Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни
 (голосов: 1)
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:53
Что же изучает исправительная психология? Исправительная (пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправ¬ляемый, покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Пени¬тенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изо¬ляции, соответствие текущего исправительного законодательства зада¬чам исправления и перевоспитания осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, исправительная психология призвана выра¬ботать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, также разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей. Подробно об этом можно узнать из работы А.Д. Глоточкина и В.Ф. Пирожкова*. Поясним, однако, что исправи¬тельная психология должна исследовать психологические стороны пере¬воспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудо¬вой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и факторы, влияю¬щие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также должна разрабатывать практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Исправительная психология тесно свя¬зана с исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагоги¬кой и социальной психологией. Перед исправительно-трудовыми уч¬реждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к трудовой деятель¬ности и адаптации к нормальному существованию в обществе.
_____________________________________________________________________________ *Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.

Каждый осужденный, попадая в исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.
У преступника (бандита, грабителя, вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются своеобразные при¬вычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато приобретает преступные и впоследствии каждую окружаю¬щую его ситуацию рассматривает только под одним углом зрения — можно ли в данных обстоятельствах безнаказанно совершить преступ¬ление?
Исправительная психология должна исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на осужденного и спо¬собствующие активной перестройке его личности, а это режим, труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факто¬ры — семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение самодеятельностью и т. д.
Нахождение в местах лишения свободы, безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со сторо¬ны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на изменение их психологии. Знание особенностей психологии осуж¬денных является необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения целей перевос¬питания. Основными факторами, влияющими на формирование осо¬бенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места лише¬ния свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося сте¬реотипа жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.
Особенности психологии осужденных проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются в местах лише¬ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести: состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобожде¬ния); состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении. Может развиваться и состояние безна¬дежности, обреченности, что влечет за собой апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях.
Лишение свободы часто усиливает угнетенное состояние в тех случа¬ях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное состояние является следстви¬ем полного неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже имеется развитое состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Угнетенность снимается в про¬цессе воспитательной работы. Для этого необходимо выяснить и лик¬видировать ее причины, создавать условия для переключения целена¬правленного внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и объектами, которые создали угнетенное состояние у данного осужденного. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совер¬шенного им преступления, на его самовоспитание.
Типичным состоянием в месте лишения свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне выражается в от¬решенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться раздражительность и повышенная возбудимость.
Изменение психических состояний связано с определенными периода¬ми нахождения в месте лишения свободы. Выделим следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний осужденного.
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни, который длится первые
три-четыре месяца, а иногда и больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение при¬вычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовле¬творения сложившихся потребностей, что вызывает состояние повы¬шенной раздражительности. У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и угнетенности.
Специфические психические состояния, вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются в первое время и вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всег¬да имеет место под влиянием режима ИТУ. Осужденный вынужден изменять привычный стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества, необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпе¬ние и такт воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.
Психология осужденного в начальной стадии пребывания в ИТУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражитель¬ности по отношению к возникающим ситуациям.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни. Этот период
связан с появлением и развитием положительных эмоций, сос¬тояний, вызывающих, повышающих психическую активность осужден¬ного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые раз¬личные: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужден¬ных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с род¬ственниками и т. д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствуют изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Процесс
перевоспитания немыслим без появления такого периода. Он харак¬терен появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения, В психологии осужденного в большей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремле-нием возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна пере¬оценка ценностных характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических состояний, связанных с подобным изменени¬ем отношений, а часто и мировоззрения.
4. Период, предшествующий освобождению заключенного. Ожидание освобождения
часто переживается очень тяжело, оно связано с пережи¬ванием трудностей, которые ожидают его в новых условиях (взаимоот¬ношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т. д.
У осужденных комплекс отрицательных психических состояний мо¬жет периодически развиваться в связи с наличием постоянной внутрен¬ней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение стереотипа, структуры, потребностей, интересов все время проходит через мысли-тельную деятельность осужденного, вызывает противоречивое отноше¬ние, часто отражается и на его психических состояниях.
Нахождение в исправительном учреждении, наличие режима, измене¬ние стереотипа, резкое ограничение и изменение потребностей в значи¬тельной степени усиливают переживания осужденных, причем эти пере¬живания имеют различную направленность. У отдельных осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других — категория будущего, у третьих —категория настоящего. Первая группа замыкается в воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях осужденные, у которых доми¬нируют переживания второго и третьего порядка. Когда начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь после отбытия наказания, трудности режима переживают значительно легче, поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни являет¬ся для них только переходным к тому, которого они ждут в будущем.
Как правило, в условиях лишения свободы и вследствие этого лише¬ния многих благ, которыми повседневно и незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает отношения товарищей по работе, взаимоотно¬шения в своей семье. В связи с этим происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.
Отметим и психологические особенности у особо опасных рецидиви¬стов. У них часто проявляется крайняя недисциплинированность. В ос¬нове ее лежит наличие отрицательной установки и целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера, расторможенность по¬ведения и как следствие этого импульсивность, подчас переходящая в психопатичность и агрессивность.
Для процесса перевоспитания осужденных в исправительных учреж¬дениях должны использоваться обучение, труд, общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией деятель¬ности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных.
Стратегическая задача исправительного учреждения — оторвать пре¬ступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы. Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не преодо¬левается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господ¬ство преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному пове-дению и т. д. Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала «академией» преступности*. Большинство сотрудников колоний и тюрем... попросту не знают, что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять... По существу осужденных помеша¬ют за колючую проволоку, и только**.
____________________________________________________________________________
*Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996, с. 602.
**Антонян Ю.М. К чему приговаривает суд? Правители преступного мира. М., 1992.

Режимом обычно называют точно установленный распорядок труда, питания, отдыха и т. д. В то же время это и система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятель¬ности. Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1) охраны и надзора за ними; 2) использования мер поощрения и взы¬скания; 3) применения в строго определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных рубашек). Ос¬новной базой действий режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Человек в подавляющем большинстве смиряется с действием режима и, осознавая его неотв¬ратимость, бывает вынужден принять его без внутренних протестов и конфликтов.
Как правило, режим — это организация жизни и деятельности осуж¬денных в строгом соответствии с требованиями законов. Именно такая организация и должна оказывать воздействие на человека, формируя у него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и взыскания, применения в стро¬го определенных случаях особых мер безопасности, но и мер воспита¬тельных, основанных на глубоком учете особенностей психологии от¬дельных осужденных и их коллективов, что, к сожалению, в настоящее время не выполняется.
Кара, заключающаяся в режиме, субъективно, по-разному, воспри¬нимается и переживается осужденными. Прежде всего различны глуби¬на, сила и длительность переживаний осужденными кары. «Мы далеки от мысли, — писал М.Н. Гернет, — что особенности того или иного режима в той или другой тюрьме проходят через каждого заточенного всегда и везде одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения через нее тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро совсем исчезаю¬щая»*. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от вида определенного режима, отношения осужденного к приговору, количест¬ва судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного, возраста, пола, семейного и социального положе¬ния и т. д. Работникам ИТУ важно знать, как каждая группа осужден¬ных и каждый осужденный воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения.
_____________________________________________________________________________
* См.: Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925, с. 7—8.

Режим обеспечивает постоянное восприятие условий жизни в ИТУ как наказание за совершенное преступление, без чего не может быть обеспечен активный процесс перевоспитания. При осуществлении вос¬питательного воздействия на осужденного часто приходится сталкивать¬ся с первоначально отрицательным отношением его к этому воздей¬ствию. Всякая попытка изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает сопротивление, и столь значительное, сколь устойчивы уста¬новки личности и инертен разум индивида*. Это и определяет необ¬ходимость, особенно в ИТУ, системы мер принуждения и наказания, регламентированных режимом.
_____________________________________________________________________________
*Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителя. М., 1968, с. 96.

Озлобленность осужденных нередко возникает как следствие воспри¬ятия наказания только как мести. А это приводит к негативному по¬ниманию мер воздействия — нежеланию искать в мерах воздействия какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного осужденного. При определении дисциплинарного воздействия всегда необходимо заранее учитывать воспитательное воздействия данного ви¬да взыскания как на конкретного осужденного, так и на весь коллектив. Воспитательная цель наказания будет достигаться только в тех случаях, когда наказание не ломает воли осужденного, а способствует изменению ее направленности.
Требования, принуждение, наказание должны сочетаться и с сис¬темой поощрений*. Правильно примененное поощрение способствует укреплению уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него чувство удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания к повторению положительных поступков. Поощрение усилива¬ет начавшийся процесс исправления.
_____________________________________________________________________________
*Меры поощрения и взыскания осужденных перечислены в Исправительно-трудовом кодексе Российской Федерации.

Несмотря на большое воспитательное значение карательных элемен¬тов режима, он обладает вполне самостоятельной воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая организо¬ванность жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, его поведение, дисциплинируют его, вырабаты¬вают качества, необходимые в жизни на свободе (точность, исполни¬тельность, аккуратность и т. д.).
Режим есть средство воспитания дисциплины у осужденных. Одна из основ ликвидации социально-психологических дефектов в личности преступника — это внедрение в его сознание необходимости дисцип¬лины, определенного поведения в обществе. Под влиянием дисцип-линарных требований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные качества, как собранность, подтянутость, ликвидируют¬ся расхлябанность, безволие, вырабатывается привычка к определен¬ному положительному образу жизни.
Установление правил режима должно быть всегда психологически обоснованным, соответствующим научным требованиям организации жизни и деятельности осужденных. В этом случае они окажут мак¬симальное воздействие на психику осужденных, разовьют у них необ-ходимые морально-психологические качества. Использование данных психологии позволит так построить режим, чтобы нагрузки распределя¬лись оптимально и, с одной стороны, создавали определенную напря¬женность, благоприятную для развития личности, а с другой - не вели бы к срыву психической деятельности.
Следует отметить, что особенно жестко исправительные учреждения травмируют неокрепшую психику подростков. Как правило, здесь воз¬можны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Зна¬чительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях исправительного учреждения еще более усугубляется. Вписываясь в криминальную субкультуру в наи¬более сензитивный к внешним воздействиям период своей жизни, под¬ростки испытывают глубинные личностные перестройки — формируют¬ся системообразующие механизмы антисоциальной личности. Для под¬ростков особенно пагубна ограниченность поля возможностей для их развития и самореализации. Безусловно, пагубна для них и ранняя криминализация.
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфичес¬кой человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд являет¬ся тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека.
Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной целеус¬тремленностью, создает условия для рационального межличностного общения, организует структурирование микросреды. Хорошо организо¬ванный труд — это мостик связи человека с социальной действитель¬ностью.
Правильно организованный полезный труд способствует гармоничес¬кому развитию физических и умственных качеств осужденного и оказы¬вает преобразующее воздействие на его личность. Широко известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека*. Труд воспитывает в человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищес¬тва и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные моральные, этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность осужденного огромно, однако это чрез¬вычайно сложный процесс, так как многие осужденные не имеют трудо¬вых навыков и в связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудо¬вом процессе, а в настоящее время и администрация исправительных учреждений не всегда уделяет этому вопросу должное внимание.
_____________________________________________________________________________
*См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20, с. 486.

Социально-психологические дефекты в личности осужденных в зна¬чительной мере определяются их отрицательным отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда. Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоре¬нившейся иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по возможности стать полноправным членом об¬щества. Трудовой процесс должен быть основой для восприятия общест¬венно полезных взглядов и навыков, мотивов и целей. Выработке трудо¬вых навыков способствует общий ритм трудового процесса, его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и дея¬тельности. В целях воздействия на преступника в ИТУ создаются такие условия, при которых от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство трудовых усилий создает привычку, а затем и потребность в труде*. Интерес к работе, увлеченность трудовым про¬цессом способствуют изменению комплекса психических состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по перевос¬питанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накопле-нию опыта, формированию системы положительных связей и т. д.
_____________________________________________________________________________ *Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. С. 113.

Труд должен способствовать изменению основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать осужден¬ного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого осужденного пробуждает трудовую актив¬ность, заставляет многих из них думать об улучшении трудового процес¬са. Главная же цель воспитательного процесса — сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и кон¬кретно осмысливать их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с опреде¬ленными изменениями в деятельность ИТУ. Это создает условия для полного восприятия осужденными опыта нормальных трудовых взаимо¬отношений между людьми на свободе.
94db969eea31922d457fe265a80a465f.js" type="text/javascript">d12f45490c19d3328290914b76772cc4.js" type="text/javascript">e9d4b3e56f305a9ebe353ff908fc2954.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 653 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: