Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды по федеральному законодательству -3
 (голосов: 0)
  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛ | Автор: admin | 31-05-2010, 10:12
При анализе положений Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняе-мых природных территориях» и Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» мы обнаружим, во-первых, серьезные противоречия между отдельными нормами в самом Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местно-стях и курортах». Во-вторых, существуют определенные противоречия указанных законов между собой.
Так, согласно п. 6-7 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняе-мых природных территориях», особо охраняемые природные территории могут иметь феде-ральное, региональное или местное значение (см. также п. 3 ст. 31). Особо охраняемые при-родные территории местного значения являются собственностью муниципальных образова-ний и находятся в ведении органов местного самоуправления. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такова позиция общего, но позднее принятого Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».
Специальный Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресур-сах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», на первый взгляд, стоит на таких же позициях. Согласно п. 2 ст. 3 данного закона, курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Однако на этом логика Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных ле-чебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» заканчивается. К пол-номочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функ-ционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и при-родных лечебных ресурсов ст. 6 данного закона относит «представление в орган исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории ле-чебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения», однако в ч. 1 ст. 3 этого же закона право признания территории лечебно-оздоровительной местностью или ку-рортом местного значения закреплено за самими органами местного самоуправления и реа-лизуется оно в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относит определение формы и размеров платы за пользо-вание территориями курортов местного значения (ст. 5), утверждение положений об отдель-ных курортах местного значения, в которых определяются порядок и особенности функцио-нирования этих курортов (ч. 3 ст. 3), утверждение границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и ку-рортов местного значения (ч. 2 ст. 16).
Однако, в ст. 1 данного закона курорт местного значения определяется как «освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления». Согласно же п. 3 ст. 3 Федераль-ного закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» «управле-ние и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления». Соот-ветственно, если органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны определять формы и размеры платы за пользование территориями, которые находятся в ве-дении органов местного самоуправления, а также утверждать положения о курортах местно-го значения, утверждать границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения, ос-тается неясным, в чем же тогда проявляется «управление и контроль» органов местного са-моуправления? Не ясно и то, почему округ санитарной охраны вокруг лечебно-оздоровительной местности или курорта местного значения, порядок создания которой еще должен определить закон субъекта Российской Федерации, уже определен Федеральным за-коном от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»?
Согласно ст. 5 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ре-сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», к полномочиям органа исполни-тельной власти субъекта РФ относится признание территории лечебно-оздоровительной ме-стностью или курортом регионального значения, а также установление границ и режима ок-ругов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение.
Органы местного самоуправления вправе направить представление в органы исполни-тельной власти субъекта Российской Федерации с предложением о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения, однако среди пол-номочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предусмотрено соответствующего полномочия осуществлять это признание, равно как нет и полномочия устанавливать границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Этот вопрос должен быть решен законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», природные лечебные ресурсы находятся в государственной собственности – Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Таким образом, на особо охраняемых природных территориях мест-ного значения, находящихся в ведении и собственности местных органов расположены при-родные ресурсы (например, лечебные грязи), которые муниципальной собственностью не являются. Но тогда не ясно, зачем вообще создавать такую категорию особо охраняемых природных территорий местного значения, если соответствующих ресурсов не существует?
Можно выделить и ряд других, не менее сложных вопросов, на которые оба названных федеральных закона не дают ответа, и, соответственно, указанные законы нуждаются в со-вершенствовании. К тому же, на наш взгляд, нецелесообразным было принятие сначала спе-циального закона, каковым является Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а затем общего - Федерального закона от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях».
Наконец, к последней группе полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, предусмотренных федеральными законами, относится установление определенных требований в отдельных сферах деятельности человека. Рассмотрим указанные полномочия на примере четырех наиболее характерных сфер деятельности органов местного самоуправления: полномочия по охране окружающей среды в сельском хозяйстве, градостроительстве, энергетике и в сфере обращения с бытовыми отходами.
Общие экологические требования к деятельности человека в сфере ведения сельско-хозяйственного производства сформулированы в ст. 42-43 и ст. 49 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды». Суть названных требований сводится к следующему.
Во-первых, при осуществлении деятельности, которая может повлечь причинение вре-да состоянию земель, вод и иных природных объектов, лица, осуществляющие подобную деятельность, обязаны принимать меры по недопущению загрязнения окружающей среды и ухудшению качества почв. Органы местного самоуправления могут наделяться в установ-ленном порядке дополнительными полномочиями, например, в сфере обеспечения плодоро-дия земель сельскохозяйственного назначения. Осуществление указанных дополнительных полномочий подлежит подкреплению необходимыми финансовыми средствами. Указан-ные требования пересекаются с мерами по охране земель, установленными Земельным ко-дексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г.
Во-вторых, Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» отдельно устанавливает требования по охране окружающей среды при строительстве и экс-плуатации мелиоративных систем. При этом указанное требование конкретизировано при-менительно к деятельности органов местного самоуправления ст. 16 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель». Так, органы местного самоуправления обеспечивают защиту окружающей среды при проведении мелиорации земель в пределах границ муниципальных образований, принимают участие в экспертизе проектов мелиора-тивных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, а также осущест-вляют координацию и регулирование в пределах своей компетенции деятельности граждан (физических лиц) и юридических лиц в области мелиорации земель.
В-третьих, при осуществлении сельскохозяйственного производства, граждане и юри-дические лица обязаны при использовании химических веществ соблюдать экологические правила и нормы обращения с ними. Несмотря на то, что Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» не преду-сматривает конкретных полномочий органов местного самоуправления в данной сфере, оп-ределяя лишь потенциальную возможность наделения их отдельными государственными полномочиями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 6), соответствующие полномочия предусмотрены законами субъектов Российской Федерации, о чем будет сказано ниже.
Наряду с участием в охране окружающей среды в сельском хозяйстве, органы местного самоуправления выполняют ряд функций по обеспечению благоприятного качества окру-жающей среды в области использования атомной энергии. Порядок проектирования, вво-да в эксплуатацию и эксплуатация объектов атомной энергии, общий перечень требований по осуществлению данного вида деятельности устанавливаются федеральными органами государственной власти и подлежат контролю со стороны специально уполномоченного федерального органа в области использования атомной энергии. Однако федеральным законом определенные полномочия в данной сфере предоставлены органам местного самоуправления. В частности, органы местного самоуправления участвуют в проведении экологической экспертизы проектов объектов использования атомной энергии, намечаемых к сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на подведомственных им территориях; предоставляют земельные участки для размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляют информирование населения через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях и т.д.
Федеральными законами предусматривается участие органов местного самоуправления в деятельности по обращению с отходами. Федеральные нормативные правовые акты устанавливают две категории отходов: отходы производства и отходы потребления. Отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения. В отходы производства включаются вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты, отходы сельского хозяйства. Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. К отходам потребления относятся и твердые бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей.
Федеральное законодательство к ведению органов местного самоуправления относит «организацию утилизации и переработки бытовых отходов», что предполагает осуществ-ление данной деятельности «в пределах полномочий, предоставленных им законодательст-вом Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». Пре-дусмотренные федеральным законом полномочия по утилизации и переработке отходов представляют собой две основные формы использования отходов и означают вовлечение отходов в хозяйственный оборот в целях получения различных видов продукции (работ) путем их переработки или непосредственно. Более конкретные полномочия в данной сфере предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
На наш взгляд, наиболее подробно полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды поселений при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 г. и принятыми в соответствие с ним нормативными правовыми актами. Такой вывод следует даже из самого определения градостроительной деятельности, под которой понимается деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 7 мая 1998 г., каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности (ст. 7). Данное право обеспечивается проведением ряда мероприятий органами государственной власти и органами местного самоуправления. В деятельности органов местного самоуправления четко прослеживаются две функции, из числа перечисленных в п. 2 ст. 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 7 мая 1998 г. К их числу следует отнести, во-первых, градостроительное планирование развития территории и поселений, и, во-вторых, обеспечение участия граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности. Реализация последней задачи, по нашему мнению, возможна при условии создания эффективной системы информирования граждан, как о состоянии среды обитания, так и о намечаемой градостроительной деятельности.
Градостроительное планирование развития территории осуществляется на местном уровне посредством разработки правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований), т.е. нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих использование и изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов. При этом необходимо иметь ввиду, что разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция городских и сельских поселений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье человека. При разработке градостроительной документации необходимо предусматривать мероприятия по охране окружающей среды, определенные заданием на разработку градостроительной документа-ции.
Вторая важная функция органов местного самоуправления - информирование граждан и юридических лиц о состоянии среды их жизнедеятельности. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. предусматривает, что граждане и юридические лица Российской Федерации имеют право на достоверную, полную и своевременную информа-цию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, а также иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением информации, содержащей государственную тайну в соответствии с федеральным законом. При этом в информировании граждан должны принимать участие органы местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок. Порядок информирования граждан, их объединений и юридических лиц Российской Федерации о градостроительной деятельности должен устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, деятельность органов местного самоуправления в области охраны ок-ружающей среды, в соответствии с федеральными законами, заключается в осуществлении муниципального контроля, участии в экологической экспертизе, создании особо охраняемых территорий местного значения, информировании населения по вопросам состояния окружающей среды, учете экологических требований в ходе осуществления градостроительной и иной деятельности. Федеральное правовое регулирование участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды страдает декларативностью и обилием бланкетных норм. С одной стороны, упоминание о полномочиях субъектов Российской Федерации, необходимости учета региональных особенностей в деятельности местного самоуправления является позитивным моментом. Однако представляется обоснованным установление единых (базовых) правовых основ деятельности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Такая задача может быть решена двумя путями.
Во-первых, необходимо внести изменения в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», предусмотрев соответствующие обязательные пол-номочия органов местного самоуправления и полномочия, которые могут быть переданы дополнительно в порядке наделения отдельными государственными полномочиями.
Во-вторых, данная задача может решаться посредством упоминания полномочий орга-нов местного самоуправления по конкретным экологическим вопросам (отдельным сферам охраны окружающей среды) посредством выделения в соответствующих федеральных зако-нах отдельных статей. Именно по этому пути ранее развивалось экологическое законода-тельство в части упоминания полномочий органов местного самоуправления. Представляет-ся наиболее перспективным вариант с комбинированием обоих из указанных подходов.
df265809fbdf4b0c5f7bedf9fc70b4a6.js" type="text/javascript">480d95ae3098d1618a48f3e6d50e544c.js" type="text/javascript">39dd1cc883348ca84a51e9436d208a4d.js" type="text/javascript">e39c4bd9ef6e00948ba94dd9c4d7d344.js" type="text/javascript">128834213738a5b9094a02eacba2c9c8.js" type="text/javascript">5fe104124d1c77f21e8f383eb51ad8b3.js" type="text/javascript">72f7f9c16d3ef5f52c39d6ffdf7295a0.js" type="text/javascript">86023d77159b943a40d2e018f7c7f41e.js" type="text/javascript">43ba8a9ceb03e6c29cfd5d5d06a635e1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 224 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: