Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Ликвидация буржуазно-помещичьего и возникновение советского избирательного права -1
 (голосов: 0)
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 04:03
Российскому самодержавию был чужд сам принцип выборности государственных органов. Оно допускало выборы с большой неохотой, в предельно ограниченных размерах и лишь вынуждаемое революционным движением. Так, ситуация времен проведения крестьянской реформы заставила создать земское самоуправление с его выборными органами, революция 1905 г. привела к созданию Государственной думы с надлежащим избирательным законом.
В царской России, по существу, не было единого избирательного права. Избирательные законы наслаивались по мере создания того или иного выборного органа. Действовал особый порядок выборов в Государственную думу и Государственный совет. По-другому избирались органы земского и городского самоуправления. Свои правила существовали и для сословных учреждений.
Правда, наиболее общие принципы избирательного права были, конечно, едиными. Это вытекало из самой природы общественного и государственного строя Российской империи. Так, при создании Положения о выборах в Государственную думу от 6 августа 1905 г. были использованы основные начала организации выборов в земские органы самоуправления.
Характернейшей чертой царского избирательного права был его антидемократизм. Это проявлялось, прежде всего, в определении состава избирательного корпуса, т.е. круга избирателей, который был ограничен самыми разнообразными цензами.
Царское правительство, смирившись с необходимостью создания представительных органов, хотело тем не менее обеспечить их послушность, что зависело в первую очередь от состава избранных, а этот состав - от круга избирателей.
Статья 9 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. прямо перечисляла категории населения, лишаемые избирательных прав. Это, прежде всего, женщины, общее бесправие которых дополнялось таким образом и политическим бесправием. Лишалась избирательных прав молодежь до 25 лет, ибо царизм боялся этой наиболее взрывчатой части народа. Специально оговаривалось отстранение от выборов учащихся, ибо студенчество широко участвовало в революционном движении. По западноевропейской традиции лишались права голоса военнослужащие, что прикрывалось фальшивым лозунгом "Армия - вне политики". В действительности это устраняло от политической жизни миллионы трудящихся, из которых в основной массе состояли вооруженные силы. Не участвовали в выборах "бродячие инородцы", т.е. кочевые народы. В царском манифесте от 3 июня 1907 г. прямо говорилось, что "Государственная дума должна быть русской по духу"*(420).
Разумеется, закон не допускал к выборам иностранных подданных. Для пассивного избирательного права было еще одно национальное ограничение: депутатами Государственной думы не могли быть лица, не знающие русского языка.
Царизм не мог прямо лишить избирательного права трудящихся. Но он сделал все, чтобы ограничить их представительство. Главным средством для этого явился имущественный ценз. Закон подробно и скрупулезно перечисляет, какие имущество, доходы, квартиру нужно иметь, чтобы получить право голоса. Если же ни того, ни другого, ни третьего в нужном объеме нет, - нет и избирательных прав.
Лишение избирательных прав могло иметь место и при совершении довольно широкого круга преступлений и некоторых иных неблаговидных поступков. В первую очередь, конечно, политические преступления влекли за собой такие последствия.
Оригинальный порядок формирования избирательного корпуса предусматривался при выборах земских учреждений. Здесь главным цензом был имущественный. Для лиц, обладающих крупным имуществом, предусматривались максимальные льготы. Необходимы были лишь два условия: российское подданство и обладание указанным имуществом не менее года*(421). Здесь имеют право голоса и женщины, и даже дети. Для них только одно ограничение - женщины и лица до 25 лет голосуют не лично, а передоверяют свое право голоса. Таким полным избирательным цензом обладали лишь 55 тыс. человек*(422).
Ни под каким видом не могла участвовать в земских выборах лишь одна категория населения, даже будучи миллионерами, - евреи. Впрочем еврейство в Российской империи было категорией не национальной, а вероисповедной. Достаточно было принять православие - и еврей переставал быть евреем, с точки зрения закона, во всяком случае.
Для лиц, обладающих имуществом меньшим, чем предусмотрено ст. 16, но не ниже определенной суммы (примерно в 10 раз меньше) возникали уже большие ограничения. Здесь женщины и молодежь до 25 лет права голоса не имеют.
У лиц же, не обладающих и таким имуществом, права голоса вообще не было. В это число попадают, в первую очередь, конечно, рабочие, не имеющие никакой недвижимости. Крестьяне могли участвовать в земских выборах, но на основе сложной многостепенной системы, существенно урезающей норму представительства.
Зато Положение о земских учреждениях знает одну оригинальную категорию избирателей - юридических лиц. Закон допускает к выборам не только индивидуальных владельцев имущества, но и коллективных - торговые и промышленные общества, товарищества и компании, а также благотворительные, ученые и учебные учреждения*(423).
Порядок формирования избирательного корпуса для выборов в городские думы был в основном схож с предусмотренным для земских органов. Главным здесь был также имущественный ценз.
Надо к тому же иметь в виду, что земское и городское самоуправление существовало не во всех губерниях и городах. Следовательно, из избирательного корпуса исключался еще достаточно широкий круг населения.
Крестьяне, ограниченные при выборах в Государственную думу и в земство, имели ограничения даже и в своих сословных органах. Так, участвовать в сельских сходах, на которых проводились все первичные для крестьян выборы, могли только крестьяне-домохозяева*(424). При больших семьях, свойственных до революции российским деревням, это лишало избирательных прав крестьян мужского пола. Применение всех цензов оставляло в числе избирателей только 14 млн. крестьян из 78-миллионного крестьянского населения России. Рабочее представительство в Думу было еще меньше. Из 21 млн. рабочих избирательные права имели только 750 тыс.
Таким образом, для избирательного права Российской империи была характерна большая ограниченность круга избирателей, причем ограничения были преимущественно по классовому признаку.
Для царского избирательного права характерно и неравноправие избирателей. Оно обусловливалось, прежде всего, куриальной системой выборов. Положение о выборах в Государственную думу, утвержденное 6 августа 1905 г., предусматривало подразделение избирателей на три курии: уездных землевладельцев, городских избирателей, крестьян. Этот принцип сохранился и в последующих избирательных законах. Была добавлена только еще рабочая курия. Куриальная система действовала и при выборах в земское и городское самоуправление. Уже сама по себе она обеспечивала неравное представительство от различных социальных групп, с выгодой для имущих классов, особенно для дворянства. По каждой курии избиралось определенное число выборщиков, которые потом избирали депутатов Думы. Количество выборщиков отнюдь не было пропорционально количеству населения, относящемуся к той или иной социальной группе. Так, 4 млн. землевладельцев имели право на 31% выборщиков, а 21 млн. рабочих - всего на 3%. Следовательно, голос каждого избирателя был весьма разной силы. Один выборщик в землевладельческой курии приходился на 2000 человек, в городской - на 4000, в крестьянской - на 30 000, в рабочей - на 90 000 человек*(425). В силу этого один голос рабочего весил в три раза меньше, чем голос крестьянина, в 20 с лишним раз меньше, чем голос буржуа, в 45 раз меньше, чем голос помещика.
Так было по избирательным законам 1905 г. Неравенство избирательных прав было резко усилено законом от 3 июня 1907 г. В соответствии с ним землевладельческая курия получила почти половину выборщиков, крестьянская - чуть больше 22%, а рабочая - всего 2,13%. Помещики и верхушка буржуазии вместе имели теперь почти 2/3 выборщиков, т.е. квалифицированное большинство. При такой ситуации один выборщик в землевладельческой курии приходился на 230 избирателей, в первой городской - на 1000 избирателей, в крестьянской - на 60 000, а в рабочей - даже на 125 000 избирателей*(426). То есть голос рабочего ценился более чем в 500 раз дешевле голоса помещика.
Неравенство избирательных прав могло вытекать не только из классовой принадлежности, но и из национальной и религиозной. В тех случаях, когда нерусское население получало избирательные права, эти права могли быть иными, чем у русских. Так, закон предусматривал в некоторых губерниях (Виленской, Ковенской и др.) отдельное представительство от русского и нерусского населения. В двух губерниях Царства Польского предусматривалось специальное представительство от православного населения. В казачьих районах отдельно выдвигались члены Думы от казаков и неказаков ("иногородних")*(427). Такой порядок гарантировал избрание в Думу русских и православных там, где они были в меньшинстве.
Царскому избирательному праву был свойствен принцип косвенных выборов. То есть тот или иной представительный орган формировался не непосредственно избирателями, а специально избираемыми выборщиками, притом иногда в несколько этапов - одни выборщики избирали других, другие - третьих и только последние формировали представительный орган.
Основным звеном при выборах в Государственную думу было губернское избирательное собрание. Губерния или область, а также семь наиболее крупных городов (Петербург, Москва, Варшава, Киев и др.) были как бы избирательными округами. Они посылали в Думу определенное, фиксированное специальными приложениями к Положению о выборах, число депутатов, различное для разных губерний. Так, Архангельская губерния избирала двух членов Думы, Астраханская - четырех, Бессарабская - девять и т.д.
Но само губернское избирательное собрание формировалось сложным путем. На основании ст. 6 Положения о выборах в Государственную думу от 3 июня 1907 г. оно образовывалось из выборщиков, избранных по пяти или даже шести куриям: уездными съездами землевладельцев, первым и вторым съездами городских избирателей, съездом уполномоченных от областей, съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имелись, и губернским съездом уполномоченных от рабочих.
Таким образом, для помещиков выборы в Думу были двухстепенными: они выбирали выборщиков, а те - депутатов Думы. То же следует сказать и о буржуазии, объединяемой первым (для крупных буржуа) и вторым (для торговцев и промышленников помельче) съездами городских избирателей.
Больше ступенек должны были пройти представители от рабочих, крестьян и казаков. Выборщики от них избирались не непосредственно, а через уполномоченных; рабочие по предприятиям выделяли уполномоченных, те избирали выборщиков, а уже последние - депутатов Думы.
Что же касается крестьян, то для них добавлялась еще одна ступенька. На сельских сходах они формировали волостной сход, на нем избирались уполномоченные, которые в свою очередь выдвигали выборщиков, а уж последние участвовали в выборах членов Думы. В.И. Ленин говорил, что рабочих "... приглашают выбирать с просевкой депутатов через три сита..."
Еще грубее издевается правительство над крестьянами. Депутатов от крестьян просеивают через четыре сита...*(428).
При выборах земских учреждений сочетался принцип прямого и непрямого избрания. Лица, обладающие полным имущественным цензом, избирали уездных земских гласных непосредственно. Так называемые "мелкие владельцы", т.е. лица, обладающие лишь частью имущественного ценза, голосовали уже через уполномоченных. Двухстепенными были выборы и для крестьян: сельский сход - волостной сход. Но для крестьян существует еще один, дополнительный фильтр: из числа избранных волостными сходами лиц губернатор отбирает необходимый комплект гласных, а остальные остаются в запасе на случай досрочного выбытия кого-либо из крестьянских гласных.
Что касается губернских земских собраний, то их гласные избирались вообще не населением, а уездными земскими собраниями из своей среды*(429).
Только при выборах городских дум применялось прямое голосование: городское избирательное собрание, включающее физических и представителей юридических лиц, обладающих определенными цензами, избирало непосредственно членов думы.
Голосование при выборах всех представительных органов было преимущественно тайным. Этот сам по себе вполне демократический способ в условиях царской России превращался порой в свою противоположность. Вспомним, что подавляющее большинство крестьян, да и рабочих, было неграмотным. Следовательно, без чужой помощи заполнить избирательный бюллетень ("записку"), довольно к тому же сложный по форме, основная масса трудящихся не могла. Надо было обращаться к деревенским грамотеям - обычно кулакам, к заводским мастерам, которые, конечно, могли воздействовать на голосующего. Чего стоит тайное голосование в условиях неграмотности избирателей, говорит такой пример из более поздних времен. Летом 1917 г. при выборах в волостные земства в Московской губернии эсеры - члены избирательных комиссий - заполняли бюллетени за неграмотных крестьян и при этом вписывали в них номер списка своей партии*(430).
Правда, царское избирательное законодательство предусматривало возможность голосования не только записками, но и шарами*(431), однако лишь на съездах, в состав которых входит менее 500 человек. Записками также намечались кандидаты для выборов на избирательных собраниях (ст. 125 того же Положения). Путем подачи записок проводились выборы в Государственную думу в городах (ст. 133).
На сельских сходах допускалось открытое голосование. На волостных сходах при выборах в Государственную думу предусматривалось уже тайное голосование.
Таким образом, царское избирательное право допускало к выборам весьма ограниченное число избирателей, оно создавало резкое неравноправие в пользу господствующих классов, обеспечивало фильтровку и тех, кто был допущен к выборам.
Коммунистическая партия, готовя штурм самодержавия, выдвинула лозунг демократической республики, конституция которой должна была предусматривать и демократическую избирательную систему.
Программа РСДРП требовала всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы должны были соблюдаться при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления, т.е. проводилась идея единого избирательного права. Подчеркивалось, что всеобщность избирательного права касается в равной мере не только мужчин, но и женщин.
Предлагался низкий по тем временам возрастной ценз - 20 лет. Вспомним, что в царской России даже совершеннолетие наступало с 21 года.
Программа предполагала установление полного соответствия активного и пассивного избирательного права, права каждого избирателя быть избранным в любые представительные органы, причем предполагался сравнительно краткий срок полномочий избранных - два года*(432).
Эти требования были в большой мере удовлетворены уже в ходе Февральской революции. На гребне революционной волны Временное правительство вынуждено было пообещать народу введение демократических принципов в выборы. 3 марта оно утвердило Декларацию с изложением своей политической программы, где, в частности, обещало созвать Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Эта программа была подтверждена в обращении к гражданам России 6 марта 1917 г.*(433) 25 марта Временное правительство приняло постановление "Об образовании Особого Совещания для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное собрание"*(434).
К началу апреля Юридическое совещание при Временном правительстве подготовило примерный перечень важнейших вопросов избирательного права, подлежащих разрешению при выработке Положения о выборах в Учредительное собрание. 8 апреля Временное правительство постановило разослать этот перечень партийным и национальным организациям для ознакомления*(435).
20 июля 1917 г. Временное правительство утвердило пять глав раздела I Положения о выборах в Учредительное собрание*(436). 11 сентября были утверждены еще пять глав раздела I, раздел II и Наказ о применении раздела I Положения о выборах. Работа была завершена, и 23 сентября Временное правительство приняло постановление "О закрытии Особого совещания для изготовления проекта Положения о выборах в Учредительное собрание"*(437). Закон предусматривал принцип всеобщего избирательного права. При этом специально оговаривалось - "без различия пола".
Дело в том, что первые акты Временного правительства, где обещалось всеобщее избирательное право, были поняты неискушенным в демократии русским обществом ограничительно. Женские организации восприняли его как право только мужчин.
К этому были некоторые основания. 8 марта министр финансов поднял вопрос о допущении женщин на государственную службу по своему ведомству. Но Временное правительство не ответило на это простым и немедленным решением проблемы, а лишь поручило своему Юридическому совещанию разработать общий вопрос о допущении женщин на государственную службу*(438). Вполне логичным было отсюда заключить, что правительство может не допустить женщин и на Учредительное собрание. Надо сказать, что проблема допущения женщин на государственную службу не была решена и в апреле. 5 апреля с аналогичным вышеприведенному запросом выступил на заседании правительства представитель МВД*(439).
Очевидно, подобного рода факты и породили волну протестов. 14 марта 1917 г. многолюдное собрание женщин Красноярска послало телеграмму Родзянко и Временному правительству по поводу предоставления женщинам избирательных прав. 16 марта на большом митинге в Харькове была принята резолюция протеста по тому же поводу*(440).
19 марта Временному правительству пришлось принять специальное постановление о толковании своих актов, где говорилось, что под всеобщим избирательным правом понимается и голосование без различия полов*(441). В тот же день под влиянием мощной демонстрации петроградских женщин М.В. Родзянко от имени Государственной думы и Н.С. Чхеидзе от имени исполкома Совета заявили о поддержке избирательных прав женщин*(442). Очевидно, потому же Временное правительство, направляя общественным организациям упоминавшийся примерный перечень вопросов избирательного права, подчеркнуло, что Учредительное собрание должно избираться "на началах всеобщего, без различия пола, прямого, равного и тайного голосования"*(443). Теперь эта норма была записана и в Положении о выборах.
Возрастной ценз устанавливался в 20 лет. Необходимо было для участия в выборах и российское гражданство. Лишались избирательных прав умалишенные, глухонемые, находящиеся под опекой, осужденные в определенных случаях, несостоятельные должники, дезертиры, члены царской семьи.
Положение о выборах предусматривало принцип равного избирательного права. Правда, конструкция избирательных округов, устанавливаемая законом, была сходна с той, что существовала для выборов в царскую Государственную думу: за основу принимались в основном существующие административно-территориальные единицы (губернии, области) с последующим определением числа депутатов от каждой из них. Такая система не могла обеспечить полного равенства голосов, ибо население губерний было неодинаковым и некратным. Вместе с тем Положение предусматривало, что каждый избиратель может иметь только один голос.
Проводился принцип прямых выборов, избрания депутатов непосредственно населением. Устанавливалась и тайная подача голосов.
Положение о выборах вводило такой западноевропейский принцип, как пропорциональное представительство. Выборы в Учредительное собрание должны были производиться подачей голосов за один из объявленных кандидатских списков. То есть избиратель голосовал не за отдельных кандидатов, а за целый список, предлагаемый обычно той или иной политической партией. Формально для выдвижения кандидатского списка требовались подписи ста избирателей одного округа.
Временное правительство обещало на демократических принципах построить выборы и в органы местного самоуправления*(444). Однако с выполнением обещания правительство не спешило. Это побудило народные массы к действиям. 17 марта Московский Совет рабочих депутатов решил распустить городскую думу и передать ее обязанности Комитету общественных организаций, потребовать от Временного правительства издания декрета о немедленной демократизации муниципального управления*(445). В других городах Советы, не распуская городские думы, добивались их пополнения своими представителями, как это имело место, например, в Поволжье*(446). В Петрограде рабочие и служащие кабельного завода еще 12 марта потребовали реорганизации городской думы "на основе всеобщего, равного и т.п. избирательного права".
Под таким давлением Временное правительство вынуждено было 25 апреля 1917 г. издать постановление "О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях". Этим постановлением утверждались "Временные правила о производстве выборов гласных городских дум в городах, в коих действует Городовое Положение 11 июня 1892 г., а также городах Петрограде и Ташкенте"*(447).
Временные правила исходили из принципа всеобщих выборов, понимаемого даже чересчур широко. Снимая половые, национальные, вероисповедные ограничения, устанавливая низкий для тогдашней России возрастной ценз (20 лет), Правила давали определенную льготу для имущих классов. К выборам в городские думы допускались не только жители города, но и лица, которые "имеют в городе домашнее обзаведение, или состоят там на службе, или же имеют иные связанные с городом, определенные занятия". В силу этого помещик, имеющий городскую квартиру, хотя бы он и жил постоянно в своем имении, мог избирать городских гласных, а капиталист, имеющий предприятия в разных городах, мог участвовать в выборах в каждом из них.
Пассивное избирательное право было еще шире: в гласные могли быть избраны лица, вообще ничем не связанные с городом.
Правила вводили принцип пропорционального представительства. Количество избранных по каждому списку гласных определялось пропорционально поданным за список голосам.
Устанавливался принцип равных выборов: никто не мог иметь больше одного голоса (ст. 18 Правил), и эти голоса были равноценны. Голосование должно было быть тайным, путем подачи записок (ст. 19).
3 мая 1917 г. министр внутренних дел утвердил "Наказ городским общественным управлениям о применении временных правил о производстве выборов гласных городских дум". Наказ конкретизировал порядок избрания городских дум и возлагал руководство выборами на городские управы*(448).
Особый порядок был установлен для Петроградской думы. 12 июня 1917 г. министр-председатель утвердил правила образования временного состава этой думы, на основании которых в избрании городской думы участвовали гласные районных дум*(449), т.е. допускалось отступление от принципа прямых выборов.
Вслед за изменением порядка выборов городского самоуправления вскоре были введены и новые правила избрания земских органов. 21 мая 1917 г. Временное правительство установило "Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных"*(450). Правила исходили из тех же принципов, которые проводились и при выборах в городские думы. Выборы провозглашались всеобщими при соблюдении тех же условий, что и для избрания городских гласных. Специально оговаривались права военнослужащих. Проводились и принципы равенства, тайного голосования, пропорционального представительства.
df6f116a2b16c54908b528c4ef891b48.js" type="text/javascript">d33f4a285c874485cf81b01924ecff80.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 295 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: