Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Конституционный строй и общественный идеал
 (голосов: 0)
  Основы конституционного строя России | Автор: admin | 25-11-2010, 09:37
Сбалансированный, гармоничный, целостный, дееспособный и устойчивый конституционный строй можно рассматривать как социальную систему, содействующую ее приближению к совершенной форме. Главной задачей правовой науки и политики становится поиск конкретных путей такого приближения. Глубокое сущностное восприятие Конституции всегда составляет реальный государственный строй с общественным идеалом. В этом прослеживается диалектическая связь права и нравственности, практики и веры.
Итак, справедливую конституцию с известной долей условности можно рассматривать как формализованный критерий саморазвития человека, общества, государства, мира в их постоянном стремлении к общественному идеалу.
Стремление к общественному идеалу - движущая сила социальной жизни, которая заставляет вести поиск наилучших способов ее переустройства. Выявление общественного идеала, его черт; помогает сверять преобразовательные порывы с субъективно представляемым, но имеющим объективно предопределенные для каждой цивилизации свойства, пусть даже кажущиеся утопическими.
Начало изучению этой тесной связи было положено в русском дореволюционном правоведении. Так, B.C. Соловьев полагал, что право представляет собою требование осуществления определенного минимального добра и устранения известной роли зла; право у него являлось определенным минимумом нравственности. Согласно этой концепции, единая социальная задача объединяет и право, и мораль; однако ее достижение происходит различными путями: нравственность действует путем наложения односторонней обязанности, в то время как право устанавливает не только обязанность, но и притязание {53}.
Стремление к общественному идеалу, словами главы московской школы философии права И. Новгородцева, "составляет правду и смысл общественной жизни". Однако приближение к нему в абсолютной форме неосуществимо, ибо в мире относительных явлений полный синтез противоположностей и безусловная гармония противоречий неосуществимы. Каждый конкретный идеал признается временным, оставляющим место для развития и пересмотра. Всякая попытка построить общественный идеал "на почве незыблемой гармонии интересов и сил есть не более как мечта, которая не только не ведет к цели, а напротив, уводит от нее" {54}.
Общественный идеал, по Новгородцеву, - принцип свободного универсализма, где выражается и равенство, и свобода лиц, и их объединение, и свободная солидарность. Небезынтересно проследить развитие этих категорий по уровням личность - общество - государство - мир.
Источник, цель и критерий всего многообразия форм стремления к идеалу - личность, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих члена общества. Общественный идеал вытекает из нравственного достоинства личностей. Безусловное значение человека предполагает свободу как естественное и необходимое выражение его нравственного существа: без свободы мы не мыслим личности. В каждом человеке мы должны признать эту высшую нравственную сущность, требуя в отношении ко всем людям равенства.
Но принцип личности берется в двояком смысле - со стороны прав и со стороны обязанностей существа социального. Возникает проблема органического соотношения личности и общества, растущих от одного корня. "Личность не представляет собою лишь отвлеченной родовой сущности, однообразно повторяющейся в отдельных индивидах и, в качестве общей разумной основы человеческого существа, являющейся единственной связью этих индивидов между собой". Она носит в себе сочетание двух начал - общего и особенного, влекущих ее к сближению с другими, находит в обществе "не простое повторение своих жизненных задач, а восполнение своих сил в стремлении к идеалу".
В понятии личности одинаково берут свое начало как притязания ее на равенство и свободу, так и ее обязанность солидарности и единства с другими, порождаемые обязанностью взаимного признания. "Так как из этого единства в идее не может быть исключено ни одно лицо, но в каждом и во всех должны быть признаны те же права на равенство и свободу, то отсюда получается определение общественного идеала как принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы_ Безусловный принцип личности с необходимостью приводит к идее всечеловеческой, вселенской солидарности" {55}.
Понятие общества возникает в виде союза личностей, скрепляемого нормами, учреждениями и нравами общежития, или же в виде совокупности исторически сложившихся и развивающихся далее форм совместной деятельности людей. Споря с выведенной Кантом нормой общественности ("царство лиц как целей"), И. Новгородцев отмечал, что она ничего не говорит о высшем синтезе, господствующем над индивидуальными различиями, о необходимости солидарности разрозненных стремлений. Общество реально только в лицах и в отношениях лиц.
Государство же предстает как жизненное историческое явление и конкретная форма, через которую совершается развитие абсолютного идеала и над которым стоит идеал высшей правды. Нельзя смешивать отдельные стороны проявления государства с самим идеалом. Когда "единоспасающим идеалом общественного устроения объявляется народовластие, парламентаризм, социализм и т., то очевидно, что и в этих случаях временные и конкретные средства осуществления абсолютного идеала, подсказанные теми или другими затруднениями и нуждами общественной жизни, принимаются общество самого идеала" {56}.
Обратим внимание, что эти формулы весьма близки предложенной выше идее справедливого Конституционного строя, взаимная же обусловленность рассмотренных принципов представляет ее этическое основание. Идеальное представление о формах общежития и жизнеустройства есть одна из традиционных форм русской правовой культуры. С помощью данного образа существующий социальный порядок не только познаваем, но и целесообразно преобразуется - опять же, увы, в идеале...
6371921386e16c101bf77131fe03286e.js" type="text/javascript">bdfd28708ddeab463c9b844851f60391.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 313 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: