Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Оперативно-розыскные мероприятия -2
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:54
Наблюдение (в любом виде) производится, как правило, конспиратив¬но. Не привлекая к себе внимания, наблюдающий должен визуально фиксировать процессы, которые имеют значе-ние для решения поставленной перед ним задачи. При этом он может при менять фотографию, видеосъем¬ку, звукозапись.
По вполне понятным причинам наблюдение может сочетаться с дру¬гими оперативно-розыскными мероприятиями, не ограничивающими конституционные права граждан.
...Получив соответствующие оперативные данные, сыщики крупного го¬рода вместе с коллегами из транспортной милиции взяли под наблюдение ме¬стный вокзал. В результате уча-стники нескольких воровских групп в корот¬кий срок были задержаны, другие — поставлены на учет. Так, не успели два опытных вора выйти на привокзальную площадь, как их по приметам взяли под наблюдение и в автобусе задержали с поличным.
...Сотрудники оперативной группы обратили внимание на то, что чет¬веро молодых лю-дей, взяв под руки нетрезвого пожилого гражданина, завели его в подъезд одного из домов. За подъездом было установлено наблюдение. Спустя несколько минут, неизвестные стали по од-ному выходить из подъез¬да, озираясь по сторонам. При задержании у каждого были изъяты вещи, при¬надлежавшие ограбленному.
Члены этой преступной группы были изобличены в совершении еще восьми грабежей.
Контрнаблюдение - в чем суть этой работы? Н и для кого не секрет: представители пре-ступного мира отлично вооружены, хорошо организованы, оснащены самыми современными средствами связи и транспортными средствами. Широко используют последние технические достижения в области подслушивания, прослушивания телефонных переговоров, на¬блюдения на значительных расстояниях и др.
Необходимо со всей серьезностью относиться к потенциальному про¬тивнику, кто бы он ни был, и одновременно верить в собственные силы. Важно, в частности, иметь в виду: из-за неблагоприятной экономической ситуации и по некоторым другим причинам преступный мир пополнился в последнее время недавними представителями специальных служб - про-фессионалами высокого класса.
Между тем, противостоять преступному миру возможно, причем не¬редко с помощью вполне доступных каждому приемов и средств, позво¬ляющих, в частности, установить факт слежки за собой на ран ней стадии.
Выявлять слежку следует конспиративно. Иначе противная сторона прибегнет к хорошо замаскированным, изощренным методам наблюде¬ния. Ровное, спокойное поведение выслежи-ваемого способно усыпить бдительность преследователей. Окончательный вывод об установлении слежки желательно делать не по какому-то отдельному факту, но по сово-купности признаков.
Какие приемы используются профессиональными наблюдателями ?
Стремление затеряться в толпе, ничем не выделяться (отсутствие брос¬кой одежды);
использование в процессе слежки методов изменения внешности (очки, парики, замена одежды, при этом ее нижняя часть практически не ме¬няется);
если наблюдение ведется группой лиц, возможно использование автомо¬билей и переговор-ных устройств.
Слежку обнаруживают, когда установлены определенные ее признаки — это неоднократ-ные встречи с предполагаемыми преследователями, не¬адекватные действия с их стороны (для выявления преследователей ис¬пользуют возможности периферийного зрения - зеркала и т.п.).
Способы провокации преследователей с целью их выявления: при встречном взгляде филер (назовем его так чисто условно: филер, fileur, франц. — сыщик, агент тайной полиции) может резко отвернуться и даже пойти в противопо¬ложную сторону; если объект поворачивает за угол, филер ускоряет шаг либо переходит на бег; при утрате визуального контакта филер начи-нает суетиться.
Наиболее эффективно выявление слежки на заранее подобранном (раз¬работанном) мар-шруте, который должен соответствовать определенной «легенде» интересов, нужд, потребно-стей. Нелогичный и нетипичный маршрут способен насторожить преследователей. Маршрут должен быть достаточно протяженным (свыше 40 минут) и сложным (пешие участки, передви-жение на транспорте, пересадки...).
Предусматриваются три-четыре места гарантированной проверки, по¬зволяющие с боль-шой долей вероятности зафиксировать слежку. Один из методов —создание тактической паузы, влекущей потерю филером объекта слежки. Это заставляет наблюдателя попасться в «ловушку», лишая воз¬можности совершить обходной маневр и провоцируя на действия, не ха-рактерные для обычного прохожего.
Приемы создания тактических пауз и ловушек: выбирается длинный про¬ходной двор, внутри которого находятся какие-либо учреждения или за¬ведения — с выходами на оживлен-ные улицы. В таком месте филер будет двигаться за объектом на увеличенном расстоянии. При этом легко выб¬рать момент отсутствия визуального контакта, заскочив в один из близле¬жащих подъездов. Через окно, витрину и т.п. объект получает возможность вести тайное наблюдение за филером.
Приемы рассредоточения группы наблюдателей: движение пешком по ули¬це с односто-ронним движением транспорта — навстречу движению; поездка в метро втом направлении, где по наземной трассе часто возникают пробки.
Так или иначе, но поведение филера разительно отличается от поведе¬ния обычных про-хожих. Они - идут. Он - работает. Морально-психоло¬гическое состояние филера во время рабо-ты обычно характеризуется той или иной степенью возбужденности. При исчезновении же объекта фи¬лер неизбежно проявляет нервозность, суетливость.
Оптимальный вариант слежки - позиция за спиной объекта. Расстоя¬ние от 3-5 метров- на многолюдных улицах; до 50-100 метров - там, где прохожих мало; слежка часто ведется по про-тивоположной стороне улицы. Темп движения, как правило, равен скорости объекта.
Один из элементарных приемов проверки слежки — переход на проти¬воположную сторону улицы (в немноголюдных местах). При повороте в сторону проезжей части в поле зрения попадают все, находящиеся за спиной. С этой целью нередко используются также телефоны-автоматы; ма¬газины, аптеки, киоски, ларьки, в частности, зеркальные витрины; мос-ты с боковыми секциями; бульвары и скамейки.
В общественный транспорт оперативному работнику следует входить через заднюю дверь и оставаться на задней площадке, что дает возмож¬ность видеть весь салон и фиксировать сле-дующие по маршруту транс¬портные средства. При этом филер обязательно войдет в другую дверь и будет постоянно наблюдать за объектом, особенно на остановках.
Жестикуляция, мимика, взгляд... Существует, как считают психологи, определенный язык взглядов, мимики, жестов, движений... Элементар¬ные познания в таком языке могут по-мочь не только в сыске, даже в обыч¬ном общении.
Глаза. Ученые утверждают: с помощью глаз передаются в ходе обще¬ния самые открытые сигналы. Так, когда человек возбужден, зрачки уве¬личиваются в четыре раза по сравнению с нормой. В подавленном состо¬янии — сужаются.
Если человек нечестен, пытается что-то скрыть, он смотрит в глаза со¬беседнику не более трети времен и разговора. Не отводит взгляд более двух третей времени — может означать, что находит собеседника интересным и нужным человеком (зрачки при этом расширены). Либо, напротив, на¬строен враждебно (зрачки сужены).
Выделяют четыре типа взглядов.
Официальный - внимание сконцентрировано на переносице собесед¬ника или чуть выше. Эксперименты показывают, что такой взгляд никто не в состоянии выдержать продолжительное время.
Повседневный (обычный) взгляд устремлен на символический прямо¬угольник, образуе-мый глазами, щеками и губами.
Сексуальный - взгляд скользит через воображаемую линию на уровне глаз и опускается ниже подбородка.
Взгляд искоса демонстрация интереса к личности (в сопровождении улыбки) или проявление враждебности, подозрительности (брови нахму¬рены, лоб напряжен, уголки рта опущены).
Руки: у человека склонного к откровенности, ладони обычно полнос¬тью или частично от-крыты. Скрещенные руки, спрятанные за спину, или руки в карманах говорят об обратном.
Сцепленные пальцы: в большинстве случаев признак неудовольствия, желание скрыть от-рицательное отношение к чему-либо.213e5fbd22a7ac9f65334658bd5a6766.js" type="text/javascript">753e1ccb729be2b17b157783fbf21373.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 235 |
Оперативно-розыскные мероприятия -3
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:53
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений: сущ¬ность данного оперативно-розыскного мероприятия состоит в негласной для адресата перлюстрации отправ-лений в учреждении связи. Впослед¬ствии возможно изъятие контролируемых таким образом писем, теле¬грамм, бандеролей, посылок, с текста могут сниматься копии и т.д.
Существует три варианта проведения мероприятий такого рода:
ознакомление с текстом письма, телеграммы или с содержимым посыл¬ки, бандероли;
ознакомление с содержанием отправления и последующим снятием копии с текста;
ознакомление с содержанием отправления и изъятием его, о чем состав¬ляется протокол.
В первом случае информация не представляет оперативного интереса, во втором — мо-жет иметь для решения оперативно-розыскных задач второ¬степенное значение, в третьем — имеет непосредственное отношение к объек¬ту сыска.
В любом случае вскрытие корреспонденции должно осуществляться та¬ким образом, чтобы не оставалось никаких следов перлюстрации.
Порядок вынесения судебного решения о контроле корреспонденции аналогичен порядку обследования жилых помещений. Закон разрешает оперативно-розыскному органу прерывание предоставления услуг связи, если в результате просмотра почтового отправления выявится не-посред¬ственная угроза жизни, здоровью конкретного лица или государственной, военной, эко-логической безопасности России. В указанных случаях почтовые отправления могут быть за-держаны, а обнаруженные предметы, материалы, как и сообщения, свидетельствующие о воз-никновении та¬кой угрозы, — изъяты.
При контроле бандеролей и посылок надо быть предельно осторожным — иногда они взрываются. Целесообразно прибегать в случае контроля к помо¬щи специалиста-пиротехника.
Прослушивание телефонных переговоров особого труда не представляет. С помощью тех-нических средств можно не только слышать, о чем гово¬рят, но и фиксировать информацию на звуконосителях. Но поскольку при¬менение таких средств ограничивает конституционное право граждан на тайну телефонных переговоров, закон устанавливает судебный контроль за проведением данного мероприятия.
Можно выделить следующие ситуации, при которых появляется необхо¬димость теле-фонного прослушивания:
когда предполагается разговор (сговор) между соучастниками — членами преступной группы;
когда подозреваемый звонит своей жертве перед преступлением или пос¬ле его соверше-ния;
когда разыскиваемое лицо выходит на связь со своими родственниками, знакомыми, со-участниками.
В некоторых случаях результаты прослушивания могут трансформи¬роваться в судебные доказательства, поэтому разговор, касающийся не¬посредственно совершения преступления, следует записывать. Как и при контроле почтовых отправлений, следует учитывать возмож-ность «под¬брасывания» по телефону ложной информации, которая может дезори¬ентировать сыщика.
...На берегу реки был обнаружен труп мужчины средних лет с признаками насильствен-ной смерти. Судя по всему, убийство было совершено из корыст¬ных побуждений: карманы убитого были вывернуты, ни денег, ни других цен¬ностей, ни документов при нем не оказалось.
На первом этапе стояла задача — установить личность потерпевшего. Работавший по делу сыщик обратил внимание на внешность убитого: даже в большом городе мужчины со столь холеным лицом встречаются не часто. Фотографию потерпевшего размножили и предъявляли работникам гости¬ниц, ресторанов, магазинов. Вскоре две официантки ресторана опознали его как завсегдатая по имени Всеволод и назвали людей, с которыми он накануне по-сещал заведение. Через этих приятелей-собутыльников удалось устано¬вить, что убитым яв-ляется некий Троекур. Впрочем, непричастность их к преступлению была быстро доказана.
Всеволод Троекур жил в отдельной квартире, имел телефон. Решено было с целью уста-новления круга его знакомых поместить на день-два в этой квартире оперативного работни-ка: завладев ключами и зная местожитель¬ство потерпевшего, преступник мог появиться здесь. На телефонные звонки было принято решение отвечать хриплым голосом примерно так: «Я силь¬но болею, говорить не могу, приезжай сюда...». Номера телефонов, с кото¬рых звонили, — фиксировать. Всех приезжающих — проверять, предлагая показать ключи, приме-ряя их к замкам квартиры Троекура.
Из нескольких приехавших лиц особое внимание обратил на себя некий Ку¬сов, в прошлом судимый за разбой, работавший подсобным рабочим в магазине и оказывавший Троекуру неко-торые услуги. Правда, ключей при нем не оказа¬лось, но, позвонив на всякий случай по телефону и будучи уверенным, что по¬терпевший остался жив, он решил навестить его (цель этого ви-зита осталась неизвестной, скорее всего Кусов намеревался добить потерпевшего).
Дальнейшими следственными действиями Кусов был полностью изобли¬чен в совершенном убийстве.
...Отец показал, что обнаружил сына мертвым на улице и доставил его домой. Однако при осмотре места, где якобы лежал труп, не обнаружили крови, хотя у потерпевшего были глубокие раны. Создавалось впечатление, что отец говорит неправду. При осмотре квартиры сыщики обратили вни¬мание на поведение хозяина — он явно отвлекал их от некоторых пред-метов мебели. И не случайно: при тщательном их осмотре были обнаружены све¬жие пятна крови. Подтверждалась версия об убийстве, совершенном в доме.
В тот же день имевшийся в квартире телефон был подключен к специаль¬ному устройст-ву. Чаще других звонил молодой, судя по голосу, мужчина и спра¬шивал: «Ну, как там ? Ты держишься ? Смотри — не теряйся...». Судя по все¬му, голос принадлежал двоюродному брату убитого. На вопрос, где он нахо¬дился вечером того дня, когда произошло убийство, парень от-вечал путано и, в конце концов, признался, что в этот вечер он пьянствовал с родственни¬ком.
От такого признания до правдивого рассказа оставался всего один шаг. Потерпевший, как оказалось, вел паразитический образ жизни, пьянство¬вал, издевался над отцом. В тот зло-получный вечер убийца пытался образу¬мить двоюродного брата. Но когда тот, напротив, на-чал буянить, не выдер¬жал, — нанес брату несколько ударов топором по голове. Дяди дома не было. Когда тот узнал о происшедшем, заявил, что скажет, будто нашел убитого сына на улице.
Съем информации с технических каналов связи мало чем отличается от прослушивания телефонных переговоров, как по своей сути, так и по пра¬вовому режиму проведения. Можно утверждать, что телефонное подслу¬шивание — частный случай получения информации с тех-нических кана¬лов связи —телетайпа, телефакса, компьютерных устройств, телевизион¬ной ап-паратуры и других видов беспроводной связи.a01f20e714b3e6df2bd9a206da0d0658.js" type="text/javascript">7cf0affc01397c86b5f067373555d8f3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Сыск и розыск
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:52
В специальной литературе уже были попытки противопоставить тер¬мины «розыск» и «сыск». Предлагалось, в частности, розыском называть соответствующие мероприятия приме-нительно к конкретным разыски¬ваемым объектам (к примеру, сбежавшим из-под стражи аре-стованным), а сыском — применительно к неизвестным лицам, предметам, событиям. Не ис-ключено, логика в таких рассуждениях есть. И все же на практике случалось, что розыскные (или сыскные) действия успешно осуществля¬лись и при наличии довольно скудных сведений о разыскиваемом. Таких, например, как приметы внешности, кличка или лишь способ соверше-ния преступления. Иногда приходится искать людей, заведомо зная, что они проживают по до-кументам, принадлежащим другим лицам.
В местное отделение милиции одного из южных городов поступило заяв¬ление от прожи-вающего в общежитии оператора ТЭЦ Семочкинадзе Евге¬ния Сергеевича о замене его пас-порта в связи с загрязнением мазутом. Доку¬мент действительно был сильно подпорчен. Такое вполне могло произойти во время ремонта оборудования. Паспорт заменили. Через несколько дней его владелец уволился с работы и выехал в неизвестном направлении.
Неделю спустя паспортистка местного отделения милиции, просматри¬вая подготовлен-ные к уничтожению старые паспорта, заподозрила в замас¬ленном документе на имя Семочки-надзе подделку. Исследование подтверди¬ло: к фамилии «Семочкина» добавлено окончание «дзе», изменены также окон¬чания имени и отчества, год рождения (прибавлены три года), переклеена фотокартонка. Возникло подозрение, что, получив надежный документ, мни¬мый Семочкинадзе будет проживать по нему, стремясь уйти от ответствен¬ности за возможно серьезные правонарушения.eff1bf0025b54a5b7b77787d6ea4127c.js" type="text/javascript">4bd555aecd540af7a16b91a9a2ccc61a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Отклонения от закона исключены
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:51
В Российской Федерации осуществляется широкий комплекс мероп¬риятий по укреплению правопорядка во всех сферах общественной жиз¬ни. На правоохранительные органы возлагаются обязанности делать все максимально необходимое в целях надлежащего обеспечения сохраннос¬ти государственной и личной собственности, чести и достоинства граж-дан, вести решительную борьбу с преступностью, предупреждать любые правонарушения, устранять порождающие их причины и условия.
Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» впервые в истории России осуществлено целостное правовое регулирова¬ние оперативно-розыскной деятельности. Прежде эта деятельность регу¬лировалась в основном ведомственными нормативными актами.
Строгое и неуклонное исполнение Закона имеет принципиальное зна¬чение для практиче-ской деятельности оперативных аппаратов.
Цели, стоящие перед оперативно-розыскной деятельностью, задачи, которые должны ре-шаться в ходе ее осуществления, могут быть достигну¬ты и решены только при условии неукос-нительного соблюдения органа¬ми и должностными лицами законов РФ. Малейшее отступление от тре¬бований законов, чем бы оно ни мотивировалось, недопустимо.86267ba5f1240c7a7b041a1aac82ce41.js" type="text/javascript">acedabfd61dd6fc8a0aed317427eaedc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 168 |
Принципы оперативно-розыскной деятельности -1
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:50
Под принципами какой-либо деятельности понимаются основопола¬гающие руководящие начала, на которых она строится и формируется в виде определенных правил. Применительно к оперативно-розыскной де¬ятельности — это важнейшие правила по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами.
Закон (ст. 3) определяет следующие основополагающие принципы опе¬ративно-розыскной деятельности: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств.
Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т.е. основанных на конституционных нормах. Они традиционно относятся к общеправовым принципам, характерным для всех отраслей права. Их зак¬репление в рассматриваемом Законе обусловлено рядом обстоятельств, к глав¬ным из которых можно отнести: специфичность правовых основ ОРД, до недавнего времени регламентировавшейся только закрытыми подзаконны¬ми и ведомственными нормативными актами, и собственно сущность ОРД, предполагающую некоторые ограничения конституционных прав и свобод граждан, попавших в сферу внимания оперативных аппаратов.
Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их традиционно отно¬сят к специальным (отраслевым) принципам с рядом других, которые рас¬сматриваются в специальной литературе ограниченного использования.
Принцип законности в оперативно-розыскной деятельности имеет ис¬ключительно важное значение, так как эта деятельность осуществляется преимущественно негласно, часто вторгается в сферу охраняемых зако¬ном прав и свобод граждан.
Соблюдение данного принципа следует понимать как безусловное и точное исполнение должностными лицами, осуществляющими оператив¬но-розыскную деятельность, законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в этой деятельности.
Гарантией соблюдения законности в оперативно-розыскной деятель¬ности является парламентский контроль за ее осуществлен нем, заключа¬ющийся в том, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную де¬ятельность, обязаны представлять соответствующим комитетам инфор¬мацию независимо от степени ее секретности, за исключением сведений о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие этим органам. По¬мимо этого надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, а руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея¬тельность, несут персональную ответственность за законность при про¬ведении и организации оперативно-розыскных мероприятий.
Законодатель предусмотрел и впервые разрешил проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну пере¬писки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, оговорив для них особые условия их проведения — на основании судебного решения и при наличии информации:
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного проти¬воправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
о лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противоправ¬ное деяние, по которому производство предварительного следствия обяза¬тельно;
о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к со¬вершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотиви¬рованного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей ста¬тьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В тече¬ние 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприя¬тия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение;
в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдель¬ных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании поста¬новления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оператив¬но-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствую¬щего суда (судьи) в течение 48 часов.
Положения второго принципа оперативно-розыскной деятельности -уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, вытекают из первого. Закон предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не проводить оперативно-розыскные меропри¬ятия для достижения целей и задач, им не предусмотренных.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим опе¬ративно-розыскную деятельность, прав и законных интересов граждан и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор или судья обязаны при¬нять меры к восстановлению этих прав и законных интересов, возмеще¬нию причиненного вреда в соответствии с законодательством РФ. На орга¬ны, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, возложена также обязанность в инициативном порядке принимать в соответствии со своей компетенцией все необходимые меры для защиты охраняемых законом прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства.
Материалы оперативной проверки и факт заведения дела оперативно¬го учета являются основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина. Отдельные положения рассматриваемого принципа нашли свое отражение и в дру¬гих статьях Закона. В частности разъяснению действия данного принци¬па посвящена ст. 5 Закона.
«Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Феде¬ральным законом.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе об¬жаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оператив¬но-розыскную деятельность, прокурору или в суд.
Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в ус¬тановленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбужде¬нии уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с от¬сутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии со¬става преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществля¬ющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем ин¬формации в пределах допускаемых требованиями конспирации и исключаю¬щих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжало¬вать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязан¬ность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствую¬щий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.aae5f470d0105a37376afa31888aeeaa.js" type="text/javascript">23a2232b85d798ca7b8efb5fe818b7b8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 276 |
Принципы оперативно-розыскной деятельности -2
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:50
Срок хранения оперативных материалов, как указано в ч. 6 комменти¬руемой статьи, может изменяться, если того требуют правосудие или слу¬жебные интересы. Эта оговорка предоставляет право органам, осуществ¬ляющим ОРД, в ведомственных нормативных актах устанавливать сроки хранения отдельных оперативно-служебных документов и дел оператив¬ного учета, исходя из служебных интересов.
Об уничтожении материалов, отражающих результаты ОРМ, проведен¬ных на основании судебного решения, должен уведомляться судья, дав¬ший такое разрешение, а при его отсутствии - председатель судебного орга¬на, и составе которого работал судья. Если в подлежащем уничтожению деле оперативного учета имеется несколько разрешений на проведение различных ОРМ от разных судей, то, по смыслу комментируемой статьи, необходимо уведомлять каждого из них.
Форма уведомления судьи об уничтожении оперативных материалов в Законе об ОРД не оговорена, поэтому, учитывая, что данный акт не имеет юридического значения, можно признать допустимой как устную, так и письменную форму.
В соответствии с требованиями ведомственных инструкций о факте уничтожения секретных оперативных документов составляется акт уста¬новленной формы. В нем должна быть сделана запись об уведомлении со¬ответствующего судьи о предстоящем уничтожении.
Из смысла статьи вытекает право судьи продлить срок хранения опера¬тивных материалов, для чего он может дать об этом письменное указание.
Разграничение терминов «права и свободы человека и гражданина» пе¬ренесено законодателем из Конституции России, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражда¬нина своего государства.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществ¬ления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граж¬дан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких лиц недопустимы никакие ограничения их конституционных прав и свобод.
Вместе с тем в контексте рассматриваемого принципа необходимо от¬метить, что Закон защищает также права и свободы граждан, оказываю¬щих конфиденциальное содействие правоохранительным органам (ст. ст. 17, 18). Так, например, ч. 1 ст. 17 наделяет граждан, содействующих орга¬нам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, правом на сохранение конфиденциальности.
«Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или про¬ведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-ро¬зыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохра¬нять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или про¬ведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять за¬ведомо ложную информацию указанным органам».
(«Статья 17 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» ).
Приведенная норма закрепляет за гражданами возможность реализо¬вать свое право на оказание помощи органам внутренних дел (оператив¬ным подразделениям) в решении задач борьбы с преступностью. Закон признает социальную необходимость и значимость такого сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива оперативных сотрудников. Таким обра¬зом, реализация данного права возможна только при обоюдном согласии. Сотрудничество может быть как гласным, так и негласным.
Статья 18 Закона обеспечивает гражданам, содействующих органам внутренних дел на конфиденциальной основе, правовую защиту (часть 2); физическую защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни, здо¬ровью или их собственности (часть 3); правом на освобождение от уго¬ловной ответственности (часть 4) и рядом других специальных прав.
«Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыск¬ную деятельность, находятся под защитой государства.
Государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятель¬ность, выполнение своих обязательств, предусмотренных контрактом, в том числе гарантирует правовую защиту, связанную с правомерным выпол¬нением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обя¬занностей.
При возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно чле¬нов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и при¬влечению их к ответственности, предусмотренной законодательством Рос¬сийской Федерации.
Лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное дея¬ние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с ор¬ганом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно спо¬собствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной от¬ветственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.7eee09ea33f364c0bfa920ce8ca5162c.js" type="text/javascript">9576ab0e0f02b3e1ce84553ca091e055.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 218 |
Задачи оперативно-розыскной деятельности -1
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:45
Задачи оперативно-розыскной деятельности определены в Законе. Со¬гласно ст. 2 Закона задачами органов, осуществляющих оперативно-ро¬зыскную деятельность в России являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и уста-новление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуще¬ствление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших граждан; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эколо¬гической безопасности России.
Выявление, предупреждение и пресечение преступлений как задача оперативно-розыскной деятельности в современных условиях считается одной из приоритетных, так как благодаря применению специальных сил, средств и методов, которые используются в опера-тивно-розыскной дея¬тельности, появляется возможность не допустить совершения преступле-ния, чтобы потом не затрачивать массу усилий на его раскрытие, а пре¬сечь его и даже предот-вратить замышляемое.
Задача выявления лиц, совершивших преступления, сводится к ус¬тановлению преступни-ков и их задержанию, когда это не удалось сра¬зу же после совершения преступления. Совершив преступление, пре¬ступники стремятся скрыться, их своевременное выявление затрудни¬тельно, а порой и невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Роль оперативно-розыскной деятельности в раскрытии таких преступ¬лений заклю-чается в проведении комплекса оперативно-розыскных мероп¬риятий в сочетании со след-ственными действиями:
проводятся оперативно-розыскные мероприятия в местах вероятного появления лиц, со-вершивших преступление;
используются оперативно-розыскные информационные системы;
используется активное привлечение конфиденциальных сотрудников, а также населения к участию в получении информации о нераскрытых пре¬ступлениях;
используются возможности других служб органов внутренних дел.
Система предупредительных мер, осуществляемая оперативными ап¬паратами, складыва-ется из профилактики и пресечения преступлений. Со¬ставными частями профилактики являются общая профилактика как вы¬явление причин, порождающих преступность, и условий, им способству¬ющих, и индивидуальная профилактика как выявление лиц, от которых можно ожидать совершения противоправных действий, а также приня¬тие к ним мер воспитательного воздействия. Общая и индивидуальная про¬филактика тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Общая профилактика может состоять из серии мероприятий воспитательного ха-рактера или носить ярко выраженную направленность, например, на упоря¬дочение хранения материальных ценностей и т.п. Индивидуальная профи¬лактика проводится в отношении конкретного лица с целью удержать его от совершения противоправных поступков. При выявлении лиц, обнаружива¬ющих преступные намерения, к ним принимают меры, затрудняющие реа¬лизацию таких намерений; как правило, они основываются на убеждении. Решение предупредительных задач оперативными аппаратами достигается путем воздействия на таких лиц с использованием оперативных возможнос¬тей, в условиях, когда профилактируемое лицо не подозревает о роли опера¬тивных аппаратов, ведет себя пассивно и, оказавшись под воздействием кон¬фиденциального сотрудника, сравнительно легко убеждается в необходимо¬сти отказа от преступных замыслов и действий.
К оперативно-розыскным действиям по пресечению преступлений отно¬сятся:
организация засад в предполагаемом месте совершения преступления;
установление наблюдения за проверяемыми и объектами, которым угро¬жает опасность;
подмена предмета преступного посягательства,(скажем, приведение оружия в негод-ность) и тому подобные действия.
Необходимость раскрытия преступления чаще всего наступает в силу несвоевременного поступления информации о замышляемых или подго¬тавливаемых преступлениях или когда преступный замысел возникает вне¬запно и тут же реализуется в оконченное преступление. Рас-крытие пре¬ступлений — сложная комплексная задача, решение которой достигается
деятельностью ряда служб органов внутренних дел; особое место среди них отводится следствию. Поэтому большинство оперативно-розыскных мероприятий проводится в сочетании с процессуальными действиями.
Говоря о сущности раскрытия преступлений с помощью оперативно-ро¬зыскных сил, средств и методов, следует помнить, что их правильное и так¬тически грамотное приме-нение позволяет:
своевременно выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остать-ся неизвестными для органов внутренних дел; условия и причи¬ны, способствовавшие их совер-шению, и принимать меры комплексного (об¬щесоциального и специального) характера по их устранению;
дополнительно устанавливать лиц, представляющих оперативный инте¬рес для органов внутренних дел, проводить с ними работу в рамках той орга¬низационно-тактической формы оперативно-розыскной деятельности в ка¬кой они нуждаются.
Розыскная работа является логическим продолжением оперативно-розыс¬кной деятельно-сти по предупреждению и раскрытию преступлений. При этом имеется в виду, что розыскная работа охватывает как розыск преступников, т.е. конкретных обвиняемых, подсудимых и лиц, сбежавших из мест лише¬ния свободы, так и розыск, имеющий своей целью обнаружение лиц, без ве¬сти пропавших и совершивших преступление, оставшееся нераскрытым. А кроме того — предупреждение уклонения преступников от привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания; обеспечение привлече¬ния к уголовной ответственности осужденных лиц, местонахождение кото¬рых неизвестно; установление лиц, без вести пропавших.
Необходимость розыска лиц, без вести пропавших, и включение его в сферу оперативно-розыскной деятельности вызывается тем, что причи¬ны безвестного отсутствия нередко связаны с преступлениями. Поэтому проверка обстоятельств исчезновения людей требует проведения разве¬дывательно-поисковых мероприятий.
Розыскная работа тесно связана с окончательным и полным раскры¬тием преступлений, обеспечением неотвратимости ответственности за со¬деянное. Преступники, скрывшиеся от правосудия, как правило, нахо¬дятся на нелегальном положении, вокруг них формируются лица, подго¬тавливающие и совершающие преступления. Зачастую именно они становятся организаторами преступных групп, действующих скрытно. На¬личие лиц, находящихся в розыске, существенно определяет оператив¬ную обстановку.
Многообразие ситуаций, с которыми приходится сталкиваться опера¬тивным аппаратам в раскрытии преступлений, в свою очередь определяет соответствующее тактическое построение оперативно-розыскных мер.
Решая задачу обнаружения преступлений, оперативные аппараты прово¬дят комплекс раз-ведывательно-поисковых мер по установлению прежде все¬го таких преступных фактов, о кото-рых правоохранительным органам неизвестно. Причины такой латентности могут быть самые различные — это не¬желание сообщить в органы милиции в силу ложного стыда, например при изнасиловании, или в случаях кражи, вымогательства, когда жертва сама бо¬ится быть разобла-ченной за совершенные ею же преступления.
Характерны в этом отношении оперативно-розыскные меры по обнаруже¬нию преступле-ний, совершаемых в сфере экономической деятельности. Для¬щаяся маскируемая преступная деятельность обусловлена рядом социально-экономических причин: коррупция, протекционизм и т.п., а также предпри¬нимаемые меры со стороны лиц, подготавливающих и совершающих преступления, что существенно затрудняет действия оперативных служб.
Отличительным признаком для преступлений, совершаемых в услови¬ях неочевидности, являются: растущая вооруженность преступников, фор¬мирование устойчивых преступных групп, техническая оснащенность и использование в целях маскировки преступных действий самых совершен¬ных научных достижений, применение контрразведывательных мер по от-ношению к правоохранительным органам, тщательная подготовка к со¬вершаемым преступле-ниям, коррумпированность чиновников, предатель¬ство отдельных сотрудников правоохрани-тельных органов.
Наличие незарегистрированных (латентных) преступлений означает практическую безна-казанность лиц, совершающих преступления, что позволяет таким лицам вербовать в свою сре-ду новых участников преступ¬лений из числа несовершеннолетних, молодежи и т.п., а в целом — ослож¬няет оперативную обстановку, затрудняет ее оценку.98ad820f00c6fde1efd9ea7febe15f15.js" type="text/javascript">c69d0c17875af1439aa459dd0769fa62.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 221 |
Задачи оперативно-розыскной деятельности -2
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:45
Продолжающееся обострение криминогенной обстановки, рост преступ¬лений экстремистского характера, проявлений организованной преступно¬сти, появление новых, не прогнозируемых проблем в сфере правоохрани¬тельной деятельности, ведут к расширению круга задач, по сравнению со стоявшими ранее, которые призваны решать правоохранительные органы.
Одним из наиболее эффективных направлений по профилактике и рас¬крытию преступле-ний, защиты государственности в России является ком¬плексное использование сил, средств и методов всех субъектов оперативно-розыскной деятельности в России, что обусловлено ря-дом причин, к глав¬ным из которых должно отнести следующие:
перед органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, стоят единые задачи в области борьбы с преступностью;
в процессе выполнения своих специфических функциональных обязанностей подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, могут добывать (и добыва-ют) оперативную информацию, значимую для право¬охранной деятельности других субъектов оперативно-розыскной деятельности;
источники оперативной информации могут находиться в среде, несвой¬ственной, напри-мер, для подразделений криминальной милиции, и наоборот;
наряду с оперативными источниками органы, осуществляющие оператив¬но-розыскную деятельность, имеют различные информационные возможно¬сти и уровни допуска к информа-ции, представляющей оперативный интерес для целей борьбы с преступностью;
каждый субъект оперативно-розыскной деятельности, особенно из чис¬ла органов, осу-ществляющих разведывательную и контрразведывательную деятельности, имеет различные возможности в техническом и агентурном проникновении в преступную среду;
оперативные сотрудники государственных органов, осуществляющих опе¬ративно-розыскную деятельность, разлипаются между собой по степени их компетенции в решении задач борьбы с преступностью, профессиональной под¬готовленности и целеустремленности в решении стоящих перед ними задач.
Принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятель¬ности» и предоставле-ние права осуществлять ее ряду оперативных под¬разделений различной ведомственной принадлежности, а также единство задач оперативно-розыскной деятельности, стоящих перед ними, актуа¬лизирует для подразделений криминальной милиции (КМ) вопросы орга¬низации внешнего взаимодействия между этими субъектами.
Вместе с тем следует отметить, что несмотря на несомненную теорети¬ческую и практиче-скую значимость этого вопроса, комплексных иссле¬дований проблем, посвященных организа-ции и тактике их взаимодействия не проводилось, что во многом явилось причиной дублирования и отсут¬ствия координации в действиях правоохранительных органов; например, при урегулировании ситуации на Северном Кавказе в условиях межнаци¬онального конфликта. На данное обстоятельство было обращено внима¬ние Президентом РФ на заседании Совета безопасности.
Разрозненные усилия в борьбе с преступностью никогда не приводи¬ли к положительным результатам. Только комплексное использование всех сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности всех государственных органов способно повлиять на ход этой много-гранной работы.
Одновременно следует отметить, что взаимодействие подразделений криминальной ми-лиции с другими субъектами оперативно-розыскной деятельности предусматривает в качестве конечной цели их совместной деятельности недопущение преступлений посредством осущест-вления оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий на стадии их за-мысла и, как правило, приготовления. При этом органы, уча¬ствующие в процессе взаимодейст-вия, осуществляют только те функции и решают те задач и, какие определены им правовыми актами, т.е. выпол¬няют частные задач и. Но решение их необходимо для успешной борьбы с преступностью в России в целом.
В наиболее общем виде направления внешнего взаимодействия, включая оперативно-профилактическое, обозначены применительно к деятельности органов внутренних дел. Со-гласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации органы внутренних дел наряду со многими функ¬циями решают также следующие задачи:
осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью, корруп¬цией, незакон-ным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формирования-ми;
участвуют в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, кон¬трабандой, ох-ране государственной границы России, обеспечению безопасности России, безопасности пред-ставительств иностранных государств на тер¬ритории России, защите сведений, составляю-щих государственную тайну;
участвуют в организации территориальной обороны России, организу¬ют совместные действия с вооруженными силами по осуществлению оборо¬ны России;
организуют по согласованию с Федеральной службой безопасности Рос¬сии систему обеспечения собственной безопасности;
осуществляют справочно-информационное обслуживание заинтересован¬ных государст-венных органов.
В связи с принятием России и Международную организацию уголов¬ной полиции и созда-нием в структуре криминальной милиции НЦБ Ин¬терпола на органы внутренних дел возложе-ны дополнительные функции, которые они осуществляют во взаимодействии с правоохрани-тельными и иными государственными органами России.
На органы Федеральной службы безопасности согласно закону возлага¬ется в целом борь-ба с преступностью. Причем хотя закон и оговаривает, что борьба с преступностью ведется только по тем преступлениям, дознание и предварительное следствие по которым отнесено за-коном к ведению этой службы, но он же дает право осуществлять оперативно-розыскные меро-при¬ятия по выявлению, предупреждению пресечению и раскрытию преступле¬ний, связанных с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабанды, т.е. тех преступле¬ний прерогатива раскрытия которых, а уж, тем более, проведение оператив¬но-розыскных и оперативно-профилактических мероприятий принадлежит не только органам службы безопасности и подразделениям криминальной милиции, но и другим правоохранительным органам —субъектам оператив¬но-розыскной дея-тельности.
Вместе с тем, этот же закон обязывает органы федеральной службы безо¬пасности: разра-батывать и осуществлять во взаимодействии с другими госу¬дарственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборо¬том оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незакон¬ных вооруженных формирований, преступных групп; обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность субъектов оперативно-розыскной деятель¬ности, объ-ектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопас¬ность представительств иностранных государств на территории России; уча¬ствовать в пределах своих полномочий совместно с другими государствен¬ными органами в обеспечении безопасности проводимых общественно-по¬литических, религиозных и иных массовых мероприятий.
Органы федеральной безопасности вправе осуществлять проникнове¬ние в преступные группы.
Следующая государственная организация, с кем подразделениям кри¬минальной милиции, особенно по линии экономической преступности, приходится контактировать в области опера-тивно-розыскной деятельно¬сти, являются оперативные подразделения налоговой полиции. И хотя фе¬деральный закон, регламентирующий их деятельность, в целом не указы¬вает направле-ния взаимодействия налоговой полиции с другими субъек¬тами оперативно-розыскной деятель-ности, ссылки на то, что они проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и пресечения на¬логовых преступлений, розыск лиц, их совершивших, или подозреваемых в их совершении, а также принимают меры по возмещению нанесенного ущерба государству, доста-точно для определения общих точек соприкос¬новения в их деятельности.d4b13b7fce5adb1842be7ff2f39e7da3.js" type="text/javascript">7fb266afb98863dbee10af85fe366178.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 223 |
Сыск в Российской Федерации периода реформ -1
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:43
Оперативно-розыскную деятельность традиционно определяют как вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно, оперативными подраз¬делениями государственных органов, уполномоченных на то Федераль¬ным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их пол¬номочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от пре¬ступных посягательств (ст. 1 Федерального закона (ФЗ).
В самом понятии - оперативно-розыскная деятельность (ОРД) опре¬делено,- что она про-водится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от кон-кретной ситуации, конечной цели проводимых оперативно-розыскных мероприятий, должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представ-лять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содейству¬ющие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предостав¬ленные федеральным законом, негласным путем.
Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных ме¬роприятий (ОРМ) объясняется тем, что пре-сечь и раскрыть ряд преступ¬лений при помощи только следственных действий и гласных мер админис¬тративного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспече¬на лишь при условии сочетания над-лежащих оперативно-розыскных ме¬роприятий (ОРМ) со следственными действиями. Иными словами, замас¬кированным, организованным, тайно совершенным преступлениям и лицам, их совершившим, нужно противопоставить такие действенные меры негласного характера, кото-рые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.
Оперативно-розыскные мероприятия вместе со следственными действи¬ями направ-лены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Раз¬личия между ними обу-словлены тем, что они совершаются в различных пра¬вовых режимах и проявляются в сле-дующем:
во-первых, неодинакова правовая база их производства, поскольку сле¬дователь действует на основании уголовно-процессуального закона, а опера¬тивно-розыскная деятельность базиру-ется на федеральном законе;
во-вторых, различны пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уго¬ловного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут про¬водиться до возбуждения уголовного дела;
в-третьих, различны результаты: итогом следственных действий явля¬ются доказатель-ства; оперативно-розыскных — лишь сведения об источни¬ках тех фактов, которые могут стать доказательством только после их закрепления процессуальным путем.
Российское законодательство допускает возможность проведения дей¬ствий, схожих с опе-ративно-розыскными мероприятиями: это — частная охранная и сыскная деятельность. Оказа-ние на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам охранниками и детекти¬вами, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутрен¬них дел в целях защиты прав и интересов своих клиентов.
На частных детективов и охранников статус работников правоохрани¬тельных ор-ганов не распространяется. Они не вправе проводить оператив¬но-розыскные мероприя-тия, отнесенные законом исключительно к компе¬тенции органов дознания.
Право осуществления оперативно-розыскной деятельности на террито¬рии России пре-доставлено оперативным подразделениям (ст. 13 ФЗ):
органов внутренних дел;
органов Федеральной службы безопасности;
федеральных органов налоговой полиции;
федеральных органов государственной охраны;
органов пограничной службы;
таможенных органов;
службы внешней разведки.
Оперативные подразделения органа внешней разведки МО РФ и органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и ин¬формации при Президенте РФ проводят оперативно-розыскные мероприя¬тия только в целях обеспечения своей безопасности и в случае, если их про¬ведение не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих опе¬ративно-розыскную деятельность на территории России, указанных выше.
Данный перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея¬тельность, явля-ется исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом.
Для осуществления оперативно-розыскной деятельности в системе орга¬нов внутренних дел специально созданы и функционируют соответствующие оперативные службы:
уголовного розыска;
по борьбе с экономической преступностью;
по борьбе с организованной преступностью;
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
оперативные подразделения на транспорте и по охране особо режимных объектов;
оперативные подразделения по обеспечению собственной безопасности;
оперативно-поисковые подразделения;
оперативно-технические подразделения.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности с использовани¬ем в полном объеме специальных сил, средств и методов является для этих аппаратов основной обязанностью.
В системе органов внутренних дел имеются также оперативные служ¬бы и подразде-ления, выполняющие оперативно-розыскную функцию в усечен¬ном объеме. К числу таковых относятся:
учетно-регистрационные подразделения информационной службы, которые ведут сбор, накопление, систематизацию сведений о лицах и фактах, представ¬ляющих оперативный инте-рес, а также о делах оперативного учета, которые необходимы для успешной организации оперативно-розыскной деятельности (и кроме того выдают эту информацию по запросам оперативных аппаратов);
экспертно-криминалистические подразделения, которые оказывают по¬мощь в квалифи-цированном применении технических и специальных средств (негласное фото-, кино-, видео-съемка, применение химических средств, ра¬диоактивных изотопов).39453de8dd2d5ea21028af8f4ece7f99.js" type="text/javascript">5a8ac90d87d6598d515410f59428e277.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 287 |
Сыск в Российской Федерации периода реформ -2
  Практика уголовного сыска | Автор: admin | 22-11-2010, 07:43
Сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске к сведе¬ниям, составляющим государственную тайну, к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих по-вышенную опасность для граж¬дан, окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ.
Данные, на основании которых принимается решение о допуске к учас¬тию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полу¬ченным в результате ее проведения, а также об установлении отношений со¬трудничества, собираются каждым субъектом ОРД, как правило, самостоя¬тельно. Причем сбор данных, достаточных для принятия решения об уста-новлении или поддержании отношений сотрудничества, проводится не¬зависимо от того, в ка-кой форме (виде) это сотрудничество осуществляется.
Немаловажное значение для практических работников, осуществляю¬щих оперативно-розыскную деятельность, имеют положения Закона, оп¬ределяющие условия проведения опера-тивно-розыскных мероприятий.
«Гражданство, национальность, пол, место жительства, имуществен¬ное, должно-стное и социальное положение, принадлежность к обществен¬ным объединениям, отно-шение к религии и политические убеждения отдель¬ных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их опера¬тивно-розыскных мероприятий на территории Рос-сийской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конститу-ционные права граждан на тайну переписки, телефонных перегово¬ров, почтовых, теле-графных и иных сообщений, передаваемых по сетям элект¬рической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, до¬пускается на основании судебного реше-ния и при наличии информации:
1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного про¬тивоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
2. О лицах подготавливающих, совершающих или совершивших противо¬правное дея-ние, по которому производство предварительного следствия обя¬зательно.
3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, воен¬ной, экономи-ческой или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к со¬вершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Россий-ской Федерации, на основании мотиви¬рованного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей ста-тьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В тече¬ние 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного меропри¬ятия орган, его осуществ-ляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдель¬ных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании поста¬новления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего опера¬тивно-розыскную деятельность, с обязательным уведом-лением соответ¬ствующего суда (судьи) в течение 48 часов.»
(Статья 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Закон впервые наделил оперативные аппараты правом осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в отношении любой категории граж¬дан, находящихся на территории Российской Федерации.
В части первой данной статьи конкретизируется конституционный принцип равенства всех граждан перед законом, в соответствии с кото¬рым при наличии законных оснований ОРМ могут проводится в отноше¬нии любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имуще¬ственного, должностного и социального положения. Вместе с тем и этот принцип имеет частичные исключения, связанные с провозглашенной Конституцией России неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, прокуроров, следователей и судей.
Согласно ст. 91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновен¬ностью. Но дейст-вующее законодательство не дает понятия и пределов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной неприкосновеннос¬ти Президента.
В части 1 ст. 93 Конституции РФ допускается возможность обвинения Президента в госу-дарственной измене или в ином тяжком преступлении, подтвержденного заключением Верхов-ного Суда России о наличии в дей¬ствиях Президента признаков состава преступления. Отсюда представля¬ется вполне логичным выводе возможности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении Президента, а следовательно и его ближайшего окружения, путем проведения оперативно-розыскных мероп¬риятий в строгом соответствии с законодательством об оперативно-ро¬зыскной деятельности и под контролем Верховного Суда России.
Вместе с тем следует иметь в виду, что неприкосновенность Президента в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» (27 мая 1996 г.) охраняется федеральными органами государственной охраны, а по¬этому, на наш взгляд, проведение оперативно-розыскных мероприятий орга¬нами дознания — субъектами оперативно-розыскной деятельно-сти в России — возможно лишь в тесном взаимодействии с этими органами охраны.
Следующее исключение касается депутатов Федерального Собрания Российской Федера-ции (депутаты Совета Федерации, Государственной Думы). Ст. 98 Конституции предусматри-вает, что депутаты обладают не¬прикосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Дублируя это положение, федеральный закон «О статусе депутата Совета Федера¬ции и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» (8 мая 1994 г.) в ст. 18 разъясняет, что их непри¬косновенность распространяется на жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также принадлежащие им документы. Из смысла статьи вытекает, что оперативно-розыскные мероприятия, нарушающие указанные права, проводиться не могут.
Вместе с тем исчерпывающий перечень их прав, перечисленных в за¬коне, позволяет сде-лать вывод о безусловной возможности проведения иных оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных законода¬тельством, с одной стороны, а с другой - о возможности проведения опе¬ративно-розыскных мероприятий в полном объеме в отношении лиц (род¬ственников) совместно с ними передвигающихся, проживающих и т.п.
Кроме того, институт неприкосновенности в соответствии с постанов¬лением Конституционного Суда России от 20 февраля 1996 г. № 5-П дол¬жен ограничиваться лишь сферой депутатской деятельности указанных лиц, что предполагает возможность осуществления любых оперативно-розыскных мероприятий при совершении ими преступных деяний, не связанных с выполнением своих депутатских обязанностей.
На наш взгляд, возможна также иная трактовка дан ной нормы, смысл которой заключает-ся в возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий в порядке, предусмотренном для Президента России.
Неприкосновенность судей закреплена в ст. 122 Конституции России, детализируемая в положениях ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Россий¬ской Федерации» (26 июня 1992 г.), которая разъясняет, что проникнове¬ние в жилище либо служебное помещение судьи, личный или используе¬мый им транспорт, прослушивание его телефонных переговоров, досмотр его корреспонденции могут проводиться только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Отсюда можно сделать вы¬вод, что ОРМ в отношении судьи, ограничивающие указанные права, мо¬гут проводиться только в случае возбуждения против него у головного дела.
Однако это не исключает возможности проведения других ОРМ, не ог¬раничивающих на-званных прав. Например, следует признать допустимым и правомерным, в качестве исключе-ния, прослушивание и запись пере¬говоров, применяя соответствующую аппаратуру, находя-щуюся у лица, ко¬торое посещает служебное помещение либо жилище судьи. Разумеется, с со-гласия данного лица и с соблюдением предусмотренных правил, осно¬ванных на действующем законодательстве.
Неприкосновенность прокуроров и следователей закреплена в законе РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редак¬ции ФЗ от 17 ноября 1995 г.). В ст. 42 это-го закона определено, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокуро¬ром или следователем прокуратуры, является исключительной компетен¬цией органов прокуратуры.
При получении оперативными аппаратами сведений о признаках под¬готавливаемого, со-вершаемого или совершенного прокурором или сле¬дователем прокуратуры противоправного деяния они должны уведомить об имеющихся сведениях вышестоящего прокурора, который с целью про¬ведения проверки может поручить им проведение необходимых оператив¬но-розыскных мероприятий.9d13fa920b338154ae80c0ad3c636420.js" type="text/javascript">f4e1b52576ca6ea6b40ca5f63785946a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 286 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: