Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА-1
 (голосов: 0)
  Государственное управление и государственная служб | Автор: admin | 31-05-2010, 07:50
Государственный строй. Конституция
Со времени образования Китайской Народной Республики 1 октября 1949 г. в стране было разработано и принято четыре конституции - в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. Первая конституция КНР строилась на основе широкого использования опыта государственного строительства СССР и других так называемых социалистических стран. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян, закрепила руководящую роль Коммунистической партии Китая в государстве и ее руководство общественными организациями. После вступления в силу конституции была сформирована новая система государственных органов, принят ряд нормативных актов, а также законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений.
С конца 50-х гг. в силу ряда причин начался отход от конституционных принципов, политическая практика была поставлена выше Основного закона страны. Важнейшие конституционные положения отменялись партийными решениями
без вынесения соответствующих вопросов в государственные органы. Во время , начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система была подвергнута слому, конституцию фактически отменили. Результаты и практику закрепляла конституция 1975 г.: были упразднены некоторые посты и институты государственной власти, сужались полномочия депутатов и представительных органов, упразднялась прокуратура и т. д.
По окончании (1976 г.) конституция 1975 г. была пересмотрена, и в марте 1978 г. принята новая конституция. В целях создания эффективного аппарата управления она вернулась к более четкому определению статуса государственных органов, для чего использовались многие положения первой конституции КНР. Кроме того, были восстановлены некоторые полномочия представительных органов власти, введен упраздненный ранее институт прокуратуры, более четко регламентировалась организация судов.
Однако к этому времени еще не были извлечены все уроки прошлого, поэтому в конституции ощущалось влияние левацких взглядов и идей хаоса . После 3-го пленума ЦК Компартии Китая 11 созыва (1978 г.), принявшего решение о начале экономических преобразований в КНР, была поставлена задача воссоздания системы органов, способных обеспечить нормальное функционирование государственной власти, ее единство по всей стране. Вместе с тем особую актуальность в условиях начавшегося форсированного экономического развития приобрел вопрос о рациональном распределении органов государства, создании их структурных подразделений и рабочего аппарата, повышении эффективности их деятельности и обеспечении гармоничной работы. К формированию современной системы органов государства предъявлялось важнейшее требование - обеспечение устойчивости власти, недопущение имевших место в прошлом эксцессов, приведших к разрушению всей сложившейся государственной структуры. Это могло быть достигнуто прежде всего за счет стабилизации конституционно-правового регулирования порядка организации и деятельности государственного аппарата.
Этим объясняется принятое в 1980 г. решение о пересмотре действовавшей конституции. На разработку новой (по официальной терминологии - ) конституции КНР ушло более двух лет. Новая конституция была утверждена Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря 1982 г. Согласно ей. Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Большое значение имело также принятие 10 декабря 1982 г. четырех законодательных актов: Закона об организации Всекитайского собрания народных представителей, Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей, Закона об организации Государственного совета, Закона об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств. В дальнейшем в эти законы вносились поправки, уточнения, изменения, но суть их оставалась неизменной.
Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) создание Центрального военного совета КНР; 3) восстановление волостного звена органов власти и управления; 4) установление сроков, ограничивающих пребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах; 5) установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских должностей; 6) учреждение в составе правительств различных ступеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.
В конституции были восстановлены основные автономные права национальных районов, в том числе права на издание положений об автономии. Впервые установлено правило занятия некоторых руководящих должностей в органах самоуправления районов национальной автономии гражданами тех национальностей, которые пользуются районной автономией. Это особенно важно с учетом того, что в КНР проживает 55 национальностей и народностей.
В целом, конституция 1982 г. как документ, определяющий государственный строй страны, представляет собой явный прогресс по сравнению с предыдущими конституциями и существенно от них отличается. Конституция провозглашает четыре основных принципа: твердо придерживаться социалистического пути, демократической диктатуры народа, руководства Коммунистической партии Китая, а также марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна.
Исходя из этих принципов, все основные решения по вопросам государственного строительства и государственной политики принимаются партийными органами соответствующего уровня сверху донизу, представительные органы власти лишь законодательно оформляют постановления, принятые партийными органами, и осуществляют контроль за их исполнением.
Особенность формирования представительных органов государственной власти заключается в том, что непосредственно населением на основе всеобщих, равных и прямых выборов путем тайного голосования избираются только органы государственной власти, образуемые в административно-территориальных единицах низового (волости, национальные волости и поселки) и уездного (уезды, автономные округа, автономные уезды, города без районного деления, городские районы) уровней. Как правило, выборы здесь проводятся на альтернативной основе при выдвижении нескольких кандидатов. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов, но обязательно не менее одной трети. При несоблюдении этого условия назначаются дополнительные выборы. Депутаты остальных собраний народных представителей, включая Всекитайское собрание народных представителей, избираются соответствующими нижестоящими органами государственной власти.
Подобный способ формирования системы представительных органов власти объясняют рядом объективных причин, в частности, трудностью обеспечения связей между различными районами страны ввиду неразвитости инфраструктуры, невысоким уровнем политической культуры общества, отсутствием демократических традиций, наличием особых национальных черт политического и социально-экономического развития Китая.
Все граждане КНР, достигшие 18 лет, имеют право избирать и быть избранными. При этом не допускается никаких ограничений, связанных с национальной и расовой принадлежностью, полом, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образованием, имущественным положением, оседлостью. Исключение составляют лица, лишенные политических прав. Государство принимает на себя расходы, связанные с проведением выборов; заблаговременно (за 30 дней до выборов) публикуются списки избирателей; тем самым любому лицу, несогласному с опубликованным списком, предоставляется право направить жалобу в избирательную комиссию; избирателям, отсутствующим во время проведения выборов, предоставляется право уполномочивать других граждан проголосовать вместо них с согласия избирательной комиссии; устанавливается уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или попытку такого воспрепятствования путем насилия, угроз, обмана, подкупа, подделки избирательных документов и т.д.
В Законе о выборах закреплена такая гарантия равного избирательного права, как предоставление каждому избирателю только одного голоса. Однако необходимость обеспечения интересов разных социальных слоев и национальных меньшинств обусловила введение избирательной системы с неравным весом каждого голоса. При избрании депутатов Всекитайского собрания народных представителей собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тянь-цзинь) один депутат избирается от каждых 1040 тысяч жителей, в городах и поселках - от каждых 130 тысяч жителей. От провинций и автономных районов с особенно малочисленным населением должно избираться не менее 15 депутатов. Доля депутатов от национальных меньшинств должна составлять около 12%. При избрании депутатов собраний народных представителей провинций и автономных районов соотношение числа городских и сельских жителей, приходящихся на одного депутата, в среднем составляет 1 : 5.
Таким образом, в целом по стране при проведении выборов в представительные органы государственной власти учитывается абсолютное преобладание сельских жителей, а потому принцип равенства обеспечивается за счет неравных норм представительства от городского и сельского населения.

Высшие органы государственной власти
По конституции высшим законодательным органом государственной власти КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые составляют политическую основу государства. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Всего избирается около 3000 депутатов. Среди них - представители Компартии Китая, демократических партий и общественных организаций, всех национальностей, различных классов и слоев. В КНР нет закона о статусе депутата представительного органа государственной власти. Права депутатов прежде всего определяются положением ВСНП как верховного представительного органа государственной власти. В рамках компетенции ВСНП его депутаты имеют право вносить предложения о принятии тех или иных законодательных актов или решений, в период сессий ВСНП обращаться с запросами в Государственный совет, министерства и центральные ведомства. Депутаты освобождены от юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП. Кроме того, они не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без разрешения президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями - без санкции Постоянного комитета ВСНП. Из обязанностей депутатов ВСНП первейшая - неукоснительное соблюдение Конституции КНР и законов государства. Вторая важная группа обязанностей - поддержание тесной связи с избравшими их органами и народными массами.
Постоянно действующим органом ВСНП является его Постоянный комитет, который несет ответственность перед ВСНП и ему подотчетен. Постоянный комитет осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями.
Срок полномочий ВСНП - 5 лет. При чрезвычайных обстоятельствах, когда проведение выборов не представляется возможным, допускается их отсрочка, если это предложение принято большинством не менее двух третей членов Постоянного комитета ВСНП данного созыва. Срок полномочий депутатов ВСНП данного созыва в таком случае также продлевается.
Выборы депутатов во Всекитайское собрание народных представителей проводятся под руководством Постоянного комитета, который за два месяца до истечения срока полномочий ВСНП должен провести очередные выборы.
Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комитетом раз в год. По усмотрению последнего или по предложению не менее одной пятой общего числа депутатов ВСНП могут быть созваны внеочередные сессии. Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительный период. Накануне официального открытия сессии проводится заседание, избирающее президиум сессии и ответственного секретаря, принимающее ее повестку дня, а также определяющее круг лиц, подлежащих приглашению на сессию. Работа сессии после ее подготовительного заседания начинается с заседания президиума, избирающего, в свою очередь, постоянного председателя президиума и исполнительного председателя сессии. Здесь же устанавливается порядок принятия решений и утверждения законопроектов - путем тайного либо открытого голосования.
Всекитайское собрание народных представителей выполняет следующие основные функции: вносит изменения в конституцию и осуществляет контроль за ее исполнением; принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения; избирает Председателя и заместителя Председателя КНР; утверждает кандидатуры премьера и заместителей премьера Государственного совета, его членов, министров, председателей госкомитетов, начальника секретариата Госсовета; избирает председателя Центрального военного совета и утверждает кандидатуры всех других членов ЦВС; избирает председателя Верховного народного суда и Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры; имеет право смещать вышеуказанных должностных лиц; рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития КНР и отчеты об их исполнении; рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его исполнении; утверждает образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; утверждает создание особых административных районов и их режим; решает вопросы войны и мира.
Законы и другие предложения принимаются простым большинством голосов всех депутатов ВСНП. Голосование обычно проводится тайно или поднятием руки.
Всекитайское собрание народных представителей создает специальные комиссии, как постоянные, так и временные. Основными полномочиями учреждаемых комиссий является рассмотрение, обсуждение и составление законопроектов и проектов решений, а также запросов депутатов; выдвижение предложений, выносимых на рассмотрение сессии ВСНП; осуществление проверок и обследований по вопросам, входящим в компетенцию собрания либо его Постоянного комитета. В число постоянных входят комиссии: по делам национальностей; по законодательству; по делам науки, культуры и здравоохранения; по иностранным делам; финансово-экономическая комиссия и некоторые другие. Временные комиссии создаются для рассмотрения определенных вопросов. Все комиссии работают под руководством Постоянного комитета ВСНП.
Постоянный комитет (ПК) ВСНП, согласно конституции, является постоянно действующим органом ВСНП в период между его сессиями и высшим органом государственной власти в стране. В настоящее время Постоянному комитету ВСНП предоставлены фактически те же права в области законодательства, что и самому Собранию. В состав ПК, насчитывающего около 200 человек, входят председатель, заместители председателя, начальник секретариата и другие члены, которые избираются и смещаются ВСНП. Как правило, это депутаты, способные на постоянной основе представлять ВСНП в различных областях деятельности. Никто из лиц, входящих в состав ПК, не может состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры. Обычно ПК ВСНП заседает раз в два месяца. Председатель, его заместители и начальник секретариата образуют совет председателя, который занимается рассмотрением наиболее важных текущих вопросов, относящихся к сфере деятельности ПК. Председатель и его заместители могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Срок полномочий ПК ВСНП соответствует сроку полномочий Собрания (5 лет), и он работает вплоть до избрания Всекитайским собранием народных представителей следующего созыва нового Постоянного комитета.
Постоянный комитет ВСНП осуществляет следующие основные функции: принимает законы и вносит в них изменения, за исключением тех законов, которые должны приниматься ВСНП; дает толкование конституции и законов, осуществляет контроль за исполнением Основного закона; отменяет административно-правовые акты, постановления и распоряжения Государственного совета, местных органов власти, противоречащие конституции и законам; осуществляет контроль за работой Государственного совета. Центрального военного совета, Верховного суда и Верховной прокуратуры;
утверждает кандидатуры министров, председателей комитетов, начальника секретариата Госсовета, главного ревизора, заместителей председателя и членов Центрального военного совета; назначает и смещает заместителей председателя и судей Верховного народного суда и прокуроров Верховной народной прокуратуры; принимает решения о назначении и отзыве полномочных представителей КНР в иностранных государствах; рассматривает и утверждает необходимые частичные поправки к плану экономического и социального развития страны, государственному бюджету в ходе их выполнения; принимает решения о ратификации и денонсации важных договоров и соглашений, заключенных с иностранными государствами; устанавливает воинские звания, дипломатические ранги, учреждает государственные ордена и награждает ими, устанавливает государственные почетные звания и присваивает их; принимает решения о помиловании; принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвергнется вооруженному нападению; принимает решение о всеобщей или частичной мобилизации в стране; принимает решения о введении военного положения по всей стране или в отдельных провинциях.
Все постановления на заседаниях ПК принимаются простым большинством голосов его членов.
В связи с широкой сферой компетенции ПК в его структуре учреждены комиссии, призванные рассматривать соответствующие вопросы и разрабатывать предложения. Деятельность ПК как постоянно действующего органа ВСНП обеспечивается также образуемыми им рабочими комиссиями специализированного профиля. В отличие от комиссий ВСНП, комиссии ПК лишь исполняют его решения, но не выполняют часть функций органа государственной власти.
По своему конституционно-правовому статусу ПК осуществляет руководство и контролирует деятельность всей системы местных органов государственной власти. Даваемые им толкования и разъяснения общегосударственных законов обязательны для исполнения всеми местными органами. Он правомочен отменять нормативные акты местного характера в случае их несоответствия Конституции и законам государства. Члены ПК ВСНП имеют право проводить обследования на местах. В свою очередь, представители постоянных комитетов провинциального уровня могут присутствовать на пленарных заседаниях ПК ВСНП, где им предоставляется возможность высказывать свое мнение или сообщать о положении дел на местах.
Специфика Китайской Народной Республики состоит в наличии поста Председателя КНР, который осуществляет ряд полномочий главы государства. Восстановление этого поста конституцией 1982 г. китайские юристы объясняют необходимостью, во-первых, координации высших органов государства для укрепления всей государственной системы; во-вторых, осуществления представительства государства с более чем миллиардным населением на международной арене. Учитывая опыт прошлых лет, в Китае подчеркивают, что теперь Председатель КНР поставлен законом под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись на основе конституции и законов государства, принятых ВСНП и его ПК. Поэтому Председатель КНР и его заместитель избираются Всекитайским собранием народных представителей. Каждый гражданин КНР, достигший 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть избран Председателем или заместителем Председателя КНР. Для этого необходимо простое большинство голосов всех депутатов ВСНП. Срок полномочий того и другого - 5 лет, и они не могут занимать эти должности более чем два срока подряд. Следует заметить, что конституция и Закон об организации ВСНП не регламентируют процедуру выдвижения кандидатур и избрания на посты Председателя КНР и его заместителя (не указывается, в частности, кто их выдвигает). Законодательство также не содержит норм, определяющих принцип президентской несовместимости. Таким образом, должность Председателя КНР может совмещаться с функциями депутата представительного органа и члена правительства.
По конституции, Председатель КНР принимает иностранных дипломатических представителей, выступая в качестве главы государства; на основе решений ВСНП и его Постоянного комитета публикует законы, назначает и смещает премьера, заместителей премьера Госсовета и его членов; награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания; объявляет о состоянии войны, издает указы о мобилизации, введении чрезвычайного положения; назначает и отзывает полномочных представителей в иностранных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важнейшие соглашения с зарубежными странами.
Таким образом, Председатель КНР выполняет в основном представительские функции, не обладая государственно-административными полномочиями.
Следует отметить, что в КНР отсутствует законодательно регламентируемый обычай принесения присяги Председателем КНР, как, впрочем, и другими высшими государственными должностными лицами.
Высшим органом исполнительной власти является Государственный Совет, то есть центральное правительство КНР. Госсовет ответственен перед ВСНП и ему подотчетен, а в период между сессиями ответственен перед Постоянным комитетом ВСНП и ему подотчетен. В соответствии с конституцией, в состав Госсовета входят: премьер, его заместители, члены Госсовета, министры, председатели госкомитетов, главный ревизор и начальник секретариата. Кандидатура премьера утверждается сессией ВСНП по представлению Председателя КНР, а кандидатуры остальных членов Госсовета утверждаются ВСНП по представлению самого премьера.
В структуре Госсовета существует Ревизионное управление, в сферу компетенции которого входит осуществление контроля за состоянием финансовых дел министерств и центральных ведомств, а также местных народных правительств. Имеется и министерство государственного контроля, призванное осуществлять проверку деятельности работников государственного аппарата на уровне ниже министерств, решать вопросы укрепления и улучшения административного управления. Кроме того, оно выполняет функции органа, ведущего борьбу с нарушениями политических установок, законов и государственной дисциплины.
Срок полномочий Государственного совета установлен в 5 лет. Премьер, его заместители и члены Госсовета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Премьер несет полную ответственность за руководство работой этого органа государственной власти.
7fad4b6f91b49c5a11ce06234d935b8b.js" type="text/javascript">06a87a6f2a3f05f0975aa09bc07d7d35.js" type="text/javascript">c01dee11d46291b8962930a96e914f5c.js" type="text/javascript">0ed6c52600013f41fc419bbbb690f415.js" type="text/javascript">3a1f0c58a0b8408a1703134f542a75f4.js" type="text/javascript">f184ef1e9ba65d7afab4f41b0d921ca5.js" type="text/javascript">742d5967514a53da18be7a91f71b204e.js" type="text/javascript">3cc61151507ffd6b3251e9b9d58a5dbb.js" type="text/javascript">1c2615a4494dfbb086532c940890a3e0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 407 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: