НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
- Курс государственного благоустройства[полицейское право] 1890 г. (Антонович А.Я.)
- О cущности правосознания (И.А. Ильин)
- Теория права и государства[воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 г.г.] (И.А. Ильин)
- Типы господства (Макс Вебер)
- Происхождение семьи, частной собственности и государства 1986 г. (Фридрих Энгельс)
- Право и факт в римском праве 1898 г. (Покровский И.A.)
- Лекции по истории философии права 1914 г. (Новгородцев П.И.)
- План государственного преобразования (введение к уложению государственных законов 1809 г.) с приложением "Записки об устройстве судебных и правительственных учреждений в России" (1803 г.), статей "О государственных установлениях", "О крепостных людях" и Пермского письма к императору Александру (Сперанский М.М.)
- Анализ понятия о преступлении 1892 г. (Пусторослев П. П.)
- Общая теория права Элементарный очерк. По изданию 1911 г. (Хвостов В.М.)
- История философии права Университетская типография 1906 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Общая теория права Москва: издание Бр. Башмаковых, 1910 г. (Шершеневич Г.Ф.)
- Об юридических лицах по римскому праву (Суворов Н.С.)
РАЗНОЕ:
- Французское административное право (Г.Брэбан)
- Конституция РСФСР 1918 года (Чистяков О.И.)
- Конституция СССР 1924 года (Чистяков О.И.)
- Основы конституционного строя России (Румянцев О. Г.)
- Адвокатская этика (Барщевский М.Ю.)
- Советское гражданское право (Пушкин А.А., Маслов В.Ф.)
- Авторское право в издательском бизнесе и сми (М.А. Невская, Е.Е. Сухарев, Е.Н. Тарасова)
- Авторское право СССР (Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А.)
- Интеллектуальная собственность (Мэггс П.Б., Сергеев А.П.)
- Корпоративное предпринимательство: от смысла к предмету (С.Б.Чернышев)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Для следователя (В.В. Мозякова)
- Административная деятельность ОВД (А.П. Коренев)
- Ответственность в системе права (Чирков А.П.)
- Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах (Старцев Я.Ю.)
- Адвокатское расследование в уголовном процессе (Мартынчик Е.Г.)
- Судебное производство в уголовном процессе Российской Федкрации (А.И. Карпов)
- Право хозяйственного ведения и право оперативного управления (Д.В. Петров)
- Судебная бухгалтерия (Голубятников С.П.)
- Судебная сексология (Д. К. Лунин, В. П. Ольховик)
- Осмотр места происшествия: Практическое пособие (А.И. Дворкин)
- Адвокатура и власть (Бойков А.Д.)
- Справочник адвоката: Консультации, защита в суде, образцы документов (Данилов Е.П.)
- Настольная книга прокурора (С.И.Герасимов)
- Административный процесс и административно-процессуальное право (Сорокин В.Д.)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе (Власов А.А.)
- Административные правонарушения (Борисов А.Н.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России. (Лазарев Л.В.)
- Российское законодательство на современном этапе. (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов.)
- Административная юстиция. Теория, история, перспективы. (Старилов Ю.Н.)
- История сыска в России. (П.А.Кошель)
- Практикум по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Теория Российского процессуального доказывания.
- Государственное принуждение в гражданском судопроизводстве. (Д.Г.Нохрин)
- Перспективы законодательного регулирования административного судопроизводства в Российской Федерации. (Э.И.Девицкий)
- Арбитражное процессуальное право. (В.В.Ефимова)
- Надзорное производство в арбитражном процессе. (А.Е.Ефимов)
- Усмотрение суда. (Папкова О.А.)
- Компенсация морального вреда. (Калинкина Л.Д.)
- Курс гражданского процесса теоретические начала и основные институты. (Сахнова Т.В.)
- Проблемы установления истины в гражданском процессе. (А.Т.Боннер)
- Доказательственное право Англии и США. (И.В.Решетникова)
- Основные проблемы исковой формы защиты права. (А.А.Добровольский, С.А.Иванова)
- Проблемы исполнения судебных решений Сборник статей. (С.П.Гришин, В.Е.Гущев, В.М.Мешков)
- Защита гражданских прав в суде. (П.Я.Трубников)
- Гражданский процесс. (А.А.Власов, М.Г.Власова, В.А.Черкашин)
- Практикум по гражданскому процессуальному праву. (М.К.Треушников)
- Предмет доказывания по гражданским делам.
- Проект исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Судебные доказательства. (М.К.Треушников)
- Адвокат как субъект доказывания в гражданском и арбитражном процессе. (А.А.Власов)
- Право на судебную защиту в исковом производстве. (Кожухарь А.Н.)
- Иск (теория и практика). (Осокина Г.Л)
- Исковое производство в советском гражданском процессе. (Е.Г.Пушкарь)
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Психологическая структура судебной деятельности складывается из 1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельнос¬ти суда. Однако если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей стано¬вится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция.
Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оце¬ненной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особен¬ностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде — это накопление необходимой информации для осуществления конструктив¬ной деятельности — вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего за¬ключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие бе¬рет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, произ¬водит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядо¬чена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной инфор¬мации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. Судебное исследование обсто-ятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осу¬ществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбира¬тельства.
То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в со¬ответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребо¬вать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.
Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необ¬ходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облег¬чить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследу¬емого события. Если в работе следователя при установлении и выявле¬нии фактов возможна (а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным момен¬том и может помешать объективному и спокойному разбору.
Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необ¬ходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это дос¬тигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного раз¬бирательства. В случае отсутствия надлежащего контроля поток инфор¬мации может стать таким, что судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно. Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при кото¬рых имеется большая возможность регулировать порядок ее поступле¬ния, скорость. Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость по¬ступления этой информации, наконец условия, восприятия информа¬ции (через определенные периоды объявляется перерыв в ходе судеб¬ного заседания).
В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и срав¬нительное исследование модели события и конкретного закона, В ма¬териалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тща-тельно проверить правильность проведенного предварительного рассле¬дования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопо¬ставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными норма¬ми закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завер¬шен в совещательной комнате.
Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следст¬вии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктив¬ной деятельности — вынесению приговора. Эта мыслительная деятель¬ность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, прове¬дении экспертиз и т. п.
Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседа¬нии суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значи¬тельно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступ¬ного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист Л.Е. Владимиров отмечает: «...драма¬тичность производства в уголовном деле ставит и подсудимых и свиде¬телей в разные положения, обнаруживающие психологические призна¬ки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторга¬ются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи»*.
_____________________________________________________________________________
* Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910, с. 333.
Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выяв¬ления действительных психических качеств каждой личности, действи¬тельного отношения к событию, фактам, другим лицам.
Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты, подсудимый и т. д. Каждый из них в зависимости от личных интересов, своего процессуального положе¬ния, своих субъективных прав воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимос¬ти и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым вос¬принимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголов¬ному делу.
Сущность конструктивной деятельности в суде — это вынесение при¬говора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным условиям конструктивной деятельности следует от¬нести:
1. Вынесение приговора коллегиально, членами суда.
2. Обеспечение невмешательства в его принятии.
3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесенного приговора.
4. Требование непрерывности рассмотрения уголовного дела.
Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении при¬говора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.
Конструктивной деятельности суда подчиняются все остальные ком¬поненты его деятельности. Познавательная, коммуникативная, органи¬заторская деятельность развиваются постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном следствии, тем больше создано условий для реализации основной направленности конструк¬тивной деятельности суда — вынесения приговора по уголовному делу.
В некоторых случаях суду приходится принимать решения о произ¬водстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь кон¬структивная деятельность суда получает еще одно направление: обес¬печение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в пери¬од следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятель¬ность — это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполне¬ния вынесенного приговора по делу.
Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объектив¬ном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Имен¬но поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспита¬тельное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседа¬ния, в том числе и на подсудимого.
Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного за¬седания заключается в предельной наглядности, конкретности при вос¬приятии фактов всеми присутствующими независимо от того, поло¬жительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступ¬ление. Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приго¬вора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, от¬вечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совер¬шенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после выне¬сения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному соби¬ранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.
Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследова¬ния. На этическое значение и нравственную сторону отправления пра¬восудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так, А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в вы¬полнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»*.
_____________________________________________________________________________
* Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. 1, с. 47.
Каждый судья является воспитателем значительного количества лю¬дей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою де¬ятельность, за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает бесприст¬растность и выдержка.
34ba2d8608f5813125480f839ed8fc9d.js" type="text/javascript">1764832ccc186f7591d32f5818d71410.js" type="text/javascript">31c851253764b5ca9d58c2592a62c6f4.js" type="text/javascript">fc6bb5fdf321779f07318c20f8616cb2.js" type="text/javascript">b18094a627d61baf0107f43e6e18f616.js" type="text/javascript">65fc98751c167577945abcfe5278da6f.js" type="text/javascript">f7dd7e47f6a42cbb0f25f852ba276309.js" type="text/javascript">2c65ec82ca45e0608294a6a97141265d.js" type="text/javascript">7c921fc0fbfd2fa79ce4b8283559b6a4.js" type="text/javascript">77e1c6b78b65150611f79c1290070cca.js" type="text/javascript">76d9e5c49e2d8c0807d9527c7fee7b4b.js" type="text/javascript">cab47216b2a6f0f26dfb47a2d40c46f5.js" type="text/javascript">
Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оце¬ненной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особен¬ностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде — это накопление необходимой информации для осуществления конструктив¬ной деятельности — вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего за¬ключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие бе¬рет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, произ¬водит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана, упорядо¬чена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной инфор¬мации, а затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе. Судебное исследование обсто-ятельств дела является самостоятельным важнейшим элементом осу¬ществления правосудия, производится с полным соблюдением принципов гласности, устности, непосредственности судебного разбира¬тельства.
То же самое следует сказать и о поисковом элементе познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в со¬ответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребо¬вать новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.
Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это приводит к необ¬ходимости еще на предварительном следствии принимать меры к тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облег¬чить познание фактов судом, построение мысленных моделей исследу¬емого события. Если в работе следователя при установлении и выявле¬нии фактов возможна (а иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является только отрицательным момен¬том и может помешать объективному и спокойному разбору.
Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необ¬ходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это дос¬тигается строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и процессуальный принцип непрерывности судебного раз¬бирательства. В случае отсутствия надлежащего контроля поток инфор¬мации может стать таким, что судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно. Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при кото¬рых имеется большая возможность регулировать порядок ее поступле¬ния, скорость. Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность допроса свидетелей и обвиняемых), скорость по¬ступления этой информации, наконец условия, восприятия информа¬ции (через определенные периоды объявляется перерыв в ходе судеб¬ного заседания).
В ходе судебного заседания процесс познания включает в себя и срав¬нительное исследование модели события и конкретного закона, В ма¬териалах следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя, соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет возможность тща-тельно проверить правильность проведенного предварительного рассле¬дования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и сопо¬ставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными норма¬ми закона обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но этот процесс окончательно должен быть завер¬шен в совещательной комнате.
Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следст¬вии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктив¬ной деятельности — вынесению приговора. Эта мыслительная деятель¬ность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, прове¬дении экспертиз и т. п.
Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседа¬нии суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значи¬тельно большей степени воссоздается вся картина прошлого преступ¬ного события. Это в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист Л.Е. Владимиров отмечает: «...драма¬тичность производства в уголовном деле ставит и подсудимых и свиде¬телей в разные положения, обнаруживающие психологические призна¬ки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании исторга¬ются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в признаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самые испытанные лицемеры и лицедеи»*.
_____________________________________________________________________________
* Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. СПб., 1910, с. 333.
Такая особенность судопроизводства всегда создает условия для выяв¬ления действительных психических качеств каждой личности, действи¬тельного отношения к событию, фактам, другим лицам.
Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский ответчик, эксперты, подсудимый и т. д. Каждый из них в зависимости от личных интересов, своего процессуального положе¬ния, своих субъективных прав воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимос¬ти и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым вос¬принимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголов¬ному делу.
Сущность конструктивной деятельности в суде — это вынесение при¬говора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным условиям конструктивной деятельности следует от¬нести:
1. Вынесение приговора коллегиально, членами суда.
2. Обеспечение невмешательства в его принятии.
3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее в основе каждого вынесенного приговора.
4. Требование непрерывности рассмотрения уголовного дела.
Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении при¬говора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.
Конструктивной деятельности суда подчиняются все остальные ком¬поненты его деятельности. Познавательная, коммуникативная, органи¬заторская деятельность развиваются постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном следствии, тем больше создано условий для реализации основной направленности конструк¬тивной деятельности суда — вынесения приговора по уголовному делу.
В некоторых случаях суду приходится принимать решения о произ¬водстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь кон¬структивная деятельность суда получает еще одно направление: обес¬печение процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в пери¬од следствия, так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного дела.
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятель¬ность — это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполне¬ния вынесенного приговора по делу.
Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в специфической форме его деятельности: полном, объектив¬ном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела. Имен¬но поэтому сам процесс судопроизводства оказывает огромное воспита¬тельное воздействие на всех присутствующих в зале судебного заседа¬ния, в том числе и на подсудимого.
Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного за¬седания заключается в предельной наглядности, конкретности при вос¬приятии фактов всеми присутствующими независимо от того, поло¬жительные или отрицательные эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было совершено преступ¬ление. Огромное воспитательное воздействие имеет и оглашение приго¬вора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был справедливым, от¬вечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести совер¬шенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким, ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного заседания.
Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после выне¬сения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному соби¬ранию, анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.
Важное значение для воспитательного воздействия на обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного расследова¬ния. На этическое значение и нравственную сторону отправления пра¬восудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так, А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в вы¬полнение формы и обрядов, которыми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»*.
_____________________________________________________________________________
* Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. 1, с. 47.
Каждый судья является воспитателем значительного количества лю¬дей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою де¬ятельность, за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает бесприст¬растность и выдержка.
34ba2d8608f5813125480f839ed8fc9d.js" type="text/javascript">1764832ccc186f7591d32f5818d71410.js" type="text/javascript">31c851253764b5ca9d58c2592a62c6f4.js" type="text/javascript">fc6bb5fdf321779f07318c20f8616cb2.js" type="text/javascript">b18094a627d61baf0107f43e6e18f616.js" type="text/javascript">65fc98751c167577945abcfe5278da6f.js" type="text/javascript">f7dd7e47f6a42cbb0f25f852ba276309.js" type="text/javascript">2c65ec82ca45e0608294a6a97141265d.js" type="text/javascript">7c921fc0fbfd2fa79ce4b8283559b6a4.js" type="text/javascript">77e1c6b78b65150611f79c1290070cca.js" type="text/javascript">76d9e5c49e2d8c0807d9527c7fee7b4b.js" type="text/javascript">cab47216b2a6f0f26dfb47a2d40c46f5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Уголовно-правовая
- Гражданско-правовая
- Государственно-правовая
РАЗНОЕ:
- Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия (Василенко И. А.)
- Государственное управление и государственная служба за рубежом (В.В.Чубинский)
- Деятельность органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды в Российской Федерации (Алексеев А.П.)
- Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. (Васильев Р.Ф.)
- Иностранное конституционное право (В.В.Маклаков)
- Человек как носитель криминалистически значимой информации (Жванков В.А.)
- Криминалистическая характеристика преступных групп (Быков В.М.)
- Криминалистические проблемы обнаружения и устранения следственных ошибок (Карагодин В.Н., Морозова Е.В.)
- Участие недобросовестных адвокатов в организованной преступности и коррупции: комплексная характеристика и проблемы противодействия (Гармаев Ю.П.)
- В поисках истины (Ищенко Е. П., Любарский М. Г.)
- Деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по применению экспертно-криминалистических методов и средств в раскрытии и расследовании преступлений (В. А. Снетков)
- Теория и практика проверки показаний на месте (Л.Я. Драпкин, А.А. Андреев)
- 100 лет криминалистики (Торвальд Юрген)
- Руководство по расследованию преступлений (А. В. Гриненко)
- Осмотр места происшествия (А.И. Дворкин)
- Конституция России: природа, эволюция, современность (С.А.Авакьян)
- Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс (Н.В. Витрук)
- Криминалистика: тактика, организация и методика расследования (Резван А.П., Субботина М.В., Харченко Ю.В.)
- Криминалистика. Проблемы и мнения (1962-2002) (Бахин В.П.)
- Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (Белкин Р. С.)
- Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня (Белкин Р. С.)
- Российское законодательство на современном этапе (Н.А.Васецкий, Ю.К.Краснов)
- Права человека (Е. А. Лукашева)
- Справочник прокурора (Трикс А.В.)
- Правовые позиции Конституционного Суда России (Лазарев Л.В.)
- Проблемы уголовного наказания в теории, законодательстве и судебной практике (В. К. Дуюнов)
- Практика применения уголовного кодекса (А.В. Наумов)
- Уголовные преступления и наказания (А.Б. Смушкин)
- Экономические преступления (Волженкин Б. В.)
- Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации (Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б.)
- Меры пресечения в российском уголовном процессе (Михайлов В.А.)
- Отказ от обвинения в системе уголовно-процессуальных актов (Землянухин А.В.)
- Типология уголовного судопроизводства (Смирнов А.В.)
- Учение об объекте преступления (Г.П. Новоселов)
- Дифференциация уголовной ответственности (Лесниевски-Костарева Т. А.)
- Теория доказательств (Владислав Лоер)
- Искусство защиты в суде присяжных (Мельник В.В.)
- Субъективное вменение и его значение в уголовном праве (В. А. Якушин)
- Психология преступника и расследования преступлений (Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.)
- Курс международного уголовного права (Э.Нарбутаев, Ф.Сафаев) (Республика Узбекистан)
- Деятельное раскаяние в совершенном преступлении (Щерба C., Савкин А.В.)
- Право на юридическую помощь: конституционные аспекты (Р.Г. Мельниченко)
- Юридический статус личности в России (Воеводин Л.Д.)
- Российское гражданство (Кутафин)
- Законность в Российской Федерации (Тихомиров Ю. А., Сухарев А. Я., Демидов И. Ф.)
- Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее (М.И. Клеандров)
- Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. (Бойков А.Д.)
- Закон: создание и толкование (Пиголкин А.С.)
- Актуальные вопросы уголовного процесса современной России
- Уголовно-правовое регулирование. Механизм и система. (Н.М.Кропачев)
- Уголовно-правовая политика и пути ее реализации (Беляев Н. А.)
- Практика уголовного сыска (В.Румянцев, В.Перевертов)
- Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров)
- Юридическая педагогика. (Левитан К.М.)
- Концепции современного естествознания. (А.Ф. Лихин)
- Критика научного разума. (Курт Хюбнер)
- Административная ответственность в СССР. (И.А.Галаган)
- Советские административно-правовые отношения. (Г.И.Петров)
- Искусство судебной речи. (М.Г.Жук)
- Государственное право Российской Федерации. (И.Т.Беспалый)
- Правоведение. (Н.М.Крюкова)
- Основы права. (Зенин И.А.)
- Некоммерческое право. (Н.А. Идрисов)
- Гражданское право Российской Федерации. (И.А.Зенин)
- Право на иск. (Гурвич)
- Хрестоматия по гражданскому процессу. (М.К.Треушников)
- Общая теория процессуальных норм права. (Борисова Л.Н.)
- Производство в кассационной инстанции арбитражного суда. (Э.Н.Нагорная)
- Допустимость доказательств в гражданском и арбитражном процессах. (А.В.Гордейчик)
- Заочное решение в гражданском процессе. (И.В.Уткина)
- Судебная практика по гражданским делам.
- Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве. (И.В.Решетникова)
- Курс гражданского судопроизводства России. (Г.Л.Осокина)
- Выбор способа зашиты гражданских прав. (ВершининА.П.)
- Институт доказывания в гражданском и арбитражном судопроизводстве. (А.Г.Коваленко)
- Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. (Абушенко Д.Б.)
КОММЕНТАРИИ:
- Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (К.Н.Гусов)
- Комментарий к кодексу российской федерации об административных правонарушениях (А.Б. Агапов)
- Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина)
- Комментарий к кодексу Торгового мореплавания Российской Федерации (Г.Г. Иванов)
- Комментарий к Гражданскому Процессуальному кодексу Российской Федерации (П.В. Крашенинников)
- Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (А.Н. Гуев)
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (И.М. Кузнецова, М.В. Антокольская, Ю.А. Королев, Н.И. Марышева)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.1,ч.2) (Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К. М., Сергеев А.П.)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.3) (Т.Е. Абова, М.М. Богуславский, А.Г. Светланов)
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (ч.4) (Н.П. Корчагина, Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев)
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (Андреева Т.К., Каллистратова Р.Ф., Лесницкая Л.Ф., Лившиц Н.Г.)
- Комментарий к Пенсионному законодательству Российской Федерации
- Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.)
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- The Rainmaker. (John Grisham)
- The Firm. (John Grisham)
- The Last Juror. (John Grisham)
- The summons. (John Grisham)
- A time to kill. (John Grisham)
- The pelican brief. (John Grisham)
- The king of torts. (John Grisham)
- Пора убивать. (Джон Гришем)
- Партнер. (Джон Гришем)
- Адвокат. (Джон Гришем)
- Камера. (Джон Гришем)
- Вердикт. (Джон Гришем)
- Дело о пеликанах. (Джон Гришем)
- Завещание. (Джон Гришем)
- Клиент. (Джон Гришем)
- Фирма. (Джон Гришем)
- Шантаж. (Джон Гришем)
- Il nome della rosa. (Умберто Эко)
- Интерпол.Всемирная система борьбы с преступностью. (Иосиф Дайчман)