Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления против установленного порядка обращения валютных ценностей (валютные преступления) -1
 (голосов: 0)
  Экономические преступления | Автор: admin | 18-06-2010, 06:33

Либерализация валютного регулирования и, в частности, режима валютных ценностей вызвала существенные изменения в уголовном законодательстве применительно к определению круга деяний, запрещенных уголовным законом. При этом нужно иметь в виду бланкетность соответствующих уголовно-правовых норм, вследствие чего подчас при сохранившемся тексте диспозиции статьи УК существенно другой становится характеристика признаков объективной стороны деяния, как результат изменения правил, в данном случае регулирующих оборот валютных ценностей.
Основным нормативным актом, определившим принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, является Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»*. Условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 26 марта 1998г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»**. В развитие положений этих законов принят ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также ведомственных приказов Комитета драгоценных металлов и драгоценных камней (ныне упраздненного) и Министерства финансов РФ. Кроме того, в Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» указано, что основным органом валютного регулирования в России является Центральный банк РФ, который имеет право в рамках данного закона издавать обязательные для исполнения нормативные акты, устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам и т.д. Надо сказать, что Центральный банк РФ широко пользуется этим правом, издавая соответствующие приказы, инструкции, распоряжения, направляя письма и телеграммы, обращение к которым нередко помогает определиться в трактовке положений уголовного закона.
* См.: Ведомости РФ. 1992. № 45. Ст.2542.
** См.: СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

Лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. В настоящее время уголовная ответственность установлена за следующие деяния: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст. 191 УК), нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов или драгоценных камней (ст. 192 УК), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).
Валютное законодательство оперирует множеством специальных понятий и терминов. Знание некоторых из них необходимо и для уяснения содержания названных уголовно-правовых норм. В частности, это такие понятия, как «иностранная валюта», «валютные ценности», «резиденты», «уполномоченные банки».
Под иностранной валютой понимаются: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; б) средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (например, с 1979 г. существует Европейская валютная единица - экю).
К валютным ценностям, кроме иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, относятся драгоценные металлы и природные драгоценные камни.
Исчерпывающий перечень драгоценных металлов и природных драгоценных камней приведен в п.4 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осьмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других изделий, а также лома таких изделий; природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий. Согласно ст. 1 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным металлам приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливается Правительством РФ. Здесь можно назвать утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 684 Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней*, где к таким изделиям отнесены: ювелирные украшения, предметы сервировки стола, предметы украшения помещений и прочие изделия из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов, изделия с драгоценными камнями, изделия из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, часы в корпусе из драгоценных металлов**.
* См.: СЗ РФ. 1994. № 9. Ст. 1006.
** Более четкое определение ювелирных изделий содержится в Положении о порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным, утв. приказом Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням (Роскомдрагмета) от 30 октября 1996 г.: «К ювелирным изделиям относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных, цветных камней и других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве украшений, предметов быта, предметов культа и (или) для декоративных целей, выполнения различных ритуалов и обрядов, а также памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме наград, статус которых определен в соответствии с законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации» (См.: Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. / Сост. А.С. Горелик, И.В. Шишко. М., 1998. С.456). «Ювелирными изделиями, - пишет П.Н. Панченко, - являются предметы, различные украшения, изготовленные из драгоценных металлов в сочетании с драгоценными и поделочными камнями либо изготовленные только из драгоценного металла. Под другими бытовыми изделиями из. драгоценных металлов следует понимать предметы, изделия, не являющиеся личными украшениями... и служащие удовлетворению повседневных потребностей (посуда, портсигары, табакерки, мундштуки, чернильные приборы, предметы культа, оружие и т.п.)». К ним относятся также произведения искусства, изделия старины и антиквариата, изготовленные с использованием драгоценных металлов и камней (См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу. Том первый / Под ред. П.Н. Панченко. С. 543).

Резидентами по российскому валютному законодательству являются: 1) физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе находящиеся временно за пределами РФ; 2) юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством, с местонахождением в России; 3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в России; 4) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за его пределами; 5) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов.
Уполномоченными банками являются банки и другие кредитные учреждения, получившие лицензии Центрального банка РФ на проведение валютных операций.
После уяснения этих понятий можно обратиться непосредственно к рассмотрению составов валютных преступлений.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных
драгоценных камней или жемчуга (ст.191 УК)

Незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней - опасное и распространенное в современной России преступление. Только в 1995 г. из незаконного валютного оборота было изъято около 90 кг платины, более 300 кг золота, 400 кг серебра, 100 кг изумрудов и изумрудного сырья, несколько тысяч карат драгоценных камней*.
* О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации // Щит и меч. 1996. № 11-12. С.6.

Валютные ценности, включая драгоценные металлы и природные драгоценные камни, могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты.
Вместе с тем правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на данные объекты в соответствии с Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». На драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий и используемые как продукция производственно-технического назначения, ограничения, установленные законами «О драгоценных металлах и валютном контроле», не распространяются. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и жемчугом установлен Федеральным законом «О драгоценных металлах и камнях» и актами Правительства России. Здесь нужно назвать следующие нормативные акты: Постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. № 10 «О добыче и использовании драгоценных металлов и алмазов на территории Российской Федерации и усилении государственного контроля за их производством»*, постановление Правительства РФ от 25 июня 1992 г. № 431 «О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней»**, Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756***, постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. «О дополнительных мерах по развитию рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации»****, Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями, утв. постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759*****, Правила совершения банками сделок купли - продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами, утв. постановлением Правительства от 30 июня 1997 г № 772******, и др. Все вышеназванные постановления Правительства применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
* СП РФ. 1992. № 6. Ст.29.
** См.: Деловой мир. № 133. 1992. 14 июля.
*** СЗ РФ. 1996. № И. Ст.1291.
**** ЭиЖ. 1995. № 50.
***** СЗ РФ. 1996. № 27. Ст.3286.
****** Там же. Ст.3231.

Статья 191 УК содержит под общим названием «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» описание признаков двух самостоятельных составов преступлений, хотя и посягающих на один и тот же объект и совпадающих по характеристике предмета преступления, но существенно различающихся по признакам объективной стороны: 1) совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации; 2) незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий*.
* «Описание предмета первого деяния в диспозиции ст. 191 УК, - пишет И.В. Шишко, - несколько отличается: в нем отсутствуют слова «за исключением ювелирных и других бытовых изделий», присущие только описанию предмета второго деяния - незаконных хранения, перевозки и пересылки. Вместе с тем полагаем, что предмет обоих деяний тождествен. Систематическое толкование диспозиции ст.191 УК и ст.3 и 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволяет утверждать, что уголовная ответственность установлена за совершение незаконных сделок не с любыми изделиями из драгоценных камней и природных драгоценных металлов (так в тексте. - Б.В.), а только относящимися к валютным ценностям» (Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Преступления в сфере экономической деятельности... С. 109).

Предметом обоих преступлений являются драгоценные металлы (см. выше) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни (см. выше) и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, незавершенной производством продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, средств вычислительной техники, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.).
Как известно, все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов должны быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию из-за границы и предназначенные для продажи, также подлежат такому клеймению*. Это правило позволило отдельным исследователям утверждать, что продажа и иные сделки с ювелирными украшениями из драгоценных металлов, в том числе и иностранного производства, на которых отсутствует государственное пробирное клеймо РФ, должны рассматриваться как незаконные сделки с валютными ценностями**. Данное утверждение представляется ошибочным. Назначение клеймения государственным пробирным клеймом состоит не в том, чтобы превратить соответствующее изделие в ювелирное или бытовое, а в том, чтобы удостоверить потребителям фактическое достоинство благородного металла, из которого изготовлено данное изделие. Поэтому ювелирные и бытовые изделия из драгоценного металла останутся по своему назначению таковыми, даже если они не были заклеймлены государственным пробирным клеймом РФ***.
* См.п.2 Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1152 // Ведомости РФ. 1992. №41.Ст.2284.
** См.: Феоктистов М.В. Уголовные наказуемые нарушения валютного законодательства // Государство и право. 1995. № 8. С.46.
*** Такова же точка зрения П.Н. Панченко (См.: Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Том первый. / Под ред. П.Н. Панченко. С.543.

Что касается драгоценных камней как предмета данного преступления, то он абсолютно четко установил, что речь идет только о природных драгоценных камнях, а отнюдь не искусственных, синтезированных (стразы)*. Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 УК имеет в виду природный жемчуг. «Представляется, - пишет М.В. Феоктистов, - что предметом данного преступления может быть только жемчуг «Речной» и «Ориенталь», масса которого измеряется в каратах. «Ниточный» («просверленный») и искусственный («культивированный») жемчуг не относятся к предмету этого правонарушения»**. Не являются предметом рассматриваемого преступления сусальное золото (тончайшие пленки золота, наносимые на изделия в декоративных целях), ордена и другие награды, выполненные из драгоценных металлов и камней.
* Тем самым снята некоторая неясность по этому вопросу, существовавшая ранее вследствие нечеткости формулировки ст. 1627 УК РСФСР 1960 г. На это не обратил внимания П.С. Яни, который уже в рамках ст.191 УК 1996 г. продолжает горячо обсуждать данную проблему (См.: Яни П.С. Экономические и служебные преступления. М., 1997. С. 198-200).
** Феоктистов М.В. Указ. соч. // Государство и право. 1995. № 8. С.46.

Как уже отмечалось, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы в уголовном порядке все виды сделок (купля - продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенных в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 26 марта 1998г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 3) установил, что в Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением : стандартных и мерных слитков аффинированных драгоценных металлов; необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку; обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию; самородков драгоценных металлов; изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий; полуфабрикатов, содержащих драгоценные металлы; монет, содержащих драгоценные металлы*. При этом под обращением драгоценных металлов и драгоценных камней понимаются действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога.
* Согласно п.1 ст.32 названного Федерального закона до организации и начала работы бирж драгоценных металлов и драгоценных камней сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Здесь, в первую очередь, следует назвать: Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. №756; Положение о совершении сделок с природными драгоценными камнями, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1997г. №772.

Добытые и произведенные (т.е. извлеченные из добытых комплексных руд, концентратов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов) драгоценные металлы, за исключением самородков, после необходимой обработки должны поступать на аффинаж в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. Аффинированные драгоценные металлы, не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов, а также драгоценные камни учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми соответствующими лицензиями и договорами. Лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней подлежат сбору во всех организациях, в том числе воинских частях и формированиях, в которых образуются этот лом и отходы. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности, для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации* драгоценных камней.
* Под рекуперацией понимается извлечение драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, содержащих драгоценные камни, с последующим доведением (очисткой) до качества, соответствующего техническим условиям или классификатору алмазов.

Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде должны быть предложены субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке для приобретения специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых были добыты эти металлы и камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных камней и металлов субъектов РФ.
Уникальные самородки драгоценных металлов, не подлежащие переработке, уникальные драгоценные камни также предлагаются по договорной цене субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке сначала специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых добыты эти самородки и камни. Самородки, не относящиеся к категории уникальных, могут продаваться субъектами добычи в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, незаконность сделки с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними), а также нарушением установленного законодательством порядка осуществления сделок с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.
Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, являющихся валютными ценностями, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий, не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (см. п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 апреля 1980 г. «О судебной практике по делам о нарушениях правил валютных операций»)*. В соответствующих случаях эти действия могут быть квалифицированы как незаконное предпринимательство по ст. 171 УК.
* См.: ВВС СССР. 1980. № 5.

Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли -продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.).
Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двухсторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.
Составы незаконных хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации. Именно незаконный источник (способ) приобретения данных ценностей делает, на мой взгляд незаконными последующие их хранение, перевозку или пересылку*.
* По мнению И.В. Шишко, указание в диспозиции ст. 191 УК на незаконность этих действий без определения характера нарушений позволяет считать таковыми перевозку, пересылку и хранение с нарушением любых установленных законодательством требований. В частности, незаконными можно считать перевозку и хранение в необорудованном специально транспорте или необорудованных специально современными техническими средствами охраны помещениях, в незакрытых или неопечатанных несгораемых шкафах или сейфах и др. (См.: Горелик А.С., Шишко И.В., Хлупина Г.Н. Указ. соч. С.113).
С этим мнением согласится нельзя, поскольку здесь имеет место не незаконное хранение, перевозка или пересылка, а нарушение правил производства этих действий. Характерно, что в ст.228 УК, говорящей об ответственности за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, предусмотрена ответственность и за незаконное хранение, перевозку или пересылку этих предметов (ч. 1-4) и за нарушение правил их хранения, перевозки, пересылки (ч.5).

Понятия «хранение», «перевозка», «пересылка» нередко используются в уголовном законодательстве и получили определенное толкование в судебной практике применительно к другим предметам преступления (например, наркотическим средствам)*, которым можно воспользоваться и в данном случае. В силу этого под хранением понимаются любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности. Хранение - длящееся преступное деяние; оно совершается до тех пор, пока названные предметы остаются в незаконном владении виновного.
* См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»// ВВС РФ. 1998. № 7.

Перевозка - любые умышленные действия по перемещению драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга из одного места в другое с использованием любого транспортного средства. Она может осуществляться открыто или тайно, с сокрытием в транспортном средстве, багаже, одежде, специально изготовленном тайнике, контейнере, на человеке либо в полостях человеческого тела или животных и т.п.*
* См.: Феоктистов МП. Указ. соч. // Государство и право. 1995. № 8. С.48.

Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), с нарочным или иным способом, когда их транспортировка осуществляется в отсутствие отправителя. Принято считать незаконную пересылку оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.
Для ответственности по ст. 191 УК достаточно совершения любого из этих действий.
К сожалению, в ч. 1 ст. 191 УК ничего не сказано о размере (стоимости) драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, необходимом и достаточном для уголовной ответственности в случае незаконных сделки, хранения, перевозки или пересылки, хотя крупный размер данного деяния, определяемый стоимостью предметов незаконного оборота, превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, имеет квалифицирующее значение (п. «б» ч. 2 ст. 191 УК). Вопрос осложняется тем, что на момент подготовки этого пособия продолжала действовать ст. 153 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, согласно которой незаконная сделка с валютными ценностями стоимостью по официальному курсу не превышающей 25 руб., влечет административную ответственность. Даже после проведения с 1 января 1998 г. деноминации рубля трудно представить количество драгоценного металла или размер драгоценного камня, которые бы оценивались в эту сумму. Не случайно поэтому Генеральной прокуратурой РФ было направлено на места указание, согласно которым прокурорам предлагалось в зависимости от размера незаконной валютной операции и соответствующей ей степени общественной опасности деяния в каждом конкретном случае по собственному усмотрению решать вопрос о целесообразности привлечения виновного к уголовной ответственности, имея в виду предусмотренные уголовно-процессуальным законом так называемые «нереабилитирующие» основания отказа в возбуждении уголовного дела*. Представляется правильным решить эту проблему непосредственно в уголовном законе, установив, что ответственность наступает при незаконном обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней в значительном размере, как это сделано в Модельном УК для государств-участников СНГ**.
* См. об этом.: Яни П.С. Преступное в бизнесе. Актуальные проблемы применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел об экономических и должностных преступлениях. По материалам надзорной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации 1991-1995 гг. М., 1995.С.83.
** См.: Правоведение. 1996. № 1. С. 140.

015d53155b5f2a7d637e6d830222510a.js" type="text/javascript">c463b048d1d4a4ce258e3925b2ae90e3.js" type="text/javascript">a0978b404030a1f867f2f59f1aabf3fc.js" type="text/javascript">1fdcd9443cb069d213294a88c8ef2f48.js" type="text/javascript">4acce50a88781a710a632d9ba5240892.js" type="text/javascript">83f1ea31e90b6f8bb82ffcaf594f7ef4.js" type="text/javascript">9cf9c4c89a2e55a4fee64f7edc208364.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 332 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: