Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза
 (голосов: 0)
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:50
Закон определяет, что проведение экспертизы обязательно: 1) для установления причин смерти и характера телесных повреждений; 2) для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности К моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими: 3) для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обсто¬ятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания; 4) для установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.
В законе говорится об обязанности назначения следующих видов судебной экспертизы: судебно-медицинской, судебно-психиатричес¬кой, судебно-психологической или комплексной экспертизы с привле¬чением соответствующих специалистов: медика, психолога, психиатра.
В основе деятельности следователя по назначению экспертизы лежит организаторская работа (подбор объектов для исследования, выбор экс¬пертного учреждения и т. д.). Решение вопроса о назначении экспер¬тизы в большинстве случаев зависит от усмотрения самого следователя, относится к его компетенции. Отказ от проведения судебной экспер¬тизы, в то время когда она объективно необходима, может привести к невосполнимой утрате доказательств, к тому, что преступление не будет раскрыто, виновные лица уйдут от наказания.
Следователь не должен во всех ситуациях предварительного расследо¬вания ограничиваться назначением традиционных, всем известных экс¬пертиз. Знание возможностей современной науки, техники, творческий подход позволяют следователю использовать все новые области специ¬альных знаний. Так, следователь обнаружил на месте происшествия палку, а во дворе дома, где жил подозреваемый, — дерево, у которого обломана ветка. Эксперт-дендрохронолог установил, что палка с места происшествия была когда-то этой самой веткой.
Специальные знания необходимы следователю и для понимания за¬ключения эксперта, сделанных им выводов, оценки методов исследова¬ния. По наиболее сложным уголовным делам целесообразно предвари¬тельно проконсультироваться с экспертом, обсудив, какие материалы, объекты требуется представить для исследования, как лучше сформули¬ровать вопросы в постановлении о назначении экспертизы.
В ходе назначения и производства судебной экспертизы сущест¬венную роль играют психологические взаимоотношения между следо¬вателем и экспертом. Во взаимоотношениях следователя и эксперта должны царить уважение, деловое сотрудничество, доверие. В случае необходимости следователь может указать эксперту на его ошибки, например попытки решать вопросы правового характера, выходить за пределы своей компетенции.
Если нет возможности провести экспертизу в стенах государственного экспертного учреждения, следователь сам ведет поиск как учреждения, так и эксперта. Решающими критериями выбора являются компетент¬ность, объективность, незаинтересованность в исходе дела.
Недопустимо какое бы то ни было психологическое воздействие на эксперта. Анализ следственной практики, интервьюирование следова¬телей и экспертов показывают, что формами воздействия следователя могут быть: 1) навязывание эксперту собственного мнения; 2) психоло-гическое давление с использованием служебного положения; 3) требо¬вание ради сокращения сроков экспертного исследования применить более простой метод и т. п.
Назначение судебной экспертизы, ее результаты оказывают сильное психологическое воздействие на обвиняемого. Вследствие этого он не¬редко начинает давать правдивые показания. У И., обвиняемого в убий¬стве, была изъята одежда со следами крови. И. стал проявлять лихора-дочный интерес к вопросу, может ли экспертиза отличить кровь челове¬ка от крови животного. Узнав об этом, следователь при ознакомлении обвиняемого с постановлением о назначении судебно-медицинской экспертизы подробно рассказал И. о ее возможностях. Не дожидаясь заключения эксперта, обвиняемый сознался в убийстве.
Для обеспечения процессуальных прав обвиняемого, поддержания оптимальной психологической атмосферы следователь должен растол¬ковать обвиняемому причину назначения экспертизы, содержание экс¬пертного исследования, доказательственную силу заключения. Все обо¬снованные ходатайства обвиняемого, связанные с назначением экспер¬тизы, нужно удовлетворить.
Познавательную сложность представляет оценка следователем заклю¬чения экспертизы. Для того чтобы судить о достоверности, обоснован¬ности и убедительности выводов эксперта, следователь должен хорошо представлять возможности соответствующих отраслей науки, техники, искусства, ремесла, знать сущность специальных методик и т. д.
Судебно-психологическая экспертиза. Применение психологических знаний способствует правильному решению задач раскрытия и рас¬следования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших пре¬ступления. Судебно-психологические знания в правоохранительной де¬ятельности применяются по-разному, в первую очередь непосредст¬венно работниками органов предварительного следствия, обеспечивая правильную диагностику личности, индивидуальный подход к человеку, выбор и применение наиболее соответствующих ситуациям тактических приемов и решений.
Анализ следственной практики свидетельствует, что необходимость проведения судебно-психологической экспертизы чаще всего возникает при расследовании преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против личной собственности граждан, против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населе¬ния, а также преступлений несовершеннолетних.
Предметом психологической экспертизы является не установление достоверности показаний обвиняемых, подсудимых, свидетелей и по¬терпевших, а выяснение возможности допрашиваемого липа в силу индивидуальных особенностей протекания психических процессов адекватно воспринять, сохранить в памяти и воспроизвести сведения о фактах, подлежащих доказыванию. Необходимость применения пси¬хологических знаний возникает в процессе предварительного следствия довольно часто, и проведения судебно-психологической экспертизы становятся все более актуальными*, а следственные работники все чаще используют этот вид экспертных исследований.
_____________________________________________________________________________
* См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей; Миньковский Г.М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959; Глазырин Ф.В. Психология следственных действий. Волгоград, 1983; Коченов М.М. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Вопросы борьбы с преступностью. Вып.29. М. 1978.

При появлении у следователя сомнений в возможности свидетеля, потерпевшего, обвиняемого правильно воспринять определенные обсто¬ятельства и дать об этом показания и назначается судебно-психологи¬ческая экспертиза. Объектом экспертизы в таких случаях обычно бывает несовершеннолетнее лицо. На содержание их показаний могли повлиять фантазия, воображение, внушающее воздействие со стороны других лиц.
Естественно, что без участия психолога следователь и суд не в состоя¬нии определить, насколько сказались те или иные возрастные особен¬ности на имеющей уголовно-правовое значение деятельности несовер¬шеннолетнего или подростка.
К компетенции эксперта-психолога относится определение аффек¬тивных состояний, которые, если они вызваны неправомерными дей¬ствиями потерпевшего, либо являются смягчающим ответственность обстоятельством, либо обусловливают привилегированную квалифи¬кацию отдельных составов преступлений. Исследования интенсивнос¬ти, длительности и механизма экспертизы обеспечивают научную обо¬снованность и достоверность выводов предварительного следствия.
К компетенции судебно-психологической экспертизы относится ис¬следование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их кроме аффекта может быть отнесено состояние переутомления, силь-ного страха, большого горя, депрессии и т. п. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.
Наибольшая потребность в помощи эксперта-психолога возникает при расследовании таких опасных преступлений, как убийства, изнаси¬лования. Так, например, одним из признаков изнасилования, предус¬мотренных законом, является использование преступником беспомощ¬ного состояния потерпевшей. Следственной практике известно немало случаев, когда в действиях потерпевшей не было явных признаков сопротивления, потерпевшая вела себя пассивно. В подобного рода ситуациях и назначается судебно-психологическая экспертиза.
Поздно вечером на улице Н., находившийся в нетрезвом состоянии встретил 15-летнюю И., достал из кармана нож и, угрожая им, заставил ее следовать за собой. По дороге, когда появлялись встречные прохожие, Н. вновь доставал нож и угрожал потерпевшей убийством, если она по¬пробует позвать на помощь. Обвиняемый привел И. к себе домой, где находились его отец и мать. Он пригрозил И., что любая попытка с ее стороны обратиться к ним «кончится для нее плохо». Он провел И. в свою комнату, усадил на диван, пошел на кухню, приготовил чай и напоил им потерпевшую. Только после этого он совершил с И. насильственный половой акт. И. в течение нескольких часов находилась в доме обвиняе¬мого, никакого активного сопротивления ему не оказывала, за помощью не обращалась. Следователь назначил судебно-психологическую экспер¬тизу, поставив на ее разрешение следующий вопрос: «Если учесть инди¬видуально-психологические особенности И., эмоциональное состояние во время совершения с ней указанных действий, содержание сложившей¬ся ситуации, могла ли она оказать сопротивление обвиняемому?» В рас¬поряжение эксперта-психолога были предоставлены материалы уголов¬ного дела, содержащие, в частности, показания родителей, учителей, школьных подруг потерпевшей, характеристики. Он также беседовал с ее родителями, учителями. В экспертном заключении говорилось, что сло¬жившуюся ситуацию несовершеннолетняя потерпевшая воспринимала как реальную угрозу для своей жизни. Недостаток жизненного опыта, несложившийся характер, пассивность, ослабленность волевых процес¬сов, недостаточно развитые самостоятельность и активность мышления, состояние очень сильного испуга и растерянности — все это еще более усугубляло для потерпевшей сложившуюся ситуацию, делало для нее невозможным активное сопротивление. С учетом индивидуально-психо¬логических особенностей И., ее эмоционального состояния во время совершаемых с нею действий и сложившейся ситуации эксперты дали ответ: она не могла оказать сопротивления.
В постановлении о судебно-психологической экспертизе по делам об изнасилованиях обычно ставятся следующие вопросы: способность по¬терпевшей понимать характер и значение совершаемых с ней действий, способность оказывать сопротивление; психологический механизм сек¬суального общения, приводящего к изнасилованию. Эксперт-психолог выявляет устойчивость виктимной деформации личности потерпевшей, особенности ее ценностно-личностных ориентации и установок.
При назначении судебно-психологической экспертизы в большинст¬ве мест следователи сталкиваются со значительными организационны¬ми трудностями. В настоящее время у нас нет экспертных учреждений, которые могли бы проводить судебно-психологические экспертизы. В крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ярославль и др.) производство экспертизы можно поручать научно-исследовательским лабораториям психологических факультетов университетов, психологическим отделам и лабораториям некоторых научно-исследовательских институтов. В других областных центрах производство психологической экспертизы целесообразно поручать наиболее квалифицированным сотрудникам кафедр психологии и педа¬гогики педагогических вузов. Эти люди должны быть хорошо знакомы с методами экспериментально-психологических исследований.
Экспертное разрешение психологических вопросов, возникающих в следственной и судебной практике, предъявляет к эксперту-психологу много дополнительных требований: он должен знать процессуальный за¬кон в части проведения процедуры экспертного исследования, специфи¬ческие условия предварительного следствия и судебного разбирательства.
Результаты судебно-психологической экспертизы оформляются в соот¬ветствии с существующими правилами в виде письменного заключения.
6ba7ec5c0beb708fa82453af40fd46fe.js" type="text/javascript">c3de7488599122db255d7fd789f089d1.js" type="text/javascript">4bb1863f03bb8dc01879e38a0d0d670a.js" type="text/javascript">3de5a1bf81105548d864c1c350cd6c3f.js" type="text/javascript">d1a191dfe6a378aca4ddc5680abc4c9d.js" type="text/javascript">addbb74b81c42ccd8b1ae0d74b0e346e.js" type="text/javascript">1e24613d319f96f594bf977a487fe1e1.js" type="text/javascript">ea5f4d20176c0c860174f754094b9e65.js" type="text/javascript">dab0b5ef8546e7af453a324985227651.js" type="text/javascript">8ac016fae70be3c5b83bf569674edada.js" type="text/javascript">5e582659a57d5bcd866b4934fd96648d.js" type="text/javascript">54f77fb32408e65af75ba44feba22b8f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 527 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: