Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914 - 1917)
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:49
Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г., была вызвана резким обострением противоречий между сложившимися задолго до нее двумя враждебными группировками крупных империалистических государств - Германией, Австро-Венгрией и Италией (Тройственный союз) и Англией, Францией и Россией (Антанта). Обе враждующие группировки преследовали империалистические, захватнические цели, особенно воинственно были настроены германские империалисты.
Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. В планы господствующих классов России входили захват принадлежавших Турции Константинополя и проливов из Черного моря в Средиземное - Босфора и Дарданелл, отторжение от Австро-Венгрии Галиции, овладение Турецкой Арменией. Русская армия провела ряд успешных операций. Однако хозяйственно-политическая отсталость России, обнаружившийся в первые же дни недостаток вооружения и снаряжения обусловили многочисленные неудачи и поражения, огромные человеческие потери.
Господствующие классы России надеялись обеспечить себе в ходе войны высокие прибыли путем захвата новых территорий, рынков сбыта, источников сырья и выгодных военных поставок, а также отвлечь трудящихся от революционной борьбы. Стремление к достижению этих целей определяло внутреннюю и внешнюю политику царизма и активную поддержку буржуазией и помещиками ведения войны. Они развернули широкую пропагандистскую кампанию, стремясь убедить массы, что война носит оборонительный характер и ведется ради защиты своего Отечества и братьев-славян. Шовинистические настроения в начале войны охватили все слои буржуазии, помещиков, значительную часть интеллигенции, студенчества, даже крестьянства.
Во всех странах буржуазные партии призывали народ поддерживать войну. Почти все западные социалистические партии, вопреки интересам трудящихся, тоже выступили за ведение войны. Большевистская партия была единственной из всех партий, которая активно выступила против войны, в том числе с трибуны Государственной думы, за что ее думская фракция была подвергнута репрессиям.
Война тяжело отразилась на экономике страны. Народное хозяйство начало разрушаться. Отвлечение рабочей силы в армию вызвало значительное сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства. В свою очередь, кризис в промышленности и сельском хозяйстве отрицательно отразился на боеспособности царской армии. Первая империалистическая война усилила революционную борьбу в стране.90c10f25066aa542336fa3be86d6430e.js" type="text/javascript">854e6dc4d99555173ca2714183e28b66.js" type="text/javascript">fae7a443b7260c54e39121cd60eb074b.js" type="text/javascript">e90edce889adf496a3d5379f959abee3.js" type="text/javascript">9771503097b05d1fba4feeff55d45a9a.js" type="text/javascript">0a9503f99d1d004d539ab45ca363c110.js" type="text/javascript">ed606ae0417dc7f0264433e9c5d9b79c.js" type="text/javascript">02ab2ed0e78c9e7f21f0f7d5f051913a.js" type="text/javascript">ead59c8f930710855ea010e8723ddd68.js" type="text/javascript">b6277dc20c1f79059c4fca14190d15fc.js" type="text/javascript">84c6341da79bc227bfdda5928550f914.js" type="text/javascript">4745a58d23dad98ff71fe0ea42cb112a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Право
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:49
Экономическое, социальное, политическое развитие России в начале XX в. требовало серьезных изменений в праве. Существовавшее законодательство не способствовало развитию капиталистических отношений. 900-е годы - годы интенсивной правотворческой деятельности. Часть законопроектов была утверждена, но многие так и остались в стадии разработки и обсуждения. Наибольшие изменения произошли в государственном, административном, земельном и уголовном праве.
В важнейшем для эпохи капитализма гражданском праве не произошло принципиальных преобразований, хотя они очень требовались. Гражданское право Российской империи не было единым для всех подданных. Сложившееся ранее в процессе присоединения новых территорий правило оставлять там старые законы сохранялось и в XX в. Поэтому в Финляндии продолжало действовать Шведское уложение 1734 г., в Царстве Польском применялся Французский гражданский кодекс, конечно, с дополнениями и изменениями. В Бессарабии тоже действовали национальные источники права (Шестикнижие Арменопуло, собрание законов Донича, Соборная грамота Маврокордата), общеимперские гражданские законы носили здесь характер дополнительного источника права. В Прибалтийских губерниях продолжал действовать Свод законов губерний Отсзейских (т. 3). Кочевые и полукочевые народы, населявшие азиатскую часть Российской империи (так называемые бродячие инородцы), жили по своим национальным обычаям, действие российского гражданского законодательства на них не распространялось.
Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I т. X Свода законов Российской империи). Принятый в первой половине XIX в. Свод законов гражданских во многом не удовлетворял требованиям развивающегося буржуазного общества. Часть I т. X не охватывала всего гражданского права, кроме того, содержавшиеся в нем положения, как уже отмечалось, распространялись не на всех подданных Российского государства. Помимо региональных, были и социальные изъятия. Так, и после отмены крепостного права земельно-правовые отношения крестьян регулировались не Сводом законов гражданских, а законом о состояниях (т. IX Свода законов). В значительной степени правоотношения крестьян регулировались обычным правом. Обычай применялся по делам о наследстве и опеке, а также при решении мелких гражданско-правовых споров.
Обычай как источник права широко использовался не только при регулировании указанных выше правоотношений. По судебной реформе 1864 г. мировым судьям было разрешено применение норм обычного права безотносительно к сословию спорящих, если в праве существовал пробел и хотя бы одна из сторон ссылалась на обычай. Законом от 15 июня 1912 г. это правило было распространено на окружные суды. Торговые споры все суды при неполноте закона должны были решать на основании обычного права. В делах же о торговой поклаже и при толковании договоров нормы обычного права имели преобладающее значение по сравнению с нормативными актами.
Отсталость Свода законов гражданских, пестрота источников права, отсутствие единства требовали новой, уже буржуазной кодификации гражданского права. Однако работа над проектом Гражданского уложения затягивалась, а жизненная необходимость развития гражданского права ощущалась очень остро. Поэтому в рассматриваемый период большую роль в приспособлении гражданского права к требованиям буржуазного производства начинает играть Сенат. Роль Сената как толкователя закона и создателя новых правовых норм увеличивалась в связи с тем, что нормы ч. I т. X Свода законов действовали не на всей территории Российской империи. Правотворческая деятельность Сената проявлялась прежде всего через деятельность его гражданского кассационного департамента, хотя и Общее собрание Сената при решении вопросов руководства судами и толкования норм права касалось гражданского права. Юридическое значение сенатских кассационных решений оценивалось по-разному. Сенат претендовал на то, чтобы его решения были обязательны для всех судов. В науке сложилась иная точка зрения. На основании ст. 815 Устава гражданского судопроизводства большинство ученых признавало обязательными решения Сената только для конкретного суда, решение которого рассматривалось в кассационном порядке. Однако на практике все суды признавали решения Сената обязательными наравне с законом.
Сенатская практика не только развивала и преобразовывала институты гражданского права, но и создавала новые, опираясь на "общее разумение законов". Таким образом появились, например, институт неосновательного обогащения, договор в пользу третьего лица, различие аванса и задатка.
Часть I т. X Свода законов не имела раздела "лица", традиционно открывающего гражданские кодексы буржуазных государств. Различное правовое положение граждан Российской империи не позволяло свести в один раздел все нормы, посвященные гражданской правоспособности. После отмены крепостного права на крестьян были распространены не все нормы гражданского права (в частности, в отношении землевладения). Предусмотренное столыпинским законом запрещение крестьянам скупки общинных земель тоже противоречило нормам гражданского права, помещенным в ч. I т. X Свода законов.
Серьезные ограничения продолжали сохраняться для евреев (вернее, лиц иудейского вероисповедания): они могли (за отдельными исключениями) постоянно проживать лишь в определенной местности, были ограничены в праве приобретения в собственность недвижимости.
Существенно различалась правоспособность мужчин и женщин. Особенно ущемлялись права женщин в области наследования по закону. Попытка изменить это положение была предпринята в законе от 3 июня 1912 г. Он уравнял дочерей и сыновей в праве наследования движимого имущества после их родителей, но в отношении наследования земельной собственности определенное неравенство сохранялось.
Гражданское право особо пристальное внимание обращало на вещное право. Значительное число норм и хорошая разработанность институтов вещного права по сравнению с нормами обязательственного отражали отсталость российского гражданского права от требований буржуазного хозяйства. Отсталость гражданского права проявлялась и в сохранении в нем таких чисто феодальных институтов, как заповедные и родовые имущества (имения).
В вещном праве выделялись институты права владения (независимо от основания), права собственности, права на чужие вещи (сервитуты). Для защиты интересов других членов общества были выработаны ограничения в пользовании собственником недвижимостью, прежде всего землей. Это выражалось в праве общественного пользования дорогами и реками, проходящими через земли собственника, запрещении затоплять плотинами земли других собственников и пр. Российское гражданское право ограничивало собственника и в области распоряжения своим имуществом, если это была родовая недвижимость. Родовые имения нельзя было подарить, ограничена была и свобода завещания. Проданное родовое имение могло быть выкуплено родственниками продавца в течение трех лет.
К правам на чужие вещи относились право пользования вещью и ее плодами, право использования угодий в чужих землях. С 1912 г. к ним присоединяется и право застройки, в соответствии с которым лицу предоставлялось право пользоваться землей сроком от 36 до 99 лет для постройки здания. Застройщик мог по истечении срока застройки или снести здание, или оставить его собственнику земли, возможно было заключить на этот счет особое соглашение.
Столыпинская реформа существенно расширила круг земельных собственников. По Закону 1910 г., развитому Законом от 29 мая 1911 г., крестьяне получали хутора и отруба в полную собственность.
Обязательственному праву были известны договоры мены, купли-продажи, запродажи (т.е. договор о будущей продаже), поставки, дарения, имущественного найма или проката (в отношении недвижимости употреблялся термин "аренда"). Максимальный срок аренды был, за редким исключением, 36 лет. Известен был и договор безвозмездного пользования, именуемый ссудой. Достаточно подробно регулировался договор займа, закон ограничивал максимальный размер процентов - 12. Содержались в ч. I т. X Свода законов и нормы, регулировавшие отношения, получившие особое распространение в эпоху капитализма: договоры подряда, личного найма, товарищества, страхования.
Гражданское право, помимо обязательств из договоров, знало, конечно, и обязательства из причинения вреда. Судебная практика выработала новый институт: признала иски из неосновательного обогащения.
Особое место в гражданском праве занимало авторское и промышленное право. Объектом авторского права являлся продукт духовного творчества, выраженный во внешней форме (книги, речи, лекции и т.п.). Автору принадлежало исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение. После смерти автора его права переходили к наследникам на 50-летний срок. К промышленным правам относились права изобретателя, право на фирму и товарный знак. Закон от 28 июня 1912 г. установил, что, несмотря на право изобретателя в течение 15 лет пользоваться своим изобретением, в случае государственной необходимости право на изобретение или усовершенствование могло быть принудительно отчуждено.
Некоторые изменения произошли в наследственном праве. Законом 1912 г. были расширены права женщин - наследниц по закону. Как известно, по русскому праву наследники призывались по очереди. В первую очередь призывались наследники по прямой нисходящей. До 1912 г., если среди наследников были и сыновья и дочери, наследство делилось таким образом, чтобы сыновьям досталась большая часть. Новый закон отменил это правило, уравняв дочерей с сыновьями в наследовании движимого имущества и недвижимости в городах. При наследовании недвижимого имущества за городской чертой доля дочерей была увеличена до 1/7. Внебрачные дети могли по Закону 1902 г. наследовать только благоприобретенное (т.е. неродовое) имущество матери. Во вторую очередь к наследованию призывались боковые родственники, но минуя восходящих. По Закону, действовавшему до 1912 г., сестра при братьях не наследовала. Закон 1912 г. установил порядок наследования сестер при братьях аналогично наследованию дочери при сыновьях.
Семейное право. Основные институты семейного права, сложившиеся еще в XVIII - XIX вв., продолжали действовать и в начале XX в., но некоторые изменения произошли и в этой отрасли права. Так, изменилось правило о местожительстве супругов. Местожительство семьи определялось местожительством мужа. Закон от 14 марта 1914 г. установил возможность раздельного проживания, если для одного из супругов совместная жизнь представлялась невыносимой. До этого существовал порядок принудительного возвращения.
Закон 1902 г. предоставил некоторые права внебрачным детям, но существа их положения этот Закон не изменил. Внебрачный ребенок мог требовать от отца пропитания, получал некоторые права на наследование после матери. Этот Закон допускал усыновление внебрачных детей.
Уголовное право. В начале XX в. в России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г., в редакции 1885 г.), Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.), и Уголовное уложение, утвержденное 22 марта 1903 г. Уложение о наказаниях содержало нормы о тяжких преступлениях, подлежащих рассмотрению общими судебными местами. Устав, напротив, должен был применяться единолично мировыми судьями. Уголовное уложение было введено в действие не полностью: действовали общие постановления о преступлениях и наказаниях, статьи о религиозных и государственных преступлениях, о противодействии правосудию и некоторые другие.
Помимо этих законов, применялись Воинский устав о наказаниях, Устав о ссыльных, Собрание церковных законов и др. Такая множественность создавала известные неудобства.
Законом преступление определялось с формальной точки зрения как совершение или несовершение действия, которое запрещено или предписано под страхом уголовной кары. Уложение о наказаниях не знало никакого формального деления преступных деяний, свойственного западноевропейскому уголовному праву. Уголовное уложение 1903 г. выделяет три группы преступлений: 1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф.
Если Уложение о наказаниях говорило об обстоятельствах, исключавших вменяемость, то Уголовное уложение давало определение невменяемости как состояния, исключающего уголовную ответственность. Согласно Уголовному уложению, вменяемость предполагает способность сознавать свои поступки и действовать осознанно. Уложение о наказаниях рассматривало как состояние невменяемости малолетство, глухонемоту, душевную болезнь, а также необходимую оборону и крайнюю необходимость.b6acbd8a09e6d8f405bff44255c1c23d.js" type="text/javascript">99285e7161d9c8288c091fad58c7dc2f.js" type="text/javascript">7f9314fcb2a4986f5cc550d58fb36e0b.js" type="text/javascript">94269ad70166aa2e5b7fa6fb53b09f41.js" type="text/javascript">b0fbd3d44de4c10e4307e791a70d0f38.js" type="text/javascript">0c846d7f25c1a1eaf6553f41604b873b.js" type="text/javascript">822a3f0b847aa782b6c45d2dec31928d.js" type="text/javascript">77aa5e60e1efbce31a195708b7f4fe9c.js" type="text/javascript">a3d0d0fdc82fad29ab373f1ab00978e6.js" type="text/javascript">070dd586cae57d863fb9ca2de691d70b.js" type="text/javascript">0fe4904d5cd72842ea4c8dffec8141a5.js" type="text/javascript">94237233275e6a9639203479f4ecaf2d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 145 |
Изменения в государственном механизме
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:48
В результате революции 1905 - 1907 гг. и после нее Россия сделала еще один шаг по пути превращения из феодальной монархии в буржуазную. При этом данный шаг справедливо считают даже более серьезным, чем тот, который был сделан в период реформ 60 - 70-х гг. Важнейшим событием в этом плане явилось создание всероссийского представительного органа - Государственной Думы.
Учреждение Государственной Думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране после "кровавого воскресенья", заставила царя искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект Закона о создании Государственной Думы. 6 августа 1905 г. царь подписал Манифест об ее учреждении.
В Законе о Государственной Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Таким образом, предполагалось создание законосовещательного органа дополнительно к Государственному совету. Отличие Государственной Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избираемые населением лица.
В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям - от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие вообще лишались избирательных прав. Явное преимущество предоставлялось помещикам и крупной буржуазии.
Выборы в булыгинскую Думу, однако, не состоялись. Ее бойкотировало подавляющее большинство населения. Народ уступку царизма не принял. Даже либеральную буржуазию она не устраивала.
Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест от 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.
Проект царского Манифеста не обсуждался на заседании Государственного совета, как это тогда полагалось. Против проекта яростно выступили наиболее близкие к царю сановники, министр императорского двора Фредерикс и др. Однако времени на дебаты и размышления не было. Николай II это прекрасно понимал.
Пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим с целью успокоить их. По новому закону предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.
Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Очень хитроумно предоставлялись избирательные права рабочим. Их получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола. Были и региональные ограничения.
Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий - двухстепенные. Вначале выбирались выборщики, а затем уже члены Государственной Думы.
В рабочей курии выборы осуществлялись сложнее - там они были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий по такой схеме: от мелких предприятий с числом 50 и более рабочих по одному уполномоченному, от крупных предприятий - один уполномоченный от полной тысячи рабочих. Сразу же давалось преимущество мелким предприятиям, явно ограничивалось представительство от крупных заводов и фабрик, где пролетариат был особенно организован. Уполномоченные от предприятий выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы.
Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы (от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы).
Сложной была система распределения числа выборщиков по куриям. В результате получалось, что явное преимущество имели эксплуататорские классы. При помощи этой махинации с выборщиками голос помещика равнялся 3 голосам городских избирателей, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих.
При выборах в I Государственную Думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе.
Крайне правые партии - сторонницы самодержавия - потерпели на выборах поражение, их представительство в Думе было незначительным.
В правящих кругах при выработке избирательного закона существовало заблуждение, что крестьянство является опорой самодержавия (крестьянин верит в царя). В результате крестьяне получили в Думе много мест. Образовалась особая фракция трудовиков, которая, выражая интересы крестьянства, часто вносила законопроекты по аграрному вопросу, доставляя большие неприятности правительственному лагерю. Царизм недолго терпел оппозиционную I Думу, через 72 дня она была досрочно распущена.
После проведения выборов во II Думу и начала ее работы обнаружилось, что она еще более оппозиционна самодержавию, чем предыдущая. Усиливавшаяся оппозиционность новой Думы правительству была неожиданной. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало непоследовательной природе русской буржуазии.
У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Прежде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить.
Дума не торопилась также с одобрением государственного бюджета, передав его на рассмотрение специальной комиссии, которая могла вынести и отрицательное решение. Самодержавие было заинтересовано в том, чтобы бюджет утвердила Дума, так как от этого зависело решение вопроса о получении займов от иностранных государств, а Россия имела большие государственные долги. Правительства иностранных государств придавали большое значение утверждению бюджета Думой. По этому акту они судили о платежеспособности России, поскольку в Думе были представители крупной буржуазии.
Продолжались различные запросы депутатов к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел. 1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной Думы. Он потребовал лишения депутатской неприкосновенности и выдачи правительству 55 членов Думы - депутатов социал-демократической фракции. 16 из них как наиболее изобличенные в заговоре подлежали немедленному аресту.
Дума отказалась решать этот вопрос немедленно и передала его на рассмотрение комиссии, обязав ее дать свое заключение 4 июня. Все же решать этот вопрос Думе не пришлось. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы, преданы суду и осуждены на разные сроки каторги и ссылки. В действительности никакого заговора, конечно, не было. Осужденные оказались жертвами провокации, организованной Министерством внутренних дел.
В Манифесте от 3 июня 1907 г. выдвигались различные обвинения против Думы и делался вывод, что неуспех Думы объясняется проникновением в ее ряды из-за несовершенства избирательного закона недостойных лиц.
В нарушение Основных государственных законов 1906 г., запрещавших царю единолично изменять избирательное право, Николай II принимает новый закон, который еще более урезал избирательные права трудящихся, нерусских народов и др.
Естественно, выборы в III Думу дали желательный для царизма результат. По новой системе первая курия, где преобладали дворяне-помещики, получила более 51% выборщиков. Крестьяне - самая многочисленная часть населения - получили 22,4%, рабочие - немногим более 2%.
При выборах в III Думу большое число мест получили правые, наиболее реакционные партии, слабее были представлены октябристы, но все же их роль оставалась значительной. Потеряли свои прежние позиции кадеты. Таким образом, III Дума была по преимуществу черносотенной, она стала более послушна самодержавию.
Царь, произведя государственный переворот, продемонстрировал, что он всегда может практически единолично изменить любой закон, игнорируя Думу. Он действовал как абсолютный монарх, который никому не должен давать отчет.
Несмотря на отрицательное отношение крайне правых, реакционных монархических деятелей к законодательной Государственной думе, царизм все же не решился ликвидировать это учреждение. Продолжавшееся революционное и демократическое движение в стране исключало для царизма возможность отказа от Думы, при помощи которой создавалась видимость участия народа в государственной жизни страны.
Тем не менее Дума явилась все-таки законодательным, а не законосовещательным органом. Считалось, что ни один закон в государстве не мог быть принят без одобрения Думой. Царь сам принимать законы не мог. Он лишь утверждал (или не утверждал) то, что рассматривалось Думой. За одним исключением, предусмотренным в законодательстве. Царь мог самостоятельно принимать чрезвычайные законы в неотложных случаях, когда были перерывы между заседаниями Думы. Такой чрезвычайный закон обязательно затем вносился на рассмотрение Думы не позднее чем через два месяца после начала ее заседаний. Если в течение этого времени данный закон не вносился на рассмотрение Думы, то он переставал действовать. Это была определенная лазейка для царизма, и он ею охотно пользовался.af00e59ab1c5056d09445430a53b57a3.js" type="text/javascript">ba6b734048381f70a6c6b18f49392522.js" type="text/javascript">86c3062d790a6f7b65efa05320cf1bcc.js" type="text/javascript">c956f918a09924113b1881476d9af2ce.js" type="text/javascript">85f8a66889fa09ed0144aec829b512ce.js" type="text/javascript">2bb15de2ac6d699cd44d6b8d9fcd3ffe.js" type="text/javascript">66cf6bae8c53bedaf615d2aee14f1cb7.js" type="text/javascript">4b5c07be6cd9d22f9e717aedc23953ed.js" type="text/javascript">23377cd384ff3e10b8f2734d02f8e6e1.js" type="text/javascript">75503e3769c6e50e2f3538ea229253db.js" type="text/javascript">a1492d7926aae3f4948f2bdad820004a.js" type="text/javascript">e65ba9fdd094c97d784dda242e935854.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 123 |
Общественный строй
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:48
Общественный строй России определялся уже отмеченным переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне, главным из которых являлось помещичье землевладение. Определенная часть помещиков перевела свое хозяйство на рельсы капитализма, однако многие использовали старые формы эксплуатации, конечно, в той мере, в какой это было возможно после освобождения крестьян.
Применение отсталых методов ведения хозяйства не позволяло помещикам получать высокие доходы. Они вынуждены были по-прежнему закладывать свои земли, фонд дворянских земель неуклонно сокращался.
Царское правительство принимало меры к сохранению крупного частного землевладения. Оно установило особый режим для земель, которыми владели наиболее знатные и богатые помещики. Законодательство ограничивало передачу в другие руки или дробление этих земель.
В результате развития капиталистических отношений в России продолжали значительно усиливаться экономические позиции буржуазии. Однако пережитки феодально-крепостнических отношений тормозили рост производительных сил, мешали предпринимательской деятельности буржуазии, которой необходимы были свободные земли для строительства фабрик, заводов, железных дорог, а также требовались лесоматериалы, полезные ископаемые, различное сырье. Отсталость сельского хозяйства отрицательно отражалась на развитии внутреннего рынка.
Буржуазии все же удавалось приобрести значительную часть земель. Обуржуазивание некоторой части помещиков прежде всего опиралось на капиталистическую перестройку самих поместий, ставших поставщиками хлеба на рынок и сельскохозяйственного сырья для промышленных предприятий. Отдельные помещики вкладывали свои капиталы в промышленные, транспортные и торговые предприятия, были держателями акций.
Буржуазия стремилась к политическому господству, но, опасаясь народных масс, предпочитала дождаться реформ. Будучи непоследовательной, российская буржуазия шла на сделку с царизмом, желая его сохранения, и вместе с тем вела борьбу за участие в политической власти.
Самодержавие, отстаивая в целом интересы помещиков, вместе с тем вынуждено было поддерживать и капиталистов, способствуя капиталистическому развитию страны. Сама царская семья выступала в качестве крупнейшего феодала и капиталиста. Она обладала громадными землями и различными промышленными предприятиями. Как и в дореформенные времена, трудно было отделить государственное имущество и государеву собственность.
Важным событием в экономической и социальной жизни страны, в первую очередь деревни, явилась столыпинская аграрная реформа, начатая в 1906 г.
Председатель Совета министров П.А. Столыпин был известен не только проводимыми им репрессиями. Он не без оснований полагал, что революцию порождают определенные недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них Столыпин считал сельскую общину, сохраненную крестьянской реформой и тормозившую развитие капитализма в деревне. Именно на ее разрушение и был направлен Царский указ от 9 ноября 1906 г., подготовленный Столыпиным.
Столыпин исходил из необходимости создания в деревне массовой и более сильной, чем помещики, социальной опоры самодержавия - кулачества. За образец он взял Германию, где в то время консервативный крестьянин являлся опорой монархии. Однако в России такого крестьянина требовалось еще создать. В этом и состоял основной смысл аграрной реформы.
Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою единоличную собственность соответствующий земельный надел, который полагался ему, когда он был в составе общины. Столыпин думал, что путем разрушения общины удастся создать крепкие кулацкие хозяйства, которые, как правило, выделялись из нее и хозяйствовали обособленно. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования таких кулацких хозяйств. В целом при осуществлении этой реформы не удалось достичь того, что намечалось. Частичное разрушение крестьянской общины, способствовавшее развитию буржуазных отношений, правда, произошло, и в этом состояло прогрессивное значение реформы. Но достаточно широкого размаха оно не получило.
Вместе с тем реформа способствовала процессу расслоения крестьянства, что привело в конечном счете к обострению классовой борьбы в деревне. Помещики были недовольны ростом влияния деревенской буржуазии. Обострились отношения между кулачеством и остальной массой крестьянства, сопротивлявшегося реформе.
Важную часть реформы составила переселенческая политика. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России, Прибалтике, представлявшую собой взрывоопасную силу. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны. На черноземах Сибири возникли эстонские, латышские, литовские, украинские деревни. Однако переселение было организовано плохо, что существенно снизило его результаты.
Сдвиги в экономической и социальной структуре, новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование определенных групп общества, трех лагерей. К первому можно отнести правительственный лагерь, который включал в себя царскую семью, придворную знать, чиновников и военных, реакционное духовенство, наиболее консервативную часть помещиков-дворян, а также некоторую часть верхушки крупной торгово-промышленной буржуазии, основной задачей которых являлось сохранение самодержавного строя, пресечение любых попыток внести изменения в общественный и государственный строй. Второй лагерь включал в себя буржуазию и либеральных помещиков. У него была двуединая задача - предотвратить народную революцию и добиваться умеренной конституционной монархии. Третий лагерь - революционо-демократический. Основной целью его являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. В этом движении участвовал пролетариат в союзе с крестьянством.9f461026fc7891e5c736b3011e2ab256.js" type="text/javascript">8dec6bc6ac52a3eb7647ca155308073b.js" type="text/javascript">e6b095f3c78f508e8b23f84f471b3be6.js" type="text/javascript">546ac173e42d6dacfd2912c507ced5ad.js" type="text/javascript">13dbe78a41d92eaba1919d5642d211fc.js" type="text/javascript">6ec750154e373f5ff6a077c25aa7d0a4.js" type="text/javascript">e01f978135930311a1c1bf64602aa4e6.js" type="text/javascript">774682c3777101ca814fd19b357043a9.js" type="text/javascript">ea1c56ee4af5075039d14e96e1dd6134.js" type="text/javascript">b4fe6ea42f58898df0ee073cdb87f5a1.js" type="text/javascript">f91fc59764d7c364ab2b400545bd4c50.js" type="text/javascript">f3a17457840a49c3b003d1edb394c613.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 142 |
Первая российская революция
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:47
В конце XIX - начале XX вв. Россия одновременно с передовыми капиталистическими странами вступает в новую стадию развития. Это было результатом бурного капиталистического роста, проходившего в стране в пореформенный период. Следует отметить к тому же, что русские капиталисты, используя накопленный опыт других стран, строили свои заводы и фабрики на новейшей технической основе.
По степени концентрации и централизации промышленного производства Россия в начале XX в. достигла первого места в мире. Она пытается и вывозить капитал в другие страны, например в Индию, Персию. Россия вступает в борьбу за рынки и сферы влияния.
Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышленности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве. Сочетание капиталистических противоречий с неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 - 1907 гг.
Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, введение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преобразований в стране (установление выборности государственных органов, обеспечение прав и свобод граждан и т.д.).
Революция началась с событий 9 января 1905 г. На "кровавое воскресенье", устроенное самодержавием, пролетариат ответил волной забастовок и демонстраций по всей стране, а также вооруженными выступлениями в отдельных районах. Высшего подъема революция достигла в конце 1905 г. В октябре всеобщая политическая стачка на время парализовала деятельность государственных органов и частных предприятий. В декабре 1905 г. в Москве и некоторых других городах вспыхнули вооруженные восстания трудящихся масс.
В ходе революции 1905 - 1907 гг. возникает принципиально новая форма организации трудящихся - Советы, которым было суждено политическое будущее. Родившись как органы руководства стачкой, Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного восстания. Они стали и зародышем новой власти. Советы явочным порядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой рабочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные государственные и хозяйственные вопросы в пределах той территории, которую они контролировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие революционный порядок.e585d2e4ad9e39bd7a05617c7aacab87.js" type="text/javascript">3fab0a652b478fee5a269d5a6946b364.js" type="text/javascript">e911b9337a9c44e6b9c8b605d8615322.js" type="text/javascript">f0f41d31afb4689963c8629b5b574cc6.js" type="text/javascript">ba09bd76e90e64bc1a6991746630b779.js" type="text/javascript">aa74cdfe0a0d7c8411756828326aaf79.js" type="text/javascript">a3cc156d02d43dbb4b186f04a25e91c9.js" type="text/javascript">e30c847b614ce31012368be741ea0f25.js" type="text/javascript">c0cf5430be910a53ac258bee8b3e4e59.js" type="text/javascript">2bfed2ce6fd568f65b9e0aa308180c99.js" type="text/javascript">9b377eca65ca47b9cfa88fef67cffa69.js" type="text/javascript">25bf5ab90169bb6192c4bc789a7de58c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 141 |
Основные моменты развития права
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:47
Во второй половине XIX в. на содержание права России значительное влияние оказали буржуазные реформы. Феодальное право тормозило развитие капитализма, но в него все больше проникают буржуазные институты и все большее влияние на него оказывают буржуазные правовые принципы. Многие нормы в системе права, помимо воли царя и реакционной дворянской верхушки, способствовали развитию и укреплению буржуазных отношений, подрывая экономические и политические позиции дворян-помещиков.
В недрах феодального права начинают складываться и развиваться основы буржуазного права.
Основные источники права в это время не изменились. Как и прежде, действовало Полное собрание законов Российской империи - публикуются второе и третье Собрания, появился XVI том Свода законов Российской империи.
Принимается большое число различных законодательных и ведомственных актов, в которых обнаруживается стремление их составителей регламентировать все до мельчайших подробностей - характерная черта полицейского государства. Ни в одной стране не существовало такого обилия законов, как в царской России, но и законности в России в то время не было. Несмотря на множество законов, они в условиях самодержавия не всегда могли соблюдаться и исполняться в соответствии с их точным смыслом. Грубые нарушения законности безнаказанно допускались органами царской полиции и жандармерии. Особенно явным кризис царской законности стал в 80-е гг., когда самодержавие в нарушение своих же законов установило в стране режим полицейского террора.
Гражданское право. После освобождения крестьян от крепостной зависимости расширилась сфера применения гражданского права. Крестьяне стали более активными участниками гражданских правоотношений. Они в большей мере, чем раньше, могли покупать и продавать, а также заключать другие сделки, ибо имели свои земли, а также движимое и недвижимое имущество.
В нормах гражданского права уделялось большое внимание регулированию различных отношений, связанных с развитием промышленности и торговли. Появились различные промышленные и торговые уставы, регулировавшие правовое положение частных предприятий.
Для обязательственного права этого периода характерен принцип договорной свободы, который предоставлял возможность эксплуататорам города и деревни навязывать трудящимся кабальные сделки. Получили распространение кабальные договоры между помещиками и крестьянами. За аренду помещичьей земли крестьяне работали в барских имениях либо отдавали помещикам часть урожая, полученного тяжким трудом на арендованной земле.
Свобода договора найма вскоре привела к крайне жестокой эксплуатации рабочих на капиталистических предприятиях. Интересы предпринимателей ничем не ограничивались, рабочие же были вынуждены заключать кабальные договоры.
Фабричное право. Развитие промышленности и рост рабочего движения способствовали принятию ряда законодательных актов, регулирующих вопросы труда и заработной платы рабочих. Эти законы заметно развили специальную отрасль права царской России - фабричное право.
Стремясь предотвратить обострение классовой борьбы между пролетариями и капиталистами, опасаясь революционного взрыва, царизм пошел на установление некоторого ограничения произвола фабрикантов. Прежде всего ограничивались продолжительность рабочего времени - не более 11,5 часа в сутки (раньше предела не было), использование труда детей и подростков. Делались попытки регламентировать применение фабрикантами штрафов к рабочим.
Для надзора за соблюдением фабричного законодательства образовали специальный орган - фабричную инспекцию, наделенную соответствующими правами. Несмотря на то что фабричные законы лишь незначительно ограничивали произвол капиталистов, сам факт их появления в самодержавном государстве свидетельствовал об определенных успехах рабочего движения.
Уголовное право. Судебная реформа, передавшая в подсудность мировых судей небольшие уголовные дела, предусмотренные Уставом о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, обусловила необходимость изменения Уложения о наказаниях 1845 г. Результатом явилось создание в 1866 г. новой редакции Уложения, которое стало теперь заметно короче (на 652 статьи).
Еще раньше, в 1863 г., в свете новых, гуманных веяний были отменены телесные наказания, наложение клейм и штемпельных знаков на лицо.
Однако в новой редакции Уложения о наказаниях все же сохранилось применение такой меры, как битье розгами, хотя она и использовалась в сравнительно редких случаях (главным образом к крестьянам по приговорам волостных судов).
В 1885 г. была осуществлена новая редакция Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Появились новые составы преступлений, что было обусловлено необходимостью вести борьбу с активизацией революционного движения в стране (установлена уголовная ответственность за распространение сочинений, призывающих к восстанию против верховной власти, расширена ответственность за стачки).
В Уложении 1885 г. сохранялось четкое деление на Общую и Особенную части.
В первом разделе, выполнявшем по-прежнему функции Общей части, большое внимание уделялось стадиям совершения преступления, голому умыслу, приготовлению, покушению, оконченному преступлению, проводилось разграничение между понятиями преступления и проступка.
Представляло определенную ценность для развития уголовного права подробное закрепление основных принципов соучастия в преступлениях. Среди соучастников различались главные виновники, участники, зачинщики, сообщники, подговорщики, или подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели. Весьма подробно в тексте уголовного закона излагались основные положения о наказаниях.
В Особенной части Уложения 1885 г. традиционно на первом месте стояли преступления против веры. Среди наиболее тяжких преступлений выделялись государственные, а также преступления и проступки против порядка управления.
Уже в середине XIX в. наметилась некоторая гуманизация системы наказаний. Отпали такие мучительные наказания, как колесование и четвертование, но сохранились простые формы смертной казни, преимущественно повешение. Публичность проведения смертной казни постепенно отпадает.
Устрашение оставалось главной целью наказания, но уже изменились его формы. Шире применяются тюремное заключение, каторга, в том числе пожизненная, ссылка в Сибирь и другие отдаленные места.
Влияние буржуазных принципов на феодальное право свидетельствовало о достижениях в развитии уголовного права России во второй половине XIX в. Однако в целом царские уголовные законы сохраняли многие черты феодального права.527f57f5c268c55100f87836386675b5.js" type="text/javascript">808463151c5287e05acc542b0c38607c.js" type="text/javascript">52675ab81846b5b6f3760f728dfeb173.js" type="text/javascript">94d01757f588b39d6ecf1d906fb5b930.js" type="text/javascript">2b4f5807939ac3d23504732a78c5f41e.js" type="text/javascript">384a6605c3ff5366c1299a6fdc957fd9.js" type="text/javascript">c86164aabcaed6371190e254f034153d.js" type="text/javascript">d550e40a9cb6e8ea2bddb799d71c0568.js" type="text/javascript">27a8ea15ce34056cf8ac469231a6a59c.js" type="text/javascript">636473bd2f2234b7e487b9df76e73566.js" type="text/javascript">c0a30d14b0ab5d4b74cc0889c41abef7.js" type="text/javascript">a676ca77f94fd367bab6263a9ef99116.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Государственный строй
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:46
Изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различных системах государственных органов и органов самоуправления.
Органы власти и управления. Развитие Российского государства во второй половине XIX в. проходит как бы в два основных этапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60 - 70-е гг. В 80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попытки отказаться от основных положений буржуазных реформ.
В 60 - 70-е гг. революционное и демократическое движение заставило царизм несколько изменить внутреннюю политику по сравнению с той, какая была при Николае I. В кругах, близких к Александру II, стали вынашиваться идеи ограничения власти монарха, т.е. идеи перехода России к конституционной монархии. Конечно, предложения были весьма умеренными. Прямо о конституции в них не говорилось, речь шла лишь о включении в Государственный совет выборных лиц от земств и городов, но эти попытки были отброшены после убийства Александра II.
Новый царь, Александр III, некоторые время выжидал, опасаясь активности народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Манифест о незыблемости самодержавия. Абсолютный монарх сохранял все свои прежние неограниченные права в области законодательства, исполнительной и судебной деятельности.
В 1861 г. был создан новый высший орган - Совет министров, председателем которого считался император. Комитет министров сохранялся, но он рассматривал главным образом текущие дела. Совету министров поручалось рассмотрение наиболее важных государственных вопросов. В его состав входили министры, начальники главных управлений, председатель Комитета министров, председатель Государственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на свое название, Совет министров не являлся правительством. Он имел только совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов государственного управления Совет министров не обладал.
Ослабевает значение Государственного совета, члены которого назначались пожизненно и вели себя иногда относительно независимо, что не нравилось Александру III. При решении большинства государственных вопросов он опирался на Комитет министров, который и становится в это время основным совещательным органом.
Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат. Он постепенно превращался в своеобразную богадельню. В него назначались потерявшие способность к работе в других сферах государственного управления высшие и средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные вознаграждения, практически ничего не делали.
После Крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министерства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов создается специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблюдало за тем, чтобы крестьяне своевременно выплачивали долги за полученные ими земельные наделы.
Поскольку Россия вступила на путь капиталистического развития, то требовалось усиление деятельности правительственных органов по руководству промышленностью и торговлей. Возникла необходимость поощрять развитие частного капитала. Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства финансов образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил казенной промышленностью, т.е. предприятиями, которые принадлежали государству и лично царю. Кроме того, этот департамент оказывал финансовую помощь частной промышленности.
Закономерности экономического развития заставляли самодержавие принимать меры, направленные на строительство в стране железных дорог. В 50 - 60-х гг. царизм испытывал серьезные затруднения в финансовых средствах для проведения этой работы. Ему приходилось опираться на частный капитал, поощряя деятельность буржуазии по участию в железнодорожном строительстве. В связи с этим в 1865 г. образовалось Министерство путей сообщения, которое и координировало деятельность по строительству железных дорог. В дальнейшем царизм стал вести строительство и за счет государственных средств.
В начале данного периода продолжало функционировать III отделение Собственной канцелярии царя. В качестве вспомогательного для него органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распространении революционных воззваний. Материалы этой комиссии послужили основой для организации ряда политических судебных процессов (нечаевцев и др.).
В 70-х гг. главная задача III отделения состояла в ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы политического сыска, поскольку народники упорно продолжали преследовать царя, готовя его убийство.
Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя. III отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим возникла необходимость перестройки всей системы организации полицейских органов.
В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с генералом Лорис-Меликовым. Он был за твердую диктатуру в борьбе с революционным движением, но считал, что чересчур крутые меры могут повредить царизму. Верховной комиссии временно подчинялись III отделение и корпус жандармов. Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими делами в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных органов для борьбы с революционным движением.
В июле 1880 г. последовало упразднение III отделения, а функции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.
В системе МВД создается Главное управление по делам печати, первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных демократов.
В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Прекратили существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные тюрьмы с центральным подчинением - так называемые централы (например, Александровский централ вблизи Иркутска). С ликвидацией III отделения политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Главного тюремного управления. Возрастает в это время число каторжных тюрем, главным образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.
6 августа 1880 г. при МВД создается Департамент полиции - важнейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товарища (заместителя) министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.
В составе департамента полиции было семь делопроизводств. Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим сыском и охраной царя. В 1889 г. вместо этого делопроизводства образовался особый отдел Департамента полиции.
В 80-е гг., особенно после убийства Александра II, усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, закрывать печатные органы. Особые права они имели в местностях, объявленных на положении усиленной охраны. Губернаторы могли арестовывать и высылать из таких мест в административном порядке неблагонадежных лиц.
В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось укрепить уездные полицейские органы. Вместо городских и земских исправников создавались уездные полицейские управления во главе с исправниками. Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах - станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского урядника.
В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (более крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные канцелярии, которые и ведали полицейскими вопросами. Города делились на части, или участки, и околотки, а во главе этих территориальных единиц стояли участковые и околоточные надзиратели.
Жандармские округа были упразднены, но в каждой губернии появилось жандармское губернское управление.
Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти не заметно, то реформы 60 - 70-х гг. в области самоуправления дают буржуазии реальную власть на местах при всех ограничениях и преградах, которые ставило законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во введении или расширении принципа самоуправления.
Земская реформа. Она была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распорядительных органов выполняли губернские и уездные земские собрания, члены которых избирались по трем избирательным группам, называемым куриями. Прежде всего избирались уездные земские собрания.
К первой избирательной курии относились уездные помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 десятин. В первую курию входили не только помещики, но и крупные торговцы и промышленники, имевшие в уезде предприятия стоимостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.
Второй была городская курия. В ней получали избирательное право городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимого имущества стоимостью от 500 до 3 тыс. руб. в зависимости от величины города.
Избирательные права по первым двум куриям имело, таким образом, лишь незначительное меньшинство населения.
В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользовались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, которые затем выбирали гласных уездного земского собрания.
Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в 29 губерниях гласных уездных земских собраний из дворян было 42%, из крестьян - 38%. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собраний. Распределение числа гласных по куриям здесь оказалось еще больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74% гласных, крестьяне - 11%.
Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков, которые, получив преимущество в земствах, имели возможность проводить там соответствующую политику. В исполнительных органах земских учреждений - губернских и уездных земских управах - тоже преобладали помещики.
Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хозяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботились о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания населения, строительством и материальным обеспечением школ.
Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое постановление земства по мотивам нарушения законов либо по соображениям противоречия государственным интересам, что могло истолковываться как угодно. Сенат принял специальные постановления, запрещавшие сношения земств друг с другом. Царизм боялся объединенных, согласованных действий земств, они были возможны только через государственные органы.bf195b35b72c7a48f1501889140c850e.js" type="text/javascript">852d24c7a9bdda2a6f132e857fc02107.js" type="text/javascript">0e864b9fdad7590e7322bb475a45ef7d.js" type="text/javascript">3115e2f569476eaa73e56a6c40dac10f.js" type="text/javascript">2cc7ed6c734d1e1fb4ea9eb5e1310633.js" type="text/javascript">0dd4d316e8c49db5e361f8568afec568.js" type="text/javascript">b7a1363e164b52eb374ea7436fe4d3a6.js" type="text/javascript">6dddce0826d015d340e955ce1aaa46b0.js" type="text/javascript">1b83493b569bb75a84a3f8daee6df1b8.js" type="text/javascript">4ca1fb598e935b6cf7d1b37683ec3e65.js" type="text/javascript">8815d32a0bc5f6c4f6f9195893bc4f70.js" type="text/javascript">5d63d7a5fa1d61010670a67aab3ba188.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 173 |
Изменения в общественном строе
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:45
Отмена крепостного права и проведение ряда буржуазных реформ внесли существенные изменения в общественный строй. Был открыт широкий путь развитию капитализма в России. Однако и после реформы сохранились многочисленные пережитки феодализма, особенно в сельском хозяйстве.
Одним из способов ведения помещичьего хозяйства некоторое время было экономическое закабаление крестьянства. Используя крестьянское малоземелье, помещики предоставляли крестьянам землю за отработку. По существу, продолжались феодальные отношения, только на добровольных началах.
В деревне неуклонно развивались капиталистические отношения. Появился сельский пролетариат - батрачество. Несмотря на препятствия, создаваемые общинным строем, шло расслоение крестьянства. Сельская буржуазия - кулаки - наряду с помещиками эксплуатировали бедняков. В силу этого шла борьба между помещиками и кулаками за влияние в деревне.
Но главная линия борьбы в деревне проходила между помещиками и крестьянами. Крестьянство в целом вело борьбу с помещиками за возвращение крестьянской земли, отрезанной в пользу помещиков при проведении крестьянской реформы. Все чаще ставился вопрос о передаче крестьянам всей помещичьей земли.
Нехватка земли у крестьян побуждала их искать приработка не только у своего помещика, но и в городе. Это порождало значительный приток дешевой рабочей силы на капиталистические предприятия. Город все сильнее и сильнее втягивал в свою орбиту бывших крестьян. В результате они закреплялись на капиталистическом производстве, а затем в город переезжали и их семьи. В дальнейшем эти крестьяне окончательно порывали с деревней и превращались в кадровых рабочих, свободных от частной собственности на средства производства, пролетариев. Поскольку крестьянин вырывался из-под власти крепостника, постольку он становился под власть денег, попадал в условия товарного производства, оказывался в зависимости от нарождающегося капитала.
В пореформенный период в России строятся новые заводы и фабрики. Буржуазия, используя большой приток дешевой рабочей силы, гигантскими темпами развивает промышленность, извлекая из этого сверхприбыли. В основных отраслях промышленности завершается промышленный переворот (переход от мануфактур к машинному производству), увеличивается производительность труда.24265ef6d4fecae3d93cef3b48a6bf3e.js" type="text/javascript">a931f7958da7d2e53a79aef3e846e740.js" type="text/javascript">28fb4a2ef27532fbda61ffcfe7f7f152.js" type="text/javascript">8f9d9562a175612805f9e3cceb617e15.js" type="text/javascript">c5fefed743eb884f85596229f87e4a05.js" type="text/javascript">34d1e342584235fb5a13824015483ce2.js" type="text/javascript">272f70ec2eb9be81f7221276940064d9.js" type="text/javascript">7329bc5edfeb03c8cf9c9e9ffb492972.js" type="text/javascript">aa6abd34528c154846e336d79469cecb.js" type="text/javascript">e57129a1b93e2497cc805f6c1ca89db8.js" type="text/javascript">d6c8d6310288d6aeee4e76244763c4a9.js" type="text/javascript">19bc2afb1d770cf2f5cbdd15247cd4e3.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Отмена крепостного права
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:44
Экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений. К середине XIX в. кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.
Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.
В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.
Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.
В 30 - 50-е гг. XIX в. в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.
Еще Павел I установил ограничение барщинных дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права барщинных крестьян насчитывалось 71,1% .
--------------------------------
См.: Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 16.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.
Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.
Страна переживает кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разоряются. Растут нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859 - 1861 гг. революционной ситуации в стране.
Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.
Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.
В начале января 1857 г. по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.
Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.
Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права.
В январе 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.
На содержание проекта крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.
Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Пока шли эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработку и принятие аграрных законов. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.
Революционная ситуация 1859 - 1861 гг. дала непосредственный толчок, который ускорил решение вопроса об отмене крепостного права, обусловленное объективными закономерностями экономического развития.
С момента обнародования документов реформы крестьяне получили личную свободу. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись лишь некоторые права по надзору за поведением вышедших из крепостной зависимости крестьян.02cc6e611d9b4eb537fc30b33df2d18d.js" type="text/javascript">a328a64b0d920dadf6e705f374682eee.js" type="text/javascript">830d7a448321426452c38fb5df45e401.js" type="text/javascript">cae520ccd7af8382cd360820a430f973.js" type="text/javascript">86ef26af93f5da04c7458d105f52240f.js" type="text/javascript">78b547f3f36cf093872fa37ed62d8c5b.js" type="text/javascript">16f30bcf9f022e2e8b4ed89f825b036e.js" type="text/javascript">0121149a53f4f8b00dd1bd8734abda6c.js" type="text/javascript">098dff08bc7acf0e8f81bdabae09a9bb.js" type="text/javascript">5aebf084c885c3abd3263a58de01ba4d.js" type="text/javascript">7d00bf2c8b4f31aabb273f4b0517390e.js" type="text/javascript">6fcd5cdbe72d8d792bd0f91f82fffc94.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
Систематизация законодательства
  История отечественного государства и права | Автор: admin | 17-05-2010, 02:44
Консерватизм и реакционность политической надстройки России первой половины XIX в. предопределили такие же особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого изменения в праве, в его существе были невелики.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он демагогически связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: "Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?" Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.
Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.
Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.
К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В. Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.
Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой, комиссией. Когда "главный исполнитель работ" комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.
Не следует думать, что Николай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепостного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а была просто преобразована во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник - соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.
Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский - видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг. Надо сказать, что Николай I с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Поэтому даже во главе II отделения был поставлен не он, а воспитатель Николая Балугъянский. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.
Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и наконец на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.
ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н. Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов.
В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие "закон" в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.
После издания Полного собрания законов Сперанский приступил ко второму этапу работы - созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Отметим, что уже и при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы. Конечно, существо не менялось, но форма в определенной мере изменялась. Прежде всего акты давались в орфографии XIX в. Отбрасывались элементы законов, которые кодификатор считал, видимо, несущественными. Например, в "Учреждениях для управления губерний" 1775 г. были устранены заголовки статей. Это значительно сократило объем документа, но вместе с тем потерялся удобный для читателя вспомогательный к тексту аппарат. Иногда, возможно, в силу высокого темпа работы, вкрадывались и ошибки. Именно так, очевидно, "Краткое изображение процессов..." и Артикул воинский попали под шапку Воинского устава и были датированы 1716 г. Однако эти недостатки не умаляют громадного исторического значения работы, проделанной Сперанским и его небольшим коллективом.
При создании Свода законов М.М. Сперанский исходил из того, что "Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование". Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод - уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.
В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римский, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.
Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я - уставы о повинностях, 3-я - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я - законы о сословиях, 5-я - гражданское законодательство, 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я - законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержание конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.288529d620ee44e1e9b0f184e3e2df15.js" type="text/javascript">5d7178e48f367c8edb55735eb1382ead.js" type="text/javascript">45c2ea1528e1481572b7a5e9e7292c85.js" type="text/javascript">d318cc7499a39df2d7035282e56ae4f0.js" type="text/javascript">5b29b9d128a79881a8a6e4280456291d.js" type="text/javascript">c0f9dd37c4dc769a2e40884f09bb0ba6.js" type="text/javascript">b7f245a03969fa01a99f0c4e19fbff26.js" type="text/javascript">f69d2bb338e4a30cf0968d71b14118f0.js" type="text/javascript">25692b39c61f7bed22074dd09377c896.js" type="text/javascript">a2049df4fe7edc0f18a9693dad80aeb1.js" type="text/javascript">8199e74940929ccd0f32e9d753ce937e.js" type="text/javascript">b82a9735d57e280183cc18a4febb9b62.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 203 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: