Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Конституция Болгарии
 (голосов: 0)
  Иностранное конституционное право | Автор: admin | 31-05-2010, 16:03
Действующая ныне конституция Болгарии была принята седьмым Великим народным собранием 12 июля 1991 г. Это чет-вертая по счету болгарская конституция, если вести отсчет от Тырновской (1879 г., 1947 г., 1971 г.). Конституция 1991 г. пред-ставляет собой сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из преамбулы, десяти глав (169 статей) и переходных и заключительных положении, имеющий отдельную нумерацию (9 параграфов).
В преамбуле конституции содержится заявление о верности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, ра-венству, справедливости и терпимости; в верховный принцип возводятся права личности, ее достоинство и безопасность, про-возглашается решимость создать демократическое, правовое и социальное государство и сохранить единство Болгарии.
Первая глава "Основные начала", состоящая из 24 статей, содержит характеристику государства, закрепляет основопола-гающие принципы функционирования политической и экономической системы Болгарии, принципы деятельности государства в социальной сфере. Как указывалось в одном из решений Конституционного суда Болгарии, принципиальное значение вклю-ченных в эту главу норм "определяется их предназначением очертить фундаментальные ценности, на которых базируются от-ношения в сфере государственного устройства и гражданского общества и подчеркнуть верховенство прав личности" ).
Вторая глава "Основные права и обязанности граждан" (36 статей) фактически охватывает правовой статус как граждан, так и иностранцев. Содержащаяся в ней ст. 26 прямо указывает, что пребывающие в Болгарии иностранцы имеют все права и обязанности, предусмотренные этой конституцией, за исключением тех, для которых конституция и законы требуют болгарского гражданства.
Главы с третьей по шестую регулируют правовой статус органов государства (соответственно: "Народное Собрание", "Президент Республики", "Совет министров", "Судебная власть”).
Седьмая глава посвящена местному самоуправлению и местной администрации.
Восьмая глава носит название "Конституционный суд" и содержит нормы, регулирующие порядок образования и деятель-ности данного органа. Такой текстуальный "отрыв" от других органов государства не случаен: тем самым законодатель под-черкнул, что Конституционный суд стоит вне других органов власти.
Девятая глава регулирует вопросы изменения и дополнения действующей конституции, а также принятия новой конститу-ции.
Новая конституция Болгарии может быть принята только Великим народным собранием. Изменение и дополнение консти-туции осуществляется Народным собранием или Великим народным собранием. Народное собрание может дополнять и изме-нять все положения конституции, за исключением отнесенных к компетенции Великого народного собрания. Право законода-тельной инициативы по этим вопросам принадлежит 1/4 народных представителей и Президенту. Предложение рассматривается Народным Собранием не ранее, чем через месяц и не позднее трех месяцев с момента поступления. Закон об изменении и дополнении конституции считается принятым, если за него проголосовало 3/4 народных представителей в три голосования в разные дни. Если предложение получило менее 3/4, но не менее 2/3 голосов народных представителей, то оно может быть поставлено на новое голосование не ранее двух и не позднее пяти месяцев; при новом голосовании предложение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 народных представителей.
Принятие новой конституции, решение вопросов изменения формы государственного устройства и управления, порядка изменения и дополнения конституции, непосредственного действия конституции и некоторые другие, перечисленные в ст. 158 конституции относятся к компетенции Великого народного собрания, которое принимает решения по внесенным проектам большинством в 2/3 голосов всех народных представителей в три голосования в разные дни.
Десятая глава "Герб, печать, флаг, гимн, столица" посвящена символам государства.
Переходные и заключительные положения устанавливают порядок формирования и функционирования государственных органов в переходный период (до формирования новых органов), пределы действия старого законодательства.
Конституция Болгарии представляет собой типичный акт постсоциалистического государства, отражающий стремление избавиться от социалистического прошлого, отказ от социалистических идеалов и желание вернуться к общечеловеческим ценностям. В ней можно выделить три крупных "слоя" конституционного регулирования.
Во-первых, очевидно возвращение к идеям европейского конституционализма (разделение властей, свобода, гуманизм, права личности, народный суверенитет и т.д.). Для Болгарии - это еще и возвращение к собственному опыту, парламентским традициям и конституционным идеям досоциалистического периода. Об этом свидетельствует и тот факт, что местом заседания седьмого Великого народного собрания стала не столица Болгарии, а город Тырново, в память о месте принятия первой болгарской конституции 1879 г. В Конституции обрели новую жизнь и некоторые своеобразные дореволюционные институты, например, институт Великого народного собрания, созываемого специально для принятия конституции; институт министра-председателя (вместо председателя Совета министров). Параллели со статьями Тырновской конституции при подготовке конституции 1991 г. служили дополнительными аргументами в пользу включения тех или иных положений .
Вместе с тем нельзя не отметить, что в отличие, скажем, от российской конституции, насыщенной идеями раннебуржуазно-го конституционного романтизма, болгарская опирается, главным образом, на послевоенный конституционный опыт и поэтому является весьма "социализированным" актом: в ней провозглашается право на труд (при запрете принудительного труда), на социальное обеспечение в случае безработицы и по нетрудоспособности, запрещение детского труда, ночной работы для женщин, социальная функция собственности, охрана окружающей среды.
Во-вторых, в ряде статей очевидно влияние социалистического конституционализма, в частности, в ст. 18, посвященной объектам исключительной государственной собственности, Болгария - одна из немногих постсоциалистических стран, сохра-нившая, хотя и в измененном виде, такие нормы.
В-третьих, текст конституции отражает стремление законодателя создать механизм, препятствующий возрождению социа-листических общественных отношений. Нормы, закрепляющие запрет объявления или утверждения какой-либо партии или идеологии в качестве государственной (ст. 11), запрещение насильственной ассимиляции (ст. 29), объявление основных прав граждан неотменимыми (ст. 57) и другие придают данному акту ярко выраженный постсоциалистический характер.
9e144ff538535a6d850973331737f5d9.js" type="text/javascript">fc3b41f5393af81f5261de58eb05f5b6.js" type="text/javascript">9ba776e82bb0477c48a65dc62d1a8e74.js" type="text/javascript">15318cadc433f1d420f2203f2d098e8f.js" type="text/javascript">798638010ffe4762561e69d17c21b716.js" type="text/javascript">a9f7e3b94277e0e8f8ecefa5a53ca75e.js" type="text/javascript">61d73c1d68c49a3129bd55570c23da3b.js" type="text/javascript">5055babcf3861a0003f56fe9fc5129f5.js" type="text/javascript">2c335a70d440fd2c68b18683db61b91a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 236 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: