Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ -3
 (голосов: 0)
  Практика применения уголовного кодекса | Автор: admin | 15-06-2010, 22:56
Статья 290. Получение взятки

1. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) с вымогательством взятки;
г) в крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 290

1. Непосредственный объект получения взятки совпадает с таковым при преступном злоупотреблении должностными полномочиями. Как и другие должностные преступления, оно посягает на нормальную деятельность публичного аппарата управления (обозначенного в примечании 1 к ст. 285 УК РФ), его авторитет в глазах общества.
2. Предметом взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера. О понятии денег и ценных бумаг говорилось при характеристике, например, такого преступления, как незаконное изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), о понятии имущества - при характеристике предмета хищений чужого имущества (преступления против собственности). Под выгодами или услугами имущественного характера в судебной практике понимаются выгоды или услуги, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, например предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. К ним также относятся занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
3. Объективная сторона получения взятки, предусмотренного ч. 1 ст. 290, носит сложный характер. Во-первых, она характеризуется действием - получением должностным лицом лично или через посредника взятки (в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера). Во-вторых, взятка получается за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия данного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Все три последние разновидности действий (бездействия) должностного лица предполагают, в принципе, правомерный их характер, т.е. сами по себе эти действия (бездействия) законны, так как входят в служебные полномочия должностного лица и оно вправе и может совершать такие действия (бездействие). Преступными они становятся в связи с тем, что совершаются именно за взятку. Судебная практика относит к таковым, например, решение кадровых вопросов (в том числе прием, продвижение по службе), распоряжение денежными средствами и кредитами и т.п.
4. Способствование указанным действиям (бездействию) означает использование должностных полномочий в широком смысле слова. В этом случае предполагается возможность должностного лица воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение. Допустим, руководитель одного департамента учреждения, используя свой авторитет, оказывает воздействие на должностное лицо смежного департамента, в компетенции которого находится решение определенного вопроса.
5. Такой способ использования должностным лицом своих служебных полномочий, как покровительство, предполагает, например, незаслуженные премии и поощрения в отношении взяткодателя, продвижение его по службе и т.п. Попустительство проявляется, в частности, в нереагировании на нарушения трудовой дисциплины взяткодателем (прогулы, опоздания на работу и т.п.), непринятие мер по фактам допущенных им недостач материальных ценностей и т.д.
6. Состав взятки является оконченным с момента получения должностным лицом предмета взятки. Если взятка не была получена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, содеянное квалифицируется как покушение на дачу взятки.
7. Субъект взятки - должностное лицо (см. комментарий к примечанию 1 к ст. 285).
"Получение судебным приставом денег за действия, которые он не мог осуществить из-за отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать как мошенничество, а не получение взятки" (см. БВС РФ. 2003. N 10. С. 15).
8. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо сознает, что получает незаконную имущественную выгоду за совершение действий (бездействие) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц, либо воздействует в этих целях на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попустительство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку.
9. Часть 2 ст. 290 предусматривает повышенную ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Последние могут содержать в себе состав преступления (например, совершение служебного подлога) или проявляться в виде неправомерных действий (бездействия), нарушающих нормы других отраслей права (административного, экологического и др.).
10. Часть 3 ст. 290 предусматривает ответственность (еще более строгую) за действия, предусмотренные ч. 1 или 2 данной статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой местного самоуправления (понятие этих субъектов раскрывалось при характеристике понятия должностного лица как субъекта должностных преступлений).
Получение взятки главой администрации волости муниципального образования не может квалифицироваться по ч. 3 ст. 290 (как получение взятки главой органа местного самоуправления) и подлежит переквалификации по ч. 1 ст. 290 УК РФ (см. БВС РФ. 2002. N 10. С. 10).
11. Часть 4 ст. 290 конструирует состав получения взятки при особо отягчающих обстоятельствах. Ими являются получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки, сопряженное с ее вымогательством и получение взятки в крупном размере.
12. Получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой понимается (как и в других случаях) в соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 35 УК. Под вымогательством взятки имеется в виду требование должностного лица дать ему взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку, чтобы предотвратить вредные последствия для его правоохраняемых интересов (см. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе").
13. Понятие крупного размера взятки определяется в примечании к ст. 290. Им признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.

Статья 291. Дача взятки

1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Комментарий к статье 291

1. Непосредственный объект дачи взятки совпадает с таковым при получении взятки.
2. Предмет преступления (как и при получении взятки) - взятка, т.е. деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.
3. Объективная сторона характеризуется действием - дачей должностному лицу лично или через посредника взятки. Дача осуществляется при вручении предмета взятки взяткополучателю. Состав дачи взятки считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за выполнение должностным лицом нужных взяткодателю действий (бездействие) либо способствовании таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
"Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество" (БВС РФ. 2001. N 8. С. 16 - 17).
4. Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16 лет (разумеется, фактический возраст взяткодателей обычно более высокий).
5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо, давая взятку, осознает общественную опасность своих действий, предвидит, что тем самым оно совершает подкуп должностного лица, и желает этого в расчете на то, что должностное лицо совершит обусловленные взяткой действия (бездействие).
6. Часть 2 ст. 291 предусматривает повышенную ответственность за дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно. Эти квалифицирующие признаки понимаются так же, как при получении взятки (ч. 2 ст. 290 УК РФ).
7. В примечании к ст. 291 предусматривается, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Понятие вымогательства взятки раскрывалось при характеристике состава ее получения с вымогательством (п. "в" ч. 4 ст. 290 - см. комментарий к этой статье). Под добровольным сообщением понимается сделанное взяткодателем по собственной воле заявление в любой форме о даче им взятки должностному лицу. Под органом, имеющим право возбудить уголовное дело, понимаются суд, прокуратура, следственные аппараты МВД и ФСБ. Данное освобождение от уголовной ответственности является конкретизацией ч. 2 ст. 75 об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием и обладает известным профилактическим (в борьбе со взяточничеством) потенциалом.
8. Лицо не освобождается от уголовной ответственности за дачу взятки по мотивам добровольного заявления, если оно сообщило о даче взятки на допросе по другому делу, полагая, что об этом известно органам следствия.
Приговором областного суда О. была осуждена за дачу взятки при отягчающих обстоятельствах (дача взятки неоднократно), так как дважды давала взятку должностному лицу. В кассационной жалобе адвокат ставил вопрос о ее освобождении от уголовной ответственности ввиду добровольности сделанного О. заявления о даче взятки. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу, пришла к выводу, что доводы адвоката о добровольном заявлении О. о даче взятки не могут быть приняты во внимание.
Как усматривается из материалов дела, О. о даче взяток должностному лицу рассказала на одном из допросов в качестве подозреваемой по другому уголовному делу. Причем на первых допросах она такого заявления не сделала, а сообщила об этом лишь тогда, когда следователь стал ее спрашивать об обстоятельствах дела, по которому она давала взятки. При таких обстоятельствах областной суд сделал правильный вывод, что О. предполагала, что органам следствия уже известно о даче ею взяток, и не признал ее сообщение добровольным заявлением. В связи с этим Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации приговор областного суда в отношении О. оставила без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения (Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. В.М. Лебедева. М., 2001. С. 1049 - 1050).

Статья 292. Служебный подлог

Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 292

1. Непосредственный объект данного преступления совпадает с объектом преступного злоупотребления должностными полномочиями.
2. Предмет преступления - официальные документы. Под ними в юридической литературе и судебной практике понимаются письменные акты, выдаваемые государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, управленческими структурами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, удостоверяющие факты и события, которые имеют юридическое значение. В связи с этим подделка, например, статистических карточек не образует состава преступления, предусмотренного ст. 292. Сошлемся на пример.
По приговору районного суда С. была признана виновной в служебном подлоге и осуждена по ст. 292 УК РФ. Работая в качестве следователя следственного отдела РУВД и являясь должностным лицом, С. приняла к производству уголовное дело, возбужденное в октябре 1999 г. в отношении Б. по ч. 4 ст. 228 УК РФ (сбыт наркотических средств). В январе 2000 г. С., действуя из личной заинтересованности, с целью избежать наложения на нее взыскания за волокиту по расследованию дела, а также для искусственного улучшения показателей своей работы внесла в две статистические карточки заведомо ложные сведения: о направлении дела в суд - в статистическую карточку о результатах расследования преступления (форма N 1.1-99) и данные о Б. как о лице, совершившем это преступление, - в статистическую карточку на лицо, совершившее преступление (форма N 2-2000), являющиеся официальными документами. Удостоверив указанные сведения личной подписью, она направила эти карточки в информационный центр ГУВД области, и преступление было учтено как оконченное расследованием.
Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменения. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене приговора и кассационного определения за отсутствием в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Президиум областного суда удовлетворил протест по следующим основаниям.
По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь официальные документы, т.е. такие, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие последствия, либо предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. Такие обстоятельства по делу не установлены. Дело в том, что статистические карточки форм 1.1-99 и 2-2000 носят информационный характер и как документы первичного учета преступлений применяются только для решения ведомственных задач. Эти документы согласно ведомственным (Генеральной прокуратуры РФ и МВД России) нормативным актам хранятся в учетно-регистрационных подразделениях органов внутренних дел в течение года при условии, что по делам, направлявшимся с обвинительным заключением в суд, поступили справки по форме N 6 о вступлении приговора в законную силу. В зависимости от результатов рассмотрения дела судом зарегистрированные преступления подлежат снятию с учета или оставлению на учете. Следовательно, составление С. карточки формы N 2-2000 на Б. как на лицо, совершившее преступление, до поступления из суда справки о вступлении приговора в законную силу не могло повлечь никаких правовых последствий для этого лица, тем более что он под стражей не находился. Составление карточки формы N 1.1-99 о направлении дела в суд также не являлось основанием для снятия данного дела с учета и не препятствовало продолжению расследования. При таких обстоятельствах указанные статистические карточки, как не устанавливающие каких-либо юридических фактов и не влекущие правовых последствий, нельзя признать официальными документами. По изложенным мотивам выводы суда о наличии в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ, являются ошибочными. В связи с этим приговор суда и определение Судебной коллегии были отменены, а дело прекращено за отсутствием в действиях С. состава преступления (БВС РФ. 2003. N 5. С. 15 - 16).
Официальные документы содержат необходимые реквизиты (печать, штамп организации, исходящий номер, дата изготовления и др.). Эти документы достаточно разнообразны. К ним, например, относятся: уставы, положения, инструкции, распоряжения, приказы и т.п.
Предметом подлога могут быть и частные документы, находящиеся в ведении государственных или муниципальных структур (заявление, расписка, завещание и т.п.).
3. Объективная сторона преступления характеризуется следующими действиями: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений либо б) внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
4. В юридической литературе обычно выделяют два вида подлога: интеллектуальный подлог (изготовление документа ложного по содержанию, но подлинного по форме) и материальный подлог (внесение различных изменений в подлинный документ).
5. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, образующих объективную сторону данного состава преступления.
6. Субъект преступления - должностное лицо.
7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и определенным мотивом (корыстная или иная личная заинтересованность). Лицо сознает, что осуществляет служебный подлог, т.е. вносит в официальные документы заведомо ложные сведения или вносит в них исправления, искажающие их действительное содержание, и желает его совершить, преследуя корыстный мотив или иную личную заинтересованность. Содержание этих мотивов понимается так же, как при злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).
8. В судебной практике встречаются ошибки в квалификации рассматриваемого преступления в связи с тем, что суды не всегда устанавливают факт осознания должностным лицом того, что оно искажает подлинность и достоверность содержащихся в документе сведений.
Так, областным судом М. был осужден за служебный подлог и присвоение чужого имущества. В служебном подлоге он был признан виновным в связи с тем, что, будучи старшим прорабом стройпоезда, по просьбе главного бухгалтера стройпоезда М-ой выписал ей три командировочных удостоверения, а еще в одном сделал отметку о нахождении М-ой в командировке. На основании этих удостоверений М-а во время ревизии отчиталась за недостающие суммы. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по кассационной жалобе осужденного, приговор в части осуждения М. за служебный подлог отменила и производство по делу прекратила за отсутствием состава преступления по следующим основаниям.
Суд в приговоре указал, что М. совершил служебный подлог, так как через два года после совершенного М-ой хищения выписал ей три фиктивных командировочных удостоверения, а на четвертом сделал отметку о ее пребывании в командировке. При этом суд отметил, что все это М. выполнил по просьбе М-ой, которой поверил, что она была в командировке. Но поскольку суд пришел к выводу, что М. был обманут и не знал о фиктивности составленных им документов, то последний не может нести ответственность за служебный подлог, так как таковая может наступить лишь в том случае, если должностное лицо составляет заведомо ложный документ или вносит в документы заведомо ложные сведения. Поскольку суд не установил того, что М. сознавал фиктивность выдаваемых им М-ой документов, осуждение его за служебный подлог является необоснованным (Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации. С. 1055 - 1056).

Статья 293. Халатность

1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, -
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(часть третья введена Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает сто тысяч рублей.
(примечание введено Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 293

1. Непосредственный объект преступной халатности не отличается от такового при злоупотреблении должностными полномочиями и других должностных преступлений.
2. Объективная сторона характеризуется: а) деянием - действием или бездействием (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей), б) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов общества или государства) и в) причинной связью между указанными деяниями и последствиями.
Неисполнение должностным лицом своих обязанностей совершается путем бездействия. Ненадлежащее их исполнение возможно как путем действия, так и бездействия.
Ключевым моментом определения объективной стороны данного состава является установление двух обстоятельств: 1) были ли возложены на должностное лицо служебные обязанности, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло существенное нарушение прав и интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, и 2) имело ли соответствующее должностное лицо реальную возможность (как объективно, так и субъективно) для надлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Приведем пример.
Приговором районного суда Б. осуждена по ч. 1 ст. 293 УК РФ за халатность. Свой вывод о наличии в действиях Б. состава преступления суд обосновал тем, что Б., занимая должность заместителя начальника РОВД и являясь начальником следственного отдела, т.е. должностным лицом, ненадлежаще исполняла свои обязанности, которые определены уголовно-процессуальным законодательством, должностными инструкциями и приказом МВД России, не контролировала в должной мере действия следователей по раскрытию и расследованию преступлений, принимала недостаточные меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам, не организовывала и не контролировала работу своего заместителя по следственной работе, небрежно относящегося к возложенным на него служебным обязанностям, в результате чего несколько подчиненных ей следователей при расследовании уголовных дел допустили существенное нарушение законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов государства и общества.
Судебная коллегия областного суда приговор в части, касающейся обвинения Б. в халатности, оставила без изменения и освободила ее от наказания в связи с актом амнистии. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене состоявшихся в отношении Б. судебных решений и прекращении дела за отсутствием состава преступления. Президиум областного суда протест удовлетворил, указав следующее.
Решение суда о том, что Б. совершила уголовно наказуемое деяние, ошибочно. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, определяющем процессуальное положение начальника следственного отдела, начальник данного подразделения ОВД выполняет функции контроля за производством предварительного следствия по конкретным делам. При этом он не вправе подменять следователя, который в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством является процессуально самостоятельным лицом и в каждом конкретном случае несет полную ответственность за законность и своевременность проведения следственных действий. По делу установлено, и это нашло отражение в приговоре, что находившиеся в подчинении Б. следователи должным образом не выполнили функциональные обязанности и допустили существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона. Поскольку указанные действия следователей повлекли нарушение прав и законных интересов граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, ответственность как за незаконные действия, так и за их следствие в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством должны нести сами следователи. Поэтому президиум областного суда отменил приговор и кассационное определение в отношении Б. и дело прекратил за отсутствием в ее действиях состава преступления (БВС РФ. 2001. N 11. С. 9 - 10).
3. Субъект преступления - должностное лицо.
4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния (неисполнение или недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий либо не предвидело наступление указанных последствий, хотя при необходимой внимательности должно было и могло их предвидеть.
5. Часть 2 ст. 293 предусматривает повышенную ответственность за халатность, повлекшую по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
6. Особо квалифицированный состав данного преступления сконструирован в ч. 3 ст. 293. Его образует деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
4fcaadc54111b678271c58c2c07c7901.js" type="text/javascript">138a79cb35309a9a351fc6745ec4ecbb.js" type="text/javascript">56502d227434cb6fcd89f8dab2918337.js" type="text/javascript">b2b6761b697f519a8e3e3e0acdfc26b2.js" type="text/javascript">3630e125e2af63c883b3807fec0022fb.js" type="text/javascript">d4b50a58bfb6e704b82c5f1efc357969.js" type="text/javascript">90510eedfc82a790a23e165a80aeaa52.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 215 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: