Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
Мегамаркет мобильных телефонов Молоток,ру чехлы на iphone 4g. Мегамаркет мобильных телефонов Молоток,ру чехлы на iphone 4g.
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ ФЕОДАЛИЗМА
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:14
Проблема государства и права периода формирования феодализма. Вопрос о переходе народов от первобытно-общинного строя непосредственно к феодальному в науке спорен. Несомненно, что разложение родоплеменного строя и переход к классовому, феодальному обществу не могли совершиться скачком. Но сущность переходного периода и политического строя этого времени вызывает дискуссии. Даже само название периода у разных авторов звучит по-разному: варварский, дофеодальный, раннеклассовый и др. Нам представляется, что наиболее точным является термин, предложенный С.В. Юшковым в конце его жизни, - период становления или формирования феодальных отношений. Не следует путать его с раннефеодальным периодом, который означает уже победу феодализма.
--------------------------------
См.: Древнерусское государство и право / Под ред. Т.Е. Новицкой. М., 1998. С. 5.

С точки зрения С.В. Юшкова, народы, населявшие восточно-европейскую равнину в I тысячелетии н.э., переживали именно такую стадию своего развития. Но и это положение в науке оспаривается. И до С.В. Юшкова и после него существовали и существуют другие точки зрения, обусловленные бедностью исторических источников того времени.
Еще в 30-х гг. советский историк И.И. Смирнов считал, что у восточных славян рабовладельческий строй предшествовал феодальному. В.О. Ключевский отмечал, что даже в Киевском государстве рабовладение занимало большое место в экономике . В наше время в литературе встречаются некоторые попытки реанимировать рабовладельческую концепцию. Вместе с тем большинство специалистов склоняются к тому, что народы, населявшие Восточную Европу, создали государственность, минуя рабовладельческий тип и перейдя сразу к феодализму. Здесь возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права. Вопрос о причинах этого в науке спорен. Представляется, что его можно решить следующим образом.
--------------------------------
См.: Ключевский В.О. Соч. Т. 6. М., 1989. С. 257.

В Средней Азии, Закавказье, как и в Месопотамии, Средиземноморье, классовое общество и государственность возникают при сравнительно невысоком уровне развития производительных сил. Природные условия, позволяющие получать высокие урожаи при весьма низких затратах на раба, делают рабский труд рентабельным. В условиях Среднерусской равнины с ее более бедными землями, которые к тому же еще нужно отвоевывать у леса, с длинными и холодными зимами труд раба при аналогичном уровне развития производительных сил рентабельным быть не мог. Раб просто не окупил бы затрат на жилье, одежду, питание, охрану, для этого требовался более высокий уровень развития производительных сил, которого Русь и достигла во второй половине I тысячелетия н.э. Но когда это случилось, возникла другая социальная проблема: высокоразвитые орудия производства исключали возможность применения труда человека, не заинтересованного в его результатах. На Руси, например, в хозяйстве уже широко применялась конная тяга, но доверить коня рабу было бы весьма рискованно. Таким образом, рабство у восточных славян сначала было еще невозможно, а потом стало уже невозможно.
В литературе существуют и другие объяснения непосредственного перехода многих народов от первобытно-общинного строя к феодализму. Иногда ссылаются на мнение Ф. Энгельса, который объяснял отсутствие рабовладельческого строя у германцев наличием сельской общины, марки. Довод этот имеет под собой серьезные основания. Действительно, в общине, существующей веками, где люди привыкли к равенству, трудно поработить своего соседа, сотоварища по общине. Однако этот довод вызывает одно возражение. Община ведь была и там, где в свое время возникло рабовладение, например в Греции. Почему же в одних условиях она помешала возникновению рабства, а в других - нет?
Есть и такое объяснение. Говорят, что восточные славяне переняли феодальный строй у своих более развитых соседей, в частности у Византии. Этот довод тоже имеет под собой основания. В истории не раз случалось, в том числе и в наше время, что менее развитые народы перенимали общественную организацию у более развитых. Применительно же к народам нашей страны встает вопрос: если они переняли в свое время феодализм, например у Византии, то почему раньше они не переняли рабовладение у своих соседей - греческих колоний, с которыми они широко общались?
Имеется и разновидность только что приведенной точки зрения. Говорят, что восточные славяне вышли на историческую арену тогда, когда рабовладение себя уже исторически изжило. Такое утверждение, в принципе, соответствует действительности, но опять же сводит дело к заимствованию. А ведь восточные славяне и их предки существовали и тогда, когда в соседних странах был расцвет рабовладения. Таким образом, все приведенные концепции не объясняют до конца причину того, что народы Восточной Европы миновали рабовладельческую формацию и рабовладельческий тип государства.
Переход от первобытно-общинного строя к феодализму совершался эволюционно, постепенно, охватив длительный период. Это время характеризовалось своеобразным общественным строем, при котором одновременно существовали три уклада: первобытно-общинный, рабовладельческий и феодальный. Причем первый из них неуклонно разлагался, второй, родившись, не получил широкого развития и только третий имел историческую перспективу.
В связи с этим следует отметить еще одну спорную проблему. Вслед за отрицанием формационной концепции некоторыми современными авторами, естественно, появилось и отрицание феодализма. Эта точка зрения не нова. Ее исповедовали применительно к России еще дореволюционные исследователи. Имеет хождение она и в современной зарубежной историографии .
--------------------------------
См., например: Торке Х.-Й. Так называемые земские соборы в России // Вопросы истории. 1991. N 11. С. 4.

Что же касается отмеченного переходного периода, то ему были свойственны и соответствующие политические формы. Вопрос о сущности этих форм является спорным. Некоторые ученые считали, что периоду становления феодализма соответствует дофеодальное государство . Большинство современных ученых считают политические объединения этого периода племенными союзами. От первобытно-общинного строя к феодализму непосредственно перешли восточные славяне, хазары, болгары, литовцы и некоторые другие народы нашей страны. Мы здесь не были оригинальны, подобную же картину можно наблюдать и у соседей - поляков, германцев, скандинавских народов и пр.
--------------------------------
См.: Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.

Политические образования восточных славян. Предки славян - праславяне прослеживаются по археологическим источникам по крайней мере на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства - западных, южных и восточных славян. Наших предков середины I тысячелетия источники называют по-разному. В античных источниках не упоминается даже термин "славяне" . Впервые его встречаем у историка VI в. Иордана, причем он называет "склавенов" также антами и венетами . Наряду с этим византийские авторы VI - VII вв. различают антов и славян, хотя и отмечают, что они говорят на одном языке . В пору образования Древнерусского государства и в начальный период его истории наших предков именуют обычно по названиям племен (или племенных союзов), в которые они объединялись, - поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. В то же время в источниках появляется, но в разных транскрипциях слово "рос" ("рус" и т.п.). Об этом свидетельствуют зарубежные авторы, почему-либо писавшие о наших предках. Уже в VI в. о росах говорят Псевдо-Захария , позже - Масуди, Ибн Хордадбе и др.92bdf44084dc7e525f0c5b3b5aecc07a.js" type="text/javascript">f246ef7a451050c5542ba081c41debbd.js" type="text/javascript">f68946aa0a7a0bc3c24981a744533bfe.js" type="text/javascript">afdd08ef3d2625e4958ebc6a317583ce.js" type="text/javascript">3c543a4bd1296e4f8c1c84f27ebe00ef.js" type="text/javascript">a5d9e93c5a353b1e22d87b731d8a7374.js" type="text/javascript">3a85b21e8ec4e0dacd5b2d0b41de6d8c.js" type="text/javascript">cf931e4961f37e50d0ae24f6084e8fbd.js" type="text/javascript">f7a729cb8d7686feb7658ccca3182a6b.js" type="text/javascript">e13230e0a6d13b6a5affff3a74d8ddf6.js" type="text/javascript">6993b2dd4a2125975ff3fd196771ebdf.js" type="text/javascript">2950f803ec8939e5dab66a6fc1156b69.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 174 |
Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. - IV в. н.э.)
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:12
Со временем зона формирования государственных образований постепенно продвигается к северу. Она переваливает через Кавказский хребет и располагается вокруг Черного и Азовского морей, где жили многочисленные и этнически разнообразные народы.
Важное место в истории занимают скифы и их государственность. Скудость источников вызывает многочисленные споры, касающиеся истории этого народа или даже народов, по мнению некоторых авторов. Само место происхождения скифов не очень ясно. Имеется точка зрения, согласно которой они пришли в Европу с Алтая, на что указывает, в частности, и антропологический тип по крайней мере части скифов. Советские же авторы настаивали на том, что скифы - автохтонный, коренной народ Северного Причерноморья. В VIII в. до н.э. скифы по восточному берегу Черного моря двинулись на юг, наводя ужас на народы Передней Азии, что было зафиксировано даже в Библии . Затем, однако, они вернулись к берегам Черного моря.
--------------------------------
См.: Смирнов А.П. Скифы. М., 1966. С. 17.

В науке вызывает споры этническая природа скифов. Некоторые авторы считали их монголами, другие - иранцами, а группа дореволюционных русских исследователей (В.В. Григорьев, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский) предполагала, что они должны быть славянского происхождения. Последняя точка зрения пользовалась одно время популярностью и у советских историков, которые хотели тем самым увести историю наших предков в более далекие времена. Этой теории обоснованно возражал основоположник науки истории государства и права СССР С.В. Юшков, отмечавший языковое несходство скифов со славянами. На связь со славянами указывает, правда, европеоидный тип части скифов, который отмечают некоторые исследователи. Г.В. Вернадский пытался примирить различные взгляды указанием на возможность того, что древние источники объединяли под именем скифов весьма различные народы .
--------------------------------
См.: Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь; М., 1996. С. 71 - 72.

Предшественниками скифов, образовавшими первые политические формирования между Черным и Каспийским морями, были киммерийцы (X - VIII вв. до н.э.). Они же первоначально и господствовали над скифами. В течение первой половины VII в. до н.э. скифы сломили сопротивление киммерийцев и распространили свое владычество от Волги до Днестра. Впрочем, взаимоотношения киммерийцев и скифов не вполне ясны.
Общественный строй скифов был рабовладельческим. Некоторые авторы полагают, что рабовладение скифы переняли в ходе их броска на юг, когда они оказались в гуще старейших рабовладельческих государств. Такое влияние возможно, однако следует заметить, что скифское общество находилось в состоянии, когда оно само было способно перенять рабовладение, подготовлено к нему своим собственным внутренним развитием. Во всяком случае, источники сообщают, что когда скифское войско ушло на юг, то женщины, оставшись без мужей, завели массу детей от рабов. Этот факт говорит и о другом: рабство в VII в. до н.э. еще не являлось преградой, которая помешала бы свободной женщине пойти на такую связь. Исследователи полагают, что в это время рабство было еще патриархальным. Однако позже оно в Скифии приобрело все черты, свойственные эпохе рабовладения на востоке.
Рабовладельческие порядки стали весьма жесткими. Раб не имел даже права на жизнь, приравниваясь к домашнему скоту. В скифских курганах, где были захоронены богатые и знатные люди, археологи встречают скелеты рабов вперемешку с костями домашних животных. Те и другие должны были сопровождать хозяина в потусторонний мир. Некоторые авторы считают, что зрелый рабовладельческий строй сложился у скифов только к IV в. до н.э. Впрочем, это не помешало им тогда же прибегнуть к боевым услугам рабов. Когда враги осадили Ольвию, скифы, которые жили в этом городе вместе с греками, отпустили всех рабов на волю, включили их в свое войско и таким образом отбились от нападавших. Рабство у скифов было двоякого рода: индивидуальное и коллективное, когда группа рабов принадлежала целой общине.
Вопрос о времени возникновения государственности у скифов в науке спорен. Разные авторы называют VII, VI, V и даже IV вв. до н.э. Думается, ближе к истине стоят те, кто предлагает более раннюю дату, что подтверждается, например, наличием в это время отрядов вооруженных рабовладельцев, предназначенных, очевидно, для подавления сопротивления рабов. Еще более ярким фактом является существование уже в VII в. до н.э. наследственной царской власти. В более позднее время сложится даже идея о ее божественном происхождении.
Скифское государство не было централизованным, чему способствовал и его кочевой характер.
В источниках отмечается сильная военная организация скифов, основу которой составляла кавалерия, вооруженная луками, а также мечами и кинжалами. Во главе войска стояли цари, которые не только командовали воинами, но и сами участвовали в сражении. Так, скифский царь Атей в возрасте 90 лет погиб в бою с македонцами в 339 г. до н.э.
Скифы-кочевники подчинили себе оседлые земледельческие народы, производившие такое количество зерна, которого хватало даже на экспорт в Грецию.
Причерноморские скифы были неоднородными, распадаясь на несколько орд. Самыми могущественными из них являлись так называемые царские скифы, жившие в Северной Таврии. К западу от них располагались две другие группировки, занимавшиеся соответственно скотоводством и земледелием. Впрочем, по мнению исследователей, и скотоводы начинали осваивать земледелие.
Центр Скифии менял свое положение. Одно время он сместился в Приднепровье, а в III в. до н.э. - в Крым. В это время, в IV - III вв. до н.э., происходит расцвет Скифского государства, связанный с развитием хозяйства. Возникает ремесло, появляются города.
В V - IV вв. до н.э. Скифское государство расширяется за счет соседних народов. Скифы совершают дальние походы, даже в Центральную Европу, где сталкиваются с кельтами. В IV в. до н.э. скифы заходят за Дунай, в область, которую географы назовут Малой Скифией. Скифское государство, в это время руководимое Атеем, по мнению некоторых авторов, охватывает пространство от Малой Скифии до Азовского моря.
Но вскоре военное счастье изменяет скифам. В 331 г. до н.э. полководец Александра Македонского Зонирион проник в центральные районы Скифии. С этого времени Скифское государство пошло к упадку, и во II в. до н.э. его захватывают сарматы (по-гречески савроматы), пришедшие с востока. От Скифии останется маленькое государство в Крыму с центром в Неаполе Скифском (возле нынешнего Симферополя), вынужденное отбиваться со всех сторон от врагов и в конце концов поглощенное ими.
Почти на всем протяжении истории Скифского государства его соседями являются греческие колонии, цепочкой окаймлявшие Черное и Азовское моря. Скифы имели с ними и мирные контакты (экономические и культурные), и военные столкновения.
Греки пришли в Причерноморье из Эллады, когда там произошло перенаселение и понадобились новые земли. Кроме того, метрополии были нужны природные ресурсы Причерноморья - хлеб, металлы и прочее, а также торговые связи с северными народами. Здешние места были благодатным краем, создававшим хорошие условия для ведения сельского хозяйства. Вместе с тем колонистам приходилось отстаивать свои поселения от многочисленных кочевников и иных аборигенов, жить в постоянной боевой готовности, хотя они старались проникнуть на эти земли мирным путем. Средиземноморцам, избалованным климатом своей родины, казался, к тому же, суровым и климат северных районов. На это жаловались, например, Страбон - греческий географ и историк, состоявший на службе у римлян, и живший на грани новой эры римский поэт Овидий, сосланный в низовье Дуная за вольнодумство (I в. до н.э.). За несколько веков до них известный греческий историк Геродот, характеризуя природу Причерноморья, не мог найти слов для описания снегопада - удивительного для него явления.
Переселение греков в Причерноморье началось еще в VIII в. до н.э. и продолжалось несколько столетий. Было создано большое число поселений. В некоторых местах они располагались по побережью на расстоянии 5 - 10 км друг от друга.
Общественный и политический строй Причерноморских городов-государств по понятным причинам копировал строй метрополии, хотя, по мнению исследователей, и отличался от него.
Поскольку в греческих колониях, как и в метрополии, существовал рабовладельческий строй, то гражданами считались только свободные. Они-то и организовывали надлежащие органы власти и управления. При этом из числа избирателей исключались женщины и негреки.
Греческие колонии поддерживали определенные связи с метрополией, не отрывались от нее. Например, Ольвия была независима от своей метрополии - Милета, но на протяжении веков сохраняла с ним союзные отношения.
Верховным органом власти в городе была экклесия - народное собрание. Значительную роль в управлении городом играл также городской совет, подготовлявший решения народного собрания. Высшая исполнительная власть принадлежала коллегии выборных архонтов. Вопросами обороны ведала коллегия шести стратегов, финансовыми делами - специальные коллегии "семи" и "девяти", торговлей и рынком - тоже специальная коллегия и т.д.
Основу государственного бюджета Ольвии составляла система ввозных и вывозных пошлин на товары и различные виды налогов.
Наивысшего расцвета Ольвия достигла в V - IV вв. до н.э. Однако затем она теряет свое влияние в силу конкуренции в здешних местах с более мощным Боспорским государством.
Боспорское государство возникло за счет объединения нескольких греческих колоний. Его географическим центром стал Керченский пролив, именовавшийся в то время Боспором Киммерийским, откуда и получило свое название государство. Главным его городом был Пантикапей (нынешняя Керчь), основанный в начале VI в. до н.э. Общность торговых интересов и необходимость обороны от соседей, прежде всего скифов, заставили города, расположенные на Крымском и восточном побережье Керченского пролива, объединиться в одно государство в начале V в. до н.э. под руководством династии Археанактидов. В 438 г. до н.э. государство возглавила новая династия - Спартокиды, которые были даже не греками, а "варварами", фракийцами. Они приняли титул архонтов, но сделали эту должность наследственной.
Спартокиды стремились к расширению государства. Они присоединили города Нимфей, Феодосию, создав основу государства на побережье Черного моря вплоть до нынешнего Новороссийска. Таким образом, Боспорское государство стало уже не греческим, а полиэтничным, где, однако, господствовала греческая культура. Определить его точную территорию невозможно, ибо она изменялась, но в IV в. до н.э. Боспорское государство простиралось примерно на 6 тыс. кв. км.d1811fa0e31889a609d57620e1a80b51.js" type="text/javascript">af7647d0d1ee3b461aceaad465f4a756.js" type="text/javascript">9a9b147f75f43113e37f438348679610.js" type="text/javascript">1834786a4d0d005f97e99bb7030e93ce.js" type="text/javascript">c40d57a24d110b2b17979e7b5f436ab6.js" type="text/javascript">46811888190fecc8c8013830e5e0b709.js" type="text/javascript">54724a5d7ef2541cb49e1749c0adae81.js" type="text/javascript">9b4c1af9e115db262a7813966783d8fe.js" type="text/javascript">604bcdc1f26c875d0f62625d6235f80c.js" type="text/javascript">96378564984905302dbad75ff03354c0.js" type="text/javascript">605e760f68889004018641378a419e4a.js" type="text/javascript">0530215154046f243df6ef31dcda9e68.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 202 |
Государство и право Закавказья и Средней Азии (середина I тыс. до н.э. - IV в. н.э.)
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:11
Процесс распада первобытно-общинного строя у народов Закавказья и Средней Азии происходил задолго до н.э. О наличии здесь в VI - IV вв. до н.э. классового общества свидетельствуют данные археологической науки, появление первых городов, сведения греческих историков Геродота и Ксенофонта (V в. до н.э.).
Естественно, древние рабовладельческие цивилизации, втягивавшие в свою орбиту большие пространства Закавказья и Средней Азии, оказали определенное влияние на исторические судьбы племен Закавказья и Средней Азии, ускорили процесс разложения здесь первобытно-общинного строя. Это не значит, что рабовладельческие порядки и государственность были привнесены в Закавказье и Среднюю Азию извне, как это пытаются представить некоторые историки. Классовое общество в Закавказье и Средней Азии возникло в результате длительного процесса распада первобытно-общинного строя.
Древнейшие рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии имели ряд общих черт и в то же время существенно отличались друг от друга. У первых государственных образований не было четко очерченных границ, которые совпадали бы с границами расселения основных народов, сформировавшихся на этой территории позже.
Рабовладельческие отношения, развивавшиеся в Закавказье и Средней Азии, имели некоторые особенности. Одна из них заключается в том, что значительную роль в производстве играла сельская община, в силу чего рабство не стало таким, каким оно было, например, в Греции и Римской империи.
В VI в. до н.э. персидское рабовладельческое государство Ахеменидов захватило обширные области Закавказья и Средней Азии. Оно делилось на сатрапии, во главе которых находились правители-сатрапы. Так, значительная часть территории нынешнего Азербайджана вошла в XI сатрапию, территория Средней Азии, населенная бактрийцами, - в XII, саки, жившие к востоку от Сырдарьи, - в XV, а хорезмийцы и согдийцы - в XVI сатрапию. Первыми в Средней Азии от власти Ахеменидов освободились хорезмийцы и саки (конец V - начало IV в. до н.э.).
В период правления Ахеменидов значительная часть народов Средней Азии перешла к оседлому земледелию. Тогда же создается широкая сеть искусственного орошения. При сооружении каналов и постройке городов широко используется труд рабов. Ахемениды создали стройную, но внутренне мало связанную систему управления. Сатрапы назначались из числа лиц, наиболее близко стоящих к царю. Административная власть сатрапа была неограниченной. В его компетенцию входило: управление областью, собирание дани с населения в казну Персидского государства, организация чеканки монеты и командование военными силами. По требованию сатрапа зависимые народы должны были выставлять отряды, состоявшие из конницы, пехоты и воинов на колесницах.
Империя Ахеменидов перестала существовать в 30-х годах IV в. до н.э. в результате завоевания ее войсками Александра Македонского. Земли закавказских и среднеазиатских народов вошли в состав его государства. Единственным независимым государством в Средней Азии остался Хорезм. При организации управления завоеванными землями греки сохранили институт сатрапов. При них назначались должностные лица, ведавшие военными и финансовыми делами. Сатрапы Александра в отличие от ахеменидских не имели права чеканить монету и держать наемное войско. В остальном управление оставалось таким же, каким оно было при персах. Чтобы укрепить власть, Александр склонял на свою сторону местную знать, идя на значительные уступки ей. Местная знать сыграла немаловажную роль в установлении господства греко-македонских завоевателей.
После смерти Александра Македонского завоеванные им области вошли в состав государства Селевкидов. В конце IV в. и в III в. до н.э. из состава государства Александра и Селевкидов стали выделяться независимые и полунезависимые государства. Так, в IV в. до н.э. на территории Армении возникло самостоятельное Айраратское царство с центром в Армавире. Несколько позже возникли самостоятельные Армянское и Иберийское государства. Греческий географ Страбон (I в. до н.э.) сообщает, в частности, о стране Иберии. Население Иберии, писал он, делилось на четыре "рода", вернее, социальные группы. Из них первый - важнейший род, из которого ставят царя, ближайшего по родству (с предыдущим царем) и старейшего по возрасту, и который творит суд и предводительствует войсками. Второй род - жрецы, которые ведают также спорными делами с соседями. Третий род - земледельцы и воины. Четвертый род - люди, которые являются царскими рабами и доставляют царскому роду все необходимое для жизни.25d90c903958237900258fb5a26012a9.js" type="text/javascript">a3ba5b98173e6a27eb93c6cbc1d400cd.js" type="text/javascript">499b22998db9768583f7de68ff69bf58.js" type="text/javascript">e7f8725a9a6cf911d825ac093be48f75.js" type="text/javascript">dbaa9a4bcbcb82029c42786a9aa2a3d3.js" type="text/javascript">7a8c9ec90f611772933edec3057e766f.js" type="text/javascript">d2859f2b218e9ffb38bb36e159c68fe0.js" type="text/javascript">bbb9e7e26e62a2b3725ed65d1febacd7.js" type="text/javascript">e3562060f0c99ccdaa9d535cf05c8e1c.js" type="text/javascript">c9ff86d8f929861c3f1a18040494c852.js" type="text/javascript">4d4ca395916cc4da11902ec7a0c61c22.js" type="text/javascript">9ede250cb50e4c5542bb575b90f7797e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Государство и право Урарту (IX - VI вв. до н.э.)
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:11
Первым государством на территории нашей страны было Урарту, возникшее в Закавказье. В конце II и в начале I тысячелетия до н.э. здесь шел процесс разложения первобытно-общинного строя, образования классового общества. В основе этого процесса лежали экономические причины, но постоянные войны с Ассирией и другими внешними врагами ускорили этот процесс. По свидетельству ассирийских источников, в середине XIII в. до н.э. существовали большие объединения урартских племен. В IX в. до н.э. сформировалась рабовладельческая общественно-экономическая формация, образовались антагонистические классы - рабов и рабовладельцев, возникло рабовладельческое по своей классовой сущности государство Урарту. Оно просуществовало около трех столетий. Достигнув расцвета в VIII в. до н.э., Урарту захватило территории многих мелких стран и племен. Оно держалось силой оружия. В начале VI в. до н.э. Урарту было порабощено соседним южным государством Мидией.
Общественный строй. Крупнейшими рабовладельцами в Урарту являлись цари. Им принадлежала верховная собственность на землю. На их землях трудились рабы, большинство которых составляли пленные. В результате удачных войн переселялись на царские земли целые народы. Так, в высеченной на каменной плите надписи царя Сардура читаем, что он за один год захватил и угнал из соседних стран 12750 юношей, 46600 женщин, 12000 воинов, 2500 коней, множество другого скота. Царю принадлежали дворцы с несметными богатствами, громадное количество скота, сады, виноградники. На него работали пленные ремесленники.
В класс рабовладельцев входили также члены царского рода, жрецы, правители областей, военная знать, которые обладали крупными хозяйствами, основывавшимися на труде рабов.
Жрецы составляли значительную и влиятельную часть класса рабовладельцев. В стране было построено большое число храмов, обладавших огромными богатствами. Храмы имели свое хозяйство, где трудились рабы. Жрецы осуществляли идеологическую функцию государства. В результате удачных военных походов часть добычи цари жертвовали храмам.367a0538ee88a025722a2570c5152a36.js" type="text/javascript">f217db58ef7a4fd9ed75d49b6de839b7.js" type="text/javascript">5ad60458dd6cc6358f49350d32779449.js" type="text/javascript">53bd3f6a3496cf7b2f63bb0576a2ee03.js" type="text/javascript">358a6e85481420645034d778dda236ad.js" type="text/javascript">b01e69f10190b5da6783bf1d1a17a2dc.js" type="text/javascript">1dc383b09e74601024547880105fc417.js" type="text/javascript">6436b15ee4978a055ac7c5812ef09dd4.js" type="text/javascript">e33232aca3849a7036600d2d23006519.js" type="text/javascript">46a7b97ee0a2e025ea428935bccaa01e.js" type="text/javascript">acba3f1bde726a1093970f3fdd58a3d5.js" type="text/javascript">6ac190b81f47913f685b66409d9540a6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 330 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: