Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:11

Статья 51. Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения

 

1. Успешной реализации коллективных договоров, соглашений способствует контроль за исполнением содержащихся в них обязательств и норм.

2. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется по двум направлениям:

на основе принципов социального партнерства;

уполномоченными государственными органами.

3. Принципы социального партнерства проявляются при осуществлении контроля за исполнением коллективных договоров, соглашений сторонами социального партнерства, их представителями.

В соответствии с Федеральным законом "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13).

4. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений со стороны уполномоченных на то государственных органов поручен соответствующим органам по труду.

5. На практике зачастую проводятся совместные проверки выполнения коллективных договоров, соглашений, в которых участвуют представители сторон, заключивших коллективный договор, соглашение, а также профсоюзов, государственной инспекции труда, прокуратуры.

Выявление противоречий действующему законодательству фиксируется в совместном документе, на основе которого коллективный договор, соглашение приводится в соответствие в установленном порядке (либо путем непосредственного признания в силу закона противоречащих ему положений недействующими, либо путем внесения в коллективный договор, соглашение необходимых изменений).

6. Для осуществления контроля проверяющие органы должны иметь всю необходимую информацию.

60409b8a8f8ee5f715549f8bf7fdf14b.js" type="text/javascript">839110aa0ced1ad2216437c7d7f7004e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 58 |
Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:10

Статья 52. Право работников на участие в управлении организацией

 

1. Участию работников в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и раньше придавалось большое значение. КЗоТ 1971 г. содержал ст. 227 и 228 о праве работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, организациями и обязанностях администрации по созданию условий, обеспечивающих это участие.

2. Право работников на участие в управлении организацией в предусмотренном Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах закреплено в числе их основных трудовых прав (см. ст. 21 ТК).

Это право конкретизировано в ст. 52 и 53 ТК.

3. Право работников на участие в управлении организацией может быть реализовано двумя основными способами:

непосредственно (на собрании, конференции, путем подачи предложений работодателю и т.д.);

через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей) (см. ст. 29-31 ТК).

4. Участие работников в управлении организацией через профсоюзы может выражаться, в частности, в том, что профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (см. п. 3 ст. 16 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности").

Это право реализуется обычно с учетом законодательства о предприятиях, организациях различных организационно-правовых форм, их уставных документов.

5. Участие работников как стороны трудовых отношений в управлении организацией следует отличать от участия работников-акционеров в управлении акционерным обществом.

Работники, имеющие акции своего предприятия, в правах по управлению акционированным предприятием не отличаются от других акционеров, не состоящих с АО в трудовых отношениях.

3c8bd593d2f5e3293c0fad93938d0af2.js" type="text/javascript">784593a21224f92199016e781fbdf71f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 53 |
Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:10

Статья 53. Основные формы участия работников в управлении организацией

 

1. Участие работников в управлении организацией может осуществляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК.

2. Учет мнения представительного органа работников предусмотрен в ряде статей Кодекса (см. ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, 113, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371-373).

3. Проведение консультаций с работодателем затрагивает главным образом вопросы содержания коллективного договора, принимаемых работодателем локальных нормативных актов об условиях труда, его оплаты и охраны, режиме работы.

Целесообразно проведение консультаций с работниками и их представителями по вопросам совершенствования и развития производства, подготовки и переподготовки кадров и др.

4. Получение необходимой информации работниками как форма их участия в управлении способствует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Знание их дает работникам представление об истинном положении в организации, ее возможностях в регулировании трудовых отношений, дает возможность разработать и внести работодателю предложения по улучшению деятельности организации.

5. Обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение в результате этого предложений работников по ее совершенствованию тесно переплетаются с другими формами участия работников в управлении организацией.

6. Коллективный договор - основной правовой акт, регулирующий трудовые и связанные с ними отношения в организации. Поэтому особое значение имеет участие работников в разработке и принятии коллективных договоров.

О порядке разработки проекта и принятия коллективных договоров см. ст. 42 ТК и комментарий к ней.

О порядке ведения коллективных переговоров см. ст. 36, 37 ТК и комментарий к ним.

7. На практике используются и иные формы участия работников в управлении организацией, определяемые коллективным договором, локальными нормативными актами, учредительными документами организации, а также отдельными законами (см. _ 4 комментария к ст. 52 ТК).

8. Право работников и их представителей на получение информации, необходимой для подготовки проекта коллективного договора, оценки содержания проекта локального нормативного акта, разрабатываемого работодателем, в целом для участия в управлении организацией предусмотрено в ряде статей Кодекса.

Часть 2 ст. 53 ТК конкретизирует вопросы, по которым работникам, их представителям должна быть предоставлена информация. Однако приведенный в этой статье ТК перечень сведений, которые должны быть доступны работникам, их представителям, весьма краток и не исчерпывает все вопросы, по которым работодатель должен предоставить информацию работникам, их представителям. Другие вопросы предусматриваются в иных статьях Кодекса, иных федеральных законах, учредительных документах организации, коллективном договоре.

9. Представителям работников предоставлено право вносить предложения в органы управления организацией, участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении работодателями своих предложений (см. п. 4 ст. 11 Федерального закона "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности").

7dea351b58f5538783d093f467df414d.js" type="text/javascript">f574216a67dcee5e90a6f3120c8e3db2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 70 |
Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:09

Статья 54. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения

 

1. За нарушение законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) может последовать дисциплинарная, материальная, административная ответственность.

2. К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, в трудовые обязанности которых входит соблюдение трудового законодательства, в том числе законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

3. К материальной ответственности привлекаются лица, виновные в причинении организации-работодателю материального ущерба неисполнением или ненадлежащим исполнением коллективного договора, соглашения.

4. В действующем УК РФ отсутствуют статьи об уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства (в том числе законодательства о коллективных договорах, соглашениях).

В УК РФ имеется ст. 143 об уголовной ответственности за нарушение правил охраны труда. Представляется, что если нарушены нормы об охране труда, включенные в коллективный договор, соглашение, то за это может последовать применение мер уголовной ответственности при наличии в действиях (бездействии) лица признаков преступления, предусмотренных ст. 143 УК РФ.

Федеральным законом от 15 марта 1999 г. УК РФ дополнен ст. 1451 об уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.

Когда сроки выплаты заработной платы предусмотрены коллективным договором и руководитель организации нарушил эти сроки из корыстной или иной личной заинтересованности, то может последовать уголовное наказание с применением к руководителю мер, предусмотренных в ст. 1451.

5. К административной ответственности привлекаются указанные в законе лица, нарушения которых признаются административным проступком и наказываются в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

6. Административная ответственность (штрафы) за нарушения законодательства о коллективных договорах, соглашениях (уклонение от коллективных переговоров, непредоставление информации, невыполнение коллективных договоров, соглашений и др.) предусматривалась в Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (см. ст. 25-28), а также в прежнем Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (см. ст. 41.1-41.4 КоАП).

7. В настоящее время ответственность за те же правонарушения предусмотрена ст. 54-55 ТК и ст. 5.28-5.31 нового КоАП.

8. Сравнение Трудового кодекса и КоАП показывает, что в них предусматриваются прежде всего различные субъекты ответственности:

1) за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения в соответствии с ТК (ч. 1 ст. 54) несут ответственность представители сторон (т.е. представители как работодателей, так и работников).

В соответствии со ст. 5.28 КоАП за уклонение от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения к административной ответственности (штрафу) могут быть привлечены работодатель или лица, его представляющие;

2) за неправомерный отказ от подписания согласованного коллективного договора, соглашения штрафу подвергаются представители сторон (ч. 1 ст. 54 ТК).

В соответствии с КоАП необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения может повлечь административное наказание только для работодателя или лица, его представляющего (ст. 5.30);

3) на основе ТК (ч. 2 ст. 54) за непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, виновные в этом лица (т.е. представители той и другой стороны) подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

В соответствии с КоАП (ст. 5.29) административному наказанию за подобное правонарушение может быть подвергнут работодатель или лицо, его представляющее. При этом в КоАП содержится указание на нарушение срока, установленного законом для предоставления информации;

4) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения ТК (ст. 55) предусматривает штрафные санкции для лиц, представляющих работодателя либо представляющих работников.

По КоАП (ст. 5.31) нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа на работодателя или лицо, его представляющее;

5) помимо приведенных выше видов нарушений законодательства о коллективных договорах, соглашениях КоАП (ст. 5.28) предусматривает административную ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки.

9. При определении штрафных мер административного наказания ст. 54 и 55 ТК предусматривают, что размер и порядок положения штрафов определяется федеральным законом, т.е. КоАП.

КоАП (ст. 23.12) устанавливает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.28-5.31, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

10. Представляется, что вопрос о различиях в субъектах административной ответственности, имеющих место в ТК и КоАП, следует разрешать в пользу норм, установленных КоАП. Приоритет Кодекса РФ об административных правонарушениях перед Трудовым кодексом РФ в этой части вытекает из того, что речь идет об административных отношениях, административных наказаниях, которые являются предметом регулирования административного, а не трудового законодательства.

298767cc03f2b48d548d735e43eab5f2.js" type="text/javascript">4afd352f728c5ebf9b88e6760412f441.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 54 |
Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:08

Статья 55. Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения

 

1. Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (ст. 26) за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения предусматривал административную ответственность только лиц, представляющих работодателя, виновных в подобных правонарушениях.

Статья 55 ТК, кроме того, вводит административную ответственность для лиц, представляющих работников, виновных в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Следует иметь в виду, что новый КоАП РФ (ст. 5.31), введенный в действие с 1 июля 2002 г., административной ответственности лиц, представляющих работников, не предусматривает.

2. Статьи 25-28 Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях", устанавливавшие административную ответственность за отдельные виды нарушений соответствующего законодательства, признаны утратившими силу (см. Федеральный закон "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).

3. На представителей работодателя, не выполняющих по своей вине обязательств по коллективному договору, соглашению, могут быть наложены дисциплинарные взыскания в соответствии с Трудовым кодексом (см. ст. 192, 193).

4. Освобожденные от основной работы выборные члены профсоюзных органов, совершившие подобные правонарушения, также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, если в их обязанности входит выполнение или обеспечение выполнения обязательств, принятых на себя профсоюзом (профсоюзным органом). Право наложения дисциплинарного взыскания в таких случаях принадлежит руководителю профсоюза (профсоюзной организации), с которым выборный работник состоит в трудовых отношениях, а также руководителям вышестоящих профсоюзных органов.

ee537142af8fb83d9c46254ddceb1fee.js" type="text/javascript">1bf5ea46e1442b3d58c9d3cee8c0f214.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 62 |
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:07

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

 

1. В ст. 37 Конституции РФ закреплено положение о свободе труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Запрещается принудительный труд, кроме предусмотренных законодательством случаев (см. ст. 4 ТК и комментарий к ней).

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. В трудовом праве свобода труда трансформируется в свободу трудового договора.

Трудовой договор является одним из главных оснований возникновения трудовых отношений между работодателем и работником. При этом следует иметь в виду, что принцип свободы трудового договора лежит в основе не только его добровольного заключения, но и дальнейших трудовых отношений.

Термин "контракт" появился в нашем законодательстве в 1990 г. и употреблялся до 1 февраля 2002 г. В 1992 г. в ранее действовавший КЗоТ РФ были внесены существенные изменения и дополнения. Контракт рассматривался как синоним трудового договора.

3. Комментируемый Кодекс по всему тексту исключил после слов трудовой договор слово "контракт".

Следовательно, законодатель, исключив термин "контракт", прекратил многолетние споры о различиях трудового договора и контракта.

С 1994 г. контракты с отдельными категориями работников были трансформированы из трудовых в гражданско-правовые отношения. Например, отношения с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основе контрактов, которые заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ (см. Указ Президента РФ "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" от 10 июня 1994 г.//СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 700), а также для труппы артистов Государственного академического Большого театра России (см. Указ Президента РФ от 2 сентября 1994 г.//СЗ РФ. 1994. N 19. Ст. 2132). На таких же условиях заключаются контракты с труппой артистов Мариинского академического театра. Думается, что изменять КЗоТ указом Президента было нельзя. Эти указы следовало бы отменить, так как они лишают указанных работников гарантий, предусмотренных трудовым законодательством.

4. Трудовой договор и трудовое правоотношение хотя и тесно связанные категории, но их понятие и содержание различны. Трудовой договор - это соглашение, а трудовое правоотношение - юридическая связь работника и работодателя. Трудовой договор определяет правовое положение гражданина как участника определенной кооперации труда в качестве работника конкретной организации. Только с заключением и подписанием трудового договора с работодателем гражданин становится членом данной организации и подчиняется ее внутреннему трудовому распорядку, режиму труда. Этим трудовой договор отличается от смежных гражданско-правовых договоров, связанных с трудом (подряда, поручения, возмездного оказания услуг на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ). Так, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 703 ГК РФ), либо по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст. 971 ГК РФ). По этому договору доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (ст. 972 ГК РФ).

Следовательно, отличительными специфическими признаками трудового договора являются следующие:

во-первых, его предметом является личное выполнение определенной трудовой функции в общем процессе труда данной организации, т.е. предмет трудового договора - сам труд работника. Предметом же смежных гражданско-правовых договоров является овеществленный конечный результат труда, а труд в них - лишь способ выполнения взятых на себя обязательств;

во-вторых, работник подчиняется в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего трудового распорядка с выполнением установленной меры труда. В случае нарушения этой обязанности работник может понести дисциплинарную ответственность, чего нет в гражданско-правовых договорах;

в-третьих, на работодателе лежит обязанность организовать труд работника, создать ему нормальные условия труда, обеспечить охрану труда, вознаграждать его систематически за фактический труд по заранее установленным нормам. По гражданско-правовым договорам гражданин не подчиняется дисциплине, правилам внутреннего трудового распорядка данной организации, а работу организует самостоятельно, выполняет на свой риск, обеспечивая себе охрану труда. Ему оплачивается лишь овеществленный конечный результат труда.

Следует знать, что при трудовом договоре подчинение работника дисциплине, внутреннему трудовому распорядку организации не нарушает принципа свободы договора, так как это подчинение основано на соглашении самих сторон.

5. Трудовой договор - это двустороннее соглашение. Одной стороной трудового договора является работник, другой - работодатель. О сторонах договора см. ст. 20 ТК и комментарий к ней.

65aa0db8252e5130447b0fe3123c0fc3.js" type="text/javascript">ef92f3e4e2c330cd4ff89a0eb0b0bfb3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 53 |
Статья 57. Содержание трудового договора
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:06

Статья 57. Содержание трудового договора

 

1. Под содержанием трудового договора следует понимать совокупность его условий. В зависимости от порядка их установления различают два вида условий трудового договора:

1) производные, установленные законодательством. О производных условиях стороны не договариваются, поскольку с момента заключения договора эти условия уже в силу закона и договора обязательны для выполнения;

2) непосредственные условия (существенные) - это те условия, которые определяются соглашением сторон. Условия, оговариваемые самими сторонами, в свою очередь, делятся на необходимые и дополнительные (факультативные). Трудовое законодательство не связывает волю сторон договора в выработке этих условий.

К необходимым относятся следующие условия трудового договора (контракта):

а) о месте работы (с указанием структурного подразделения);

б) о трудовой функции, которую работник будет выполнять, т.е. специальности, должности, квалификации, совмещении профессий;

в) об оплате труда;

г) при заключении срочного трудового договора - о сроке его действия.

Следовательно, в ч. 2 ст. 57 ТК перечислены условия, которые являются необходимой частью всякого трудового договора. В данной статье они именуются существенными условиями трудового договора.

2. Одним из существенных условий трудового договора является место работы. Под этим понимается соответствующая организация (филиал, представительство), ее структурное подразделение с учетом их территориального расположения на момент заключения трудового договора.

3. В письменном трудовом договоре также указывается дата начала работы. Подробнее об этом см. ст. 61 ТК и комментарий к ней.

4. При заключении трудового договора работник договаривается с работодателем о характере той конкретной работы, которую он будет выполнять. В тексте договора указывается наименование профессии или должности, а также специальность и квалификация. Они в совокупности характеризуют трудовую функцию работника, которая обусловлена самими сторонами трудового договора.

В нашей стране действует Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Он был утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367.

Трудовая функция служащего определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией. 21 августа 1998 г. постановлением Министерства труда и социального развития утвержден Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (см. Бюллетень Минтруда России. 1998. N 12). Он применяется во всех организациях независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Стороны трудового договора (контракта) помимо необходимых могут устанавливать и дополнительные условия. Они могут быть самыми разнообразными в пределах, допустимых действующим законодательством. К дополнительным относятся, например, условия о предоставлении вне очереди места в дошкольном учреждении, о выделении земельного участка, об установлении испытательного срока при приеме на работу, о совмещении профессий (должностей), о дополнительных отпусках сверх предусмотренных законодательством и коллективным договором и др. Если стороны включают в содержание конкретного договора дополнительные условия, то они автоматически становятся обязательными для их выполнения.

5. Необходимо помнить, что условия трудового договора не могут снижать уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (см. ст. 9 Кодекса и комментарий к ней). А если такие условия включены в трудовой договор, то он не может применяться, так как они являются недействительными.

6. В трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Правовой основой для включения в трудовой договор условий о неразглашении коммерческой или служебной тайны работником могут быть как федеральные законы, так и другие нормативные правовые акты, но лишь на федеральном уровне. Например, постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 9. Ст. 1007) утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, в п. 15 которого сказано, что должностные лица Государственной ветеринарной службы РФ, осуществляющие ветеринарный контроль, обязаны не разглашать коммерческую тайну и другие сведения, ставшие им известными входе такого надзора.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Работники обязаны возместить работодателю причиненные убытки, если они разгласили информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну вопреки заключенному трудовому договору.

Такое условие можно включать в трудовой договор лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В конкретном трудовом договоре должно быть четко указано, какие сведения, содержащие служебную или коммерческую тайну, доверяются данному работнику.

На сегодняшний день перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации, определяется самой организацией, но с учетом постановления Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. (СП РФ. 1992. N 1, 2. Ст. 7).

Согласно этому перечню к сведениям, не составляющим коммерческую тайну, можно отнести:

учредительные документы и устав;

документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии);

документы о платежеспособности;

сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда;

документы об уплате налогов и обязательных платежах и др.

В трудовом договоре могут устанавливаться условия работника по неразглашению государственной тайны. Существует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Он утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775).

Необходимо подчеркнуть, что трудовой договор с лицом, допущенным к государственной тайне, заключается только после окончания его проверки соответствующими компетентными органами. Граждане, допущенные к государственной тайне, обязательно принимают на себя обязанность перед государством не распространять доверенные им сведения, составляющие государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987). Существует форма Типового договора об оформлении допуска к государственной тайне.

7. Следует знать, что кроме обязанности по сохранению государственной тайны в трудовой договор также могут включаться условия по сохранению конфиденциальной информации, доверенной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей. В настоящее время действует общий Перечень сведений конфиденциального характера, который утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997 г. N 10. Ст. 1127). Если в трудовом договоре указаны сведения, которые не относятся к конфиденциальной информации, то работник не будет нести ответственности за разглашение таких сведений.

8. В трудовом договоре по соглашению сторон может иметь место и такое условие, как испытание при приеме на работу (см. ст. 70 и 71 ТК и комментарий к ним).

9. В трудовой договор могут быть включены и другие условия, если это предусмотрено соглашением, коллективным договором либо по соглашению сторон.

10. Действующее трудовое законодательство РФ разрешает гражданину заключать кроме своего основного трудового договора второй - по совмещаемой работе. Такая работа называется совместительством (см. комментарий к ст. 283 ТК).

Однако следует иметь в виду, что для некоторых категорий работников существует запрет заниматься другой деятельностью помимо основной работы. Так, запрещено выполнять оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности: федеральным государственным служащим, судьям, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания и др.

11. О порядке оформления трудового договора см. комментарий к ст. 68 ТК.

12. Получение работы за границей российскими гражданами и регулирование возникающих в связи с этим отношений предусмотрено постановлением Правительства РФ "О лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей" от 5 ноября 1995 г. Этим нормативным актом установлено, что такая деятельность может осуществляться на территории РФ только российскими юридическими лицами на основе специального разрешения - лицензии (СЗ РФ. 1995. N 46. Ст. 4451).

И наоборот, в последнее время довольно широко используется на территории РФ иностранная рабочая сила. Порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории РФ определен Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934). Этим документом предусмотрены лицензирование деятельности по привлечению иностранной рабочей силы, квотирование ее количества в целом и по группам соответствующих профессий. Те работодатели, которые осуществляют привлечение иностранной рабочей силы без специального разрешения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

13. Все условия, включенные в трудовой договор, могут изменяться только по соглашению сторон.

Если какие-либо условия заключения трудового договора изменяются, то все это оформляется в том же порядке, который установлен для заключения самого трудового договора.

Соглашение об изменении условий трудового договора является неотъемлемой частью данного договора.

d729ff67ff99f0cff16c58c7a1fd3d94.js" type="text/javascript">481fd26802bebbd0a802dc695f842fc4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 75 |
Статья 58. Срок трудового договора
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:05

Статья 58. Срок трудового договора

 

1. Законодатель все трудовые договоры по сроку их действия делит на два вида.

Первый вид - это трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (на постоянную работу). Так заключается обычный трудовой договор. Стороны договора обусловливают место работы, трудовую функцию работника, а во многих случаях и размер заработной платы. Такой договор заключается в большинстве случаев.

2. Вторым видом трудового договора является срочный трудовой договор, который заключается на определенный срок не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Срочные трудовые договоры заключаются в тех случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.

В ст. 59 ТК предусмотрены случаи заключения срочного трудового договора (см. комментарий к данной статье).

3. Срок срочного трудового договора по ст. 58 ТК не может превышать пяти лет. В некоторых случаях Кодексом (см. ст. 338) или иными федеральными законами устанавливаются иные максимальные сроки.

С руководителями организации трудовой договор заключается собственником имущества организации либо уполномоченным собственником лицом или органом на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон (подробнее см. ст. 275 и комментарий к ней).

4. При заключении трудового договора на определенный срок (срочный трудовой договор) сами стороны определяют его продолжительность путем указания конкретного срока действия договора. Например, заключение трудового договора на полтора года, если момент окончания действия договора может быть установлен точно и стороны знали об этом заранее. Либо путем указания необходимой для выполнения работы, если время ее совершения можно определить лишь примерно. Например, на период проведения работ по подготовке годового баланса и др.

5. В отдельных случаях законодатель связывает срок трудового договора, заключаемого с работниками, со сроком полномочий других лиц. Так, например, по ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (СЗ РФ. 1996. 3 N 5. Ст. 4135) срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором или главным бухгалтером вуза, совпадает со сроком окончания полномочий ректора вуза.

6. Комментируемый Кодекс в соответствии с п. 2 ст. 77 устанавливает особенность в одном случае срочного трудового договора - возможность его расторжения работодателем без указания каких-либо дополнительных причин по истечении определенного этим договором срока.

7. В связи с принятием нового Трудового кодекса круг лиц, с которыми по инициативе работодателя могут заключаться срочные трудовые договоры, намного расширился. Вместе с тем необходимо знать, что все перечисленные в ст. 59 Кодекса работники не должны переводиться на срочные трудовые договоры.

До введения в действие нового Кодекса срочные трудовые договоры регулировались пп. 2 и 3 ст. 17 КЗоТ РФ. А сроки трудовых договоров тех работников, которые будут приняты на работу после 1 февраля 2002 г., необходимо регулировать ст. 59 Кодекса (см. комментарий к ней).

a7f0dbd0b4ce3f64628d7aad46f7a656.js" type="text/javascript">4a00c7e005b43ead311387b2c5acface.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 80 |
Статья 59. Срочный трудовой договор
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:05

Статья 59. Срочный трудовой договор

 

1. По ст. 59 ТК срочный трудовой договор может быть заключен как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника.

В данной статье говорится о том, что такой договор заключается для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы.

Законодатель перечисляет случаи, при которых за работником, отсутствующим на работе, сохраняется место работы (должность). Так, например, за работником сохраняется место работы при предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (см. ст. 256 ТК и комментарий к ней) или же на период участия работников в забастовке (см. ст. 414 Кодекса и комментарий к ней).

2. Срочный трудовой договор заключается не со всеми работниками организаций, которые расположены в районах Крайнего Севера, а лишь с теми, которые переехали к месту работы из других регионов России.

3. Срочный трудовой договор может быть заключен с сезонными работниками. Сезонными признаются такие работы, которые выполняются в течение определенного периода (сезона), но не более шести месяцев в силу природно-климатических условий.

4. Трудовой договор может быть заключен на определенный срок (до двух месяцев). Лица, заключившие такой договор, признаются временными работниками.

5. Срочный трудовой договор заключается с лицами, поступающими в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников). В данном случае следует иметь в виду, что под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (см. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. (СЗ РФ. 1995 N 25. Ст. 2343).

6. По данной статье срочные трудовые договоры могут заключаться со студентами, аспирантами, обучающимися по дневной форме обучения.

7. По действующему трудовому законодательству срочные трудовые договоры могут быть заключены с научными, педагогическими и другими категориями работников по результатам конкурса (см. ст. 332 ТК и комментарий к ней).

8. Срочный трудовой договор имеет место при приеме на работу, например, государственных служащих на государственную должность категории "Б", так как государственная служба на этих должностях ограничена сроком, на который назначается или избирается соответствующее лицо, замещающее государственные должности категории "А" (см. подробнее Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.//СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990).

9. Срочный трудовой договор может заключаться при избрании работника на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу.

10. Срочные трудовые договоры заключаются также с лицами, направляемыми на работу за границей, по совместительству. Приведенный в ст. 59 ТК перечень случаев заключения срочных трудовых договоров является открытым, так как в ней говорится и о других случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, руководители созданных потребительскими обществами или союзами организаций потребительской кооперации назначаются на должность на срок до пяти лет (см. Федеральный закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации" от 19 июня 1992 г.//Ведомости ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1788).

604ebf2a6085d31dccd8214f0c6344bd.js" type="text/javascript">142b70c264711da9df2728a3fe0c2440.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 77 |
Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, необусловленной трудовым договором
  Комментарий к Трудовому кодексу | Автор: admin | 25-01-2011, 16:04

Статья 60. Запрещение требовать выполнения работы, необусловленной трудовым договором

 

1. Законодатель гарантирует работнику те условия договора, которые были оговорены при его заключении, и, как правило, не допускает их одностороннего изменения. Следовательно, работодатель не вправе требовать от работника выполнения такой работы, которая не обусловлена трудовым договором.

Охраняя свободу выбора рода работы или профессии, принцип определенности выполняемой работником трудовой функции вместе с тем направлен на повышение эффективности общественного производства и качества работы, а также отражает стабильность трудовых отношений.

2. В заключенный трудовой договор могут быть внесены изменения, касающиеся трудовой функции работника, увеличения круга его обязанностей либо установления совмещения профессий (должностей) лишь по взаимному согласованию сторон.

3. Если у работника изменилась его трудовая функция (специальность, должность, квалификация), то это связано с переводом на другую работу. А перевод на другую постоянную работу может иметь место только с предварительного письменного согласия работника (см. ст. 72 ТК и комментарий к ней).

4. Следовательно, общее правило таково, что законодатель запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В тех случаях, когда изменения продиктованы организационными или технологическими условиями труда, появляется необходимость выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Прежние существенные условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя (см. ст. 73 Кодекса и комментарий к ней). В данном случае работодатель может предложить работнику пересмотреть условия заключенного договора в той части, где речь идет об объеме выполняемых им обязанностей по конкретной трудовой функции. В случае несогласия работника с предложениями работодателя он может быть уволен по п. 7 ст. 77 Кодекса, а именно за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора, с учетом положений, установленных ст. 73 ТК.

22cec20f0be30f9b9ef797daab45f9d4.js" type="text/javascript">bf8bf16d1956c4e59a9239c3cf1df571.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 68 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: