Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Возбуждение исполнительного производства и основания применения мер принудительного исполнения
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:21
Для возбуждения исполнительного производства взыскатель должен предъявить исполнительный лист судебному приставу - исполнителю.
Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки:
1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта; 2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (ст. 321 АПК РФ).
Если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения (ст. 321 АПК РФ).
Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Заявление взыскателя о восстановлении пропущенного срока рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК РФ. По результатам рассмотрения заявления выносится определение, копии которого направляются взыскателю и должнику.
Определение арбитражного суда по вопросу о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть обжаловано.
Поступившие в подразделение судебных приставов исполнительные документы регистрируются делопроизводителем или лицом, отвечающим за регистрацию в книге учета исполнительных документов, в порядке их поступления с присвоением номера (этот номер присваивается впоследствии исполнительному производству), а также в алфавитных указателях учета взыскателей, затем передаются судебному приставу - исполнителю на исполнение под расписку в зональной книге учета исполнительных документов. На каждого судебного пристава - исполнителя должна быть заведена зональная книга учета исполнительных производств.
Регистрация иной корреспонденции, непосредственно поступающей в адрес подразделения судебных приставов, или отправлений из подразделения производится в порядке, предусмотренном Инструкцией по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации.
При наличии в подразделении судебных приставов электронной техники регистрация документов может дополнительно осуществляться на магнитных носителях.
Распределение исполнительных документов среди судебных приставов - исполнителей внутри подразделения осуществляет старший судебный пристав в устанавливаемом им порядке.
Судебный пристав - исполнитель при получении исполнительных документов обязан проверить подлинность и наличие всех необходимых его реквизитов, предусмотренных ст. 8 ФЗ "Об исполнительном производстве", а также сроки предъявления его к исполнению. По каждому исполнительному документу судебный пристав - исполнитель обязан завести исполнительное производство, учетно-статистическую карточку, а также внести соответствующую запись в зональную книгу учета исполнительных документов. Все документы либо их копии, относящиеся к конкретному исполнительному производству, хранятся (подшиваются) в отдельной папке, которой присваивается номер исполнительного производства. Все страницы исполнительного производства нумеруются, а наименование документов исполнительного производства и номера страниц указываются в описи вложенных документов, помещаемой в начале этого производства.26090f10deba95ddd59ebfbd01b39630.js" type="text/javascript">907423f07dcac83e14425c373efa88fa.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 141 |
Исполнительный лист как исполнительный документ
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:21
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Исполнительным листом называется выданный арбитражным судом исполнительный документ, удостоверяющий право взыскателя на принудительное исполнение акта арбитражного суда.
Основанием для выдачи исполнительного листа является решение, определение, постановление арбитражного суда. Если решение арбитражного суда было отменено в порядке, предусмотренном законом, и по делу принято новое решение, основанием для выдачи исполнительного листа является постановление соответствующей инстанции арбитражного суда. Основанием для выдачи исполнительного листа может служить определение о прекращении производства по делу (гл. 18 АПК РФ) или об оставлении иска без рассмотрения (гл. 17 АПК РФ), в котором был решен вопрос о распределении между сторонами арбитражных расходов о возврате государственной пошлины из бюджета.
Таким образом, основанием для принудительного исполнения акта арбитражного суда является выданный на его основе исполнительный лист, который независимо от того, приводится ли он в исполнение через банк или судебным приставом - исполнителем, имеет силу исполнительного документа. Он удостоверяет наличие предусмотренных законом условий для применения мер принуждения.
Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт.
Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если законом не установлено иное.
В случаях если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.e43af03fcdd16204e57d4b7ad22545c4.js" type="text/javascript">aec5fb22d056f19c9424e047018b95dc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 118 |
Участники исполнительного производства
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:20
К участникам исполнительного производства закон относит стороны, их правопреемников, представителей сторон, переводчика, понятых, специалистов, работников милиции (гл. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Стороны - основные участники исполнительного производства.
Ими являются взыскатель и должник.
Взыскателем при исполнении судебного акта арбитражного суда является организация или гражданин-предприниматель, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.
При исполнении судебных актов взыскателем, как правило, является истец, а должником - ответчик. Но не всегда. Так, в случае отказа истцу в иске судебные расходы взыскиваются с истца в пользу ответчика, который в исполнительном производстве будет взыскателем, а истец - должником.
В исполнительном производстве понятие "взыскатель" значительно шире понятия "истец". Это объясняется тем, что в исполнительном производстве исполняются не только судебные акты, но и акты других органов (решения налоговых органов, постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя и др.).
Должником в исполнительном производстве являются организация или гражданин-предприниматель, обязанные по исполнительному документу, выданному на основании решения арбитражного суда, совершить в пользу другой стороны - взыскателя определенные действия или воздержаться от их совершения.
В стадии исполнения актов арбитражного суда (как правило) выступает один взыскатель и один должник. Если по делу имело место соучастие на стороне истца или ответчика, то в решении обязательно указывается, в какой части оно относится к каждому из истцов или ответчиков (ст. 175 АПК РФ). В этих случаях, соответственно, выдается и несколько исполнительных листов на взыскание в пользу каждого из истцов или с каждого из ответчиков.
При взыскании средств в доход бюджета, а также при взыскании недоплаченных сумм государственной пошлины либо пошлин по делу, возбужденному по инициативе истца, освобожденного от уплаты пошлины, исполнительные листы направляются арбитражным судом налоговому органу по месту нахождения должника (ст. 319 АПК РФ).
В таких случаях взыскателем является государство, а налоговые органы в силу специальной компетентности лишь представляют его интересы в исполнительном производстве.
Стороны в исполнительном производстве наделены широкими правами, позволяющими добиваться своевременного и точного исполнения судебного акта арбитражного суда.
При совершении исполнительных действий они имеют право знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава - исполнителя.
Стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В исполнительном производстве могут участвовать и правопреемники сторон.
В случае выбытия одной из сторон (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга) судебный пристав - исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны ее правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Для правопреемника все действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были бы обязательны для стороны, которую правопреемник заменил.
Участие организаций в исполнительном производстве осуществляется через их органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, представленных им законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через представителей указанных органов и должностных лиц.
Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия. Полномочия представителя стороны должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом.25721ded37ff061a85c1d5d9f2010909.js" type="text/javascript">7b8af7c3753e36d07f1694a906c715d7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Органы, осуществляющие исполнение актов арбитражных судов
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:20
Принудительное исполнение судебных актов, в том числе актов арбитражных судов и актов других органов в Российской Федерации, возложено законом на службу судебных приставов России и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Порядок организации и деятельности Федеральной службы судебных приставов определяется Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. (в ред. от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316.
Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФССП России являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
3) управление территориальными органами ФССП России.
ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации входят:
центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов;
территориальные органы Федеральной службы судебных приставов - главные управления (управления, отделы) Федеральной службы судебных приставов, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации. Главное управление Федеральной службы судебных приставов функционирует на основе Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 187.
Территории субъектов Российской Федерации, на которых действуют территориальные органы Федеральной службы судебных приставов, и местонахождение территориальных органов Федеральной службы судебных приставов определяются приказом министра юстиции Российской Федерации.
В территориальный орган ФССП России входят:
аппарат управления территориального органа ФССП России;
структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих, технического и обслуживающего персонала, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.
ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.
Он осуществляет полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. п. 9, 10 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316).
Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации.
Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации.
Главные судебные приставы субъектов Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности по представлению главного судебного пристава Российской Федерации министром юстиции Российской Федерации. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации установлены ст. 9 ФЗ "О судебных приставах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
Старшие судебные приставы (начальники отделов), судебные приставы - исполнители районных, межрайонных или соответствующих им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделений судебных приставов назначаются на должность и освобождаются от должности главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Полномочия старшего судебного пристава определены ст. 10 ФЗ "О судебных приставах".dcd1f4466e19ae7683cbc1dd6732e9bd.js" type="text/javascript">85aa3ca06ce4cb9b1f3b18477d78e724.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 120 |
Источники права, регулирующего исполнительное производство
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:19
Под источниками права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие ту или иную область общественных отношений.
Источникам исполнительного производства в Российской Федерации посвящена ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве". В ней говорится, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов (далее - иные федеральные законы).
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона и иных федеральных законов Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.
Из содержания этой статьи следует, что к источникам исполнительного права в Российской Федерации закон прежде всего относит только федеральные законы и нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ по вопросам исполнительного производства.
В связи с этим возникает важный, имеющий большое практическое значение вопрос о том, в какой мере приведенные положения ФЗ "Об исполнительном производстве" соответствуют Конституции РФ и в ведении каких органов находится исполнение судебных актов и актов других органов?
При изучении ст. ст. 71, 72, 73 Конституции РФ можно прийти к выводу, что этот участок деятельности отнесен к ведению субъектов Российской Федерации. Действительно, ст. ст. 71, 72 Конституции РФ прямо не относят исполнение судебных актов и актов других органов ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно же ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Исходя из этого, можно заключить, что положения, закрепленные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ФЗ "Об исполнительном производстве", не полностью соответствуют Конституции РФ.
Однако такой вывод был бы сугубо формальным, достигнутым без учета сложных процессов, протекающих в российском праве после принятия действующей Конституции РФ, и конкретных обстоятельств, связанных с принятием ФЗ "Об исполнительном производстве".
Известно, что до принятия этого Закона основной массив правовых норм и институтов, регулирующих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, был закреплен в ГПК РСФСР и составлял неотъемлемую часть отрасли гражданского процессуального права, а раздел V ГПК РСФСР - неотъемлемую частью гражданского процессуального законодательства. Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное законодательство отнесено к ведению Российской Федерации.
С принятием ФЗ "Об исполнительном производстве" изменилось место исполнительного производства в системе российского права. Его правовые нормы и институты вряд ли могут быть включены в состав гражданского процессуального права как отрасли.
Однако это формальное обстоятельство не должно затронуть содержания установленных Конституцией РФ полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и привести к изъятию исполнительного производства из сферы ведения Российской Федерации и расширению за счет его сферы ведения субъектов Российской Федерации.
Исполнительное производство - сфера ведения Российской Федерации.
Среди нормативных правовых актов, регулирующих принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, особое место занимает ФЗ "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. Закон определяет правовую основу деятельности судебных приставов - исполнителей, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность судебного пристава, и другие отношения.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.
Закон регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (ст. 1 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве, устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, и правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения, четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления и др.
Источником исполнительного права являются и законы, которыми в Закон "Об исполнительном производстве" будут вноситься соответствующие изменения и дополнения (ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ).
Отношения, возникающие в исполнительном производстве, регулируются не только названными нормативными актами, но и иными федеральными законами.1cf68bebfb5afb7d7934634f967b27be.js" type="text/javascript">49cf8326152666d961b7805a0a1ee91a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 149 |
Понятие исполнительного производства
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:18
Исполнительное производство - это совокупность связанных между собой действий, урегулированных правовыми нормами. Эти действия необходимы для принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов иных органов.
О месте норм, регулирующих исполнительное производство в системе российского права, до и после принятия законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" не было и нет единой точки зрения.
Исполнительное производство - целостное и относительно самостоятельное правовое образование в системе российского права, регулирующее отношения, возникающие при исполнении судебных актов и актов иных органов.
Эти отношения и гражданские процессуальные отношения - разнородные по своей правовой природе и содержанию явления.
По мнению некоторых ученых, нормы исполнительного производства являются однородными с гражданскими процессуальными нормами и входят составной частью в систему гражданского процессуального права. В подтверждение позиции они ссылаются на наличие у исполнительного производства и гражданского процессуального права общих принципов: диспозитивности, состязательности, непосредственности и др.
Однако авторы, утверждающие, что исполнительное производство является частью системы гражданского процессуального права, не учитывают сложности, многогранности и богатого содержания отношений, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. То обстоятельство, что гражданские процессуальные отношения и отношения, возникающие при исполнении юрисдикционных актов, в том числе и судебных решений, являются разнородными с точки зрения системы гражданского процессуального права, совсем не исключает и возможности изучения их в системе гражданского и арбитражного процессуального права.
Правильность изложенных выводов и положений на проблему о месте исполнительного производства в системе российского права подтверждается всем ходом развития общественных отношений, связанных с принудительным исполнением судебных актов и актов иных органов, и права, регулирующего эти отношения.
После создания системы арбитражных судов стало очевидным, что исполнительное производство в условиях рыночной экономики не справляется со своими задачами и требуется не только новая кадровая политика, но и существенное обновление законодательства об исполнительном производстве.
Обновлять и совершенствовать законодательство об исполнительном производстве предлагалось по-разному.
Те, кто рассматривали исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, предлагали принять новый самостоятельный нормативный акт - закон или кодекс об исполнительном производстве. Те же юристы, которые считали исполнительное производство стадией гражданского процесса, полагали, что следует ограничиться внесением изменений и дополнений в гражданское процессуальное законодательство.
Законодатель пошел по первому пути и тем самым признал правильными идеи о самостоятельности правового регулирования исполнительного производства в системе российского права.
Принятие законов "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве" подвело черту под длительными спорами о правовой природе исполнительного производства. Новые законы об исполнительном производстве укрепили гарантии реализации принципа независимости судей в гражданском процессе, стали в какой-то мере преградой срастанию исполнительной и судебной власти, положили конец ведомственному правотворчеству по исполнительному производству.
Последнее обстоятельство тоже весьма важно, поскольку до принятия указанных законов отношения, возникающие в исполнительном производстве, по существу регламентировались различными ведомственными инструкциями: Инструкцией об исполнительном производстве, утвержденной Приказом министра юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. N 22; Временной инструкцией Министерства юстиции Российской Федерации "О порядке удержания алиментов по исполнительным документам, переданным для производства взыскания предприятиям, учреждениям и организациям".
f50b5d1b1f00b1b13f1e8808981abb53.js" type="text/javascript">7a62e2aa6c4f01f12981803c48e00284.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Порядок подачи заявления и пересмотра судебного акта
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:18
Арбитражные суды по своей инициативе не могут пересматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими судебные акты.
Право возбуждения производства по вновь открывшимся обстоятельствам предоставлено лицам, участвующим в деле: сторонам, третьим лицам; заявителям и иным заинтересованным лицам - в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан; прокурору, государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, обратившимся в арбитражный суд с иском. Такое право предоставлено и судебному приставу - исполнителю, взыскателю, должнику в делах по жалобам на действия судебного пристава - исполнителя.
Прокурор вправе требовать пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, если он обращался в суд с иском.
Из содержания ст. 41 АПК РФ следует, что заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ только Генеральным прокурором РФ или его заместителем, в Федеральный арбитражный суд округа и в арбитражный суд субъекта Российской Федерации - также прокурором или заместителем прокурора субъекта Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями.
Прокуроры районов права на возбуждение пересмотра актов арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам не имеют.
Право на возбуждение производства о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта предоставлено правопреемникам лиц, участвующих в деле, а также лицам, с которых арбитражным судом взыскан судебный штраф (ст. ст. 66, 96, 332 АПК РФ).
Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, не позднее трех месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра судебного акта.
Сроки для подачи заявления о пересмотре решения исчисляются следующим образом. В случае обнаружения обстоятельства, которое не было и не могло быть известно ни заявителю, ни арбитражному суду, срок исчисляется со дня установления указанного обстоятельства. Днем установления этих обстоятельств следует считать день, когда они стали известны заявителю или арбитражному суду.
В случае совершения преступных действий сторонами, представителями, свидетелями, экспертами, переводчиками, судьями этот срок должен исчисляться со дня вступления приговора суда в законную силу. При отмене решения арбитражного суда, приговора, определения или постановления суда общей юрисдикции либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, срок для возбуждения производства по пересмотру решения по вновь открывшимся обстоятельствам исчисляется со дня вступления в законную силу акта соответствующего органа об отмене того или иного постановления суда или арбитражного суда либо вынесения органом государственного управления постановления, противоположного по содержанию тому акту, который был положен в основу пересматриваемого арбитражным судом решения.
По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными.
Заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд в письменной форме. Заявление подписывается лицом, подающим заявление, или его представителем, уполномоченным на подписание заявления.
В заявлении о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименования лица, подающего заявление, и других лиц, участвующих в деле, их местонахождение или место жительства; наименование арбитражного суда, принявшего судебный акт, о пересмотре которого по вновь открывшимся обстоятельствам ходатайствует заявитель; номер дела, дата принятия судебного акта; предмет спора; требование лица, подающего заявление; вновь открывшееся обстоятельство, предусмотренное ст. 311 АПК и являющееся, по мнению заявителя, основанием для постановки вопроса о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, со ссылкой на документы, подтверждающие открытие или установление этого обстоятельства; перечень прилагаемых документов.
В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты лиц, участвующих в деле, и иные сведения.0bdbec4ce4c7ae0ba278e44610067dee.js" type="text/javascript">5c6c2df4fd56408f8b13528de3208448.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 97 |
Понятие вновь открывшихся обстоятельств и основания пересмотра
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:17
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам как стадия процесса наряду с апелляционным, кассационным и надзорным производствами призвана гарантировать законность в правосудии.
Пересмотр актов арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам является самостоятельной стадией арбитражного процесса и имеет специфические субъектный состав, объект, содержание, основания пересмотра.
Особенности данной стадии проявляются прежде всего в основаниях пересмотра судебных актов.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, существовавшие в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для его разрешения. Однако они не могли быть известны ни заявителю, ни суду, рассмотревшему дело, в силу объективных обстоятельств, независящих от заявителя и суда.
Таким образом, вновь открывшиеся обстоятельства - это:
юридический факт, который предусмотрен нормами права и влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношения;
юридический факт, имеющий существенное значение для правильного разрешения данного конкретного дела. Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении судебного акта, то оно обязательно повлияло на окончательные выводы суда;
юридический факт, существовавший в момент обращения заявителя в арбитражный суд и при рассмотрении дела судом;
юридический факт, который не мог быть известен ни лицу, заявившему об этом впоследствии, ни суду, рассматривающему дело (ст. 311 АПК РФ).
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта недопустим, когда такие обстоятельства отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в кассационном или надзорном порядке. В этих случаях арбитражный суд должен отказать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, обосновывая свой отказ отсутствием указанных обстоятельств.
Вновь открывшиеся обстоятельства отличаются от новых обстоятельств, которых не было в момент рассмотрения дела, и возникли они после вынесения решения.
Так, решение арбитражного суда не может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, если фактические обстоятельства возникли после принятия судебного акта, поскольку по смыслу ст. 311 АПК РФ основанием для такого пересмотра является открытие обстоятельств, которые хотя объективно и существовали, но не могли быть учтены, так как не были и не могли быть известны заявителю.
Новые обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, могут быть основанием не для его пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, а для предъявления нового иска .
--------------------------------
Пункт 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 1998 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов" (далее - Постановление от 15 октября 1998 г.).

Вновь открывшиеся обстоятельства необходимо отличать и от новых доказательств, которые не были по каким-либо причинам исследованы судом при рассмотрении дела. Обнаруженные после принятия судебного акта доказательства могут свидетельствовать лишь о том, что обстоятельства дела исследованы неполно, выводы арбитражного суда не соответствуют действительности, что является основанием для отмены этого акта в порядке надзора.
Так, отменяя Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал среди других доводов следующее.
В качестве вновь открывшихся обстоятельств для пересмотра судебного акта судом кассационной инстанции приняты представленные обществом оригиналы грузовых таможенных деклараций с отметками таможни о вывозе товаров и транспортные накладные с оригиналами отметок таможни страны получателя груза, о наличии которых, по утверждению общества, ему не было известно, поскольку они предоставлены обществом "Евроальянс Профит" уже после рассмотрения настоящего дела судебными инстанциями.
В соответствии с п. 1 ст. 311 АПК РФ основаниями для пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам являются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю.
В рассматриваемом случае утверждение общества о том, что ему не было известно о существовании названных выше документов, не подтверждено какими-либо доказательствами. О наличии объективных и непреодолимых для него препятствий для получения соответствующих сведений до рассмотрения дела в суде в заявлении не указано.
Таким образом, оснований для пересмотра Постановления суда кассационной инстанции от 21 апреля 2003 г. не имелось .
--------------------------------
Постановление ВАС РФ от 9 марта 2004 г. N 10771/03.b18fb75c3bfa0d9dffb5121069e11c17.js" type="text/javascript">b4ff5f86ba4edf69506cbd90bbcf4e5b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 136 |
Полномочия суда надзорной инстанции и основания к отмене в порядке надзора судебных актов
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:17
По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:
оставить оспариваемый судебный акт без изменения, а заявление или представление без удовлетворения;
отменить судебный акт полностью или в части и передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд, судебный акт которого отменен или изменен. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе суда;
отменить судебный акт полностью или в части и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение;
отменить судебный акт полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения полностью или в части;
оставить без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.
В случаях изменения или отмены решения, определения или постановления Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации должен указать конкретные основания для изменения или отмены судебного акта (ст. 304 АПК РФ).
Указания Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в постановлении об отмене решения, постановления суда, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены или доказаны в решении, постановлении или были отвергнуты указанными судебными актами, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт:
1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (п. 2 ст. 304 АПК РФ в ред. Федерального закона от 31 марта 2005 г. N 25-ФЗ).
--------------------------------
Указанные в данной статье новые по сравнению с АПК РФ 1995 г. основания отмены судебных актов в порядке надзора в литературе оцениваются по-разному (Арбитражная практика. 2002. N 5. С. 51 - 62; Борисова Е.А. Производство по проверке судебных постановлений в порядке надзора в гражданском и арбитражном процессах // Законодательство. 2003. N 10. С. 56).bd191257c3ef414eeee163ffa9b94f32.js" type="text/javascript">70359db56f46b634c31d890dbf974bf2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Порядок рассмотрения заявления или представления
  Арбитражный процесс | Автор: admin | 31-12-2010, 23:14
Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции урегулирован законом.
По АПК РФ 2002 г. рассмотрение заявления или представления лиц, участвующих в деле, и прокурора в суде надзорной инстанции осуществляется в два этапа.
На первом решается вопрос о возможности передачи дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на втором этапе дело рассматривается по существу Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На первом этапе принятое к производству Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле. Срок рассмотрения не должен превышать одного месяца со дня поступления заявления или представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации или со дня поступления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации дела, если оно было истребовано из арбитражного суда.
Состав судей для рассмотрения заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора формируется по правилам, предусмотренным ст. 18 АПК РФ, с учетом очередности распределения между судьями поступающих в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации обращений.
При рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора арбитражный суд в коллегиальном составе определяет, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в заявлении или представлении, а также из содержания оспариваемого судебного акта.
Для решения вопроса о наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора суд может истребовать дело из арбитражного суда, о чем выносится определение.
При наличии таких оснований (ст. 304 АПК РФ) суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора и в пятидневный срок со дня вынесения определения направляет его в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вместе с заявлением или представлением и истребованным из арбитражного суда делом .
--------------------------------
В отличие от АПК РФ 2002 г. по АПК РФ 1995 г. возбуждение надзорного производства в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществлялось только по протестам узкого круга должностных лиц - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его заместителей, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

Копии определения в этот же срок направляются лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления или представления и прилагаемых к ним документов.
В определении суд устанавливает срок, в течение которого лица, участвующие в деле, могут представить отзыв на заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Если при рассмотрении заявления или представления будет установлено, что предусмотренных законом оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора нет, но имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального права или норм процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства.
О направлении дела в арбитражный суд кассационной инстанции выносится определение. Содержание этого определения может быть изложено в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
При отсутствии предусмотренных законом оснований суд выносит определение об отказе в передаче дела для пересмотра судебного акта в порядке надзора в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Копия определения не позднее следующего дня после дня вынесения направляется лицу, ходатайствующему о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Повторное обращение того же лица по тем же основаниям с заявлением или представлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора не допускается.
Определение суда о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора должно содержать: дату вынесения определения; состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесших определение; наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, местонахождение или место жительства; наименования других лиц, участвующих в деле, их местонахождение или место жительства; сведения об оспариваемом судебном акте, дату его принятия и вступления в законную силу; сведения о других судебных актах, принятых по делу; наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, предмет спора; основания передачи дела для рассмотрения в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренные ст. 304 АПК РФ, мотивы передачи с указанием конкретных норм материального права или норм процессуального права, нарушенных, по мнению суда, при принятии оспариваемого судебного акта; предложения суда, вынесшего определение.
В определении суда об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора должны быть указаны: дата вынесения определения; состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, вынесших определение; наименование лица, ходатайствующего о пересмотре судебного акта в порядке надзора, его процессуальное положение, местонахождение или место жительства; наименования других лиц, участвующих в деле, их местонахождение или место жительства; сведения об оспариваемом судебном акте, дате его принятия и вступления в законную силу; сведения о других судебных актах, принятых по делу; наименование арбитражного суда, принявшего оспариваемый судебный акт, предмет спора; мотивы отказа в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора; мотивы направления дела в арбитражный суд кассационной инстанции.2942da9e65c2b6f527d45e6d8854489e.js" type="text/javascript">2a071a5512a64b82a6e8897a71d4798c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 93 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: