Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Парижская коммуна 1871 г.
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:45
Крепнущие патриотические настроения во Франции, ло-
зунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться
требованиями революционного переустройства общества.
Этому способствовала деятельность французской секции I
Интернационала и революционных политических клубов. В
революционной печати все настойчивее звучал призыв к
созданию Парижской коммуны, с которой связывались не
только успешная борьба с внешним врагом, но и создание
политических учреждений, "покоящихся на надежной основе
народного суверенитета", гарантий прав и свобод каждого
гражданина, решение настоятельных задач улучшения мате-
риального положения беднейших слоев населения Парижа.
Сразу же после сентябрьской революции в 20 округах
Парижа возникают комитеты бдительности, делегаты кото-
рых входят в Центральный комитет 20 округов Парижа. Но-
вый демократический орган выдвинул требования укрепле-
ния обороны, вооружения парижан, улучшения жилищного и
продовольственного положения в столице, ликвидации всех
ограничений свободы печати, собраний и пр.
В страхе перед революционным взрывом правительство
"национальной обороны" спешно проводит в феврале 1871
г. выборы в Национальное собрание, правомочное заклю-
чить мир с Пруссией, чтобы развязать себе руки для
"обуздания Парижа". Мир означал для Франции передачу
Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибу-
ции, длительную оккупацию значительной части французс-
кой территории немецкими войсками.
Вместе с разоблачением предательской политики прави-
тельства неуклонно растет авторитет и политическая роль
Национальной гвардии Парижа, в которую было включено
200 вновь сформированных батальонов, офицерский состав
которых был выборным. В феврале была создана Республи-
канская федерация Национальной гвардии и ее выборный
руководящий орган - Центральный комитет. Таким образом,
возникла массовая организация демократических сил Пари-
жа, насчитывающая в своих рядах 250 тыс. вооруженных
национальных гвардейцев.
В результате восстания 18 марта власть в Париже пе-
решла ЦК Национальной гвардии. Деморализованные прави-
тельственные войска, полиция, жандармерия вместе с пра-
вительством бежали в Версаль. ЦК Национальной гвардии
сравнительно быстро организовал нормальную жизнь столи-
цы, обеспечил в ней порядок, сломил саботаж чинов-
ников, послав в министерства и ведомства своих предста-
вителей. Был проведен ряд и других неотложных мер: объ-
явлена амнистия по политическим делам, введена отсрочка
платежей за квартиру, задолженности по коммерческим
векселям, выданы пособия нуждающимся, возвращена бесп-
латно часть вещей из ломбарда и пр.
ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в
намерениях противозаконно захватить власть, направил
свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской
коммуны.
26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть изб-
ранному на основе всеобщего голосования Совету Парижс-
кой коммуны.
Коммунальный демократический переворот в марте 1871
г. в Париже, который сами его участники называли "ком-
мунальной революцией", не имел с самого начала четкой
социалистической ориентации. Большинство его лидеров
было объединено главной идеей - установлением подлинно
демократической республики. Будущее Франции они связы-
вали с добровольной ассоциацией коммун, созданных по
примеру Парижской коммуны, связанных с Парижем и друг с
другом "союзным договором". Управление в такой комму-
нальной федеративной республике должно было быть пере-
дано специальному собранию народных делегатов из рабо-
чих, торговцев, промышленников.
Переворот произошел в экстремальных условиях. Это
была реакция на позорный мир, бедственное положение жи-
телей Парижа, задавленных долгами, безработицей, голо-
дом. Это был стихийный мятежный ответ на решения Нацио-
нального собрания, отменившего отсрочку платежей за
квартиры, по просроченным коммерческим векселям и дол-
говым обязательствам, что означало финансовый крах для
значительного числа жителей Парижа: мелкой буржуазии,
ремесленников, рабочих.
Социальный состав Коммуны был неоднороден. В него
входили представители рабочих и интеллигенции, мелкой
буржуазии и бывших органов власти Парижа. Сами выборы в
Коммуну происходили по старым спискам избирателей, сос-
тавленным еще в марте 1870 г. Оставался в силе и изби-
рательный закон 1849 г., согласно которому для избрания
в депутаты кандидату достаточно было получить 1/8 голо-
сов избирателей.
С неоднородным социальным составом Коммуны было связано
наличие в ней различных партийных группировок, предс-
тавляющих организационно не оформленные идейно-^ поли-
тические течения. В Совет Коммуны входила большая груп-
па бланкистов (25 человек), прудонистов, в том числе и
"левых" (23 человека), неякобинцев (9 человек), 2 члена
Совета были близки к марксизму, 20 человек не придержи-
вались определенной политической ориентации. Среди чле-
нов Совета был Э. Варлен, один из видных организаторов
и руководителей французских секций I Интернационала,
рабочий Лео Франкель, сторонник К. Маркса, член парижс-
кого Федерального совета I Интернационала, поэт-револю-
ционер Э. Потье (автор текста Интернационала).
Усиление влияния на восставших парижан радикальной
эгалитаристской идеологии происходило по мере обостре-
ния борьбы с Версалем, идейного размежевания в Совете
Коммуны, одним из первых проявлений которого стал выход
из ее первоначального состава (86 делегатов) около 20
человек. Этот процесс нашел отражение и в ее программ-
ном документе - Декларации Коммуны "К французскому на-
роду" от 19 апреля 1871 г., призванной "разъяснить ха-
рактер, смысл и цели происходящей революции", "выявить
и определить стремления и чаяния парижского населения",
на которое возлагалась мессианская задача "своими бит-
вами и жертвами" подготовить "интеллектуальное, мораль-
ное, административное и экономическое возрождение, сла-
ву и благоденствие" всей Франции.8cd5b69e0633d2bf6c30d9dbcb189ae7.js" type="text/javascript">b4a9e91db60c325bc9813501bdeaf1e9.js" type="text/javascript">8388339cb17779534d60713c7eec921e.js" type="text/javascript">b0e3bc169cd474a797dd8e06c56b8713.js" type="text/javascript">4d4a5cdd4c4cc81cb2cb85eb031eb3b5.js" type="text/javascript">20f65d6d2eaa2b86161cc7b879e3c08e.js" type="text/javascript">3253729ea5e0b3e2ab919eb1798f3a3c.js" type="text/javascript">74e0748bd33e6e62c53a9e72222b8c68.js" type="text/javascript">6e15034a0fb7da9d4c2c56a13f64c072.js" type="text/javascript">f9a3d59e4026b3348fb430659a35779b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 152 |
Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:45
Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи
Наполеона был связан не только с его военными поражени-
ями и с общей усталостью населения от бремени многочис-
ленных войн. Экономические неурядицы, последовавшие за
промышленным ростом, исчезновение продуктов первой не-
обходимости, голодные бунты и неудачные попытки госу-
дарства сдержать цены на хлеб - все это подрывало прес-
тиж императорской власти. Бывший кумир и непререкаемый
авторитет превращался в "корсиканское чудовище".
Реставрация монархии во Франции также не была слу-
чайностью. Все послереволюционное развитие французской
государственности (правление Директории, авторитарный
режим Наполеона) способствовало компрометации республи-
канских институтов в общественном сознании Франции,
подводило его к поискам "исторической справедливости" и
к реставрации монархии с Бурбонами во главе.
Падение Первой империи и установление "белого терро-
ра" (расправы с политическими противниками монархии) не
означали, однако, разрушения созданной Наполеоном бю-
рократической административной системы. В первое время
даже министры императорского правительства (Талейран,
Фуше) были использованы вернувшимися во Францию Бурбо-
нами.
Новый король, Людовик XVIII, сам не избежавший влия-
ния либеральных идей, понимал, что реставрация монархии
в ее неограниченном дореволюционном виде просто невоз-
можна, что конституционализм пустил глубокие корни во
французском обществе. Но вернувшиеся к власти Бурбоны
считали необходимым учредить во Франции консервативный
вариант конституционной монархии, способный искоренить
"революционную заразу" и соответствующий их собственно-
му пониманию государственности. С этой целью они ис-
пользовали явно устаревшие идеологические постулаты,
ссылаясь на свои "исторические права", на королевский
суверенитет, на божественный порядок.
Конституционные основы легитимной монархии (так име-
новался режим Реставрации) были определены в королевс-
кой Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людови-
ком XVIII французскому народу после его вступления на
престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791
г., источником этого конституционного документа считал-
ся королевский, а не народный суверенитет.
В Хартии содержались прямые ссылки на "божественное
провидение" и декларировалось, что "вся власть сосредо-
точивалась во Франции целиком в особе короля".
В Хартии предусматривалось возвращение титулов ста-
рому дворянству и сохранение их за новой послереволюци-
онной аристократией, которая, однако, была в значитель-
ной мере истреблена во время "белого террора". Король
получил право жаловать дворянство "по своему усмотре-
нию". Однако сам сословный строй в его дореволюционном
виде (с дворянским землевладением) уже не мог быть
восстановлен.
Хартия была призвана обеспечить политическое домини-
рование в государстве дворянской аристократии и новой
буржуазной элиты. Она не затрагивала систему отношений
собственности, сложившуюся в результате революции, в
том числе крестьянское землевладение. Ст. 9 гласила,
что "все виды собственности неприкосновенны, не исклю-
чая так называемой национальной".
В Хартии нашли свое отражение также либеральные
идеи. В ней говорилось о равенстве французов перед за-
коном, о гарантиях личной свободы, о свободе слова и
печати, о недопустимости преследования за политическую
деятельность, относящуюся "ко времени до восстановления
династии"(т.е. к 1792-1814 гг.) и т. д. Противники мо-
нархии усматривали в этих положениях принципиально важ-
ное признание королем неотъемлемых прав народа. Таким
образом, в ряде отношений Хартия 1814 г. была более ли-
беральной, чем последние конституционные документы На-
полеона. Во всяком случае режим легитимной монархии в
большей степени был ориентирован на законность, а не на
личный произвол.
Король, особа которого рассматривалась как "непри-
косновенная и священная", выступал в качестве верховно-
го главы государства и "начальника всех вооруженных
сил". Ему предоставлялось право объявлять войну, заклю-
чать международные договоры, издавать постановления и
ордонансы, "необходимые для исполнения законов и для
безопасности государства". Согласно Хартии, которая в
принципе отвергала идею разделения властей, исполни-
тельная
власть принадлежала исключительно королю, а законода-
тельная власть осуществлялась совместно королем, пала-
той пэров и палатой депутатов. При этом право предла-
гать законопроекты предоставлялось королю, а палаты
могли лишь "всеподданнейше просить короля" рассмотреть
их мнения о желательности тех или иных законов. За ко-
ролем сохранялось право утверждать и обнародовать зако-
ны. От имени короля осуществлялось и правосудие.
Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская
власть, не допускающая противодействия других властей и
политической оппозиции в любом виде, не означала восс-
тановления во Франции абсолютизма, к чему с самого на-
чала призывали ультрароялисты.
Законодательный орган по Хартии 1814 г. создавался
(не без влияния британского опыта) на аристократической
двухпалатной основе, что должно было укрепить полити-
ческие позиции дворянской верхушки. Палата пэров цели-
ком назначалась королем. Она состояла из пожизненных и
наследственных пэров, многие из которых оказались в го-
сударственных делах случайными людьми. Палата депутатов
избиралась на 5 лет. Право созыва палат на сессию, объ-
явления перерывов в их работе, а также роспуска нижней
палаты сохранялось за королем.
Людовику XVIII не приходилось рассчитывать на поли-
тическую поддержку со стороны широких слоев населения.
Принимая во внимание неудачный для королевской власти
эксперимент с избирательным правом по Конституции 1791
г., Людовик XVIII предпочел путь к твердому порядку че-
рез установление "сверхцензового" избирательного права.
Участвовать в голосовании в палату могли лишь фран-
цузы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере
300 франков (около 12-15 тыс. человек). От депутата
требовались достижение 40 лет и уплата прямого налога в
1 тыс. франков (во Франции было не более 4-5 тыс. таких
лиц).
Благодаря такому высокому имущественному цензу в па-
лату депутатов могли попасть лишь представители верхов
общества: крупные землевладельцы, промышленники, финан-
систы, т. е. аристократическая элита, на поддержку ко-
торой и рассчитывала легитимная монархия.
Не случайно первый же состав палаты был ультрареак-
ционным. По словам Людовика XVIII, ее депутаты были
"более роялисты, чем сам король".
Хартия не предусматривала ответственности правительства
перед представительным органом. Королю было предостав-
лено право назначать на все должности в сфере правосу-
дия, а также государственного управления, в том числе
формировать Совет министров. Министры ведали какой-либо
определенной сферой администрации или же выполняли по-
литические поручения (министры без портфеля). Отставка
министров происходила или по их собственной просьбе,
или по воле короля в тех случаях, когда он не разделял
мнения своих министров или же не одобрял их действий.a4cd558251b9d685ebedfec7060a5537.js" type="text/javascript">8edcdc29570f5bd8510f3c1f0421dc3c.js" type="text/javascript">2bb950a15a941bd711223e8c34a1a8ef.js" type="text/javascript">4984485b3c741270fddf1dad338c4666.js" type="text/javascript">8cfe19157b731b595f0d33a4a8645ad9.js" type="text/javascript">23e60b23f96fb91995e2c9d5a40c652b.js" type="text/javascript">541143a3892d545855ec49cf2a872f81.js" type="text/javascript">465de904c0c7531d989af092194b925d.js" type="text/javascript">016526958e3876a341104785eeab24a8.js" type="text/javascript">5bc4b0a9c0ec3e21202813661e92235d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 280 |
Государственный строй Франции от Первой республики до Первой империи
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:44
Термидорианский переворот и Конституция 1795 г.
Пришедшая к власти в результате переворота группа
умеренных депутатов Конвента, отражавших интересы рес-
публикански настроенных кругов французской буржуазии,
получила название термидорианцев. Для этой группировки,
как и для других депутатов Конвента, участвовавших в
суде над королем и ставших тем самым "цареубийцами",
реставрация монархии была абсолютно неприемлема, но
столь же нетерпимым для нее стал режим революционного
террора.
Первое время термидорианцы были вынуждены сохранять
систему государственных органов, созданную якобинцами.
При этом сам механизм революционной диктатуры был пос-
тепенно разрушен, отменено чрезвычайное социально-эко-
номическое законодательство якобинцев.
Комитет общественного спасения, где заседали теперь
участники антиякобинского заговора, потерял значение
правительственного органа. Были упразднены Парижская
коммуна - оплот якобинцев, а также революционные коми-
теты, реорганизован Революционный трибунал.
Но и реформированная термидорианцами политическая
система ассоциировалась с революционными традициями.
Поэтому с особой остротой вновь стал вопрос о восста-
новлении конституционного строя.
Формально считалось, что в силе оставалась конститу-
ция 1793 г., принятая якобинским Конвентом и подтверж-
денная первичными собраниями выборщиков. Хотя якобинс-
кая Конституция так никогда и не применялась, первона-
чально сами термидорианцы ставили вопрос о поправках и
добавлениях, необходимых для ее введения в действие.
Однако вскоре, в частности под воздействием новых рево-
люционных волнений, правые термидорианцы усмотрели в
якобинской конституции "организованную анархию" и при-
няли решение о подготовке нового конституционного доку-
мента. Они спешили с конституированием новой власти,
тем более что вновь напомнила о себе политическая опас-
ность со стороны открытых врагов республики - роялис-
тов, фейянов и т. д. В августе 1795 г. Конвент принял
новую конституцию Франции (известную как Конституция
III года республики).
Следуя установившейся в период революции традиции,
термидорианцы вынесли текст конституции на плебисцит, и
она была поддержана подавляющим большинством первичных
собраний выборщиков, так как народ рассчитывал с по-
мощью новой Конституции спасти и укрепить республику,
отвести угрозу реставрации, сохранить демократические
завоевания революции.
Отмежевываясь от крайностей революции и политическо-
го безрассудства вождей якобинцев, авторы новой Консти-
туции сохранили не только девиз революции: "свобода,
равенство, братство", но и ее важнейшие достижения -
республиканизм, народный суверенитет, представительные
органы и т. д.
Текст Конституции 1795 г. отличался напыщенностью и
многословием (372 статьи), но при этом она была весьма
умеренной по своему политическому содержанию.
Декларация прав и обязанностей человека и граждани-
на, которая была предпослана Конституции, уже не была
проникнута революционным духом (отсутствовало право на-
рода на восстание, на сопротивление угнетению и т. д.)
и делала упор на закрепление экономических, моральных и
правовых устоев общества. Так, например, в ней подчер-
кивалось, что собственность "лежит в основе мировой
культуры, всего производства, всех средств труда и все-
го социального строя".
Конституция отменяла всеобщее избирательное право и
восстанавливала имущественный ценз. Следуя уже испытан-
ной в 1791-1792 гг. политической модели, новая консти-
туция в статье 22 заложила в основу республиканского
строя принцип разделения властей. Однако новая органи-
зация государственной власти отличалась громоздкостью,
доктринерством, чисто внешним подражанием образцам ан-
тичной демократии.
В системе разделения властей законодательному корпу-
су отводилось ведущее место. Авторы конституции прояви-
ли политическую осторожность и отказались от создания
"всемогущего" законодательного органа по типу Нацио-
нального конвента. Впервые в истории французского конс-
титуционализма законодательный корпус был создан не на
однопалатной, а на двухпалатной основе. Он состоял из
Совета старейшин (250 членов, избираемых из лиц не мо-
ложе 40 лет) и Совета пятисот (из лиц не моложе 30
лет).
Право законодательной инициативы по конституции пре-
доставлялось только Совету пятисот, но решение послед-
него становилось законом только после одобрения Совета
старейшин. Отклоненный последним законопроект мог вно-
ситься повторно только спустя год. Законодательная
власть, таким образом, заведомо становилась источником
политической конфронтации, а следовательно, и нежизнес-
пособной.
Политическая нестабильность и неустойчивость были
присущи и исполнительной власти, которая также была из-
начально обречена на малую эффективность. Она вручалась
Директории из 5 членов, избираемых путем тайного голо-
сования законодательным корпусом.
Ежегодно Директория обновлялась путем переизбрания од-
ного из ее членов. Председательствовали в ней поочеред-
но все члены в течение трех месяцев. Для осуществления
чисто управленческих функций Директория назначала ми-
нистров, которые, однако, не составляли правительство.
Псевдодемократические государственные формы, введен-
ные Конституцией 1795 г., не учитывали реального соот-
ношения политических сил, не могли обеспечить экономи-
ческой и правовой стабильности. Хотя по Конституции
1795 г. исполнительные и управленческие рычаги не долж-
ны были концентрироваться в одних руках, ведущую роль в
Директории играл один из лидеров термидорианцев, бесп-
ринципный карьерист Баррас. Как и многие другие предс-
тавители правящей верхушки, он откровенно стремился ис-
пользовать государственную казну для личного обогаще-
ния.
Откровенная коррупция, поразившая и сами правитель-
ственные круги, ухудшила и без того тяжелое финансовое
положение республики. Директория не в состоянии была
решить те проблемы, которые стояли перед новым сформи-
ровавшимся за годы революции гражданским обществом.
Сохранялась опасность монархической, феодальной рестав-
рации и нового революционного взрыва масс, вызванного
бедственным положением городских низов и возрождением
популярности якобинских идей.
Непоследовательность, резкие повороты в политике Ди-
ректории, то обрушивавшей удары против якобинцев, то
начинавшей борьбу против дворян-эмигрантов и неприсяг-
нувших священников, то облагавшей высоким подоходным
налогом финансистов и спекулянтов, делали политическую
обстановку в Франции непредсказуемой. Ненадежность пра-
вительства Директории, проводившей "политику качелей",
делала весь созданный в 1795 г. конституционный режим
все более непопулярным и неустойчивым.
Переворот генерала Бонапарта и Конституция 1799 г.
Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г.
(18 брюмера VIII года республики - по новому календарю)
группой заговорщиков, объединившихся вокруг генерала
Бонапарта, привел к упразднению Директории и устранению
других конституционных органов.
Власть во Французской республике перешла к коллегии
из трех консулов - генерала Бонапарта и двух бывших
членов Директории, участвовавших в заговоре, - Сиейеса
и Роже Дюко. Фактически же контроль за политическими
событиями в стране все более оказывался в руках генера-
ла Бонапарта, проявившего себя энергичным, прозорливым
и властолюбивым государственным деятелем.
Печальный финал Конституции III года республики, ко-
торая была объявлена причиной всех бедствий во Франции,
стал своего рода неизбежностью. Политика "качелей",
проводимая Директорией, ставшая символом непрочности и
порочности правящего режима, в результате потеряла сво-
их последних сторонников.
К осени 1799 г. Директория окончательно утратила
свой авторитет как у демократически настроенных респуб-
ликанцев, так и у новой буржуазной аристократии, меч-
тавшей о создании устойчивой власти, способной искоре-
нить революционные настроения во французском обществе.
Демократические силы Франции, ослабленные предшествую-
щими репрессиями, не выступили в защиту конституционно-
го правительства, деятельность которого отличалась отк-
рытой враждебностью по отношению к народным массам.
Особенность нового государственного переворота сос-
тояла в том, что он был осуществлен не только посредс-
твом верхушечного антиправительственного заговора, но и
при прямой поддержке заговорщиков армией, сыгравшей
благодаря авторитету генерала Бонапарта роль своеобраз-
ного политического арбитра. В условиях политической не-
устойчивости и неэффективности системы конституционных
органов армия становилась стержневым элементом и опорой
государственной власти. За годы, прошедшие после рево-
люции, в заграничных завоевательных походах армия утра-
тила свой революционный дух и охотно приняла политику
цезаризма.
По методам осуществления власти и по своей социаль-
ной базе диктатура Наполеона существенно отличалась от
правления Директории. Это была новая форма политической
консолидации французского общества, осуществленной пу-
тем установления авторитарного, откровенно антидемокра-
тического режима. Генерал Бонапарт, стремившийся к ус-
тановлению личной власти, лишь отразил готовность кон-
сервативно настроенных кругов французского общества к
уничтожению остатков революционных идей и учреждений.
Он уловил их желание создать стабильную государст-
венную систему, не связанную идеологическими догматами,
но обеспечивающую простор для развития предприниматель-
ской деятельности. Именно поэтому политика бонапартизма
получила поддержку не только со стороны буржуазных кру-
гов, но и французских крестьян-собственников, опасав-
шихся в равной мере феодально-монархической реставрации
и новой волны революционного экстремизма.
Будучи достаточно трезвым политическим деятелем, ге-
нерал Бонапарт ясно представлял, что создаваемый им и
опирающийся на армию авторитарный режим должен быть как
можно быстрее облечен в конституционные формы. Он пони-
мал также, что переход от коллегиальных республиканских
учреждений к личной власти требует промежуточных ступе-
ней и политико-юридического камуфляжа. Взяв в свои руки
инициативу в составлении новой конституции, он оттеснил
при этом Сиейеса, претендовавшего на роль "отца" фран-
цузских конституционалистов, но проявившего со своим
проектом непоследовательность и медлительность.5179b9015298563ecdb93b759fd017c7.js" type="text/javascript">cc40f97f407b43a849b155587de5caa8.js" type="text/javascript">3521727ed28b430c0dfd08b01582a33e.js" type="text/javascript">1ccb68192ddc100976b969986832dbb2.js" type="text/javascript">191f9f6a8dd01e0c613dc3a0cd7cd40a.js" type="text/javascript">7aaf5ab33016740db7e4dd2ca5e2b9b6.js" type="text/javascript">c01bb27a63f6863e7a5531b386f85a5c.js" type="text/javascript">209e8c02bf840b4c385fe22778b80632.js" type="text/javascript">732a81029d5a039e3b99f72bab50536c.js" type="text/javascript">00489904c64708f16e8b1de85a750eca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 406 |
Революция 1789-1794 гг. и становление конституционного строя
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:42
Французская революция 1789 г. и падение абсолютизма.
В процессе утверждения конституционного порядка и новых
демократических принципов организации государственной
власти особую роль сыграла Французская революция
1789-1794 гг. Ее нередко называют великой. Она была
действительно таковой, поскольку превратилась в подлин-
но народную революцию как по широкому кругу своих
участников, так и по далеко идущим социальным последс-
твиям.
Революция во Франции в отличие от всех предшество-
вавших революций потрясла до основания создававшееся
веками здание феодализма. Она сокрушила экономические и
политические устои "старого режима", в том числе и аб-
солютную монархию, являвшую собой символ и итог много-
вековой эволюции средневековой государственности.
Значение Французской революции XVIII в. не ограничи-
вается рамками одной страны и одного десятилетия. Она
дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире,
предопределила триумфальное шествие по земному шару ка-
питализма как передового для своего времени обществен-
но-политического строя, ставшего новой ступенью в исто-
рии мировой цивилизации.
Революция 1789-1794 гг. по существу была неизбежной,
поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных
представлений и институтов французское общество зашло в
тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить не-
уклонно нараставший экономический, социальный и полити-
ческий кризис. Главной помехой на пути дальнейшего раз-
вития Франции стала именно абсолютная монархия. Она
давно уже перестала выражать общенациональные интересы
и все более откровенно защищала средневе-
ковые сословные привилегии, в том числе исключительные
права дворянства на землю, цеховой строй, торговые мо-
нополии и другие атрибуты феодализма.
Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономи-
ческом, культурном, духовном развитии страны, оконча-
тельно превратился к концу XVIII в. в политический оп-
лот феодальной реакции. К этому времени чиновничий и
военно-полицейский аппарат стал основой абсолютистского
государства. Он все более откровенно использовался для
подавления участившихся крестьянских бунтов и растущей
политической оппозиции королевской власти со стороны
буржуазных кругов.
В последней трети XVIII в. более очевидно проявился
антинародный и застойный характер абсолютизма. Он осо-
бенно ярко проявился в финансовой политике королевского
правительства. Огромные суммы из государственной казны
шли на покрытие баснословных расходов самой королевской
семьи, на подкармливание верхушки дворянства и духо-
венства, на поддержание внешнего блеска королевского
двора, ставшего в полном смысле этого слова "могилой
нации". Несмотря на постоянный рост налогов и иных по-
боров, взимаемых с третьего сословия, королевская казна
всегда была пуста, а государственный долг вырос до аст-
рономических размеров.
Таким образом, Французская революция XVIII в. вызре-
вала и протекала в принципиально иных условиях, нежели
это имело место в предшествующих революциях. Конфронта-
ция народных масс, во главе которых стояли представите-
ли буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и с господс-
твующей католической церковью приобрела значительно бо-
лее острые формы, чем это имело место полтора века на-
зад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую си-
лу, французская буржуазия более болезненно реагировала
на сословную приниженность и политическое бесправие.
Она не желала более мириться с феодально-абсолютистски-
ми порядками, при которых представители третьего сосло-
вия не только отстранялись от участия в государственных
делах, но и не были защищены от незаконных конфискаций
имущества, не имели правовой защиты в случаях произвола
королевских чиновников.
Готовность к политическим действиям и революционная
решимость французской буржуазии в конце XVIII в.
имели под собой и определенные идеологические основа-
ния. Революции политической во Франции предшествовала
революция в умах. Выдающиеся просветители XVIII в.
(Вольтер, Монтескье, Руссо и др.) в своих произведениях
подвергли сокрушительной критике пороки "старого режи-
ма". С позиции школы "естественного права" они убеди-
тельно показали его "неразумность".
Французские революционеры XVIII в. имели возможность
опереться на опыт английской и американской революций.
В их распоряжении имелась уже достаточно четкая прог-
рамма организации конституционного порядка. Они взяли
также на вооружение политические лозунги ("свобода, ра-
венство, братство"), способные поднять третье сословие,
т. е. практически широкие народные массы на бескомпро-
миссную борьбу с абсолютизмом и всем "старым режимом".
Политическая платформа третьего сословия нашла наи-
более полное воплощение в знаменитой брошюре аббата Си-
ейеса "Что такое третье сословие?". На этот вопрос,
бросая вызов абсолютизму, Сиейес уверенно отвечал:
"Все". Не менее категоричным был ответ и на другой воп-
рос, касающийся положения третьего сословия в государс-
твенной жизни: "Чем оно было до сих пор в политическом
строе?" - "Ничем". Сиейес и другие лидеры третьего сос-
ловия противопоставили сословным привилегиям духовенс-
тва и дворянства идею национального единства и нацио-
нального суверенитета.
Революционная ситуация, возникшая во Франции в конце
80-х гг. в связи с торгово-промышленным кризисом, неу-
рожайными годами и голодными бунтами, а также финансо-
вое банкротство государства вынуждали королевскую
власть пойти на реформистские маневры. Последовали пе-
рестановки в правительстве (смена генеральных контроле-
ров финансов), было объявлено также о созыве Генераль-
ных штатов, не собиравшихся с начала XVII в.
Король и высшая государственная знать, ослепленные
блеском дворцовой жизни и погрязшие в придворных интри-
гах, окончательно оторвались от французского общества.
Они плохо представляли себе реальную политическую ситу-
ацию в стране, не знали подлинных настроений своих под-
данных. Рассчитывая найти с помощью Генеральных штатов
выход из финансовых и политических затруднений, король
согласился на увеличение в них представительства
от третьего сословия (до 600 человек), тогда как духо-
венство и дворянство по-прежнему посылали по 300 деле-
гатов.
Изменение в количественном составе депутатов предпо-
лагалось нейтрализовать сохранением старого порядка го-
лосования по сословиям. Но уже в мае 1789 г. после отк-
рытия Генеральных штатов делегаты третьего сословия, к
которым примкнула часть, делегатов от других сословий,
проявили неповиновение королю. Они потребовали проведе-
ния не сословных, а совместных заседаний с принятием
решений на основе большинства голосов всех депутатов
Генеральных штатов.
За процедурным конфликтом, в ходе которого депутаты
третьего сословия отказались идти на уступки королевс-
кой власти, скрывался решительный вызов абсолютизму.
Еще в брошюре Сиейеса говорилось о необходимости
принятия конституционных, основных законов Франции.
Единодушное требование принятия конституции содержалось
в большинстве наказов депутатам Генеральных штатов. В
некоторых из них даже предусматривалось, что принятие
конституции должно предварять решение финансовых вопро-
сов, которые ставились королевским правительством.
Рассматривая себя в качестве представителей всей нации,
мятежные депутаты организовались сначала в Национальное
(17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учреди-
тельное собрание. Этим подчеркивалось его превращение в
бессословный, единый и неделимый общенациональный ор-
ган, который поставил перед собой революционную цель:
определить основы нового, конституционного строя для
Франции.
Решительные действия вождей третьего сословия увен-
чались успехом потому, что они выражали преобладающие
политические настроения в стране и в критический момент
были поддержаны революционным выступлением широких на-
родных масс. В ответ на планы короля Людовика XVI ра-
зогнать Учредительное собрание народ Парижа 14 июля
1789 г. поднялся на восстание, которое ознаменовало со-
бой начало революции и одновременно стало концом много-
векового абсолютистского правления.
По всей стране восставший народ смещал королевскую
администрацию, заменяя ее выборными органами - муници-
палитетами, в которые вошли наиболее авторитетные
представители третьего сословия. Потеря королевской
вла-
стью способности контролировать политические события,
развертывавшиеся по всей стране помимо ее воли, привела
к превращению французского государства из абсолютной
монархии в своего рода "революционную монархию".
На первом этапе революции (14 июля 1789 г. - 10 ав-
густа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках
группы наиболее активных депутатов - Лафайет, Сиейес,
Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., выступавших в Гене-
ральных штатах от имени французского народа и именем
революции. Объективно они отражали интересы крупной
буржуазии и либерального дворянства. Они стремились
сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание
старой государственности прочный фундамент конституцио-
нализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учре-
дительном собрании получили название конституционалис-
тов.1cc3032bdda2b3739124b29f8d9f166d.js" type="text/javascript">d881ab14197949c1d0a51153870b2305.js" type="text/javascript">2441af4c3a1848910bad92bad74ff752.js" type="text/javascript">69b77b4c2c66d141905625e8f0c996ae.js" type="text/javascript">44595be06a2fd4ffd01ff1e0630c9395.js" type="text/javascript">20d21046f9927601e07df8453559dfda.js" type="text/javascript">9528c24e8b264538ffe017d32879024d.js" type="text/javascript">431b19c2726a6021d04f8b060ebca867.js" type="text/javascript">988a3a5a62fa54828b78a27781ee7fd8.js" type="text/javascript">49c085ae6dd71e79838887974218a244.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 284 |
Соединенные Штаты Америки Организация управления в североамериканских колониях Англии.
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:41
Колонизация Англией Атлантического побережья
Северной Америки началась почти на столетие позже зах-
вата Испанией и Португалией огромных территорий Цент-
ральной и Южной Америки. История британского колониаль-
ного правления восходит к 1607 г., когда английскими
переселенцами был основан форт Джеймстаун.
Население первых британских колоний, основанных тор-
говыми компаниями, состояло из законтрактованных сер-
вентов (пауперов и заключенных), т. е. лиц, обязанных в
течение трех-четырех лет выплатить компании стоимость
их проезда в Новый Свет, и их "управляющих". В 1619 г.
появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна по-
литических и религиозных диссидентов и иных свободных
переселенцев.
Американское колониальное общество с момента своего
возникновения отнюдь не было однородным, эгалитарным. В
него входили плантаторы и буржуа, свободные мелкие фер-
меры и пауперы, купцы, кораблевладельцы и сервенты. На
социальные противоречия накладывались противоречия ре-
лигиозные, которые существовали между различными нап-
равлениями протестантизма (кальвинисты и лютеране), ка-
толиками, а также другими верованиями и сектами. Острые
противоречия существовали между плантационным Югом,
экономика которого была основана на рабовладении, и
промышленно-аграрным Севером, где развивались капита-
листические отношения.
Первые колонии (Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были
чисто коммерческими предприятиями, и их правовой статус
определялся колониальными хартиями, которые представля-
ли собой своеобразные договоры между Британской короной
и акционерами той или иной компании. В последующем сво-
ем развитии отношения между короной и колониями во все
возрастающей степени приобретали политический характер.
Система британского колониального управления в своих
основных чертах сложилась к концу XVII столетия. К это-
му времени существовало 13 колоний, которые по своему
правовому положению подразделялись на три группы.
Род-Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляю-
щихся колоний, фактически представляли собой своеобраз-
ные республики, поскольку все органы управления на их
территории избирались. Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд
принадлежали частным владельцам. Остальные восемь -
Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджи-
ния, Северная и Южная Каролина и Джорджия - являлись
владениями Британской короны. В этих колониях управле-
ние осуществлялось губернаторами, но создавались также
и двухпалатные законодательные собрания. Решения коло-
ниальных законодательных собраний могли быть отменены
либо назначавшимися короной губернаторами, наделенными
правом абсолютного вето, либо королем через Тайный со-
вет.
Жалованные королевские хартии представляли колонис-
там те права, свободы и гарантии, которые действовали в
самой метрополии. В их числе - равенство всех перед за-
коном, право на справедливое разбирательство дел судом
присяжных, принцип состязательности в уголовном процес-
се, свобода передвижения, вероисповеданий, гарантии от
жестоких и варварских наказаний и пр.
Политико-правовые учреждения и взгляды в английских
колониях развивались под влиянием Англии, но естествен-
но, что они прежде всего выражали экономические потреб-
ности колониального общества. С самого начала в зарож-
дающемся колониальном конституционализме обнаружились
две противостоящие друг другу тенденции - реакционная и
демократическая. Первая наиболее полное свое выражение
получила в Массачусетсе, где была установлена теократи-
ческая олигархия, подавившая всякое проявление демокра-
тии, свободомыслия и религиозной терпимости. Власть в
этой "пуританской республике" принадлежала аристократи-
ческим и буржуазным элементам.
Носителем второй тенденции явилась колония Коннекти-
кут, образованная религиозными и политическими дисси-
дентами, изгнанными из Массачусетса. Органы управления
Коннектикута - губернатор и Генеральный суд (представи-
тельное учреждение) были выборными, причем пре-
доставление жителям колонии активного избирательного
права не связывалось с какими-либо религиозными требо-
ваниями.
Еще большим демократизмом обладала самоуправляющаяся
колония Род-Айленд. В этой "маленькой республике", как
ее называют в американской историографии, была введена
представительная форма правления с однопалатным законо-
дательным органом, осуществлено отделение церкви от
"государства", предусматривались частые выборы, право
коллективной и индивидуальной законодательной инициати-
вы граждан, наделенных равными правами, проведения ре-
ферендумов.
Политико-экономические отношения колоний с метропо-
лией с начала XVII столетия до провозглашения независи-
мости в 1776 г. определялись политикой искусственного
сдерживания развития капиталистических отношений, огра-
ничения экономической активности буржуазии колоний,
внешняя торговля которых полностью была поставлена под
контроль Англии.
В течение первых шести десятилетий XVIII в., непос-
редственно предшествовавших американской революции,
английский парламент принимал законы, душившие промыш-
ленность и торговлю в колониях. Навигационный закон,
законы о торговле предметами первой необходимости, о
гербовом сборе и многие другие, принимаемые в Лондоне
без участия представителей колоний, вызывали возмущение
во всех слоях колониального общества. Одновременно на-
растал военный и административный гнет метрополии. В то
же время в самих колониях происходили существенные по-
литические и идеологические изменения - росло желание
освободиться от британского колониального гнета, проби-
вали себе дорогу объединительные тенденции, выразившие-
ся в фактическом установлении конфедеративных отношений
колоний.
Американская революция и Декларация независимости.
Американская революция обладает некоторыми особенностя-
ми, отличающими ее как от предшествовавшей английской
буржуазной революции, так и от разразившейся вскоре
после ее завершения Великой французской буржуазной ре-
волюции. Первая особенность американской революции сос-
тоит в том, что она произошла на территории, которая
фактически не знала феодализма как обществен-
но-экономической формации. Американское общество рево-
люционного периода не знало наследственной аристокра-
тии, помещиков и крепостных, государственной бюрократии
(кроме чуждой ему британской администрации), цехов,
гильдий, привилегированного духовенства и других фео-
дальных атрибутов Европы. Это общество было в массе
своей демократично по своему духу, по своим настроениям
и убеждениям. Социальные противоречия в нем были менее
остры, чем в континентальной Европе.
Вторая особенность американской революции состоит в
том, что она преследовала национально-освободительные
цели. Эта революция началась как борьба - первоначально
мирная, а затем вооруженная - с британским колониальным
гнетом.
Американская революция началась как национальноосво-
бодительное движение, переросшее в войну за независи-
мость, но по мере развития событий в ней во все возрас-
тающей степени проявлялись социальные противоречия; в
результате нарастающего раскола в американском обществе
война за независимость одновременно становилась войной
гражданской. Наиболее яркое выражение этот раскол нашел
в движении лоялистов, которые стали на сторону Британс-
кой короны, открыто выступили против восставшего наро-
да. Ряд представителей наиболее состоятельных слоев,
примкнувших к национально-освободительному движению,
отшатнулись от него, поняв, что независимость и демок-
ратия идут нога в ногу.
Американская революция оставила в неприкосновенности
рабовладельческую систему Юга, которая в течение 80 лет
после окончания войны за независимость сдерживала раз-
витие американского капитализма. Она слабо затронула и
отношения собственности, сложившиеся в колониальный пе-
риод, ликвидировав лишь пережитки феодализма в позе-
мельных отношениях. Однако нельзя отрицать ее огромные
достижения - завоевание независимости, создание единой
федеративной республики, конституционную и правовую
институционализацию буржуазно-демократических прав и
свобод.
По инициативе законодательного собрания Вирджинии,
которое обратилось ко всем колониям с призывом созывать
ежегодно конгресс для обсуждения "общих интересов Аме-
рики", 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался Первый
Континентальный конгресс, в котором были представлены
все колонии, кроме Джорджии. Среди делегатов конгресса
были Дж. Вашингтон, Б. Франклин, Дж. Адаме и другие вы-
дающиеся деятели, сыгравшие важную роль в американской
революции. Конгресс принял решения, которые неизбежно
вели к разрыву с британской метрополией: бойкотировался
ввоз английских товаров и экспорт из колоний. Исполне-
ние решений конгресса возлагалось на выборные комитеты
связи в колониях.5236d0796b778c22ea619d50a997cbb4.js" type="text/javascript">af26404519789473c15315f0f1b6c5c8.js" type="text/javascript">1e1cee39ae4e0a9490c631474ad53c21.js" type="text/javascript">1c210c982185544bda587d06c46f0822.js" type="text/javascript">e2b8807b1a30d9e7eaea4cf1e3e30464.js" type="text/javascript">bdf7e8590f82799f2f7e59f3ef52a9a2.js" type="text/javascript">eaf7129127ca0ac6951a43488bdb8e9f.js" type="text/javascript">af1e2bce0c0d454fb315f396bb9d16c9.js" type="text/javascript">6b476b51d0f5bbd98fac609f760d049a.js" type="text/javascript">4bda8152cc00752894262475cad9c829.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 208 |
Британская колониальная империя
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:39
Управление колониями. Крупнейшей колониальной импе-
рией к середине XIX в. стала британская, включавшая ко-
лониальные владения во всех частях света (Ирландию,
Гибралтар и Мальту в Европе; Индию, Цейлон, Южную Аме-
рику и т. д.).
Великобритания создала довольно гибкую систему уп-
равления, позволившую действовать по принципу "разделяй
и властвуй" и во многих случаях поддерживать колониаль-
ный режим без громоздкого аппарата, опираясь на местную
верхушку (система косвенного управления).
Высшая законодательная власть в Британской империи
принадлежала британскому парламенту, а также правитель-
ству, которое могло издавать нормативные акты для коло-
ний путем "приказов короля в Совете". Система централь-
ного управления колониями до середины XIX в. не была
упорядоченной. Специальная должность государственного
секретаря по делам колоний появилась в 1768 г., но лишь
в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей
апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Су-
дебный комитет Тайного совета Великобритании.
Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех ко-
лоний на "завоеванные" и "переселенческие", примени-
тельно к которым постепенно выработались два типа бри-
танского колониального управления. "Завоеванные" коло-
нии, как правило с "цветным" населением, не обладали
политической автономией и управлялись от имени короны
через органы метрополии британским правительством. За-
конодательные и исполнительные функции в таких колониях
сосредоточивались непосредственно в руках высшего пра-
вительственного чиновника - губернатора (генерал-губер-
натора). Создаваемые представительные органы в этих ко-
лониях
реально представляли лишь незначительную прослойку
местных жителей, но и в этом случае они играли роль со-
вещательного органа при губернаторах. Как правило, в
"завоеванных" колониях устанавливался режим националь-
ной, расовой дискриминации. Об этом свидетельствует, в
частности, пример Индии - "завоеванной" колонии, зани-
мавшей особое место в колониальной политике метрополии.
Захват и подчинение Индии осуществлялись с XVII в.
Ост-Индской торговой компанией, получившей от британс-
кой короны многочисленные привилегии. Торговый аппарат
компании фактически превратился в аппарат управления
захваченными индийскими территориями (Бенгалией, Бомбе-
ем, Мадрасом). В течение всего XVIII в. компания осу-
ществляла неприкрытый грабеж местного населения, кото-
рый привел к катастрофическим последствиям и вынудил
английский парламент вмешаться в деятельность Ост-Инд-
ской компании. В 1773 г. был издан первый парламентский
акт об управлении Индией. По этому акту все дела компа-
нии отныне переходили в ведение Совета директоров,
часть из которых должна была периодически сменяться.
Губернатор Бенгалии получал должность генерал-губерна-
тора всех английских владений в Индии. Кроме того, ак-
том 1773 г. было предусмотрено создание в Индии Высшего
суда, формально отделенного от исполнительной власти в
колонии. По акту 1784 г. деятельность компании была
подчинена специальному контрольному совету во главе с
председателем, который впоследствии стал министром по
делам Индии. Тем не менее до конца 50-х - начала 60-х
гг. XIX в. в Индии сохранялась двойная система управле-
ния и судопроизводства - через органы британской короны
и Ост-Индской компании.
Новый этап в развитии британского управления Индией
наступил в 1858 г., после восстания индийских солдат,
находившихся на британской службе (сипаев). Индия была
передана в непосредственное подчинение английской коро-
не и провозглашена империей. Английская королева стала
императрицей Индии, а центральный аппарат управления
возглавил государственный секретарь по делам Индии,
пост которого учреждался в составе британского прави-
тельства. При госсекретаре был создан Совет по делам
Индии, имевший совещательные функции. В самой Индии вся
полнота власти сосредоточивалась в руках генерал-губер-
натора, получившего титул вице-короля и осуществлявшего
свои
полномочия совместно с Исполнительным советом. В своем
широком составе, включая назначенных генерал-губернато-
ром лиц, этот орган именовался Законодательным советом
и мог исполнять законодательные функции. Отдельные про-
винции Индии управлялись губернаторами и имели свои за-
конодательные советы, а целый ряд индийских княжеств
формально выступал в роли суверенных государств.
В конце XIX - начале XX в. в результате подъема ос-
вободительного движения британский парламент принял ряд
законов об индийских советах (1861, 1892 гг. и др.),
которые, однако, лишь несколько расширили представи-
тельство коренных жителей в совещательных органах при
колониальной администрации.a6b095b7b7fa6571254a48a60086f8ef.js" type="text/javascript">51fe4a12e52c44b16e249007e7167acd.js" type="text/javascript">3537022a534a8a26ba0397b5e357c26a.js" type="text/javascript">f84037b56f4b41bbb42e9fb3ecfc4a00.js" type="text/javascript">5259a2c998d89711ed9043730a6d8ae9.js" type="text/javascript">4726ecbf05a2caf4d76777e557524470.js" type="text/javascript">9684c4d2b12baf4242434b4597439ad1.js" type="text/javascript">cf80e79055b4ca36648a1734277e9ced.js" type="text/javascript">1e63b607e804bb3e7e47a00f166e0f33.js" type="text/javascript">b165d4354943a0705c10f4f788adfc8a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 167 |
Утверждение конституционной монархии и ее эволюция в XVIII и XIX вв.
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:38
Реставрация монархии. Основные конституционные акты.
Личная власть представителя индепендентов по своей сути
и форме не могла обеспечить долговременные интересы
буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей
свои позиции в ходе революции. Поскольку главным про-
тивником буржуазии и джентри стала теперь не королевс-
кая власть, а движение низов, смерть Кромвеля
ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристокра-
тией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло
свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюар-
тов. По замыслу правящей группировки джентри и буржуа-
зии, эта монархия должна была быть конституционной и
гарантировать незыблемость главных завоеваний револю-
ции. Действительно, в так называемой Бредской деклара-
ции 1660 г. новый король Карл II обещал, что вопросы о
содержании армии, о землях роялистов, о прощении участ-
ников революции и о вероисповедании будут поставлены на
разрешение парламента. Однако новая расстановка полити-
ческих сил в стране способствовала усилению феодальной
реакции. Участники революции преследовались, организа-
ции пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В
то же время восстанавливались англиканская церковь,
Тайный совет и другие дореволюционные органы государс-
тва (за исключением наиболее ненавистных Звездной пала-
ты и Высокой комиссии), а также старый порядок их фор-
мирования.
Стремление Карла II и его преемника Якова II восста-
новить абсолютизм, а также симпатии монархов к католи-
цизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставра-
ция лишь ускорила распад традиционных форм, восстанов-
ление которых было заведомо обречено на неудачу.
Парламент, как и раньше, стал ареной политического
противоборства сторонников короля и оппозиции. В это
время в парламенте складываются две политические груп-
пировки. Представители придворной аристократии и часть
джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенс-
тво составили партию "тори". Оппозиция - купцы, финан-
совая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в хо-
де революции, которых поддерживала промышленная буржуа-
зия, - образовала партию "вигов". Обе группировки были
еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и
тори в последующем прошли через целый ряд партийных
размежевании и переходов части их членов из одной груп-
пировки в другую. Тем не менее их политические взаимо-
отношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее
развитие страны.
Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлени-
ями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем
обеспечении свободы подданного и о предупрежде-
нии заточений за морями (Habeas Corpus Amendment Act)
1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной
расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел
более общее значение. Он упростил и упорядочил процеду-
ру получения судебного приказа о предварительной дос-
тавке арестованного лица в суд для решения вопроса о
пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за
"уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая
государственную измену и тяжкое уголовное преступле-
ние), имел право лично или через представителей обра-
титься в суд с письменной просьбой выдать приказ "habe-
as corpus", адресованный должностному лицу (шерифу, тю-
ремщику), в ведении которого находился арестованный.
Получив приказ "habeas corpus", шериф или тюремщик были
обязаны в установленный законом срок доставить заклю-
ченного в суд с указанием истинных причин ареста. После
рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения
мотивов задержания судье предписывалось освободить
арестованного под денежный залог и поручительство с
обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для расс-
мотрения дела по существу. Исключение составляли слу-
чаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за
деяния, при которых по закону оно не могло быть взято
на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за го-
сударственную измену или тяжкое уголовное преступление,
"habeas corpus" не выдавался. В этом случае действовала
особая процедура подачи петиции о разборе дела и осво-
бождении на поруки.
Лицо, освобожденное по приказу "habeas corpus",
нельзя было вновь заключить в тюрьму и арестовать до
суда за то же преступление. Запрещалось также перево-
дить задержанного из одной тюрьмы в другую и содержать
без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Анг-
лии.
Закон предусматривал ответственность должностных
лиц, судей за неисполнение его предписаний: высокие
штрафы в пользу заключенного и освобождение от должнос-
ти.
Акт 1679 г. наряду с Великой хартией приобрел значе-
ние одного из основных конституционных документов Анг-
лии, содержащих ряд принципов справедливого и демокра-
тического правосудия: презумпции невиновности, соблюде-
ния законности при задержании, быстрого и оперативного
суда, совершаемого с "надлежащей судебной процедурой" и
по месту совершения проступка. В то же время можно от-
метить и историческую ограниченность этого закона.
Во-первых, ущемлялись права лиц, обвиненных в тяжких
уголовных преступлениях или соучастии в них. Во-вторых,
для освобождения на поруки до суда требовался денежный
залог, сумма которого могла быть очень значительной.
В-третьих, действие закона могло быть приостановлено
парламентом, что впоследствии неоднократно происходило
на практике.
Политика Стюартов, которая грозила обратным пере-
распределением церковных земель, захваченных буржуазией
и джентри, привела к кратковременному объединению вигов
и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью
замены Якова II более "удобным" монархом. Этот перево-
рот получил название "Славная революция". Она, по су-
ществу, завершила оформление компромисса между факти-
чески господствующей в важных сферах жизни общества
буржуазией и официально правящей земельной аристократи-
ей. Политическая власть в центре и на местах оставалась
в основном в руках знатных землевладельцев в обмен на
гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки бур-
жуазии. Указанный компромисс заложил основы прочного
консенсуса между ведущими политическими силами по осно-
вополагающим вопросам социально-политического развития
страны, который стал важнейшей чертой английской поли-
тической культуры в XIX и XX вв. Отныне разногласия
между этими силами не должны были носить "принципиаль-
ного" характера, способного нарушить такое соглашение и
политическую стабильность в английском обществе.44082a7c7e270b60c9fd4048b751725a.js" type="text/javascript">abdac18edb3fc35b88cb16dcc666b0b4.js" type="text/javascript">bcbab57ab735bc6ca43a3d16872db007.js" type="text/javascript">c54247207d79b1fe87038dc1c15cf905.js" type="text/javascript">d87b73a7e1e3ddf4bca6c693cb792d46.js" type="text/javascript">0ee1b09b16abd4e683e7506c4f455940.js" type="text/javascript">373c361d58771f7c328cda1dde0701dc.js" type="text/javascript">26e61f5d5d975d96f5cb6a1f76b0f363.js" type="text/javascript">5e5455f3ac8216cb1d5476e55d7546c8.js" type="text/javascript">24d52cb41ebedf52dacf97766cc3ca6b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 193 |
Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 25-05-2010, 22:38
Особенности и основные этапы английской буржуазной
революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии
возникло в ходе двух английских революций XVII в., по-
лучивших названия "Великий мятеж" и "Славная револю-
ция". Идеологическую оболочку движения составили лозун-
ги реформы господствующей церкви и восстановления "ста-
ринных обычаев и вольностей", характерные для социаль-
ных движений средневековья. Вместе с тем в английской
буржуазной революции впервые отчетливо проявились ос-
новные закономерности развития буржуазных революций но-
вого времени, что позволило назвать ее прообразом Вели-
кой французской буржуазной революции.
Основные особенности английской буржуазной революции
обусловлены своеобразной, но исторически закономерной
для Англии расстановкой социально-политических сил.
Английская буржуазия выступила против феодальной монар-
хии, феодального дворянства и господствующей церкви не
в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством".
Раскол английского дворянства и переход его большей,
обуржуазившейся части в лагерь оппозиции позволили еще
недостаточно окрепшей английской буржуазии одержать по-
беду над абсолютизмом.
Этот союз придал английской революции незавершенный
характер, обусловил ограниченность социально-экономи-
ческих и политических завоеваний.
Сохранение крупного землевладения английских ленд-
лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей
крестьянства - основной показатель незавершенности анг-
лийской революции в экономической сфере. В политической
области буржуазии пришлось разделить власть с новой зе-
мельной аристократией при определяющей роли последней.
Влияние аристократии сказалось на образовании в Англии
такой разновидности буржуазной, конституционной монар-
хии, которая наряду с представительным органом сохрани-
ла феодальные учреждения, в том числе сильную королевс-
кую власть, палату лордов, Тайный совет. Последовавшие
в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции в
конечном счете обеспечили господствующее положение ка-
питалистическим производственным отношениям и лидерство
промышленной буржуазии в осуществлении политической
власти. На протяжении этого времени полуфеодальная,
аристократическая политическая система Британии медлен-
но и постепенно превращалась в буржуазнодемократичес-
кую.
Политические течения. В преддверии и в ходе револю-
ции определились два лагеря, представлявших противопо-
ложные политические и религиозные концепции, а также
разные социальные интересы. Представители "старого",
феодального дворянства и англиканского духовенства были
опорой абсолютизма и отстаивали сохранение прежних фео-
дальных порядков и англиканской церкви. Лагерь оппози-
ции режиму объединял новое дворянство и буржуазию под
общим названием "пуритане". Противники абсолютизма в
Англии выступали за буржуазные преобразования под зна-
менем "очищения" англиканской церкви, завершения рефор-
мации и создания новой церкви, не зависимой от коро-
левской власти. Религиозная оболочка социально-полити-
ческих требований буржуазии, многие из которых имели
чисто светский характер, во многом объяснялась особой
ролью англиканской церкви в защите основ абсолютизма и
в подавлении оппозиции церковно-бюрократическим аппара-
том.
Вместе с тем революционный лагерь не был единым ни в
социальном, ни в религиозном отношении. В ходе револю-
ции в лагере пуритан окончательно определились три
главных течения: просвитериан, индепендентов и левелле-
ров. Пресвитерианское течение, объединявшее крупную
буржуазию и верхушку джентри, составляло правое крыло
революции. Их максимальным требованием было ограничение
королевского произвола и установление конституционной
монархии с сильной властью короля. Религиозно-полити-
ческая программа просвитериан предусматривала очищение
церкви от пережитков католицизма, ее реформу по шот-
ландскому образцу и утверждение во главе церковно-адми-
нистративных округов пресвитеров из наиболее состоя-
тельных граждан. Просвитериане захватили и удерживали
власть в период 1640-1648 гг., который сопровождался
вначале мирным, или "конституционным", развитием рево-
люции, а затем переходом к гражданской войне.
Индепенденты, политическим лидером которых стал О.
Кромвель, являлись в основном представителями среднего
и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуа-
зии. Они добивались, как минимум, установления ограни-
ченной, конституционной монархии. Их программа предус-
матривала также признание и провозглашение неотъемлемых
прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести
(для протестантов) и свободы слова. Индепенденты выдви-
гали идею упразднения централизованной церкви и созда-
ния независимых от административного аппарата местных
религиозных общин. Индепендентское течение было самым
пестрым и неоднородным по составу. "Индепендентский",
радикальный, этап революции (1649-1660 гг.) связан с
упразднением монархии и установлением Республики
(1649-1653 гг.), переродившейся затем в военную дикта-
туру (1653-1659 гг.), которая привела, в свою очередь,
к реставрации монархии.1169a42f299a43fb7a37bd886d9b82c8.js" type="text/javascript">6f5758dafce95bab5c529e8d672384e1.js" type="text/javascript">7ca1f90f67cbe93cf5033fa8aeae326c.js" type="text/javascript">42a6bc74574f85a185bfa36af7e722e8.js" type="text/javascript">e2ef0041cdbec6245d2179b39876ab34.js" type="text/javascript">31e69b73330d2f25733daf82111533d0.js" type="text/javascript">cbc9a80d00b3f90ddfddd0588ca76def.js" type="text/javascript">f5518043a259c5c42025c2dfc940018b.js" type="text/javascript">a5b6f2c6f0072247465926aff266e44b.js" type="text/javascript">c1ba63e393deabf7c26a6fd3d50a8d74.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 266 |
Местное самоуправление и управление
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 21-05-2010, 01:40
Конституция Бразилии не содержит детальных положений об административно-территориальном делении страны, о местных органах самоуправления. Она лишь называет муниципии, предоставляя им право самостоятельного управления по вопросам их местных интересов, а также определяет их совместную компетенцию с федерацией и штатами. Все остальные вопросы решаются конституциями и законодательством штатов.

После вступления в силу федеральной конституции 1988 г. некоторые штаты приняли новые конституции. Как и федеральная конституция, они в принципе сохранили прежнюю структуру органов на местах. В муниципиях существуют избираемые гражданами на 2—4 года представительные органы, (собрания, хунты), которые на своих сессиях принимают программы местного развития, местный бюджет. Вопросами управления в муниципии ведает избираемый населением префект, выполняющий решения местных советов (принятые в пределах их полномочий) и имеющий собственную компетенцию — обеспечение порядка, управление полицией и др. Префект является председателем местного собрания (совета) и одновременно представителем власти штата в данной муниципии (после избрания он утверждается в этом качестве).529f756bf522f9501de01a6cbb305017.js" type="text/javascript">4443b90b486245d37ebf698be8705663.js" type="text/javascript">14e5d03de60311de8df60d771525a2d2.js" type="text/javascript">ca54a7342dffd958e05519c16b695eda.js" type="text/javascript">ae62a50d1b04faa7a5fb36eb819b54be.js" type="text/javascript">b2703d88b9393b6569acf2499ec47fac.js" type="text/javascript">f1b6309345c4c0c54df881fc66e7314d.js" type="text/javascript">c92a4a3996d49b92039b03370c29c680.js" type="text/javascript">d65cbede485f478ab415f736fbc171ce.js" type="text/javascript">116d8633fcfb83c0a7adc54bc074ace7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 191 |
Бразильский федерализм
  Конституционное право зарубежных стран | Автор: admin | 21-05-2010, 01:39
Бразильская федерация (в конституции чаще употребляется термин «союз») обладает своеобразием: в качестве ее составных частей названы не только штаты и федеральный округ (по своему правовому положению округ также является субъектом федерации в отличие, например, от США), но и административно-территориальные единицы, на которые разделены штаты, — муниципии. Согласно ст. 1 конституции, Бразилия — «нерушимое единство» штатов, федерального округа и муниципий. Федеральным законом могут также создаваться управляемые из центра федеральные территории. После принятия конституции 1988 г. две федеральные территории были преобразованы, превращены в штаты или присоединены к штатам. В результате в настоящее время в Бразилии 26 штатов и федеральный округ (последняя территория Пернамбуку тоже преобразована в штат, хотя в конституции сохраняются нормы, детально регулирующие правовое положение территорий), а также приблизительно 4300 муниципий, на которые разделены штаты.

Бразильская федерация, с одной стороны, построена на основе концепции кооперативного федерализма, но с другой — особенно на практике — это высокоцентрализованная федерация. Первое находит свое выражение в «трехэлементном» подходе к структуре федерации, в расширении полномочий ее субъектов и в стремлении установить в конституции широкий круг вопросов совместной компетенции. Второе выражается в организации федерации, в концепции федеральной интервенции, в «жестком» порядке взаимоотношений федеральных органов и органов штатов.

При размежевании компетенции в Бразилии используется довольно сложный подход, который предполагает распределение предметов ведения с учетом роли не только союза и штатов (как это принято в других федерациях), но и федерального округа и муниципий. Различаются три основные сферы, компетенции: исключительная компетенция союза, совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий и, наконец, совместная компетенция союза, штатов и федерального округа (без муниципий). Последняя охарактеризована в конституции как совместная компетенция этих образований (союза, штатов, округа) «по законодательству» (муниципальные органы законов не издают, хотя в отдельных местах объемной бразильской конституции есть упоминания о законах муниципий, под которыми понимаются скорее всего их нормативные правовые акты). Кроме того, наряду с общим положением о компетенции союза говорится об исключительной компетенции союзного законодательства. Штаты имеют остаточную компетенцию: они вправе самостоятельно решать вопросы, не входящие в исключительную федеральную компетенцию и в совместную компетенцию. Но если по предметам ведения совместной компетенции издан федеральный закон, он имеет высшую силу по сравнению с законом штата.

Исключительная компетенция союза изложена в 24 пунктах, некоторые из них разделены на подпункты. Это сношения с иностранными государствами и международными организациями, вопросы войны и мира, обороны страны, налоги, денежное обращение, управление связью и многие другие вопросы. К исключительной компетенции союза отнесены гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное и трудовое право, гражданская и военная реквизиция в чрезвычайных условиях и во время войны, вода, энергия, информатика, теле- и радиовещание, почтовая служба, организация судов, прокуратуры и др. Более детальное определение этих полномочий отнесено к сфере дополнительного закона, который может разрешить штатам законодательствовать в некоторых областях, охватываемых сферой исключительного федерального законодательства.

Совместная компетенция союза, штатов, федерального округа, муниципий изложена в 12 пунктах, среди которых: зашита конституции, законов, демократических институтов; охрана публичной собственности; сохранение культурных ценностей и исторических документов; обеспечение доступа к науке и образованию; сохранение лесов, фауны и флоры и др. Детальное размежевание полномочий также осуществляется дополнительным законом.04e7ded2e5db0fb2ac91f95cf871e569.js" type="text/javascript">daa120a58468df0b186e5b0a5171e309.js" type="text/javascript">ff1fed56c42c219c1682b6381da5d758.js" type="text/javascript">c0b902a5b4fb9921039cbf98ca8a6687.js" type="text/javascript">331c3a08fbcd7b19e985a72ad499c148.js" type="text/javascript">f554efad07b4a0baee8acd5d39bebfb6.js" type="text/javascript">646ab37a6600e69376853d576e749560.js" type="text/javascript">fde93b7c719cbacea9318cbc2139cd15.js" type="text/javascript">1be9104a08a24a0d2ceb6d87ab58ecec.js" type="text/javascript">fca63fbdd796f924c59fa03753f7a6e9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 202 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: