Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Правовая природа Российской Федерации -2
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:57
Историческая обстановка, таким образом, обусловила объем правоспособности, предоставляемый каждой форме автономии и в известной мере саму форму автономии. Однако при определении формы автономии приходится учитывать не только этот фактор. Здесь, очевидно, надо принять во внимание и другие обстоятельства, конечно, тесно связанные с историческим развитием народа: количество населения, его компактность, экономический, политический, культурный уровень и т.д.
Этническое многообразие России вызвало создание как однонациональных, так и многонациональных автономий. Последние объединяли обычно небольшие народы (Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АО и др.).
Следует отметить, что на местах имела место тяга преимущественно к однонациональным автономиям. Этим объясняется неудача с проектом Татаро-Башкирской республики, быстрый распад Горской АССР, отрицательное отношение Чувашии к объединению ее с Марийской автономной областью. В каждом из этих факторов проявились специфические причины, но была, очевидно, и какая-то общая основа. После того угнетения, которого натерпелись народы России при царизме, после национальной вражды, которая тогда разжигалась эксплуататорами, трудящимся массам хотелось широко расправить плечи, почувствовать себя самостоятельными, пожить хозяевами в своем собственном доме, получить, так сказать, "отдельную квартиру", одним словом - размежеваться.
Национально-государственное строительство в РСФСР проходило под руководством партийных и государственных органов. Вопросами строительства автономии занимались многие высшие органы власти и управления РСФСР: съезды Советов, ВЦИК, его Президиум, СНК, Административная комиссия ВЦИК, Наркомвнудел и др. Особое место занимал Народный комиссариат по делам национальностей, созданный специально для решения вопросов, касающихся жизни многочисленных нерусских народов России.
Наркомнац внес существенный вклад в национально-государственное строительство, хотя он и не сразу нашел свое место в этой большой работе. В 1918 г. Наркомнац осуществлял общее руководство разрешением национального вопроса, почти не занимаясь конкретно созданием автономных единиц. Больше других он уделял внимание лишь образованию Трудовой коммуны немцев Поволжья. С 1920 г. Наркомнац по-настоящему берется за национально-государственное строительство, участвуя в подготовке всех автономий, провозглашенных в 1920-1922 гг.
Специфической формой связи автономных районов с центром являлись их постоянные представительства в Москве. Первым из них было представительство Туркестанской АССР, созданное в 1918 г. Несколько позже возникают представительства других автономных единиц. Первоначально представительства аккредитуются при ВЦИК и СНК. В 1920 г. они были переданы Наркомнацу.
Как государство с автономными образованиями РСФСР имела неавтономную часть. Эта часть, собственно говоря, составляла основу республики и по территории, и по количеству населения. Объем ее в течение исследуемого периода все время менялся как в результате изменений границ самой РСФСР, так и за счет образования новых автономных единиц.
Неавтономная часть занята преимущественно народом, давшим имя республике, - русскими. Этот народ, самый крупный в России, осуществлял свою волю, свои национальные права непосредственно через органы РСФСР и не нуждался в какой-либо автономии.
Неавтономная часть не представляла собой чего-то целого, противопоставляемого автономным районам. Она составляла с ними неразрывное единство. Автономные единицы выделялись из единой территории РСФСР как какие-то определенные величины, с определенным названием и статусом. Неавтономная часть в таком качестве не выступала.
Правда, иногда применяется для обозначения русской части РСФСР термин "Великороссия", но он не имеет специального правового значения. Никаких специальных органов для русской части РСФСР как таковой не существовало. У нее нет и целостного правового статуса.
Поскольку неавтономная часть занимала большое пространство и охватывала большое количество населения, ее необходимо было подразделить на какие-то административные единицы. Вот эти единицы имеют определенные названия, определенный механизм управления, определенный правовой статус.
РСФСР унаследовала от дореволюционной России административно-территориальное деление, приспособленное к нуждам тогдашнего государства. В XX в. это деление не соответствовало задачам капиталистического развития страны. Оно не учитывало сложившихся экономических связей, не говоря о национальном факторе. В.И. Ленин писал: "Ломкой" и уродованием условий современного капитализма является сохранение средневековых, крепостнических, казенных административных делений". Говоря о российских губерниях, Ленин отмечал, что ".... они не так худы, как австрийские коронные земли, но все же очень худы...."*(281).
Поэтому уже в первые месяцы Советской власти намечается тенденция к перестройке административно-территориального деления страны. Своеобразным явлением в этом отношении стало возникновение областных объединений. Решение об их создании было принято еще I Всероссийским совещанием Советов 29 марта 1917 г. Области создавались как объединения Советов нескольких губерний. Границы их и взаимоотношения губернских органов с областными и областных с центром не были четко оформлены.
Создание областных объединений после февраля не имело своей непосредственной целью изменение старого административно-территориального деления. Основной здесь была цель объединения сил и действий Советов того или иного экономического района для осуществления единой политики в пределах области. Эта идея нашла завершенное выражение в созыве Всероссийских съездов Советов. Но объективно создание областных объединений означало тенденцию к слому старого административно-территориального деления. И именно Советы как новые тип и форма государственной власти явились носителем этой тенденции.
Наиболее прочными объединениями оказались Западная, Московская, Северная и Уральская области, охватывающие развитые в экономическом и политическом отношениях районы.
Поскольку после Октябрьской революции Советы стали органами государства, то и областные объединения стали определенной государственно-правовой категорией, признанной административно-территориальной единицей.
Какого-нибудь специального акта по этому поводу первоначально издано не было. Однако уже в обращении НКВД к Советам "Об организации местного самоуправления", опубликованном 24 декабря 1917 г., областные Советы называются в общем ряду с губернскими и уездными, притом ставятся на первое место как наиболее крупные единицы*(282). Это положение было закреплено и разработано в Конституции РСФСР (ст. 11, 25, 49, 53, 55, 61-63), введшей вместе с понятием автономного областного союза понятие областного объединения вообще, т.е. административного областного союза.
Однако уже в данный период встал вопрос о соотношении областей с губерниями и центром, вылившийся в конце концов в вопрос о нужности областных объединений в общей системе территориального устройства Советского государства.a1385f5c22e91e86f2ac6f93333f1738.js" type="text/javascript">18f833adf0525af47353501edafee51a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 133 |
Основные принципы организации государственного единства России -1
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:55
Как видим, во время подготовки Конституции и главным образом после ее принятия на практике сложилась в России своеобразная форма государственного единства - государство с автономными образованиями, что было обусловлено довольно скупыми и противоречивыми указаниями в законе на этот счет и объективной обстановкой в стране.
За годы Советской власти, причем уже в течение первых периодов, в нашей стране сложились две основные формы государственного единства: государство с автономными образованиями и союзное государство. Примером первой формы явилась РСФСР, второй - Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика и Союз ССР. Принципы, из которых строились оба вида советской федерации, в большинстве своем одинаковы. Однако имеются и особенные, свойственные лишь одному виду, специфичные для него*(234).
Прежде всего следует подчеркнуть, что Российская Федерация с самого начала была социалистической, федерацией нового типа, принципиально отличной от всех прежде существовавших федеративных объединений.
Социалистический характер Российской Федерации. В России до тех пор никогда не было федеративной формы государственного единства. Но федерация была давно известна на Западе.
Исторически первым федеративным государством явились Соединенные Штаты Америки, возникшие в конце XVIII в. В XIX в. стала федерацией Швейцария, хотя называется она и в настоящее время конфедерацией.
Все эти федеративные государства были буржуазными. И сама идея федерации родилась как буржуазная идея. Г.В. Александренко справедливо видит в создании Соединенных Штатов отражение взглядов французских просветителей, прежде всего Ш. Монтескье, а также Ж.-Ж. Руссо*(235).
Действительно, Монтескье считал федерацию лучшей формой государственного единства, сочетающей в себе преимущества крупного и мелких государств. По его представлениям крупное государство имеет лучшую возможность обороняться от внешнего врага, подавлять всякого рода смуты в отдельных районах, пресекать злоупотребления. В то же время федерация, состоя из небольших республик, пользуется благами внутреннего управления каждой из них*(236). Монтескье при этом полагал, что для федерации характерно объединение именно республик, а не монархий, ибо монархам трудно договориться о сотрудничестве. А если иногда такое и случается, то федерация, включающая в себя монархии, менее совершенна. Следовательно, для федеративных государств характерна республиканская форма правления*(237). В условиях преимущественно монархического XVIII в. уже сам по себе этот факт подчеркивал демократичность федерации.
С Монтескье перекликается Руссо. Для последнего характерно любование небольшими демократическими государствами. В учении Руссо как бы раскрывается тезис Монтескье о "благах внутреннего управления небольших республик". Руссо импонируют возможность осуществления непосредственной демократии в небольших государствах (он противник представительной системы), близость должностных лиц к населению, легкость контроля над ними. Руссо осознает вместе с тем слабость мелких государств перед лицом агрессора и в качестве гарантии мира одобряет выдвинутую его современником Сен-Пьером идею объединения всех европейских государств в одно союзное государство.
В России федеративные идеи мы встречаем впервые у декабристов. При этом, если Н. Муравьев предлагал создать федерацию по географическому признаку, то наиболее радикальная часть декабристов - Общество соединенных славян - выдвигало идею национальной федерации.
Великие просветители XVIII в. звали к свободе, демократии, миру. Однако буржуазные государства вообще и буржуазные федерации в частности, оказались на практике весьма далекими от этих идеалов. Конечно, буржуазное государство было шагом вперед в сравнении с феодальным. Однако свобода и демократия в нем обернулись свободой и демократией только для буржуазии. И в этом отношении не выявилось никакой разницы между большими и малыми, унитарными и федеративными государствами. Во всех случаях буржуазное государство остается орудием в руках буржуазии для подавления сопротивления трудящихся, орудием насилия эксплуататорского меньшинства над эксплуатируемым большинством.
Некоторые современные буржуазные государствоведы склонны видеть и теперь в федеративной форме залог демократизма. "Сам факт государственного расчленения национального союзного целого, который вытекает из его федеративного строя, приносит больший или меньший объем реальных прав и гарантий", - утверждает эмигрант О. Юрченко. Далее он хвалит западные федерации за "наличие большей или меньшей, но всегда реальной и конкретно определенной государственно-политической децентрализации"*(238).
Таким образом, сам факт расчленения государства, децентрализация, признается благом. Это не что иное, как сплошная метафизика. Принимая или отрицая федерацию, нельзя абстрагироваться от условий, места и времени. Федерация сама по себе ничем не лучше унитарного государства, и наоборот. Вопрос здесь совсем другой: какой федерализм и какой унитаризм. Федерализм буржуазный есть федерализм эксплуататорский, угнетательский, федерализм социалистический есть федерализм раскрепощения трудящихся масс, государственная форма, создаваемая трудящимися и для трудящихся. И совершенно то же можно сказать об унитарных государствах, соответственно буржуазных или социалистических.
Советская федерация, рожденная Великим Октябрем, была основана на диктатуре пролетариата. И это определяло собой ее сущность, содержание и цели. Она была направлена на раскрепощение трудящихся, построение социализма и в конечном счете коммунизма.
Всякая федерация возможна лишь как объединение однотипных государств. Это относится и к социалистической федерации. Ее члены должны быть социалистическими государствами. В период создания Российской Федерации национальная буржуазия организовала многочисленные "национальные правительства", пыталась сформировать буржуазные автономные и даже самостоятельные государства. Однако ни одно из них по своей природе не могло стать членом Российской Федерации, хотя некоторые националисты и пытались заигрывать с Советской властью. Только советские республики, возникавшие с 1918 г., смогли стать полноправными членами РСФСР. Требование однотипности членов Российской Федерации вполне определенно сформулировано в ст. 2 Конституции: "Советская Российская республика учреждается: как федерация советских (выделено мною. - О.Ч.) национальных республик".
Членами социалистической федерации не могут быть государства не только эксплуататорского типа, но и переходных форм. В 1918 г. понятия "советский" и "социалистический" совпадали. Однако в 1920 г. возникли два советских государства, которые были еще не социалистическими, а народными. Это Хорезмская и Бухарская народные советские республики. В силу большой экономической и социальной отсталости здесь не могла еще осуществляться диктатура пролетариата, которого в этих государствах (особенно в Хорезме) почти не было. ХНСР и БНСР базировались поэтому на революционно-демократической диктатуре народа, объединявшей немногочисленный рабочий класс, широкие слои крестьянства, интеллигенцию, прогрессивную часть национальной буржуазии. Именно поэтому Хорезм и Бухара не могли вступить с Советской Россией в федеративные отношения. Потому же и в 1922 г., когда образовался Советский Союз, они не вошли в него.
РСФСР была федерацией и советской, и социалистической. Ее социалистический характер четко закреплен в Конституции. Статья 10 Основного закона гласит: "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах". С идеей ст. 10 перекликаются и положения ст. 1, 2, 3.
Социалистическое государство родилось как государство диктатуры пролетариата. Советская федерация как одна из форм социалистического государства с самого начала, естественно, базировалась на диктатуре рабочего класса. Социалистический характер советской федерации как в эпоху диктатуры пролетариата, так и на этапе общенародного государства определяет все ее другие характерные черты*(239).
Социалистический характер выявляет существо советской федерации, ее тип, ее классовую природу. Но в свою очередь из него вытекают и организационные принципы советской федерации, среди которых прежде всего надо назвать национально-территориальный.
Национально-территориальный принцип. Для Коммунистической партии федерация важна не как самоцель, а как средство разрешения национального вопроса. В.И. Ленин подчеркивал, что Маркс и Энгельс, будучи противниками федерации в принципе, в то же время считали ее "шагом вперед" в деле разрешения национального вопроса*(240). Обосновывая необходимость построения государства по национальному признаку, В.И. Ленин отмечал: "Несомненно, что единый национальный состав населения - один из вернейших факторов для свободного и широкого, действительно современного, торгового оборота. Несомненно, что ни один марксист - и даже ни один решительный демократ не станет защищать австрийских коронных земель и русских губерний и уездов.., не станет оспаривать необходимости замены этих устарелых делений делениями, по возможности, по национальному составу населения. Несомненно, наконец, что для устранения всякого национального гнета крайне важно создать автономные округа, хотя бы самой небольшой величины, с цельным, единым, национальным составом...."*(241).
Программа РКП(б), принятая в 1919 г., прямо указывает, что целью советской федерации является преодоление ".... недоверия со стороны трудящихся масс угнетенных стран к пролетариату государств, угнетавших эти страны...."*(242). Вот почему федерация в однонациональных государствах не имеет смысла. В этом - одно из отличий советской федерации от буржуазной.
Признавая такое отличие, буржуазные государствоведы в то же время пытаются доказать, что советская идея построения федерации недемократична, а буржуазная отражает интересы народа. Эту несостоятельную даже с чисто логической стороны концепцию отстаивает, например, О. Юрченко. С его точки зрения, демократизм государства состоит в децентрализации.
Но совершенно очевидно, что сама по себе централизация или децентрализация еще ничего не означает. Важно другое: кому служит тот институт, для каких целей и в каких пределах.
Столь же нелогично у О. Юрченко и осуждение советской федерации. Если с его точки зрения децентрализация - это хорошо, а всякая федерация предполагает хоть какую-нибудь децентрализацию, то и советский федерализм должен быть одобряем им. Но не тут-то было. Оказывается, советская федерация все равно плохая.
Надо сказать, что доводы Юрченко за федерацию буржуазную и против советской весьма туманны и путанны. Он так и не может доказать, чем плох советский принцип национально-территориальной федерации*(243).
Национально-территориальная социалистическая федерация выражает волю народов, ее создающих. Она направлена на осуществление всестороннего развития каждого народа, входящего в это сложное государство, и закрепляет идею пролетарского интернационализма. Это наиболее демократичный и единственно демократический тип федерации.b7f678c3187eba13f73693242c7ecdbe.js" type="text/javascript">2ad95eabf3bb5b480a9aa828986e42a0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 194 |
Основные принципы организации государственного единства России -2
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:55
Высшие органы власти РСФСР очень внимательно подходят к этому вопросу. В актах, определяющих территорию той или иной автономной республики, области, трудовой коммуны, детально перечисляются все местности, отходящие к новому образованию, вплоть до уездов и улусов, волостей и аймаков, даже отдельных станиц и городов. В некоторых случаях центр не берется сам определить точную границу и оставляет это на усмотрение заинтересованных органов на местах с последующим утверждением их решения Народным комиссариатом внутренних дел. Иногда прибегали к опросу местного населения, чтобы точно выяснить его волю.
Для определения территории автономных единиц и практического размежевания создавались специальные комиссии из представителей наркоматов по делам национальностей, внутренних дел и других, а также представителей от соответствующей национальности. Для строительства автономии во время гражданской войны характерно стремление скрупулезно выделить национальную территорию. Это само по себе вполне правильное желание привело, однако, к двум отрицательным последствиям. В одних случаях пренебрегали экономической целостностью района. На это обратили внимание, например, органы Трудовой коммуны немцев Поволжья. Земотдел ТК в докладе Федеральному комитету по земельным делам отмечал, что при образовании коммуны руководствовались чисто национальным признаком и "совершенно не принимались во внимание экономические условия", в результате чего Трудовая коммуна "была выделена чрезвычайно нецелесообразно с экономической точки зрения"*(257). В других случаях пришлось даже разорвать территориальное единство.
При создании первоначальных вариантов территории Башкирской республики и Чувашской АО предполагалась именно такая конструкция: основной башкирский или чувашский "материк" и окружающий его архипелаг маленьких островков соответствующей национальности. Эта сложная территориальная организация предусматривалась соглашением с Башкирией 20 марта 1919 г. В стремлении максимально отделить башкирское население от небашкирского представители республики предложили весьма причудливую форму границ Башкирии, исключающую все до одного города (даже столицей было село - Темясово), но включающую ряд оторванных от основного ядра башкирских волостей. Подобный же проект разработал чувашский отдел Наркомнаца и одобрил Всероссийский съезд чувашских коммунистических секций и ячеек. При обсуждении проекта создания чувашской автономии в Совнаркоме это положение было исправлено.
В результате большой работы по национально-государственному размежеванию удалось обеспечить большинство за коренным населением в основной массе вновь созданных автономий. В шести из девяти новых АССР, АО и ТК процент коренного населения был выше 50. Наиболее высоким он был в Чувашии (86%) и Трудовой коммуне немцев Поволжья, наименьшим в этой группе - в Татарии (51%). Однако не везде удалось добиться такого положения. В Киргизской республике коренное население составляло только 46,6%*(258), в Башкирии - менее половины*(259).
Некоренное население в большинстве автономий составляли русские. Но иногда мы встречаем более пестрый национальный состав. Особенно это относится к Татарской АССР. Здесь был даже учрежден в Наркомпросе специальный отдел национальных меньшинств. Многонациональным продолжал оставаться также Туркестан.
Утверждение национально-территориального принципа означало его полную победу над идеями культурно-национальной автономии, которые еще имели место кое-где в данный период в Чувашии, среди марийцев, у некоторых татарских работников. Как ни странно, эти идеи проникли даже в отдельные комиссариаты Наркомнаца.
Крен в сторону приоритета национального фактора над экономическим, допущенный во время гражданской войны, был исправлен в послевоенные годы путем проведения так называемого округления территорий некоторых автономных единиц, т.е. присоединения к ним районов с небольшим процентом национального населения, но экономически связанных с основным ядром республики или иной автономии. Наиболее значительной была работа по созданию так называемой Большой Башкирии, существенно увеличившая территорию и население республики.
Принцип добровольности объединения. Национально-территориальный принцип определяет субъектов объединения. На его основе решается вопрос, кто объединяется. Но не менее важно решить, и как объединяются субъекты. Для советской федерации характерен однозначный ответ на этот вопрос - ее члены объединялись сугубо добровольно.
Принцип добровольности объединения вытекал из признания права наций на самоопределение - краеугольного камня большевистской национальной программы.
В ходе обсуждения Конституционной комиссией вопроса о характере советской федерации, естественно, встала проблема самоопределения наций. Проект М.А. Рейснера по существу игнорировал это программное положение партии. Отрицая наличие национального вопроса в условиях 1918 г., М.А. Рейснер снимал тем самым и проблему самоопределения наций.
Выступивший первым в прениях по докладу Рейснера Ю. Стеклов подверг его справедливой критике. Он отметил, что в данный момент никак нельзя отказаться от самоопределения наций. Правда, Стеклов связывал существование национальной государственности лишь с переходным от капитализма к социализму периодом*(260). Жизнь показала, что эта проблема выходит далеко за пределы переходного периода. Стеклова поддержал и Я.М. Свердлов*(261). Принятие Конституционной комиссией идеи национально-территориальной федерации, естественно, сопровождалось и признанием принципа добровольности ее образования.
Идея добровольности пронизывает по существу все статьи Конституции РСФСР, трактующие о федерации. Статья 2 гласит: "Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций...". С особой полнотой принцип добровольности выступает в ст. 8: ".... Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельно решение на своем собственном полномочном советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях". Идею добровольности видим и в ст. 11.
Наконец, п. "д" ст. 49 допускает возможность принятия в состав РСФСР новых сочленов, которое не может не быть, естественно, основано на добровольности. Тот же пункт допускает и возможность "выхода из Российской Федерации отдельных частей ее". Ни одна из существовавших в то время федераций буржуазных не предусматривала добровольности объединения.
Большевики понимали право наций на самоопределение как ничем не ограниченное право того или иного народа выбрать свою судьбу, решить вопрос о своем национальном существовании. Это право включает в себя возможность создать собственное национальное государство или не создавать его. Создав государство, народ также вправе сделать его самостоятельным или поставить вопрос об объединении с другими государствами в любой форме. Все эти возможности вытекают из признания народа, наций суверенными, т.е. господами своего положения, имеющими право распоряжаться своей судьбой. Таким образом, право на самоопределение означает не только право на отделение, но и безусловное право на объединение с другими народами, если последние в свою очередь желают этого.
Объединение государств в федерацию, как вообще вступление любых субъектов в любое сообщество, неизбежно влечет за собой ограничение их прав в каких-либо сферах, например, во внешних сношениях, организации обороны, руководстве финансами. Члены федерации передают часть своих прав общефедеральным органам, без чего не может существовать никакое федеративное государство. В отличие от буржуазной федерации в советских федеративных государствах такая передача осуществляется не насильственно, а сугубо добровольно, исходя из ясно осознанного интереса как федерации в целом, так и каждого ее члена в отдельности.
Принцип добровольности объединения включает в себя добровольное вступление субъекта в федерацию, добровольное пребывание в ней и возможность тем или иным способом в случае необходимости выйти из федеративного государства. В советских условиях идея добровольности проявилась еще глубже. Ранее угнетенные нерусские народы не только соглашались на объединение, но и в массе случаев были инициаторами такого объединения.37fa739978842512dc15d907d3c0120a.js" type="text/javascript">fbfe9b97d513b26569e22f76280f9a4b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 143 |
Революционное преобразование формы государственного единства в России -1
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:53
Одной из важнейших форм национального угнетения в Российской империи являлось стремление царизма задушить национальную государственность. Царское правительство в корне подавляло стремление народов, не имевших ранее своей государственности, создавать ее. Оно принимало все меры к тому, чтобы истребить всякие следы государственности у народов, которые обладали ею ранее. В силу этого Российская империя, несмотря на свою многонациональность, была по существу простым, унитарным государством. Все национальные районы, на протяжении веков присоединявшиеся к России, были к началу XX в. полностью инкорпорированы. Исключение составляли лишь Финляндия, Бухара и Хива (Хорезм).
Финляндия имела особый правовой режим. Ее статус был предметом споров как среди российских, так и среди финляндских ученых и политиков. Но при всех условиях следует подчеркнуть, что права Великого княжества Финляндского были весьма широки, хотя иногда и урезались царским правительством, но всегда в незначительной степени*(208). Что касается Бухары и Хивы, то они формально были связаны с Россией не государственно-правовыми, а международно-правовыми узами.
Отношения России с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством имели форму протектората.
Россия была не только простым, унитарным, но и бюрократически централизованным государством. Территориальное устройство царской России создавалось, как правило, без учета ее национального состава. Границы административных единиц ни в коей мере не соответствовали расселению народов. Иногда они умышленно разделяли ту или иную народность между различными областями, губерниями, краями.
Февральская буржуазно-демократическая революция не внесла принципиальных изменений в форму государственного единства России. Временное правительство стремилось сохранить унитаризм и бюрократическую централизацию Российской империи, вопреки требованиям ее народов.
После Февральской революции на окраинах России растет национальное движение, выдвигающее различные лозунги, касающиеся формы государственного единства. Государственно-правовые идеи национального движения определяются историческими особенностями того или иного района (степенью развитости народов, соотношением классовых сил и т.п.), ходом развития революции, природой партии или организации, их выдвигающей.
Программу по национальному вопросу, способную сплотить трудящиеся массы народов России на общую борьбу за свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата, имела большевистская партия. Важное место в программе занимали вопросы национальной государственности, что существеннейшим образом отличало ее, например, от программ австрийских социал-демократов, российских меньшевиков.
Большевистская партия с самого начала выдвигала в качестве важнейшего требования своей национальной программы право народов на самоопределение, т.е. предоставление народам ничем не ограниченной свободы выбора отношений друг с другом, главным образом - подчиненной нации с нацией державной, господствующей в данном государстве. Относительно малая нация могла остаться в составе единого государства, образованного большой нацией, но она могла и отделиться, создав свое самостоятельное государство. Следует подчеркнуть, что В.И. Ленин требовал права на самоопределение для всех без исключения народов, даже для наиболее отсталых. ".... Даже для тех колониальных стран, где нет рабочих, где есть только рабовладельцы и рабы и т.п., - писал он, - не только не нелепо, а обязательно для всякого марксиста выставлять "самоопределение"*(209).
Ставя вопрос о свободе отделения, большевистская партия предвидела, что большинство народов, тесно связанных с русским крепкими экономическими, политическими и культурными узами, не захочет отделяться от России. Партия и не считала отделение лучшим способом решения судьбы того или иного народа. В.И. Ленин говорил: "Если мы требуем свободы отделения для монголов, персов, египтян и всех без исключения угнетенных и неполноправных наций, то вовсе не потому, что мы за отделение их, а только потому, что мы за свободное, добровольное сближение и слияние, а не за насильственное. Только поэтому!"*(210). Большевистская партия предусматривала и определенную форму существования народов, которые не пожелают отделяться от России. Как одно из программных требований партия выдвигала принцип национально-территориальной автономии. Народы, которые определили бы свое существование в сторону единства, а не отделения и в рамках единого Российского государства могли бы создать свою государственность, свои национально-государственные образования.
"Полная свобода отделения, самая широкая местная (и национальная) автономия, детально разработанные гарантии прав национального меньшинства - такова программа революционного пролетариата", - указывал В.И. Ленин*(211).
Создание Советского государства было юридически оформлено II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. И уже этот съезд положил начало коренным изменениям в жизни народов, в том числе и в организации государственного единства нашей страны. Акты II съезда Советов, а также Декларация прав народов России, достаточно развернуто и полно провозгласившая основные принципы большевистской национальной политики Советского государства, заложили основу для решения национального вопроса вообще, для национально-государственного строительства - в частности.
Провозглашенное Советской властью право наций на самоопределение создавало возможность для изменения внутреннего строения России, изменения формы ее государственного единства в сторону усложнения. Этот вопрос вскоре и был поставлен и решен. Но в первые недели существования Советского государства Российская Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. Каких-либо государственных образований или вообще территориальных единиц, обладающих особым правовым статусом, создано пока что не было.
Унитаризм Российской Советской Республики не был, конечно, тождествен унитаризму дореволюционной России. Наоборот, он принципиально отличался, и прежде всего по типу. Буржуазный бюрократический унитаризм в результате Октябрьской революции был заменен унитаризмом социалистическим, основанным на принципе демократического централизма.
Российская Советская Республика, однако, недолго оставалась унитарным государством. Уже в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией, когда III Всероссийский съезд Советов принял ленинскую Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а вслед за ней и в развитие ее - резолюцию "О федеральных учреждениях Российской Республики".
Декларация провозгласила, что Советская Российская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик. В резолюции о федеральных учреждениях отмечалось, что высшими органами федерации являются органы Российской Республики - Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. Будущим членам федерации предоставлялось право участвовать в этих органах.
Таким образом, III съезд Советов провозгласил переход к новой форме государственного единства Российской Советской Республики. В.И. Ленин в заключительном слове перед закрытием съезда отметил: "У нас, в России, в области внутренней политики теперь окончательно признан новый государственный строй социалистической Советской республики, как федерации свободных республик разных наций, населяющих Россию"*(212).
Съезд решил вопрос о федерации лишь в принципе. Конкретная форма ее еще не определялась. Законодатель решил оставить ее на усмотрение самих народов. Практическое формирование Российской Федерации, строительство ее членов началось вскоре же после съезда. Образовались Туркестанская, Таврическая, Донская и некоторые другие республики. Строительство РСФСР пошло по воле ее народов в сторону создания автономных республик, в силу чего Российская Федерация приняла форму государства с автономными образованиями. Это и было закреплено в Конституции Советской России.7ee2a273d9483dbaca0aca586f8e9720.js" type="text/javascript">960cc7ea9b232e46d13cc72f53c24fea.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 126 |
Революционное преобразование формы государственного единства в России -2
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:53
Вскоре Совнарком РСФСР определил в общих чертах правовой статус Трудовой коммуны немцев Поволжья. Были созданы органы управления коммуны - совнархоз, военный, продовольственный комиссариаты и др.*(227)
Декретом 19 октября в состав Трудовой коммуны включались населенные немцами части Камышинского и Аткарского уездов Саратовской губернии, Новокузнецкого и Николаевского уездов Самарской губернии. Несколько позже Совнарком определил состав Трудовой коммуны немцев Поволжья в объеме трех уездов: Голо-Карамышского, Ровенского и Баронского.
Съезд Советов немецких колоний в конце октября 1918 г. в соответствии с декретом СНК упразднил Комиссариат по немецким делам Поволжья и провозгласил образование Трудовой коммуны немцев-колонистов. Съезд избрал исполком, которому комиссариат по немецким делам уже в ноябре передал все дела*(228).
Ко времени II съезда Советы были созданы уже во всех колониях. Прошли уездные съезды Советов, избравшие работоспособные исполкомы. На II съезде Трудовой коммуны было представлено 223 колонии. Наркомнац, НКВД и СНК в конце 1918 - начале 1919 г. приняли ряд мер к фактическому проведению в жизнь автономии немцев Поволжья.
В данный период образовалась и Калмыцкая автономная область. В условиях гражданской войны некоторая часть калмыцкого народа пошла за националистами, выступившими на стороне белых. Перед Советской властью встала задача оторвать трудящиеся массы калмыков от их эксплуататоров, показать им единственно правильный путь - путь Советов.
7 июня 1919 г. Калмыцкий отдел НКН решил возбудить ходатайство о созыве общекалмыцкого съезда, об амнистии для калмыцких деятелей, находящихся в белогвардейском стане, о выпуске специального воззвания от имени СНК к трудящимся калмыкам. 10 июля 1919 г. Наркомнац вошел с таким ходатайством в Совет Народных Комиссаров и встретил здесь полную поддержку.
Совнарком решил оказать содействие калмыцкому трудовому народу в созыве общего калмыцкого съезда и утвердил текст воззвания, которое осуждало советских работников, допускавших неправильное отношение к трудящимся калмыкам, обещало содействие в созыве общекалмыцкого трудового съезда и предусматривало объявление амнистии многим видным калмыцким деятелям, находящимся у белых. 31 августа 1919 г. Малый Совнарком отпустил Наркомнацу деньги для созыва общекалмыцкого съезда.
Наряду с этими политическими мероприятиями Совнарком решил насущный экономический вопрос - о земле. 24 июля 1919 г. он издал декрет "Об устройстве земельного быта калмыцкого народа", которым объявлял земли, степи достоянием трудящихся калмыков, предоставлял калмыцкому народу самому выработать правила пользования землей, запрещал всякое неорганизованное переселение в Калмыкию. Одновременно правительство позаботилось о важнейшей отрасли хозяйства степных народов. 23 августа 1919 г. Малый Совнарком обсудил проект положения об охране животноводства в Башкирии, Киргизской и Калмыцкой степях.
Уже в декрете "Об устройстве земельного быта калмыцкого народа" Совнарком проводил идею создания национальной государственности калмыков. Здесь говорится о "будущем правительстве" Калмыкии. Провозглашена Калмыцкая автономия была в 1920 г. 4 ноября 1920 г. ВЦИК и СНК издали декрет "Об образовании Автономной Области Калмыцкого народа". Этот акт принят в один день с декретами о Марийской и Вотякской областях и вполне аналогичен им. 25 ноября 1920 г. также в один день с Марийской автономной областью декретом ВЦИК и СНК были определены территория и органы власти Калмыкии. В состав области вошел ряд улусов Астраханской губернии, ряд волостей и станиц Царицынской губернии, части Ставропольской губернии, Донской и Терской областей.
По соседству с Калмыцкой АО в том же 1920 г. образовалась большая автономная республика - Киргизская. Дореволюционные этнографы объединяли в понятии киргизов кроме собственно киргизского народа также казахов, различая, однако, кара-киргизов и казах-киргизов (горных и степных киргизов). Эта терминология сохранилась и в первые годы Советской власти. Образованная в 1920 г. Киргизская АССР была по территории и населению преимущественно казахской.
Первые шаги по строительству Советской автономии Казахстана делаются уже в 1918 г. Подготавливался созыв всеказахского съезда Советов, не состоявшегося, однако, по военным обстоятельствам.
Идею Советской автономии Казахстана выдвинул Наркомнац. Он же начал и практическую подготовку этого дела, хотя и не ставил его на первое место среди других вопросов экономического, политического и культурного подъема казахов.
В июле 1918 г. Наркомнац принял меры к организации на местах своих киргизских подотделов. Эти подотделы должны были иметь широкие задачи в области экономического, политического и культурного подъема казахов. Им поручалась и выработка "... на началах Советской Конституции оснований и положений административно-территориальной киргизской автономии" и даже подготовка "... проектов гражданских и уголовных законов...."*(229). Первый местный подотдел Киргизского отдела НКН был открыт в Ханской Ставке*(230).
30 октября 1918 г. Киргизский отдел, определяя свои задачи, повторил с несущественными дополнениями те же формулировки, в которых он определял деятельность местных подотделов*(231).
Однако и после этого национально-государственное строительство в Казахстане еще не развернулось: мешала гражданская война. Чрезвычайный комиссар Степного Киргизского края и председатель Тургайского губисполкома Джангильдин в отчете за период с 17 января 1918 г. по 22 апреля 1919 г. основное внимание уделяет борьбе за Советскую власть в Казахстане и ничего не говорит о национально-государственном строительстве.
Вместе с тем, однако, казахское население привлекалось в общие органы Советской власти, имело оно и свои собственные национальные организации. В марте 1919 г. состоялся, например, объединенный съезд Советов Семипалатинской области, в котором участвовали представители областного киргизского комитета и делегаты от казачества*(232).
В начале 1919 г. вновь ставится вопрос о созыве всеказахского съезда Советов. Его возбуждает перед Наркомнацем Киргизский комиссариат. Наркомнац отнесся к этой идее положительно. 4 апреля 1919 г. Президиум ВЦИК утвердил решение НКН о созыве Учредительного Всекиргизского съезда в Оренбурге, а 11 апреля - смету этого съезда.
Была создана комиссия по созыву съезда. Однако она оказалась засоренной националистическими и колеблющимися элементами.
Неурядицы в комиссии по созыву съезда замедляли его созыв. В то же время потребность в новой организации Казахстана делалась все более настоятельной. В этих условиях Наркомнац решил пойти на временные меры. 12 июня 1919 г. представитель НКН Пестковский внес на обсуждение Совнаркома "Проект постановления об образовании комиссии для выработки положения о временном управлении киргизским краем".
В ходе работы созданной комиссии в Наркомнаце родилась идея образования революционного комитета по управлению Киргизским краем, который должен был заменить Киргизский отдел НКН и комиссию по созыву съезда. Эта идея была воплощена в жизнь декретом СНК "О Революционном Комитете по управлению Киргизским краем", принятым правительством 10 июля 1919 г. На основании декрета учреждался ревком, который рассматривался как временный орган "впредь до созыва всеобщего киргизского съезда.... и объявления автономии Киргизского края....". 24 июля СНК утвердил персональный состав ревкома. Его председателем был назначен Пестковский. Названный съезд предлагалось созвать скоро. Декрет определял и территорию края с оговоркой о необходимости ее уточнения в будущем, при провозглашении автономии. В край должны были войти казахские районы Астраханской губернии, а также Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская области.dd766cc0cee4c535afe2209e8fec746d.js" type="text/javascript">10498bbd6e6619e9a9f06a3c707cdf55.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 259 |
Сочетание прав граждан с их обязанностями
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:46
Конституция РСФСР не только закрепляет за трудящимися определенные права, но и возлагает на граждан республики основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.
Конституция фиксирует лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо прежде всего отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 Основного Закона гласит: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест!".
Такой обязанности не провозглашала до тех пор ни одна конституция мира, хотя буржуазная идеология лицемерно прославляет трудолюбие. Ничего подобного мы не найдем, конечно, и в Своде Основных Государственных Законов Российской империи.
Глава восьмая Основных Государственных Законов, посвященная правам и обязанностям российских подданных, на первое место ставит их обязанности. Это защита престола и отечества, уплата налогов и пошлины, отбывание повинностей. Как видим, все эти обязанности - исключительно в интересах буржуазно-помещичьего государства, господствующих классов.
Царские законодатели с удовольствием записали бы в законе обязанность трудиться для рабочих и крестьян, но, конечно, не для всех подданных. Впрочем, необходимости в такой норме не было, ибо пролетарии, крестьяне-бедняки и середняки не могли не трудиться, рискуя в противном случае погибнуть от голода.
Характерной особенностью провозглашенной в Советской Конституции обязанности трудиться является как раз всеобщность этой обязанности. Если, говоря о конституционных правах, закон подчеркивает их предоставление трудящимся, то обязанности он возлагает на всех граждан, т.е. и на эксплуататоров.
Норма ст. 18 перекликается с п. "е" ст. 3: "В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность".
Трудовая повинность - институт сам по себе не новый. В эксплуататорских государствах он носит обычно классовый характер. Так, для феодальных государств свойственны повинности, выполняемые крестьянами в пользу господина, а также государственные повинности - по строительству дорог, по перевозке грузов и т.п. Такого рода трудовые повинности были и в царской России.
Бывают и другого рода повинности - привлечение граждан для неотложных работ не по специальности, обычно массовой физической работы при стихийных бедствиях, во время войны и т.п.
Всеобщая трудовая повинность, провозглашенная Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, - явление совсем иного порядка. Она тождественна понятию всеобщей обязанности трудиться. Для нее характерно, с одной стороны, привлечение всех граждан. С другой стороны, она допускает возможность работать в любой сфере общественно полезной деятельности, а не обязательно в какой-то определенной. Наконец, она является бессрочной и безусловной, т.е. не ограничена каким-то определенным временем или какими-то особыми условиями (например, стихийными бедствиями, войной).
Разумеется, понятие всеобщности следует толковать ограничительно. Под "всеми гражданами" Конституция имеет в виду, конечно, трудоспособных граждан, т.е. исключаются граждане, не имеющие возможности трудиться по состоянию здоровья или по возрасту, - малолетние дети и старики.
Конституция РСФСР 1918 г. не делает какого-либо различия между видами труда - физическим или умственным, производящим непосредственно материальные ценности или управленческим, в сфере производства или обслуживания и т.д. По представлениям того времени студенты, школьники, домохозяйки, занимающиеся своим непосредственным делом, считались выполняющими всеобщую трудовую повинность. Это, конечно, относилось и к военнослужащим, работникам охраны и т.п.
Именно из названных принципов исходил первый советский Кодекс законов о труде, принятый в конце 1918 г. Не случайно раздел I Кодекса специально посвящен трудовой повинности. Кодекс установил возрастные пределы применения трудовой повинности - от 16 до 50 лет, отметил возможность постоянного или временного освобождения от нее в силу болезни.
Допуская все виды и формы труда, закон устанавливает лишь одно условие - труд должен быть общественно полезным. Всякого рода деятельность, не являющаяся общественно полезной, не может рассматриваться как выполнение всеобщей трудовой повинности.
Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имеют в виду, естественно, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклоняющимся от нее. Такие меры предусматриваются прежде всего против эксплуататоров, не желающих трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян рассматривает труд не как обязанность, а как жизненную необходимость, даже потребность. Однако и среди трудящихся имелись неустойчивые элементы, пытавшиеся уклониться от общественно полезного труда. Ведя работу по перевоспитанию тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе также несли воспитательную функцию.
Примечание 2 к ст. 5 Кодекса законов о труде предусматривало, что "лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, могут быть принудительно привлекаемы местными советами к выполнению общественных работ на условиях, устанавливаемых отделами труда по соглашению с местными советами профессиональных Союзов"*(200). И такие меры действительно принимались во время гражданской войны, когда безработица рассосалась и возник дефицит рабочей силы, особенно для массовых неквалифицированных работ - уборки снега, заготовки топлива и т.п.
Другой важнейшей обязанностью советских граждан Конституция признает защиту социалистического отечества в целях всемерной охраны завоеваний Великой Октябрьской революции.
Закон подчеркивает, что эта обязанность, как и обязанность трудиться, возлагается на всех граждан РСФСР, в том числе на нетрудовые элементы. Однако она должна выполняться по-разному, в зависимости от классовой принадлежности. Поскольку почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, то нетрудовые элементы должны защищать родину путем отправления иных военных обязанностей. Они использовались для формирования всякого рода нестроевых, военно-строительных и хозяйственных подразделений. Таким образом, ст. 19 Конституции вводила принцип всеобщей воинской повинности.
Всеобщность воинской повинности следует, однако, толковать ограничительно. Прежде всего это ограничение проходит по половому признаку. Если женщины наряду с мужчинами имеют почетное право защищать революцию, то обязанность такая на них не возлагается. Другое ограничение, как и при трудовой повинности, - возрастное, т.е. воинской повинности подлежат лишь мужчины определенного возраста. Наконец, третье ограничение - по состоянию здоровья. Только лица, годные к военной службе, подлежат призыву в Красную Армию.
Воинская повинность существовала и в царской России, как и в большинстве государств. Однако классовая направленность ее была откровенно выражена даже в самом законе. Статья 70 основных Государственных Законов Российской империи выдвигала как священную обязанность защиту "престола и Отечества"*(201). Характерно, что о престоле, т.е. о царской власти, говорится раньше, чем об отечестве. Естественно, что защищать царя у основной массы народа России не было никакого желания. Да и отечество было буржуазно-помещичьим, чуждым по классовому содержанию и направленности трудящимся России.ce46030ba7666aa4bdb750df28582a9b.js" type="text/javascript">02ef3ba11181b55853b5b8980d5ba4a4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Гарантированность советской демократии
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:45
В.И. Ленин в качестве характернейшей черты советской демократии отмечал ее гарантированность, обеспеченность целой системой гарантий. Важнейшими из них являются материальные гарантии. В.И. Ленин подчеркивал, что господство пролетариата не только записано в Конституции, но и материально подкреплено. Главную гарантию политической власти Ленин видел в овладении средствами производства. Поскольку в Советской стране ликвидирована помещичья собственность, в корне подорвана собственность капиталистическая, постольку диктатура пролетариата обеспечена. "Господство пролетариата, - говорил Ленин в 1920 г., - выражается в том, что отнята помещичья и капиталистическая собственность. Дух, основное содержание всех прежних конституций до самой республиканской, демократической, сводился к одной собственности. Наша Конституция потому имеет право и завоевала себе право на историческое существование, что не на бумаге только написано, что собственность отменяется. Победивший пролетариат отменил и разрушил до конца собственность, вот в чем господство класса. Прежде всего в вопросе о собственности. Когда практически решили вопрос о собственности, этим было обеспечено господство класса. Когда Конституция записала после этого на бумаге то, что жизнь решила - отмену собственности капиталистической, помещичьей: - этим было записано то, что мы господство своего класса осуществили, чем мы связали с собою трудящихся всех слоев и мелких групп"*(189).
Действительно, ст. 3 Конституции закрепляет национализацию земли, лесов, недр и вод, живого и мертвого инвентаря, образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий. Она подтверждает законы о рабочем контроле и ВСНХ, рассматривая их "как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики...". Закон рассматривает при этом данное мероприятие не только с экономической, но и с политической точки зрения, указывая его цель - "обеспечение власти трудящихся над эксплуататорами". Конституция подтверждала переход всех банков в собственность Рабоче-Крестьянского государства.
Советская демократия была обеспечена и политическими гарантиями - диктатурой пролетариата, мощью пролетарского государства, положением Коммунистической партии как правящей. Экономическое и политическое господство рабочего класса позволяло гарантировать и осуществление демократических прав и свобод, всех вместе и каждого права, каждой свободы в особенности. Именно эта идея и пронизывает Конституцию. Все статьи Основного Закона, провозглашающие те или иные свободы, тотчас же указывают на материальное и политическое их обеспечение. Притом в самой формулировке статьи вопрос о гарантиях ставится на первое место. "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви..." (ст. 13), "в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг..." (ст. 14).
Советская демократия обеспечивалась также идеологическими гарантиями - все расширяющимся влиянием марксистско-ленинской идеологии, пролетарской морали, создающей определенное общественное мнение, правосознание, взгляды на правомерность или неправомерность поведения того или иного субъекта.
Ничего подобного не было и не могло быть до революции. В главе восьмой царских Основных Государственных Законов "О правах и обязанностях российских подданных" мы не найдем ни малейшего упоминания о каких-либо гарантиях даже тех куцых свобод, которые здесь провозглашались.
После Февральской революции трудящиеся явочным путем стали осуществлять демократические свободы. Однако материально их осуществление не было гарантировано, ибо средства производства и иные средства продолжали оставаться в руках буржуазии и помещиков. А это не могло не препятствовать реализации завоеваний революции.
Характерную картину осуществления свободы печати после февраля рисует И.И. Скворцов-Степанов, бывший весной 1917 г. главным редактором газеты "Известия", органа Московского Совета. Эта газета могла публиковать любые материалы, не опасаясь репрессий. Однако очень скоро крупные типографии, оставшиеся в руках буржуазии, одна за другой отказались печатать газету. Не меньшие трудности возникли и с бумагой. Крупные издатели законтрактовали все производство бумажных фабрик на длительное время вперед, и для газеты Совета бумаги не оставалось. Еще труднее приходилось газете московских большевиков "Социал-демократ". Если "Известия" могли кое-чего добиться, пользуясь авторитетом Совета, то большевистская газета была лишена и этой возможности. Больше того, она вызывала вполне естественную ненависть буржуазии, а потому - и наиболее сильные препятствия*(190). Примерно ту же картину описывает П.М. Никифоров, работавший в 1917 г. на Дальнем Востоке. Там печатанию единственной большевистской газеты "Красное знамя" препятствовали не только буржуазия, но и эсеры, в чьих руках находились типографии, меньшевики, у которых были деньги для приобретения типографии, и т.п.*(191)
Рабочим поэтому приходилось вести постоянную борьбу за реализацию завоеванных ими в буржуазно-демократической революции прав. Там, где рабочий класс оказывался достаточно сильным, он одерживал определенные победы. Так, в марте 1917 г. рабочие заводов Артиллерийского ведомства добились от администрации признания их права на объединение. Конференция 12 крупнейших заводов ведомства была признана главным Артиллерийским управлением в качестве руководящего центра, причем управление взяло на себя расходы по найму помещения для конференции, ставшей постоянно действующим органом, все канцелярские и прочие ее расходы*(192).
Великий Октябрь в корне изменил положение. Революционное преобразование общественного строя обеспечило и реальные гарантии демократии, демократических прав и свобод.
Чтобы гарантировать свободу печати, Советская власть закрывала буржуазные газеты и передавала типографии и другое необходимое имущество в руки трудящихся. Так, уже 23 декабря 1917 г. исполком Эстляндского рабочего и Воинского Совета постановил закрыть за контрреволюционную агитацию 4 буржуазные газеты, реквизировать и передать их конторские и редакционные помещения в пользование газеты исполкома "Эстляндские известия". Было решено также секвестровать типографию "Юхиселу"*(193).
20 декабря Челябинский Совет рабочих и солдатских депутатов конфисковал типографию "Деятель", в ней стали печатать "Известия Челябинского военно-революционного комитета"*(194).31837238c1191ad436ccb0e0c16671a8.js" type="text/javascript">48dbf8607d9159d194f08c90b029218d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 168 |
Последовательность советской демократии -1
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:44
Конституция РСФСР предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Конституционные права и обязанности советских граждан являлись юридической формой выражения свободы и ответственности личности в социалистическом государстве и в своей совокупности составляли содержание советской демократии.
Вопрос о необходимости включения в Основной Закон раздела о правах и обязанностях граждан был поднят еще на первом заседании Конституционной комиссии ВЦИК в выступлениях Бердникова и Сталина*(137). 19 апреля 1918 г. при обсуждении проектов основных начал Конституции максималист Бердников вновь обратился к этому вопросу, настойчиво предлагая обсудить проект, разработанный максималистами, и взять из него в особенности раздел о правах и обязанностях граждан*(138). Действительно, в том документе проблема прав и обязанностей граждан разработана подробно и даже скрупулезно. Здесь мы найдем "право на жизнь" и "обязанность подчинения", не обнаружив вместе с тем общепонятных свободы слова, печати, собраний, воинской обязанности. Проект отличает, с одной стороны, растолковывание общеизвестных истин и в то же время предельная туманность формулировок. Максималисты исходят из принципа уравнительного распределения материальных и духовных благ, специально подчеркивая, что труд квалифицированный не дает никаких преимуществ в распределении благ перед трудом неквалифицированным*(139). Неудивительно, что проект максималистов никак не был использован при создании текста Конституции.
В "Плане Советской Конституции", разработанном Стекловым, предлагалось вопрос о правах и обязанностях трудящихся включить во вводную, декларативную часть Основного Закона*(140). Однако в проекте Декларации прав и обязанностей трудящихся, разработанном им же, совершенно нет упоминаний о конкретных правах и обязанностях граждан, есть только общие декларативные положения о раскрепощении рабочих и крестьян*(141). Правда, по словам Стеклова, подтвержденным Я.М. Свердловым, это было сделано сознательно. Мы не знаем, чем было вызвано снятие вопроса о правах и обязанностях граждан, но на заседании 26 июня Я.М. Свердлов высказал мнение, что основные демократические свободы в Конституции придется перечислить*(142). Это и было сделано на последнем этапе работы над проектом Конституции. В принятом V съездом Советов тексте Конституции статьи об основных правах и свободах помещены в раздел второй "Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики".
Статья 13 этого раздела предусматривает свободу совести, т.е. право иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких, быть атеистом.
В царской России по существу отсутствовала свобода совести. Статья 81 Основных Государственных Законов говорила, что российские подданные пользуются свободой веры*(143). Это означало, что каждый человек должен был принадлежать к одному из признанных законом вероучений - православному, мусульманскому, иудейскому и т.д. Отрицание принадлежности к религии влекло за собой самые неприятные последствия в повседневной жизни. Например, атеист не мог жениться, ибо законным считался только церковный брак; вообще все важнейшие моменты в жизни человека - рождение, смерть - юридически оформлялись только через церковь. Во всех учебных заведениях преподавался закон божий, и желающий учиться должен был изучать и эту "науку". Допуская возможность выбора вероисповедания, закон прямо предусматривал, что "первенствующей и господствующей в Российской империи" является православная вера.
Законодатель не стеснялся открыть и служебную роль религии: "да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благославляя царствование Российских Монархов и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи" (ст. 67). Атеист, не желающий, таким образом, молиться за своего монарха, считался, естественно, человеком подозрительным и опасным. Государство не допускало и мысли о подобной возможности. Характерно, что перепись населения 1897 г. подробно зарегистрировавшая все существующие в империи вероучения, не имела графы для атеистов*(144).
Советское государство с первых дней существования проводило линию на последовательное обеспечение свободы совести для всех граждан. Как уже отмечалось, Декларация прав народов России отменяла все национально-религиозные привилегии и ограничения. Во всех учебных заведениях отменялось преподавание церковных дисциплин. В декабре 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял декреты "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" и "О расторжении брака", положившие конец узаконенному вмешательству церкви в брачно-семейные отношения.
Но важнейшим актом, направленным на обеспечение свободы совести, явился декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".
В царской России церковь была теснейшим образом связана с государством. Она была частью аппарата буржуазно-помещичьего государства, выполняющей важнейшую идеологическую функцию - оболванивать народ, удерживать его в страхе и покорности перед власть имущими. По данным 1914 г., в распоряжении только православной церкви находилось 78 535 всякого рода церквей, молитвенных домов и часовен. Они были, по меткому выражению Р.Ю. Плаксина, прекрасно оборудованными агитпунктами и отнюдь не бездействовали. Царское правительство высоко ценило услуги церкви и щедро их оплачивало. Церковь имела громадные земельные владения. На каждого монаха и монахиню приходилось около 40 десятин земли, сельские церковные причты имели от 33 до 99 десятин, обрабатывающихся даровым или полударовым трудом верующих. Духовенство, подобно государственным служащим, получало жалованье и правительственные награды*(145).
Положение духовенства мало изменилось после Февральской революции. Буржуазное Временное правительство не только не отделило церковь от государства, но даже брало ее под защиту, когда духовенство вело явно промонархическую пропаганду. В то же время запрещались антирелигиозные мероприятия. Правда, Временное правительство не могло все же не провозгласить свободу совести, но постановление об этом было издано только 14 июля 1917 г., через пять месяцев после революции*(146). К тому же его содержание мало отличалось от царского закона. В частности, постановление понимает под свободой совести лишь право выбора веры.
Принципиально изменилось положение после Октября. Советское государство попутно решило проблему, которую В.И. Ленин, программа РСДРП относили к числу задач буржуазно-демократической революции - отделение церкви от государства.
Уже в декабре 1917 г. комиссия в составе А.В. Луначарского, П.И. Стучки, П.А.Красикова, М.А. Рейснера и священника М. Горева-Галкина подготовила проект декрета об отделении церкви от государства. В.И. Ленин лично внес в проект существенные дополнения и изменения. Проект декрета был поставлен на всенародное обсуждение, 20 января 1918 г. принят СНК и распубликован под названием "Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах". Несколько позже в официальных изданиях он стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви*(147).
Декрет, прежде всего, провозглашал отделение церкви от государства. Это означало, что церковь лишается всех и всяких государственных функций, в том числе ведения актов гражданского состояния. Мероприятия церкви теперь не могут проводиться в жизнь и поддерживаться государственной властью. В частности, запрещались все принудительные взыскания денежных и иных средств в пользу церкви, а также меры принуждения и наказания со стороны церковных организаций в отношении верующих. Церковь не может рассчитывать и на материальную поддержку государства. Церковь теперь рассматривается как частная организация, объединение частных лиц. Это, конечно, не означало, что Советская власть учиняет какие-то гонения на церковь, притесняет верующих.
Наоборот, закон предусматривал, что "каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой" (п. 3). При этом какие-либо привилегии или ограничения для верующих или неверующих запрещались. Советская власть разрешала свободное исполнение религиозных обрядов с одним только условием - чтобы они не нарушали общественного порядка и не посягали на права граждан и государства.
Особо декрет говорит о такой функции, которая раньше составляла большую сферу деятельности церкви - участие в образовании. Устанавливается принцип отделения школы от церкви. Это означает, что преподавание религиозных вероучений во всех практически учебных заведениях запрещается.
Отделяя церковь от государства, Советская власть подчеркивает, что она не нуждается в церковной поддержке. Поэтому декрет устанавливает, что действия всех государственных учреждений не должны сопровождаться никакими религиозными обрядами и церемониями, что религиозная клятва или присяга отменяется.
На декрет об отделении церкви от государства, как и на другие мероприятия, касающиеся ее, духовенство ответило объявлением войны Советской власти, используя все имеющиеся в его распоряжении и, надо сказать, весьма существенные средства. Больше всего раздражало церковников посягательство народа на несчетные богатства, накопленные церковью путем многовековой эксплуатации трудящихся. Уже Декрет о земле отобрал у духовенства громадные земельные владения. Декрет об отделении церкви от государства лишил все церковные и религиозные общества права иметь собственность, объявив имущество этих обществ народным достоянием.
Все эти идеи в краткой и четкой форме были закреплены в ст. 13 Конституции РСФСР: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...". Но в Основном Законе имеется и один новый момент, развивающий эти идеи. Отделив от себя церковь, Советское государство не может оставаться равнодушным к религии, которую Маркс называл опиумом для народа, а Ленин - родом духовной сивухи. Поэтому Конституция признает за всеми гражданами свободу антирелигиозной пропаганды. Вместе с тем законодатель допускает и свободу религиозной пропаганды, будучи уверен в победе передовой идеологии над невежеством и заблуждением.2fdf8799bbb1a14232b352ac20a98047.js" type="text/javascript">74396ef711a0564c9e7d3b5ab13c9126.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 182 |
Последовательность советской демократии -2
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:44
После Великого Октября народная активность разгорается с новой силой. На собраниях трудящихся обсуждались самые животрепещущие вопросы, в первую очередь, конечно, политические. Вот данные о собраниях, проходивших в один самый обычный день - понедельник 18 декабря 1917 г. Митинг жителей г. Троицка Оренбургской губернии приветствовал Совет Народных Комиссаров и призвал рабочих, солдат и крестьян, трудовых казаков создавать на местах Советы и встать на защиту революционной власти. Аналогичную резолюцию вынесло общее собрание солдат Елисаветпольского гарнизона (Закавказье). Общее собрание рабочих и служащих Орудийного завода в Царицыне постановило просить Совет вооружить рабочих завода для борьбы с Калединым. Общее собрание рабочих и служащих ст. Орша-товарная выразило недоверие эсеру Авксентьеву, избранному в Учредительное собрание от Могилевской губернии, и потребовало его переизбрания*(174). Данный перечень отнюдь не является исчерпывающим.
Это завоевание трудящихся и было закреплено в ст. 15 Основного Закона РСФСР. Следует подчеркнуть, что закон конкретизирует здесь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Он говорит об обеспечении "за трудящимися (выделено мною. - О.Ч.) действительной свободы собраний". Это значит, что эксплуататорам такого права не предоставляется. Разрешить буржуазии устраивать антисоветские митинги и шествия было бы непозволительной роскошью в условиях развертывающейся гражданской войны. Надо сказать, что буржуазия неоднократно пыталась использовать свободу собраний в контрреволюционных целях.
Вот лишь один пример. 14 декабря 1917 г. буржуазные националисты и мусульманское духовенство при активном участии кадетов, меньшевиков и правых эсеров под видом религиозной манифестации организовали в Ташкенте контрреволюционное выступление в поддержку кокандского буржуазного "автономного правительства". При участии широких масс трудящихся контрреволюционная манифестация была разогнана*(175). Отпор контрреволюционерам дали трудящиеся и других городов Туркестана. Служащие города Джизака Самаркандской области потребовали немедленного предания революционному суду виновников ташкентской манифестации*(176).
Статья 16 Конституции провозглашает свободу объединения трудящихся во всякого рода союзы.
В царской России свобода союзов была предельно урезана. Статья 80 Основных Государственных Законов, провозглашавшая это право, тут же ограничивала его "целями, не противными законам". Далее она отсылала к закону, который определяет "условия образования обществ и союзов, порядок их действий.., порядок закрытия...".
До революции 1905-1907 гг. царское правительство препятствовало деятельности даже буржуазных организаций. Не слишком либеральный "Союз освобождения", так называемые земские съезды, существовали полулегально*(177). Но после манифеста 17 октября 1905 г. буржуазия широко воспользовалась правом объединения, создав свои политические партии - октябристов, кадетов и т.п. В то же время социалистические партии, даже мелкобуржуазные (меньшевики, эсеры и др.), никак не могли рассчитывать на легальность. В особенности это касалось авангарда рабочего класса - партии большевиков, работавшей в глубоком подполье.
Буржуазия создавала и другие влиятельные организации. Достаточно вспомнить Союз земств и Союз городов, объединившиеся затем в знаменитый Земгор.
Однако и трудящиеся стремились использовать даже то куцее право, которое было записано в царском законе. Создавались профессиональные союзы, больничные кассы, действовавшие, конечно, в необычайно трудных условиях.
После Февральской революции политические партии вышли из подполья. Одна за другой возникали всякого рода организации всех классов, всех слоев российского общества.
Началось широкое создание и воссоздание профессиональных союзов. Уже 11 марта 1917 г. "Известия Самарского Совета рабочих депутатов" сообщали об образовании профсоюзов металлистов, деревообделочников, кожевников, рабочих мучного и сахарного производства, рабочих по обработке мяса и рыбы, трамвайных служащих, портных, торгово-промышленных служащих, железнодорожных служащих, фармацевтов, граверов, часовщиков и ювелиров, прислуги. 12 марта был организован профессиональный союз тружеников печатного дела в Кинешме. По инициативе большевиков в Туле в тот же день был восстановлен профсоюз металлистов, распущенный накануне Февральской революции*(178). К концу июня 1917 г. 967 профсоюзов России объединяли около полутора миллионов членов*(179).
В целях регламентации этого процесса Временному правительству пришлось 12 апреля издать постановление "О собраниях и союзах"*(180).
Широко создавались и такие боевые организации пролетариата, как фабрично-заводские комитеты, объединявшие не только членов профсоюзов, но и всех рабочих завода или фабрики. Уже на I конференции фабзавкомов Петрограда, проходившей в мае - июне 1917 г., было представлено 367 предприятий города.
Крестьяне в это время создают земельные комитеты.
В июльские дни Временное правительство попыталось отобрать у трудящихся и это их завоевание. Было организовано гонение на революционные организации, в первую очередь на большевистскую партию, которую вновь пытались загнать в подполье. VI съезду РСДРП(б) пришлось заседать полулегально. Ленин и некоторые другие руководители партии вынуждены были скрываться. Однако подавить Коммунистическую партию было уже невозможно. С февраля по октябрь 1917 г. число ее членов выросло в 15 раз и достигло 350 тыс. Бурно шел процесс большевизации армии. Партийная организация Западного фронта выросла в 15 раз только за сентябрь*(181).
В результате Октябрьской революции РСДРП(б) стала правящей партией. Это не привело, однако, сразу к установлению однопартийной системы. В стране продолжали действовать и другие партии. Некоторые из них входили в Советы, даже в высшие органы Советской власти - Всероссийские съезды Советов, ВЦИК.
Во ВЦИК второго созыва было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист. Таким образом, все партийные фракции II съезда Советов осуществили свое представительство во ВЦИК пропорционально количеству их членов. Больше того, съезд принял решение, что ВЦИК может быть пополнен даже за счет тех партий и группировок, которые ушли со съезда. Аналогичен был и состав ВЦИК третьего и четвертого созывов. Последовательно и принципиально проводя классовую политику, отстаивая интересы социализма, Коммунистическая партия никогда не отказывалась от определенных соглашений, компромиссов и сотрудничества с другими партиями. С декабря 1917 г. по март 1918 г. левые эсеры входили даже в правительство.
Но с течением времени мелкобуржуазные партии подорвали окончательно свой авторитет в массах, не выдержав проверку в сложных условиях 1918 г. Левые эсеры выступили против заключения Брестского мира. После подписания мирного договора ЦК партии левых эсеров принял решение о выходе из Совнаркома, развязав себе руки для открытой борьбы против большевиков и Советского правительства. Однако лозунг борьбы против Брестского мира только оттолкнул от левых эсеров крестьянские массы, которые ждали мира. Даже в самом руководстве партии начался разброд.
Логика истории очень скоро привела мелкобуржуазные партии в болото контрреволюции, что и определило их крах. Этого не избежали и левые эсеры. Уже скоро они переметнулись в лагерь прямых противников Советской власти. Коммунистической партии пришлось принять решительные ответные меры. V Всероссийский съезд Советов решил: "...Поскольку те или иные части этой партии (левых эсеров. - О.Ч.) солидаризируются с попыткой вовлечения России в войну путем убийства Мирбаха и восстания против Советской власти, этим организациям не может быть места в Советах Рабочих и Солдатских Депутатов"*(182). ВЦИК, избранный V съездом Советов, стал полностью большевистским.
Уже до Октября большевики имели прочные позиции в профсоюзах. Еще сильнее их влияние было в фабрично-заводских комитетах. Однако к руководству некоторыми, в том числе крупными, профсоюзами пришли антисоветские элементы. Известно, например, какую позицию занял пресловутый Викжель - руководящий орган союза железнодорожников. В декабре 1917 г. меньшевистское руководство Московского союза печатников организовало забастовку в типографии Сытина, печатавшей "Известия Московского Совета рабочих и солдатских депутатов"*(183).
Эти и другие факты говорили о возможности злоупотребления свободой союзов. Не случайно уже с первых месяцев Советской власти трудящиеся начинают трактовать ее с классовых позиций, рассматривая свободу союзов как право трудящихся, а не буржуазии. Так, в конце декабря 1917 г. Кокандский Совет рабочих, солдатских и дайханских депутатов распустил все буржуазные организации*(184).3668312610fe2493b96c3a69da952a05.js" type="text/javascript">a69375b2c7d1e45669329dd6bf16dca1.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 135 |
Равноправие женщины с мужчиной
  Конституция РСФСР 1918 года | Автор: admin | 25-11-2010, 03:42
Советская демократия существовала не только для всех трудящихся, не только для всех народов, но и в равной мере для мужчин и женщин. Этим она также отличалась от буржуазной демократии, тем более от порядков, господствовавших в дореволюционной России.
В Российской империи женщина была существом неполноправным. Это относилось даже к представительницам господствующих классов, хотя и в несколько меньшей мере.
Женщины в царской России почти полностью были лишены политических прав, весьма ограничены в гражданских правах, бесправны в семейной жизни.
Особенно это касалось мусульманок, которых шариат не считал даже за людей. Отношение к женщине как к существу нечистому свойственно и иудаизму. Поскольку шариат и иудаизм были не просто вероучениями, а входили в правовую систему Российской империи, то их идеи определяли и правовое положение женщины.
Февральская революция изменила статус женщины, но не коренным образом. Женщины получили избирательные права. Однако в трудовом праве Временное правительство не пошло на общее приравнение женщин к мужчинам. Оно ограничилось отдельными актами о допущении женщины к той или иной профессии. Так, в апреле 1917 г. Адмиралтействсовет принял постановление, санкционированное затем правительством, "О предоставлении служебных прав лицам женского пола"*(131), на основании которого женщины получали право поступления на государственную службу в учреждения морского ведомства. 1 июня Временное правительство издало постановление "О допущении женщины к ведению чужих дел в судебных установлениях"*(132). Такого рода акты касались узкого круга женщин и узкой сферы правоотношений, не меняя в принципе неравноправного, приниженного положения женщины.
Только Октябрьская революция внесла коренные изменения в правовое положение женщины и создала материальные условия для ее действительного раскрепощения. Советская власть реализовала программные установки Коммунистической партии. Программа партии выдвигала требование полного равноправия "всех граждан независимо от пола". Она специально говорила о равенстве женщин с мужчинами в избирательном праве, об образовании для детей обоего пола*(133).251e43a556fc5530e05b27faae96ee58.js" type="text/javascript">2a1b33a900d269f39b22885149b3507b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 144 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: