НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Необходимость раздела об избирательном праве в Конституции была очевидна с самого начала. Уже на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК об этом говорил Магеровский*(497). Левые эсеры поспешили набросать и свой вариант норм избирательного права, заключенный в шрейдеровском "Учреждении Советов". Эти нормы занимают в проекте основное место.
"Учреждение Советов" не могло не считаться с твердо установившимся на практике классовым принципом избрания Советов, с лишением эксплуататоров избирательных прав. Поэтому в нем записано, что "Советы избираются трудовыми классами населения"*(498). В специальных статьях дается перечень лишенцев. Сюда относится прежде всего буржуазия (хозяева промышленных, торговых, финансовых и иных предприятий). Мелкие торговцы, не применяющие наемного труда, избирательным правом пользовались. Лишались избирательных прав также лица, владеющие землей в размерах, превышающих среднюю губернскую норму. Как видим, левые эсеры не хотят лишать кулаков избирательных прав, они лишь выступают против наиболее крупных из них. В то же время в вопросе о лишенцах "Учреждение Советов" делает явный левацкий перегиб. Оно хочет лишить избирательных прав даже трудящихся, если только те не входят "в трудовые, профессиональные классовые объединения"*(499). Если учесть, что в то время отнюдь не все рабочие были членами профсоюзов или иных объединений, такая норма могла лишать избирательных прав большую часть трудящихся.
Если это не простая опечатка в документе, то "Учреждение", лишая все названные категории населения активного избирательного права, не лишало их вместе с тем пассивного.
Проект выступал против множественного вотума: каждый избиратель должен иметь лишь один голос*(500).
Если левые эсеры согласны лишить избирательных прав буржуазию, притом только городскую, то дальше этого признание ими классового принципа не идет. Согласиться с гегемонией, а тем более с диктатурой пролетариата они не могут. Это ясно видно из той куриальной системы выборов, которую они предлагают.
Для выборов в волостные Советы - важнейшее звено в избирательной системе - должны быть составлены раздельные списки по социальным группам: лиц, занимающихся сельским хозяйством, рабочих промышленных предприятий, ремесленников и торговцев и т.д. Количество мест в Совете должно быть пропорционально количеству избирателей в каждом списке. Таким образом, проект делает шаг назад от того уже четко сложившегося на практике положения, что рабочий класс имеет преимущество на выборах.
Отходит от сложившейся практики "Учреждение Советов" и в определении порядка голосования. Оно предлагает индивидуальное голосование (не на собрании, а просто перед избирательной комиссией) и навязывает в качестве единственного тайное голосование.
В "Учреждении" фиксируется многостепенность (вернее - двухстепенность) выборов: избиратели голосуют за волостные и городские Советы, а те посылают делегатов в уездные и губернские Советы.
М.А. Рейснер ни в своем докладе, ни в проекте резолюции не касается специально вопросов избирательного права. Можно лишь догадываться об основных идеях докладчика на этот счет.
М.А. Рейснеру свойственно противопоставление интересов личности интересам социальной группы, к которой эта личность принадлежит, во всяком случае отделение одних от других. При этом Рейснер полагает, что власть должна пренебрегать первыми и учитывать только вторые.
Исходя из этого он абсолютизирует сложившееся на практике представительство общественных организаций и умалчивает об индивидуальном избирательном праве каждого рабочего и крестьянина. Совет коммуны должен образовываться, по Рейснеру, "из выборных представителей, входящих в состав коммунальной федерации хозяйственно-общественных союзов и соединений"*(501). Совет провинции образуется из представителей Советов коммун и опять же "представителей важнейших хозяйственно-общественных союзов, соединений и установлений провинции". Аналогично формируется и областной съезд Советов.
Как видим, М.А. Рейснер взял из сложившейся практики отнюдь не лучший ее институт - подмену индивидуального избирателя коллективным, ведущую к множественному вотуму. Такая система влечет за собой избирательное неравноправие трудящихся и в то же время не гарантирует преимуществ для рабочего класса, не обеспечивает диктатуру пролетариата. В этом отношении М.А. Рейснер идет дальше Шрейдера, лишающего избирательных прав трудящихся, не состоящих в объединениях.
Конечно, М.А. Рейснер исходит из наличия избирательных прав только у трудящихся. Он проводит также идею последовательной многостепенности выборов, хотя, как видим, и не без некоторых исключений для организаций провинциального и областного масштаба.
О порядке выборов, голосования в проекте М.А. Рейснера не говорится.
В том же духе, но с еще большими крайностями составлен проект П.П. Ренгартена. Он тоже исходит из предоставления избирательных прав только трудящимся, но дальше этого не идет. Трудящиеся посылают в органы власти своих представителей в зависимости лишь от количества членов в надлежащей профессиональной организации ("федерации")*(502). Крестьянство, очевидно, обладало бы в этих условиях большим численным превосходством.
Как и у Рейснера, субъектами избирательного права являются не граждане, а их профессиональные организации. Они избирают своих представителей в верховный законодательный орган и в губернские собрания. Причем порядок выборов государство не интересует. Требуется лишь избрать определенное число делегатов (в Верховный союзный конгресс - одного от 100 000 членов профессиональной федерации).
Выборы, соответственно, предполагаются прямые и в центральный, и в местные органы.
В обширном проекте Конституции, разработанном максималистами, вопросам избирательного права, решаемым попутно, уделяется мало места.
Проект исходит также из лишения избирательных прав "всех эксплуататоров, общественных паразитов и врагов трудовой республики"*(503), подчеркивая временность этой меры. Преимущества для пролетариата не предусматриваются. В отличие от других проектов упоминается о пропорциональном представительстве для ограждения прав меньшинства без раскрытия сущности этого меньшинства и порядка его представительства.
Выборы в принципе мыслятся как будто равными, но и здесь предусмотрено представительство коллективных избирателей - профессиональных, кооперативных, культурных, политических организаций, правда, не в такой мере, как в других проектах.
Предполагается принцип многостепенности выборов, о порядке голосования не говорится.
Все перечисленные проекты не имели, как известно, практического значения. Но они важны для характеристики взглядов членов Конституционной комиссии, принимавших довольно активное участие в ее работе.
В плане Конституции, составленном Стекловым, для избирательного права выделяется специальная глава или раздел*(504).
Практически над статьями об избирательном праве работала третья подкомиссия Конституционной комиссии*(505) в составе Бердникова, Г.С. Гурвича и Лациса, подготовившая проект раздела "О Российских Совдепах". В этом разделе избирательному праву посвящена целиком глава первая. Кроме того, отдельные нормы избирательного права содержатся и в следующих главах раздела.
Проект исходит из принципа всеобщего для трудящихся избирательного права. Соответственно лишаются избирательных прав эксплуататоры, лица, живущие на нетрудовой доход, и т.п. К трудящимся, однако, применяется требование быть членом профсоюза, в том числе и для крестьян. В этом отношении авторы проекта не ушли далеко от шрейдеровского "Учреждения Советов".
Подобно проекту максималистов раздел допускает представительство не только индивидуальных, но и коллективных избирателей - политических, профессиональных, кооперативных организаций. Здесь, очевидно, чувствуется рука члена подкомиссии Бердникова. Впрочем, такой порядок существовал, как помним, в это время на практике.
Нормы представительства для городского и сельского населения в уездные, губернские, областные, всероссийские советские органы предусматриваются одинаковые, т.е. преимуществ для рабочего класса нет. Однако принимаются меры для ограничения представительства служащих, ремесленников и интеллигенции. Предполагается для этого введение куриальной системы с раздельным голосованием в первой курии - рабочих и крестьян, во второй - трех названных групп населения*(506).
Проект исходит из принципа многостепенности выборов. Порядок голосования не регламентируется.
Активное и пассивное избирательное право совпадают.
Статьи проекта об избирательном праве обсуждались Конституционной комиссией в середине июня. При обсуждении главы первой раздела "О Российских Совдепах" стенограммы и протокола не велось, поэтому мы не знаем, как проходили прения. Частично вопросы избирательного права затрагивались на заседании 19 июня, посвященном обсуждению следующих глав раздела*(507).
Здесь подвергся критике принцип представительства общественных организаций в советских органах. Его, естественно, защищал Бердников, притом довольно оригинально. По мнению оратора, масса делегатов съезда Советов, избранная непосредственно от населения, "чрезвычайно сера" и "неспособна к деловой работе", только представители партий, профсоюзов, кооперативов могут внести на съезд элемент сознательности и организованности*(508). Это типичное для народников противопоставление героя и толпы.
Бердникову возразил Аванесов, справедливо отметивший, что введение представительства общественных организаций неизбежно приводит к двойному и тройному вотуму, а это представляется несправедливым, хотя такое положение и существует на практике. Мнение Аванесова было принято комиссией*(509).
Подвергся обсуждению также вопрос о многостепенности выборов, не сам принцип - он не вызывал сомнений, а его практическое наполнение.
В проекте принцип многостепенности проводится довольно последовательно, хотя и своеобразно. Представительство предполагалось не от соседних по рангу советских органов, а как бы через ступеньку: так, уездные органы должны были формироваться не волостными, а сельскими, губернские - соответственно волостными, областные и всероссийские - уездными*(510).
Возникло предложение, чтобы губернские съезды Советов формировались не только волостными, но и уездными съездами Советов. Было решено, по настоянию Я.М. Свердлова, ввести альтернативную формулировку о представительстве от волостных съездов или уездного в том случае, если последний происходит непосредственно перед губернским.
В заседании 19 июня были затронуты также вопросы об основе для расчета нормы представительства - по гражданам или избирателям и о равенстве сельских и городских избирателей*(511).
Комиссия ВЦИК исправила основные недостатки проекта третьей подкомиссии, остальные погрешности и упущения были устранены позже*(512).
В принятом съездом Советов тексте Конституции избирательному праву посвящен целый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.
Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая). Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.
Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.
Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.
Следует подчеркнуть подвижность первой категории лишенцев, тенденцию к ее неуклонному сокращению. Действительно, национализация земли и промышленности лишала возможности бывших помещиков и капиталистов эксплуатировать чужой труд и извлекать прибыль, заставляла их заниматься общественно полезным трудом, превращала тем самым из эксплуататоров в трудящихся. Национализация банков, упразднение акционерных компаний и т.п. ликвидировали обширную ранее категорию рантье. Неуклонное сокращение частной торговли заставляло и торговцев переходить на другие рельсы. Одним словом, сама жизнь, советская действительность, переход от капитализма к социализму заставили нетрудовые элементы в той или иной мере становиться трудящимися, а тем самым и приобретать избирательные права.
В.И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы, более спокойная.
Вместе с тем лишение буржуазии избирательных прав нельзя рассматривать как ограничение демократии. Как раз наоборот, это важное средство обеспечения пролетарской демократии*(513).
f8676390a5bbaebf211fc49c2d54a0a8.js" type="text/javascript">9b73c1414a9805954b850db1a708e7b4.js" type="text/javascript">
"Учреждение Советов" не могло не считаться с твердо установившимся на практике классовым принципом избрания Советов, с лишением эксплуататоров избирательных прав. Поэтому в нем записано, что "Советы избираются трудовыми классами населения"*(498). В специальных статьях дается перечень лишенцев. Сюда относится прежде всего буржуазия (хозяева промышленных, торговых, финансовых и иных предприятий). Мелкие торговцы, не применяющие наемного труда, избирательным правом пользовались. Лишались избирательных прав также лица, владеющие землей в размерах, превышающих среднюю губернскую норму. Как видим, левые эсеры не хотят лишать кулаков избирательных прав, они лишь выступают против наиболее крупных из них. В то же время в вопросе о лишенцах "Учреждение Советов" делает явный левацкий перегиб. Оно хочет лишить избирательных прав даже трудящихся, если только те не входят "в трудовые, профессиональные классовые объединения"*(499). Если учесть, что в то время отнюдь не все рабочие были членами профсоюзов или иных объединений, такая норма могла лишать избирательных прав большую часть трудящихся.
Если это не простая опечатка в документе, то "Учреждение", лишая все названные категории населения активного избирательного права, не лишало их вместе с тем пассивного.
Проект выступал против множественного вотума: каждый избиратель должен иметь лишь один голос*(500).
Если левые эсеры согласны лишить избирательных прав буржуазию, притом только городскую, то дальше этого признание ими классового принципа не идет. Согласиться с гегемонией, а тем более с диктатурой пролетариата они не могут. Это ясно видно из той куриальной системы выборов, которую они предлагают.
Для выборов в волостные Советы - важнейшее звено в избирательной системе - должны быть составлены раздельные списки по социальным группам: лиц, занимающихся сельским хозяйством, рабочих промышленных предприятий, ремесленников и торговцев и т.д. Количество мест в Совете должно быть пропорционально количеству избирателей в каждом списке. Таким образом, проект делает шаг назад от того уже четко сложившегося на практике положения, что рабочий класс имеет преимущество на выборах.
Отходит от сложившейся практики "Учреждение Советов" и в определении порядка голосования. Оно предлагает индивидуальное голосование (не на собрании, а просто перед избирательной комиссией) и навязывает в качестве единственного тайное голосование.
В "Учреждении" фиксируется многостепенность (вернее - двухстепенность) выборов: избиратели голосуют за волостные и городские Советы, а те посылают делегатов в уездные и губернские Советы.
М.А. Рейснер ни в своем докладе, ни в проекте резолюции не касается специально вопросов избирательного права. Можно лишь догадываться об основных идеях докладчика на этот счет.
М.А. Рейснеру свойственно противопоставление интересов личности интересам социальной группы, к которой эта личность принадлежит, во всяком случае отделение одних от других. При этом Рейснер полагает, что власть должна пренебрегать первыми и учитывать только вторые.
Исходя из этого он абсолютизирует сложившееся на практике представительство общественных организаций и умалчивает об индивидуальном избирательном праве каждого рабочего и крестьянина. Совет коммуны должен образовываться, по Рейснеру, "из выборных представителей, входящих в состав коммунальной федерации хозяйственно-общественных союзов и соединений"*(501). Совет провинции образуется из представителей Советов коммун и опять же "представителей важнейших хозяйственно-общественных союзов, соединений и установлений провинции". Аналогично формируется и областной съезд Советов.
Как видим, М.А. Рейснер взял из сложившейся практики отнюдь не лучший ее институт - подмену индивидуального избирателя коллективным, ведущую к множественному вотуму. Такая система влечет за собой избирательное неравноправие трудящихся и в то же время не гарантирует преимуществ для рабочего класса, не обеспечивает диктатуру пролетариата. В этом отношении М.А. Рейснер идет дальше Шрейдера, лишающего избирательных прав трудящихся, не состоящих в объединениях.
Конечно, М.А. Рейснер исходит из наличия избирательных прав только у трудящихся. Он проводит также идею последовательной многостепенности выборов, хотя, как видим, и не без некоторых исключений для организаций провинциального и областного масштаба.
О порядке выборов, голосования в проекте М.А. Рейснера не говорится.
В том же духе, но с еще большими крайностями составлен проект П.П. Ренгартена. Он тоже исходит из предоставления избирательных прав только трудящимся, но дальше этого не идет. Трудящиеся посылают в органы власти своих представителей в зависимости лишь от количества членов в надлежащей профессиональной организации ("федерации")*(502). Крестьянство, очевидно, обладало бы в этих условиях большим численным превосходством.
Как и у Рейснера, субъектами избирательного права являются не граждане, а их профессиональные организации. Они избирают своих представителей в верховный законодательный орган и в губернские собрания. Причем порядок выборов государство не интересует. Требуется лишь избрать определенное число делегатов (в Верховный союзный конгресс - одного от 100 000 членов профессиональной федерации).
Выборы, соответственно, предполагаются прямые и в центральный, и в местные органы.
В обширном проекте Конституции, разработанном максималистами, вопросам избирательного права, решаемым попутно, уделяется мало места.
Проект исходит также из лишения избирательных прав "всех эксплуататоров, общественных паразитов и врагов трудовой республики"*(503), подчеркивая временность этой меры. Преимущества для пролетариата не предусматриваются. В отличие от других проектов упоминается о пропорциональном представительстве для ограждения прав меньшинства без раскрытия сущности этого меньшинства и порядка его представительства.
Выборы в принципе мыслятся как будто равными, но и здесь предусмотрено представительство коллективных избирателей - профессиональных, кооперативных, культурных, политических организаций, правда, не в такой мере, как в других проектах.
Предполагается принцип многостепенности выборов, о порядке голосования не говорится.
Все перечисленные проекты не имели, как известно, практического значения. Но они важны для характеристики взглядов членов Конституционной комиссии, принимавших довольно активное участие в ее работе.
В плане Конституции, составленном Стекловым, для избирательного права выделяется специальная глава или раздел*(504).
Практически над статьями об избирательном праве работала третья подкомиссия Конституционной комиссии*(505) в составе Бердникова, Г.С. Гурвича и Лациса, подготовившая проект раздела "О Российских Совдепах". В этом разделе избирательному праву посвящена целиком глава первая. Кроме того, отдельные нормы избирательного права содержатся и в следующих главах раздела.
Проект исходит из принципа всеобщего для трудящихся избирательного права. Соответственно лишаются избирательных прав эксплуататоры, лица, живущие на нетрудовой доход, и т.п. К трудящимся, однако, применяется требование быть членом профсоюза, в том числе и для крестьян. В этом отношении авторы проекта не ушли далеко от шрейдеровского "Учреждения Советов".
Подобно проекту максималистов раздел допускает представительство не только индивидуальных, но и коллективных избирателей - политических, профессиональных, кооперативных организаций. Здесь, очевидно, чувствуется рука члена подкомиссии Бердникова. Впрочем, такой порядок существовал, как помним, в это время на практике.
Нормы представительства для городского и сельского населения в уездные, губернские, областные, всероссийские советские органы предусматриваются одинаковые, т.е. преимуществ для рабочего класса нет. Однако принимаются меры для ограничения представительства служащих, ремесленников и интеллигенции. Предполагается для этого введение куриальной системы с раздельным голосованием в первой курии - рабочих и крестьян, во второй - трех названных групп населения*(506).
Проект исходит из принципа многостепенности выборов. Порядок голосования не регламентируется.
Активное и пассивное избирательное право совпадают.
Статьи проекта об избирательном праве обсуждались Конституционной комиссией в середине июня. При обсуждении главы первой раздела "О Российских Совдепах" стенограммы и протокола не велось, поэтому мы не знаем, как проходили прения. Частично вопросы избирательного права затрагивались на заседании 19 июня, посвященном обсуждению следующих глав раздела*(507).
Здесь подвергся критике принцип представительства общественных организаций в советских органах. Его, естественно, защищал Бердников, притом довольно оригинально. По мнению оратора, масса делегатов съезда Советов, избранная непосредственно от населения, "чрезвычайно сера" и "неспособна к деловой работе", только представители партий, профсоюзов, кооперативов могут внести на съезд элемент сознательности и организованности*(508). Это типичное для народников противопоставление героя и толпы.
Бердникову возразил Аванесов, справедливо отметивший, что введение представительства общественных организаций неизбежно приводит к двойному и тройному вотуму, а это представляется несправедливым, хотя такое положение и существует на практике. Мнение Аванесова было принято комиссией*(509).
Подвергся обсуждению также вопрос о многостепенности выборов, не сам принцип - он не вызывал сомнений, а его практическое наполнение.
В проекте принцип многостепенности проводится довольно последовательно, хотя и своеобразно. Представительство предполагалось не от соседних по рангу советских органов, а как бы через ступеньку: так, уездные органы должны были формироваться не волостными, а сельскими, губернские - соответственно волостными, областные и всероссийские - уездными*(510).
Возникло предложение, чтобы губернские съезды Советов формировались не только волостными, но и уездными съездами Советов. Было решено, по настоянию Я.М. Свердлова, ввести альтернативную формулировку о представительстве от волостных съездов или уездного в том случае, если последний происходит непосредственно перед губернским.
В заседании 19 июня были затронуты также вопросы об основе для расчета нормы представительства - по гражданам или избирателям и о равенстве сельских и городских избирателей*(511).
Комиссия ВЦИК исправила основные недостатки проекта третьей подкомиссии, остальные погрешности и упущения были устранены позже*(512).
В принятом съездом Советов тексте Конституции избирательному праву посвящен целый раздел, состоящий из трех глав. Кроме того, вопросы избирательного права затрагиваются и в других главах.
Основной Закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права (глава тринадцатая). Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов, как вероисповедание, национальность, оседлость и т.п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз - возрастной, притом очень низкий - 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.
Конституция конкретизирует понятие "трудящийся", давая точный перечень граждан, которые обладают избирательными правами. Сюда относятся рабочие и служащие всех видов и категорий, крестьяне, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли, военнослужащие, трудящиеся, потерявшие трудоспособность.
Статья 65 специально посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав. Сюда прежде всего относятся нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход (проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство. Кроме того, лишается избирательных прав категория граждан не в связи с их нынешней социальной принадлежностью, а по причине дореволюционной неблаговидной деятельности - служащие полиции, жандармерии и охранки, члены царской фамилии. Наконец, упоминаются обычные для всех государств лишенцы - умалишенные и преступники.
Следует подчеркнуть подвижность первой категории лишенцев, тенденцию к ее неуклонному сокращению. Действительно, национализация земли и промышленности лишала возможности бывших помещиков и капиталистов эксплуатировать чужой труд и извлекать прибыль, заставляла их заниматься общественно полезным трудом, превращала тем самым из эксплуататоров в трудящихся. Национализация банков, упразднение акционерных компаний и т.п. ликвидировали обширную ранее категорию рантье. Неуклонное сокращение частной торговли заставляло и торговцев переходить на другие рельсы. Одним словом, сама жизнь, советская действительность, переход от капитализма к социализму заставили нетрудовые элементы в той или иной мере становиться трудящимися, а тем самым и приобретать избирательные права.
В.И. Ленин отмечал, что лишение эксплуататоров избирательных прав специфично для России, оно не обязательно для других социалистических государств, где может сложиться другая обстановка классовой борьбы, более спокойная.
Вместе с тем лишение буржуазии избирательных прав нельзя рассматривать как ограничение демократии. Как раз наоборот, это важное средство обеспечения пролетарской демократии*(513).
f8676390a5bbaebf211fc49c2d54a0a8.js" type="text/javascript">9b73c1414a9805954b850db1a708e7b4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 254 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)