исполнительной власти.
Устойчивым признаком нарушений законности в экономике является обретение определенного вида правонарушениями транснационального характера. Включение российских бизнесменов в систему международного сотрудничества – явление в своей основе положительное. Достигаемая при этом взаимная выгода может иметь благоприятное воздействие на экономические показатели России. Однако при этом правила честного, уважающего законы предпринимательства соблюдаются не всегда. Определенная часть российских и иностранных предпринимателей ориентируется только на получение прибыли любой ценой. Нередко их деятельность идет вразрез с интересами государства, входит в конфликт с законом. Устанавливаемые при этом с зарубежными партнерами отношения нередко носят противоправный, а подчас, и явно выраженный криминальный характер. В этой связи не может не вызывать тревогу активизация противоправных сделок, связанных с вывозом сырьевых, энергетических ресурсов, переводом валюты за рубеж, демпингом отечественных товаров и др. Транснациональная основа многих правонарушений (включая и преступления) обусловила причинение России колоссального материального ущерба, не говоря уже об отрицательных последствиях чисто экономического характера (свертывание производств, потеря позиций на рынке товаров, перекачка российских капиталов за границу и др.).
Своеобразие современной ситуации, характеризующей состояние законности в экономике, проявляется и в том, что совершение правонарушения совершается на основе сращивания представителей частного сектора экономики и государственных структур. Причем среди последних представлены не только работники хозяйственных организаций, но и (пожалуй, в большей степени) должностные лица органов власти. Практика противоправного сотрудничества частного капитала и властных структур существенно расширяет возможности паразитирования за счет государства, повышает степень неуязвимости противоправной деятельности, многократно увеличивает опасность причинения крупного вреда государственным и общественным интересам. Несмотря на существующие запреты, должностные лица органов власти нередко занимаются предпринимательской деятельностью, входят в состав руководящих органов акционерных обществ, правлений банков, советов директоров и др. Вследствие этого они обеспечивают лоббирование, а часто и прямую поддержку, интересов соответствующих структур, получая достаточно солидную плату за оказываемые услуги. Притчей во языцех стала принявшая беспрецедентные размеры коррумпированность чиновничества. Она ведет не только к нейтрализации контрольной функции государства в экономике, но и создает самые благоприятные условия для широкого распространения правонарушений, утверждению изощренных и труднораскрываемых форм противоправной деятельности.
Характерным для современного состояния законности является также повышение опасности совершаемых правонарушений за счет вытеснения из их структуры менее опасных видов и замещения более опасными. Среди нарушений законности в сфере экономики доминирующее место заняли правонарушения, связанные с получением возможности извлечения незаконной прибыли, завладением имущества, в первую очередь государственным, а также относящимся к другим формам собственности.
Провозглашенный курс на реформирование российской экономики предопределил особую важность обеспечения неуклонного исполнения законодательства о приватизации, которая связана с процессами, долгое время определяющими и продолжающими оказывать серьезное воздействие на состояние законности в сфере экономики.
Существуют различные оценки результатов приватизации. Инициаторы реформ склонны считать их положительными. Граждане, относящиеся к слабо социально защищенным слоям населения, наоборот, расценивают приватизацию как ограбление народа. Достаточно индифферентную позицию занимают в оценке приватизации члены трудовых коллективов, которые формально став совладельцами предприятий, фактически никак не могут себя ощутить в этом качестве. В нашу задачу не входит анализ обоснованности и экономической состоятельности приватизации государственных и муниципальных предприятий. Цель в данном случае состоит в том, чтобы раскрыть правовые аспекты приватизации, проследить ее влияние на правовую ситуацию в стране.
Как свидетельствуют материалы научных исследований, обеспечить правовую безупречность приватизации в сложившихся на момент начала ее проведения условиях было невозможно. Приватизация государственных и муниципальных предприятий – это прежде всего передел собственности. Эта проблема всегда решалась и будет решаться болезненно, вплоть до разрешения возникающих в ходе приватизации конфликтных ситуаций вооружённым путем. Не случайно, приватизаторы ставят себе в заслугу то, что приватизация обошлась без кровопролития.
Именно в силу названных причин исключительную важность приобретает надежное правовое обеспечение приватизационных процессов, тщательная проработка решений, принимаемых на основе заложенных в законе требований, точное, единообразное соблюдение установленного законодательством порядка приватизации отдельных объектов. Приватизация обязана и должна была проводиться под контролем государства, чтобы ее не захлестнула стихия личных и клановых амбиций и притязаний лиц, которые получили доступ к решению вопросов изменения форм собственности объектов, созданных трудом народа. К сожалению, на практике многое получилось не так, как обещали в своих заявлениях реформаторы от экономики.
С самого начала приватизацию сопровождали многочисленные нарушения законодательства. Не свободна она от игнорирования требований закона и сейчас. Основные виды нарушений закона при приватизации: передача государственного имущества на баланс коммерческих организаций или в их уставные фонды вопреки предусмотренным процедурам отчуждения имущества; игнорирование прав трудовых коллективов предприятий в ходе акционирования; приватизация запрещенных объектов; допуск иностранных фирм непосредственно или через подставные предприятия к выпуску акций оборонных предприятий; занижение стоимости приватизационных объектов; нарушение целостности технологически связанных предприятий через наделение структурных подразделений правами юридического лица и их последующую приватизацию и др.
Результаты нарушений не замедлили сказаться. По сути ни одна из целей приватизации не была достигнута. В процессе разгосударствления собственности, не сопровождавшегося действенным контролем, произошло фактическое разбазаривание государственных средств.
Особенно большой ущерб от спонтанной, форсированной приватизации любой ценой, без оглядки на последствия причинен наукоемким, конкурентоспособным отраслям, работающим в ряде случаев с опережением мирового опыта. Речь идет прежде всего о предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Примечательно, что процесс приватизации был не единожды использован иностранными фирмами для ослабления и даже устранения на мировом рынке.
Не была решена в ходе приватизации и фискальная задача. Попытка пополнить бюджет дополнительными средствами потерпела неудачу. Так, из 9 трлн. руб., запланированных в 1995 г., получено всего 3,3 трлн. руб., а в 1996 г. вместо 12,3 трлн. руб. поступило не более 2 трлн. руб.
Сфера приватизации по-прежнему остается зоной наиболее высокой криминальной активности. Общее количество преступлений экономической направленности в 1996 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось на 11,3 %, а число правонарушений, связанных с приватизацией, возросло на 60,8 %. Из всей совокупности данных преступлений 28,6 % составили совершенные в крупных и особо крупных размерах; рост- 113 %. Всего с момента начала реформирования отношений собственности в стране в этой сфере выявлено более 34 тыс. преступлений, вскрыты многочисленные факты хищений денежных средств, поступивших от приватизации. Так, только в 1996 г. к уголовной ответственности привлечено 152 сотрудника комитетов по управлению имуществом, 18 – фондов имущества, 352 руководителя местных администраций и 6 лиц, ответственных за проведение аукционов и конкурсов. В истекшем году количество выявленных преступных посягательств, связанных с разгосударствлением собственности, возросло: в промышленности- в 1,7раза, в том числе в топливно-энергетическом комплексе – почти в 6 раз, в строительстве – в 2,4 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве – в 1,8.
Несмотря на известный спад приватизационной деятельности, проблема обеспечения законности в процессе ее проведения сохраняет высокую активность. Хотя основная масса объектов приватизирована, на рынок приватизации выходят сейчас объекты, привлекающие всеобщее внимание. Проведенные в последнее время инвестиционные аукционы по продаже государственных пакетов акций таких гигантов экономики, как холдинг АО «Связьинвест», РАО «Норильский никель», последующие за этим публичные разоблачения в средствах массовой информации и проводимые проверки на предмет соответствия совершенных сделок действующему законодательству, – достаточно убедительное подтверждение необходимости усиления внимания прокуроров к надзору за исполнением законодательства о приватизации.
Процесс либерализации внешнеэкономической деятельности, начавшийся в России с 1992 г., исходил из задач расширения и углубления международных экономических связей и укрепления экономической мощи страны.
Однако издержки осуществляемой либерализации внешнеэкономической деятельности, повлекшей резкое увеличение числа ее субъектов, длительное время не сопровождались адекватными законодательными, контрольными и правоохранительными мерами, что неизбежно привело к многочисленным экономическим преступлениям, появлению опасных форм правонарушений и иным негативным явлениям, особенно в сфере экспортно-импортных и валютных операций.
Материальный ущерб от противоправного и контрабандного вывоза за рубеж валюты, стратегического сырья и драгоценных материалов, культурных и исторических ценностей исчисляется десятками миллиардов американских долларов и триллионов рублей.
Массовый характер в стране получили нарушения валютного законодательства, которые крайне влияют на дисбаланс внешней торговли. Допускаются многочисленные факты, когда экспортеры не перечисляют валютную выручку на счета в уполномоченные банки, а переводят ее на счета в иностранных банках, не производят обязательной продажи государству части валютной выручки, скрывают от налогообложения валютную прибыль. По оценкам правоохранительных и контролирующих органов экспортерам удается «прятать» за рубежом до 30 % валютной выручки. По экспертным оценкам эта сумма превышает 20-30 млрд. американских долларов в год, а всего за годы реформ за границу ушло от 160 до 300 млрд. американских долларов .
Тяжелое экономическое положение государства усугубляется противоправной утечкой за границу стратегического сырья, новейших технологий, интеллектуальной собственности. Бегство российского капитала за границу грозит заблокировать экономическое развитие страны.
Актуальной проблемой является обеспечение контроля за использованием валютной выручки предприятиями, которые освобождены от обязательной продажи ее части на внутреннем валютном рынке. Практика показывает, что предназначенные для удовлетворения производственно-технических нужд, эти суммы зачастую расходуются не по назначению, являются объектом притязания лиц, использующих свое положение в корыстных целях.
Сложилась целая система способов нелегального вывоза валюты за пределы России. В их число входят: занижение контрольной цены при экспорте и завышение при импорте товара; заключение контрактов на условиях предоставления коммерческого кредита на основе отзывного аккредитива, на условиях инкассо с предварительным акцептом; умышленная задержка возвращения валютной выручки, которая помещается в инобанк; помещение средств на счета созданных зарубежных совместных предприятий; необоснованные авансовые перечисления при импорте в счет будущих поставок, которые не осуществляются; открытие оффшорных фирм, позволяющих вести дела с самим собой; ценовые манипуляции по оставлению валюты за рубежом, прикрытые бартерными операциями; перечисления на счета иностранных фирм валютных средств для оплаты фиктивных услуг; внесение страхового депозита в инобанк для получения кредита, который в действительности не берется; невозврат валютной выручки под предлогом форсмажорных и иных обстоятельств; прямое оставление выручки без какого-либо формального укрытия; утечка валюты физических лиц, в том числе с помощью кредитных карточек; контрабандный путь перемещения валюты, культурных ценностей, драгоценных камней, золота.
Широко используются злоумышленниками внутритаможенный транзит и транзитный провоз грузов через территорию России.
Значительный размах получили противозаконные сделки с подакцизными товарами, в основном с алкогольной и табачной продукцией. Заключаются фиктивные экспортные сделки на поставку ликеро-водочной продукции, которая фактически не вывозится за границу, а реализуется на территории России. В результате этого, по данным Госналогслужбы РФ, фиктивный экспорт товаров (из-за неуплаты акцизов и налога на добавленную стоимость) обходится государственной казне потерей в 25 трлн. руб. в год .
Широко используется и такой метод, как заключение так называемых «двойных контрактов», по которым вывоз товаров из страны производится по заниженным ценам, а продаются товары за границей после пересоставления контракта по более высоким ценам с последующим сокрытием полученной валютной выручки.
Отмечается заметное оживление утечки за рубеж валютных средств под завуалированные фиктивные импортные контракты. Типичным вариантом таких махинаций является предоплата в твердой валюте контрактных товаров, услуг, интеллектуальной собственности, фактически не ввозимых в Россию. По данным банка России, по таким подложным импортным контрактам ежемесячно в среднем уходит из страны около 400 млн. долларов США, что приближается по величине стоимости экспорта всех цветных металлов из страны .
В структуре импорта усиливается тенденция к ввозу в Россию некачественной и фальсифицированной продукции.
Криминализация внешнеэкономической сферы России стала выходить за рамки собственно российской проблемы, так как российские преступные группировки нередко оказьшают заметное негативное влияние на мировой рынок сырья. Многочисленные нарушения законов допускаются при создании регистрации и функционирования совместных предприятий.
Деятельность предприятий с иностранными инвестициями во многих регионах России зачастую используется как дополнительный канал для сокрытия доходов в валюте. Несмотря на формальное включение иностранного капитала в уставные фонды совместных предприятий, валютные поступления в большинстве случаев фактически не производятся. Основной задачей иностранных участников в создании совместных предприятий, как правило, является реализация за рубежом вывозимого из России сырья и товаров.
Значительный ущерб национальной экономике наносят осуществляемые через страны СНГ в обход закона операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту в страны дальнего зарубежья российских товаров.
Прямые и косвенные потери несут бюджеты от практики раздачи всевозможных внешнеэкономических льгот федерального и регионального уровней.
Большое влияние на состояние законности в сфере экономики оказывают правонарушения в финансово-кредитной сфере. В стране наметилась тенденция наращивания банковского капитала. По данным ЦБ России, совокупный объявленный капитал российских кредитных организаций увеличился за 1996 г. на 66,6 % и по состоянию на 1 ноября 1997 г. составил около 30 трлн. рублей, а доля крупных коммерческих банков с объявленным уставным капиталом свыше 20 млрд. руб. увеличилась более чем в 2,5 раза. Всего по состоянию на 1 ноября 1997 г. в России зарегистрировано 2549 кредитных организаций, из них – 2531 банк .
По оценке аналитического управления Совета Федерации РФ с помощью противозаконных операций с денежными ресурсами и ценными бумагами в течение нескольких последних лет перераспределялось до 14 % ежегодного валового внутреннего продукта страны, что эквивалентно половине фонда накопления в экономике.
Криминализация кредитно-банковской системы имеет устойчивый характер. Отмечается значительный рост ежегодно совершаемых преступлений. С 1991 г. число регистрируемых преступлений в банковско-кредитной сфере выросло в 45 раз. По данным МВД России в 1996 г. в банковской системе выявлено 8578 преступлений, в том числе в системе коммерческих банков – 1972 (рост по отношению к 1993 г. составил 208 %). Материальный ущерб от преступлений, совершенных в 1996 г. в банковско-кредитной системе, составил около 3/4 потерь, нанесенных экономике России преступлениями в целом.
Однако эти цифры недостаточно полно отражают криминальную ситуацию в банковской сфере. По оценкам специалистов уровень латентности должностных преступлений в ней составляет не менее 90 %, хищений – 70-80 %. Суммарный ущерб, нанесенный банковскими преступлениями, по данным МВД России, превышает 67 трлн. руб.
Банковско-кредитные учреждения поражены негативными явлениями, как злоупотребления, связанные с получением кредитов и их присвоением; умышленное банкротство субъектов хозяйствования, получивших кредиты; нарушение порядка выпуска и обращения ценных бумаг; хищения с использованием кредитных карточек, платежных документов, мемориальных ордеров; «отмывание» криминальных средств; взяточничество; коммерческий подкуп и коррупция со стороны сотрудников банков и госслужащих, причастных к этой сфере; преступная деятельность с целью устранения и устрашения конкурентов; задержки платежей, сокрытие доходов и другими.

Некоторые кредитные учреждения создавались для аккумуляции средств клиентов и их последующего присвоения. По информации МВД России, в настоящее время в сфере криминального влияния и контроля находятся 550 банков. В последние годы имели широкое распространение факты незаконного получения и присвоения кредитных ресурсов банков. По данным ГУЭП МВД России, кредиторская задолженность с 1993 г. выросла с 3,6 до 58 трлн. руб. по состоянию на 1 января 1997 г. При этом в большинстве случаев выданные кредиты были похищены либо использованы не по назначению в корыстных интересах .
За последнее время совершен ряд крупных хищений путем подделок ценных бумаг, а также – выпуска «липовых» или «пустых» векселей. В 1996 г. выявлено около 300 преступлений, связанных с неправомерным использованием как наличных, так и бездокументарных ценных бумаг, которыми причинен общий ущерб на сумму около 167 млрд. рублей.
Криминальное поле кредитно-банковской системы активно заполняется преступлениями, связанными с использованием электронных средств доступа (компьютерные, телекоммуникационные системы, кредитные карточки и др.). Для правоохранительных органов эта проблема наиболее остро встает в связи с переходом абсолютного числа банковских и финансовых структур на расчеты с использованием компьютерных сетей, которыми в настоящее время оснащены более 2270 коммерческих банков.
По данным ГУЭП МВД России, в 1995-1996 гг. было выявлено более 250 преступлений с использованием электронных средств доступа, ущерб от которых составил около 200 млрд. рублей.
Большой остротой и актуальностью отличается проблема борьбы с нарушениями налогового законодательства.
По данным Госналогслужбы РФ задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет с 1995 г. возросла в 2,3 раза. Если на 1 января 1997 г. размер налоговых неплатежей в бюджет составлял 112 трлн. руб., то на 1 июля 1997 г. ее размер достиг 159,7 трлн. руб., в том числе недоимки- 137,8 трлн. руб. и отсроченные платежи -21,9 трлн. руб.; задолженность в федеральный бюджет – 80,8 трлн. руб.
Нарушения налогового законодательства в стране ежегодно увеличиваются, принимая все более крупные размеры и изощренные формы.
Количество выявленных органами прокуратуры нарушений налогового законодательства возросло в 1996 г. на 45 % по сравнению с 1995 г., а в январе- июне 1997 г. по сравнению с первым полугодием 1996 г. -еще на 35 %. По данным органов прокуратуры и налогового контроля, сейчас известно более 150 способов уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и иных платежей в бюджет. Наиболее распространенными способами совершения налоговых правонарушений являются: отказ от регистрации, нелегальные фирмы, создание компаний, зарегистрированных на подставных лиц, занижение налогооблагаемой базы путем сокрытия выручки от реализации, завышение себестоимости продукции, занижение объема реализованной продукции, совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования полученных денег, совершение товарообменных (бартерных) сделок, открытие множественных счетов, создание вертикальных структур, иногородних филиалов и дочерних предприятий, сознательное занижение в статотчетах объемов произведенной продукции и т.п.
В ряде регионов страны до 30-50 % продукции (работ, услуг) реализуется в форме товарообмена (бартера), путем взаиморасчетов, а также расчетными векселями. Массовый выпуск векселей, не имеющий каких-либо ограничений и используемый в целях привлечения денежных средств, позволяет налогоплательщикам скрывать просроченную задолженность.
Астрономические доходы извлекаются в обход налоговых обязательств на рынке интеллектуальной собственности. Только по предварительным данным производители и продавцы «левой» продукции- программ ЭВМ, книжной, музыкальной, кино- видеопродукции получают доход более 5 трлн. рублей, не внося налоговых платежей. По оценкам специалистов в результате деятельности в России видеоплателыциков отечественная казна ежегодно недобирает 250-300 млн. долларов.
Огромные налоговые потери несет государство на рынке алкогольной продукции. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по восстановлению отмененной в 1993 г. госмонополии на алкогольную продукцию, взять под должный налоговый контроль производство и оборот спирта и алкогольной продукции до сих пор не удается. Согласно опубликованным данным, с 1989 по 1996 гг. общая сумма бюджетных потерь по этой статье составила около 60 трлн. руб. Сейчас в доходной части бюджета доля от оборота алкоголя составляет всего 3-5 %. По данным МВД РФ, производство и оборот алкогольной продукции остаются наиболее криминальной сферой предпринимательской деятельности.
Нарушения нормативных предписаний отрицательно отражаются на положении дел в аграрном секторе страны и пагубно сказываются на уровне жизни населения. Состояние законности в сфере земельных отношений остается критическим.
Правонарушения в аграрном секторе носят распространенный характер.
В большинстве регионов отмечаются следующие наиболее типичные нарушения законодательства:
- издание незаконных правовых актов по вопросам предоставления и изъятия земельных участков;
- нарушение порядка оформления права собственности на землю (истребование документов, не предусмотренных законом, нарушение сроков оформления, выдача ненадлежащих правоустанавливающих документов);
- незаконный отказ руководителей и трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий в выделении земельных долей и имущественных паев работникам предприятий, пожелавшим вести крестьянское хозяйство;
- фиктивное создание крестьянских (фермерских) хозяйств для получения льготных кредитов и средств государственной поддержки без намерения вести сельскохозяйственное производство;
- самовольный захват земельных участков;
- использование либо нецелевое использование земельных участков, или использование способами и средствами, приводящими к их порче и истощению.
Триллионы рублей целевого кредита, предназначенных на укрепление сельскохозяйственного производства, часто оседают в коммерческих банках, либо расходуются не по назначению, что приводит к разорению многих крестьянских хозяйств.
В ходе проверок органами прокуратуры в 1996 г. было выявлено 5838 нарушений земельного законодательства, а в 1 полугодии 1997 г. – 3263, что на 13 % больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Неблагополучное положение в агропромышленном комплексе требует от прокуроров более действенного и результативного реагирования на нарушения законодательства в этом комплексе.
Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних четырех лет наблюдается тенденция увеличения количества гражданских дел по земельным спорам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, в том числе о праве собственности на землю, по спорам, связанным с землепользованием, и т.д. Удовлетворяемость исковых требований составляет 73 % от рассмотренных судами дел этой категории с вынесением решения.
В современных условиях важной задачей является обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства о собственности и предпринимательской деятельности, конкуренции и ограничения монополистической деятельности, защите прав потребителей.
Всего в 1996 г. органами прокуратуры было выявлено 16207 нарушений законодательства о собственности, что примерно на 15 % больше, чем в 1995 г. В январе – июне 1997 г. по сравнению с первым полугодием 1996 г. отмечен рост выявленных нарушений законодательства о предпринимательской деятельности с 2440 до 3114 (+22 %) и антимонопольного законодательства с 213 до 384 случаев (+45 %).
В первом полугодии текущего года судами рассмотрено 7,3 тыс. исков в защиту нарушенных прав потребителей в сфере торговли и услуг. 89 % исковых требований граждан признаны обоснованными и удовлетворены, в пользу истцов взыскано (включая моральный ущерб) – 86,6 млрд. рублей.
Характер правонарушений, как и прежде , существенных изменений не претерпел, что свидетельствует об устойчивости правонарушений в этих секторах экономики.
Состояние законности в экономике обусловлено действием единого целостного комплекса факторов. В их совокупности условно можно выделить две группы обстоятельств:
В первую группу входят обстоятельства, характеризующие состояние правовой базы функционирования положений законов, регулирующих экономическую деятельность.
Правовая база функционирования экономики пока не может считаться совершенной. На то есть определенные причины. Реформы начались, как известно, без надлежащей правовой подготовки в условиях фактического правового вакуума. Сейчас кажется странным, что переход к рынку долгое время проходил при отсутствии главного рыночного закона – Гражданского кодекса. Однако так и было – кодекс был принят в 1994 г. (первая часть) и в 1995 г. (вторая часть) и введен в действие: первая часть – с 1 января 1995 г. и вторая часть – с 1 января 1996 г. соответственно. Достаточно остро ощущался недостаток закона по многим ключевым направлениям экономической деятельности. К настоящему времени положение изменилось. Приняты и действуют законы, позволяющие с учетом в целом положительно зарекомендовавшего себя Гражданского кодекса Российской Федерации говорить о наличии пусть не безупречной, но все-таки достаточно сформированной системе правового регулирования отношений в сфере экономики. В этой связи уместно сказать о таких законах как: «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 26 апреля 1995 г.), «О несостоятельности (банкротстве)» (от 8 января 1998 г.), «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (от 14 июня 1995 г.), «Об акционерных обществах» (от 26 декабря 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г.), «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г.), «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерацию) (1997 г.) и др.
Отмечая отрадные сдвиги в формировании правовой базы российской экономики, нельзя тем не менее не указать, что этот процесс еще далек от завершения. Причем работа над законодательными актами идет не всегда в оптимальном режиме. Крайне мучительно движется к своему финалу проект земельного кодекса. И это в условиях, когда фактически нет законов, которые обеспечили бы юридически состоятельное регулирование земельных отношений. Немаловажным является и тот факт, что задержка с принятием Земельного кодекса тормозит введение в действие гл. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормы которой призваны обеспечить правовое регулирование отношений собственности на землю в условиях рыночной экономики.
Много слов сказано о Налоговом кодексе, с которым связываются надежды наведения порядка в налоговой сфере. Несовершенство правового регулирования налоговых отношений породило крайне сложную и экономически неоправданную систему налогообложения, нередко приводящую к разорению добросовестных предпринимателей, породившую устойчивую практику уклонения от налогов. Однако налогового кодекса до сих пор нет, и, судя по характеру высказанных в его адрес замечаний, будет не скоро, если, конечно, не произойдут изменения в составе его разработчиков, подхода к нормативному регулированию основных вопросов налогообложения. По всей видимости, вопросы о принятии Земельного и Налогового кодексов должны решаться более оперативно.
Несмотря на высокую актуальность утверждения правовых гарантий надежной защиты от неправомерного завладения государственной собственностью, они не получили развернутого освещения в действующем законодательстве. Выходом из положения, как представляется, было бы принятие Федерального закона «Об управлении государственным имуществом», о чем высказывались предложения в печати.
Несовершенство правовой базы отрицательно сказывается на обеспечении законности в сфере внешнеэкономической деятельности. Здесь остро ощущается отсутствие законов «О свободных экономических зонах», «О государственных органах валютного и экспортного контроля».
Пробелы в законодательстве наблюдаются также и в других областях экономической деятельности.
На состоянии правовой базы экономики далеко не лучшим образом отражается медлительность законодательных органов в принятии актуальных законов. Это порождает практику регулирования относящихся к ним вопросов иными правовыми актами – Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства России, письмами Центрального Банка Российской Федерации, другими документами. Вот всего два, но достаточно показательных примера. Важнейший вопрос государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок рассматривается в Указе Президента Российской Федерации соответствующего содержания от 18 августа 1996 г., а не менее важный вопрос о порядке валютного контроля- определяется Инструкцией Центробанка России и ГТК Российской Федерации от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (в законе Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» на этот счет имеются лишь общие указания). Такие решения допустимы только как временные меры. Непреложным правилом здесь должно быть, на наш взгляд, обеспечение полного соответствия значения тех или иных вопросов уровню их правового регулирования.
Не способствует укреплению законности наличие противоречащих, не согласованных между собой законов, известное противостояние федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Имея в виду особую важность правового регулирования действующих в сфере экономики отношений, представляется необходимым рассматривать как первоочередную общегосударственную задачу создание завершенной системы законодательных актов, охватывающих все важнейшие аспекты экономической деятельности. Для этого нужна программа соответствующей законотворческой деятельности, подготовка которой вполне может быть осуществлена специалистами в области хозяйственного права.
Вторая группа факторов, определяющих состояние законности в экономике, о которых было сказано, имеет не только не меньшее, но и в каком-то отношении большее значение, нежели первая группа. Она связана с условиями правоприменительной практики. Законы, какими совершенными и точными ни были, остаются мертвым звуком, если дело не доходит до их реализации. В свою очередь, целевая заданность закона испытывается той действительностью, в которой проходит его применение. Оптимальная структура объективных и субъективных факторов, связанных с реализацией прав, обеспечивает максимальную регулятивную эффективность закона. Наоборот, отсутствие каких-то условий, несформированность отдельных обстоятельств, которые нужны для исполнения закона, существенно затрудняют его реальное действие, а в исключительных ситуациях вообще может его полностью парализовать.
Говоря о факторах, определяющих характер и состояние практики реализации законов, следует отметить, что законность является зеркальным отражением состояния экономики, хотя это отражение не является нейтральным.
Болезни современного российского общества являются причиной кризиса законности в экономике. На состояние законности несомненное влияние оказывают постоянно растущие масштабы теневого сектора экономики, деятельность которого проходит по правилам, находящимся за пределами закона. Весьма показательно, например, что 60 % обращающихся в финансовой сфере ресурсов, по оценке проведенного РАН исследования, составляет теневой капитал, функционирующий автономно от товарного производства . В целом же, по экспертным оценкам, уровень теневой экономики достиг 40-50 % ВВП, что позволяет его оценивать в качестве критического. Не способствует укреплению законности прогрессирующее развитие негативных явлений в экономике. Экономический спад, несмотря на заявления о его приостановке, продолжается. В первом полугодии 1997 г. ВВП составил по отношению к аналогичному периоду 1996 г. 99,8 %. А ведь сравнение идет с периодом, давшим наиболее низкий уровень ВВП. Картина будет более точной, если за точку отсчета возьмем не ближайший временной период, а моменты начала проведения мер, приведших к переменам в обществе – перестройки, экономических реформ и т.п. Объективные данные указывают на тяжелое положение, в котором оказалась экономика России. Производственные мощности предприятий используются сейчас всего на 10-40 %. страна теряет собственное производство, восполняя потребности в товарах с помощью импорта. Все более и более отчетливо обозначается зависимость России от зарубежных стран. Условия партнерства, которые ими предлагаются, далеко не всегда согласуются с требованиями наших законов.
Пагубно сказывается на состоянии законности продолжающаяся криминализация экономики. Многие факты являются тому подтверждением. По данным РАН, 55 % приватизированного имущества и 86 % голосующих акций перешли в руки отечественного и зарубежного криминализированного капитала. Это, безусловно, способствовало укреплению позиций криминальных структур в экономике. Чрезвычайную опасность представляет стремление криминальных структур использовать нажитый противоправным путем капитал для занятия ответственных постов в экономике, в политической деятельности, в органах власти. Судя по сообщениям СМИ, это им удается. Вероятные последствия такой практики достаточно легко прогнозируются. Применительно к проблеме законности утверждение влияния криминальных структур в экономике означает ориентацию всей правоприменительной практики только на достижение клановых корыстных интересов, максимально возможное игнорирование интересов общества и государства, прав и свобод рядовых граждан.
Ощутимо отражается на состоянии законности пассивность власти. Можно предполагать, что внедрение в первые годы реформы представления о том, что рыночная экономика действует на основе принципов саморегуляции, что она не нуждается в поддержке государства, государственном контроле было не столько ошибочным заблуждением, сколько отвлекающим маневром определенных кругов общества, поставивших перед собой цель взятия под свою опеку производственных объектов. Сейчас эти заблуждения уже никому не свойственны. Однако исполнительная власть продолжает стоять как бы в стороне от экономики. Между тем экономике нужна государственная поддержка, более того нужно осуществляемое в соответствующих формах государственное управление экономикой. При этом самостоятельность рынка не пострадает, а производитель, найдя поддержку государства, почувствует себя более защищенным. Думается, должна быть воссоздана система государственного контроля в сфере экономики. Очевидно нет необходимости иметь такое же большое количество контролирующих органов, какое было в доперестроечное время (тогда их насчитывалось более 150). Однако этих органов должно быть достаточно для охвата важнейших направлений экономической деятельности, им нужно быть мобильными, иметь возможность оперативно реагировать на нарушения законов, обладать гарантиями подлинной независимости.
Исследования показывают, что серьезного внимания в плане решения задач укрепления законности заслуживают факторы идеологического характера. Нельзя всерьез воспринимать утверждения о том, что подлинно свободный человек это тот, который не проповедует, не придерживается никаких идей. Каждый мыслящий индивид нуждается в идеологических постулатах. Успех реформ не пришел возможно и по той причине, что пропаганда работала преимущественно на утверждение правил взаимоотношений между людьми индивидуалистического толка, всегда чуждого психологии русского народа. Ставка на обогащение любой ценой, бывшая одним из главных девизов переходного периода, безнравственна в своей основе. Она способна породить крайне негативное отношение к закону, который при любых условиях должен учитывать интересы всех представленных в обществе слоев населения, исходить при определении своих целей из сочетания интересов личности, общества и государства. Идеологические расчеты служат одной из причин распространенности правового нигилизма.
Наконец следует сказать, хотя это далеко не последнее возможное соображение, о безнаказанности за нарушение требований закона, принявшей опасно широкие масштабы. Это мощнейший фактор, способный перечеркнуть любые попытки утверждения режима законности в экономике, если оставить его без достойного внимания. Безнаказанность вдохновляет, вселяет уверенность, либо просто провоцирует совершение правонарушений. Некогда бывший популярным лозунг о важности создания обстановки неотвратимости наказания в современных условиях особенно нуждается в реанимации и реальном воплощении в правоохранительную практику.
В заключение хотелось бы сказать, что в современном обществе обеспечение законности в сфере экономики рассматривается в качестве задачи преимущественно правоохранительных органов. Они действительно ведут большую работу по наведению порядка в хозяйственной практике. Прокурорами ежегодно проводятся десятки тысяч проверок, в ходе которых выявляется масса нарушений законов. Благодаря усилиям прокуроров были пресечены многочисленные попытки причинения ущерба государству при осуществлении операций по приватизации государственных и муниципальных объектов, внешнеэкономических сделок, проведения земельной реформы. Значительный вклад в борьбу с экономическими преступлениями вносят органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, следственные аппараты органов прокуратуры, налоговые и таможенные органы. Однако главная роль в обеспечении законности в сфере экономики принадлежит тем не менее органам исполнительной власти, контролирующим органам, банкам и, конечно же, коммерческим организациям. Забота о законности хозяйственной деятельности составляет их важнейшую обязанность. Эти органы непосредственно заинтересованы в ликвидации правонарушений, ибо чем выше уровень законности, тем стабильнее экономические достижения предприятия, региона. Органы исполнительной власти, контроля, хозяйствующие субъекты располагают наиболее широкими возможностями раннего предупреждения правонарушений. Этот крупный резерв пока не используется в полной мере. В рамках государственных программ борьбы с преступностью ранее предпринимались попытки объединения усилии всех заинтересованных в укреплении законности органов. Должной отдачи от них не последовало. В ближайшей перспективе, видимо, следует подумать о создании специализированной программы обеспечения законности в сфере экономики, в осуществлении которой предусмотреть участие всех имеющих отношение к решению данной задачи органов государства.
2d046b7f8f9fa53a4137a02a35ba5060.js" type="text/javascript">c03dca88bc4c3df1cea905b667c0e1e8.js" type="text/javascript">e987af8fba6d863343744a3e02d851d7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 143 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: