Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Исправительные меры
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:08
Заботы государства о нравственной деятельности не должны ограничиваться исключительно предупредительными мерами, но также должны касаться людей, уже сбившихся с пути и вступивших на путь порока и преступления. Меры, сюда относящиеся, составляют задачу уголовной политики. Они состоят: а) в исправлении преступников и в ограждении населения от преступников посредствам наказаний и б) в устройстве особых исправительных учреждений.
Тюремное заключение имеет двоякое назначение: а) преградить подозреваемым подсудимым и обвиняемым в преступлениях возможность избежать наказания и продолжать вредить обществу и б) лишением свободы подвергнуть виновного наказанию.
В древности тюрьмы имели только первое значение. До XVI в. в системе наказаний преобладали телесные наказания, смертная казнь, изгнание или ссылка. С характером наказания заточение встречается в виде заключения в монастырях, хотя здесь на первом плане была исправительная цель. Самостоятельное значение тюрьма получает лишь по секуляризации монастырей в Германии, Голландии, Англии и Скандинавии, где монастыри были обращены в тюрьмы или исправительные заведения. Раньше других видов заключения были устроены рабочие дома для исправления бродяг, нищих и публичных женщин в Амстердаме (1595 г.), в Гамбурге (1618 г.), в Любеке (1613 г.). Заключение людей, которых государство признавало вредными членами общества, рассматривалось как мера исправительная, и этим имелось в виду достигнуть водворения добрых нравов. Средством для исправления служили принудительный труд, укрепление в началах веры и образование.
Во второй половине XVIII в. тюремное заключение получило несравненно большее значение в системе наказаний, определяемых судом. Отмена изгнания, смягчение суровости телесных наказаний и ограничение случаев присуждения смертной казни сделали применение тюремного заключения более частым. В это время теория уголовного права приискивала отвлеченные начала для системы наказаний; были научно развиты системы возмездия, воздаяния равного за равное, устрашения, предупреждения. Появилась в более совершенном виде мысль и об исправлении. В то же самое время практики обратили внимание на устройство тюрем, возникло деление мест заключения на разные роды и виды - заключение в крепостях и цепях, в рабочих домах с принудительным трудом, в исправительных домах, предназначавшихся для лиц, менее виновных. В местах заключения начали вводить отдельное содержание под стражею лиц разного пола, возраста и судимых за разные преступления. Но, несмотря на эти стремления, в общем тюрьмы были крайне неудовлетворительны.
В конце XVIII в. один из писателей так описывает французскую тюрьму: "Почти во всех департаментах тюрьмы, эти нечистые остатки древних феодальных порядков, состоят из вонючих мест, настоящих клоак, грязных, темных, без воздуха, куда дневной свет проникает с трудом, где подсудимые и осужденные, мужчины и женщины, старики и дети, все вместе брошены в кучу гнилого навоза, где они томятся, снедаемые нищетой, голодом и отчаянием; откуда те, которые вошли невинными или виновными в легких проступках, в цвете сил и здоровья, не могут выйти иначе как с зародышем неизлечимых болезней и с самой сильной наклонностью к преступлениям всех родов, с которыми они имели слишком много времени сродниться".
Это печальное материальное и нравственное состояние мест заключения вызвало сильную реакцию в целях решительной их реформы в духе пенитенциарном.
Движение пенитенциарному вопросу сообщено было в Англии Говардом и в Соединенных Штатах - пуританами. Говард, сын бакалейного торговца, получивший хорошее образование, на дороге в Лиссабон был захвачен французским крейсером и посажен в тюрьму. Страдания, испытанные во время заключения, вызвали в нем энергическое желание способствовать улучшению положения страждущих, и вся остальная жизнь этого человека была посвящена изучению тюрем, больниц и т. п. заведений. Во время своих путешествий с этой целью Говард умер в Херсоне, где ему поставлен памятник. Из своего состояния Говард пожертвовал 30000 ф. ст. на улучшение тюрем и на освобождение содержимых за долги. Его сочинение The state of prisons in Еngland and Wales 1777 г. произвело громадное впечатление. Говард противопоставляет гуманной философии XVIII века, блестящей литературе и просвещению, окружавшему дворы европейских монархов, печальное, варварское состояние тюрем. Содержание в одном общем помещении людей, судимых или наказанных за разные преступления, лиц разного возраста и пола, при господствовавших в тюрьмах пьянстве, игре и распутстве, обращало заключение в школу разврата и преступления. Теснота, тяжелый воздух, сырость, от которой платье посетителя делалось влажным, недостаток света, неопрятность, дурная пища делали тюрьмы убийственными для жизни заключенных. Говард требовал во имя гуманности и справедливости реформы в тюремном деле.9c73d14eefd119756a14736213c17b56.js" type="text/javascript">49b6af6eae8d07c0bdf7e344038cb5f8.js" type="text/javascript">0672dfe555869170a84c4e8024093c3e.js" type="text/javascript">2ffb2a755d3a5e4ed140ebde3273de02.js" type="text/javascript">c75600c920317f24bd1e1af218a2e31f.js" type="text/javascript">794a5f6c63a5ad4ed23137a116523940.js" type="text/javascript">f50d8ce152e92643cef6b69b7d6cb84e.js" type="text/javascript">f2740e8cc79a66f9c073ac80f9f3f5ca.js" type="text/javascript">139f5e4521d38b6945cbaf12f9272070.js" type="text/javascript">8107f66ce82aaf14ebc75acfdbe45c4b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Нравственное развитие
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:08
Нравственное развитее проф. И. Андреевский сводит к следующим четырем категориям меры, предпринимаемые государством для обеспечения надлежащих условий нравственного развития: 1) надлежащая политика, проявляемая правительством, 2) надзор за воспитанием малолетних, 3) удаление соблазнов, вредящих чистоте нравов, и 4) исправление малолетних, которые в безнравственных или преступных поступках проявили слабое нравственное развитие и должны пройти надлежащую школу нравственности*(28). К этим мерам необходимо присоединить еще положение, которому Штейн придает особое и исключительное значение, а именно: установление наказаний за открытое, общественное оскорбление нравов, а также цензуру печати.
Под надлежащей государственной политикой проф. Андреевский разумеет "согласование государственной политики с требованиями нравственности". Это согласование проявляется в уважении к свободе личности. "Уважение, питаемое правительством как к целому государству, так и к отдельному гражданину, как к свободному лицу, самостоятельно действующему в стране при одинаковых правовых условиях со всеми другими, имеет прямым своим последствием важнейшее условие, обеспечивающее нравственность, - сознание человека, живущего в стране, что он есть свободная личность, к которой относятся совершенно так же, как и ко всем другим живущим в стране свободным лицам*(29).
Необходимо признать это положение краеугольным камнем нравственного развития. До той поры, пока человек не чувствует себя самостоятельным, он не может быть и ответственным в своих действиях, а где нет ответственности, там не может быть нравственной деятельности и нравственного развития. В этом отношении грешили и грешат законодательства, устанавливающие так называемые позорные наказания за безнравственные поступки и, вообще, допускающие существование позорных наказаний. Таковы, напр., телесные наказания, унижающие наказанного, убивающие его дух и прямо толкающие его на путь преступлений и безнравственности. Устрашающего значения они не имеют, а, напротив того, производят на все общество обратное действие. Телесное наказание унижает человека, и это унижение давит личность, ставит ее вне сферы человеческого достоинства и нравственности.
Надлежащая политика состоит в признании начала государственной нравственности. Суверенитет государства самоограничивается этой нравственностью, и задачи нравственности, преследуемые государством во имя долга, имеют всегда громадное воспитательное значение. Воспитание состоит не в уроках, но в живом примере, и нравственная стойкость государственной политики - это лучшая воспитательная школа для страны.
В деле нравственного развития имеет особое значение государственная политика, проявляющаяся посредствам организации и надлежащего регулирования союзов - частных и общественных. Человечность развивается только в человеческих сношениях, и главным образом в союзах, проистекающих из существования сходных интересов, а не в союзах, проистекающих из существования различий. Последние союзы в существе дела действуют разрушительно на принципы нравственности, выработанные первыми, хотя в свою очередь имеют значение в уяснении начал нравственности.
На низших ступенях развития господствовали родовые и общинные союзы, в которых люди были связаны единством интересов самого существования. В этих союзах выработаны были высокие начала нравственности, переживающие столетия и сохраняющие свое значение и в настоящее время. Члены данного рода или данной общины сообща охотились, обрабатывали землю, защищались от нападений. Общность работы должна была сопровождаться общностью потребления, т. е. должна была существовать общая собственность как на движимость, так и на недвижимые имущества. Благодаря этой общей собственности не могло быть между членами обмена и купли-продажи. Меновые сношения допускались только с инородцами и иностранцами. Продать что-либо родственнику значило нарушить принцип общности, сделать поступок, противоречащий существу общежития. Такой поступок считался безнравственным. Сношения между членами рода были основаны на взаимных услугах и любви, а не на торговых началах. Это воззрение было выработано еще во время родового быта. Оно прямо проистекало из него. Общность интересов вырабатывала нравственное общение, и родство было первой школой нравственности. Выработанные там начала сохранились до сих пор. В настоящее время купля-продажа между родственниками считается неблагородным делом, нарушающим дружественные родственные связи. Во всей своей полноте это начало сохранилось относительно отца и детей: продажа отцом детям или наоборот считается делом совершенно непристойным и почти не существует. Это остатки, пережившие тысячелетние периоды и выдержавшие страшную борьбу с иным мировоззрением, разрушившим родство, общину, касты и т. д.
Начало разделения занятий и меновая цивилизация вызвали индивидуализм, поставивший меновые сношения в фундаменте отношений между людьми. Под влиянием индивидуализма распались первобытные родовые, семейные, общинные и сословные союзы, пала связующая нить их членов, и принципы нравственности потеряли то высокое значение, какое они имели прежде. Появилась борьба всех и каждого против всех и каждого. Упавший в борьбе является лишним на земле, и негде ему искать поддержки. Даже родство потеряло свое высокое социальное значение. Дальнее родство почти не признается. Даже появилась в интеллигенции мысль, что родство не может иметь и не должно иметь значения: кровное родство должно уступить место единству умственных интересов. Это уже теоретическое оправдание начавшемуся разложению векового института.
Меновая ассоциация несомненно действует разлагающим образом на высокие начала нравственности, выработанные первобытной кооперацией и непосредственным общением людей в союзах родовых, общинных и сословных. Но она в свою очередь имеет свою историческую миссию в деле развития нравственности.
При разделении людей на родовые, общинные и составные союзы ближним считался член рода, общины, сословия, племени и т. д. Люди смотрели на людей сквозь призму данного союза и не могли увидеть человека. При неравенстве юридическом и сословном они не могли возвыситься до родовой идеи человека. Только с распадением старых союзов, основанных на сходствах интересов, человечество увидело человека вообще. В этом несомненно высокое значение закона единения различий.5b4215e2f5ecbb974993b46362c2292e.js" type="text/javascript">46af70c3687b1e08a9c3e9bfd281e87e.js" type="text/javascript">8a253aefc3e4ef8527289c2df18f8747.js" type="text/javascript">602ea302f5eb7f082aa158e67161106a.js" type="text/javascript">0a2105827aca8d5222f97fb7dd8d75ba.js" type="text/javascript">5453b8e25c648000ebbd38bd06a09d68.js" type="text/javascript">3295ac916e85ac7c53c08b3d0082e5b9.js" type="text/javascript">e9d33390a60f7b4b1f9e662130cfefad.js" type="text/javascript">80a3cec302ab6f0ac5c2f47cada4047b.js" type="text/javascript">6a374bf2aabdf8942e8c9968c235c5c7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 154 |
Религиозное образование
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:07
Религиозное образование находится в тесной связи с нравственным образованием и воспитанием. Религия имеет своей задачей развитие в населении веры, надежды и любви, т. е. тех элементов, которые лежат в основе нравственной деятельности, на которой в свою очередь обосновывается разумное общежитие. Религиозное образование поэтому составляет существенный предмет государственных забот*(27).
Государства, заботясь о религиозном развитии, предпринимают меры, с одной стороны, к предупреждению соблазнов и извращений в религиозной сфере, а с другой - непосредственно к религиозному образованию и к созданию средств удовлетворения религиозных потребностей населения.
По нашему действующему законодательству, православие признается господствующей религией, но и другие исповедания пользуются свободой (Св. зак. т, 1. зак. осн., ст. 40 - 45). Полиция обязана охранять благочиние при церковных обрядах всех вероисповеданий (т. XIV уст. о пред. и пресеч. пр., ст. 92 - 96); запрещаются религиозные распри и поношения (ст. 94); подданные всех вероисповеданий одинаково охраняются в отношении мира и тишины (ст. 95).
Относительно охранения православной церкви вменяется полиции наблюдать, чтобы близ церквей, особенно во время службы, не было на улицах крику, драки и вообще никакого бесчинства. (Уст. о пред. и прес. прест. против веры, ст. 15). В воскресные и праздничные дни, до окончания литургии, не должны начинаться игрища, музыка, открываться питейные дома и т. п. (ст. 16). Близ церквей на расстоянии 20 саж. не должны быть устраиваемы портерные и пивные лавки (С. уз. 1869 г. N 101). Во все праздничные дни, в которые присутственные места свободны от собраний, а училища от учения, казенные работы воспрещаются, за исключением чрезвычайных случаев (ст. 29). В праздничные и торжественные дни никаких наказаний по судебным приговорам не должно быть производимо (ст. 33).
Для предупреждения и пресечения суеверия запрещается во время рождественских святок заводить старинные игрища, во время пасхальной недели купать или обливать водой не бывающих у заутрени; запрещается колдовство и чародейство (ст. 34 - 46). Отступничество от православия воспрещается (ст. 47 - 59). Раскольники не преследуются за их мнения о вере, но "как покушения к вовлечению других в ересь, так и всякое внешнее доказательство ереси со стороны последователей ее и всякое их действие, к явным соблазнам повод подать могущее, строжайше запрещаются" (ст. 60 - 77). Наказываются в судебном порядке последователи ересей, соединенных с противонравственными действиями, и оскопившие себя или других (ст. 91). Воспрещаются иконы, неискусно написанные (ст. 127). Воспрещается производство и продажа обыденных вещей с священными изображениями (ст. 131). Подвергаются наказанию по суду виновные в богохульстве и ограблении могил (ст. 134 - 139).e0e93be1d337b3cb0d880fc2a7a1d2a2.js" type="text/javascript">f0f4c49594361bb79cbca4e734b53c5c.js" type="text/javascript">765a514a24f44504a44226860dd1dfc8.js" type="text/javascript">0fe683769fdd924a717ad29359dda4d4.js" type="text/javascript">58b4fabbdfac186f96a7fff059061c8e.js" type="text/javascript">fd5a4933ebcfb3dcbaf764110d8e16b1.js" type="text/javascript">e3c936fc1ea968e8273db20cc0db1440.js" type="text/javascript">5ad7843d65fb4e4a1fefa55163fc1a5c.js" type="text/javascript">741838c36c276edf0e446687d713d8bb.js" type="text/javascript">22bd8b36241db65424f2f8b8b7f0b796.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 136 |
Классическое и реальное образование
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:07
Среднее образование обыкновенно разделяется на классическое и реальное. До настоящего времени идет спор об основаниях того и другого образования*(24). Происхождение этого деления историческое. В средние века учебные заведения носили классический характер, так как в основе образования были положены схоластика, древние языки и классическая литература. Экономический быт новых народов вызвал появление школ, дающих не теоретическое, а практическое знание и названных реальными. Те и другие школы существуют одновременно, но при этом заметно стремление к сближению и объединению их.
Отличительная черта классического образования состоит в развитии в учащемся внутреннего наблюдения, между тем как реальное образование развивает внешнее наблюдение. Реалист имеет дело с предметами и явлениями внешнего мира. Классик имеет дело с мыслями и убеждениями людей, его мысль работает над мыслью других. Работа мысли над мыслью вырабатывает логический анализ и способность к изучению нравственных или гуманных наук; между тем как работа над явлениями и предметами внешнего мира вырабатывает экспериментальность и способность к изучению физических наук. Но это и другое направление развития одинаково важно и одно из них не исключает другого. Реализм приводит к материализму, когда ограничивается изучением видимого и отрицает то, что не доступно внешним чувствам. Классицизм может превратиться в слепую метафизику, чуждую жизни и действительности. Идеалом школы необходимо признать соединение классического образования с реальным, что вполне возможно при разумной постановке дела обучения, сообразованного с силами учащихся.
В Германии гимназии разделяются на две категории: классические и реальные. Первые подготовляют к университету, вторые - к техническим высшим учебным заведениям и сельскохозяйственным институтам при университетах.
Университеты в Германии представляют собой коллегии, ведущие университетские дела вполне самостоятельно. Ректор избирается профессорами, под председательством коего состоит академический сенат, управляющий делами. Факультеты предлагают кандидатов в профессора, но рекомендует их правительству сенат. Факультет ведает все дела, относящиеся к преподавательской деятельности. Как факультетское, так и общее сенатское управление слагаются только из ординарных профессоров; экстраординарные в нем не участвуют. Профессора получают жалованье от правительства и гонорар от слушателей. Но, сверх того, существуют особые преподаватели, называемые приват-доцентами, которые получают только гонорар.
Во Франции среднее образование получается в лицеях и коллегиях. Первые учреждаются правительством, вторые общинами, но состоят в ведении правительства. В лицеях три отделения: низшее, соответствующее начальной школе (instruction primaire), среднее (division de grammaire) и высшее (superieure), разделяющееся на классическое и реальное. Для приготовления учителей в лицеи существует ecole normale superieure. Коллегии - те же лицеи; по зак. 15 марта 1850 г., общины вносят деньги на содержание, все остальное ведается правительством.
Высшее образование сосредоточено в академиях, разделенных на факультеты. Преподаватели - профессора, адъюнкты - как их помощники, и супплеанты, заступающие место профессоров. Все по назначению от правительства. - По выслушании через год двух факультетских предметов дается степень леценциата, затем, по защите двух диссертаций - степень доктора. Высшая нормальная школа имеет своим назначением подготовление учителей. Эта школа - вполне закрытое заведение; учащиеся не могут видеться с посторонними без особого разрешения директора.
Существует самостоятельное высшее учебное заведение, по средневековому типу, Со11ege de France. Оно сохранило самоуправление и ограничивается чтением публичных лекций по классическим предметам, философии и естествознанию.
В Англии народное образование вообще слабо подчинено государству. Только начальные училища подчинены специальной государственной администрации. В особенности университеты представляют собой самостоятельные корпорации, совершенно независимые от правительства. Господствующая система обучения - классическая.
У нас первые заботы о среднем и высшем образовании начинаются с Петра Великого, который оказывал особое покровительство Ревельской гимназии с тем, чтобы в эту гимназию поступали русские ученики. В 1747 году при Академии наук, по идее Петра Великого, не осуществленной при жизни его, открыта гимназия; затем такие же гимназии были открыты при Московском университете. В 1760 г. куратором Московского университета Шуваловым представлен был проект устройства гимназий в важнейших городах. Общий устав гимназий издан лишь в 1804 г. Ныне действующий устав издан в 1864 году и дополнен в 1871 г. Классическое образование сосредоточено в гимназиях. Курс обучения восьмилетний, в основу его приняты латинский и греческий языки. Гимназии открываются как на правительственные средства, так и на средства обществ и частных лиц. Прогимназии открываются отдельно от гимназий.37cb3fee93fb56adf634651b1c1918fd.js" type="text/javascript">a66c73b801652d54d66b97ff98781e53.js" type="text/javascript">84f7e055568bcb11f5dbd9b3c85ac08a.js" type="text/javascript">6e664d86af1b4ee73a641690bd2ec2f1.js" type="text/javascript">f020bc2c98607f419334c050dfc06eca.js" type="text/javascript">6b2798ff26fb17a7b322aa0f93115b27.js" type="text/javascript">7294876997a2090f0838cc417475b35e.js" type="text/javascript">56ef32c6e0638fa52b28af2c5986280f.js" type="text/javascript">8a8fba90603d424376d0eb7ca551d335.js" type="text/javascript">e2de260453b6bb63188b891c11a306f7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Среднее и высшее образование Общие понятия
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:06
Отношение государственной власти к среднему и высшему образованию не может быть тождественным с ее отношением к образованию элементарному. Последнее должно быть общеобязательным, но таковым не может быть ни среднее, ни высшее образование. Государство имеет право устанавливать определенный общеобязательный минимум образования, но дальнейшее образование уже зависит от способностей и таланта учеников, а также от средств их семьи. С другой стороны, учреждение начальных школ вполне доступно частным и общественным силам. Этого нельзя сказать о средних и высших школах, которые должны быть устрояемы на государственные средства. Поэтому во всех западноевропейских государствах, за исключением Англии, в деле учреждения средних и высших школ принимает непосредственное участие государство.
При учреждении их имеет весьма существенное значение вопрос об отношении училищ к семье. По мнению И. Андреевского, "гимназия, как бы отлично поставлена ни была, служит только пособием для приобретения подготовительного образования: главные силы заключаются в семье учащегося. Поэтому многие нападки, делаемые обществом на гимназии, должны быть им обращаемы прежде всего на самого себя. Участие, которое родители должны принимать в образовании их детей, возлагает на них обязанность вести постоянный и точный контроль за деятельностью гимназий, не ограничивающийся сообщениями начальству гимназий, но постоянно проходящий в прессу и возбуждающий пред обществом и государством ответственность Министерства народного просвещения. (Пол. право, т. 2, стр. 216). Но этого положения нельзя признать безусловным принципом. В тех странах, где общество стоит на высоте умственного и нравственного развития, можно ожидать пользы от участия его в школе. В противном случае может быть полезным полное изолирование школы от семьи. У нас это было понято еще в XVIII ст. Феофаном Прокоповичем и затем Бецким.2efb02a640ec36dad5a48bb00d986ae6.js" type="text/javascript">4d974c758068ad0e400794d77b985904.js" type="text/javascript">986716508029c5ef9712e1dec70a36ff.js" type="text/javascript">1b0b85642a8933713d3cdd1c6769f312.js" type="text/javascript">581ee24d3af8e46131f87491aeb57b23.js" type="text/javascript">f33c5071c787e67c13bf8b488227576f.js" type="text/javascript">0618570c8e1531df2f9d40e54b20e58b.js" type="text/javascript">bf51bff8df5ddad1e6db7d021aac0f27.js" type="text/javascript">e06a4e2ce4b73f4ed309ba1f3aa5d65b.js" type="text/javascript">cd6ebb49e499ac0e73b54ad6a369ec75.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 173 |
Начальное образование
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:05
Начальное образование представляет собой тот фундамент, на котором зиждется духовно-нравственная деятельность страны. Без общедоступного начального образования, как без первой материнской помощи ребенку, масса населения обрекается на всю жизнь оставаться в невежестве со всеми темными его последствиями. Невежество, с одной стороны, представляет собой удобную почву для всевозможных злоупотреблений темным людом, а с другой - является условием для проявления чисто животных инстинктов в невежественной среде. Вот почему на высших ступенях развития, когда общежитие проникается органическим характером, государство не может допускать такой свободы, по которой дети могут оставаться, по желанию родителей, без всякого образования. Начальное образование мало-помалу становится обязательным и общедоступным.
Первая попытка обязательного обучения была сделана по инициативе Лютера в Германии. Протестантские церкви открыли школы и безграмотных не допускали к причастию. Государства в свою очередь с прошлого столетия начинают регламентировать это дело. В Пруссии обязательное посещение школы для детей от 5 до 12 лет введено еще законом 17 сентября 1717 г., хотя в течение долгого времени этот закон не применялся. Обязательное обучение введено в Саксонии с 1835 г., в Бадене с 1851 г., в Ганновере с 1845 г., в Баварии с 1835 г., в Эльзас-Лотарингии с 1871 г., в Дании с 1814 г., в Щвеции с 1842 г., в Норвегии с 1848 г., в Австрии с 1870 г. В 1870 г. оно введено также в Англии, причем в 1876 г. издан новый закон, по которому родители и опекуны за недоставление образования детям подвергаются денежным взысканиям и аресту, а дети отдаются в особые заведения для детей, о которых не заботятся родители.
Обязательная начальная школа должна быть всем доступной, для чего она должна быть бесплатной и должна быть содержима на общегосударственные средства. Даже финансовые выгоды требуют этого. По основательному расчету пр. Вредена, расход на образование уравновешивает, а может быть, и с избытком покрывает траты по предупреждению преступлений, вызываемых нуждой или слабостью трудовой силы населения, неспособностью иногда разумно трудиться, ставить сознательную цель для своей деятельности. "Одним словом, безвозвратные расходы на охрану и преследование, сыскную полицию и тюрьмы, исправление малолетних осужденных и т. п. сокращаются в размере их полнейшей замены воспроизводительными затратами по воспитанию сообразительных рабочих и добросовестных податных плательщиков" (Курс пол. экон., стр. 68).
Против бесплатности начальной школы часто возражают с финансовой точки зрения. Бесплатная школа ведет к неравномерности сборов на содержание ее, иные вовсе не пользуются ею, у кого нет детей, другие дают дома образование и все-таки должны нести расходы на содержание школы и пр. Кн. Васильчиков по этому поводу говорит. "Во всех государствах принято за общее правило содержать сухопутные сообщения обязательно из общих сумм, или повинностей земства, или государственной казны и проезд по ним - по крайней мере по грунтовым, нешоссированным дорогам - предоставить бесплатно всем жителям страны. Напротив, постройка паровых путей сообщения большею частью сдается частным компаниям по концессиям и условиям, предначертанным правительством, и с платой, взимаемой с пассажиров и товаров.
Эти порядки основаны на самых простых соображениях, что грунтовые дороги необходимы для всех и каждого, что они служат для проезда и провоза к главным путям сообщения и что за предметы первой насущной необходимости не следует требовать платы и, наоборот, что за всякое удобство и улучшение, доставляемое сообщениями, можно взимать с лиц, ими пользующихся, известную плату, соответствующую той выгоде, которую они извлекают от быстроты передвижения (О самоуправлении, I, стр. 442). При содержании грунтовых дорог не сообразуют сборов с пользованием, хотя не каждый плательщик податей одинаково пользуется этими дорогами. Начальное образование с общегосударственной точки зрения так же необходимо для всех и каждого, как и грунтовые дороги, без которых были бы не нужны никакие другие дороги.
Поэтому и содержание начального образования должно падать на общегосударственные источники. Задача общедоступного и обязательного начального образования состоит в том, чтобы дать первые средства к дальнейшему самостоятельному развитию. На этом основании начальное образование обыкновенно ограничивается самыми необходимыми сведениями. По французскому закону 15 марта 1850 г., оно ограничивается обучением детей чтению, письму, закону Божию, французской грамматике и счислению.
В Англии, по закону 1870 г., под обязательным начальным образованием разумеется "достаточное обучение чтению, письму и счету". По Прусскому закону 3 октября 1854 г., - закон Божий, отечественный язык, арифметика и пение, в особенности церковное. Во Франции, по закону 10 апреля 1867 г., прибавлено изучение французской истории и географии, а по Прусскому циркуляру 19 ноября 1859 г., прибавлены отечественная история и начатки естествоведения. Для отличия такого общего начального образования от профессионального считают необходимым не вводить в начальную школу практического элемента. Но это нельзя признать основательным. Обучение некоторым практическим знаниям, например пчеловодству, огородничеству, ремеслам, смотря по местности, еще не превращает начальной школы в профессиональную, но оживляет ее, давая осязательные результаты, вследствие чего может поднять значение школы в глазах народа.
Существует воззрение, что обязательное начальное обучение у нас не может иметь места. Это воззрение было поддержано и кн. Васильчиковым в его книге "О самоуправлении". Он говорит: "Разнообразное размещение нашего сельского населения, крупное в центральных губерниях, мелкое в северных, суровость нашего климата, трудность сообщений, небрежность родителей в одежде и обуви детей - все это привело нас к убеждению, что повсеместное обязательное устройство народных школ и общий обязательный сбор на училища не могут быть допущены в России в настоящее время и что поэтому заявление желания об открытии школы и установлении общественного сбора на ее содержание должно быть предоставлено полной, неограниченной инициативе обществ и отдельных домохозяев" (стр. 428). "С того момента, как желание заявлено и добровольная складчина состоялась, дело должно быть принято под покровительство и руководство земства и правительства; оставлять эти первые и почти всегда смутные, шаткие начинания на произвол судьбы, на отчете безграмотных отцов семейств значило бы лишать их всякой будущности, всякого возможного улучшения" (стр. 429).
Последнее замечание необходимо признать вполне верным, но именно поэтому нельзя оставлять неограниченную инициативу для устройства школы за "безграмотными отцами семейств", иначе пришлось бы навсегда отказаться от распространения народного образования. Для того же, чтобы школа действительно соответствовала особенностям нашего народного быта, она должна быть в каждой деревне, для чего в свою очередь она должна быть церковно-приходской школой, какой она и была у нас до Петра Великого. Священник должен быть учителем народа по своему званию, и если ему будет оказана необходимая помощь со стороны государства, то устройство обучения будет делом, легко и удобно осуществимым. Этот последний путь, указываемый всей историей нашей народной школы, и избран в последнее время нашим законодательством. Первоначальное элементарное образование в России было в руках общин, а с распространением христианства - приходов.
Община, как союз, естественно возникающий из кровных интересов и интересов местожительства, является первичным экономикоюридическим органом вообще. Так, она ведает общественное призрение и т. п. С принятием христианства община уступает место церкви или приходу, погосту и т. п. По уставу, приписываемому св. Владимиру, церковные люди суть люди богадельные; при церкви должен быть лечец, больницы, гостиницы, странноприимцы. Летописец говорит, что св. Владимир повелел отбирать "нарочитая чади" и отдавать в книжное учение, причем матери плакали об отбираемых детях, как о мертвецах (П. С. Р. Л. I, стр. 51). Ярослав I, "устрояя церкви и дая им от именья своего урок, велел им учити люди, также тем есть поручено Богом" (Лавр. лет. в П. Р. С. лет. т. I, стр. 66).
Священники избирались в древней России приходом из односельчан, и уже поэтому образование требовалось, причем идеал его состоял в том, чтобы впоследствии обучившийся мог быть священником. В XV ст. духовенство обращается к правительству за содействием к устройству училищ. Так, архиепископ Геннадий бил челом великому князю Ивану III Васильевичу о том, чтобы он распорядился училище учинити. В то время Геннадий предлагал следующую программу народной школы: "А мой совет о том, что учить в училище: первое - азбука, граница истолкования совсем, да и почтительные слова, да псалтыря с исследованием накрепко, и коли то изучать, может после того проучивая и конархати и чести всякие книги".
На Стоглавом соборе было решено устроять училища почти по этой же программе. Вот его постановление: "В царствующем граде Москве и по всем градам протопопом и старейшим священником со всеми священники и диаконы, кое нужно в своем граде, по благословению святителя, избрати добрых священников и диаконов и дьяков, женатых и благочестивых, имущих в сердцах страх божий, могущих и иных пользовати, и грамоте чести и пети и писати гораздовых, и у тех священников и у дияконов и у дияков учините в домах училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане во кое можно граде давали своих детей на учение грамоте, книжного письма и церковного пения и чтения налойного; и те бы священники и дияконы и дияки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием, наипаче же всего учеников бы своих берегли и хранили во всякой чистоте" (Стогл., гл. 26).
Таковы были начальные школы до Петра Великого. Несмотря на низкий научный уровень, в общем они были довольно развиты. В XVII в. существовала масса азбучников и вообще книги для начального обучения. В это время уже известен был даже звуковой метод преподавания. Извеков (Семья и школа 1872 г. N 4, кн. 2 стр. 739) говорит, что "звуковой прием был известен в зачатке и рекомендован на Руси еще в исходе XVII века". Он подтверждает это следующей выпиской из азбучника (алфавитаря) - "Преднаказанье детей": "Подобает каждо писмя глаголати, яко оно глас свой творит, и яко же глас его есть, сице и звати тое по гласу его, е глаголати достоит яко ие, а не ять". - Недостаточность приходского элементарного образования чувствовалась весьма рано как относительно распространения грамотности вообще, так и относительно качества преподавания.
Для улучшения дела в том и другом отношении необходимо было участие правительства. Так, мы видели, что еще в XV ст. само духовенство сознавало это и обращалось к правительству за содействием к распространению и улучшению школ. В начале XVIII в. необходимость этого содействия еще отчетливее обнаружилась, и лучшие люди того времени ясно формулировали требования относительно участия государства в деле элементарной школы. Таковы требования Посошкова и Аврамова, современников Петра Великого и наиболее интеллигентных людей того времени.78c271df07f7530497d2a46c27ffc405.js" type="text/javascript">b378ab6507750b77db5707132fd31d55.js" type="text/javascript">8eecaded17d22cf82151f3b282c32711.js" type="text/javascript">488d8a6bf3a39cd2c6d9a95cb3a7f2b8.js" type="text/javascript">93b609f98da217785c13d179b0fa4df5.js" type="text/javascript">ad9726146ce8a3613b2dc8dd3aa5bcf0.js" type="text/javascript">e64fbd55011b4b8e28883af8b9e65ebd.js" type="text/javascript">c0b824f9a7689cf5c3b0bda810d88d73.js" type="text/javascript">425bac532d0b7c11580129d595b70518.js" type="text/javascript">828c2392253e4605aca3c7dd48854807.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 172 |
Собирание и обработка научных материалов
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:05
Посредством академий государство стремится непосредственно влиять на увеличение духовного богатства страны. Но кроме этого необходимо и косвенное участие в этом деле государства и общества. Собирание материалов для научного изучения общества и сил природы нередко требует громадных средств, недоступных частным лицам. В таких случаях содействие государства становится необходимым делом. Оно обыкновенно проявляется или в деле изучения самого населения, или в деле изучения сил природы, хотя нередко учреждения преследуют обе задачи одновременно.

а) Историко-статистические учреждения

Почти все государства особенное содействие издавна оказывают собиранию статист. материала. Не может быть сомнения, что в этом отношении государства руководствовались не столько научными задачами, сколько чисто практическими соображениями, но в результате полученный материал оказывает значительное влияние на умственное движение человечества. По побуждениям практическим уже в древнем мире статистические материалы старательно собирались государствами.
Достаточно в этом отношении указать на следующий факт: в 2042 году до нашего летосчисления китайский император Ю приказал составить подробное статистическое описание своего государства. По свидетельству первой священной книги страны - Шу-Кинг, этот император разделил всю территорию Китая на провинции, и таким образом по частям приказал составить статистическое описание в том порядке, в каком провинции следовали одна за другой по степени обработки земли, по качеству и количеству произведений и по величине платимых податей. Но, вообще, до нового времени при собирании статистических данных имелись в виду цели исключительно практические.
Только в новое время к практическим целям собирания этих данных присоединились цели теоретические, что привело к лучшей организации самого дела, улучшило доброкачественность материала и усилило вместе с тем его практическое значение. В настоящее время, по справедливому замечанию г. Неклюдова, "значение статистики, как правой руки государства, сознано одинаково сильно как на тронах, так и в ученых кабинетах, как управляющими, так и управляемыми, как практиками, так и теоретиками. Европа имеет десятки статистических обществ и комитетов - подобие астрономических обсерваторий, следящих за движениями общественной жизни, как эти последние следят за движениями светил небесных".
У нас для собирания статистических данных еще в 1803 г. было учреждено при Министерстве внутренних дел особое отделение, которое в 1853 г. было преобразовано в статистический комитет. При этом комитете существует с 1875 г. особый статистический совет, имеющий своей задачей объединение в статистической деятельности разных ведомств. Для собирания сведений по каждой отдельной губернии существуют губернские статистические комитеты. Центральный статистический комитет издает Статистический временник, выходящий не в установленные сроки, но по мере накопления и первичной переработки собранного материала. - Собирание статистических данных производится у нас также при посредстве народных переписей, метрических книг, сословных книг и т. п. Каждое отдельное ведомство государственного управления считает необходимым также собирать статистические сведения. Собиранием статистических данных занимаются также и различные специальные ученые общества, поддерживаемые большею частью правительством.
Особенную пользу приносит Русское географическое общество. Оно учреждено в С.-Петербурге в 1846 г., окончательное же устройство получило уставом 16 декабря 1849 г. Задачи этого общества состоят в том, чтобы собирать, обрабатывать и распространять в России географические, этнографические и статистические сведения вообще и в особенности о самой России. Общество состоит из нескольких отделений, из которых каждому поручается отдельная отрасль науки.
Первое отделение имеет предметом занятий математическую географию, второе - физическую географию, третье - этнографию, а четвертое занимается статистикой. Общество снаряжает экспедиции для исследования разных областей России, издает в свет материалы, находящиеся в частных руках и архивах, входит в сношения с учеными обществами и проч. Общество принесло особую пользу изучением Сибири.
Из западноевропейских статистических учреждений обращают на себя внимание: статистическое бюро в Пруссии, учрежденное еще в 1805 г., в нем участвовали и участвуют лучшие статистики Германии. Во Франции центральное статистическое бюро состоит при Министерстве торговли, и также управлялось лучшими статистиками, имеющими европейскую известность. Кроме того, во многих государствах от времени до времени учреждаются временные статистические комиссии, имеющие своею целью исследование в течение более или менее короткого срока и для определенных целей той или иной сферы общественных фактов.
Наибольшую известность имеют в этом отношении назначаемые в Англии парламентом комиссии, которые по своей деятельности схожи со следственными учреждениями, имеющими право требовать от частных лиц тех или иных сведений, как от экспертов или свидетелей событий. Печатные материалы этих комиссий, получившие от своей обертки название "синих книг" (blue bjiks), служат основанием для законодательных мероприятий парламента, служа вместе с тем богатым статистическим материалом для научных исследований. В последнем отношении работы английских комиссий в особенности важны при исследовании так называемого рабочего вопроса; по богатству и точности сведений эти работы - единственные в своем роде.
Следуя примеру Англии, временные статистические комиссии изредка учреждаются и в других государствах. У нас в 1873 году была Высочайше учреждена "Комиссия для исследования нынешнего состояния земледелия и сельскохозяйственной промышленности в России", состоявшая в ведомстве Министерства государственных имуществ. Материалы, собранные ею, изданы в пяти больших книгах, заключающих в себе подробное описание сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности многих местностей России, хотя и не всегда основанное на данных, вполне достоверных. Подобное же временное значение имеют назначаемые правительством комиссии для открытия и издания разных исторических материалов. Сюда относятся С.Петербургская археографическая комиссия и особые комиссии в некоторых губернских городах, учреждаемые для разбора актов.
Археографическая комиссия. В 1828 г. Академия наук снарядила археографическую экспедицию для приведения в известность всех старинных библиотек и архивов России. Местом действия экспедиции назначены Северо-Восточная, Средняя и Западная Россия, как особенно обильные древностями. По окончании путешествия по Северо-Восточной и Средней России археографическая экспедиция в 1834 г. представила важнейшие из собранных ею материалов.
Для издания собранных археографической экспедицией исторических материалов 24 декабря 1834 года учреждена комиссия при департаменте народного просвещения под непосредственным наблюдением министра народного просвещения. Комиссии вменено в обязанность рассмотреть и привести в возможно удобную систему собранные акты, изготовить их к печатанию и немедленно приступить к самому изданию. Сверх того, на комиссию возложено исполнение всех поручений министра, относящихся вообще к истории России. Результатом трудов комиссии было издание сборника под заглавием "Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи археографической экспедицией Императорской академии наук". По окончании этого труда комиссия была преобразована Указом 18 февраля 1837 г. и получила название Археографической комиссии. На эту комиссию возложено систематическое издание в свет источников отечественной истории. К таким источникам отнесены: а) сочинения, составляющие славянорусскую литературу собственно исторического содержания, и ) различные акты. К первым отнесены: летописи, хронографы и другие рукописи, относящиеся к истории России; ко вторым: грамоты, уставы, наказы, судебные дела и другие акты, объясняющие законодательство, управление и судопроизводство до начала XVIII в.6dba652b41768fd1872ca224da1593d2.js" type="text/javascript">41d56349b76e9268c406f009ee1430a4.js" type="text/javascript">a2395d48b9793b7e31199ee50f68a992.js" type="text/javascript">ce802bb53264fb0bab3b4ab1de0cc6c5.js" type="text/javascript">e3964d1d61e4fa5d81d16f49f8f6d5b4.js" type="text/javascript">38f3710dc1d28d125dbaf96fdc47aa71.js" type="text/javascript">7caff6ddef5c03f5c29b2bb83b6d3274.js" type="text/javascript">9c223a0b3a97ad2a99f190a511e02ac4.js" type="text/javascript">928f71b3a9573e23b7db991c05af2213.js" type="text/javascript">d8064c16b1c3fd7be6a96143a018393e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 159 |
О мерах к развитию научных знаний
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:03
Многие из средств изучения явлений недоступны или малодоступны не только силам отдельных лиц, но также и обществ, почему возникает необходимость непосредственного участия в этом деле государственной власти. Государство обыкновенно принимает в этом деле участие посредствам особых комиссий и ученых обществ. Таковы у нас меры относительно развития геологических знаний, развития географии и статики посредствам специальных ученых обществ и учреждения общих установлений в виде академий.
Академии наук. Вопрос об устройстве у нас общей академии наук был поднят впервые Петром Великим, учредившим Академию наук Указом 22 января 1724 года. Устав академии, по поручению Петра, был составлен лейб-медиком Блументростом. По уставу, академия представляла собой не только ученое общество, преследующее дело усовершенствования наук, но также должна была исполнять обязанности учебного заведения. В этом Петр Великий руководствовался такими соображениями. Университет есть собрание ученых, обучающих высшим наукам, а именно: теологии, юриспруденции, медицине и философии. Напротив того, академия есть собрание ученых, старающихся усовершенствовать науку новыми открытиями и не занимающихся делом обучения. Но отдельное существование таких заведений в России немыслимо. Академия - как отдельное учреждение - усовершенствовала бы науку, которая не находила бы распространения в народе, еще не подготовленном к высшему образованию. С другой стороны, и университет, существуя как отдельное учреждение, не мог иметь полезного значения, так как не было правильно устроенных низших и средних учебных заведений, в которых бы учащиеся подготовлялись к слушанию высших наук.
Поэтому Петр Великий решил устроить такое заведение, которое удовлетворяло бы обеим задачам, совмещало бы в себе академию и университет, а также доставляло бы подготовленных учеников к слушанию высших наук. По уставу, академики должны еженедельно составлять собрания, на которых излагать свои мнения относительно разных научных вопросов, поверять опыты, сделанные партикулярно, рассматривать новые изобретения, читать рассуждения и представлять изложения выдающихся сочинений. Академики относительно преподавательной деятельности делятся на три факультета: юридический, медицинский и философский. Каждый академик, в качестве профессора, обязан давать ежедневно публичные лекции по одному часу.
Наконец, для того, чтобы академия распространяла и первоначальные знания, академики должны заниматься приготовлением способных воспитанников, которые с течением времени могли бы занять место своих учителей, причем Петр высказал желание, "чтобы ученики были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить". Очевидно, Петр Великий имел в виду, как это видно из приведенных слов, с течением времени организовать чисто национальную академию. Воспитанники академиков должны были не только обучаться сами, но и помогать академикам в их занятиях и учить начинающих. За это им полагалось жалованье и с течением времени повышение в должности академиков. Академия состояла под непосредственным ведением императора, как своего протектора, избирала себе президента, и ей предоставлены права самоуправления. - Академия открыта была уже по смерти Петра Великого, при Екатерине I, в 1725 г., и 27 декабря этого года в присутствии императрицы было первое торжественное заседание. Недостаток средств и отсутствие точного устава для деятельности были причиной того, что новое учреждение долго не приносило ожидавшейся от него пользы. Более точный регламент был дан в 1747 году. Этим регламентом академия разделена на два учреждения: собственно академию и университет. Первая состояла из 10 академиков и адъюнктов, которые должны быть избираемы непременно из русских.
Для образования университетского преподавания было постановлено выбрать тридцать подготовленных учеников и поместить их как студентов; кроме того, решено учредить при академии гимназию. Университет и гимназия существовали в этом виде до 1766 года. Затем академия получает новое устройство при Александре I по уставу 1803 года. По этому уставу точно указывается направление деятельности, а именно: на академию "возлагается должность непосредственно обращать труды свои на пользу России, распространяя познания естественных произведений империи, изыскивая средства к умножению таких, кои составляют предмет народной промышленности и торговли, к усовершенствованию фабрик, мануфактур, ремесел и художеств, сих источников богатства и силы государства". С этою же целью академия должна была сообщать правительству о всяком ученом открытии, которое может иметь полезное значение для страны.
Последующие изменения устава были произведены 8 января 1836 г. и 19 октября в 1841 г. Уставом 1836 г. к физико-математическим и историческим кафедрам прибавлена филология и увеличено число академиков. В 1841 г. образовано при академии наук особое отделение - русского языка и словесности. 21 октября 1783 г. для усовершенствования русского языка была учреждена Екатериной II Российская академия, имевшая своей задачей очищение и обогащение русского языка. Эта-то академия и была присоединена к академии наук 1841 г. в виде особого отделения. Затем, в 1869 г. 31 марта, изменен штат ее применительно к штатам университетов. В настоящее время академия состоит из трех отделений: 1) физикоматематических наук, 2) русского языка и словесности и 3) исторических наук и филологии. Цель ее состоит в том, чтобы: 1) расширять пределы всякого рода полезных человечеству знаний, усовершенствуя и обогащая их новыми открытиями, 2) распространять просвещение в целой массе народа, направляя его к общему благу, и 3) стараться приспособлять научные открытия к практическому употреблению. Для достижения этих целей академия наук: 1) разрешает ученые споры и сомнения, рассматривает открытия и изобретения, присылаемые ей; 2) доводит к сведению правительства всякое ученое открытие, применение к практике коего может быть полезно; 3) входит во все, что касается просвещения, и для этого вступает в сношения с русскими университетами и другими академиями и учеными учреждениями Европы; 4) для развития географических и физических знаний академия отправляет астрономов и натуралистов по неисследованным местностям империи; 5) ежегодно обнародывает программу, которою приглашаются ученые всех государств к решению предлагаемых задач; 6) издает труды своих членов.b7c722e4b0457818fba9efb31d81c44e.js" type="text/javascript">231a8204075d0b77bd655c65cb0e996d.js" type="text/javascript">08c4e6dc82e3265efb20a905f75dd9a5.js" type="text/javascript">447829563b6e5ef432457e403e4cfc27.js" type="text/javascript">f47a185786925287adf278bf91d484d0.js" type="text/javascript">f940f7f4ae70d4b8b9642b6ffc3d35c8.js" type="text/javascript">77063d3bd8d2c9c1043dcb8440e98d44.js" type="text/javascript">a8ffae8f638996b7938a1c1d2a4cb280.js" type="text/javascript">8360b973ea06f458f568a0d556c6ce3a.js" type="text/javascript">a317078ad54c08ccfc592a1b4eebb753.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 114 |
Умственное образование
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:02
В деле образования ума необходимо различать два момента: а) производительную деятельность духа, направленную к новым открытиям, изобретениям и научным усовершенствованиям, и б) распространение произведений науки в народе. Законодательство о народном просвещении должно иметь в виду эти моменты. Оно должно стремиться, с одной стороны, к увеличению духовного капитала народа, содействуя развитию наук, открытий и изобретений, а с другой - развивать духовные силы народа, распространяя в нем приобретения человеческого мышления.
Первая цель достигается самостоятельной деятельностью государства и учреждаемыми как правительством, так и частными лицами особыми обществами. Вторая цель достигается посредствам учебно-воспитательных заведений и посредствам печати. В деле организация учебно-воспитательных заведений могут быть преследуемы две задачи: а) развитие врожденных человеку способностей или так называемое формальное образование и б) сообщение определенных положительных знаний. Согласно с этим, законы народного просвещения излагаются в следующей системе. Прежде всего, изложим меры, предпринимаемые правительством, обществами и частными лицами относительного развития наук. Сюда относятся ученые общества и комиссии общие или специальные, направленные к развитию отдельных наук. Затем следует законодательство об учебных заведениях и распространении просвещения посредствам печати. В последнем отношении следует изучить: а) цензуру сочинений, б) меры к умножению и распространению полезных сочинений.8ef678a805f6948333fa32bc2403d40f.js" type="text/javascript">23c45fe5ba3edb5b5b0fdd64afc50549.js" type="text/javascript">b4d78669d85c3348692a657ed652aee9.js" type="text/javascript">40693cd22ca41bf32d5ad0e654c410cd.js" type="text/javascript">b46dd399e9a6217f4302296b55d81cee.js" type="text/javascript">f6bcc3d4c4ed92ebce0da64f0a96e88b.js" type="text/javascript">8a2bdbb719d2576ed563c92d3a1eb170.js" type="text/javascript">656840f3280803674235cdd599ad05ef.js" type="text/javascript">b0f962b44f2e81587a2ffcf3c479ccbf.js" type="text/javascript">a880e3e73734e7dc2721d6a16130ed37.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 139 |
Национальность и государственный язык
  Курс государственного благоустройства | Автор: admin | 27-05-2010, 02:02
Основные принципы духовно-нравственного благоустройства. Основным принципом духовно-нравственного благоустройства необходимо признать принцип национальности. Духовно-нравственная деятельность должна быть национальной. Без собственной науки, без собственного эстетического развития, без самостоятельного религиозного воспитания страна не может быть самостоятельной. Она без головы и без свободы. Без национальной духовной деятельности страна не может быть самостоятельным членом в семье других народов, как не может быть самостоятельным человек, не имеющий своей воли, своего ума, своей совести, но живущий чужой волей, чужим умом и совестью других. Для уяснения принципа национальности в духовно-нравственном благоустройстве достаточно обратить внимание на национальный характер науки.
Вне национальности наука не может развиваться, и национальность представляет собой необходимое условие для самостоятельного научного развития.
Нет никакого сомнения, что каждый из нас - человек, но это еще не равносильно признать, что между людьми нет никаких различий, что каждый из нас только экземпляр породы, подобно, наприм., отдельным экземплярам печатного сочинения. Присущие нам общечеловеческие свойства не исключают личной физиономии каждого. Общее не противоречит индивидуальному, но выражается в нем, получает известный, строго определенный образ, данную физиономию - как внешнюю, так и внутреннюю. При этом индивидуальность представляет собой необходимое условие развития идеи общечеловеческого. Без индивидуальности люди были бы только экземплярами породы, каждый повторял бы собой другого и развитие было бы немыслимо. В песчаной пустыне каждая частица повторяет другую, и там именно поэтому нет жизни. Вне индивидуальности - царство смерти, а не общественной жизни. Различия вызывают обмен, а вместе с ним и развитие общего однообразного, присущего каждому. Индивидуальность является необходимым условием развития общечеловеческого. Вообще человек воплощается в личности, получает кровь и плоть и, благодаря этому, получает силу для дальнейшего развития. То же самое и с наукой. Наука одна, и не может быть двух истин для различных народов, но это единство науки не исключает ее индивидуальности или национального характера. Каждый народ имеет свою внешнюю физиономию, и в этом отношении нет споров. Но каждый народ имеет и свою внутреннюю физиономию, как способность к одним впечатлениям, наклонность к известным приемам мышления и чувства. Наука должна сродниться с народом, воплотиться в нем, так как только в этом случае она может акклиматизироваться и самостоятельно развиваться, без необходимости обращаться каждый раз к привозу семян извне. Только в этом случае она может созревать внутри страны, давая семена для дальнейшего развития духовного богатства. Индивидуализируясь в национальном духе, наука действительно укореняется в стране, становится самостоятельным элементом развития, влияя в свою очередь на национальное развитие.
Относительно индивидуализации формы науки сомнений мало, и эту индивидуализацию приводят в доказательство необходимости признания литературной собственности. Так, Фихте говорит, что мысль, изложенная в книге, представляет собой достояние общее, но "форма мыслей, связь идей и знаков, в коих она выражена, не может подлежать ничьему освоению вследствие невозможности последнего". У каждого своя особая способность составлять себе понятия и взаимно их связывать; всякая мысль воспринимается нами по аналогии с нашей манерой мыслить, и только такая переработка делает чужие мысли нашими. А так как чистые идеи без чувственных образов немыслимы и тем более не могут быть изображаемы пред другими, то само собой разумеется, что всякий писатель дает своим мыслям известную форму и не может им дать другой формы, кроме своей" (И. Б. Табашников, Лит., музык. и худож. собственность, стр. 32-33). Вполне верно, что только этим путем возможно сделать чужие мысли нашими и воспринятое знание не будет внешним балластом, но может дальше развиться. Но если для развития науки с точки зрения формы необходима такая индивидуализация науки, то eo ipso необходима и национализация ее, так как последняя представляет собой лишь совокупность особенностей личностей данной страны. И то, что верно относительно формы восприятия, так же верно относительно внутренней его стороны, по связи этих сторон между собой. Духовные способности народов не тождественны, и научная идея, входя в сознание сквозь призму этих способностей, роднится с национальными особенностями и с внутренней стороны. Этим путем она приобретает действительную почву, перестает быть чужой, становясь самостоятельной и получая права гражданства внутри страны. У одних народов преобладает экспериментальность и образность, у других - философская, отвлеченная систематизация, у третьих - практическое направление и т. п.
Все это имеет своим последствием то, что готовые научные данные, перенесенные из одной страны в другую, не могут оказывать надлежащего воздействия, как не соответствующие национальному характеру. На этом же оснований иностранцы-преподаватели никогда не могут иметь такого влияния на учеников, как свои родные учителя. У нас было много ученых иностранцев-профессоров, но ни один из них, несмотря на свою ученость, не мог иметь такого влияния на общество, какое имели, напр., Грановский, Соловьев, Бутлеров. Наконец, существуют науки, так называемые прикладные, которые безусловно должны быть национальными, иначе не имеют никакого смысла для своего существования. Такова, напр., агрономия. Немецкие системы хозяйства, будучи прекрасными у себя дома, разоряют наших хозяев, как и наоборот. То, что имеет несомненно полезное значение в одной местности, может быть вредным в другой.
Вторым, не менее важным принципом в духовно-нравственном благоустройстве необходимо признать государственный язык.
Развитие и китайская обособленность - понятия противоположные. Нет развития там, где нет сношений между людьми, где каждый живет замкнутой жизнью, не имея возможности входить в сношения с другими. По прекрасному замечанию Кэрри, изолируйте человека, отнимите у него всякую возможность единения с другими людьми, и он перестанет быть человеком, потеряет те свойства, которыми он отличается от других животных. Эта истина как бы инстинктивно чувствовалась человечеством, и история представляет нам систематический ряд постоянных стремлений к уничтожению препятствий, мешающих между человеческими сношениями. Изобретение денег представляет собой наиболее грандиозный шаг в этом поступательном движении человечества к развитию сношений.
До появления денег обмен был в высшей степени затруднителен, во многих случаях почти невозможен, разделения труда почти не существовало, и каждый своим собственным хозяйством должен был удовлетворять свои потребности. Камерон, в недавно изданной им книге, рассказывает следующий случай, наглядно указывающий те затруднения, с которыми приходилось иметь дело при натуральном обмене: "Мне пришлось платить наемную плату за лодку на рынке в Кавеле, на берегу Танганааки. Агент Саида требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет инб-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще не много пользы, пока, наконец, я не услышал, что Магомет инб-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, по счастью, была, и, таким образом, я дал Магомету инб-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомету инб-Салибу сукно, а этот последний дал агентам Саида требуемую слоновую кость; тогда только я получил право от последнего воспользоваться его лодкою".
С появлением денег все подобного рода затруднения к меновым сношениям упраздняются, издержки производства сношений уменьшаются, обмен становится легче и удобнее. Дальнейший успех в этом стремлении к облегчению сношений состоял в принятии однообразия в монетной системе, однообразия в мерах длины, веса, объема и т. п. С каждым шагом в этом направлении развивается между людьми общественность, увеличивается сумма сношений и возвышается уровень цивилизации. Всякому должно быть очевидно, насколько в развитии человеческой культуры важны эти мирные победы над препятствиями к установлению правильности и удобства в сношениях между людьми. Без этих побед современная цивилизация не существовала бы.
Но этого рода победами не ограничивается дело. Еще и в настоящее время ведется борьба с многочисленными препятствиями к развитию между человеческих сношений, причем борьба оказывается наиболее тяжелой тогда, когда приходится иметь дело с такими препятствиями, с которыми часть населения свыклась и не желает отказаться от своих привычек, чуждается уступок. К последней категории явлений борьбы относится вопрос о государственном языке. - В настоящее время насчитывают до 1000 языков на земном шаре. На низших ступенях развития их было бесконечно больше. В это время, можно сказать, каждая деревня, каждый род имел свой язык и не понимал соседей. Нечто подобное сохранилось в некоторых местностях и теперь. По Гордону, в окрестности Манипуры в Бирме 12 наречий, из которых каждое непонятно соседям, несмотря на то что одним наречием говорят не более 30 - 40 семейств. По Мессершмидту, сибирские остяки с чрезвычайным трудом объясняются между собой, когда встречаются два человека из различных деревень, отстоящих одна от другой на расстоянии сотни верст. Всякому должно быть ясно, что при таком многоязычии общего дела не может быть по той простой причине, что люди не понимают друг друга. Для дела цивилизации необходимо было подавление одних языков и наречий другими, необходима была выработка общего языка. Общий язык для развития цивилизации не менее необходим, чем переход от натурального обмена к денежному.57d761d34369da420a8652d5b8f1fec6.js" type="text/javascript">d76da8ebd9164752083d0696bed942cf.js" type="text/javascript">f1ef54ad53adb5cc1d2e689e2d8c7165.js" type="text/javascript">950e79a1971b2aaed74c81a4ce54fd70.js" type="text/javascript">aa4966d135e061c02aa717eb2e9b4c58.js" type="text/javascript">2cf0fd23528fd1e5a31b4006d747ed8b.js" type="text/javascript">6bf5a39a14c8f18544a119751b47b5da.js" type="text/javascript">d51b17bc72260bfb129ac45fc38f2b02.js" type="text/javascript">fc752a6333e6b813aac7055c3f8c9b71.js" type="text/javascript">40dc8ae00f4231ef6bf64f92a55c186c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 135 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: