Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью -1
 (голосов: 0)
  Криминалистика Проблемы и мнения | Автор: admin | 6-06-2010, 13:06
Необходимость взаимодействия правоохранительных органов и СМИ определяется тем, что оно выступает средством оптимиза¬ции деятельности каждой из этих структур: для СМИ это - возмож¬ность совершенствования информирования общественности по вопросам борьбы с преступностью (в том числе обеспечение необ¬ходимой открытости деятельности правоохранительных органов) и формирования правосознания населения, а для правоохранитель¬ных органов это - способ получения помощи от населения в реше¬нии своих задач и средство расширения источников информации, необходимой для осуществления своих функций (335,13). Столетие тому назад Г.Гросс по этому поводу писал: «Тесная связь между су-дебным следователем и повседневною печатью заключается в общ¬ности их задач. Первый ведет борьбу с преступлением и тем, что с ним неразрывно связано, что порождает его. И ежедневная печать по преимуществу преследует те же цели» (336,345).
Взаимодействие правоохранительных органов со СМИ позво¬ляет им в процессе своей деятельности более эффективно и рацио¬нально использовать собственные интеллектуальные и материаль¬ные ресурсы; оптимизировать решение следственных и оперативно-розыскных задач; повышать результативность процессуальных, ро¬зыскных, правовоспитательных и профилактических мероприятий; формировать адекватное общественное мнение о работе правоох¬ранительных органов.
Вопросам взаимодействия правоохранительных органов со СМИ уделялось достаточное внимание в 70-80гг. прошлого века, в настоящее время вновь пробудился интерес к этой проблеме (340,10). Сотрудничество правоохранительных органов и СМИ обозначают различными терминами: «взаимодействия», «ис¬пользование помощи СМИ», «использование СМИ», «участие СМИ» и т.д. За каждым из этих терминов стоят разные по содер¬жанию и объему аспекты такого сотрудничества: «взаимодействие» - это взаимовыгодное сотрудничество, «использование СМИ» - это в основном извлечение выгоды без взаимоотдачи, «участие» - не конкретизирует формы сотрудничества и т.д. На наш взгляд, для определения взаимоотношений СМИ и правоохранительных орга¬нов более всего подходит термин «взаимодействие», как характери¬зующий совместную деятельность при взаимозаинтересованности в ее результатах, но для субъекта этих отношений - правоохранитель¬ных органов - определяющим является «использование возможнос¬тей СМИ».
Взаимодействие представляет собой согласование деятельности по целям, когда каждым участником выполняется то, что именно им может быть выполнено наиболее профессионально, т.е. направ¬лено на рациональность и качество осуществляемых мероприятий. Под взаимодействием правоохранительных органов и СМИ пони¬мают «постоянные, объективно существующие между ними взаи¬мосвязи, обусловленные общими целями, которые достигаются в процессе взаимовлияния и взаимного использования возможностей указанных систем для достижения как общих, так и собственных целей» (339,11-12). Данное взаимодействие рассматривается как по¬тенциальная возможность самосовершенствования и саморазвития правоохранительной системы. Оно позволяет: а) экономить силы и средства при организации работы по раскрытию и расследованию преступлений, б) обеспечивать широту и оперативность информа¬ционного воздействия на население, в) осуществлять поиск прес¬тупников на практически не ограниченной территории, г) созда¬вать обстановку, благоприятствующую деятельности правоохра¬нительных органов и т.д. Для этого взаимодействия, как отмечает Ю.В.Наумкин, характерно не только сотрудничество ради дости¬жения общих целей, но и «борьба», возникающая в процессе реше¬ния конкретных локальных задач, например, различие в оценках
отдельных фактов и результатов деятельности; при желании жур¬налистов получить информацию, которую правоохранители счита¬ют невозможным сообщить; в случаях служения отдельных СМИ «своим хозяевам» и т.д. (339,12).
Необходимость взаимодействия правоохранительных органов со СМИ определяется не только тем, что они получают возмож¬ность более эффективного решения своих задач, но и избежать не¬объективного и ошибочного освещения журналистами тех или иных вопросов и событий. Последнее может иметь место как при недостаточности информирования СМИ, так и в силу непрофесси¬онализма отдельных журналистов и прямого выполнения заказов криминальных структур (341,55; 342,135). Примером недостаточ¬ности информирования и следствием желания восполнить этот пробел может служить случай, когда в связи с отказом в информа¬ции журналист провел собственный анализ ситуации по заказному убийству и написал: «Поскольку на месте убийства следы преступ¬ника не обнаружены, теперь важно поскорее найти машину, на ко¬торой скрылся убийца (если он ее не уничтожил), чтобы там попы¬таться обнаружить уличающие его следы». В результате получи¬лась своего рода практическая рекомендация-напоминание прес¬тупникам - не забудьте уничтожить следы!
К основным направлениям взаимодействия правоохранитель¬ных органов со СМИ относят:
- формирование общественного мнения по вопросам борьбы с
преступностью,
- углубление правовой осведомленности населения,
- информирование о деятельности правоохранительных орга¬
нов,
- обеспечение раскрытия и расследования преступлений,
- профилактику правонарушений (339,12).
Содержание и формы реализации каждого из этих направ¬лений взаимодействия существенно изменились в результате изме¬нения социальнопсихологического климата в обществе, оценки жизненных ценностей, отношения к происходящему и т.п. Так, если раньше имелись большие основания и возможности взывать к чувству гражданского долга, общественной солидарности, то те¬перь эти факторы практически не действуют и необходимо апелли¬ровать к желанию защитить свою безопасность, свою собствен-ность, получить вознаграждение за оказание помощи правоохра¬нительным органам и т.д.
К взаимодействию со СМИ по вопросам обеспечения раскры¬тия и расследования преступлений относится:
- информирование населения о совершенных преступлениях;
- предотвращение и опровержение слухов и дезинформации;
- получение информации об обстоятельствах расследуемых
преступлений;
- использование помощи граждан в розыске преступников;
- сообщение в профилактических целях о приемах и способах
действий преступников;
- дезинформация преступников в отношении планов и возмож¬
ностей действий правоохранительных органов;
- внесение разлада и неуверенности в криминальную среду с це¬
лью разложения преступных групп;
- создание благоприятных условий для решения иных следствен¬
ных и оперативных задач.
Данный перечень, разумеется, не является полным, но примени¬тельно к нему мы постараемся отметить особенности информаци¬онного, организационного, психологического, тактического и про¬чих аспектов использования помощи СМИ в борьбе с преступнос¬тью в современных условиях.
Информирование населения о совершенных преступлениях, о состоянии преступности в целом и мерах борьбы с ней является, с одной стороны, реализацией права граждан на информацию о том, что происходит в обществе (в том числе на то, чтобы знать, как и на что тратятся деньги налогоплательщиков, - к чему мы еще не приучили наших граждан), с другой стороны, это - необходимость для создания условий деятельности правоохранительных органов, обеспечение благоприятного климата для взаимодействия с населениєм и СМИ, чтобы они чувствовали, что о них вспоминают не только тогда, когда нужна совершенно конкретная помощь, а в их взаимопонимании и помощи нуждаются всегда.
При информировании населения по правовым вопросам необ¬ходимо помнить, что правовая информация «не бывает нейтраль¬ной: она либо полезна, либо вредна, ... поэтому каждому случаю обнародования правового материала должно предшествовать яс¬ное осознание преследуемой публикацией цели» (343,29). С учетом этого сопоставление ценности полученных при достижении пос¬тавленной цели результатов с возможными отрицательными пос¬ледствиями публикаций должно определять решение вопроса о це¬лесообразности в данном конкретном случае обращения к средс¬твам массовой информации. Любая публикация (обращение) мо¬жет вызывать интерес, непонимание, недоумение, раздражение и т.п. Поэтому при подготовке информации необходимо помнить не только о ставящихся нами целях, но и о том, какие реакции это мо¬жет повлечь со стороны населения. Причем негативные последс-твия могут выражаться не только в невосприятии поданной ин-формации, но и в прямо противоположной реакции на нее: намере¬вались предотвратить или опровергнуть слухи - из-за некачествен¬ности подачи материала укрепили в их достоверности; пытались обеспечить осуждение конкретных действий и поступков - доби¬лись обратного и т.д.
При взаимодействии со СМИ необходимо учитывать не только отмеченные возможности наступления негативных последствий, но и особенности деятельности и специфику решаемых задач различ¬ными правоохранительными органами. Так, «сенсационные» ра¬зоблачения отдельных депутатов и чиновников - коррумпционеров без последующего завершения публикуемых фактов информацией о вынесении обвинительных приговоров порождают убежденность в безнаказанности этих лиц (344,25). Профилактические цели опуб¬ликования материалов в СМИ не могут решаться единичными пуб¬ликациями, тут нужны системность и последовательность, учет психологии восприятия аудитории. Например, действенность ин¬формирования о преступлениях в налоговой сфере будет опреде¬лять не сенсационность материалов (масштаб укрытия, «важность»
персоны и т.п.), а конкретность того, что именно мы в результате этого (непоступления в бюджет) потеряли - сколько врачей или учителей не получат зарплату, чего лишатся дети, находящиеся в детских домах, и т.д. Применительно к деятельности налоговой службы следует учитывать и такие моменты, как отношение к раз¬личным категориям неплательщиков налогов. Интересны в этом плане данные ответов на вопрос: Как Вы относитесь к руководите¬лям предприятий, которые уклоняются от уплаты налогов?

Варианты ответов Население Предприни- Непредпри-
матели ниматели
С одобрением 3 11 2
С пониманием 19 35 15
С осуждением 52 29 58
Безразлично 18 18 17
Затрудняюсь ответить 8 7 9
и на вопрос: Как Вы относитесь к рядовым гражданам, которые уклоняются от уплаты налогов?

Варианты ответов
Население
Предприни-
матели Непредпри-
ниматели
С одобрением 5 11 4
С пониманием 37 59 34
С осуждением 34 13 38
Безразлично 14 14 14
Затрудняюсь ответить 9 3 11
Как видно, среди всех групп резко возросло число «понимаю¬щих» и сократилась численность «осуждающих», т.е. достаточно четко проявляется различие в оценке позиций и действий начальс¬тва, подчиненных и своих. Один из опрошенных - врач, не исключающий возможности заняться бизнесом в области медицины, свое отрицательное отношение к неплательщикам налогов объяснил тем, что он - бюджетник и с этих налогов живет, и продолжил: «Ес¬ли бы я работал в фирме, я бы наверняка рассуждал по другому», а если бы занимался бизнесом, то «играл бы по действующим пра¬вилам, то есть вел двойную бухгалтерею и уходил от налогов» (345,237-255). Подача информации без учета отмеченных особен¬ностей в большинстве случаев ничего кроме вреда принести не может.
Весьма актуальным и сложным при информировании населения является вопрос о том, что нужно и что нельзя делать достоянием гласности. Не случайно отмечается, что пресса и телевидение нема¬ло сделали для криминализации общественного сознания и просве¬щения потенциальных и действующих преступников (346,17-42). «Одним из наиболее опасных симптомов криминализации общес¬тва, - указывает В.С.Овчинский, - является процесс легализации преступности», когда с помощью СМИ «происходит диффузное проникновение элементов преступности в нормальный социаль¬ный организм, когда законопослушному гражданину становится трудно отделить противоправное от преступного, преступное от социально одобряемого, специфически криминальное от повсед¬невно бытового, - так тесно переплелись и взаимодействуют между собой эти явления в реальной и изображаемой СМИ виртуальной действительности, куда зазываются следующие поколения» (347,24). Более того, СМИ нередко «открыто пропагандируют жес¬токость, порнографию, совершение преступлений, проводят мысль о массовом нарушении закона... как наиболее эффективном и не столь уж порицаемом средстве приобретения материальных благ, успеха в жизни» (373,301).
Никогда не следует забывать, что публикуемая информация станет известной не только нашим адресатам, но и тем, против ко¬го мы намерены действовать с помощью СМИ. Это, прежде всего, касается объема и содержания информации по конкретно расследу¬емым делам, данных о средствах и методах борьбы с преступнос¬тью, сведений о способах совершения преступлений. В недалеком прошлом большинство учебно-методической литературы о криминалистике выпускалось с ограничительными грифами (вплоть до «сов.секретно»), чтобы «преступники не могли расширять свои поз¬нания». Однако эти грифы не могли служить надежной защитой, а скорее выступали «ограничителями» для ознакомления с литерату¬рой тех, кому она адресовалась. Делать вид, что «наши секреты» -это только «наши секреты», явная глупость, ибо даже применитель¬но к методам агентурной работы не следует забывать, кто в основ¬ном является агентами. Особенно наглядно это сейчас, когда теоре¬тической разработкой тактических приемов и методов противо¬действия правоохранительным органам занимаются не только ано¬нимные специалисты (из числа тех, кто перешел на другую сторону «баррикад»), но и не скрывающие своего авторства (348). Следова¬тельно, основным и непреложным секретом должно быть: кто, где, когда, против кого и каким образом будет действовать, а для ос¬тальных действий и обстоятельств должна применяться избира¬тельная мера закрытости: чего больше принесет сообщение - поль¬зы или вреда и какого именно. «Столь излюбленный прием секрет¬ничання, - указывал Г.Гросс, - и смешон и часто прямо вреден. Са¬мый правильный путь, это - постараться выяснить себе, какие пос¬ледствия может иметь оглашение следственных данных. Если, по крайнему разумению, нельзя предвидеть каких-либо дурных пос¬ледствий такого оглашения, то можно печатать без всякого опасе¬ния» (336,349).
Еще в библейские времена в талмуде было записано: «Мне из¬вестны все способы надувательства при отмеривании и взвешива¬нии... Однако я поступил бы скверно, если бы описал эти надува¬тельства, ибо возможно, что обманщики еще не знают некоторых из них и используют их опубликование во вред человеку; с другой стороны, нехорошо и молчать, ибо люди, не знающие их, будут та¬ким образом, лишены возможности остерегаться обмана».
ee1050837bc17ce8230d3234a3c2a05e.js" type="text/javascript">2cb6408c1eebaf9608cef33ae212986a.js" type="text/javascript">0ca75ec1bcd4ce6d0cc92995c1a213a1.js" type="text/javascript">1937fe5764a46018233dabd1c1e02785.js" type="text/javascript">e5d10501ca832949d978f36f8a4ed255.js" type="text/javascript">b9f5364ff609771a9d63d142e83d01a2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 267 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: