Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 31. Иные представители работников
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:26

Статья 31. Иные представители работников

 

1. Трудовой кодекс закрепляет за профсоюзами положение и права основных представителей работников и лишь при определенных условиях указывает на иных представителей.

Трудовой кодекс предусматривает возможность существования иных представителей работников в следующих случаях:

когда в организации отсутствует первичная профсоюзная организация;

когда имеющаяся профсоюзная организация объединяет менее половины работников.

В первом случае на общем собрании (конференции) работники могут поручить представительство своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю, во втором - иному представителю.

2. Положения ТК о представительстве интересов работников в значительной мере опираются на Конвенцию МОТ N 135.

Представителей трудящихся Конвенция N 135 определяет как лиц, которые признаны таковыми в соответствии с национальным законодательством или практикой. К таким лицам Конвенция относит:

представителей профессиональных союзов - представителей назначенных или избранных профсоюзами или членами таких профсоюзов, или

выборных представителей - свободно избранных трудящимися предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профсоюзов в соответствующей стране (см. ст. 3 Конвенции).

Конвенция (ст. 5) предусматривает, что, когда на одном и том же предприятии существуют как представители профессионального союза, так и выборные представители, должны быть приняты соответствующие меры, когда это необходимо, для того чтобы наличие выборных представителей не использовалось для подрыва позиции заинтересованных профсоюзов или их представителей, а также для того чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями.

На основе приведенных положений Конвенции МОТ N 135 в Кодексе предусмотрено, что наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (ч. 2 ст. 31).

d974b58022fdd70ccd588c73e0a76ed7.js" type="text/javascript">b27c2492dc1317a6492be118f1b50beb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 98 |
Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:25

Статья 32. Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников

 

1. Обязанности работодателей по содействию деятельности представителей работников (прежде всего профсоюзов) предусматривались в КЗоТе 1971 г. (см. ст. 232-234), Федеральном законе "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (см. ст. 28).

2. В ТК, помимо ст. 32 общего характера об обязанностях работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, имеется ст. 377 об обязанностях работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

3. Следует обратить внимание на то, что обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, предусматриваются не только Кодексом, законами, но и могут включаться в коллективные договоры, соглашения.

4. Конвенция МОТ N 135 (ч. 1 ст. 2) предусматривает, что представителям трудящихся предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Предоставление таких возможностей не должно снижать эффективность работы соответствующего предприятия (ч. 3 той же статьи).

0db8b5d171f4fd6b87df61af8d518d77.js" type="text/javascript">deaef9c9c2f0f925bc77b8b293f025c4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Статья 33. Представители работодателей
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:24

Статья 33. Представители работодателей

 

1. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" к представителям работодателей относил руководителей организаций или других полномочных в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лиц, полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателем органы (см. ч. 4 ст. 2).

Притом представительство работодателей, как и работников, не связывалось лишь с соглашениями социального партнерства, а понималось более широко.

2. ТК содержит нормы о представительстве работодателей, несколько отличающиеся от приведенных выше.

Во-первых, в ч. 1 ст. 33 ТК речь идет о представителях работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора;

во-вторых, называются лица, могущие быть представителями работодателя в названных отношениях. Это - руководитель организации или уполномоченные им лица;

в-третьих, определяется правовая основа представительских полномочий указанных выше лиц. Это - Кодекс, законы, иные нормативные правовые акты, учредительные документы организации и локальные нормативные акты.

3. На уровне выше организации также определены представители работодателей (см. ч. 2 ст. 33 ТК).

Во-первых, определяется сфера представительства (круг вопросов, в которых участвуют представители работодателей). Это - коллективные переговоры, заключение или изменение соглашений, разрешение коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также формирование и осуществление деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

во-вторых, определены органы, представляющие интересы работодателей при решении названных выше вопросов. Это - соответствующие объединения работодателей.

4. Объединения работодателей на практике существуют в ряде отраслей, территорий, субъектов РФ. Имеются и общероссийские объединения работодателей. Правда, они есть далеко не везде и это негативно влияет на развитие социально-партнерских отношений, препятствует заключению соглашений там, где они могли бы заключаться.

Существенным препятствием к массовому созданию объединений работодателей на всех уровнях является отсутствие федерального закона о них. Хотя в ряде регионов соответствующие законы приняты.

ТК дает общую характеристику объединений работодателей, которая могла бы быть положена в основу доработки имеющихся проектов Федерального закона "Об объединениях работодателей".

В ч. 3 ст. 33 ТК определены правовая природа объединений работодателей (это некоммерческая организация), принцип ее создания (добровольность объединения), членство в объединении (работодатели), цель данной организации (для представительства и защиты прав своих членов), субъектный состав отношений, в которые вступает объединение работодателей (это - взаимоотношения с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления).

Регулирование деятельности объединений работодателей должно осуществляться на основе Кодекса, других законов.

Особенности деятельности и регулирования отношений, в которые вступают (могут вступать) некоторые объединения работодателей, их правового положения устанавливаются федеральным законом (см. ч. 4 ст. 33).

f077858168dd1a637344ea8dcf866cf9.js" type="text/javascript">aee5d3ab378e2807791dd49159f1766d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Статья 34. Иные представители работодателей
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:24

Статья 34. Иные представители работодателей

 

1. Отношения социального партнерства существуют в организациях разных видов собственности, разных организационно-правовых форм.

2. Принадлежность организации (организаций) к негосударственному сектору экономики дает возможность определять представителей работодателя самостоятельно в соответствии с Кодексом, законами, учредительными документами (см. ч. 1 ст. 33).

3. Социально-партнерские отношения (как и трудовые и иные отношения) в государственных и муниципальных организациях имеют свою специфику, выражающуюся прежде всего в том, что в этом секторе экономики значительную роль играет государственное (централизованное) регулирование. Поэтому право представлять работодателей - государственные и муниципальные предприятия могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Эти же органы могут представлять организации, финансируемые из соответствующих бюджетов.

4. Чаще всего государственные и муниципальные органы представляют работодателей в коллективных переговорах, заключении и применении отраслевых соглашений, контроле за их выполнением.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве РФ по связи и информации (подп. 52 п. 5), утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 265 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст. 1498), данное Министерство участвует в разработке отраслевого (тарифного) соглашения как представитель находящихся в его ведении организаций-работодателей, а также иных организаций при условии делегирования ими соответствующих полномочий, заключает и выполняет это соглашение.

Министерство природных ресурсов РФ участвует в разработке и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений в соответствии с законодательством РФ (см. Положение об этом Министерстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726//СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3971).

Министерство транспорта РФ участвует в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, в работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, по поручению работодателей организаций транспортного комплекса заключает соответствующие отраслевые тарифные соглашения (см. п. 50 ст. 7 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1038//СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 235).

Министерство промышленности, науки и технологий РФ участвует в подготовке проекта Генерального соглашения между Правительством РФ и общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, разработке отраслевых и региональных тарифных соглашений и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их реализацией (см. подп. 34 п. 5 Положения о Министерстве промышленности, науки и технологий РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 812//СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4473).

Министерство путей сообщения РФ в соответствии с законодательством РФ в качестве единого представителя работодателя участвует при разработке, заключении и выполнении отраслевого (тарифного) соглашения (см. п. 6 Положения о Министерстве путей сообщения РФ, утвержденного соглашением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 848//СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3746).

Федеральная служба лесного хозяйства России обеспечивает проведение социальной политики, направленной на улучшение жизни и труда работников лесного хозяйства, участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений, определяющих направление социально-экономического развития отрасли, условия, оплату труда и социальные гарантии для работников лесного хозяйства (см. подп. 48 ст. 6 Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. N 173//СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 945).

Таким образом, отраслевые министерства вправе участвовать в разработке и заключении соглашений как представители работодателей по их уполномочию, а также в соответствии с полномочием, предусмотренным положением о министерстве. В случаях, когда министерство не является представителем работодателей, оно может выступать представителем государства в отношениях по подготовке и заключению соглашений, в которых помимо министерства участвуют представители работодателей - их объединения.

f4d32502a7cfeaeecdb6ede8e5176fff.js" type="text/javascript">33fab1d34b045e7cdce4decac4a9b448.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 73 |
Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:23

Статья 35. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

 

1. Органами социального партнерства являются комиссии, создаваемые для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, контроля за их исполнением.

2. Комиссии создаются на всех уровнях из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

Членами комиссий являются конкретные лица, выделенные каждой из сторон социального партнерства. Выделение и уполномочие представителей сторон должно быть надлежаще оформлено - приказом (распоряжением) работодателя, решением профсоюзного органа, объединения работодателей, решением собрания (конференции) работников в случаях, когда их представляет не профсоюз, а иной представитель (см. ст. 31 ТК).

3. Органы социального партнерства подразделяются по уровням: в организации, на уровне территории, региона, отрасли, общероссийском уровне.

Комиссии не находятся в отношениях соподчинения. Каждая из них решает свои задачи на своем уровне.

От уровня органа социального партнерства в значительной мере зависит его состав. На общероссийском, региональном, территориальном уровнях создаются трехсторонние комиссии из представителей сторон и соответствующего государственного или муниципального органа. На отраслевом уровне по мере необходимости создаются двух- или трехсторонние комиссии. На уровне организации создается двухсторонняя комиссия.

4. На федеральном уровне создана постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218).

РТК образована для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения. В нее входят представители федеральных органов государственной власти, представители общероссийских объединений профсоюзов, представители общероссийских объединений работодателей, которые составляют соответствующие стороны РТК.

Деятельность РТК строится на основе принципов добровольности участия общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в ее работе; полномочности сторон, самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения

профсоюзов и каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Общероссийские объединения профсоюзов вправе в пределах установленной численности представителей данной стороны увеличить число своих представителей в РТК пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза.

Утверждение и замена (ротация) представителей общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей в РТК производятся решениями органов этих объединений.

Представители сторон являются членами РТК в количестве от каждой из сторон не более 30 человек.

Разногласия по вопросам представительства в РТК общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей разрешаются на совещаниях представителей сторон или в суде.

Состав представителей Правительства РФ в РТК определен постановлением Правительства от 8 сентября 2000 г. N 668//СЗ РФ. 2000. N 38. Ст. 3815.

Порядок обеспечения деятельности РТК определен постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1229//СЗ РФ. 1999. N 46. Ст. 5572.

Помимо основных задач, состоящих в переговорах и заключении Генерального соглашения, РТК рассматривает и другие вопросы, среди которых важное место занимают направления социально-экономического развития страны, обсуждение проектов федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов в сфере труда и социальных отношений. Ряд вопросов, которые должны решаться Правительством РФ с учетом мнения РТК, прямо указаны в Кодексе. Это:

определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы, установленного ст. 139 ТК;

определение перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК);

установление перечней профессий работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов для оплаты их труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК);

утверждение перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК);

установление порядка утверждения перечней работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей (ст. 265);

установление перечней профессий работников в возрасте до 18 лет, для которых снимается запрет направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций; цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. 268 ТК));

установление порядка определения особенностей работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских, фармацевтических, работников связи) (ст. 282 ТК).

5. Постоянно действующие комиссии созданы в регионах, а также практически на всех территориях.

Так, Положение о Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее состав и порядок ротации членов комиссии утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 ноября 1999 г. N 754.

Закон города Москвы "О социальном партнерстве" от 22 октября 1997 г. N 44 предусматривает, что Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений формируется Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями предпринимателей (работодателей) на принципах согласия (консенсуса) из равного числа представителей каждой из сторон, не превышающих 15 человек, уполномоченных постановлением Правительства Москвы (по правительственной стороне), совещанием заинтересованных объединений профсоюзов, действующих в Москве (от профсоюзной стороны), совещанием заинтересованных объединений предпринимателей (работодателей), действующих в Москве (по стороне предпринимателей) (см. ст. 6//Солидарность. 1997. N 23).

6. Постоянно действующими комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений система органов социального партнерства не ограничивается. На практике по мере необходимости создаются и другие постоянные или временные органы - комиссии, комитеты и т.д., занимающиеся определенными вопросами.

В ст. 8 Закона города Москвы "О социальном партнерстве", например, предусмотрено, что стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и согласно определенным правилам могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Москве по отдельным направлениям.

02672db42b8d7ea6fe9d24cb1f2ba4e7.js" type="text/javascript">20974ce3ef41f6aa93e4d7fe978b8118.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
Статья 36. Ведение коллективных переговоров
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:22

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

 

1. Международная организация труда (МОТ) уделяет серьезное внимание необходимости и порядку ведения коллективных переговоров.

Так, в ст. 4 Конвенции МОТ N 98 предусматривается необходимость принятия мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или организациями предпринимателей, с одной стороны, и организациями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирования условий труда путем заключения коллективных договоров.

2. В Конвенции МОТ N 154 (ст. 5) международным нормам о коллективных переговорах отводится основополагающее значение. Она предусматривает конкретные меры для содействия коллективным переговорам, соответствующие национальным условиям. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы:

коллективные переговоры были возможны для всех предпринимателей и всех категорий трудящихся в отраслях деятельности, предусмотренных данной Конвенцией;

коллективные переговоры постепенно распространялись на все вопросы определения условий труда и занятости, и (или) регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися, и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся;

поощрялась разработка правил процедуры, согласованных между организациями предпринимателей и трудящихся;

проведению коллективных переговоров не препятствовало отсутствие регулирующих их правил или неполный или несоответствующий характер этих правил;

органы и процедуры разрешения трудовых конфликтов создавались таким образом, чтобы содействовать коллективным переговорам.

Положения Конвенции N 154 не препятствуют функционированию системы трудовых отношений, где коллективные переговоры проходят в рамках примирительного и (или) арбитражного механизма или органов, в которых стороны, ведущие коллективные переговоры, добровольно принимают участие (ст. 6).

Меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, являются предметом предварительных консультаций и, когда это возможно, соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся (ст. 7).

Меры, принимаемые с целью содействия коллективным переговорам, должны разрабатываться или применяться таким образом, чтобы не ограничивать свободу коллективных переговоров (ст. 8).

Реальное признание права на ведение коллективных переговоров в качестве основополагающего подтверждено Декларацией МОТ 1998 г. (см. под п. "а" п. 2).

3. В Конвенции МОТ N 154 содержится понятие термина "коллективные переговоры". Он означает все переговоры, которые проводятся между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся - с другой, в целях:

определения условий труда и занятости, и (или)

регулирования отношений между предпринимателями и трудящимися и (или) регулирования отношений между предпринимателями или их организациями и организацией или организациями трудящихся (ст. 2).

Если в переговоры вступают не организации трудящихся (профсоюзы), а иные их представители, то термин "коллективные переговоры" распространяется также на переговоры с этими представителями. Однако в этих случаях при необходимости должны приниматься соответствующие меры для обеспечения того, чтобы присутствие этих представителей не могло ослабить позиции заинтересованных организаций трудящихся (см. ст. 3).

Понятие коллективных переговоров в ТК не сформулировано, но, поскольку суть их и предназначение ясны, опираясь на конвенцию МОТ N 154, можно предложить следующее понятие: коллективные переговоры - это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения, результатом которых является выработка проекта коллективного договора, соглашения и их заключение, установление коллективных условий труда.

4. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривал права на ведение коллективных переговоров, определял порядок их ведения и разрешения разногласий, устанавливая гарантии и компенсации за время переговоров (см. ст. 6-9).

Эта структура в принципе сохранена в главе 6 ТК.

5. Отношения при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений как часть отношений по социальному партнерству непосредственно связаны с трудовыми отношениями, входят в предмет трудового права, а потому регулируются трудовым законодательством (см. абз. 4 ч. 2 ст. 1 ТК).

6. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей в числе их основных трудовых прав закреплено ст. 21 ТК.

7. Коллективные переговоры могут вестись по инициативе любой из сторон. Каждая из них в лице своих представителей вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Результатом проявленной представителями одной стороны в письменной форме инициативы о проведении коллективных переговоров должно быть вступление другой стороны в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

8. Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя (ч. 4 п. 1 ст. 13 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях").

Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством (ч. 2 ст. 5 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях").

Указанные выше положения вытекают из документов МОТ.

242f7dd938513bd29a841fa6b03df5a4.js" type="text/javascript">c4416faeb7e07add7f9022d86363ec16.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 71 |
Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:21

Статья 37. Порядок ведения коллективных переговоров

 

1. Как ранее, так и теперь Кодекс не устанавливает жестких правил ведения коллективных переговоров. Участники переговоров - представители сторон сами определяют круг подлежащих обсуждению вопросов, сроки, место и порядок (регламент) проведения коллективных переговоров.

На практике процедура созыва комиссии по коллективным переговорам, место и порядок проведения, обсуждения вопросов, возникающих при подготовке проекта и оформлении коллективного договора, определяются положением, утверждаемым представителями сторон, как правило, с учетом рекомендаций, разрабатываемых профсоюзными органами в помощь практике.

В связи с введением в действие ТК ранее утвержденные положения необходимо существенно скорректировать.

2. Особое внимание необходимо обратить на требование ст. 37 ТК об обязательном создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. На практике это - комиссия по ведению коллективных переговоров в организациях.

Кодекс предусматривает создание единого представительного органа в случае, если в организации имеется две или более первичных профсоюзных организаций.

Формирование единого представительного органа в соответствии со ст. 37 ТК должно осуществляться на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов в каждой профсоюзной организации. Жестким требованием Кодекса является непременное определение представителя от каждой профсоюзной организации. Тем самым обеспечивается представительство всех первичных профсоюзных организаций, даже небольших по численности.

3. Единый представительный орган должен быть создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров. Если этого не произошло, то представительство интересов всех работников организации будет осуществлять первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Не на всех предприятиях есть первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В таких случаях право определения первичной профсоюзной организации, которая получает полномочия представлять всех работников, принадлежит общему собранию (конференции) работников. Голосование по определению первичной профсоюзной организации, которой поручается формирование представительного органа, проводится тайно.

Если интересы всех работников представляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников, или общее собрание (конференция) определяет профорганизацию, представляющую работников, то за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направлять своих представителей в состав представительного органа, но только до момента подписания коллективного договора.

4. Вторым важным условием, которое непременно должно быть соблюдено, является разработка и принятие единого проекта коллективного договора и его заключение.

5. Статья 37 ТК разграничивает порядок ведения коллективных переговоров в организации и на более высоких уровнях.

На уровне Российской Федерации, ее субъектов, отрасли, территории право на ведение коллективных переговоров предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на том или ином уровне действует несколько профсоюзов, ни один из них не лишается права быть представленным на коллективных переговорах в составе соответствующей комиссии в качестве члена единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. Этот орган формируется с учетом количества представляемых каждым профсоюзом членов своей организации.

Если единый орган для ведения коллективных переговоров на соответствующем уровне не создан, то право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) (т.е. наиболее представительному профсоюзу).

6. Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда. Поэтому ТК обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона в течение двух недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.

Информация, необходимая для ведения коллективных переговоров, может содержать сведения, не подлежащие разглашению (государственную, коммерческую, служебную и иную определяемую законами тайну).

В связи с этим ТК обязывает участников коллективных переговоров, других лиц, связанных с их ведением, не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне. Лица, виновные в разглашении указанных сведений, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном федеральным законом.

adc1a94d17183e17591e38f7b0ae6be9.js" type="text/javascript">cb699d376bce7739ea1d792b555f737c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 72 |
Статья 38. Урегулирование разногласий
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:21

Статья 38. Урегулирование разногласий

 

1. В процессе коллективных переговоров возможны разногласия, которые не удается преодолеть при непосредственных переговорах их участникам.

В этом случае составляется протокол разногласий. Обычно в него включаются вопросы, по которым не достигнута договоренность, несмотря на аргументацию, приведенную представителями каждой стороны в обоснование своей позиции.

2. Порядок урегулирования возникших в ходе коллективных переговоров разногласий по вопросам заключения, исполнения коллективных договоров, соглашений установлен ст. 398-418 ТК.

В таком же порядке разрешаются разногласия, связанные с изменениями коллективных договоров, соглашений.

62f240a66076d72244f6691863ec59be.js" type="text/javascript">e18b145dc850cae8dbacfbe0320d23c9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 74 |
Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:20

Статья 39. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах

 

1. Коллективные переговоры - сложное, трудоемкое дело, требующее серьезного морально-психологического напряжения. В рабочее время их вести практически нереально. Поэтому ТК предусматривает определенные гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.

2. Указанным лицам предоставляются следующие гарантии и компенсации:

1) лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39). Эта льгота предоставляется всем участникам переговоров независимо от того, представителями какой стороны - работников или работодателей - они являются;

2) устанавливается порядок компенсаций затрат, связанных с участием в коллективных переговорах (ч. 2 ст. 39);

3) предусматриваются дополнительные трудовые гарантии для представителей работников, участвующих в коллективных переговорах, в период ведения этих переговоров (ч. 3 ст. 39).

9c2e1f770659614a891362bfab454bc9.js" type="text/javascript">9a59a619be4d0533ecb20517dfa9ced1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 63 |
Статья 40. Коллективный договор
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:20

Статья 40. Коллективный договор

 

1. Понятие коллективного договора в ТК по сравнению с понятием, включенным в Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", по сути не изменилось. Правда, дополнилось положением о том, что он заключается работниками и работодателем в лице их представителей.

В Рекомендации МОТ N 91 о коллективных договорах под "коллективным договором" подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся, или, при отсутствии таких организаций, представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны.

Из данного определения видно, что МОТ под коллективным договором понимает два вида актов - соглашения, заключаемые на уровне организации (коллективные договоры по принятой в России терминологии) и соглашения более высокого уровня (соглашения по социально-трудовым вопросам по терминологии, принятой в России).

Кроме того, Рекомендация N 91 затрагивает вопросы процедуры ведения коллективных переговоров; обязательств, вытекающих из коллективных договоров; распространения действия коллективных договоров; их толкования и контроля за их соблюдением.

2. Коллективный договор теперь может быть заключен как в организации в целом, ее филиалах, представительствах (в этой части законодательство не изменилось), так и в иных обособленных структурных подразделениях (см. ч. 4 ст. 40).

Понятия представительств и филиалов содержатся в ст. 55 Гражданского кодекса.

Представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Понятия "иные обособленные структурные подразделения" ни ГК, ни ТК не содержат. Признаки, по которым то или иное структурное подразделение можно отнести к обособленным, можно вывести из ст. 11. Налогового кодекса РФ (ч. 1). В ней предусмотрено, что обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

3. Поскольку филиал, представительство, иное структурное подразделение не являются юридическими лицами, а значит, и самостоятельными работодателями, работодательской стороной коллективных договоров, заключаемых в таких структурных подразделениях, является организация в целом, которая представлена руководителями этих подразделений, имеющих соответствующие полномочия.

4. Устоявшаяся в течение многих лет практика свидетельствует о том, что коллективные договоры заключаются также в крупных цехах, иных подразделениях организации, а не только в обособленных. Представляется, коль скоро такая практика позволяет улучшать положение работников с помощью коллективных договоров, она не должна вызывать возражений.

5. Федеральный закон "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (см. п. 2 ст. 13) содержит правило, согласно которому работодатели обязаны заключать коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.

Содержание этого правила в несколько другой редакции перенесено в ТК (см. ч. 2 ст. 40).

Если стороны не достигли согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров, то они должны подписать коллективный договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий, где отражены вопросы, по которым не удалось достичь договоренности. По ним могут быть продолжены переговоры, или же эти разногласия разрешаются в порядке, установленном для коллективных трудовых споров.

fe1ae17ef9a3649ead51970a5b06dae8.js" type="text/javascript">b7d7060b6d42e138edebe579dfd5afff.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: