Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Приобретение гражданства Российской Федерации
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Гражданство Российской Федерации приобретается:
1) в результате его признания;
2) по рождению;
3) в порядке его регистрации;
4) в результате приема в гражданство;
5) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
7) по иным основаниям, предусмотренным Законом.
1. Приобретение гражданства в результате признания (ст. 13 Закона о гражданстве). Гражданами Российской Федерации признаются:
1) все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации;
2) лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации. Под территорией Российской Федерации в данном случае понимается территория Российской Федерации по состоянию на дату их рождения.
2. Приобретение гражданства по рождению - «филиация» (ст. 14-17 Закона о гражданстве). В мировой практике существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей.
Российское законодательство о гражданстве сочетает эти два принципа, хотя доминирующим является принцип «права крови»:
1) ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения;
2) ребенок, один из родителей которого на момент его рождения состоит гражданстве Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации независимо от места рождения.
При различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места его рождения, определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если он родился на территории Российской Федерации либо если иначе он стал бы лицом без гражданства.
Принцип «права почвы» применяется в отношении гражданства детей, находящихся на территории Российской Федерации:
1) родители которых неизвестны;
2) родители которых являются лицами без гражданства или же состоят в гражданстве других государств, если последние не предоставляют ему своего гражданства.
3. Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона о гражданстве). В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают:
1) лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином Российской Федерации;
2) лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином Российской Федерации, но они приобрели иное гражданство по рождению - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
3) дети бывших граждан Российской Федерации, родившиеся после прекращения у родителей гражданства Российской Федерации - в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста;
4) лица без гражданства, на день вступления в силу Закона о гражданстве постоянно проживающие на территории Российской Федерации или других республик, непосредственно входивших в состав бывшего СССР по состоянию на 1 сентября 1991 г., если в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации;62567e11add6baf63671d70a129e212c.js" type="text/javascript">8ee1347d3341b2d5665048595985bcff.js" type="text/javascript">107bd5262913e2f282d5717be113bff1.js" type="text/javascript">7b3b8ed19a1c1c0bae5b8bbe80217749.js" type="text/javascript">31ef3e276a6908ace365dc566b0b7084.js" type="text/javascript">ca16500c02dd573ad010ab0ec2a14557.js" type="text/javascript">1d4b5fca0888ad4341da66280d952004.js" type="text/javascript">d7b9928aa0c8d4647b9a3544ab6b03f3.js" type="text/javascript">07667abb6fcf8b79a873f4cbdea87e6e.js" type="text/javascript">dcc46c7552ad44b2cba006b54efadb75.js" type="text/javascript">8e7789a5f47a142fd997f44b768e6a53.js" type="text/javascript">8aefb258b957a4889c9e9ef3bdd0f45a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 201 |
Прекращение гражданства Российской Федерации
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Гражданство Российской Федерации прекращается:
1) вследствие выхода из гражданства;
2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство;
3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории;
4) по иным основаниям, предусмотренным Законом.
1. Выход из гражданства (ст. 23 Закона о гражданстве) - это его утрата лицом по собственному волеизъявлению.
1. Выход из гражданства может быть реализован двумя способами:
1 ) по ходатайству гражданина;
2) в порядке регистрации (то есть в упрощенном порядке), если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке.
Закон о гражданстве установил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства:
1) если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерации договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации (п. 2 ст. 23 Закона о гражданстве), ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено;
2) выход из гражданства Российской Федерации не допускается (п. 3 ст. 23 Закона о гражданстве):
- после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;
- если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.ca647cb254ba05279cc9f352fff951cb.js" type="text/javascript">fa4d78dd56b42d8891cb43a05f89ee33.js" type="text/javascript">5d1393fdf6941aa610daaed6bc140a39.js" type="text/javascript">ff035c50f4ccd0cafce044f490ab9a23.js" type="text/javascript">372dc6858ddb996b44cfb40cce53f121.js" type="text/javascript">a5d41e9bc11838ff2258f42ff44092db.js" type="text/javascript">55fe901703bc6a98a65f5dab950c3d5d.js" type="text/javascript">665f9d12ea8e88b5c2e07fd9604fbd47.js" type="text/javascript">b61afce4745428442f1a01ec33928c99.js" type="text/javascript">c477934f427d8337ac3845c940ffa4f3.js" type="text/javascript">0a49574646cae6da81a6421f6f039e62.js" type="text/javascript">6597ce1f1dae28b0a10de9009b40482a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 160 |
Порядок разрешения дел о гражданстве Российской федерации
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Государственными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
1 ) Президент РФ;
2) Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
3) Министерство внутренних дел Российской Федерации и его органы;
4) Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.
Президент РФ принимает решения по вопросам: приема в гражданство; восстановления в гражданстве; разрешения на выход из гражданства Российской Федерации; двойного гражданства; отмены решения о приеме в гражданство; предоставления почетного гражданства. По всем названным вопросам Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства Президент РФ образует Комиссию по вопросам гражданства.
Важную роль в системе государственных органов, ведающих делами гражданства, играют МВД РФ и его органы, МИД РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения. Они осуществляют следующие полномочия:
1) принимают заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
2) проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
3) направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;
4) определяют принадлежность лиц к гражданству Российской Федерации; осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях;
5) осуществляют исполнение решений по вопросам гражданства.0ec3ecb646cd9be5fc12deca93e241d2.js" type="text/javascript">defa58b71e00fb1167ecfa35cb7f441c.js" type="text/javascript">8d2034bde2e6595021dcda91221f7f49.js" type="text/javascript">afa0e50a3b46529ee23a5de9ac6de64c.js" type="text/javascript">9dedc3c5fe65b40de26e6349beaf2ada.js" type="text/javascript">4b997baed588b9d68576aa7ecc34b595.js" type="text/javascript">823236afe77ea051a30b1a9bf3f6c6b6.js" type="text/javascript">3f3e1b06657fc37ed7b465b71db092bb.js" type="text/javascript">edfff5597f6727775b088c27007841d8.js" type="text/javascript">2ddfc8c5aa587995e1d6a40d31a31c49.js" type="text/javascript">c35d4c6311db74cbec8e776aaacba896.js" type="text/javascript">b5629d7997ef4679e9ccec799961a8fb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 170 |
Правовое положение иностранцев в Российской федерации
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
На территории Российской Федерации, кроме граждан России, составляющих большинство населения, постоянно проживают или временно находятся лица не имеющие гражданства Российской Федерации, - так называемые «иностранцы». Термин «иностранцы» в литературе чаще всего используется в качестве собирательного понятия для обозначения двух категорий лиц: иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
В основе правового статуса не состоящих в российском гражданстве лиц лежит принцип национального режима, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Правовое положение иностранных граждан, пребывающих на территории России, определяется Законом СССР от 24 июня 1981 г. (в редакции от 15 августа 1996 г.) «О правовом положении иностранных граждан в СССР», * который сохраняет свое действие до принятия по этому вопросу федерального закона. Юридический статус иностранцев регулируется также нормами отдельных отраслей права (гражданского, гражданско-процессуального, таможенного, семейного, уголовного и др.).




* Ведомости ВС СССР. 1981. № 26. Ст, 836; СЗ РФ. 1985. № 21. Ст. 1930; 1996. № 34. Ст. 4029.


Основные принципы правового положения иностранных граждан содержатся в вышеупомянутом Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». К ним относятся: равенство иностранных граждан перед законом независимо от каких-либо условий; использование ими прав и свобод в той мере, в какой оно не наносит ущерб интересам Российской Федерации, правам и законным интересам граждан Российской Федерации; обязанность уважать Конституцию и соблюдать законы.
Закон 1981 года разграничивает иностранных граждан на две категории: постоянного проживающих на территории Российской Федерации, то есть имеющих на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел; временю пребывающих в Российской Федерации, то есть находящихся в России на ином законном основании. Временно пребывающие иностранные граждане обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.b111bfa87caa4a0887070298085d3690.js" type="text/javascript">14f57b530fb20cd3062bd9ed2f2051f1.js" type="text/javascript">000f27425c9c81b0f332f25e72d22b09.js" type="text/javascript">67135f0113a6d504494aad12bb0bfe3a.js" type="text/javascript">dd6bb27c8a0c38e9d1a6b2657b142b84.js" type="text/javascript">cfba94009ea6fcbc11d81a9f9ac8e226.js" type="text/javascript">3ad8f901ad758cd474f79cef27bf4f4d.js" type="text/javascript">26a3b86e1c291bf694913a64bd9eb9a8.js" type="text/javascript">06c57ced592b2fa6788a23b75875cb5a.js" type="text/javascript">514cee881febe3f27b71b2c6559fbf02.js" type="text/javascript">4d238b9de4ed5e5d29bc4e0973607006.js" type="text/javascript">c3d824911cd6b323f361d8eb52ed513b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 225 |
Принципы правового статуса человека и гражданина
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Принципы правового статуса человека и гражданина - это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:
1. Центральное место занимает принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.
Принцип равноправия включает в себя следующие положения:
1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политически организованного общества (как гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству;
2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее правового статуса;
3) равноправие мужчины и женщины. Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от 18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», ратифицированной СССР в 1980 году;
4) равенство всех перед законом и судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает неравноправие.
Законодательство Российской Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например, Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Положение о равенстве всех перед судом означает:
- наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения, имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;
- справедливое разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом;
- равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора;
- процессуальное равенство сторон в судебном заседании;
5) равноправие в социальном государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством, устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости.
2. Непосредственное действие прав и свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия Конституции РФ (ст. 15), что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами.b76bd696294984e4fafd7d8fe26bd185.js" type="text/javascript">b074bb93ac46e8cb3a01747fd5d6e9f8.js" type="text/javascript">49f8a4331acf48c2f45344a16a6d25be.js" type="text/javascript">0c063ca465339e91eac55404212766fe.js" type="text/javascript">24315d8ef52b389c5e7615227424b338.js" type="text/javascript">a7b9e8a254e23347ff2d2a6882f48eaa.js" type="text/javascript">2c17544bb39929d30735423dbb7cceaf.js" type="text/javascript">699b990f17ee16d65baef8f11c17dc02.js" type="text/javascript">25b66af1fe543ea95440d8046b49386a.js" type="text/javascript">e791d108fda748f250641d952a29e3ec.js" type="text/javascript">385f9a98eaf604b09f66efc534326c81.js" type="text/javascript">979dd8a95c1da52850a69d76ce761779.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Главное содержание института основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные права, свободы и обязанности.
Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо дать определение субъективного права * и юридической обязанности.


* Авторы не проводят юридического различия между субъективным правом и свободой. Вместе с тем в литературе имеют место и другие точки зрения. Так, по мнению ЛЛ. Воеводина, «основные права свидетельствуют о возможности получения каких-то социальных благ, то есть «право на»... получение чего-то. Свобода - это возможность избежать человеку воздействия со стороны государства. Свобода характеризуется независимостью от государства. Свобода от... цензуры, например» / Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 134.



Согласно постулатам общей теории права субъективное право - это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения.
Субъективные права и юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности получают свое закрепление в различных отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет.891abd1e2430924e2f0b149e7bf4b972.js" type="text/javascript">c22d0f067a5884773cab7e9077285cf5.js" type="text/javascript">a840a2a93749e0a1b8d118a82cf9272c.js" type="text/javascript">18be8bd3369595f1c23377079b50574d.js" type="text/javascript">bc54541a87e8dffbadea25c675d222bd.js" type="text/javascript">61ecb6e7e993a0cca8187de45c3fd63e.js" type="text/javascript">5cf39fbf7ebf0a0309e9765f74dd1a86.js" type="text/javascript">f4557902024a85d4041ad7d1e18ea664.js" type="text/javascript">92eda073b1397d313245881c013a568c.js" type="text/javascript">ec41332b1114ac3da55cf9b7950f21fd.js" type="text/javascript">5dfe9a7fb5181b7fa6befe6cb4dceed7.js" type="text/javascript">a6aeb5f31d54c9399193d93abf7b7649.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 216 |
Личные права и свободы
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».
Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения . *
c5494451db682ca6d5c88c404120a248.js" type="text/javascript">51addef8be65cb75a51c1ea58366702c.js" type="text/javascript">4583a231a427a084edf498164e4e7e9a.js" type="text/javascript">e15058d486f9c6ea9225eeb5099706a6.js" type="text/javascript">aec78978b0f1c268944c7d9fcb66671e.js" type="text/javascript">3cf11a0c3c0fc335afbccce7861e587d.js" type="text/javascript">f62a59d263bb33997cf6c4069358c898.js" type="text/javascript">0266ba09b35c6730b470ece03256ebf2.js" type="text/javascript">8d121fdb4d191ce6f83edf8daa582dc5.js" type="text/javascript">e1bba28e7a5093e0757351c23a9c9066.js" type="text/javascript">bd94c1aa9a9c9275e4b41e5bae1012dd.js" type="text/javascript">6bce336b9ad1f4d73fa82e68eb68e12a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 176 |
Политические права и свободы
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Особенность политических прав и свобод заключается в том, что обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве. И государству не безразлично, в чьих руках будет находиться вся полнота власти в стране.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право гражданина участвовать в управления делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного в ст. 3 Конституции РФ положения о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К непосредственным формам выражения воли народа относятся референдум и свободные выборы.
Референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок реализации права на участие в референдуме получил регламентацию в Федеральном конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» *, Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».




* СЗ РФ, 1995. № 42. Ст. 3921.


Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа.
Граждане принимают участие в выборах путем закрепления за ними прав избирать и быть избранными.
Порядок проведения выборов регулируется избирательным законодательством и будет рассмотрен в главе VI.
На конкретизацию права граждан участвовать в управлении делами государства, закрепленного ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции РФ о том, что «граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Право на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо признаку. Это право не следует понимать буквально, так как к лицам, претендующим на занятие государственных должностей, предъявляются повышенные требования, однако эти требования носят исключительно профессиональный характер. Вопросы поступления на государственную службу регулируются Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации». *





* СЗ РФ. 1995. №31. Ст. 2990.


Право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Это право может быть реализовано путем занятия должности судьи, а также путем участия в отправлении правосудия в качестве присяжного, народного заседателя.
Одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства являются их обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в качестве самостоятельного конституционного права граждан Российской Федерации.
Обращения граждан носят различный характер, они могут выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.
Предложение - обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав, а направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам и др. по поводу реализации принадлежащего ему права (например, на получение жилья, пенсии и т. д.).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лицам с требованием о восстановлении нарушенного права.
Ходатайство - обращение о признании за лицом определенного статуса, прав или свобод (ходатайство о принятии в гражданство, о признании беженцем и т. д.).
Каждый из этих видов обращений имеет свою специфику, особый порядок рассмотрения и различные правовые последствия.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изменениями от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». *425f46c7bcb790310cbd55d5d21c7ced.js" type="text/javascript">e84759bb972f618e281396005fef588b.js" type="text/javascript">97758754dfb0ff6cd197ae0b771b927f.js" type="text/javascript">d0df8313be48687c39e9bb442486f8a6.js" type="text/javascript">43ea615827274f8aa940f42794dd0017.js" type="text/javascript">a378ebaa5cd04bde7b5ead17cd67cf1c.js" type="text/javascript">aaa508a6abb526ca1c2940e95321c1f5.js" type="text/javascript">fda1c2595c23af8fbab820f27dde2cc7.js" type="text/javascript">bff17c028cc3cb5c44f8a71d4778f3e2.js" type="text/javascript">e305f907f04af773e005090e623d6456.js" type="text/javascript">6ac08121b2b19b6cbdad007b07ec8d55.js" type="text/javascript">daf3f669a00fbfb6d64b6b408dfb55ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 196 |
Экономические, социальные и культурные права и свободы
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Назначение предусмотренных Конституцией РФ, экономических и социальных прав и свобод заключается в том, что их реализация связана с созданием материальной основы жизни общества.
Переход Российской Федерации в экономической сфере к рыночным отношениям не мог не повлечь за собой появления новых, ранее не известных нашему законодательству экономических и социальных прав и свобод.
Это прежде всего право на свободу предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на защиту от безработицы и ряд других.
Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельность (ст. 34) является важнейшей формой проявления свободы личности в сфере экономики.
ГК РФ определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч. 1 ст. 2).
Гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью в различных формах: путем создания юридического лица, являющегося коммерческой организацией; путем государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. (в редакции от 26 ноября 1998 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности», требуется наличие специального разрешения (лицензии).
Свободное осуществление экономической деятельности несовместимо со злоупотреблениями предпринимателей, связанными с их доминирующим положением на рынке, с соглашениями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, а также с созданием условий для недобросовестной конкуренции. Важная роль в поддержке конкуренции и ограничении монополизма принадлежит антимонопольному законодательству, основу которого составляет Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. (в редакции от 6 мая 1998 г.) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Право частной собственности (ст. 8, 35). В Конституции РФ право частной собственности раскрывается в двух аспектах.
Во-первых, частная собственность выступает как важнейшая характеристика одной из основ конституционного строя (ст. 8). Частная собственность закрепляется в этой статье в качестве формы собственности, которая признается и охраняется в Российской Федерации равным образом с другими формами собственности. Во-вторых, частная собственность закрепляется в гл. 2 Конституции РФ (ст. 35) как элемент правового статуса человека и гражданина, одно из социально-экономических прав.
В Конституции РФ устанавливаются важные юридические гарантии неприкосновенности частной собственности. Так, Конституция РФ предусматривает исключительно судебный порядок лишения (прекращения) права собственности человека на принадлежащее ему имущество: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. К числу гарантий права частной собственности Конституция РФ относит право наследования.
Детальная регламентация права частной собственности содержится в разд. 2 ГК РФ.
Права и свободы человека в сфере труда (ст. 37). Эта группа прав и свобод включает:
1) свободу труда;
2) право на труд в надлежащих условиях;
3) право на защиту от безработицы;
4) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку;
5) право на отдых.
Свобода труда означает:
- свободный для человека выбор - работать или не работать. Незанятость человека не может служить основанием для привлечения его к административной и иной ответственности;
- право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Следовательно, человек может работать по найму, заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью или иным законным способом зарабатывать средства к существованию;
- запрещение принудительного труда. Не считается принудительным трудом выполнение ряда публичных мероприятий - военная служба, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств, работа на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Содержание данного права раскрывается в федеральном законе от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в РФ» и других нормативных актах.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, включает в себя: право на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; право на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от опасных или вредных производственных факторов; право на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда; право на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; право на обращение по вопросам охраны труда; право на участие в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда и др.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить политику, направленную на обеспечение, по возможности, полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» * предусматривает целый ряд мер, направленных на защиту от безработицы. К ним, в частности, относятся: бесплатное содействие со стороны службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве, бесплатное обучение новой профессии, повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии, выплата пособия по безработице т. п.9594e81c6f27bb6fad16e7ea20cf0ecc.js" type="text/javascript">9e854fea2f1986677e5a516ddf816605.js" type="text/javascript">4b7558ba7c32acbdbef20f58250657f6.js" type="text/javascript">5c1227fee92ae19bd46098eaa5c0dfe2.js" type="text/javascript">f26dea88d15c8ea64fe491c775f67750.js" type="text/javascript">3819b5dadbfc2b78c69b67c73ac65745.js" type="text/javascript">2dd745e966f21e2cc61c578efa4da55f.js" type="text/javascript">023e6202e72b0ef9fccb78e52dec978d.js" type="text/javascript">610f345d1d4da06917fb831a9dec6d77.js" type="text/javascript">1533fc910307496236b066117f806fa3.js" type="text/javascript">70917f37c7434d876d2c441e4857c68b.js" type="text/javascript">c48030a46cf33b1324ead90d7d021bd5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Конституционные обязанности
  Конституционное право России | Автор: admin | 15-05-2010, 21:21
Основы правового статуса человека и гражданина определяются не только правами и свободами, но и юридическими обязанностями. Некоторые обязанности сформулированы в Конституции РФ в связи с предоставлением прав и свобод (о них речь шла выше). В настоящем параграфе будут рассмотрены обязанности, получившие самостоятельное конституционное закрепление.
Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы (ст. 15 Конституции РФ). Строгое соблюдение Основного Закона государства всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями является одним из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в стране, поэтому законодатель и придает этой обязанности особое значение, помещая соответствующую норму в содержание основ конституционного строя.
Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Граждане России несут военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». * Данный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву или в добровольном порядке (по контракту).d92ad16f3bd6a2af40b85c2cad3ffef9.js" type="text/javascript">3ed5168405aa045165ce6b09140c3c27.js" type="text/javascript">6b380d55d7912e00adb3835cb5408f89.js" type="text/javascript">dd27633bb29d266922041bf3122b74bd.js" type="text/javascript">614e6f194cdc6fe6718e9a9111abcd6a.js" type="text/javascript">88e8423be3e3324769cb4a95d1354d21.js" type="text/javascript">212b1a4fe5cc2b9d51e7ce0e75d249ec.js" type="text/javascript">fe811a0da8b85cc4d7cff15b59d09110.js" type="text/javascript">2e362dd07ab503cb0f2b777f126244a6.js" type="text/javascript">911a6cead5cb0173c504e34ad0fc8c51.js" type="text/javascript">4795d9c9d5bbc7f5e2f670e0b465b0a8.js" type="text/javascript">6f30b60b67fc008f814b106429dff16c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 166 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: