Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Платежи за пользование лесным фондом
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:43
Общая характеристика. Статья 103 ЛК РФ устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата — когда участки лесного фонда передаются в аренду.
Принцип определения размеров платежей состоит в следующем. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. Такие ставки были утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 г. № 867 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню»*. Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок. В случае заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются. Так, при прореживании и выборочных санитарных рубках они уменьшаются на 50%, а при других рубках промежуточного пользования — на 30%.
* СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4090.

Минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки.
Ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки, т.е. по лесотаксовым разрядам.
Вся территория Российской Федерации распределяется по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам. Участок леса переводится из одного лесотаксового района или лесотаксового пояса в другой Правительством РФ по представлению Минприроды России, согласованному с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Распределение лесов по лесотаксовым разрядам может быть изменено в случаях запрещения соответствующими органами сплава древесины по рекам, отнесенным в соответствии с материалами лесоустройства к сплавным; закрытия или открытия в установленном порядке железнодорожных станций или разъездов для погрузки древесины; изменения местонахождения погрузочных пунктов в связи с постройкой новых железных дорог, входящих в общую сеть железных дорог России; выявления нарушений порядка распределения лесов по лесотаксовым разрядам.
Леса распределяются по лесотаксовым разрядам органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Федерации.
Лесной кодекс РФ закрепляет правило, согласно которому платными являются виды лесопользования, для которых требуется оформление в установленном порядке. Существуют следующие исключения из этого правила.
В соответствии с ч. 6 и 7 ст. 103 ЛК РФ не взимается плата за древесину, заготавливаемую при рубках промежуточного пользования, проводимых арендатором, осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке. Кроме того, лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при рубках промежуточного пользования, других лесохозяйственных работах, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работах для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами второстепенных лесных ресурсов и побочном лесопользовании (ч. 3 ст. 104 ЛК).
Согласно ст. 107 ЛК от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; пенсионеры, проживающие в сельской местности; лица, пострадавшие от стихийных бедствий; вынужденные переселенцы; крестьянские (фермерские) хозяйства; представители коренных малочисленных народов.
Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, а также охотиться (ст. 86 ЛК).
Лесные подати. Порядок взимания лесных податей урегулирован в ст. 104 ЛК РФ, согласно которой лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в субъектах Федерации или определяются по результатам лесных аукционов. Например, в Московской области действует Закон от 30 ноября 1998 г. № 55/98-03 «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области «О лесных податях, взимаемых за древесину, отпускаемую на корню в Московской области»*.
* Вестник Московской областной Думы. 1998. № 12.c6c5edeb7ba1eaa15cc39761c8ebc66a.js" type="text/javascript">73609b02ec8ea1baa8af70c9a956e5f3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Обеспечение охраны и защиты лесов
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:43
Общие требования по обеспечению охраны и защиты лесов. Все леса в нашей стране подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса (ст. 92 ЛК). Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.
Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами организациями Минприроды: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основные задачи охраны лесов от пожаров — предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение.
Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, Рослехоз и его территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население.
Органы государственной власти субъектов РФ, Минприроды и его территориальные органы запрещают в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также определенные виды работ на отдельных участках лесного фонда. Порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров определяется органами государственной власти субъектов РФ.
В целях предотвращения лесных пожаров, борьбы с ними, а также с вредителями и болезнями леса органы государственной власти субъектов РФ:
организуют ежегодно разработку и выполнение планов мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов;
обеспечивают готовность организаций, на которые возложены охрана и защита лесов, а также лесопользователей к пожароопасному сезону;
устанавливают порядок привлечения населения, работников коммерческих и некоммерческих организаций, а также противопожарной техники, транспортных и других средств указанных организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают привлекаемых к этой работе граждан средствами передвижения, питанием и медицинской помощью;
предусматривают на периоды высокой пожарной опасности в лесах создание лесопожарных формирований из числа привлеченных к тушению лесных пожаров граждан и обеспечивают готовность этих формирований к немедленным выездам в случаях возникновения лесных пожаров;
обеспечивают координацию всех работ по борьбе с лесными пожарами на территориях субъектов РФ с созданием в необходимых случаях для этой цели специальных комиссий;
обеспечивают проведение работ по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению санитарного состояния лесов;
запрещают пребывание граждан в лесах и лесопользование при проведении авиахимических, авиабиологических и аэрозольных мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса.
Граждане и юридические лица при осуществлении деятельности, которая может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, обязаны проводить согласованные с территориальными органами Минприроды и органами государственной власти субъектов РФ технологические, санитарные и другие мероприятия по охране и защите лесов. Граждане и общественные объединения могут участвовать в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством РФ.
Охрана лесов от пожаров. Огромный ущерб ежегодно наносится лесному хозяйству страны лесными пожарами. Поэтому особое внимание в лесном законодательстве уделено вопросам регулирования охраны лесов от пожаров. Строгое соблюдение требований пожарной безопасности в лесах имеет важное значение в деле охраны лесов от пожаров.
Статья 94 ЛК предусматривает особые обязанности лесопользователей по охране лесов от пожаров. Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы содействуют лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются Минприроды. Рекомендации по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб утверждены Рослесхозом 17 ноября 1997 г.
Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными Рослесхозом и МВД РФ, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом.
Государственный пожарный надзор в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны в целях контроля за соблюдением гражданами и юридическими лицами требований и правил пожарной безопасности в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, а также в целях пресечения их нарушений.
Лесопользователи и иные граждане и юридические лица, ведущие работы на участках лесного фонда и землях, граничащих с лесным фондом, а также лица, ответственные за проведение культурно-массовых и других мероприятий в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, за нарушение требований и правил пожарной безопасности несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины. Порядок создания добровольных пожарных дружин определяется законодательством РФ. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения добровольных пожарных дружин определяется органами государственной власти субъектов РФ.
Постановлением Совета Министров РФ от 9 сентября 1993 г. № 886 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации (в ред. от 27 декабря 1994 г.)*. Правила пожарной безопасности в лесах РФ закрепляют требования, направленные на охрану лесов от пожаров. Эти требования носят как общий, так и специальный характер, поскольку дифференцированы применительно к различным видам деятельности, которые осуществляются в лесах.
* САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3612; СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 190.abb05b784cd6debc89d2b244bc29ee93.js" type="text/javascript">1909febd737ff88b6ec95e9c3202b27b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 112 |
Правовое регулирование лесовоспроизводства и лесоразведения
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:42
Общая характеристика. Цели воспроизводства лесов — своевременное воспроизводство лесов на не покрытых лесом землях, улучшение породного состава лесов, увеличение производительности лесов, обеспечение рационального использования земель лесного фонда. Лесоразведение представляет собой создание лесов на нелесных землях, сокращение непродуктивных земель лесного фонда, создание защитных насаждений на землях, не входящих в лесной фонд (ст. 87 ЛК).
Использование участков лесного фонда, ведение лесного хозяйства должны обеспечивать повышение продуктивности лесов. Повышение продуктивности лесов осуществляется путем применения системы научно обоснованных рубок, воспроизводства лесов, улучшения их породного состава, создания и эффективного использования постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе, гидролесомелиорации, ухода за лесами и проведения других лесохозяйственных работ.
Организация лесовоспроизводства и лесоразведения. Мероприятия по повышению продуктивности лесов проводятся лесопользователями и лесхозами системы Минприроды в соответствии с лесоустроительными проектами.
Согласно ст. 89 ЛК работы по воспроизводству лесов, заготовке лесных семян и выращиванию посадочного материала осуществляются лесхозами системы Минприроды России и лесопользователями. Порядок проведения этих работ регулируется Основными положениями по лесовосстановлению и лесоразведению в лесном фонде Российской Федерации, утвержденными приказом Минприроды России от 27 декабря 1993 г. № 344, и Указаниями по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала, утвержденными приказом Рослесхоза от 1 августа 1997 г.2f8e0c6c5a5b94537342731390758a5a.js" type="text/javascript">fcdb2edb752f6b341fbba30de6901924.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 97 |
Государственное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и земель лесного фонда
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:42
Система органов управления. Важнейшее значение для обеспечения рационального использования и охраны лесов и земель лесного фонда имеет организация государственного управления в этой области. В основе классификации органов, осуществляющих государственное управление в данной сфере, лежат объем и характер их компетенции. В связи с этим принято различать органы исполнительной власти общей и специальной компетенции.
Исполнительными органами государственной власти общей компетенции являются Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. Каждый из этих органов в пределах предоставленных ему полномочий выполняет функции управления лесами и землями лесного фонда соответственно либо на территории всей страны, либо на территории соответствующего субъекта РФ независимо от того, в чьем ведении или пользовании находятся леса и земли лесного фонда.
Так, Правительство РФ осуществляет государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Функции государственного управления в данной сфере выполняют органы исполнительной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эти органы осуществляют свои полномочия непосредственно или через территориальные органы управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче части полномочий.
Органами исполнительной власти осуществляющими государственное управление в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов являются Минприроды России и Минсельхоз России.
Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173 утверждено Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России*. Рослесхоз являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Рослесхоз выполнял функции государственного управления по вопросам использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; охраны окружающей природной среды; охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания.
* СЗ РФ. 1998. № 8. Ст. 945.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1010 «Об усилении охраны объектов животного мира и среды их обитания на территории лесного фонда Российской Федерации»* было установлено, что Рослесхоз и его территориальные органы охраняют объекты животного мира и среды их обитания на землях, лесного фонда РФ совместно с другими специально уполномоченными государственными органами и на находящихся в ведении этой Службы особо охраняемых природных территориях. В соответствии с Указом Президента РФ от17 мая 2000 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» функции Рослесхоза переданы Минприроды России.
* СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3896.

Минприроды России выполняет полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.
Национальные парки Минприроды России осуществляют государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на соответствующей территории лесного фонда и обладают правами лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России.
Минприроды России решает следующие задачи: реализует основные направления государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и ведения лесного хозяйства; организует обеспечение рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования земель лесного фонда, сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов; обеспечивает сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, биологического разнообразия, а также охрану объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда совместно с другими специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и др.
Минприроды выполняет следующие функции управления в области использования и охраны лесов и земель лесного фонда:
авиационную охрану лесов от пожаров, борьбу с вредителями и болезнями леса;
обеспечивает выполнение лесохозяйственных, лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, а также по договорам с сельскохозяйственными организациями — работ по лесоразведению, созданию защитных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения;
обеспечивает лесоустройство, устанавливает порядок и методику лесоустройства;
устанавливает возраст рубок, определяет и утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки;
обеспечивает организацию и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, определяет порядок проведения этих конкурсов и аукционов;
обеспечивает выдачу в соответствии с лесным законодательством РФ разрешительных документов на право лесопользования, устанавливает формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю;
устанавливает критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам и перечень особо защитных участков лесов с ограниченным режимом лесопользования;
участвует в рассмотрении ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда;
утверждает правила подсочки древостоев;
разрабатывает и утверждает региональные правила (наставления) рубок главного пользования и рубок промежуточного пользования, санитарные правила, регламентирующие мероприятия по защите лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, перечень видов побочного пользования лесом, и др.;
обеспечивает государственный учет лесного фонда, определяет порядок его ведения;
обеспечивает ведение государственного лесного кадастра;
осуществляет мониторинг лесов и другие управленческие функции.
Государственный учет лесного фонда. Государственный учет лесного фонда (и соответственно земель этого фонда) ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. Данные государственного учета лесного фонда используются при ведении государственного лесного кадастра. Перечень показателей государственного учета лесного фонда, а также формы соответствующих документов определяются Рослесхозом (ст. 67 ЛК).31b2eead9d52401654706d5d1b949f15.js" type="text/javascript">28b9efba951fa7da1459ece8390a49e3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 131 |
Право лесопользования -1
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:41
Понятие права лесопользования. Леса являются источником заготовки древесины — сырья для производства самой различной продукции. Вместе с тем в лесах заготавливается разнообразная недревесная лесная продукция: живица, различные смолы, эфирные масла, техническое и лекарственное сырье, грибы, орехи, мед и другие пищевые продукты. Леса — среда обитания диких животных и птиц, в них ведется охотничье хозяйство, заготавливется пушнина. Одновременно леса выполняют важнейшие экологические функции, поддерживают условия жизни в биосфере Земли.
Эколого-экономическая характеристика леса уникальна. При условии ведения разумного хозяйства его можно использовать одновременно в различных необходимых обществу целях: заготавливать древесину, осуществлять побочное лесопользование, использовать в культурно-оздоровительных целях и т.д. Время, когда лес рассматривался только как источник древесины, отступает в прошлое. На первый план в качестве важнейшего фактора выдвигаются задача комплексного, многоцелевого использования всех полезных свойств леса, организация непрерывного, неистощительного лесопользования.
Право пользования лесом — центральный институт лесного права. Право лесопользования представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок многоцелевого использования лесов, их сохранения и восстановления, права и обязанности лесопользователей, исходя из интересов общества в получении древесной и недревесной лесной продукции, использовании иных полезных свойств леса и обеспечения охраны окружающей среды. Одновременно право лесопользования может рассматриваться и как субъективное право.
Такое определение права лесопользования вытекает из анализа совокупности правовых норм, регулирующих обширный комплекс отношений по поводу эксплуатации лесов. Регламентация видов права лесопользования и форм их реализации имеет важное значение для обеспечения рационального лесопользования и охраны лесов. Учитывая роль лесов в жизни общества, в ст. 79 ЛК закреплены основные требования к использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов. В этой статье сформулированы принципы права лесопользования, которые находят выражение при регламентации соответствующих его видов.
Так, лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:
обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах;
сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды и развития экономики;
установление порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;
обеспечение условий для воспроизводства лесов;
платность лесопользования;
соблюдение научно обоснованных норм лесопользования.
Лесопользователи осуществляют право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, не нарушает права и законные интересы других лиц.
Право лесопользования имеет строго целевой характер. Запрещается использование участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд лесов, в целях и способами, которые противоречат требованиям лесного законодательства РФ.
Вмешательство органов государственной власти в деятельность лесопользователей по использованию участков лесного фонда и участков, не входящих в лесной фонд лесов, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ЛК и иными федеральными законами (ст. 25 ЛК).
В ЛК установлены требования, при соблюдении которых допускается осуществление права пользования лесом. Одно из них — лицензирование деятельности, связанной с использованием лесов (ст. 81). Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ.
Права и обязанности лесопользователей. В ст. 82 ЛК сформулированы права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования. Так, лесопользователи имеют право: получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; пользоваться лесным фондом в установленных пределах; возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установленном порядке; иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства. Эти права имеют общий характер и они конкретизируются в зависимости от вида лесопользования.
Конкретные права лесопользователя фиксируются в лицензии, лесорубочном билете, ордере, лесном билете. В этих документах определены объем, сроки и виды пользования лесом, которые разрешены лесопользователю.
Обязанности лесопользователей перечислены в ст. 83 ЛК. На лесопользователей возлагается следующий круг общих обязанностей, которые, как и права, конкретизируются в зависимости от вида лесопользования. Характер обязанностей, возлагаемых на лесопользователей, различен. Одна из главных обязанностей — соблюдение требований законодательства и условий, на которых они пользуются лесом. Так, они обязаны пользоваться участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством РФ и соблюдать условия договоров аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета.
Лесной кодекс предусматривает обязанности, выполнение которых должно обеспечить охрану лесов, других природных объектов, на которые эксплуатация лесов оказывает негативное воздействие, и сохранение всей окружающей среды. Лесопользователи должны: не наносить вред здоровью граждан, окружающей природной среде; вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов; соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; очищать лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины.
Специальные требования предъявляются к обеспечению восстановления лесов. Лесопользователи обязаны: выполнять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, указанных в договорах аренды участка лесного фонда, концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете; сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управления лесным хозяйством после завершения на них работ; проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность.
На лесопользователей возложена обязанность по охране земель лесного фонда. Так, они обязаны приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договорах аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет.3ef4a7e1ef8b8bede7fcea450025672a.js" type="text/javascript">06c1d40e2a9a336dabe7a2bd420ef8ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 121 |
Право лесопользования -2
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:40
Сущность договора концессии участка лесного фонда (ст. 37 ЛК) заключается в следующем. По этому договору одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок от одного года до 49 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда. На этих условиях предоставляются в пользование, как правило, неосвоенные, без сложившейся инфраструктуры участки лесного фонда и требующие значительных средств для вовлечения их в эксплуатацию. Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами.
В ЛК (ст. 39) определены требования, предъявляемые к форме этого договора, и обязанность его государственной регистрации. Так, договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ о концессии.
Предусмотрены следующие существенные условия договора концессии участка лесного фонда. В договоре должны быть указаны: границы участка лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
Договор концессии участка лесного фонда заключается по результатам конкурса или аукциона. Участки лесного фонда, передаваемые на концессию, выставляются на конкурсы или аукционы Правительством РФ по согласованию с органом государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Организация и порядок проведения указанных конкурсов и аукционов устанавливаются законодательством РФ.
Лесопользование допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Так, основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются договоры аренды участка лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда, концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта РФ.
Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев. Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право только на указанный в них вид лесопользования в установленном объеме и на конкретном участке лесного фонда.
Лесорубочный билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством. Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.
На основании ордера лесопользователем ведутся отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может отпускаться древесина на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет — документ, предоставляющий лесопользователю право на лесопользование, за исключением заготовки и вывозки древесины. Лесной билет на побочное лесопользование выдается лесничеством, а на другие виды лесопользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Право общего лесопользования граждан. В соответствии со ст. 86 ЛК граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Право свободного пребывания в лесном фонде ст. 21 ЛК рассматривает в качестве публичного сервитута.
В отличие от порядка предоставления лесов в пользование на основании договоров или административных актов для осуществления права общего лесопользования не требуется разрешения. Однако граждане должны соблюдать ряд установленных требований. Так, запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную Книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также другие требования законодательства РФ. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регламентируется лесным законодательством и законодательством РФ о животном мире.
Лесной кодекс допускает возможность ограничения права общего лесопользования. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях — в связи с установленным на них режимом лесопользования.
Виды права лесопользования. В ст. 80 ЛК содержится перечень видов права лесопользования. Четкое определение видов права лесопользования, отражающих природно-экономическую сущность леса как объекта природы, дает возможность закрепить в лесном законодательстве такие требования, которые обеспечивают действительно рациональное использование всех лесных ресурсов и их охрану. Содержание права пользования лесом не ограничивается лишь правовым регулированием деятельности, связанной с потреблением сырьевых ресурсов лесов. Примером тому являются такие виды права лесопользования, как пользование лесом для научно-исследовательских и культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Лесной кодекс не выделяет какого-либо приоритетного вида права лесопользования. Ценность произрастающих лесов определяется не только имеющимися в них запасами древесины, но и всем комплексом выполняемых лесом функций, в том числе экологических: водоохран-ных, климаторегулирующих, санитарно-гигиенических, рекреационных и др. В основу классификации видов права лесопользования по действующему законодательству положена роль лесов, используемых в качестве ресурса природы. Эта роль выражается в значении лесов как источника древесины, ресурсов иного растительного происхождения и иных специфических полезных свойств (рекреационная роль лесов и др.).a7929977fd214378e0818ee26b71f45e.js" type="text/javascript">3c6ed13206043487f7edb3940734f838.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 155 |
Право лесопользования -3
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:40
В качестве примера регулирования побочных лесных пользовании на уровне субъекта РФ можно привести постановление главы администрации Свердловской области от 7 июля 1995 г. № 382 «О порядке пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных материалов и осуществления побочных лесных пользовании на территории Свердловской области».
К побочным лесным пользованиям относятся: сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, заготовка древесных соков, лекарственных растений и технического сырья. Предусмотрено, что побочные лесные пользования должны осуществляться без причинения вреда лесу, с соблюдением правил лесных пользовании. Осуществлять этот вид лесопользования вправе юридические и физические лица.
Участки для побочных лесных пользовании предоставляются лесопользователям в натуре лесхозами, колхозами, совхозами, межхозяйственными лесхозами, природными парками (лесхозами). Осуществление побочных лесных пользовании допускается только по специальным документам — лесному билету, лесорубочному билету или ордеру (при краткосрочном пользовании) и лицензии (при долгосрочном пользовании), выдаваемыми лесхозами или по их поручению — лесничествами.
Побочные лесные пользования осуществляются бесплатно или за плату. Минимальные ставки лесных податей и арендной платы устанавливаются органами исполнительной власти области. Конкретные размеры лесных податей и арендной платы или освобождение от них определяются местными органами самоуправления.
Аренда участков лесного фонда для побочных лесных пользовании осуществляется в соответствии с Положением по аренде участков лесного фонда, утвержденного органом законодательной власти области. Лесхозы осуществляют все виды побочных лесных пользовании бесплатно.
Земли лесного фонда для побочных лесных пользовании предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года и долгосрочное пользование (аренду) на срок до 50 лет. При краткосрочном пользовании оформление разрешительных документов возлагается на лесхоз на основании постановления органа местного самоуправления. При долгосрочном пользовании (аренде) заключается договор аренды на основании постановления органа местного самоуправления между арендатором и лесхозом.
Для сенокошения прежде всего выделяются пригодные для этой цели площади сельскохозяйственных угодий, входящих в состав земель лесного фонда. Указанные площади определяются на основании планово-картографических материалов лесоустройства и землеустройства.
Пастьба скота разрешается во всех лесах и на землях лесного фонда, не покрытых лесом, за исключением лесов заповедников, заповедных лесных участков, национальных и природных парков, лесопарков, лесов, имеющих научное или историческое значение, природных памятников, других особо охраняемых лесов.
В целях охраны лесов и их восстановления пастьба скота запрещена на площадях лесных культур до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом, на лесосеменных и иных плантациях, а также на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению лесов; в естественных молодняках и насаждениях; на вырубках и других не покрытых лесом площадях, предназначенных под естественное возобновление хвойных и твердолиственных пород, и других участках леса.
Пастьба скота без пастуха на предоставленных в лесу пастбищах запрещается. В отдельных отдаленных районах она может быть допущена по решению местного органа исполнительной власти. Разрешается пастьба скота без пастуха на огороженных участках или на привязи. В лесах с организованным охотничьим хозяйством пастьба скота с собаками не допускается. Пастьба коз в лесах запрещается.
Сроки и нормы выпаса скота определяются органами местного самоуправления по представлению соответствующих государственных органов лесного хозяйства.
В целях наилучшего использования лесных медоносов участки для размещения ульев и пасек предоставляются преимущественно на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесом площадях. Пасеки должны размещаться, как правило, не ближе трех километров одна от другой. На участках, предоставленных для размещения ульев и пасек, лесопользователям разрешается постановка ульев и сооружение временных строений — сторожек и построек для хранения ульев, инвентаря и продуктов медосбора.
Пользование участком, предоставленным для размещения ульев и пасек, в случае изъятия его для государственных или общественных нужд либо назначения насаждений в рубку прекращается независимо от установленного срока пользования, но с предупреждением об этом лесопользователя не позднее чем за один месяц. Взамен лесопользователю по его заявлению может быть предоставлен другой участок, пригодный для размещения ульев и пасек.
Заготовка березового сока допускается на участках спелого леса, подлежащего рубке главного пользования или лесовосстановительной рубке, не ранее чем за 5 лет до рубки. Заготовка должна проводиться способами, обеспечивающими сохранение технических качеств древесины. Для подсочки подбираются участки здорового леса определенного качества с количеством деревьев на одном гектаре не менее 200 штук. Заготовка древесных соков в лесах, где не допускаются рубки главного пользования и лесовосстановительные рубки, запрещается.
Граждане имеют право на сбор в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов (за исключением брусники, клюквы и кедровых орехов) бесплатно и без каких-либо разрешительных документов. Максимальные нормы бесплатного сбора брусники, клюквы и кедрового ореха, имеющих промысловое значение, а также сроки и порядок заготовки их устанавливаются органами местного самоуправления городов и районов. Сведения о порядке и сроках заготовки должны быть опубликованы в печати. Заготовка и сбор ягод и грибов должны проводиться методами, не наносящими вред ягодникам и грибницам.
В целях наиболее полного использования природных ресурсов в кедровых лесах в установленном порядке выделяются орехопромысловые зоны. Юридические и физические лица, которым предоставлены в долгосрочное пользование (аренду) участки в орехопромысловых зонах кедровых лесов для промысловой заготовки орехов, имеют право осуществлять на указанных участках и другие виды побочных лесных пользований с выпиской лесного билета на каждый вид пользования.
На участках, предоставленных для сбора дикорастущих плодов и орехов, лесопользователи имеют право возводить сушилки, навесы, хранилища, сторожки, установки для переработки плодов и другие строения временного типа.
Лесопользователи, которым участки для заготовки дикорастущих плодов и орехов предоставлены в долгосрочное пользование (аренду), обязаны: содержать участок в надлежащем санитарном состоянии; осуществлять мероприятия по повышению урожайности плодовых деревьев и кустарников; проводить биотехнические, агрохимические и другие работы в целях содействия естественному возобновлению наиболее ценных пород плодовых деревьев и кустарников, а также посадку их на изреженных участках; охранять плодовые и орехоносные насаждения.
Сбор дикорастущих ягод, плодов и орехов на участках, предоставленных предприятиям в аренду, может проводиться с их разрешения другими юридическими и физическими лицами по лесным билетам, выданным лесхозами. Такое разрешение не требуется для лесхозов при заготовке ими плодов и орехов на семена.
Юридические и физические лица могут заготавливать листья, цветы, плоды, почки, корни, корневища и клубни травянистых растений, деревья и кустарники, используемые в качестве лекарственного и технического сырья. Перечни лекарственных растений, являющихся техническим сырьем, заготовка которых не разрешается в лесах и на землях, не покрытых лесом, утверждаются органом исполнительной власти области.
Заготовка и сбор лекарственного и технического сырья допускаются в объемах и способами, обеспечивающими своевременное восстановление растений и воспроизводство их запасов. Сбор растений, включенных в Красную книгу России, запрещается. Лесопользователям на предоставляемых им участках разрешается устройство сушилен, навесов и других временных сооружений для сушки и укладывания сырья.7f86e9a5ede7ed7c9fd722f7fb108c4a.js" type="text/javascript">c82c49fd9fda4a84dbddaa2f4beddaf9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 104 |
Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:39
Понятие земель лесного фонда. Земли лесного фонда занимают самую большую площадь по сравнению со всеми иными категориями земель в нашей стране. Основное их целевое назначение — использование в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Земельное законодательство рассматривает земли лесного фонда в качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду.
Вместе с тем естественно-биологические связи земли и лесов в значительной степени определяют сущность и содержение правового понятия «земли лесного фонда». Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь, эксплуатация лесных ресурсов влияет на состояние земель лесного фонда. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений и регулируются земельным и лесным законодательством.
Для того чтобы иметь представление о правовом режиме земель лесного фонда, необходимо уяснить наиболее важные положения лесного законодательства и его соотношение с земельным законодательством.
Соотношение юридических понятий «лес» и «земли лесного фонда» заключается в следующем. Лесной кодекс РФ (ст. 7 и 9) включает в понятие леса и земли, на которых произрастают леса. В отличие от Лесного кодекса РСФСР 1978 г. (ст. 4), который разграничивал эти понятия, сначала Основы лесного законодательства РФ 1993 г., а ныне и ЛК РФ объединили эти различные по содержанию понятия.
Между тем биологические и иные естественно-научные характеристики природных объектов не закрепляются в праве автоматически. Для права имеют значение лишь юридически значимые признаки природных ресурсов. Поэтому российское законодательство о природных ресурсах построено на принципе разграничения предметов регулирования соответствующих отраслей. Земельное законодательство регулирует отношения, связанные с определением порядка использования и охраны земель, т.е. регулирует земельные отношения. Предмет лесного законодательства — лесные отношения, т.е. отношения по поводу эксплуатации лесов, защиты их от пожаров, вредителей, болезней и воспроизводству. Лесное законодательство учитывает естественные природные взаимосвязи, закрепляет нормы, имеющие целью предотвратить причинение вреда другим природным ресурсам в результате эксплуатации лесов.
В преамбуле ЛК РФ говорится о том, что лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. С юридической точки зрения, такое представление о лесе не выдерживает критики. Указанный комплекс отношений регулируется различными отраслями законодательства: земельным, водным законодательством, законодательством о животном мире, о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране окружающей среды и другими, а не только одним лесным законодательством. Фактически в ЛК РФ закреплено не юридическое, а биологическое понятие леса. Юридическое понятие «лес» включает в себя только совокупность растительных организмов: древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников, грибов и т.п.).
Неправильное определение в лесном законодательстве основных понятий приводит к трудностям его применения, возникновению споров и коллизиям. Включение в состав лесного фонда земель этого фонда затрудняет применение норм земельного законодательства в случаях использования земель лесного фонда, порождает противоречия между лесным и земельным законодательством.
Признавая экологическую связь земли, леса и других природных объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляют собой природные объекты, правовое регулирование использования которых имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое понятие «лесной фонд» создает неправильное представление о действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом ассоциируется с площадью земель этого фонда, в состав которых входят и не покрытые лесом земли.
Понятие земель лесного фонда содержится в ст. 94 ЗК РСФСР. Землями лесного фонда являются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Несколько иная внутренняя структура земель этой категории закреплена в ст. 8 ЛК РФ. В состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие не удобные для использования земли).
Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям.
Нелесные земли — земли, которые не только не заняты лесами, но и не предназначены для его выращивания. Их целевое назначение состоит в обслуживании нужд лесного хозяйства — устройство просек, дорог и т.д. К нелесным землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе земель лесного фонда.
Таким образом, земли лесного фонда являются самостоятельной правовой категорией, самостоятельным объектом правового регулирования по отношению к такой категории, как лесной фонд. Отношения, связанные с использованием земель лесного фонда, являются разновидностью земельных отношений как предмета земельного права. В силу этого все нормы, регулирующие отношения по поводу земель лесного фонда, носят земельно-правовой характер независимо оттого, содержатся ли они в земельном законодательстве или в ЛК РФ. Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования использования и охраны земель лесного фонда, а лесное — отражает специфику регулирования этих отношений. Принимая во внимание целевое назначение земель лесного фонда, их правовой режим закрепляется в земельном и лесном законодательстве.
Характеристика основных понятий, используемых в лесном законодательстве. Специфические свойства леса как природного ресурса определяют особенности правового режима земель этого фонда. Поэтому целесообразно дать краткую характеристику правового режима лесов.
Статья 7 ЛК предусматривает, что все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Таким образом, не все леса, которые произрастают в нашей стране, включаются в состав лесного фонда, а лишь часть их.
Согласно ст. 9 ЛК к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Это понятие применяется для того, чтобы определить конкретный объект права лесопользования и тем самым права пользования землями лесного фонда, поскольку осуществлять право лесопользования, не используя как пространственный базис земли лесного фонда, невозможно. В содержание понятия «участок лесного фонда» включаются как определенная часть лесов, так и участок земель лесного фонда.
В лесном законодательстве используется также термин «леса, не входящие в лесной фонд». Леса, расположенные на землях обороны, и городские леса на землях городских поселений в лесной фонд не включаются (ст. 10 ЛК).
К древесно-кустарниковой растительности относится растительность, произрастающая на: землях сельскохозяйственных, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий (ст. 11 ЛК). Древесно-кустарниковая растительность не включается в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. Это означает, что лесное законодательство разграничивает понятие «лесная растительность», которая включается в состав лесного фонда и в состав лесов, не входящих в лесной фонд, и понятие «нелесная растительность».
Для ведения лесного хозяйства принципиальное значение имеют такие понятия, как группа лесов и категория защитности лесов. В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности (ст. 55 ЛК).
Лесное законодательство выделяет леса первой, второй и третьей групп. Основная цель такого деления заключается в том, чтобы определить режим заготовки древесины и обеспечить охрану наиболее ценных лесов, имеющих важное природоохранное значение. В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства в них, использования лесного фонда, а также порядок изъятия участков лесного фонда. Отнесение лесов к соответствующей группе определяет применение тех или иных видов и способов рубок, ширину лесосек и т.п.d0abb9f3bf2c3c999e8d5dd5a8295e0a.js" type="text/javascript">4000c301ae910cd7ea70ab64c927b640.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 143 |
Правовой режим земель историко-культурного назначения
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:37
Понятие земель историко-культурного назначения. Статья 93 ЗК землями историко-культурного назначения признает земли, на которых (и в которых) располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками), а также занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства.
Федеральный закон от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»* предусматривает, что земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 9).
* СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 234.

Эти земли используются в особом режиме. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая установленному режиму, не допускаются. В соответствии с законодательством РФ отдельные земли историко-культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного использования, особенности распоряжения, другие формы охраны земель историко-культурного назначения определяются особым законодательством РФ и республик, входящих в состав РФ. Особенности правового режима земель историко-культурного назначения урегулированы в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. от 18 января 1985 г.)*.
* ВВС РСФСР. 1978. № 51. Ст. 1387; 1985. № 4. Ст. 118.

В ст. 1 этого Закона дано определение памятников истории и культуры. Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ, охраняются государством. Памятники истории и культуры подразделяются на следующие виды: памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства и документальные памятники.
Обязанность обеспечения охраны и использования памятников истории и культуры возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Эти органы в пределах прав, предоставленных законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет, реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры, находящихся на их территории, обеспечивают соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников Закон признает Министерство культуры РФ. Это Министерство и местные органы культуры в пределах их компетенции осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. № 679*, к числу функций Министерства относятся:
* СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

осуществление государственного учета и охраны недвижимых памятников истории и культуры РФ (в том числе особо охраняемых территорий), разработка и утверждение правил, нормативов и стандартов в области государственного учета, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры;
установление режима содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;
подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение предложений о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, а также в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
подготовка с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение предложений об отнесении историко-культурных и природных комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений, организаций культуры, а также других объектов к особо ценным объектам культурного наследия народов России;
обеспечение формирования и ведения Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Министерство культуры РФ выполняет государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры. Государственный контроль в этой области имеет задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами обязанностей по соблюдению порядка охраны, использования, учета и реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных законодательством РФ. Указания специально уполномоченных государственных органов охраны памятников по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры обязательны для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для граждан.
Памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. № 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.ba4d5825a0586e59f96289424b524070.js" type="text/javascript">6c06c49ab7260ba099172f57b68b1b9d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 97 |
Правовой режим земель рекреационного назначения
  Земельное право | Автор: admin | 1-01-2011, 02:37
Понятие земель рекреационного назначения. Землями рекреационного назначения согласно ст. 92 ЗК признаются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.
К ним относятся земельные участки, занятые территориями домов отдыха, пансионатов, санаториев, кемпингов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, стационарных и палаточных туристическо-оздоровительных лагерей, домов рыболова и охотника, детских туристических станций, парков, лесопарков, учебно-туристических троп, маркированных трасс, оздоровительных и спортивных лагерей, расположенных вне земель оздоровительного назначения. Земли, по которым проходят учебно-туристические тропы и маркированные трассы, выделяются по согласованию с собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами и могут подлежать изъятию. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.
К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон, т.е. земли за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения.
В соответствии со ст. 67 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» вокруг городов и промышленных поселков выделяются пригородные зеленые зоны, в том числе лесопарковые защитные пояса, как территории, выполняющие средозащитные (средообразующие, экологические), санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.
Общая характеристика правового режима. Земли рекреационного назначения выделяются по решению органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов и республик, входящих в состав РФ, в порядке, устанавливаемом законодательством этих республик.
Ряд вопросов, имеющих отношение к регулированию использования земель рекреационного назначения, отражены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»*. Статья 4 этого Закона предусматривает, что оснрвными целями государственного регулирования туристской деятельности являются, в частности: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий и охрана окружающей природной среды, рациональное использование природного и культурного наследия.
* СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.03b855361ced36d589cd19744766ed78.js" type="text/javascript">8872b9eb6c8683c8243a0c33004044ac.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 102 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
СЧЕТЧИКИ: