НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
сервер голд ривер сервер голд ривер
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Органами дознания являются правоохранительные органы государства, на которые
возлагаются следующие процессуальные задачи:
- производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного
следствия необязательно;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел
Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Формулировка "...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по
осуществлению оперативно-розыскной деятельности" таит в себе проблему. Во-первых, наличие в
УПК РФ норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы),
нельзя признать положительным явлением. По смыслу ст. 1 УПК РФ этот Кодекс является
единственным основанным на Конституции РФ источником уголовно-процессуального права,
значит, в ней обязательны исчерпывающие ответы на все вопросы и о субъектах уголовно-
процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во-вторых, в числе органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, перечень которых установлен ст. 13
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеются и такие, которые к
органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и
расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные
подразделения федеральных органов государственнойохраны <1> и Службы внешней разведки
Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Деятельность Федеральной службы государственной охраны Российской Федерации
имеет своей задачей обеспечение личной безопасности высших должностных лиц государства, а
также безопасности зданий, строений и сооружений, в которых размещены органы
государственной власти, и строится на основании Федерального закона от 27мая 1996г. "О
государственной охране" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594, с последующими изменениями и
дополнениями) и подзаконных нормативных актах, изданных на его основе.
<2> Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" (СЗ РФ. 1996.
N 3. Ст. 143) названная Служба является составной частью сил обеспечения безопасности
государства и функционирует в целях: обеспечения Президента, Федерального Собрания и
Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в
политической, экономической, оборонной, научно-технической областях; обеспечения условий,
способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере экономики;
содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому
обеспечению безопасности государства.
Проблемно и общее указание закона на то, что органами дознания являются органы
внутренних дел. Эти органы представляют собой звенья единой огромной, подчиненной
Министерству внутренних дел РФ системы органов исполнительной власти, осуществляющих
свою юрисдикцию на определенной территории (территориальные органы внутренних дел) или же
на определенном участке железнодорожного, водного, воздушногопутей (органы внутренних дел
на транспорте), а также на режимных объектах (три вертикали системы). Почти в каждое звено
входят как милицейские, так и немилицейские службы. Оперативно-розыскную деятельность в
органах внутренних дел осуществляют милицейские подразделения уголовного розыска, борьбы с
экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и др. Поэтому
уголовно-процессуальное понятие органа дознания прежде всего, и не без основания,
ассоциируется с милицией <1>, которая подразделяется на территориальную и транспортную, на
криминальную и милицию общественной безопасности. Каждое милицейское звено осуществляет
свою юрисдикцию на определенной территории (район, город, их части, область, край, республика)
<2> или на объектах и территории железнодорожного, водного и воздушного транспорта <3>. Эта
юрисдикция определяется Законом РСФСР от 18апреля 1991г. "О милиции" и Положением о
милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации <4> и
детализируется в ведомственных нормативных актах (инструкциях, приказах, наставлениях,
уставах), регламентирующих деятельность различных милицейских подразделений.
--------------------------------
<1> По УПК РСФСР 1960г. к органам дознания относились не органы внутренних дел как
таковые, а милиция, которая в исчерпывающем перечне органов дознания (ст. 117) была указана
первой. Полномочиями органа дознания обладали начальники криминальной милиции и милиции
общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов
(отделений) милиции и их заместители. Из такой позиции в своей деятельности исходили и
Генеральная прокуратура, и МВД России (см. совместные Разъяснения названных ведомств от 9
сентября 1993г. "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" //
Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие. М.: Спарк, 1996. С. 26), и Верховный Суд
РФ (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5. С. 16, 17).
<2> А юрисдикция относительно недавно (в 90-е гг. прошлого столетия) созданных
региональных управлений по борьбе с организованной преступностью распространяется сразу на
несколько административно-территориальных единиц.
<3> См.: Дознание в органах внутренних дел: Учеб. пособие. М.: Высшая школа МВД СССР,
1968. С. 7.
<4> Утверждено Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. // СЗ РФ. 1993. N 7. Ст. 562, с
послед. изм. и доп.
Причем "в чистом виде" органы милиции функционируют лишь в крупных мегаполисах в
виде, как правило, отделений милиции. За этим исключением милиция входит в состав районных и
городских отделов внутренних дел, краевых, областных и городских управлений и главных
управлений внутренних дел, министерств внутренних дел республик в составе Российской
Федерации, отделов и управлений внутренних дел на транспорте. Эти органы внутренних дел,
каждый на своей территории, и являются органом дознания, а Министерство внутренних дел
Российской Федерации - орган дознания, чья компетенция распространяется на всю Россию.
Служба в органах внутренних дел вообще и в милиции в частности строится на принципе
единоначалия, а требования, предъявляемые к дисциплине, приближены к воинским. Поэтому вся
законная власть в органах внутренних дел сосредоточена в руках их начальников - от начальника
отделения милиции до Министра внутренних дел России. Сказанное относится и к осуществлению
функции дознания. Начальник органа внутренних дел полновластен в деле организации как
оперативно-розыскной, так и процессуальной деятельности в возглавляемом им государственном
учреждении и в первую голову ответствен за состояние дел в этой сфере и перед гражданами и
организациями, и в порядке подчиненности ("по начальству"), и перед прокурором,
осуществляющим надзор за исполнением законов. Но при нынешнем объеме деятельности, о
которой идет речь, начальник органа внутренних дел, тем более крупного, не в состоянии
ежечасно контролировать ее и поэтому делегирует свои полномочия заместителям
соответственно их функциональным обязанностям, прежде всего руководителям криминальной
милиции и милиции общественной безопасности, т.е. основных милицейских служб,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вышеизложенное позволяет предложить
следующее определение: орган внутренних дел как орган дознания - это самостоятельное звено в
системе территориальных и транспортных органов государства, входящих в систему МВД России,
в лице его руководства, т.е. в лице начальника данного органа (от начальника отделения милиции
и райотдела внутренних дел до Министра внутренних дел России), а также первых заместителей и
заместителей, возглавляющих криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Именно в таком контексте следует понимать определение, содержащееся в п. 17 ст. 5 УПК РФ:
начальник органа дознания -должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель
начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и
неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
Подследственность милиции уголовных дел "по линии" дознания законом четко не
определена. Но ее несложно установить методом вычитания: милиция вправе возбудить
уголовное дело и произвести дознание о любом преступлении, за исключением тех, которые
относятся к компетенции других органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ. Таким
образом, на долю криминальной милиции и милиции общественной безопасности приходится
подавляющий объем работы по дознанию, отчего данный орган дознания принято называть
основным. Изложенное позволяет заключить, что в качестве органа дознания в законе следовало
бы указать (как и в УПК РСФСР 1960 г.) не органы внутренних дел, а милицию (в лице их
подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). Это способствовало бы
более точному пониманию и единообразному применению УПК РФ на практике.
К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и в силу этого признака к
органам дознания относятся также следующие органы.
1. Органы федеральной службы безопасности, компетенция которых определяется
Федеральным законом от 3апреля 1995г. "О федеральной службе безопасности" <1>. Статья 8
этого Закона выделяет следующие направления деятельности: а) контрразведывательная; б)
борьба с терроризмом; в) борьба с преступностью; г) пограничная деятельность; д) обеспечение
информационной безопасности. Исчерпывающим образом компетенция органов федеральной
службы безопасности в уголовно-процессуальной сфере определена п. 2 ч. 2 ст. 157 и п. 2 ч. 2 ст.
151 УПК РФ. Прежде всего это дела о преступлениях против государственной безопасности,
выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного
органа.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 2469; 2000. N 1. Ч. 1. Ст. 9, N 46. Ст. 4537; 2001. N 53. Ч. 1. Ст.
5030; 2002. N 19. Ст. 1794, N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156, N 27. Ч. 1. Ст. 2700; РГ. 2006. 27
июля.
2. Пограничные органы Федеральной службы безопасности как органы дознания -это
оперативные органы и органы морской охраны, входящие в систему Федеральной пограничной
службы РФ. Те и другие осуществляют свою уголовно-процессуальную юрисдикцию по делам о
преступлениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной оперативно-розыскной и
административной деятельности. Эти органы вправе возбудить уголовное дело и произвести
дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации,
пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,
по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации,
наиболее распространенными из которых являются незаконное пересечение Государственной
границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), нарушение законодательства Российской
Федерации о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ), а также о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ),
задержанной в отсутствие таможенных органов.
3. Таможенные органы -федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в
области таможенного дела, которое представляет собой совокупность методов и средств
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и
ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности, связанных с
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 и п. 11 ч. 1
ст. 11 ТК РФ 2003 г.). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам о
контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
4. Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" право
осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной
службы исполнения наказаний. В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного
пункта 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК
РФ, имеющих характер "непосредственно работающих" (а не просто определяющих понятия), эта
идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе Минюста России
наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в
данную систему (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Прежде всего здесь имеются в виду начальники
исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и
особого режима; воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (ст.
74 УИК РФ). Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е.
учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и
осужденных) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено
заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в
отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию
<1>. Компетенция органов дознания, о которых идет речь, ограничена делами о преступлениях
против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками исправительных
учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а
также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, в том
числе и в первую очередь отбывающими наказание и лицами, в отношении которых заключение
под стражу избрано в качестве меры пресечения.
--------------------------------
<1> См.: п. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждено Приказом Минюста России от 25
января 1999 г. N 20 // РГ. 1999. 18 марта; 2001. 7 апр.
5. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" к
числу осуществляющих такую деятельность относятся органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, которые соответственно своей основной задаче -
противодействовать незаконному обороту названных средств и веществ (Положение о
Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средстви
психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) - наделены
правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в данной
области.
6. Согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных
следственных действий возлагаются также:
- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания, указанных в ч. 1 настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях,
совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации
- по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных
представительств и учреждений.
Причем органами дознания перечисленные участники уголовного процесса даже не
называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено
необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного
временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять
свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.
7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: главный судебный пристав
Российской Федерации, главный военный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители,
старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные
приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти
должностные лица находятся в ведении Департамента судебных приставов и службы судебных
приставов Управления военных судов названного Министерства и осуществляют свои обязанности
на основании Федеральногозакона от 21июля 1997 г. "О судебных приставах" <1>. В качестве
органов дознания они вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по
делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия,
исчерпывающий перечень которых приводится в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; 2000. N 46. Ст. 4537.
8. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:
- командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых,
административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих
собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);
- командиры соединений воинских частей;
- руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);
- начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений,
расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с
установленными границами.
Вышеперечисленные военачальники как органы дознания вправе возбудить уголовное дело
и произвести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено
подчиненными им военнослужащими <1>, а также лицами гражданского персонала в связи с
исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении данной воинской части,
соединении, военно-учебном заведении или гарнизоне (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Предоставление
права производства дознания военачальникам является частным проявлением общего
обыкновения, согласно которому в Вооруженных Силах и других военных формированиях
функционирует своя собственная система уголовной юстиции (военный орган дознания - военный
следователь - военный прокурор -военный суд), что основывается на глубинных исторических
российских традициях, согласно которым Вооруженные Силы всегда играли и играют особую роль,
занимали и занимают особое положение в государстве, пользовались и пользуются особым
вниманием с его стороны.
--------------------------------
<1> О понятии военнослужащегосм.: Федеральный закон от 28марта 1998 г. "О воинской
обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475, с послед. изм. и доп.
9. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Государственной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые
вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их
повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья
людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской
Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Из содержащегося в ст. 40 УПК РФ перечня органов дознания явствует, что функциями и
правомочиями такогооргананаделены, во-первых, руководящие должностные лица (командиры
воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений,
капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы внутренних
дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, таможенные органы, которые с преступлениями определенной
категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности.
В первом случае эти правомочия персонифицированы. Осуществлять их может только конкретный
государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность,
проще говоря, тот, ктоможет предъявить служебное удостоверение личности, подтверждающее
эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделен орган, а не должностное лицо,
такой персонификации нет. На практике, сложившейся еще при применении УПК РСФСР 1960 г., в
обоих случаях занятые повседневными делами и заботами руководители (начальники), в лице
которых были сосредоточены права органа дознания, обычно делегировали часть своих прав и
обязанностей юридически подготовленным подчиненным, которые выполняли всю необходимую
текущую работу по дознанию под контролем начальника или сотрудника специализированных
подразделений по дознанию (таковые существуют, в частности, в органах внутренних дел). Они
назывались лицами, производящими дознание, и выполняли всю основную работу по собиранию
доказательств, производили допросы, очные ставки и другие следственные действия. Но все
решения по уголовному делу, которые определяли направления его движения (о возбуждении
дела, о предъявлении обвинения, об окончании предварительного расследования), а равно
решения о производстве следственных действий, предполагающих применение уголовно-
процессуального принуждения (о задержании подозреваемого, о применении меры пресечения, о
производстве обыска, выемки, освидетельствовании и т.п.), принимались начальником органа или,
по крайней мере, по согласованию с ним, с одобрения и согласия последнего.
УПК РФ ввел в оборот понятие дознавателя, определив его в п. 7 ст. 5 следующим образом:
дознаватель -это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания,
а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего
производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно
производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ). Правомочными (по должности)
производить дознание являются руководители органов дознания (начальники и их заместители) и
штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке,
делегируя ему свои правомочия, поручить производство дознания своему подчиненному. В
органах внутренних дел это наиболее подготовленные, юридически грамотные лица
начальствующего состава (офицеры милиции) - сотрудники уголовного розыска, подразделений по
борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, ГИБДД, участковые уполномоченные и
другие, для которых такоепоручение (по характеру преступления) непосредственно связано с их
повседневными служебными обязанностями.
Согласно ст. 41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются
полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то
лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные
мероприятия, не допускается.
Дознаватель уполномочен:
самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это
требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ,
обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника
органа дознания прокурору, а указания прокурора -вышестоящему прокурору. Обжалование
данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Содержание этой статьи заслуживает пояснений. Заложенные в ней правила, согласно
которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя и последний не имеет
правомочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, а занимается чисто следственной
("кабинетной") работой, принципиально новы, причем не только по сравнению с институтом
дознания по УПК РСФСР 1960г. Они конструируют существенно иной институт дознания,
вкладывая в это понятие совсем другое содержание, нежели то, которое сформировалось
исторически и признаками которого являются следующие положения:
1) дознание есть "малобумажное" полицейское расследование преступлений по горячим
следам, сильной стороной которого является сосредоточение в одних руках оперативно-
розыскных, административно-правовых и уголовно-процессуальных средств и возможностей;
2) субъектом правоотношений с гражданами и организациями в сфере дознания,
ответственным за все просчеты, ошибки и злоупотребления в этой сфере и за причиненный вред,
является орган дознания как таковой (Н-ский отдел внутренних дел, Н-ская таможня и т.д.) в лице
егоруководителя (начальника), а конкретное должностное лицо, производящее дознание, - лишь
исполнителем поручений последнего. Теперь же в силу законоположения ч. 1 ст. 41 УПК РФ,
согласно которому полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя, что означает
наличие органа дознания внутри органа дознания, причем с чисто следственным характером
деятельности (еще один ведомственный следственный аппарат, только "второго сорта").
Из приведенной формулировки "...на дознавателя возлагаются полномочия органа дознания"
(ст. 41 УПК РФ) следовало бы заключить, что дознаватель, подобно следователю, обладает
процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не
выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни
касались. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе
с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, даже привлечь невиновного в качестве
обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для
предания невиновного суду и лишь затем обжаловать эти указания.
Но дело не только в этом крайнем случае. Важно не упускать из виду общую
принципиальную схему уголовно-процессуальных правоотношений, которая приобретает
решающее значение в спорных, а то и конфликтных ситуациях с участием дознавателя. При
наличии признаков процессуально обособленной фигуры, которыми его снабдил законодатель,
дознаватель был и остается подчиненным руководителя органа, функционирующего в условиях
повышенных требований к отношениям власти и подчинения. В органах федеральной службы
безопасности и воинских частях и соединениях дознаватели -военнослужащие, связанные с
начальником органа дознания отношениями воинской дисциплины, а в органах внутренних дел и
органах по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ дознаватели -
милицейские (полицейские) офицеры, которые по характеру своих служебных отношений с
единоначальником -руководителем органа -находятся в положении, приближенном к военной
службе.
Руководитель органа дознания несет персональную ответственность за эффективность
противодействия преступностив рамках юрисдикции данного органа. Он вправе в любой момент
лично скорректировать направленность и содержание дознания, усилить его оперативно-
розыскное обеспечение, изъять уголовное дело у дознавателя и принять его к своему
производству или поручить другому дознавателю либо группе дознавателей, а также предписать
производство любого дополнительного процессуального действия или принятие мер
процессуального принуждения и т.д. Для дознавателя эти предписания обязательны.
Ответственность за результативность дознания, а равно за ошибки, допущенные при этом, вплоть
до трагических, тоже несет в первую очередь руководитель органа дознания и лишь во вторую, в
порядке регресса, - дознаватель.
С этих же позиций следует рассматривать и фигуру начальника подразделения дознания,
который фактическисуществовал и раньше в специализированных подразделениях дознания в
органах внутренних дел и некоторых других органах, выполняя организационно-распорядительные
функции, делегированные ему как подчиненному офицеру руководством военизированного
государственного учреждения. Наделение его процессуальными полномочиями в отношениях с
дознавателем (по аналогии с руководителем следственного органа) находится в русле все той же
тенденции перерождения дознания вследствие "второго сорта". Оно несостоятельно с
теоретической точки зрения и иллюзорно в практическом плане, потому что ничего не меняет в
главном: вся полнота процессуальных полномочий по-прежнему сосредоточена в руках
руководства учреждения, которое назначает на должности как дознавателей, так и руководителей
подразделений дознания, поручает этому подразделению работу по конкретным делам,
контролирует ее и отвечает за ее результаты.
Формирование современного института дознания по образу и подобию предварительного
следствия
-явление необычайно путаное. В нем организационно-управленческие
внутриучрежденческие отношения в органах, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (ОРД) и именно в этой связи управомоченных на производство дознания,
искусственнопревращены в юстиционные. В результате ОРД оказалась ни при чем, а дознание
как предельно напряженная работа по горячим следам тяжких и особо тяжких преступлений с
круглосуточным использованием всех средств, которыми располагает милиция (полиция), в том
числе и процессуальных (первоначальный этап расследования), стало отмирать. Между тем
история обычно не прощает умозрительных предприятий в правоохранительной сфере, потому
что это не художественное творчество, где сюжет может быть продуман самим автором.
9a5c83c0a96ef888c39df0cb0fc82fd0.js" type="text/javascript">1aef6bc6b918ead7ec3a1f5e20dd038a.js" type="text/javascript">679444538387a23bd18381f289bc06d7.js" type="text/javascript">e400341cde1642938f4d5b7b4c9cb3d5.js" type="text/javascript">311ccaccef30afb0bdcc4366deca2c71.js" type="text/javascript">a9e1613ca578d235a63bba7096cf2554.js" type="text/javascript">19cad617c9e6ac3dd144dfd482d256e1.js" type="text/javascript">4fea2f548b9ffeac7fb5b2a3793272dc.js" type="text/javascript">bcb016b66d8a8519c744a2147229df6d.js" type="text/javascript">bdea62aaefe1ea6f505e759fd24444ff.js" type="text/javascript">24cb44099837504fd75967e4201e7d69.js" type="text/javascript">34de0ae097b74c61e651047016f24245.js" type="text/javascript">20c5b52beb75e69d07f812c8d2a7f6d3.js" type="text/javascript">
возлагаются следующие процессуальные задачи:
- производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного
следствия необязательно;
- выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: органы внутренних дел
Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
Формулировка "...а также иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по
осуществлению оперативно-розыскной деятельности" таит в себе проблему. Во-первых, наличие в
УПК РФ норм, которые отсылают к другим нормативным правовым актам (отсылочные нормы),
нельзя признать положительным явлением. По смыслу ст. 1 УПК РФ этот Кодекс является
единственным основанным на Конституции РФ источником уголовно-процессуального права,
значит, в ней обязательны исчерпывающие ответы на все вопросы и о субъектах уголовно-
процессуальных правоотношений, и об их содержании. Во-вторых, в числе органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, перечень которых установлен ст. 13
Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", имеются и такие, которые к
органам дознания отнести никак нельзя, потому что полномочиями возбудить уголовное дело и
расследовать его они не наделены и собственной подследственности не имеют. Это оперативные
подразделения федеральных органов государственнойохраны <1> и Службы внешней разведки
Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<1> Деятельность Федеральной службы государственной охраны Российской Федерации
имеет своей задачей обеспечение личной безопасности высших должностных лиц государства, а
также безопасности зданий, строений и сооружений, в которых размещены органы
государственной власти, и строится на основании Федерального закона от 27мая 1996г. "О
государственной охране" (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594, с последующими изменениями и
дополнениями) и подзаконных нормативных актах, изданных на его основе.
<2> Согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. "О внешней разведке" (СЗ РФ. 1996.
N 3. Ст. 143) названная Служба является составной частью сил обеспечения безопасности
государства и функционирует в целях: обеспечения Президента, Федерального Собрания и
Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в
политической, экономической, оборонной, научно-технической областях; обеспечения условий,
способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере экономики;
содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому
обеспечению безопасности государства.
Проблемно и общее указание закона на то, что органами дознания являются органы
внутренних дел. Эти органы представляют собой звенья единой огромной, подчиненной
Министерству внутренних дел РФ системы органов исполнительной власти, осуществляющих
свою юрисдикцию на определенной территории (территориальные органы внутренних дел) или же
на определенном участке железнодорожного, водного, воздушногопутей (органы внутренних дел
на транспорте), а также на режимных объектах (три вертикали системы). Почти в каждое звено
входят как милицейские, так и немилицейские службы. Оперативно-розыскную деятельность в
органах внутренних дел осуществляют милицейские подразделения уголовного розыска, борьбы с
экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью и др. Поэтому
уголовно-процессуальное понятие органа дознания прежде всего, и не без основания,
ассоциируется с милицией <1>, которая подразделяется на территориальную и транспортную, на
криминальную и милицию общественной безопасности. Каждое милицейское звено осуществляет
свою юрисдикцию на определенной территории (район, город, их части, область, край, республика)
<2> или на объектах и территории железнодорожного, водного и воздушного транспорта <3>. Эта
юрисдикция определяется Законом РСФСР от 18апреля 1991г. "О милиции" и Положением о
милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации <4> и
детализируется в ведомственных нормативных актах (инструкциях, приказах, наставлениях,
уставах), регламентирующих деятельность различных милицейских подразделений.
--------------------------------
<1> По УПК РСФСР 1960г. к органам дознания относились не органы внутренних дел как
таковые, а милиция, которая в исчерпывающем перечне органов дознания (ст. 117) была указана
первой. Полномочиями органа дознания обладали начальники криминальной милиции и милиции
общественной безопасности (местной милиции), а также территориальных и линейных отделов
(отделений) милиции и их заместители. Из такой позиции в своей деятельности исходили и
Генеральная прокуратура, и МВД России (см. совместные Разъяснения названных ведомств от 9
сентября 1993г. "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" //
Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие. М.: Спарк, 1996. С. 26), и Верховный Суд
РФ (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002. N 5. С. 16, 17).
<2> А юрисдикция относительно недавно (в 90-е гг. прошлого столетия) созданных
региональных управлений по борьбе с организованной преступностью распространяется сразу на
несколько административно-территориальных единиц.
<3> См.: Дознание в органах внутренних дел: Учеб. пособие. М.: Высшая школа МВД СССР,
1968. С. 7.
<4> Утверждено Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. // СЗ РФ. 1993. N 7. Ст. 562, с
послед. изм. и доп.
Причем "в чистом виде" органы милиции функционируют лишь в крупных мегаполисах в
виде, как правило, отделений милиции. За этим исключением милиция входит в состав районных и
городских отделов внутренних дел, краевых, областных и городских управлений и главных
управлений внутренних дел, министерств внутренних дел республик в составе Российской
Федерации, отделов и управлений внутренних дел на транспорте. Эти органы внутренних дел,
каждый на своей территории, и являются органом дознания, а Министерство внутренних дел
Российской Федерации - орган дознания, чья компетенция распространяется на всю Россию.
Служба в органах внутренних дел вообще и в милиции в частности строится на принципе
единоначалия, а требования, предъявляемые к дисциплине, приближены к воинским. Поэтому вся
законная власть в органах внутренних дел сосредоточена в руках их начальников - от начальника
отделения милиции до Министра внутренних дел России. Сказанное относится и к осуществлению
функции дознания. Начальник органа внутренних дел полновластен в деле организации как
оперативно-розыскной, так и процессуальной деятельности в возглавляемом им государственном
учреждении и в первую голову ответствен за состояние дел в этой сфере и перед гражданами и
организациями, и в порядке подчиненности ("по начальству"), и перед прокурором,
осуществляющим надзор за исполнением законов. Но при нынешнем объеме деятельности, о
которой идет речь, начальник органа внутренних дел, тем более крупного, не в состоянии
ежечасно контролировать ее и поэтому делегирует свои полномочия заместителям
соответственно их функциональным обязанностям, прежде всего руководителям криминальной
милиции и милиции общественной безопасности, т.е. основных милицейских служб,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Вышеизложенное позволяет предложить
следующее определение: орган внутренних дел как орган дознания - это самостоятельное звено в
системе территориальных и транспортных органов государства, входящих в систему МВД России,
в лице его руководства, т.е. в лице начальника данного органа (от начальника отделения милиции
и райотдела внутренних дел до Министра внутренних дел России), а также первых заместителей и
заместителей, возглавляющих криминальную милицию и милицию общественной безопасности.
Именно в таком контексте следует понимать определение, содержащееся в п. 17 ст. 5 УПК РФ:
начальник органа дознания -должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель
начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и
неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
Подследственность милиции уголовных дел "по линии" дознания законом четко не
определена. Но ее несложно установить методом вычитания: милиция вправе возбудить
уголовное дело и произвести дознание о любом преступлении, за исключением тех, которые
относятся к компетенции других органов дознания, перечисленных в ст. 40 УПК РФ. Таким
образом, на долю криминальной милиции и милиции общественной безопасности приходится
подавляющий объем работы по дознанию, отчего данный орган дознания принято называть
основным. Изложенное позволяет заключить, что в качестве органа дознания в законе следовало
бы указать (как и в УПК РСФСР 1960 г.) не органы внутренних дел, а милицию (в лице их
подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность). Это способствовало бы
более точному пониманию и единообразному применению УПК РФ на практике.
К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и в силу этого признака к
органам дознания относятся также следующие органы.
1. Органы федеральной службы безопасности, компетенция которых определяется
Федеральным законом от 3апреля 1995г. "О федеральной службе безопасности" <1>. Статья 8
этого Закона выделяет следующие направления деятельности: а) контрразведывательная; б)
борьба с терроризмом; в) борьба с преступностью; г) пограничная деятельность; д) обеспечение
информационной безопасности. Исчерпывающим образом компетенция органов федеральной
службы безопасности в уголовно-процессуальной сфере определена п. 2 ч. 2 ст. 157 и п. 2 ч. 2 ст.
151 УПК РФ. Прежде всего это дела о преступлениях против государственной безопасности,
выявленных в ходе контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности данного
органа.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 2469; 2000. N 1. Ч. 1. Ст. 9, N 46. Ст. 4537; 2001. N 53. Ч. 1. Ст.
5030; 2002. N 19. Ст. 1794, N 30. Ст. 3033; 2003. N 2. Ст. 156, N 27. Ч. 1. Ст. 2700; РГ. 2006. 27
июля.
2. Пограничные органы Федеральной службы безопасности как органы дознания -это
оперативные органы и органы морской охраны, входящие в систему Федеральной пограничной
службы РФ. Те и другие осуществляют свою уголовно-процессуальную юрисдикцию по делам о
преступлениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной оперативно-розыскной и
административной деятельности. Эти органы вправе возбудить уголовное дело и произвести
дознание по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации,
пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации,
по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации,
наиболее распространенными из которых являются незаконное пересечение Государственной
границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ), нарушение законодательства Российской
Федерации о континентальном шельфе (ст. 253 УК РФ), а также о контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ),
задержанной в отсутствие таможенных органов.
3. Таможенные органы -федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в
области таможенного дела, которое представляет собой совокупность методов и средств
обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и
ограничений, установленных законодательством о внешнеторговой деятельности, связанных с
перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ч. 2 ст. 1 и п. 11 ч. 1
ст. 11 ТК РФ 2003 г.). Эти органы управомочены производить дознание по уголовным делам о
контрабанде (ч. 1 ст. 188 УК РФ) и об уклонении от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).
4. Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" право
осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной
службы исполнения наказаний. В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного
пункта 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК
РФ, имеющих характер "непосредственно работающих" (а не просто определяющих понятия), эта
идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе Минюста России
наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в
данную систему (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Прежде всего здесь имеются в виду начальники
исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и
особого режима; воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (ст.
74 УИК РФ). Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е.
учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и
осужденных) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено
заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в
отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию
<1>. Компетенция органов дознания, о которых идет речь, ограничена делами о преступлениях
против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками исправительных
учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а
также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами, в том
числе и в первую очередь отбывающими наказание и лицами, в отношении которых заключение
под стражу избрано в качестве меры пресечения.
--------------------------------
<1> См.: п. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации. Утверждено Приказом Минюста России от 25
января 1999 г. N 20 // РГ. 1999. 18 марта; 2001. 7 апр.
5. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" к
числу осуществляющих такую деятельность относятся органы по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных веществ, которые соответственно своей основной задаче -
противодействовать незаконному обороту названных средств и веществ (Положение о
Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средстви
психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976) - наделены
правом производства дознания по уголовным делам о преступлениях, совершаемых в данной
области.
6. Согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных
следственных действий возлагаются также:
- на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным
делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
- руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения
органов дознания, указанных в ч. 1 настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях,
совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
- глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации
- по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных
представительств и учреждений.
Причем органами дознания перечисленные участники уголовного процесса даже не
называются. Существование такого уголовно-процессуального правила обусловлено
необходимостью производства неотложных следственных действий в обстановке полного
временного отсутствия физической возможности у правоохранительных органов осуществлять
свою юрисдикцию в данном месте и в данное время.
7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся: главный судебный пристав
Российской Федерации, главный военный судебный пристав субъекта Федерации, их заместители,
старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные
приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Эти
должностные лица находятся в ведении Департамента судебных приставов и службы судебных
приставов Управления военных судов названного Министерства и осуществляют свои обязанности
на основании Федеральногозакона от 21июля 1997 г. "О судебных приставах" <1>. В качестве
органов дознания они вправе и обязаны возбуждать уголовные дела и производить дознание по
делам об относительно немногочисленной группе преступлений против правосудия,
исчерпывающий перечень которых приводится в п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; 2000. N 46. Ст. 4537.
8. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ органами дознания являются:
- командиры воинских частей, т.е. организационно самостоятельных боевых,
административных или хозяйственных единиц (полк, отдельный батальон и т.д.), имеющих
собственное цифровое наименование (например, войсковая часть 55555);
- командиры соединений воинских частей;
- руководители военных учреждений (например, военного учебного заведения);
- начальники гарнизонов, т.е. воинских частей, военно-учебных заведений и учреждений,
расположенных постоянно или временно в определенном населенном пункте или районе с
установленными границами.
Вышеперечисленные военачальники как органы дознания вправе возбудить уголовное дело
и произвести по нему неотложные следственные действия, если преступление совершено
подчиненными им военнослужащими <1>, а также лицами гражданского персонала в связи с
исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении данной воинской части,
соединении, военно-учебном заведении или гарнизоне (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). Предоставление
права производства дознания военачальникам является частным проявлением общего
обыкновения, согласно которому в Вооруженных Силах и других военных формированиях
функционирует своя собственная система уголовной юстиции (военный орган дознания - военный
следователь - военный прокурор -военный суд), что основывается на глубинных исторических
российских традициях, согласно которым Вооруженные Силы всегда играли и играют особую роль,
занимали и занимают особое положение в государстве, пользовались и пользуются особым
вниманием с его стороны.
--------------------------------
<1> О понятии военнослужащегосм.: Федеральный закон от 28марта 1998 г. "О воинской
обязанности и военной службе" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475, с послед. изм. и доп.
9. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Государственной
противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которые
вправе возбуждать уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с их
повседневной служебной деятельностью, подчиненной общей задаче защиты жизни и здоровья
людей, имущества от пожаров, осуществления государственного пожарного надзора в Российской
Федерации за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Из содержащегося в ст. 40 УПК РФ перечня органов дознания явствует, что функциями и
правомочиями такогооргананаделены, во-первых, руководящие должностные лица (командиры
воинских частей, соединений и военных учреждений, начальники пенитенциарных учреждений,
капитаны морских судов и начальники зимовок), а во-вторых, государственные органы внутренних
дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ, таможенные органы, которые с преступлениями определенной
категории, как правило, соприкасаются раньше других по роду своей повседневной деятельности.
В первом случае эти правомочия персонифицированы. Осуществлять их может только конкретный
государственный служащий, который в настоящее время занимает соответствующую должность,
проще говоря, тот, ктоможет предъявить служебное удостоверение личности, подтверждающее
эту должность. В тех случаях, когда функциями дознания наделен орган, а не должностное лицо,
такой персонификации нет. На практике, сложившейся еще при применении УПК РСФСР 1960 г., в
обоих случаях занятые повседневными делами и заботами руководители (начальники), в лице
которых были сосредоточены права органа дознания, обычно делегировали часть своих прав и
обязанностей юридически подготовленным подчиненным, которые выполняли всю необходимую
текущую работу по дознанию под контролем начальника или сотрудника специализированных
подразделений по дознанию (таковые существуют, в частности, в органах внутренних дел). Они
назывались лицами, производящими дознание, и выполняли всю основную работу по собиранию
доказательств, производили допросы, очные ставки и другие следственные действия. Но все
решения по уголовному делу, которые определяли направления его движения (о возбуждении
дела, о предъявлении обвинения, об окончании предварительного расследования), а равно
решения о производстве следственных действий, предполагающих применение уголовно-
процессуального принуждения (о задержании подозреваемого, о применении меры пресечения, о
производстве обыска, выемки, освидетельствовании и т.п.), принимались начальником органа или,
по крайней мере, по согласованию с ним, с одобрения и согласия последнего.
УПК РФ ввел в оборот понятие дознавателя, определив его в п. 7 ст. 5 следующим образом:
дознаватель -это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное
начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания,
а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом, прежде всего
производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно
производство предварительного следствия (ст. 157 УПК РФ). Правомочными (по должности)
производить дознание являются руководители органов дознания (начальники и их заместители) и
штатные дознаватели. Кроме того, начальник органа дознания может в разовом порядке,
делегируя ему свои правомочия, поручить производство дознания своему подчиненному. В
органах внутренних дел это наиболее подготовленные, юридически грамотные лица
начальствующего состава (офицеры милиции) - сотрудники уголовного розыска, подразделений по
борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями, ГИБДД, участковые уполномоченные и
другие, для которых такоепоручение (по характеру преступления) непосредственно связано с их
повседневными служебными обязанностями.
Согласно ст. 41 УПК РФ на дознавателя начальником органа дознания возлагаются
полномочия органа дознания. При этом возложение полномочий по производству дознания на то
лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные
мероприятия, не допускается.
Дознаватель уполномочен:
самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать
процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это
требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ,
обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника
органа дознания прокурору, а указания прокурора -вышестоящему прокурору. Обжалование
данных указаний не приостанавливает их исполнения.
Содержание этой статьи заслуживает пояснений. Заложенные в ней правила, согласно
которым полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя и последний не имеет
правомочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий, а занимается чисто следственной
("кабинетной") работой, принципиально новы, причем не только по сравнению с институтом
дознания по УПК РСФСР 1960г. Они конструируют существенно иной институт дознания,
вкладывая в это понятие совсем другое содержание, нежели то, которое сформировалось
исторически и признаками которого являются следующие положения:
1) дознание есть "малобумажное" полицейское расследование преступлений по горячим
следам, сильной стороной которого является сосредоточение в одних руках оперативно-
розыскных, административно-правовых и уголовно-процессуальных средств и возможностей;
2) субъектом правоотношений с гражданами и организациями в сфере дознания,
ответственным за все просчеты, ошибки и злоупотребления в этой сфере и за причиненный вред,
является орган дознания как таковой (Н-ский отдел внутренних дел, Н-ская таможня и т.д.) в лице
егоруководителя (начальника), а конкретное должностное лицо, производящее дознание, - лишь
исполнителем поручений последнего. Теперь же в силу законоположения ч. 1 ст. 41 УПК РФ,
согласно которому полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя, что означает
наличие органа дознания внутри органа дознания, причем с чисто следственным характером
деятельности (еще один ведомственный следственный аппарат, только "второго сорта").
Из приведенной формулировки "...на дознавателя возлагаются полномочия органа дознания"
(ст. 41 УПК РФ) следовало бы заключить, что дознаватель, подобно следователю, обладает
процессуальной самостоятельностью. Однако в отличие от следователя он не вправе не
выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, каких бы вопросов эти указания ни
касались. Получается, что дознаватель, будучи самостоятельным органом расследования, вместе
с тем обязан против своей воли, подчиняясь указаниям, даже привлечь невиновного в качестве
обвиняемого, квалифицировать его действия вопреки своему убеждению и направить дело для
предания невиновного суду и лишь затем обжаловать эти указания.
Но дело не только в этом крайнем случае. Важно не упускать из виду общую
принципиальную схему уголовно-процессуальных правоотношений, которая приобретает
решающее значение в спорных, а то и конфликтных ситуациях с участием дознавателя. При
наличии признаков процессуально обособленной фигуры, которыми его снабдил законодатель,
дознаватель был и остается подчиненным руководителя органа, функционирующего в условиях
повышенных требований к отношениям власти и подчинения. В органах федеральной службы
безопасности и воинских частях и соединениях дознаватели -военнослужащие, связанные с
начальником органа дознания отношениями воинской дисциплины, а в органах внутренних дел и
органах по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ дознаватели -
милицейские (полицейские) офицеры, которые по характеру своих служебных отношений с
единоначальником -руководителем органа -находятся в положении, приближенном к военной
службе.
Руководитель органа дознания несет персональную ответственность за эффективность
противодействия преступностив рамках юрисдикции данного органа. Он вправе в любой момент
лично скорректировать направленность и содержание дознания, усилить его оперативно-
розыскное обеспечение, изъять уголовное дело у дознавателя и принять его к своему
производству или поручить другому дознавателю либо группе дознавателей, а также предписать
производство любого дополнительного процессуального действия или принятие мер
процессуального принуждения и т.д. Для дознавателя эти предписания обязательны.
Ответственность за результативность дознания, а равно за ошибки, допущенные при этом, вплоть
до трагических, тоже несет в первую очередь руководитель органа дознания и лишь во вторую, в
порядке регресса, - дознаватель.
С этих же позиций следует рассматривать и фигуру начальника подразделения дознания,
который фактическисуществовал и раньше в специализированных подразделениях дознания в
органах внутренних дел и некоторых других органах, выполняя организационно-распорядительные
функции, делегированные ему как подчиненному офицеру руководством военизированного
государственного учреждения. Наделение его процессуальными полномочиями в отношениях с
дознавателем (по аналогии с руководителем следственного органа) находится в русле все той же
тенденции перерождения дознания вследствие "второго сорта". Оно несостоятельно с
теоретической точки зрения и иллюзорно в практическом плане, потому что ничего не меняет в
главном: вся полнота процессуальных полномочий по-прежнему сосредоточена в руках
руководства учреждения, которое назначает на должности как дознавателей, так и руководителей
подразделений дознания, поручает этому подразделению работу по конкретным делам,
контролирует ее и отвечает за ее результаты.
Формирование современного института дознания по образу и подобию предварительного
следствия
-явление необычайно путаное. В нем организационно-управленческие
внутриучрежденческие отношения в органах, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (ОРД) и именно в этой связи управомоченных на производство дознания,
искусственнопревращены в юстиционные. В результате ОРД оказалась ни при чем, а дознание
как предельно напряженная работа по горячим следам тяжких и особо тяжких преступлений с
круглосуточным использованием всех средств, которыми располагает милиция (полиция), в том
числе и процессуальных (первоначальный этап расследования), стало отмирать. Между тем
история обычно не прощает умозрительных предприятий в правоохранительной сфере, потому
что это не художественное творчество, где сюжет может быть продуман самим автором.
Коментариев: 0 | Просмотров: 889 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)