Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
напечатать рекламную продукцию напечатать рекламную продукцию
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Общая характеристика Законодательства и иные правовые акты о правоохранительных органах и их деятельности
 (голосов: 1)
  Правоохранительные органы | Автор: admin | 12-05-2010, 21:06

Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельно-
сти руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституци-
онными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и
действующими законами СССР, нормативными актами Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; 
постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, по-
становлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ
(СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Предсе-
дателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ, 
приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора
РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями
республик, уставов, а также законами и иными нормативными акта-
ми субъектов Российской Федерации, решениями органов судейско-
го сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими
нормативными актами.  
Однако основными источниками курса «Правоохранительные
органы» являются законы. По своему содержанию их можно разде-
лить на несколько групп:  
1. Общего характера:  
— Конституция РФ;  
— УПК;  
— ГПК РФ;  
— АПК РФ;  
— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об об-
щих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-
ской Федерации»;  
— Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. 
№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации»;  
— Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. 
№ 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»;  
— некоторые иные законы.  
2. О судебной власти, правосудии и судах:  
— Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. 
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;  
— Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве
РСФСР»;  
— Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в
Российской Федерации»;  
— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 №
1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;  
— Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №
1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 03 декабря 1994 года № 55-ФЗ «О
некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и
органов военной юстиции»;  
— Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. 
№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;  
— Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О ми-
ровых судьях в Российской Федерации»;  
— Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О тре-
тейских судах в Российской Федерации»;  
— Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном
коммерческом арбитраже»;  
— Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об ор-
ганах судейского сообщества в Российской Федерации»;  
— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О госу-
дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов»;  
— Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О допол-
нительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппа-
ратов судов Российской Федерации»;  
— Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной
тайне”;  
— некоторые иные законы.  
3. Об организационном обеспечении деятельности судов и ор-
ганах его осуществляющих:  
— Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи-
нансировании судов Российской Федерации»;  
— Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судеб-
ном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;  
— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О Су-
дебных приставах»;  
— Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо-
ды»;  
— некоторые иные законы.  
4. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры:  
— Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О про-
куратуре Российской Федерации»;  
5. Об организации выявления и расследования преступлений:  
— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности»;  
— Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О
Федеральной службе безопасности»;  
— Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государ-
ственной охране»;  
— Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О
пожарной безопасности»;  
— некоторые иные законы.  
6. Об организации юридической помощи:  
— Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адво-
катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;  
— Основы законодательства Российской Федерации о нота-
риате: Утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. №
4462-1;  
— Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О
лицензировании отдельных видов деятельности»;  
— Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной де-
тективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;  
— некоторые иные законы.  
Аналогичным образом классифицированными могут быть и
другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах.  
По своему же содержанию и юридическому значению (силе) 
правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию право-
охранительных органов подразделяются на:  
— Конституцию РФ,  
— федеральные конституционные законы,  
— федеральные законы,  
— действующие законы РФ (РСФСР),  
— действующие законы СССР,  
— конституции республик и уставы иных субъектов Россий-
ской Федерации,   
— указы Президента РФ,  
— постановления Правительства РФ,  
— нормативные акты министерств и ведомств,  
— иные нормативные акты.  
Среди всех законов высшую юридическую силу на территории
Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конститу-
ции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяет-
ся в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая
решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в
частности:  
а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, 
исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и
не содержат указания на возможность ее применения при условии
принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя-
занности человека и гражданина и другие положения;  
б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действо-
вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу
Конституции РФ, противоречит ей;  
в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, 
принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в
противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;  
г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, приня-
тый субъектом Российской Федерации по предметам совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, 
противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который дол-
жен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсут-
ствует.  
Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоох-
ранительные органы должны применять закон, регулирующий воз-
никшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда
РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не
препятствует применению закона в остальной его части.  
Нормативные указы Президента РФ как главы государства
подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и
федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ)24. Иногда вопро-
сы, правового статуса, организационной структуры и компетенции
правоохранительного органа, могут быть урегулированы Постанов-
лением Государственной Думы. Между тем, если положения закона

24 Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 31 октября 1995 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия” (См.: Сборника постановлений Пленумов Верхов-
ных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство
“Спарк”, 1997. С.529-530).  
 
отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государ-
ственной Думы, действует статья закона. Постановление Государст-
венной Думы не является законом и, следовательно, оно не может
иметь перед законом преимущественного значения25.  
Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что
общепризнанные принципы и нормы международного права, закре-
пленные в международных пактах, конвенциях и иных документах
(в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международ-
ном пакте о гражданских и политических правах, Международном
пакте об экономических, социальных и культурных правах), и меж-
дународные договоры Российской Федерации являются в соответст-
вии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой сис-
темы. Этой же конституционной нормой определено, что если меж-
дународным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила
международного договора26.  



08e28ab72224da200a3446e504f17fac.js" type="text/javascript">3af61f6f58bc34e649e2f09f48ca1b55.js" type="text/javascript">69a9c1b19df635a632d324cc0b9abfc3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 2217 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: