Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Психологическая структура судебной деятельности
 (голосов: 0)
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:51
Психологическая структура судебной деятельности складывается из 1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельнос¬ти суда. Однако если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей стано¬вится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция.
Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оце¬ненной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особен¬ностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде — это накопление необходимой информации для осуществления конструктив¬ной деятельности — вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего за¬ключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие бе¬рет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, произ¬водит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядо¬чена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной инфор¬мации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. Судебное исследование обсто-ятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осу¬ществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбира¬тельства.
То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в со¬ответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребо¬вать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.
Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необ¬ходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облег¬чить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследу¬емого события. Если в работе следователя при установлении и выявле¬нии фактов возможна (а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным момен¬том и может помешать объективному и спокойному разбору.
Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необ¬ходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это дос¬тигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного раз¬бирательства. В случае отсутствия надлежащего контроля поток инфор¬мации может стать таким, что судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно. Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при кото¬рых имеется большая возможность регулировать порядок ее поступле¬ния, скорость. Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость по¬ступления этой информации, наконец условия, восприятия информа¬ции (через определенные периоды объявляется перерыв в ходе судеб¬ного заседания).
В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и срав¬нительное исследование модели события и конкретного закона, В ма¬териалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тща-тельно проверить правильность проведенного предварительного рассле¬дования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопо¬ставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными норма¬ми закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завер¬шен в совещательной комнате.
Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следст¬вии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктив¬ной деятельности — вынесению приговора. Эта мыслительная деятель¬ность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, прове¬дении экспертиз и т. п.
Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседа¬нии суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значи¬тельно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступ¬ного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист Л.Е. Владимиров отмечает: «...драма¬тичность производства в уголовном деле ставит и подсудимых и свиде¬телей в разные положения, обнаруживающие психологические призна¬ки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторга¬ются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи»*.
_____________________________________________________________________________
* Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910, с. 333.

Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выяв¬ления действительных психических качеств каждой личности, действи¬тельного отношения к событию, фактам, другим лицам.
Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты, подсудимый и т. д. Каждый из них в зависимости от личных интересов, своего процессуального положе¬ния, своих субъективных прав воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимос¬ти и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым вос¬принимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголов¬ному делу.
Сущность конструктивной деятельности в суде — это вынесение при¬говора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным условиям конструктивной деятельности следует от¬нести:
1. Вынесение приговора коллегиально, членами суда.
2. Обеспечение невмешательства в его принятии.
3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесенного приговора.
4. Требование непрерывности рассмотрения уголовного дела.
Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении при¬говора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.
Конструктивной деятельности суда подчиняются все остальные ком¬поненты его деятельности. Познавательная, коммуникативная, органи¬заторская деятельность развиваются постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном следствии, тем больше создано условий для реализации основной направленности конструк¬тивной деятельности суда — вынесения приговора по уголовному делу.
В некоторых случаях суду приходится принимать решения о произ¬водстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь кон¬структивная деятельность суда получает еще одно направление: обес¬печение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в пери¬од следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятель¬ность — это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполне¬ния вынесенного приговора по делу.
Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объектив¬ном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Имен¬но поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспита¬тельное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседа¬ния, в том числе и на подсудимого.
Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного за¬седания заключается в предельной наглядности, конкретности при вос¬приятии фактов всеми присутствующими независимо от того, поло¬жительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступ¬ление. Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приго¬вора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, от¬вечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совер¬шенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после выне¬сения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному соби¬ранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.
Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследова¬ния. На этическое значение и нравственную сторону отправления пра¬восудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так, А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в вы¬полнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»*.
_____________________________________________________________________________
* Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. 1, с. 47.

Каждый судья является воспитателем значительного количества лю¬дей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою де¬ятельность, за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает бесприст¬растность и выдержка.
34ba2d8608f5813125480f839ed8fc9d.js" type="text/javascript">1764832ccc186f7591d32f5818d71410.js" type="text/javascript">31c851253764b5ca9d58c2592a62c6f4.js" type="text/javascript">fc6bb5fdf321779f07318c20f8616cb2.js" type="text/javascript">b18094a627d61baf0107f43e6e18f616.js" type="text/javascript">65fc98751c167577945abcfe5278da6f.js" type="text/javascript">f7dd7e47f6a42cbb0f25f852ba276309.js" type="text/javascript">2c65ec82ca45e0608294a6a97141265d.js" type="text/javascript">7c921fc0fbfd2fa79ce4b8283559b6a4.js" type="text/javascript">77e1c6b78b65150611f79c1290070cca.js" type="text/javascript">76d9e5c49e2d8c0807d9527c7fee7b4b.js" type="text/javascript">cab47216b2a6f0f26dfb47a2d40c46f5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: