Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
3. Первые шаги к корпорации предпринимателей
 (голосов: 0)
  Корпоративное предпринимательство | Автор: admin | 31-12-2010, 00:01

Попробуем сформулировать минимальную программу действий по решению перечисленных проблем и очертить контуры социального института по реализации такой программы. Назовем его для простоты «Центром корпоративного предпринимательства» (сокращенно ЦКП). При этом будем жестко следовать логике и структуре проблемного поля. Важно постараться избежать утопического конструирования, обойтись без фаланстеров и алюминиевых табуреток из снов Веры Павловны. При решении задач такого рода может быть полезной опора на культурные аналоги и исторические прецеденты.

3.1. Обучение конструированию: «система Физтеха»

Сходная проблема была успешно решена в советском обществе в 40 ? 50-е гг. Тогда в связи с гонкой вооружений возникла массовая потребность в гибридных фигурах типа «исследователь-конструктор», способных разрабатывать технологии, основанные на новейших достижениях точных и естественных наук, и воплощать их «в металле». Высшая школа могла предложить специалистов, обладающих знаниями в области физики, химии и математики, в то время как требовалось прививать студентам инженерно-конструкторские и исследовательские способности.
Тогда ведущие ученые и конструкторы, руководители академических и отраслевых оборонных институтов (Капица, Арцимович, Дородницин и т.д.) сообща создали учебное заведение нового типа – Московский физико-технический институт. В его работе каждый из них выступил сразу в двух различных качествах.
Во-первых, отцы-основатели и их ведущие сотрудники сообща взяли на себя фундаментальный и факультетские циклы преподавания в качестве лекторов и ведущих семинаров. Руководитель ЦАГИ академик Христианович преподавал газовую динамику, заместитель Королева Раушенбах – космонавтику… Участие в этом «профессиональных преподавателей» было сведено к минимуму. Возник самоподдерживающийся процесс, благодаря которому Физтех стал центром притяжения для талантливой молодежи всей страны, что в свою очередь, привлекало сюда все новых ведущих ученых в качестве преподавателей.
Во-вторых, произведенный сообща «полуфабрикат» отцы-основатели позднее делили между собой на конкурентной основе. Каждая учебная группа численностью 10-20 человек с момента поступления была условно закреплена за «базовой кафедрой», в роли которой и выступал научно-исследовательский центр, руководимый одним из основателей Физтеха. К третьему курсу в основном завершалось перераспределение студентов по базовым кафедрам – в результате состязания этих кафедр в сфере рекламы и PR, в соответствии со сформировавшимся кругом интересов студентов и уровнем их способностей. Ежегодно выше ста крупнейших институтов и конструкторских бюро принимали на стажировку новые группы студентов, которые на IV?VI курсах проводили там большую часть времени, работая на полставки в том коллективе, куда они получали гарантированное распределение по окончании Физтеха.

3.2. ЦКП как решение проблемы подготовки предпринимательских кадров

Аналогичная модель может быть реализована применительно не к инженерно-конструкторской деятельности, а к предпринимательской, поскольку между ними много общего.
Центр корпоративного предпринимательства имеет смысл строить не на пустом месте, а на базе университета, дающего фундаментальное образование в сфере экономики, права и управления. ЦКП может играть роль специализированного факультета или межфакультетской кафедры, куда студенты попадают на основе внутреннего конкурса.
Центр строится как добровольное объединение предпринимателей, каждый из которых берет на себя труд принять личное участие в общеобразовательном цикле занятий. Целью этих занятий может быть освоение студентами различных типов и классов предпринимательских схем в форме лекций, семинаров и практических занятий. В дальнейшем – через систему объединенных семинаров и открытых мастер-классов, а также виртуальных кафедр на корпоративном сервере – студенты распределяются по фирмам, руководимым преподавателями ЦКП, где участвуют в реальной предпринимательской деятельности и одновременно пишут диплом.

3.3. ЦКП как разработчик базы данных по предпринимательским схемам

Дипломный проект выпускников ЦКП должен иметь характер классификации, кодификации, стандартизованного изложения некоторого класса схем, сконструированных и реализуемых предпринимателем ? руководителем диплома. Разработка соответствующего стандарта станет первой совместной задачей предпринимателей, объединившихся в ЦКП.
Каждый такой диплом, удовлетворяющий требованиям выработанного стандарта, может играть роль конкретного модуля постоянно пополняемой базы данных по предпринимательским схемам.
Стандартизованное описание предпринимательских схем имеет не столько научно-методические, сколько весьма практические последствия. Оно позволит в ближайшей перспективе их модифицировать и адаптировать к конкретным условиям, клонировать, продавать, отдавать по лицензии и т.д. В таком виде предпринимательскую схему становится возможным отделить от создателя и превратить в высоколиквидный информационный продукт.

3.4. ЦКП как кооператив по взаимному оказанию педагогических услуг
По мере решения этой задачи ЦКП сможет выступить в качестве эмбриональной формы конструктивного взаимодействия предпринимателей, где у них наконец-то появляется нечто общее, а именно – общие студенты.
Заглянув в корпоративный интранет-сервер или зайдя на заседание объединенного семинара, они смогут узнать друг о друге, а подключившись к базе данных или посетив параллельный мастер-класс – получить первичное представление о разрабатываемых коллегами классах схем.
По мере формирования у отдельных предпринимателей целостного представления о модели учебного процесса, реализуемой в ЦКП, они смогут соотнести ее с проблемами и потребностями собственной фирмы или коллектива. Как следствие, у них может возникнуть желание адаптировать и применить ту же модель для переподготовки собственных сотрудников по сокращенной (либо дополненной) и конкретизированной программе. С этой целью могут быть по договоренности сформированы рабочие группы из числа преподавателей-предпринимателей ЦКП и учебные модули для переподготовки и повышения квалификации.

3.5. ЦКП как бюро по обмену предпринимательскими схемами

На основе элементарных форм обмена образовательными и консультационными услугами в дальнейшем возможно построение более сложных форм взаимодействия, включающих прямой обмен схемами. Причем речь идет не только и не столько об обмене интеллектуальными продуктами, сколько о гораздо более зримых, вещных его формах.
Предприниматели, в чьих фирмах стажируются (или уже работают) их общие недавние студенты - выпускники ЦКП, могут договориться о прямом обмене сотрудниками - носителями схем. Речь идет как о формировании рабочих групп по трансплантации и внедрению схем с ядром из выпускников ЦКП, так и о прямом «бартерном обмене» со взаимным переходом сотрудников из коллектива в коллектив.
Дальнейшее развитие подобного обмена логически ведет в сторону синтеза смешанных и объемлющих схем второго порядка, включающих разработки отдельных предпринимателей из ЦКП в качестве элементов и блоков.

3.6. Возможна ли корпорация предпринимателей?

Таким образом, можно видеть, что в рамках описанного типа деятельности возникает упорядоченная последовательность все более глубоких форм взаимодействия между предпринимателями, которая стартует с уровня кооперирования в деле первичной подготовки кадров. В этом смысле ЦКП представляет собой не что иное, как эмбриональную форму становления предпринимательской корпорации, где предприниматели с самого начала связаны общим предметом деятельности. Это своеобразный кооператив по оказанию дву- и многосторонних взаимовыгодных услуг. Нетрудно видеть, что эти услуги выстраиваются в некоторую иерархию, причем процесс строительства следует определенной внутренней логике. Она может привести к тому, что предприниматели, согласившиеся участвовать (по той или иной причине) в деятельности ЦКП, de facto оказываются вовлеченными в формирование современной предпринимательской корпорации.
Конечно, надо отдавать себе отчет, что представители первого массового поколения предпринимателей воспитаны еще в духе культа «автономной» личности, унаследованного от экономической эпохи. Поэтому они вряд ли окажутся подготовлены к более глубоким формам корпоративной самоорганизации и совместного социального творчества. Но все это будет естественным для их общих студентов, выпускников ЦКП.
Процесс зарождения элементарных форм корпоративного предпринимательства в России (как и во всем мире) идет полным ходом. Вектор этого процесса направлен от первичных способов кооперирования на предметном уровне предпринимательских схем – через проектирование систем корпоративного принятия решений – к проблематике стратегии трансгосударственных предпринимательских корпораций.
33cfd39e64a5ee004e9e49632a50c9cf.js" type="text/javascript">1175f86a5f60ea7df3f8d629f7f037e3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 131 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: