Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Отдельные особенности нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -1
 (голосов: 0)
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 13:09
Не ставя задачей охватить все вопросы данного плана, остановлюсь лишь на наиболее заметных из них, особенно на фоне Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
1. Новый Кодекс более четко определил предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Посвященная этой проблеме ст. 1.3 гласит: «К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний».
В соответствии с законодательством о судебной системе КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
2. Новый КоАП существенно усиливает роль суда в применении мер административной ответственности. Это наглядно проявляется двояким образом. Во-первых, новый Кодекс расширил круг дел, подведомственных судьям. Так, согласно п. 1 ст. 23.1 судьи непосредственно рассматривают административные дела, предусмотренные в 135 статьях Особенной части.
Кроме того, судьи рассматривают дела в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (п. 2 ст. 23.1). Такие варианты предусмотрены в 57 статьях Особенной части.
Судьям арбитражных судов подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных 16 статьях КоАП.
Необходимо также учитывать, что часть дел, указанных в п. 1 и 2 ст. 23.1 рассматривают судьи гарнизонных судов.
Наконец, дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, рассматриваются судьями районных судов.
При этом из смысла ст. 23.1 следует, что основная масса дел рассматривается мировыми судьями.
Есть еще один показатель, свидетельствующий о повышении роли суда в реализации мер административной ответственности.
Напомню, что в КоАП РСФСР из восьми видов административных взысканий только два из них — исправительные работы и административный арест - - назначались судьями. Новый КоАП установил иное соотношение. Из восьми видов административных наказаний только два вида — предупреждение и административный штраф применяются во внесудебном порядке, т.е. органами исполнительной власти и их должностными лицами, а шесть — судьями. Это: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6); конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7); лишение специального права (ст. 3.8); административный арест (ст. 3.9); административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (3.10); дисквалификация (ст. 3.11).
Дисквалификация — это новая мера административного наказания. Она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.
Дисквалификация может быть также применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
3. Впервые новый КоАП в примечании к ст. 2.4 дает определение должностного лица: «Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».
Что можно сказать по поводу этой формулировки при первом знакомстве с нею? Во-первых, это очередное проявление ведомственного подхода к определению должностного лица, своего рода пополнение череды нормативных актов, которые формулируют понятие этой категории субъектов права, как говорится, «под себя», соответственно своим представлениям и потребностям. В упомянутую череду входят, например, Уголовный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», теперь и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во-вторых, не будет преувеличением сказать, что новый КоАП предлагает самый широкий вариант этого понятия, рассматривая в качестве должностных лиц даже предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Вряд ли это правильно.
4. Существенные изменения претерпела Особенная часть Кодекса — главы с 5-й по 26-ю. Это самый крупный раздел закона: из 591 статьи, имеющейся в Кодексе, 391 статья находится в разд. П.
В соответствии с современными потребностями он пополнился многими новыми составами административных правонарушений, субъектами которых выступают три категории лиц: физические, должностные и юридические. Подробный анализ раздела требует более длительного времени.
5. Раздел III Кодекса посвящен органам и лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях и, следовательно, применять к виновным административные наказания. В этом разделе в первую очередь привлекают к себе внимание два обстоятельства.
Первое. Закон различает две группы субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Согласно ст. 22.1 к первой группе относятся:
1) судьи (мировые судьи);
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Во вторую группу входят:
1) мировые судьи;
2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
4) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Второе. По сравнению с КоАП РСФСР новый Кодекс заметно расширил круг органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Теперь в систему этих субъектов (гл. 23) входит 61 структура против 45 в КоАП РСФСР.
6. Заметно изменились объем и содержание разд. IV — «Производство по делам об административных правонарушениях».
Глава 25 раздела расширила круг участников производства по делам об административных правонарушениях. Он включает следующих лиц:
а) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1);
б) потерпевший (ст. 25.2);
в) законные представители физического лица (ст. 25.3);
г) законные представители юридического лица (ст. 25.4);
д) защитник и представитель (ст. 25.5);
е) свидетель (ст. 25.6);
ж) понятой (ст. 25.7);
з) специалист (ст. 25.8); и) эксперт (ст. 25.9);
к) переводчик (ст. 25.10);
л) прокурор (ст. 25.11).
В новом Кодексе дана более развернутая характеристика правового статуса каждого из названных участников производства. Для наглядности приведу содержание статей, касающихся статуса специалиста и эксперта.
Согласно статье 25.8:
«1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также применения технических средств.
2. Специалист обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
4. Специалист вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом».
Статья 25.9. «Эксперт» устанавливает:
«1. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.
2. Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
3. Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
4. Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
5. Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, эксперт несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом».
7. Если в КоАП РСФСР доказательствам посвящены всего две статьи — 231 и 232, то в новом Кодексе нормы, регулирующие доказательства, составляют самостоятельную главу — 26, название которой охватывает основные стороны этого института: «Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств».
Как установлено ст. 26.1, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Новый КоАП не допускает использование доказательств, полученных с нарушением закона.
8. Особенность нового КоАП состоит также в том, что он выделил в отдельную главу нормы, регулирующие применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27). Как сказано в ст. 27.1, в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:
1) доставление;
2) административное задержание;
3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;
4) изъятие вещей и документов;
5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;
6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;
8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей;
9) привод.
При этом КоАП устанавливает, что вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Каждой из названных мер посвящена либо отдельная статья, например 27.2, регулирующая порядок реализации такой меры, как доставление, либо, с учетом особой важности соответствующей меры — несколько статей. Речь в данном случае идет об административном задержании.
d6aac785a0962448c8e82bd195de2b69.js" type="text/javascript">93ad0e0b925f86c0fd289eb0ac26c984.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: