Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания
 (голосов: 1)
  Юридическая психология | Автор: admin | 19-05-2010, 02:54
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреп¬лению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозави¬симости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфич¬ность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное вос-питательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная фор¬мулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на лич¬ность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет ника¬кого дела»*.
_____________________________________________________________________________
* Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздей¬ствия на отдельную личность не исключает и целенаправленного лич¬ностного воздействия воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются следующие основные методы.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа со¬четает в себе цели изучения и воздействия на личность.
Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поня¬ли, что цели действий администрации полностью совпадают с их соб¬ственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способ¬ностей на достижение таких промежуточных целей. Создается отрица¬тельное отношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему прошлому поведению не может создаться новое отношение к труду, к жизни, новое мировоззрение.
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с родными, близкими ему людьми.
Воспитательное воздействие представителей общественных организа¬ций и коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского общества.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который во многом способствует выработке у него положи¬тельных качеств, изменению его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль принадлежит и воспитателям колонии, ко-торые должны обеспечить в необходимых случаях связи с семьей, соот¬ветствующее отношение членов семьи к осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно подготавливать. Перед сви-данием воспитатель информирует их о тех изменениях, которые произо¬шли в психологии данного осужденного, о возможных путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. Для достиже¬ния целей перевоспитания воспитатель должен использовать все психи¬ческие общения, в которые вступает осужденный.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно от¬бираемая информация, поступающая к осужденному, должна способ¬ствовать восполнению его социального опыта, получению и переработ¬ке им сведений, которых он раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы его дети росли нор¬мальными гражданами. Такие факты существенно влияют на выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде, скорее вернуться к нормальной жизни.
Метод внушения. Как метод воспитания и перевоспитания он всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод (воспитателя).
При определенных условиях в качестве воздействия применяется и метод «взрыва», под которым А.С. Макаренко понимал "мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремле¬ния"*. Однако или этому методу должна предшествовать длительная работа по накоплению определенных предпосылок для достижения ре¬зультатов "взрыва", или непосредственно за "взрывом" должна следо¬вать длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувст¬ва. Сам по себе отдельно примененный метод «взрыва» не может достиг¬нуть целей перевоспитания.
_____________________________________________________________________________ *Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 253.

Для того чтобы определить наиболее правильные пути воздействия на конкретного осужденного, рекомендуется широко применять в отноше¬нии него психолого-педагогический эксперимент. Такой эксперимент позволяет наиболее полно вскрыть все свойства личности осужденного, помогает формировать его интеллектуальные и волевые качества. Тща¬тельно организованные психолого-педагогические эксперименты, на¬блюдения позволяют создать правильное представление об отношении данного осужденного к мерам воспитательного воздействия.
Воздействие воспитателя в сочетании со всеми другими мерами имеет целью и возбуждение у осужденного стремления к самовоспитанию. Возбуждение самовоспитания у осужденного — процесс очень сложный. Для этого воспитательное воздействие предполагает создание таких условий, при которых у осужденного возникает желание добиться каких-либо конкретных навыков и знаний. Перед осужденным надо открывать какие-то цели, которых он реально может достигнуть. В процессе работы осужденного по достижению поставленной перед ним цели надо акцен¬тировать его внимание на уже достигнутых результатах, поощрять его, что укрепляет его желание добиться еще больших результатов. Укрепление и воспитание положительных качеств личности возможно только в том случае, если у осужденного постепенно создаются новые перспективы, идеалы, возможности, если у него вырабатывается понимание путей и целей достижения этих перспектив. Наряду с общими перспективами и планами надо создавать и вырабатывать и частные, но близкие перспек¬тивы, например перевод на другую работу, овладение определенной специальностью, возможность перевода в колонию иного типа, наконец, даже такие перспективы, как получение свидания с женой и т. д.
В процессе самовоспитания у осужденного надо развивать привычку и умение анализировать свое поведение. Это достигается путем разбора его действий и поведения, присутствия его, а затем и участия в разборе поведения других осужденных. Так постепенно создается привычка анализировать, корректировать свое поведение, привычка к внутрен¬нему контролю.
Процесс перевоспитания может быть правильно организован только в том случае, если воспитатель знает и полностью учитывает внутренние переживания осужденного. Отбывание наказания всегда связано со вспоминанием и разбором своей прошлой жизни, своих действий и вза¬имоотношений. От того, по какому пути пойдут эти процессы вспоми¬нания и оценки, во многом зависит вся деятельность по перевоспита¬нию данного осужденного, зависит быстрота появления у него стремле¬ния к самовоспитанию: к изменению своих привычек и черт характера.
Осужденный должен постоянно обучаться принимать самостоятель¬ные решения, управлять собственными поступками. Существенно по¬могает воспитанию качеств личности создание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд, поведение других. Практика ИТУ показывает, что именно в подобных ситуациях осужден¬ные начинают активнее трудиться, их труд становится более произ¬водительным, сознательным.
Применение совокупности методов воздействия, условий режима, труда, обучения должно учитывать и конкретные особенности личности осужденного, что обеспечивает действенность процесса перевоспитания.
В заключении этого параграфа следует отметить, что традиционно сложившаяся воспитательная работа в исправительных учреждениях, содержащая в себе зачастую формальные средства воздействия, в целом не принесла успеха пенитенциарной деятельности. В настоящее время, как считает М.И. Еникеев, необходимо концептуальное переоснащение всей системы ИТУ новыми, принципиально иными подходами к про¬блеме «исправления» преступников. Суровость, ненависть и жестокость могут дать лишь аналогичные всходы. Человеческое в человеке фор-мируется по другим законам — по законам сострадания, сочувствия, всемерного укрепления хотя бы слабых положительных проявлений индивида, созданием человеческих условий быта*.
_____________________________________________________________________________ *Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. С. 617.
06761879c3671ef9f03fbdc04bf78991.js" type="text/javascript">7a01bb1b164eb811d466616e06d56727.js" type="text/javascript">cdc9a82917ad40e0f3b2735b68f4b790.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 571 |
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

    Другие новости по теме:
{related-news}
Напечатать Комментарии (0)
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: