Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Коллегии
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:09
Беспорядки и злоупотребления бывшего прежде личного приказного управления представляли необходимым ввести порядок коллегиальный. Еще в 1714 году*(110), прежде учреждения Коллегий, велено в Сенате и в губерниях в военных и гражданских делах все решения производить протоколами не одному лицу, но всем, к тому приставленным; а дьякам и секретарям запрещено под смертной казнью крепить и рассылать указы прежде подписания протоколов; но как в сие время не имели еще точных понятий ни о протоколах, ни о коллегиях, то и угрозы сии оставались без действия.
К учреждению Коллегий приступлено тем, что в 1715 году через Министра нашего в Копенгагене истребованы Уставы Датские.
Предполагаемо было даже вызвать оттуда и Советников, кои бы, обучась по-русски, могли способствовать к их образованию: ибо, как сказано в собственноручной Государевой записке, "всех циркумстанций в книгах не пишут". Вслед за тем поручено выписать и Уставы Шведские.
Наконец, в 1718 году явилось учреждение Коллегий*(111). В течение двух лет их учреждено было девять. В 1720 году*(112) дан им общий Генеральный Регламент, и с сего времени указ 1714 года вошел в свою силу, то есть велено все дела производить коллегиальным порядком. Не только все дела управления, но и все дела высшего суда размещены были в сих установлениях. Суд не был еще тогда отделен от прочих управлений. Так, Коммерц-Коллегия не токмо управляла делами торговыми, но и судила торгующих; Берг-Коллегия ведала судом заводчиков, Мануфактур-Коллегия-фабрикантов, и так далее. Ведомство же высшего суда по делам земской собственности, так же как и по делам уголовным, вверено было Юстиц-Коллегии и Вотчинной Коллегии.
Состав Коллегий. Каждая Коллегия слагалась по роду и количеству дел из Отделений или Экспедиций и каждая из сих Экспедиций вверялась Президентом Советнику, или Асессору, в особенное надзирание и попечение; над всеми же ими Президент должен был иметь генеральную и верховную дирекцию*(113). Хотя определение членов зависело от Сената, но Президент имел над ними следующую власть: и) он мог о тех из них, коих найдет мало разумными или слабыми, представлять Сенату, чтоб искуснейших определил; 2) o нерадивых, если по увещанию его они не исправятся, представлять также Сенату; 3) наконец, тех из них, от нерадения коих вредительная в делах остановка учинится, Президент мог или понизить в чине (т. е. в должности), или и весьма отставить*(114). Один день в каждой неделе, и именно в четверток, все Президенты обязаны были съезжаться в Сенатскую Палату, и следовательно, день сей был общим собранием всех Коллегий в Сенате в лице их Президентов*(115). Впоследствии, когда найдено было, что сии собрания отвлекают Президентов от дел их, определены были указом 12 января 1722 г. вторые президенты для присутствия в Сенате.491314ceec563aa0c71fe0c6bd3309cc.js" type="text/javascript">0a6864f5678f53d55795cfb948aff91e.js" type="text/javascript">a4b4b37a1ccac8d2359518f1821c9c95.js" type="text/javascript">cfb8ce206739fdec937d8d2de9297b69.js" type="text/javascript">b711c780a81a8a50a2ce4979d0977718.js" type="text/javascript">6616ab2eb92aea0f76760e3f852b04c1.js" type="text/javascript">81d158bf4f654ed494eb0eaa34f0eeb4.js" type="text/javascript">88a4ecfeef983be65de80eda43ab2674.js" type="text/javascript">4952d87380e07b4830b4877c197e4c32.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 252 |
Сенат
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:09
Учреждению Сената предшествовал некоторый распорядок в губернском и уездном управлении. В 8 губерниях определены губернаторы, в провинциях правили воеводы, в городах - коменданты и ратуши, в уездах - ландраты и комиссары. Всем сим местным начальствам постановлено в 1711 году одно средоточие: Сенат.
Под именем Сената должно различать два разных установления: одно временное, другое постоянное.
Сенат в 1711 году учрежден был по случаю и на время отсутствия Государя, с той же властью и сообразно тому же правилу, какое и прежде в отсутствие наблюдалось. Учреждение сие было необходимо, потому что Совет, или Ближняя Канцелярия, как место совещательное, не могла управлять Государством, и сверх того особы, ее составлявшие, следовали за Государем.
Сей Сенат был сословие 8 особ, коим, на случай отсутствия, по старому обычаю приказано было Государство. Особый наказ определял главные его предметы: суд, дела финансовые и попечение о Китайской и Персидской торговле*(97). Вместе с тем учинен некоторый распорядок дел в его канцелярии*(98).
Не прежде как в 1718 году, когда учреждение Коллегий было решено и некоторые из них были уже в действии, Сенат начал принимать вид постоянный, государственный. В течение четырех последующих лет определен состав его, предметы, образ производства дел, степень власти и ответственность.
Состав Сената был коллегиальный. Он должен был состоять из Действительных Тайных и Тайных Советников, из Президентов Коллегий*(99) и из Министров, бывших в иностранных Дворах*(100), в одном нераздельном присутствии, под председательством самого Государя и с надзором Генерал-Прокурора, коего звание в первый раз в 1722 году учреждено*(101).
Предметы его были три следующие: 1) совещания по законодательству*(102); 2) окончательное решение в делах высшего управления и надзора*(103); 3) окончательное решение в делах судебных*(104).
Образ производства дел установлен тот же, как и в Коллегиях, с следующим только различием, что всякое определение Сената не единогласное велено считать недействительным и, следственно, дело поступало к Государю; напротив, всякое определение единогласное, если оно не было остановлено Генерал-Прокурором, велено приводить в исполнение*(105).c8a5423952c567828a06cb296c93ab11.js" type="text/javascript">fbd5c848535a361aa91e512c7e116e7c.js" type="text/javascript">cc4b40c4c6244116e1b00299e8ac02ee.js" type="text/javascript">1bc08b8d4812234ac1dcb1b45166ff27.js" type="text/javascript">38105ca56e9130e49a2b154601f49275.js" type="text/javascript">7ffe1ee2f1356591798bc2e143971a33.js" type="text/javascript">be0de80ccf2c48da7bdd767306f7cb9a.js" type="text/javascript">8a9bb117061ac927decf371bad7de97a.js" type="text/javascript">fdb88e1334e8d3f8cdf158458912839c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 144 |
Совет
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:08
Образ управления, предшествовавший учреждениям Петра Великого, состоял в установлениях троякого рода: одни из них были сословия совещательные, и сии составляли высшую степень; таковы были: Большая Дума, Золотая Палата, Ответная Палата, Разряд и Расправная Палата. Каждый из сих Советов состоял из большего или меньшего числа бояр и думных людей. Другие были судебные вместе и управительные и составляли степень среднюю. Таковы были разные Московские Приказы, числом всего около сорока. Они вверялись обыкновенно одному лицу с товарищем или без оного, но всегда с дьяком. Третья и низшая степень управления вверяема была в провинциях воеводам и их товарищам. Долголетний опыт доказывал неудобства сих установлений. Высшая их степень - Совещательные Палаты, не имели единства; а средний, будучи вверен лицам, и по имени и по делу был действительно самовластным приказным управлением. Был еще третий род управления, учреждаемого на время отсутствия государей из Москвы. Он состоял в препоручении всех дел верховному надзору одного, двух или более избранных лиц с обширной властию. Они были как бы наместники государя во всем государстве. Сие называлось: приказать Москву. Власть сия иногда препоручаема была Расправной Палате.0ec18e04182159cbddc2c52f0e72e8f5.js" type="text/javascript">418f8f2b5dc9bc320f437299fd99dae4.js" type="text/javascript">b8cfb3b37e67559ce686b6e02d1483a4.js" type="text/javascript">340710abc700eb11b7d5683448cbc914.js" type="text/javascript">e4a929580d3212806d0a93773d479dfe.js" type="text/javascript">31eb38c04ffc37041f2fec14e211b085.js" type="text/javascript">0c53c5900bf552d9721943010e65b811.js" type="text/javascript">cfb5f099c8484aca697bae08b34afee2.js" type="text/javascript">66778412133f37e0e7c13bce54a7d776.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Состав всей системы управления. Литера В.
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:07
Порядок, коим можно приступить к исполнению сего плана.
Если план управления, коего одни главные черты здесь представлены, будет принят, то к постепенному исполнению его можно приступить следующим образом. Должно открыть в одно время четыре главные работы:
I. Составить подробное положение для сената законодательного и исполнительного. Сие положение должно в себе содержать:
1) состав сената, число членов, порядок и формы их определения;
2) точное означение, или табель всех предметов сената;
3) образ производства в нем дел, источники и образ их вступления, обряд производства внутреннего и внешнего, канцелярии и проч.;
4) сношения сих мест между собою;
5) означение мест, кои сенату исполнительному подчиняются.
II. Вместе с сим должно на началах, выше изображенных, сделать устав полиции и назначить в нем образ производства дел полицейских.
III. Устав экономический, или правило, на коем часть сия должна действовать.
IV. Составить новое Губернское положение в замену учреждений о губерниях.
Между тем как работы сии будут производиться, может быть признано будет нужным приуготовить некоторые перемены и в образе управления внешних дел и воинской части по трем первым коллегиям.
Когда все сии материалы будут приуготовлены, соображены и утверждены, тогда все места*(92), на сем новом плане расположенные, открыть в одно время, дабы, вступая вместе в новый вещей порядок, представляли они стройное целое, коего все части покорны одному закону.
VI. Примечания на табель В.
1) Для чего в отделениях сената исполнительного не означены все те министерства, кои ныне существуют?
Части, означенные в табели, суть единые, естественные отделения, какие можно найти во всяком государстве; но как по различию местных положений в каждом главном отделении могут быть две или более части довольно обширные, чтоб занять целое министерство, то и следует, что в каждом главном отделении может и должно быть столько министерств, сколько есть значащих частей, требующих особенного надзора. Сие раздробление одного отделения на несколько частей не может быть вредно, если части сии связаны с общим планом того отделения, к коему принадлежат. Оно даже необходимо при начальном делоустройстве, когда каждая часть требует образования особенного надзора и внимания. По усовершении их можно конечно части сии соединить и привести к одному началу. В общем плане должно всегда иметь в виду одни общие главные и необходимые отделения, ибо в ветвях, им подчиненных, части их не могут иметь каждая соответствующего себе порядка без крайнего дел раздробления и замешательства. Так, напр., если бы в губерниях учреждено было столько разных начальств, сколько есть министерств, то система управления губернского сделалась бы весьма сложна и имела бы много частей, для симметрии только существующих.
2) Для чего не полагается в управлениях низших никакого внешнего надзора?
Надзор если он не есть тайный, всегда предполагает ответственность; в самом деле, надзор, который бы, не потребовав на месте объяснения, доносил только первые свои примечания высшему начальству, был бы самое тщетное и вредное фискальство. Надзор, который бы мог требовать от главных местных начальников объяснения, должен бы быть от них независим. Таким образом в каждой губернии установилась бы внешняя сила (status in statu), первым понятиям единства противная и всякому истинному порядку чуждая.
И каким образом надзор сей мог бы действовать? Чтоб мог он быть несколько верен и не превратился в пустой донос, основанный на слухах, он должен необходимо следовать за течением дел, т. е. видеть все их производство; следовательно, должен иметь во всех местах своих агентов. Агентам сим должны быть все дела сообщаемы на предварительное усмотрение; чтоб усмотрение сие могло иметь свою пользу, должно им дать право протеста (иначе злоупотребления будут видимы, но не исправлены), с протестом соединить право приостановить решение дел. Таким образом, чтоб заметить одну ошибку или злоупотребление, надобно ввести во все производство дел целый порядок форм столько же затруднительных, сколько и противных первому началу управления, скорости. Вверить сей надзор дворянскому обществу есть верный способ все дела остановить и расслабить, чтоб не сказать еще чего-нибудь более.80320674cbaee05019d1eabf704bbea3.js" type="text/javascript">77aa6999e074923a69fb077378d16841.js" type="text/javascript">cf23a37c627d7afe7843b6e0e63fb594.js" type="text/javascript">2e4f27fe5ea9411d4cc8696968ed505e.js" type="text/javascript">d0e8d631729838a312ae990d31918b51.js" type="text/javascript">cdc322d0720505e522c014d54e631509.js" type="text/javascript">a21395afc01c79a06613dd43af126861.js" type="text/javascript">598a66277928640cadac8188132b7bf8.js" type="text/javascript">facbc765e94fb7ee993d1675d1cf056b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 223 |
Примечания на образование государственного управления
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:07
Если свойства управления вышеозначенные настоящим расположением достигнуты, то можно утвердительно заключить, что оно правильно и основано на твердых началах. Но единое приложение сего образа управления к свойствам вышеприведенным показывает ясно, что он всех их вмещает, ибо:
1) Он основан на неделимости власти самодержавной. Ни сенат законодательный, ни сенат исполнительный не могут сделать никакого движения без воли государя; в существе своем они суть непосредственное только его орудие и собственной силы не имеют.
2) Между тем наружной важностию своею и составом они утверждают народное мнение, возводят его ближе к идеям монархическим и ставят Россию на одной чреде с прочими государствами европейскими, не отнимая ничего от силы ее необходимого самодержавия. Государь благонамеренный не найдет, конечно, в сих установлениях никаких препятствий к совершению своих предположений; но самодержец, который бы захотел употребить во зло неограниченную волю, встретил бы твердую преграду своим насилиям, если не в самих сих установлениях, то в мнении, в уверенности, в привычках народных, особенно когда привычки сии долголетним продолжением доброго царства в сердцах укрепятся. Сие укрепление всегда было признаваемо важнейшим оплотом политической свободы и, может быть, лучшей гарантией закона.
3) Сей образ управления столько сближен с монархическим, сколько конституция России может сие позволить, не вводя великих переломов.
4) Но то, что довершает убеждение в его пользу, состоит в удобности, какую сей образ управления имеет, чтобы со временем превратиться в совершенную монархическую систему.
В самом деле, приучая народ взирать на законодательную власть в некотором наружном отделении, он воспитывает, так сказать, дух его к другому порядку вещей. Когда приспеет время, то есть когда развитием просвещения и сопряжением многих обстоятельств, от времени зависящих, созреет возможность лучшего управления, тогда без всякой почти перемены и в те же, так сказать, рамы вместится другое устройство, не на видимом порядке, но на внутреннем и вещественном основанное. Тогда надобно только будет сенат законодательный составить по другой лучшей системе, переименовать сенат судный высшим судом и, основав его подобно прочим частям управления на единстве, ввести с ними в параллельное положение; тогда все превратится в истинную монархическую систему.5d91bd3d7e1106b2291bb12b6247c9c9.js" type="text/javascript">f50ee1cdf4e026d029f4a55966027a19.js" type="text/javascript">734d8e8998b12791098ac8791c78f284.js" type="text/javascript">2d9e6ceedbac0cb4fd9b0c4e5ed8495a.js" type="text/javascript">2311dbfab9e88c20967fb7902cf2769b.js" type="text/javascript">77cb5ead31e75ed8780cf0aa823a842c.js" type="text/javascript">925638b607bd25d4402c74f0a9187f48.js" type="text/javascript">a73eedbc621d05c61221e4002ebe0c02.js" type="text/javascript">3154af3dcfcbffc3ec8943da7ce3b9b9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 178 |
Устав канцелярского обряда
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:06
II. Отделение суда.
Часть судная сената оставляется в настоящем ее положении*(86).
К ней принадлежит межевой департамент до времени окончания межевания.
Министр юстиции занимает в ней место генерал-прокурора.
Части судной сената подчиняются одни те места, где действительно производится суд, и в другия части управления она не входит.
Судные департаменты имеют свое общее собрание, на которое нет апелляции, но могут быть жалобы на нарушение обряда; и как хранитель обрядов в сенате судном есть генерал-прокурор, то жалобы сии идут тем же путем, как и все жалобы на министров, то есть от государя препровождаются в законодательный сенат, а дабы, под видом жалоб на обряд не принимались жалобы на существо дела, то прежде рассматривает их генералъ-рекетмейстер и докладывает государю.18b8f3b74e053e8f7dc9c856174a70b3.js" type="text/javascript">2ec66238dfa2c521709d74627d0c0ef8.js" type="text/javascript">e36ef5c4c70acbf5e5f46bcf6657d8b2.js" type="text/javascript">9c75eeff3b57bdbd3075276ca9cf6f2a.js" type="text/javascript">c1f787a61d1fa6610d8bb090a3ac06b5.js" type="text/javascript">9b1e2696d988d7cee2d6a965cad6c955.js" type="text/javascript">0524c72faa72111c25c3dd65f0dc8ad0.js" type="text/javascript">901e202a5aa379a0932e3455b550c0ec.js" type="text/javascript">131b5f5d211a9c41357a1bf850335d30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 129 |
Состав и образование сената исполнительного
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:06
I. Отделение управления (администрации).
Сенат управляющий составляется единственно из министров.
Сенат управляющий присутствует два дня в неделю.
Упражнение его суть:
1) Рассмотрение и соображение новых мер, каждым министром принимаемых. Сюда принадлежит все то, что превышает устав, данный министру на вверенную ему часть, и требует особенного положения.
2) Внесение в акты (l'enregistrement) исходящих указов и узаконений.
3) Сообщение их законодательному сенату и обнародование как указов, так и решений сената судного.
4) Определение чиновников.
5) Производство в чины.
6) Хранение актов; ведомство всех государственных архивов.
Порядок, коим дела входят, производятся и исходят в сенате управляющем, есть следующий:
1) Дела входят:
a) От министров - все новые постановления на рассуждение и все указы, частно в губернии посылаемые за известием.
b) От сената судного - решения его до общего обнародования.
c) Все государевы указы, к исполнению сената управляющего принадлежащие.a8591dfaa28ef4d80c3e9d46fbd90874.js" type="text/javascript">da29f2f6f779f29a32194b1b21035607.js" type="text/javascript">3b869596e01889159bf88a7a867783e0.js" type="text/javascript">7896b8290bdc934140783f768349e0d6.js" type="text/javascript">c3b4137ad96f82985a4a52a809d7c3e6.js" type="text/javascript">f26a226ee1fb22eb1e27ab0c22ae18e8.js" type="text/javascript">2d18c4e9557bc7fb3f44bc00b4f4ce8e.js" type="text/javascript">dd7ab34789a42f7076fc3f8621f46c93.js" type="text/javascript">961168bb99add35447953df0c7bae27e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 233 |
Состав и образование сената законодательного.
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:05
Сенат законодательный составляется из сенаторов по избранию государя.
Сенат законодательный собирается два дня в неделю.
Упражнения его суть*(85):
1) Постановление закона гражданского и уголовного.
Для сего каждый раз, когда в сенате судном встречается случай, законом не определенный, он посылается на разрешение сената законодательного, который, определяя его согласно государственному закону, представляет на утверждение государю.
2) Усовершение закона гражданского и уголовного.
Сюда принадлежит комиссия о составе уложения, коею управляет один из сенаторов законодательного сената и в коей всю работу производят четыре юрисконсульта. Сия комиссия занимается единственно приведением в порядок законов существующих.
Сюда принадлежат также и те случаи, когда в сенате судном встретится дело, на которое изданные законы не ясны, или противоречащи, или общей пользе противны.
3) Охранение закона в исполнении его.
Сюда принадлежат:
1) Жалобы на министров, по Высочайшему повелению вносимые.
2) Ревизия всех новых актов сената исполнительного по отношению их не к внутренней доброте их, но к коренным государственным законам.
Порядок, коим дела входят, производятся и кончаются в сенате законодательном, есть следующий:
1) Дела входят:
От сената судного: а) по недостатку закона; б) по неясности его.
От комиссии - по мере приведения законов в порядок.
От сената управляющего вносятся все меры, вновь им принимаемые или с отменой прежних уставов сопряженные.
От государя - жалобы, прямо на министров приносимые.
От министров - их отчеты ежегодные.56f318c14fe1b39819ed23532e443a12.js" type="text/javascript">bde9b76ce85a3bf6b4c05402760f7749.js" type="text/javascript">68d9be91e598e075ca2cf02bca612e58.js" type="text/javascript">4091b128aba167199d4b1b487c78d8dd.js" type="text/javascript">07e79da5b041a5e041bded41428a63ab.js" type="text/javascript">1cc28c7e88a2f9f9faa48ef12c0d1f87.js" type="text/javascript">298fb5e87ea63906082c13676ddde6b9.js" type="text/javascript">cf1d4a05ff18c526e9b865905c089a81.js" type="text/javascript">40ee577870664c0b6806aca2778e6dc4.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 176 |
О составе государственных мест.
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:05
Государственным установлениям, без связи и порядка ныне существующим, дабы дать некоторое между собою отношение, должно, во-первых, разделить предметы их на два главные рода: к одному отнести все то, что касается до части законодательной, к другому - все, что принадлежит к власти исполнительной.
Обе власти сии, соединяясь в лице государя, не иначе как его волею действовать могут, а потому места, для каждой из них установляемые, в разуме настоящей государственной конституции не сами собою, но силою самодержавной существовать могут. Они в существе своем суть два отделения внутреннего государева кабинета; но в мнении народном представляют места внешние и умеряют собою самодержавие.
Все то, что принадлежит до постановления, усовершения и охранения государственного закона и уложения, будет входить в первое сословие.
Все то, что принадлежит до постановления временных учреждений и исполнения законов, уже существующих, будет входить во второе сословие.51643c6bbaaf1f2f76300014efc421df.js" type="text/javascript">46bc1b447dcb1628ff9f8cc7c8649f17.js" type="text/javascript">21ead0cd52a0026ffff84d1778e5c1d4.js" type="text/javascript">8b62e48f8bf532a2dfdafaf94fc5fc4b.js" type="text/javascript">9779a93550936597a4e4d1ddee95c984.js" type="text/javascript">a28644a06ec99420acfe4ec997cec3ce.js" type="text/javascript">42c7f478a974a34a74ff4b49da019bea.js" type="text/javascript">60f85db9f15b520199306ad564d13265.js" type="text/javascript">b669619092d8bef35db7f00dea28712d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 158 |
Какие части управления могут прежде всего быть исправлены?
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:04
Прилагая свойства, выше приведенные, к порядку, ныне существующему, мы находим, во-первых, что в некоторых частях своих представляет он более удобности к усовершению, нежели в других*(78).
Здесь припомнить должно то различие, какое выше было постановлено между временными учреждениями (регламентами) и законами, и что некоторые части управления, как-то: полиция и экономия, действуют всегда на правиле учреждений, а суд утверждается на законе.
Учреждения наши конечно недостаточны, но их можно усовершить и исправить. Но исправить гражданский и уголовный закон скоро почти нет никакой возможности, ибо:
1) Не только в России, но и нигде в Европе нет еще правильной теории ни гражданского, ни уголовного закона. Сия часть законодательства доселе была и ныне есть предметом учености, исторических разысканий и, можно сказать, глубокого педантства; дух истинной аналитики к ней не прикоснулся. Юрисконсульты спорят еще и поныне о точном понятии закона, об определении прав и обязанностей, о категорическом разделении преступлений, о разграничении дела уголовного от дела гражданского, и, чтоб все сказать одним словом, они спорят о самом понятии справедливого и несправедливого, о самых первых началах сего знания. Не ум обыкновенный, но разум творческий - гений - должен решить сей спор и положить лучшие основания сей науки и, может быть, переменить сам язык ее и уничтожить варварские ее формы.
Можно с некоторою основательностью предполагать, что мы стоим при самом рождении лучшей теории гражданских и уголовных законов. Никогда в Европе не занимались сею наукою с таким вниманием, как ныне; лучшие умы обратили на нее свои разыскания, и, может быть, не пройдет десяти лет, как мы увидим в сей части политических понятий важное превращение.
2) Настоящее положение России дает ей всю удобность ожидать сего превращения: если бы и существовала в Европе система добрых законов в сей части, она не могла бы у нас скоро приведена быть в действие, ибо правый суд по необходимости предполагает не только просвещенных судей, но просвещенную публику, искусных законоведцев, знающих стряпчих и методическое сей части учение; без сего самая лучшая система судоведения произведет одно только вредное действие новости. Но что сделало доселе правительство в России, чтоб приуготовить добрых судей, чтоб окружить их здравомыслящею публикою, чтоб просветить их советом судоведцев? Где установления, в коих юношество наше образуется по сей части?
Может быть, в одной России судьи творятся одною волею и приказанием правительства, и человек, едва по слуху знающий о законе, о праве, об обязанности, вдруг по слову власти становится органом закона и решителем всех споров о праве и обязанности. Какая система законов может устоять против таковых исполнителей?
3) С некоторого времени вошло у нас в обыкновение все недостатки управления слагать на несовершенство наших законов*(79). Не будучи в пользу их слепо предубежденным, можно, однако же, быть уверенным, что сие мнение весьма несправедливо*(80).
Вы жалуетесь на несовершенство ваших законов уголовных и гражданских, - можно бы было возразить сим цензорам, столь скорым, столь готовым давать советы правительству, - но измерили ли вы вредное влияние прочих частей управления на сию ветвь законодательства? определили ли, до какой степени недостаточная и несвязная ваша полиция затрудняет течение суда, попущая преступлениям стареться без следствий, представляя следствие без обстоятельств, теряя обстоятельства временем, небрежением и недостатком исполнителей? Каким образом на пространстве пяти или 600 верст земский исправник, для куска хлеба, из бедных дворян выбранный, с подобными ему нищими заседателями может привести закон в уважение, пресечь насилие на месте, предохранить собственность от похищения и тем отвратить разорительные тяжбы? Каким образом в государстве, где земляные владения по большей части не обмежеваны, где права и на обмежеванные еще не удостоверены, где вся экономическая часть в крайнем беспорядке и упущении, могут быть тяжбы не многочисленны и не запутаны? Каким образом закон может действовать, когда не поддерживается разумом и просвещением исполнителей и когда исполнители сии еще необразованны? Познали ли вы, до какой степени судье трудно быть честным там, где нет общего мнения, где нет публичности в деяниях суда, нет ответственности, нет совету, нет способов учения, и, наконец, чтоб все заключить в одном слове, где сам текст закона известен только по секретарским письменным тетрадям, от одного к другому переходящим и нигде в порядок не приведенным? Исправьте все сии несовершенства, суду побочные и от других частей управления зависящие, тогда рассуждайте о действии наших законов.20bddcf28f0d89a326fc9dda38ce5da3.js" type="text/javascript">5ccc536997c97a87e63a609457ef323e.js" type="text/javascript">2596ead86ad4c9ac8dceed989c1487cf.js" type="text/javascript">40717fc900dcdf0fa4cc8339d63d693a.js" type="text/javascript">6b7d95509188af6af4218d5ce350c5c2.js" type="text/javascript">32b945abab8cc5bf8101f79182941fb3.js" type="text/javascript">361cdae3018dc50e93c02c86299fac6d.js" type="text/javascript">96669627191c52068cc7237c99b5cb36.js" type="text/javascript">9af4262de94df3a7a6f1d32248a040c5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 166 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: