Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления, посягающие на служебные интересы отдельных видов деятельности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203 УК). Деятельность служащих частных охранных или детективных служб осуществляется на основе Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Статья 1 этого Закона определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Установление уголовной ответственности за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб продиктовано, во-первых, необходимостью обеспечить эффективную защиту от преступных посягательств в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; во-вторых, установлением правового контроля за законностью действий частных правоохранительных органов (служб).
Для осуществления своих задач служащие частных охранных и детективных служб наделяются соответствующими полномочиями. Так, согласно Закону, частным детективам разрешается:
сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан;
поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса, с обязательным условием, что в течение суток с момента заключения контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело (ст. 3 Закона).696730c550aa96f8f3694f93d5644d2b.js" type="text/javascript">84165a6527b6c8f96fe5547cd924f5f2char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)6909f5dfba6278d90029b11d04ce3bc1.js" type="text/javascript">6ad8f95079d60ede58daffda1f28e9e7.js" type="text/javascript">0d7f4ff8ad015d849c36369982b55c8d.js" type="text/javascript">9581f9409646258c67e66d6bb1daeb9b.js" type="text/javascript">5cab4edb78400159bfee44584d4b495c.js" type="text/javascript">b9fe073bc48d733f709d0ca7766cc6b0.js" type="text/javascript">d8f3af5b9a4d5d5b001322b04e0bb861.js" type="text/javascript">4d23ac69fed64cf238efcf258f5c52f0.js" type="text/javascript">29fa06a4e66617a9296586e812a02e4a.js" type="text/javascript">e3a50abd265117274e55b0efc998d8cf.js" type="text/javascript">226a34d31bc0d2f2f82ef54630f5af84.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 172 |
Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.
Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка как самостоятельное структурное подразделение в Уголовном кодексе России выделен впервые. Принимая решение об объединении рассматриваемых преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке имманентно присуща каждой частице социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно широкого объединения людей.
Первым составляющим элементом родового объекта разд. IX УК РФ является общественная безопасность. Термин "безопасность" достаточно давно утвердился в учебной литературе и доктрине уголовного права (государственная безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая безопасность, безопасность движения и т.д.). В последние годы в законодательстве закреплен и термин "национальная безопасность". Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), она представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности*(141). Таким образом, безопасность личности, общественная безопасность и государственная безопасность являются видовыми составляющими национальной безопасности.
Понятие "общественная безопасность" впервые было использовано в Уголовном кодексе 1922 г. в названии гл. 8 Особенной части "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичный порядок". Однако само понятие "безопасность" было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. "О безопасности". Согласно ст. 1 данного Закона "безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"*(142). Это определение основывается на лингвистическом представлении о безопасности как "отсутствие опасности, сохранность, надежность"*(143) или "положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь"*(144). Тем самым законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.315e3f3f6c4949aed8d91abc4f26088c.js" type="text/javascript">79aa28cf6760155545813568751f56d0char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)c8c698963a8169d71d6c4661aac3e82e.js" type="text/javascript">981ca1bc5100c06a7f9da7a5b9a82816.js" type="text/javascript">77ea213a738780943ac612bb1aab715b.js" type="text/javascript">684ebd027193674b623c9e459f256863.js" type="text/javascript">863c0d78d787c2fb0f76b7b96fe88696.js" type="text/javascript">0beb7752c017ec3f660c2ee22480c140.js" type="text/javascript">ef0a50a4c0ac1144ffc1f6f5734ebf29.js" type="text/javascript">b8e9eaa7e08cca871a6b4c2a11ac461e.js" type="text/javascript">ef9cba6a2d329493c0fcf8fd2c53ad62.js" type="text/javascript">eaef237b968bd867f0490475569512d1.js" type="text/javascript">460d9a4c84c0c9ab9cc2105dc95cd051.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 261 |
Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Преступления против общественной безопасности - это умышленные или неосторожные общественно опасные деяния, причиняющие существенный вред или создающие реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества.
Как и Кодексы 1922, 1926 и 1960 гг., Уголовный кодекс 1996 г. сохранил в Особенной части гл. 24, предусматривающую статьи о преступлениях, которые посягают на общественную безопасность (ст. 205-227 УК). Однако в отличие от ранее действовавших кодексов видовой объект гл. 24 определяется только как общественная безопасность. К тому же система соответствующих норм подверглась существенным изменениям, поскольку современный период характеризуется качественно иным состоянием общества, новым уровнем решаемых задач, другими подходами к обеспечению безопасности интересов общества.
Преступления против общественной безопасности составляют незначительную долю в общей массе регистрируемых преступлений. Так, если в 1999 г. было зарегистрировано 3 001 748 преступлений, то преступлений против общественной безопасности: терроризма (ст. 205 УК) - 20; захвата заложника (ст. 206 УК) - 64; бандитизма (ст. 209 УК) - 523; незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его составных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 222 УК) - 66 536; хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК) - 2605; хулиганства (ст. 213 УК) - 128 701.
Высокая степень социальной опасности обусловливается не только количественной характеристикой, но и внутренними свойствами самих преступлений против общественной безопасности (особенностями объекта и деяния, разнообразным характером последствий). Преступления против общественной безопасности разрушают сложившиеся общественно полезные социальные связи, которые складываются между различными субъектами в процессе их деятельности. Они объективно вредны для неопределенно широкого круга общественных отношений (неприкосновенности личности, сохранности имущества, нормальной деятельности государственных и общественных институтов, экологической безопасности и т.д.), а их последствия достаточно тяжелы для общества.
Повышенная общественная опасность рассматриваемой группы преступлений отражается и в факте признания ряда из них преступлениями международного характера. Преступность как социальное явление имеет межнациональный характер и в равной степени причиняет ущерб различным государствам и обществам, независимо от их социально-политического устройства. Борьба с национальной преступностью требует совместных усилий и повседневного сотрудничества государств. Это сотрудничество выражается в различных формах, в том числе в форме разработки и принятия многосторонних договоров, международных соглашений (конвенций). Ратификация последних налагает определенные обязательства на государства-участников соответствующих соглашений. Естественно, что в орбиту совместных интересов попадают прежде всего наиболее опасные преступления. Они подразделяются на две большие группы: международные преступления и преступления международного характера (международные уголовные преступления). Ответственность за первую группу деяний (агрессия, нарушение законов и обычаев войны, геноцид, апартеид и т.д.) для физических лиц наступает при условии, что их деяния связаны с преступной деятельностью государств. Преступления международного характера (терроризм, захват заложников, угон воздушного судна, пиратство и др.) непосредственно не связаны с преступной деятельностью конкретных государств, но они, наряду с причинением ущерба национальным интересам, посягают и на различные аспекты мирного сосуществования и сотрудничества государств. Ответственность за эти преступления наступает либо по специальным уставам (Нюрнбергский и Токийский процессы), либо по национальным уголовным законам.
Анализируемая группа преступлений посягает на общественную безопасность. Как видовой объект уголовно-правовой охраны безопасные условия жизни общества (общественная безопасность) включают в себя совокупность общественных отношений по обеспечению неприкосновенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов. Подробно об общественной безопасности как объекте преступления говорилось в предыдущем параграфе.f3aead49f2a55e214f4f17cd67f7a3f5.js" type="text/javascript">2a239aa8b4cbc46398cc880b19337a5cchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)dc42a6101a878669be9cef4022c880b5.js" type="text/javascript">e164bf38a6f66fbcf5f7ee49d86d07ad.js" type="text/javascript">8fd8d4d950f3fdf808562577a36297a1.js" type="text/javascript">e3bc40ea735e019992c5618ef839dbcd.js" type="text/javascript">db0e974001e9b8451963a66bcb08d8cc.js" type="text/javascript">29dbcd503e1805067218abcfb4838c76.js" type="text/javascript">7ae4efc330115ad67f08490725b00198.js" type="text/javascript">d6f0274e464c42fb75b7357e83c6b708.js" type="text/javascript">477dfe9ef1809c1d21a3fb9fc10d4ea4.js" type="text/javascript">05eacba1d2ecc36b67f6daa94e3653ff.js" type="text/javascript">5ef5e48422bfcd4dd951a867e8d64d11.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 487 |
Краткий исторический очерк развития законодательства об ответственности за преступления, посягающие на общественную безопасность
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Уголовное законодательство Российской империи второй половины XIX - начала ХХ в., в частности, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г. и Уголовное уложение 1903 г., в отличие от уголовно-правовых систем Германии, Голландии и некоторых других стран, не выделяло самостоятельного раздела или главы, где были бы сосредоточены нормы об ответственности за деяния, аналогичные тем, которые предусмотрены в гл. 24 разд. IХ УК 1996 г. (преступления против общественной безопасности).
Однако это не означает, что уголовное законодательство Российской империи не содержало ответственности за преступления, аналогичные тем, которые установлены в гл. 24 УК РФ. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в ред. 1885 г. в различных разделах, главах и отделениях предусматривало достаточно большое число норм о деяниях, относимых в настоящее время к числу общеопасных преступлений*(156).
Например, в ст. 269 (ч. 1) главы первой "О сопротивлении распоряжениям правительства и неповиновении установленным от оного властям" раздела четвертого "О преступлениях и проступках против порядка управления" предусматривалась ответственность за устройство, подговор к устройству или участие в публичном скопище, сопровождавшемся насилием или угрозой над личностью, похищением, самовольным завладением, истреблением или повреждением чужого имущества, вторжением в чужое обитаемое здание либо иное помещение, огороженное место или усадьбу, а равно руководство совершением указанных действий или подстрекательство к ним (аналог современного понятия "массовые беспорядки"). При этом ответственность за данное деяние зависила от характера и роли участия лица: по ч. 1 ст. 261 ответственность наступала за участие в публичном скопище, по ч. 3 - за организацию скопища, руководство учинением насилия над личностью, вторжением в чужое жилище или покушением на такие действия, а также подстрекательство к их совершению или продолжению. Если же скопище или участники скопища, совершая указанные выше действия, оказывали насильственное противодействие вооруженной силе, призванной для рассеивания скопища, то наказание виновным резко усиливалось (соответственно ч. 2 и 4 ст. 269-1).
В ст. 867-869 (ч. 1) отделения шестого "О нарушении правил, установленных для продажи, хранения и употребления веществ ядовитых и сильнодействующих" главы первой "О преступлениях и проступках против постановлений, ограждающих народное здравие" раздела восьмого "О преступлениях и проступках против общественного благоустройства и благочиния" предусматривалась ответственность за нарушение правил обращения с ядовитыми и сильнодействующими веществами. В ст. 922-931 отделения первого "О составлении злонамеренных шаек и пристанодержательства" главы третьей "О нарушении общественного спокойствия, порядка и ограждающих оные постановлений" раздела восьмого устанавливалась ответственность за организацию и участие в шайке для разбоев, зажигательства, краж и т.д. (некий аналог современного бандитизма). Аналогичная по содержанию норма предусматривалась и в отделении первом главы третьей "О похищении чужого имущества" раздела двенадцатого "О преступлениях и проступках против собственности частных лиц".56eac10de068311f9bf38bb9b84db912.js" type="text/javascript">154eebd372092843e34060dbe52b272achar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)5f5cbbd2d02110c948104743b7c61d20.js" type="text/javascript">fa7beee8855efa42cf97b24b3f6770ad.js" type="text/javascript">76f39a27ab6838b71c42f157aaff2c45.js" type="text/javascript">6b1d71c85fd9d9f85e239ef531bd7977.js" type="text/javascript">e994d089066a920e265e6f73740ce487.js" type="text/javascript">a3d98cbb4da5e9c0c009c8c6b512413a.js" type="text/javascript">cdbb5d10732db0cb4e7757c02b27469d.js" type="text/javascript">8818f35c2ecdce12a2883489814f01a7.js" type="text/javascript">23ad7c4b1570bb3945775fb8c31a15c7.js" type="text/javascript">50e36f4503940f7c2b1f674410ca0c13.js" type="text/javascript">83450d642a2d64e2daf597040c4b7bd8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 142 |
Преступления, нарушающие общие правила безопасности. Характеристика отдельных видов преступлений против общественной безопасности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Теppоpизм (ст. 205 УК). Как отмечается в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа от 10 января 2000 г. N 24): "Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации"*(176).
Высокая степень общественной опасности терроризма обусловливается тем, что он выполняет социально-деструктивную функцию, связан с культом насилия, порождает в обществе атмосферу страха и беспокойства. Терроризм имеет тенденцию к росту в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная напряженная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость характеризует базовые отношения и социальные связи. Такое состояние является благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе, которые нередко становятся самодовлеющими ценностями. Все это приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие. В современных условиях опасность терроризма возрастает не только вследствие его более значительной распространенности, но и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и др., обладающему огромной разрушительной силой. Поэтому международное сообщество принимает меры по выработке эффективных мер противодействия названной социальной болезни ХХ в., в том числе в виде заключения международных документов. В этом смысле терроризм относится к числу конвенционных преступлений. Советский Союз и впоследствии Россия как его правопреемница также являются участниками международных соглашений, поэтому в Уголовном кодексе РФ и предусматривается соответствующая норма.
Анализ терроризма как сложного и многомерного явления возможен с правовых позиций и в социальном аспекте. В социальном смысле терроризм выражает различные оттенки конфликтных ситуаций, которые проявляются в социальной жизни (политические, религиозные, националистические, общеуголовные и т.д.). В связи с таким мотивационным многообразием формы терроризма достаточно разнообразны как в содержательной характеристике, так и в объеме распространения. Однако, с точки зрения уголовно-правовой характеристики, терроризм должен иметь определенный характер и четкие границы. Это обусловлено формализованностью права и необходимостью установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности. Как известно, в уголовном праве таким основанием выступает совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно должна характеризовать конкретное общественно опасное явление как преступление. Однако юридическому оформлению понятия "терроризм" в современных условиях препятствуют как минимум два обстоятельства: во-первых, крайняя политизированность оценок терроризма и, во-вторых, стремление придать такому определению всеобъемлющий характер. Оба эти обстоятельства отчетливо прослеживаются начиная с резолюции IV Конференции по унификации уголовного законодательства (Париж, 1931 г.)*(177).
Рассматривая вопрос о правовых элементах понятия "терроризм", следует иметь в виду, что, с точки зрения его регламентации, в уголовном законе любой терроризм носит уголовно-правовой характер*(178). Вместе с тем при криминализации того или иного общественно опасного деяния законодатель исходит из необходимости обеспечения охраны от преступных посягательств определенной группы общественных отношений, а не абстрактных интересов. Признаки конкретного преступления формулируются в нормах Уголовного кодекса прежде всего с учетом характера и круга охраняемых отношений. Поэтому в зависимости от особенностей конкретного деяния (его направленности, способа совершения, характера возможного вреда и т.д.) объективно неизбежны различия в законодательном наборе признаков тех или иных даже однородных преступлений. Так, в Уголовном кодексе РФ можно выделить три группы преступлений, объективные или субъективные элементы которых в достаточно сильной степени выражают элементы терроризма: а) ст. 205 и 207; б) ст. 277 и 281; в) п. "б" и "е" ч. 2 ст. 105, ст. 295 и 317.
Каждая из этих групп характеризуется специфическими признаками. Функциональное назначение криминализации третьей группы преступлений связано с охраной жизни либо конкретных лиц (ст. 295 и 317), либо безымянной, но индивидуально определенной личности (п. "б" ч. 2 ст. 105). Вторая группа преступлений характеризуется особой направленностью деяний и спецификой субъективной стороны. Эти деяния направлены на подрыв конституционного строя и безопасности государства как важнейших, основополагающих элементов организации общества. Причинение конкретного вреда потерпевшим при таком виде террористического акта является способом подрыва конституционного строя и безопасности государства, а не самоцелью. Следовательно, обеспечивая охрану конституционного строя, законодатель одновременно обеспечивает и охрану жизни лиц, которые могут быть потерпевшими от такого рода преступлений. К тому же в диверсии при описании законодателем способа преступления упор сделан не столько на причинении вреда людям, сколько на уничтожении и повреждении имущественных объектов.5c63ead8d1d97ab59229aa2a6564b443.js" type="text/javascript">2ec6338e89e5829d21fca2ed71231eafchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)0c31476e68c74fcd8115626e36615f60.js" type="text/javascript">5adc6aa09421c3f288601d6d5ce8d096.js" type="text/javascript">dd7a82d66ea001319898538fec0059f8.js" type="text/javascript">1811a5d83dcdbda81bf5a6187488241c.js" type="text/javascript">3811ca9be56e22a3e6d6cda16f2596f3.js" type="text/javascript">fb6c6dd539d75b04fd562d66362fc25d.js" type="text/javascript">37d141e0f18f54888875746c0c291de1.js" type="text/javascript">c56ab1c651299c1364ebf37d9047e214.js" type="text/javascript">e2cce88082045a3778d4f2d438d5e337.js" type="text/javascript">84a7975c0ab675bd0c5ef7bf45c0d1b8.js" type="text/javascript">59fa3324a3a4666295e387e60adfe3f3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 233 |
Преступления против общественного порядка
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
В отличие от предыдущих кодексов Уголовный кодекс 1996 г. предусмотрел всего две статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на общественный порядок, - ст. 213 (хулиганство) и ст. 214 (вандализм). Несмотря на резкое сокращение в судебной практике числа случаев хулиганства, обусловленное законодательным изменением ст. 213, в 1999 г. в России было зарегистрировано 128 701 такое преступление. Хулиганские действия, вандализм причиняют существенный вред общественному порядку, который представляет собой систему общественных отношений, сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения. Совершение этих преступлений приводит к нарушению общественного спокойствия, причинению физического вреда личности и имущественного ущерба.
Хулиганство (ст. 213 УК). Хулиганство на протяжении длительного времени традиционно описывалось законодателем с использованием большого числа оценочных признаков, что на практике нередко приводило к необоснованному расширению сферы применения соответствующей статьи. Законодательная неопределенность признаков хулиганства, расширительная практика применения нормы судебно-следственными органами логично привели к предложениям об исключении соответствующей статьи из Кодекса. Однако законодатель не воспринял такие рекомендации и сохранил в Уголовном кодексе 1996 г. норму о хулиганстве, существенно изменив в сторону более четкой характеристики признаков этого преступления диспозицию ст. 213. Во-первых, состав простого хулиганства, который ранее предусматривался в ч. 1 ст. 206 УК, частично перенесен в ст. 214, во-вторых, исключены такие оценочные признаки злостного хулиганства, как "исключительный цинизм" и "особая дерзость", в-третьих, система квалифицирующих признаков изложена более конкретно, с указанием четких критериев и использованием общепринятых в Кодексе признаков (группа, судимость и т.д.).bc0167a8c9549e26910a08740b339d7d.js" type="text/javascript">da2227a1aa74704dce0876cf0bc74b1echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)decea726fa15d6132401484eee69c3ba.js" type="text/javascript">a79ecf9510894c09d43fe1256adda029.js" type="text/javascript">902722278b1574f44df2a1a852cc44a1.js" type="text/javascript">e54f2719dd30340619b383572fdf06b5.js" type="text/javascript">33f6d9d957fe310ce218025f844cb995.js" type="text/javascript">3f6d9748f69282ef222d0b24120b49dc.js" type="text/javascript">573f88b8d6af4fb35539fc27e8c8f3b1.js" type="text/javascript">8ca5571cf46dfaa7bccc90032d7c55f8.js" type="text/javascript">3aafbba3bdcc77c13fe83f77bf943d1c.js" type="text/javascript">9754af4e6e71fdb7c9f339f4ed6f84be.js" type="text/javascript">9653fdf64d841ad5e8899aed8657e695.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Преступления, связанные с нарушением специальных правил безопасности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Преступления данной группы посягают на специфическую группу общественных отношений, которые являются частью отношений общественной безопасности и регламентируют порядок производства отдельных видов работ, а также связанные с этим порядком правила безопасности труда. Некоторые виды производств в силу свойств и специфики технологических процессов обладают потенциально высокой степенью опасности причинения вреда физическим и имущественным благам личности и общества и поэтому требуют соблюдения особых мер предосторожности при их выполнении. Точное и неукоснительное соблюдение таких специальных мер предосторожности является необходимым условием предотвращения наступления общественно опасных последствий. В качестве характерных признаков данной группы преступлений выделяются следующие обстоятельства. Во-первых, соответствующие правила безопасности закрепляются в иных отраслях права и поэтому диспозиции статей Уголовного кодекса формулируются как бланкетные. Во-вторых, рассматриваемая группа преступлений, как правило, может совершаться только с неосторожной формой вины.
Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК). Объектом данного преступления является установленный нормативными актами порядок по обеспечению безопасности размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов атомной энергетики. Данная норма впервые выделяется в уголовном законодательстве. Соответствующие деяния ранее квалифицировались либо по статьям о преступлениях против личности, либо по статьям о должностных преступлениях. С развитием атомной энергетики, использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях, применением источников ионизирующего излучения в медицине, промышленности и сельском хозяйстве одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства становится обеспечение ядерной и радиационной безопасности*(318). Вместе с тем каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий*(319).
Правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, содержатся в Федеральном законе от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в ред. от 10 февраля 1997 г. N 28-ФЗ; в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями); постановлении Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 149 "О Федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы".
К объектам атомной энергетики относятся места нахождения: ядерных установок (сооружений и комплексов с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами); сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов; не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение; не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов (ст. 3 Федерального закона). Отнесение указанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.fc1e5c29c7e6427ae236f65b74f2772b.js" type="text/javascript">3d8f7de558e1bc3d767ed19dc55e1e06char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)b65a9cac98fb02b6c43d676d7ce15c8d.js" type="text/javascript">62eb0f31d1b245a70fb2973af8553bbb.js" type="text/javascript">964cc80221f309138554fd66b4b79a46.js" type="text/javascript">0ffbcea726005740a46166eec16baa92.js" type="text/javascript">cd4aa4283c464b43b64de0908367abe6.js" type="text/javascript">d45fc6c6087faef7dc3295a9675d90e9.js" type="text/javascript">65024d1dd47fc666512924a2ff9572e0.js" type="text/javascript">3669def1117b1739118be3e264776c2b.js" type="text/javascript">960f865610ddd9a5e931689ed27ef8c1.js" type="text/javascript">f605b257bf37c3ae8401c5b7ddcc5093.js" type="text/javascript">28838ca3c07ce1f5a93da1a8371341a6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 120 |
Преступления, нарушающие установленные правила обращения с общеопасными предметами
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Выделение соответствующей группы преступлений обусловлено специфическими свойствами некоторых предметов, получивших наименование "общеопасные". Общеопасные - это предметы (ядерные материалы, радиоактивные вещества, оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и т.п.), которые в силу имманентно присущих им внутренних свойств обладают потенциальной опасностью причинения вреда личности, обществу. Для недопущения причинения вреда государство устанавливает в отношении таких предметов специальный правовой режим (разрешительную систему). Преступления данной группы связаны с нарушением соответствующего правового режима обращения с общеопасными предметами.
Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220 УК). Согласно Международной конвенции о физической защите ядерных материалов 1980 г., государства-участники обязаны предусматривать все меры, в том числе и уголовно-правовые, для установления жесткого контроля за оборотом ядерных материалов. В результате производства оружейных ядерных материалов, работы атомных электростанций, деятельности предприятий ядерного топливного цикла, эксплуатации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов с ядерными энергетическими установками и других видов деятельности в области использования атомной энергии на территории Российской Федерации накоплены значительные радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо, обращение с которыми представляет серьезную задачу.
Объект преступления - общественная безопасность в сфере регулирования порядка обращения с ядерными материалами или радиоактивными веществами.
Предметом преступления в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 220 УК являются ядерные материалы и радиоактивные вещества. Ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. К ним относятся, например, плутоний необлученный, уран-235 необлученный, уран обогащенный, уран-233 необлученный, облученное топливо (обедненный или природный уран, торий или слабообогащенное топливо). Радиоактивные вещества - это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (радий-226, цезий-137, полоний-210 и др.). К источникам ионизирующего излучения относятся приборы и устройства, принцип действия которых основан на ионизирующем излучении, создающемся при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образующих при взаимодействии со средой ионы разных знаков (рентгеновское излучение, потоки электронов, нейтронов и протонов, альфа-, бета-, гамма-лучи). Источники ионизирующего излучения широко используются в медицинских, научных, промышленных целях и др. Радиоактивные вещества и ядерные материалы могут находиться в газообразном, жидком или твердом состояниях и содержаться в установке, изделии или ином виде (в контейнере, капсуле, составе руды и др.).7219904531dec1a8482b58b8c65814ac.js" type="text/javascript">782e2bb823549b20d0cc64dbe0dd5a10char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)0bba503c0a4fbccd06e518e63c1f7615.js" type="text/javascript">c505cf03017976442181773781a866f6.js" type="text/javascript">f4f372d3a9e49f204bcf4c11ae294912.js" type="text/javascript">70fc53030aba78522d169f3653fab8f3.js" type="text/javascript">e1ce914b666ff68996411600c3a6f361.js" type="text/javascript">e173ad1de2af78472a39d60a194ac4df.js" type="text/javascript">ac2d0a03a12e08f0a5bb7cc97e7a7365.js" type="text/javascript">dfecb8b38ba88231c252eded7dce3444.js" type="text/javascript">f11ded6aa9ec90df3545d6660145bd75.js" type="text/javascript">870cab1cd81f274361feee011ce5856f.js" type="text/javascript">a2e14a583f7bd48ec84a5f65e1fe1c1c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 182 |
Понятие и общая характеристика преступлений против здоровья населения и общественной нравственности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества, поскольку здоровье, как и жизнь, есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение в различной степени многие иные социальные блага. Статья 41 Конституции РФ гласит: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь". Охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(360). Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья, соблюдения прав человека и его социальной защищенности в числе других имеют уголовно-пpавовые меpы.
Уголовно-пpавовая охpана здоpовья и нравственности осуществляется нормами различных разделов и глав Особенной части Уголовного кодекса - о преступлениях против личности, общественной безопасности, экологических преступлениях и т.д. Однако задачей этих норм является обеспечение неприкосновенности здоровья и нравственности отдельной (персонифицированной) личности. В отличие от соответствующих преступлений такие пpеступления, как незаконный обоpот наpкотических сpедств, наpушение санитаpно-эпидемиологических пpавил, сокpытие инфоpмации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоpовья населения, вовлечение в занятие пpоституцией, незаконное pаспpостpанение поpногpафических матеpиалов или пpедметов и дpугие, посягают на жизнь и здоpовье многих лиц или части населения в опpеделенной местности либо на нpавственное здоpовье населения. Поэтому особенностью пpеступлений пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности является неопpеделенно шиpокий кpуг возможных потеpпевших. Специфика объекта охpаны, хаpактеp пpименяемых пpедметов, шиpокая сфеpа пpименения, способы совеpшения позволяют объединить вышеуказанные ноpмы в одну гpуппу, а здоpовье населения и общественную нpавственность pассматpивать как самостоятельную социальную ценность, нуждающуюся в комплексной уголовно-пpавовой защите. Ответственность за пpеступления пpотив здоpовья населения и общественной нpавственности тpадиционно регламентировалась уголовным законодательством нашего государства. Однако большая часть норм об этих преступлениях находилась в главе о преступлениях против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. В Уголовном кодексе 1996 г. законодатель, учитывая конституционную ценность охpаны здоpовья, предусмотрел ответственность за посягательства на эту социальную ценность и близкую к ней общественную нравственность в самостоятельной гл. 25 Особенной части. Такое решение соответствует социально-пpавовой политике госудаpства на совpеменном этапе*(361). Некоторые составы преступлений из данной главы, например, незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, и сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья населения, ранее вообще не были известны уголовному законодательству.
Полагаем, что данное предложение не лишено оснований и в перспективе может быть реализовано в уголовном законодательстве.8e81a8bf9033c59580f8d35566ec6a69.js" type="text/javascript">79b8da6a9dd15f2216dd6be8432d0885char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)18776e996229b456ebb7984a264b286f.js" type="text/javascript">7e1eb387e9a721b7aac05ed40267e35f.js" type="text/javascript">06e22f9e0b3603ff5ff2bbccd2a05f63.js" type="text/javascript">dc40962ef8365fb81955c65426a84ca3.js" type="text/javascript">a261851ddc4a0c53e8209a1c67d455bf.js" type="text/javascript">ed1599b5c8a20231ad83442b27d8d4d6.js" type="text/javascript">8033358577e152f627cc0dd3250621eb.js" type="text/javascript">c8e5d9e89d6970b73d1b0c2703c5aeb2.js" type="text/javascript">75409746fef1f864f1886e5aa16b06d3.js" type="text/javascript">39f95e5ee08a6ce5c372ac4b6fafd280.js" type="text/javascript">a0976c3eb59d0bbc12cc7e3ff3bea39a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 908 |
История развития законодательства об ответственности за преступления против здоровья населения и общественной нравственности
  Уголовное право | Автор: admin | 12-05-2010, 21:05
Исторически совокупность норм о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности как система в современном понимании стала складываться лишь в советское время, в начале ХХ в. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в главе четвертой "О святотатстве, разрытии могил и ограблении мертвых тел" содержало всего две статьи, где речь шла о преступлениях, которые в настоящее время охватываются ст. 244 УК "Надругательство над телами умерших и местами их захоронения". Согласно ст. 256 Уложения за разрытие могил для ограбления тел или поругания над погребенными виновные могли быть приговорены при отсутствии злого намерения, а по шалости или в пьянстве к наказанию в виде заключения в смирительный дом на время от шести месяцев до одного года (ч. 3) и максимум - к лишению всех прав состояния и к ссылке в каторжную работу в крепостях на время от десяти до двенадцати лет, а также к наказанию плетьми с наложением клейм (ч. 1). За истребление или повреждение надгробных памятников и за наружное повреждение могил наказание могло быть назначено виновному в виде денежного взыскания от десяти до пятидесяти рублей и исправления за свой счет повреждения, когда оно учинялось по легкомыслию (ч. 2 ст. 257) и в виде заключения в тюрьме на время от шести месяцев до одного года, когда сие сделано по злобному против погребенных в сих могилах или против семейств их чувству (ч. 1 ст. 257). За похищение надгробного памятника или наружных оного украшений виновные наказывались высшей мерой наказаний, предусмотренных за воровство - кражу.
Уголовное уложение 1903 г. также содержало нормы, аналогичные вышеуказанным. Так, согласно ч. 1 ст. 79 Уложения виновный в похищении или в поругании действием умершего, преданного или не преданного земле, наказывался заключением в исправительный дом на срок не свыше трех лет. Если при этом над умершим было учинено оскорбляющее нравственность действие, то наказание назначалось заключением в исправительный дом на срок не ниже трех лет (ч. 2 ст. 79). Когда же указанные в ч. 1 и 2 ст. 79 Уложения деяния были учинены по суеверию, неразумию, невежеству или в состоянии опьянения, виновный наказывался заключением в тюрьме на срок не свыше шести месяцев.11eb77aa10377753705c21f0eae11bd6.js" type="text/javascript">b3bdd0e432739458fa41379ddad88b6achar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)aa8afb91d7fb3036d58c7e1054292f7c.js" type="text/javascript">02a135ee784dd1c01fb5f31bcfcf4714.js" type="text/javascript">d66ece596948f3141bc8559f74cad14e.js" type="text/javascript">5d794951034a74e4a12f3f1d703e2069.js" type="text/javascript">3e42d0dea38095daa5b6f41a84bba015.js" type="text/javascript">0e0c7d269baa3e15e7fc19956c26cb62.js" type="text/javascript">07f444e191af21a040862e78e0e6ea85.js" type="text/javascript">46c0b8a9871272bea5af5ec706fb765f.js" type="text/javascript">4a225379240fc70f90d463c90daea7e0.js" type="text/javascript">60da42e00054e83d83aed6f0e3c375c3.js" type="text/javascript">5ff29acfe0e16d4cba6c6260ae5e159b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 219 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: