Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления против установленного порядка внешнеэкономической деятельности (таможенные преступления) -2
 (голосов: 0)
  Экономические преступления | Автор: admin | 18-06-2010, 06:30
Нередко контрабанда совершается в соучастии двух и более лиц. Исполнителями (соисполнителями) контрабанды признаются лица, непосредственно участвовавшие в перемещении (ввозе или вывозе) предметов контрабанды через таможенную границу РФ одним из указанных в ст. 188 УК способов или совершившие это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других предусмотренных уголовным законом обстоятельств, или пользуясь неосведомленностью других лиц.
Кроме исполнителей, с контрабандой могут быть связаны другие лица, игравшие роль организаторов или подстрекателей преступления (например, заказчик контрабандного перемещения культурных ценностей) и содействовавшие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации или средств совершения преступления либо устранением препятствий, заранее обещавшие приобрести или сбыть предметы, полученные контрабандным способом и т.д. Все они несут ответственность за соучастие в контрабанде со ссылкой на ст. 33 УК. Лица, являвшиеся соучастниками контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием служебного положения, несут ответственность со вменением им данного квалифицирующего признака, если они были осведомлены об этом обстоятельстве, поскольку указанное обстоятельство характеризует прежде всего более высокую опасность совершенного деяния.
В качестве соучастника (пособника) совершения контрабанды может выступать должностное лицо таможенного органа. Если он получает за содействие контрабанде незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде и за получение взятки.
Особым случаем соучастия при контрабанде является совершение этого преступления организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК). Организованная группа в данном случае - это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного эпизода контрабанды (как правило, весьма крупной по своим размерам) или для занятия контрабандной деятельностью, совершения ряда преступлений. Члены организованной группы контрабандистов выполняют различные функции (приобретают товар для контрабандного вывоза или ввоза, подделывают документы, непосредственно его перемещают, получают после перемещения таможенной границы и т.д.), но независимо от выполняемой роли они привлекаются к ответственности как исполнители преступления. В организованную группу могут входить и должностные лица таможенных органов.
Лицо, создавшее организованную группу контрабандистов или руководившее ею, подлежит ответственности за все случаи контрабанды, совершенные организованной группой, если они охватывались его умыслом. Другие члены организованной группы отвечают лишь за те преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
При контрабанде наркотических средств или психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, радиоактивных или взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств и боеприпасов не исключается при наличии реальной совокупности привлечение к ответственности также по ст. 220, 221, 222, 223, 226, 228, 229, 234, предусматривающим ответственность за хищение или вымогательство этих средств (веществ) и предметов и за их незаконных оборот. Так, если лицо (группа лиц), готовясь к контрабандному перемещению через таможенную границу наркотических средств, незаконно их приобрело (изготовили) перерабатывало, хранило, перевозило или пересылало, оно будет нести ответственность не только за приготовление к контрабанде (оконченную контрабанду), но и за соответствующие незаконные действия с наркотиками по ст. 228 УК. Эти деяния посягают на разные объекты, что и должно быть учтено при их квалификации по совокупности. Возможна также совокупность контрабанды с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК), подделкой документов, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК) и рядом других преступлений.
Контрабанда, связанная с ввозом на территорию России оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств и т.п. с целью использования их при совершении актов терроризма (ст.205 УК), диверсий (ст.281 УК), а равно для организации незаконного вооруженного формирования (ст.208 УК) или создания банды (ст.209 УК), должна расцениваться также и как приготовление к совершению указанных преступлений.
Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК)
В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 19 июня 1998г. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»* в целях защиты национальных интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, обеспечения обороны, безопасности и экономической стабильности, а также соблюдения международных обязательств России по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания действует система экспортного контроля.
* См.: РГ. 1998. 23 июля.

Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» сформулировал ряд принципов государственной политики такого сотрудничества. К ним, в частности, относятся: приоритетность интересов России при осуществлении военно-технического сотрудничества; государственная монополия на деятельность в этой области соблюдение международных договоров о нераспространении ядерного оружия, сокращении вооружения и разоружении, запрещении и уничтожении Химического, биологического и других видов оружия массового поражения; соблюдение международных обязательств в области контроля за экспортом Продукции военного назначения, товаров и технологий двойного назначения; защита государством прав и интересов юридических лиц, связанных с разработкой, производством и реализацией продукции военного назначения; недопустимость нанесения ущерба обороноспособности и безопасности России сохранение и поддержание экономических, политических и военных интересов Российской Федерации и др. (ст.4)
Номенклатура подпадающих под экспортный контроль вооружений, военной техники, отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг, которые применяются или могут быть применены при создании оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, определяется списками и перечнями, устанавливаемыми указами Президента РФ по представлению Правительства*. Вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, экспорт которых контролируется, определяется в порядке, определяемом Правительством РФ (ст.16 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
* См., напр.: Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» (СЗ РФ. 1996. № 8. Ст.742) с изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 468 (СЗ РФ. 1997. № 20. Ст.2234); Указ Президента РФ от 16 августа 1996 г. № 1194 «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия» (СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4096) и др.

Под экспортным контролем понимается система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом тех или иных товаров. В качестве одного из средств может использоваться лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристики товара. Экспортный контроль может осуществляться также в форме разрешительного порядка экспортных операций по отдельным категориям товаров*.
* См.: Таможенное дело. Словарь-справочник /Руковод. авт. колл. А.Н. Мягин. СПб., 1994. С.18.

В утвержденных Правительством РФ положениях о порядке контроля за экспортом из России различных материалов, оборудования и технологий, которые используются (могут быть использованы) для создания различных видов оружия и военной техники, как правило, устанавливается следующий порядок экспортного контроля: 1) подготовка и выдача заключений о возможности экспорта соответствующих материалов, технологий и услуг; 2) получение лицензии; 3) таможенное оформление и таможенный контроль. Заключение о возможности экспорта дается Комиссией по экспортному контролю при Правительства РФ, а лицензия - Министерством внешних экономических связей РФ*.
* См., напр.: Положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется, утв. постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 (СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2359).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и иностранными государствами» организациями, участвующими в осуществлении такого сотрудничества, являются государственные посредники - специализированные государственные унитарные предприятия, образованные по решению Президента РФ, а также российские организации - разработчики и производители продукции военного назначения, получившие в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Порядок предоставления российским организациям права на такую деятельность определяется Президентом РФ с учетом возможной реализации ими целей и принципов военно-технического сотрудничества.
Указом Президента РФ от 20 августа 1997 г. № 907 «О мерах по усилению государственного контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствам* установлено, что экспорт (импорт) продукции военного назначения, включая работы, услуги, информацию и результаты интеллектуальной деятельности в военно-технической области, могут осуществлять предприятия - разработчики и изготовители вооружения и военной техники, получившие такое право в порядке, установленном Президентом РФ, и государственные посредники - федеральные государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения: «Государственная компания «Росвооружение», «Промэкспорт» и «Российские технологии». Министерство обороны в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, вправе оказывать иностранным государствам услуги по подготовке национальных военных кадров и технического персонала.
* См.: РГ. 1997. 22 авг.

Названным Указом утверждены Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и Положение о порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения*. Рассмотрение вопросов о предоставлении российским организациям права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения возложено на Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами, решения которого утверждаются Правительством РФ. Организации, включенной в Реестр организаций, имеющих право осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, выдается свидетельство, подписанное Министром внешних экономических связей и торговли РФ.
* См.: Там же.26 авг.

Президент России по представлению Правительства РФ утверждает список продукции военного назначения, разрешенной к экспорту с территории РФ, и номенклатуру научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военно-технической области (список № 1) и список государств, в которые разрешен экспорт данной продукции (список № 2). В соответствии с этими списками экспорт продукции военного назначения осуществляется на основании решений Правительства РФ по лицензиям, выдаваемым Министерством внешних экономических связей и торговли РФ по согласованию с Министерством обороны РФ. Решения об экспорте продукции военного назначения, не включенной в список № 1, и в государства, не включенные в список № 2, принимаются исключительно Президентом РФ на основании представлений Правительства РФ.
Решением Президента РФ может быть запрещен или ограничен вывоз продукции военного назначения в отдельные государства в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности ООН о мерах по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также в целях защиты национальных интересов России. Запрещается осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения организациям, не получившим права на осуществление этой деятельности, а также российским физическим лицам.
В отличие от контрабанды, предусматривающей ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) товаров и иных предметов, преступление, предусмотренное ст. 189 УК, заключается только в незаконном экспорте из Российской Федерации технологий, научно-технической информации, услуг, материалов, сырья и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Под экспортом понимается вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»).
Предметы преступления в ст. 189 УК названы достаточно определенно: технологии, научно-техническая информация, услуги, материалы, сырье и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. При этом под вооружением и военной техникой понимаются комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе способы доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники).
Под технологией понимается специальная информация, которая необходима для разработки, производства и использования соответствующего оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Научно-техническая информация представляет из себя отчеты справки, докладные записки, схемы, графики, формулы, чертежи, модели, технические проекты и спецификации, инструкции и другие материалы, связанные с исследовательскими работами, разработкой и созданием оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Информация фиксируется на различных материальных носителях.
Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации и иностранными государствами» к продукции военного назначения относит, в частности: техническую документацию (нормативно-техническую, проектную, технологическую, эксплуатационную, программную, инструктивно - методическую), регламентирующую создание, производство, эксплуатацию, боевое применение, модернизацию, ремонт и уничтожение (утилизацию) продукции военного назначения; научно-техническую (нормативно-техническую) документацию, регламентирующую безопасность, в том числе экологическую безопасность производства продукции военного назначения; стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды; результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию, модернизации и (или) уничтожению (утилизации) вооружения и военной техники; научно-техническую информацию на материальных носителях, а также изобретения, полезные модели и промышленные образцы и другие результаты интеллектуальной деятельности военно-технического назначения; специальное программно-математическое обеспечение систем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения. Думается, что все это охватывается понятиями: технология и научно-техническая информация, используемые при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.
Говоря об услугах как предмете данного преступления, закон имеет в виду услуги, которые оказываются за рубежом и могут быть там использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники. Это например, участие в подготовке специалистов за рубежом по этим вопросам, консультирование их, наладка и ремонт соответствующего оборудования, проведение технических экспертиз, участие в производстве испытаний оружия и военной техники, обучение разработке, производству, эксплуатации, боевому применению, ремонту, модернизации и обслуживанию вооружений и военной техники.
Экспорт названных в законе предметов и услуг является незаконным, если нарушается установленный нормативными актами порядок такой деятельности: по субъекту, процедуре оформления сделки, ее предмету и др. В частности, незаконным будет экспорт продукции военного назначения, не разрешенной к передаче иностранным заказчикам, или в страну, не включенную в список государств, в которые разрешена передача такой продукции.
Преступление совершается с прямым умыслом, когда виновный сознает, что незаконно экспортирует технологии, научно-техническую информацию, услугу, сырье, материалы или оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль, и желает совершить эти действия.
Мотивы преступления могут быть различными.
В литературе высказан ряд мнений о субъекте этого преступления. Одни исследователи считают, что таковым может быть только специальный субъект: руководители государственных и негосударственных предприятий, организаций, которые на основе лицензий осуществляют военно-техническое сотрудничество с иностранными партнерами (С.И. Никулин)*; лицо, в силу своей компетенции принимающее окончательное решение о незаконном экспорте (А.Э. Жалинский)**; представители предприятий, учреждений и организаций, на которых возложена обязанность по ведению внешнеэкономической деятельности (М.Б. Леонтьев)***; лица, являющиеся сотрудниками организаций, которым предоставлено право на законный экспорт соответствующих технологий, информации и услуг (В.Г. Беляев)**** и т.п.
* См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.И. Радченко. С.318.
** См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. С.208.
*** См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. С.283. Несколько раньше Б.М. Леонтьев писал, что субъект этого преступления общий (См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий / Науч. ред. Н.Ф. Кузнецова и Г.М. Миньковский. С.413).
**** См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Бойко Ростов-на-Дону. 1996. С.424.

Другие полагают, что субъектом может быть любое лицо, в том числе, конечно, руководители организаций, лица, обладающие соответствующей информацией либо в силу служебных полномочий, либо в качестве привлекаемых экспертов и т.д.*. Вторая точка зрения представляется правильной.
* См., напр.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. С.219; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. А.И. Наумова. М., 1996. С.469; Уголовное право России. Особенная часть / Учебник // Под ред. А.И. Рарога. С. 196; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.83 и др.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов, оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, может квалифицироваться как государственная измена (ст.275 УК), если эти сведения составляют государственную тайну и переданы иностранному государству, иностранной организации или их представителям для проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, а равно если они не являются государственной тайной, но переданы также для использования в ущерб внешней безопасности РФ.
Незаконный экспорт соответствующих технологий, научно-технической информации, составляющих государственную тайну, лицом, которое имело допуск к этим сведениям и которому они были доверены или стали известны по службе, при отсутствии признаков государственной измены квалифицируется по совокупности ст. 189 и 283 УК.

Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (СТ.190УК)

Установление уголовной ответственности за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран имеет целью сохранение культурного достояния России*. Порядок вывоза и ввоза культурных ценностей определяется главным образом Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»**. Незаконный ввоз и вывоз культурных ценностей из России преследуется законодательством об ответственности за контрабанду (ст. 188 УК). В статье же 190 УК речь идет об ответственности только за невозвращение в Россию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, вывезенных на законном основании, если такое возвращение в установленный срок является обязательным.
* В то же время это таможенное преступление, которое Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст.57) приравнивает к незаконному вывозу культурных ценностей.
** См.: Ведомости РФ. 1993. № 20. Ст.718.

Понятие культурных ценностей достаточно широко и раскрыто в ст. 6 и 7 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей». К ним, в частности, относятся: исторические ценности, предметы и фрагменты, полученные в результате археологических раскопок, художественные ценности (картины, рисунки, гравюры, эстампы, оригинальные скульптурные произведения, художественно оформленные предметы культового назначения и др.), старинные книги, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, уникальные и редкие музыкальные инструменты, почтовые марки и иные филателистические материалы, старинные монеты, ордена, медали и др. Однако ст. 190 УК говорит не о любых культурных ценностях, а только о тех, которые отнесены к числу предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран. При этом данные предметы могут быть собственностью государства, муниципального образования, любого физического или юридического лица.
Ориентиром для отнесения культурных ценностей к предметам, составляющим достояние народов России и зарубежных стран, может быть перечень предметов, которые не подлежат вывозу через таможенную границу РФ без обязательства их обратного ввоза. К ним относятся: 1) движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, независимо от времени их создания; 2) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; 3) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; 4) культурные ценности, созданные более 100 лет назад (ст.9 Закона от 15 апреля 1993 г.).
Временный вывоз культурных ценностей, находящихся на территории России, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими организациями или гражданами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях на основании свидетельства на право временного вывоза, выдаваемого федеральной службой по сохранению культурных ценностей по ходатайству собственника этих ценностей или уполномоченного им лица. При этом решение о возможности временного вывоза культурных ценностей, находящихся на постоянном хранении в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах культурных ценностей, может быть принято только с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы России или соответствующего органа исполнительной власти, в ведении которого находятся учреждения, ходатайствующие о временном вывозе культурных ценностей.
Лица, осуществляющие временный вывоз культурных ценностей за пределы РФ, обязаны представить документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и государственных органов страны назначения относительно сохранности и возврата ценностей. Между ходатайствующей о временном вывозе страной и федеральной службой по сохранению культурных ценностей заключается договор о возврате временно вывозимых ценностей.
Суть преступления заключается в невозвращении на территорию Российской Федерации в установленный срок временно вывезенных за ее пределы культурных ценностей (предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран). Оно считается оконченным после того, как истечет срок, на который культурные ценности вывозились за пределы России, если отсутствуют объективные обстоятельства, препятствующие возвращению этих ценностей (военные действия, стихийное бедствие, болезнь уполномоченного лица и т.п.), и иные уважительные причины. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный при этом осознает, что соответствующие культурные ценности являются предметами художественного, исторического или археологического достояния народов России, что они вывезены за пределы РФ на определенный срок и подлежат возврату, что срок, установленный для возврата этих ценностей наступил, но тем не менее по различным мотивам он не желает возвращать данные предметы в Россию.
Ответственным за преступление может быть собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, либо должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.
Невозвращение в установленный срок предметов, являющихся художественным, историческим или археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран, может быть связано с хищением этих предметов. Конечно, если данные культурные ценности не возвращает в установленный срок в Россию сам собственник этих предметов, хищение чужого имущества отсутствует и ответственность наступает только по ст. 190 УК. Не будет хищения и в случае, когда вывезенные ценности оставляет за рубежом с согласия собственника уполномоченное им лицо. Последний совершает при этом преступление, предусмотренное ст. 190 УК, а собственник культурных ценностей - за организацию этого преступления или за подстрекательство к его совершению.
Если же должностные лица и другие представители государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек, иных государственных хранилищ культурных ценностей и им подобных организаций, уполномоченных на временный вывоз культурных ценностей, а также уполномоченные гражданина-собственника вывезенных ценностей, находясь за рубежом, противоправно и безвозмездно с корыстной целью обращают эти ценности в свою пользу или в пользу третьих лиц, они несут ответственность и за невозвращение предметов художественного, исторического и археологического достояния (как таможенное преступление), и за хищение чужого имущества (хищение предметов, имеющих особую ценность).

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций пли физического лица (ст. 194 УК)

В уголовно-правовой литературе по-разному определяют место этого преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности. Как о самостоятельном преступлении о нем впервые было сказано в Федеральном законе от 1 июля 1994 г., внесшем соответствующие изменения в УК РСФСР 1960 г. Ряд исследователей относят это преступление к «налоговому блоку» составов преступлений, поскольку таможенные платежи являются одним из видов платежей, составляющих налоговую систему Российской Федерации, или иначе к преступлениям в сфере финансовой деятельности государства, считая, что объектом преступления являются общественные отношения по поводу формирования бюджета*.
* См.: Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / Под ред. А.И. Рарога. С.201; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. С.290 и др.
Л.Д. Гаухман выделяет большую группу преступлений в сфере финансов, подразделяя ее на подгруппы: налоговые преступления, валютные преступления, таможенные преступления и иные преступления. К числу таможенных преступлений он относит уклонение от Уплаты таможенных платежей (См.: Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Указ. соч. С.199).

Конечно, уклонение от уплаты таможенных платежей нарушает финансовые интересы государства. В то же время, уклоняясь от уплаты этих платежей, лицо нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности, элементом которого является необходимость соответствующих таможенных платежей. Вследствие этого представляется правомерным отнесение данного общественно опасного деяния к группе таможенных преступлений*.
* Такова же точка зрения А.М. Яковлева (См.: Российское уголовное право / Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова. С.205-208) и Ю.И. Сучкова (См.: Сучков Ю.И. Защита внешнеэкономической деятельности Российской Федерации по уголовному и таможенному законодательству. Автореф. докт. дис. СПб., 1997. С.37).

Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров (любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии) и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ. В нем предусмотрено одиннадцать видов таможенных платежей (ст. 110): таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах. Как видно, в Таможенном кодексе дан полный (закрытый) перечень всех таможенных платежей. Однако в официально не опубликованной Временной инструкции Государственного таможенного комитета «О взимании таможенных платежей» от 8 июня 1995 г. № 01 -/8107 этот перечень был расширен. В него дополнительно вошли таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам, сбор за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГТК РФ и другие налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ*. Незаконность такого решения, на мой взгляд, очевидна. Государственный таможенный комитет не может своими инструкциями дополнять закон. К тому же, если принять к исполнению эту инструкцию, получается, что ГТК существенно изменил уголовно-правовую норму, изложенную в ст. 194 УК с бланкетной диспозицией. А это совершенно недопустимо. Поэтому уклонение от уплаты любых других платежей, помимо указанных в ст. 110 Таможенного кодекса, не может быть квалифицировано по ст. 194 УК. Конкретные размеры (ставки) каждого из видов таможенных платежей установлены законодательством Российской Федерации или постановлениями Правительства РФ. Так, товары, перемещенные через таможенную границу России, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.** с последующими изменениями.
* См. об этом: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. М., 1996. С. 161; Кулешов В.В. Понятие таможенных платежей и проблемы их определения // Учен. зап. Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. 1996. № 2. С.15-21.
** См.: Ведомости РФ. 1993. № 23. Ст.821.

Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации (ст.119 ТК). В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей (ст.121 ТК). Таможенным кодексом предусмотрены случаи освобождения от таможенных пошлин и налогов (ст.ст.84, 94 и др.).
Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта платежа или же неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижении их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, якобы дающие право на возврат уплаченных таможенных платежей.
Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного вида или нескольких видов, но и в том, и в другом случае для уголовной ответственности по ст. 194 УК необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 1000 минимальных размеров оплаты труда (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 УК необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.
Субъектом преступления являются достигшие 16-летнего возраста декларант и иные лица в соответствии с Таможенным кодексом (ст. 118). Декларантами являются лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ, а также специалисты по таможенному оформлению, действующие от имени таможенного брокера (посредника), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары (ст.157,161,172 Таможенного кодекса)*. К иным лицам относятся: владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли и другие лица, руководители организаций, указанные в Таможенном кодексе (ст.50, 56, 85 и др.).
* В некоторых работах субъектом преступления в виде уклонения от уплаты таможенных пошлин, наряду с другими, называют таможенного брокера (См., напр.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. С.475; Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система... С.139). - Это явная ошибка, поскольку таможенный брокер - это коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (См.: Положение о таможенном брокере, утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 873 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст.3737). Речь здесь должна идти о специалистах по таможенному оформлению, которые состоят в штате таможенного брокера и декларируют товары от имени таможенного брокера.

Согласно ст. 124 Таможенного кодекса, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу РФ (собственник, владелец, покупатель), не является декларантом, то оно несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.
Это положение позволяет предположить, что в ситуациях, когда перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу было связано с неуплатой таможенных платежей в крупном размере, уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей несут все лица, перемещавшие товары (в соответствии с п. 9 ст. 18 Таможенного кодекса), знавшие о неуплате платежей.
Преступление совершается умышленно: виновное лицо сознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере и желает этого. Неуплата таможенных платежей в установленные сроки при отсутствии умысла на уклонение от их уплаты влечет административную ответственность по ст. 284 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 мая 1998г. и вступивший в действие 27 июня 1998г., внес существенные изменения в регламентацию ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Это касается прежде всего квалифицирующих обстоятельств данного преступления. Таковыми являются: совершение деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, либо за преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК; в) неоднократно; г) в особо крупном размере.
Особо крупный размер преступления признается, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 3 000 минимальных размеров оплаты труда.
Неоднократность будет лишь в том случае, если каждый из вменяемых субъекту эпизодов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере (не менее двух) представлял самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом, и при этом лицо не было осуждено по этим эпизодам. Если же субъект был ранее судим за уклонение от уплаты таможенных платежей либо за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по ст. 198 и 199 УК, новое деяние будет квалифицироваться не как неоднократное, а как совершенное лицом, ранее судимым (п. «б» ч. 2 ст. 194 УК). Неоднократность уклонения от уплаты таможенных платежей лицом, ранее судимым по ст. 194,198 или 199 УК, следует квалифицировать со вменением п. «в» и «г» ч.2ст.194УК.
В группу лиц, совершающих анализируемое преступление по предварительному сговору, могут входить не только декларанты, но и иные субъекты, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления.
Изменения, внесенные в Уголовный кодекс названным выше Федеральным законом РФ, установили обязанность для правоохранительных органов освободить от уголовной ответственности лицо, впервые уклонившееся от уплаты таможенных платежей, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб (примеч. 2 к ст. 198 УК). Данная норма имеет ярко выраженную стимулирующую направленность и подлежит применению, даже если в отношении лица было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого лицо способствовало раскрытию преступления и полностью возместило ущерб.
Представляется, что привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по ст. 188 УК охватывает и факт имевшей при этом неуплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. Как правильно отмечает И.В. Шишко, «контрабанде имманентно присуще уклонение от уплаты таможенных платежей»*.
* См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С.98.
8eee889115e80369aac9cd56eb8e9239.js" type="text/javascript">240ed47609bfec9d70910d24f0effa01.js" type="text/javascript">e7b8e4461a622234836bb6dedb36a976.js" type="text/javascript">cfa878d26e3ac7c4432d9250017f5d45.js" type="text/javascript">034f3d61df9c1c59666ae0bab20314a3.js" type="text/javascript">803b76dfbadc7b9a97b8a928547c03e9.js" type="text/javascript">5490770b7add5489d11c747afe75d801.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 234 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: