Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Каким образом можно приступить к усовершению системы государственного управления?
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:03
Надобно только сравнить образ управления монархического с управлением, ныне в России существующим, чтоб удостовериться, что никакая сила человеческая не может сего последнего превратить в первое, не призвав в содействие время и постепенное всех вещей движение к совершенству.
В настоящем порядке вещей мы не находим самых первых элементов, необходимо нужных к составлению монархического управления. В самом деле, каким образом можно основать монархическое управление по образцу, выше нами предложенному, в стране, где половина населения находится в совершенном рабстве, где сие рабство связано со всеми почти частями политического устройства и с воинскою системою и где сия воинская система необходима по пространству границ и по политическому положению?
Каким образом можно основать монархическое управление без государственного закона и без уложения?
Каким образом можно постановить государственный закон и уложение без отделения власти законодательной от власти исполнительной?
Каким образом отделить власть законодательную без сословия независимого, ее составляющего, и без общего мнения, его поддерживающего?
Каким образом составить сословие независимое без великого и, может быть, опасного превращения всего существующего порядка, - с рабством - и без просвещения?
Каким образом установить общее мнение, сотворить дух народный без свободы тиснения?
Каким образом ввести или дозволить свободу тиснения без просвещения?
Каким образом установить истинную министерскую ответственность там, где отвечать некому и где и ответствующий и вопрошающий составляют одно лицо и одну сторону?acd9e6b7bb09e787ba929db2ad1060b7.js" type="text/javascript">39cb215f9016f5021cafa9e2e7ce546e.js" type="text/javascript">f770ca8dfbba8f5c5f3a76287425e46b.js" type="text/javascript">05945cf0933f871d839919f044480615.js" type="text/javascript">3b3108a1e6bf768158375d0839cc866a.js" type="text/javascript">0b845c42fdfe9fda42e5c2f892d3691f.js" type="text/javascript">b73d4f4309d21457fa86cd27d6979c5f.js" type="text/javascript">3a195519acc9d055626a05d3cb808e72.js" type="text/javascript">6bc8a260a53892353145f7e57c9715b3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 228 |
О разуме настоящего управления в России
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:03
Сколь ни просто на первый взгляд кажется правление самодержавное, но, когда оно смешано с разными установлениями монархическими и покрыто формами, к другому порядку вещей принадлежащими, состав его делается многосложен и разрешить его на первые его стихии не есть дело удобное*(73).
Первое начало власти в России весьма кажется просто. Государь, соединяющий в особе своей все роды сил, единый законодатель, судья и исполнитель своих законов - вот в чем состоит на первый взгляд вся конституция сего государства.
Но когда рассматривают образ, коим верховное сие начало действует, и средства, коими оно силы свои распределяет и приводит в упражнение, сия простота первого понятия исчезает и на месте ее являются разные системы управления, к разным началам принадлежащие и никакой между собой вещественной связи не имеющие.
В самом деле, каким образом определить взаимные отношения первых государственных мест: совета, сената, комитета и министров? В чем состоят существенные их различия между собою? Какой степень власти каждое из них имеет? Какую род дел каждому из них присвоен? - Разрешение всех сих вопросов одно может обнаружить истинный разум настоящего правления в России.
И, во-первых, очевидно, что ни одно из сих мест собственной политической силы не имеет: все они зависят и в начале и в конце, и в бытии и в действии их от единой воли и мановения силы самодержавной. Следовательно,
второе: ни одно из них телом политическим, а тем менее законодательным, признано быть не может;
третье: ни прав, ни преимуществ, свойственных государственным установлениям, в отношении к первому их началу иметь они не могут;
четвертое: различия существенного (constitutive) между собою они не имеют, ибо различие сие может быть только двояко: 1) в предметах и 2) в правиле действий. Но предметы во всех сих местах одинаковы. Сенат занимается теми же ветвями полиции, экономии суда, какие вносятся в совет и к министрам. Правило действия в них также одинаково: все они или соображают дело с законом, или, когда закона нет или по обстоятельствам кажется он неудобен, представляют мнение свое о новом установлении. Все различие состоит только в разности канцелярского обряда, но нет нужды доказывать, сколь различие сие маловажно.9c114b07181e911b1648ea293497958d.js" type="text/javascript">365c9d4507d187eea5f52b077ee9e2ef.js" type="text/javascript">777c3474608a86076cf62d1b928c263c.js" type="text/javascript">1ea96259b4c135f429593dac2e174134.js" type="text/javascript">d95c1db89dd5a0513a730487f6599f2a.js" type="text/javascript">1ab633910c069b9a592557cc1666c1e7.js" type="text/javascript">0d14fe17b140e50fc30bb3367a7b6315.js" type="text/javascript">262e299c22cb9d73bb7e18b4fd42434a.js" type="text/javascript">c71a0728a4de93589ec66366849923da.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 203 |
О составе (организации) управления
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:02
Определив сим образом части, составляющие управление, и познав внутреннее их сложение, должно назначить каждой из них приличнейшую организацию.
Организация управления вообще должна быть:
1) Сообразна общему государственному закону и учреждениям;
2) Основана на единстве исполнения;
3) Подвержена отчету в форме и в существе дел;
4) Постановлена на одном плане во всех частях своих.
5) Соображена с местными уважениями и
6) соразмерена способам исполнения.
В сем состоят общие правила организации; чтобы познать, до какой степени все они необходимы, нужно каждое из них рассмотреть в особенности.
1) О связи закона с управлением.
Поскольку управление (администрация) во всякой монархии не что другое есть, как исполнение закона, то само собою явствует, что доброта управления по необходимости зависит от доброты закона*(56).
Закон различается от учреждений (реламентов). Закон имеет предметом отношения постоянные и не пременяемые. Учреждения простираются на действия и происшествия, непрестанной перемене подлежащие.
Есть много разделений законов; лучшее из них есть то, которое различает их на три рода: 1) закон государственный (конституционный); 2) закон гражданский; 3) закон уголовный. Два последние закона называются иначе уложение (code civil et penal).
Учреждения относятся: 1) к полиции; 2) к экономии; 3) к системе воинской: 4) к системе внешних сношений.
Предметы, составляющие сии части, по самому существу их непрерывным подвержены переменам; но есть в них общие правила, от коих отступить невозможно без совершенного смешения власти законодательной с исполнительною; так, напр., мера налогов в экономии, заключение в темницу в полиции и другие тому подобные. Главные правила относятся к закону государственному и им определяются.
В самом суде есть части, принадлежащие до учреждений; так, напр., назначение мест, где суд имеет быть отправляем, определение чиновников, постановление обрядов и тому подобные положения.
Каким бы образом ни была в государстве составлена власть законодательная, никто кроме нее не может постановлять законов.
Учреждения всегда постановляются властию исполнительною.
Относясь к предметам переменяющимся, они не могут быть иначе располагаемы. Если бы власть исполнительная обязана была на всякий случай испрашивать определения власти законодательной, никакое государство не могло бы отправлять дел своих*(57).
Но, с другой стороны, если бы учреждения издаваемы были без соображения с законом государственным, тогда власть исполнительная превратилась бы в законодательную и исчезли бы все отношения порядка монархического.
Итак, всякое учреждение должно по необходимости быть сообразно государственному закону, а следовательно, и способы, коими приводится оно в исполнение, должны быть на нем же основаны. Способы сии суть то, что называем мы организацией управления.
Из сего очевидно, что организация каждой части управления предполагает: 1) учреждение ее; 2) государственный закон.
2) О единстве исполнения.
L'unite, dans tous les cas ou elle est possible, c. a d. dans tout ce qui n'exige pas une reunion de lumieres et un concours de volontes, comme un corps legislatif, l'unite, dis-je, est favorable, parce qu'elle fait peser toute la responsabilite, soit morale, soit legale, sur la tete d'im seul. Il, ne partage avec personne l'honneur de ses actions, mais il porte de meme tout le fardeau du blame; il se voit seul contre tous, n'ayant d'autre appui que l'integrite de sa conduite, d'autre defense que l'estime generale. Quand il ne seroit pas integre par inclination, il le devient, pour ainsi dire, malgre lui, en vertu d'une position ou son interet est inseparable de son devoir.
D'ailleurs, l'unite dans les emplois subordonnes est un moyen certain pour le souverain de decouvrir en peu de tems la capacite reelle des individus. Un esprit faux et borne peut se cacher longtemps dans une nombreuse compagnie; mais s'il agit seul et sur un theatre public, son incapacite est bientot demarquee. Les hommes mediocres et ineptes, toujours prompts a sollicitcr les places ou ils peuvent se mettre a l'abri sous un merite etranger, auront peur de s'exposer dans une carriere dangereuse ou ils seront reduits a leur propre valeur.
Bentham, t. III, p. 163 el 164*(58).
Вопрос: могут ли отнесены быть сии рассуждения с равной основательностию и к части судной? Без всякого сомнения и тем более, что нигде пристрастие не подвержено столь частым искушениям, как в суде; нигде нет столько способов ему укрыться, как в разборе частных прав, и следовательно нигде нет столько уважений усилить ответственность и все бремя общего мнения отяготить, так сказать, над единой главою.
Могут быть обстоятельства, в коих суд составлен быть должен более, нежели из одного лица; но сие относится к местному положению страны, о коем мы будем говорить ниже.
3) Об ответственности.
Есть два рода ответственности в государстве, весьма различные между собою; нужно определить их точнее.
Первый род ответственности состоит в том отчете, каким каждое низшее отделение власти исполнительной обязано отделению высшему. Так, низшие исполнители полиции ответствуют высшим, сии ответствуют министрам, министры - государю.
Существо сей ответственности ограничивается единой личностию исполнения. Начальник местной полиции не может ответствовать в доброте ее учреждения; но ответствует только в том, чтоб учреждения сии с точностью были исполнены.
Способы сего рода ответственности суть:
1) Ревизии дел по жалобам;
2) Разные установления, коими высшее начальство надзирает за деяниями низшего: ведомости о течении дел, временные осмотры и проч.;
3) Личный постоянный надзор, состоящий в том, что при каждом месте учреждается особенное, не зависящее от него лицо, которое не препятствуя исполнению, доносит высшему начальству о тех случаях, кои находит противными учреждениям.
Последний сей способ основан весь на ложном расчете вероятностей, ибо нет никакого основания предполагать, что надзирающий скорее согласится с исполнителем в добре, нежели в злоупотреблении. Он имеет равный с ним интерес к пристрастию; следовательно, нет основания верить более одному, нежели другому, и нет причины ограничивать надзор одним лицом; надлежало бы над каждым надзирателем установить новый надзор и так далее в бесконечность. Нелепость такового последствия доказывает неосновательность правила.
Сверх того, что правило сие неосновательно, оно и вредно: 1) потому, что всякое действие излишнее есть действие, вредящее или скорости или порядку; 2) потому, что установлением сего надзора ослабляется личная, прямая ответственность. Исполнитель находит чрез сие способ оградить себя от всякого ответа чрез согласие (connivence) с надзирающим. Тогда притесненный имеет против себя две силы вместо одной и правительство-два способа к заблуждению и сокрытию истины.200f3f575b482636dae4d7eba889bdd7.js" type="text/javascript">86a722946f51a725f7dde96493d0c3ae.js" type="text/javascript">b08c90fd6bbfcbce1aa5a9f505926f14.js" type="text/javascript">e3514e25010277afe4a788ea80afc22a.js" type="text/javascript">e7ccf3a7074a89675c8f347cc42d5fcf.js" type="text/javascript">967072376a3529cf36eb0f30e3e90aab.js" type="text/javascript">d9324979f46b77a94265e3947f06e629.js" type="text/javascript">36d0446d2bd0e0d9adfb6af12cfd1703.js" type="text/javascript">9988e4f8282ae8e0b090353a118bbe2a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 161 |
О государственной экономии
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:01
Все, что составляет народное богатство, есть предмет экономии государственной*(55).
Источники народного богатства вообще можно разделить на два рода: 1) обилие естественных способов; 2) приложение труда.
Способы естественные суть:
земли,
леса,
воды, или:
царство ископаемых,
царство растений,
царство животных.
Приложение труда, или промышленность:
земледелие,
мануфактуры,
коммерция,
промыслы,
заводы.
Богатство государственное есть всегда в сложном содержании способов естественных и труда, на них употребленного. Поскольку доходы не что другое суть, как часть государственного богатства, уделяемая на содержание управления, то из сего следует, что государственная экономия имеет два главные предмета:
1) приумножить вообще массу государственного богатства;141f115d2d390ba92c8982fd3444a8c6.js" type="text/javascript">3644a34dd30c94a2973a24d07d4ea33e.js" type="text/javascript">dccd43cac5c0fc5486ce9c3f3b6ac4d0.js" type="text/javascript">bffb150e436182b1af2b45d718ac070e.js" type="text/javascript">68ccafc011a97bb217e9817b8d2574f3.js" type="text/javascript">56791f03ea8ecc614a2422246512281c.js" type="text/javascript">1ac06021ebba6eb83d3c7e9aca55aefa.js" type="text/javascript">a96769267c89c772324c5390423fb6e6.js" type="text/javascript">2acc89104ca7f05832c7303e95252c8f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 152 |
О суде
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:00
Сколько бы полиция в государстве ни была благоустроена, но не может она пресечь все беспорядки в самом их начале.
Беспорядки сии могут быть двух родов: одни, при вреде частном, несут еще с собою опасность и пример вреда общего; другие наносят только вред частный, не угрожая ничем обществу.
Беспорядок первого рода не только должен быть по открытии его пресечен, но в отвращение вредного примера должен быть наказан.
Беспорядок второго рода должен быть только пресечен, и каждому должно быть возвращено свое.
В первом случае мера наказания не может быть всегда равна; она должна быть соразмерена опасности примера и вреду, от него произойти могущему. Кто определит в каждом случае степень вреда и найдет в законе соответствующее ему наказание? - Суд.
Во втором случае если бы беспорядок был объят на месте в самом своем начале, тогда пресечение его и возвращение похищенного права было бы естественным действием полиции; но как невозможно полагать, чтоб полиция была везде присущею, то ясно, что должны быть беспорядки, так сказать, застаревшиеся, коих исправить полиции невозможно потому, что следы действия уже простыли.
Посему должно быть особенной власти, которая бы по жалобам частных людей разбирала сии застаревшиеся частные беспорядки и возвращала бы каждому свое.
Сия власть есть суд.
Отсюда происходят два предмета суда: беспорядки, угрожающие вредом общим (materia criminalis), и беспорядки без опасности вреда общего (materia civilis); a следовательно, и сам суд есть двоякого рода: уголовный и гражданский (actio justitiae publica, actio justitiae privata).
Из сего следует:
1) Что суд уголовный слагается из двух действий, из коих первое определяет степень вреда и подводит преступление под общую его категорию; второе прилагает его к закону. В первом вопрошается: должно ли такое-то действие считать воровством или только татьбою? Во втором решится, какое наказание за воровство закон определяет.
2) Суд гражданский слагается также из двух действий. В первом спрашивается: действительно ли право отыскиваемое или защищаемое имеет все признаки собственности? Во втором прилагается к нему закон и решится его принадлежность.
3) Тот и другой род суда имеют общую им часть следствия.
Итак, в суде должно принимать три главные части: следствие (enquete, informatio), суждение (judicium), приговор (sentence, arret, decision).1ade5dfb3b7889610e0fe5cc24e865ec.js" type="text/javascript">dd52e2a748fde172a0cfe26f7e7ca189.js" type="text/javascript">2b87f6c37674a1b9f4d346b9f0d20c5e.js" type="text/javascript">71a0b9a840c4c93dc8ac64b66ccbe152.js" type="text/javascript">b1da7b2f3c51015b2541b37cb3c18f42.js" type="text/javascript">1b6240c222e6dac870432ec384b1d1f6.js" type="text/javascript">fec04a2a03849e8d95b8b8b03e40b125.js" type="text/javascript">4effd518febf10970b0e7edcd82c0991.js" type="text/javascript">0043763c2ee84028727d91e54d77dbcd.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
Часть первая. О составе частей государственного управления
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 05:00
I. О полиции

"Полиция" есть слово греческое и собственно значит градское устройство. Греки все части гражданского устройства разумели под сим именованием.
В Риме полиция состояла в доставлении народу хлеба, в устройстве даровых зрелищ, кои были там важным предметом правительства*(44).
Впоследствии слово сие различным образом было принимаемо. Есть писатели, кои дают ему расширение, объемлющее весь состав государственного благоустройства; другие стесняют его в пределы благочиния; некоторые разделяют полицию на государственную (высшую) и гражданскую (низшую); первой приписывают соблюдение государственной тишины от тайных замыслов; второй подчиняют маловажные отступления от закона и порядка. Но все сии понятия о полиции произвольны и основаны не на общем рассуждении о составе государственном, а единственно на случайном государств положении.
Чтоб иметь точное понятие о полиции, надобно взойти к первому началу закона и образу его действия.
Определение полиции.
Закон не что другое есть, как ограничение натуральной свободы человека известными правилами*(45). Сколько бы люди ни были уверяемы в спасительном действии закона и в необходимости ему покоряться, но бывают минуты, где натуральная свобода человека восстает против сего уверения и отказывается делать ему жертвы. С тех пор как учредились человеческие общества, существует в них беспрерывное борение между силами личного самолюбия, все в себе влекущего, и силами закона, все относящего к общему благу*(46).
Состояние равновесия между сими двумя силами есть то, что мы называем общественной тишиною.
Чтоб удержать сие равновесие, действие закона одно к сему не довлеет, ибо самолюбие действует в человеке непрерывно: оно есть то же, что сила тяготения в телах. Закон не может иметь сей непрерывности; он не иначе может действовать, как посредством суда, и, следовательно, ограничивается местом, временем, формою и множеством других обстоятельств.
Если бы все насилия, к коим человек непрестанно порывается, укрощались только судом, покой общественный подвергался бы каждую минуту разрушению и к восстановлению его должно бы было почти для каждых двух человек учредить судебное место, которое бы за ними во всех путях жизни их следовало и разбирало бы взаимные их друг к другу притязания. Невозможность сего предположения и необходимость сохранить общественный покой заставили законодательство ввести в состав политических обществ особенную силу, которая бы, окружая, так сказать, собою все публичные деяния людей, удерживала их в том порядке, в каком законом они поставлены, и, сообщая таким образом действию закона непрерывность, тем самым ставила бы его в меру противоположения с непрерывным действием самолюбия.
Сила сия собственно есть полиция.
По сему понятию полиция не что другое есть, как средство, избранное правительством к сохранению действия закона в его непрерывности, способ удерживать деяния людей в порядке и пресекать всякое насилие.
Она существенно различается от суда тем, что не входит в разбор прав, но приводит только вещи в тот порядок, в коем они до насилия были.
Суд, разбирая права, может обвинить насилие и вместе с тем найти причины его правыми; но полиция наблюдает только, чтоб нигде насилия не было, и поскольку действием своим удерживает она силу закона в равновесии с силою частного интереса, то общее выражение ее есть хранение общественной тишины. Словом, суд есть единовременное действие закона, назначающее известный вещей порядок; полиция есть непрерывное действие закона, удерживающее сей назначенный порядок.fcac82a40411dbc50b4330238c707fcc.js" type="text/javascript">007ce7fdd227bba72de27ae9b69159c8.js" type="text/javascript">6c5016dc82e494c4ecbff49acfc2d117.js" type="text/javascript">b8f6c02a7cfc5c99d32542fcb75bf487.js" type="text/javascript">254feab7946789bf0dd71feaa50eff31.js" type="text/javascript">69fd319c75290fba33f5e9d14c50b08b.js" type="text/javascript">92ea426655629b40a2bebeb421af40ce.js" type="text/javascript">04cc845fb8f6cbdad50fe647eb444b86.js" type="text/javascript">5e9a8ac6d7c0a88e790378876085a008.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803 г.)
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 04:58
План сочинения

Вопрос о лучшем устройстве губернских мест столько связан с управлением государственным, что не можно основать средних начальств, не измерив всех отношений, кои должны они иметь к высшим. Следовательно, приступая к разрешению сего вопроса, необходимо надлежало дать себе отчет в порядке государственного управления.
Чтобы составить себе о нем точное понятие, надлежало исследовать:

Часть I

1) Из каких существенных частей слагается государственное управление вообще;
2) Показать пространство и предметы каждой из сих частей. Раздробив сим образом существенные части государственного управления, должно было показать, в каком естественном порядке слагаются они в истинном монархическом правлении, дабы через то иметь идеальный образец управления, с коим бы можно было соображаться в приложении его к России. Отсюда рассуждения:decefd17e10ae42f1e9d76b0f14502a3.js" type="text/javascript">55f364d6b48b52a401c37275ea3aaa8f.js" type="text/javascript">7317615c986416adb56ae717b6a97aa9.js" type="text/javascript">baf11ea68e6b13a66e61e518254a6f04.js" type="text/javascript">72454d0c9a55a841322815e0add53579.js" type="text/javascript">40bb63506b67f70a1426b9d2700858db.js" type="text/javascript">5bb88fbac81168a89710a85c578e98b6.js" type="text/javascript">a60678948532a25bfe6a04401c673927.js" type="text/javascript">b25075ab921b75992912f53bcf5c9e9d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 157 |
Об установлениях, при совете состоящих
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 04:58
Комиссия законов.

Поскольку первое начертание и приуготовление законов, уставов и учреждений относится ко всем министерствам и не принадлежит ни к одному из них исключительно, то и следует комиссии законов относиться прямо в совет посредством ее управляющего.
Таким образом все законы, уставы и учреждения, изготовляемые в комиссии, будут вносимы сначала в департамент законов, а оттуда в общее собрание и потом уже, следуя существу их, поступать или в порядок законодательный, или же обращаться к исполнению по надлежащем их утверждении.

Статс-секретари.

При четырех департаментах совета находится по одному статс-секретарю, коих должность есть приуготовление дел, в совет поступающих, дополнение их нужными сведениями и предложение их совету.
Сверх сего, статс-секретари, под председательством одного члена совета, составляют комитет для рассмотрения прошений, входящих на Высочайшее имя. Особенный наказ определит подробно действия сего комитета.12ffa1d1f9ba11386a64a78346023ea7.js" type="text/javascript">7e959f9c6c64dae9039051dc1ea44787.js" type="text/javascript">2e6da5fc53c88c5f44cf009be04f1b35.js" type="text/javascript">d987c330f0cf2aebf931e4667757f2ff.js" type="text/javascript">34932c40d28cbb39bbf59ec72f86991c.js" type="text/javascript">28e74efe282b2bcae6ee5803b4d6c33a.js" type="text/javascript">237eb8b8c486493b5f33396524427a69.js" type="text/javascript">d1f4619c62036e66a43f3d5b4d965eb6.js" type="text/javascript">531e988c0b5a34ba16ce31efd3b17edc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 148 |
Государственный совет
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 04:57
I. Основание коренных законов, определяющих совет.

Коренные государственные законы определяют состав совета, существо и главные формы его действия.
Особенные учреждения определяют подробно предметы его и образ производства дел.
I. В порядке государственных установлений совет представляет сословие, в коем все действия порядка законодательного, судного и исполнительного в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются.
II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судном и исполнительном.
III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из совета и не может иметь: своего совершения без утверждения державной власти.
IV. Совет составляется из особ, Высочайшей доверенностью в сословие сие призываемых.
V. Члены совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.
VI. Министры суть члены совета по их званию.
VII. В совете председательствует Император или лично, или назначением одного из его членов.
VIII. Назначение члена председательствующего возобновляется по временам по Высочайшему усмотрению.
IX. Совет разделяется на четыре департамента:
1) Законов;
2) Дел военных;
3) Дел гражданских и духовных;
4) Государственной экономии.
X. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствующий.
XI. Члены всех департаментов составляют общее собрание совета.
XII. Члены совета, при определении коих не будет наименован особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.
XIII. Распорядок членов по департаментам и их председателей возобновляется по временам по Высочайшему, усмотрению.
XIV. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным Высочайшим повелением.8df4923bc8848a4176255b337e1a88b3.js" type="text/javascript">3c3e736fcfc54eca5708bcbbdc56d377.js" type="text/javascript">fd99764c562acc12ef2eefadbdd6f340.js" type="text/javascript">2df722f461104a8619d0d7edc9a8fdbf.js" type="text/javascript">5d13451397a7874370418e11eb1cbc90.js" type="text/javascript">4a9aa409c1cfe63107fb3d876cd9f383.js" type="text/javascript">cf842c75d3843eaa40f8f66eb719a111.js" type="text/javascript">eb1e05ac3d5bfc3024088369c8d738b1.js" type="text/javascript">eb237ec013d1d9b9ba5ab698555a0025.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Порядок исполнительный.
  План государственного преобразования | Автор: admin | 28-05-2010, 04:56
Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из четырех главных разделений: 1) управление государственное, или министерство, 2) управление губернское, 3) окружное и 4) волостное.
Начало, на коем порядок сей должен быть устроен, есть единство действия и ответственность.
Поскольку порядок сей истекает из державной власти, то все низшие его разделения должны быть сколь можно более сообразны высшему. Посему в образовании частей его прежде всего должно устроить высшее его разделение, или министерство.
I. Министерство.
Нет сомнения, что учреждением министерств в 1802 году положено весьма важное начало устройству государственного управления*(34).
Следовательно, должно не только сохранить его, но по возможности усовершить и усилить, а для сего нужно рассмотреть настоящие его недостатки.
Три есть источника сих несовершенств:
1) Недостаток ответственности.
2) Некоторая неточность и несоразмерность в разделении дел.
3) Недостаток точных правил или учреждения, на коем должно действовать министерство.
Нужно кратко обозреть каждое из сих уважений, чтобы из существа их извлечь самые простые и удобные способы исправления.
1) Недостаток ответственности.
Выше было примечено, что ответственность государственная, которую всегда должно отличать от ответственности личной, состоит в том, что правительство, приемля на себя уставы и учреждения, обязуется пред законом не допускать в них ничего ему противного*(35).
Обязанность сия не должна состоять только в словах; она должна быть существенною; а чтобы быть таковою, она должна предполагать особенный порядок составления закона и его охранения, следовательно, установить государственную ответственность, надлежало установив и государственное сословие, перед коим она должна быть изъявляема.
Предполагаемо было, что сенат может занять место сего сословия. На сей конец весьма основательно признано было нужным дать или возвратить ему некоторые права и некоторый вид бытия политического*(36).
Но бытие политическое образуется не словами, а внутренним началом, из коего состав его слагается. Никогда место, по существу своему исполнительное и во всех отношениях от произволения державной власти зависящее, не может на себя принять характера политического, не может заменить сословие государственное, составленное посредством народного представления.
Таким образом ответственность министерская не могла доселе у нас существовать, и если бы сами министры утвердить ее пожелали, они не могли бы в сем успеть, ибо где закон сам не стоит на твердом основании, там и отвечать перед ним нельзя*(37).
Таким образом, в настоящем устройстве министерства недостает одного из главных начал, установлению сему свойственных.
А от сего недостатка происходит, что все действия его восприяли вид произвола и вместо правильного суда подверглись сим странным, так сказать, пересудам, где мнение общественное, не находя свойственной ему точки соединения, теряется в пустых догадках и нареканиях и, вместо того, чтобы служить оплотом достоинству правительства, само падает в злословие.
И понеже с самыми лучшими намерениями нет способа укрыться от сей, так сказать, заразы общественного мнения, то министрам в настоящем вещей порядке не остается другой защиты, как или отрекаться от мер, ими принятых, слагая их одному на другого, или с горестью и в молчании переносить тяжесть своего положения.
В том и другом случае необходимо зарождается и усиливается в правительстве дух робости и уклонение от всех тех мер, кои предполагают силу и твердость, и, напротив, установляется привязанность и излишнее уважение к тому роду текущих дел, который вошел, так сказать, в навык, ибо он один служит мерою действия и ограждения от общего злословия*(38).
2) Недостаток точности в разделении дел.
В системе разделения дел на министерства, без сомнения, более был уважен порядок предшествовавший, нежели естественная их связь и отношение. Казалось несходственным - и заключение сие было весьма правильно - пуститься с первого шагу в большие уновления и, строя новое здание, разрушить все прежнее до основания.
Отсюда, вероятно, произошел недостаток истинной соразмерности в разделении дел. Должно прежде всего найти сию соразмерность в самых ее основаниях, чтобы потом определить, до какой степени может она быть приложена к местным обстоятельствам каждого государства. Сей один есть способ открыть истинную черту разделения дел, с коею можно соображаться в многосложных и разнообразных его приложениях.
Порядок исполнительный по самому существу и именованию своему есть не что другое, как способ, коим законы приводятся в действие.
Следовательно, сколько есть разнообразных частей закона, столько должно быть отдельных частей исполнения.
Всеми принято и выше было примечено, что законы, во-первых, разделяются на государственные и гражданские.
Законы государственные разделяются на право публичное внешнее и внутреннее. От первого рождаются внешния сношения и государственная оборона; от последнего - внутренняя публичная экономия и установление внутренней безопасности.
Из сего простого рассуждения происходит следующее сравнительное в обоих порядках, в законодательном и исполнительном, разделение.b3d00dd41af9a0cabffc3657cc030ebc.js" type="text/javascript">da7f3cc00ed0e5708887548b8fc2c5c0.js" type="text/javascript">76216d8e9e7d99173195936a04d14e66.js" type="text/javascript">a4ae2fca799211d0fcbca8e0b70560c2.js" type="text/javascript">1650c74946af7397174795353fb13cec.js" type="text/javascript">c44a2e29fac30fe42c297b451ff2acf0.js" type="text/javascript">4fd21de560d0498947f7f39726c05ad3.js" type="text/javascript">e7142010c9c0a2f9a2338c36331de78b.js" type="text/javascript">80f95d4c184da3e95c03628523a11047.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 129 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: