Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Система, структура и организация органов прокуратуры
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Систему прокуратуры РФ согласно ст. 11 Закона о прокуратуре составляют Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Российской Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (прокуратуры военных округов, родов войск, флотов, транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры, прокуратуры на режимных объектах и территориях); прокуратуры городов и районов; другие территориальные прокуратуры (межрайонные, городов с районным делением); военные (прокуратуры гарнизонов); иные специализированные прокуратуры (транспортные и природоохранные на правах прокуратур районов, прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, назначенное судом); научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ и др.); редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (редакция журнала "Законность"). Система прокуратуры РФ может быть представлена в следующей схеме:
Перечисленные выше органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ, так как обладают признаком единства, то есть не входят ни в какую иную систему органов, централизованности, то есть подчинения каждого нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ, единства основных целей и задач, стоящих перед каждым прокурором, единства полномочий, предоставленных каждому прокурору в пределах его компетенции, единства законодательства, регулирующего деятельность прокуроров.
Системность органов прокуратуры проявляется в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Результаты деятельности нижестоящих прокуратур во многом зависят от деятельности вышестоящих прокуратур (постановка конкретных задач, контроль исполнения, обеспечение кадрами и т.д.), а результаты работы вышестоящих прокуратур прямо определяются результатами деятельности
нижестоящих. Так, прокуратура субъекта РФ характеризуется объемом и качеством работы, выполненной всеми городскими и районными прокуратурами, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ. Генеральный прокурор представляет отчет в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ не только о работе Генеральной прокуратуры РФ, а о работе всех прокуратур РФ.
Каждый из элементов (звеньев) рассмотренной выше системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру.
Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ (и одновременно всю систему прокуратуры РФ) возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, чьи служебные обязанности определяются Генеральным прокурором РФ.
Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления (Главное следственное управление, состоящее из управления по надзору за расследованием преступлений и следственного управления); управления (организационно-контрольное, кадров, по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, по делам о несовершеннолетних и молодежи, второе управление, по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам, по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по надзору за исполнением уголовных наказаний, международно-правовое управление и некоторые другие); отделы на правах управления (безопасности, реабилитации жертв политических репрессий, криминалистики, писем); отделы в составе управлений (организационного обеспечения, планирования и контроля, статистики и анализа - в организационно-контрольном управлении; первый, второй, третий, пенсионный - в управлении кадров; по надзору за соблюдением прав и свобод граждан, по надзору за исполнением законов в сфере экономики, по надзору за законностью правовых актов, по надзору за исполнением природоохранного законодательства и др. - в управлении по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в федеральных органах налоговой полиции, по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в МВД РФ, по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ, по расследованию преступлений в сфере экономики, по расследованию бандитизма, умышленных убийств и др. - в главном следственном управлении) и т.д.
В структуру Генеральной прокуратуры РФ, помимо названных, входят и такие подразделения, как Секретариат Генерального прокурора РФ (на правах управления); центр информации и общественных связей (на правах управления); приемная (на правах управления) и некоторые другие.
В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения образована Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.
В структуру Генеральной прокуратуры РФ входит коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором РФ, в которую входят первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ (по должности) и другие прокурорские работники, назначаемые Генеральным прокурором (некоторые начальники управлений Генеральной прокуратуры РФ, директор НИИ проблем укрепления законности и правопорядка и др.).
В Генеральной прокуратуре РФ на основании положения, утверждаемого Генеральным прокурором РФ, действует Научно-консультативный совет, в состав которого входят прокурорские работники и ученые.
В названные структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ включены должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам, а также их помощников.
Руководят указанными структурными подразделениями начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений и начальники отделов. При этом начальники главных управлений, управлений и отделов на. правах управления являются старшими помощниками Генерального прокурора РФ, а их заместители и начальники отделов в Составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ.
Помимо названных должностей в структуре Генеральной прокуратуры РФ имеются советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соответствует статусу начальников управлений, а также помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Структура прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур имеет большое сходство со структурой Генеральной прокуратуры РФ, хотя и ограничена в размерах в силу различия компетенции.
Возглавляют эти прокуратуры прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур, их первые заместители и заместители. Структуру названных прокуратур составляют управления и отделы (на правах управлений или в составе управлений). Численность таких управлений и отделов значительно меньше, чем в структуре Генеральной прокуратуры РФ. Их назначение состоит в обеспечении основных направлений прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры. Так, во всех прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах имеются следственные управления, управления или отделы по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управления или отделы по надзору59d5f4cbdcce318d3824e296175b8c2d.js" type="text/javascript">a23aae455aa77c07e1afaf41dc852f64char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)4b1363649f8a57a5de0a3b0fb8cae8ec.js" type="text/javascript">d8fcaff1ca37fc0f47367d4c702e78c2.js" type="text/javascript">26b4ae15ded8dbd7492a06f065d48360.js" type="text/javascript">3adbc8094c7707e444df1fd2c2d134b1.js" type="text/javascript">dde67491f321d85700b6d1db55c79860.js" type="text/javascript">25bb2600dc0bb5359922b42f1ed82616.js" type="text/javascript">402ad809287de1623f6aa3836d22675c.js" type="text/javascript">b1b78b32a924f52a278a703794e29b6c.js" type="text/javascript">71f9bf6cfcb4891111595dd523eee1c2.js" type="text/javascript">2be4e409df155976907df9bc3f99b89b.js" type="text/javascript">a423d6d4fc8def77ece170e2ae2210ed.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 423 |
Нравственные начала в деятельности прокуроров и следователей
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В Законе о прокуратуре содержатся требования как профессионального, так и нравственно-этического характера в отношении лиц, назначаемых на должность прокурора. В соответствии с Законом (ст. 401) прокурорами могут быть назначены граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности.
Помимо этого Законом о прокуратуре предусмотрен и возрастной ценз для прокуроров, назначаемых на руководящие должности. На должности районного, городского прокурора и приравненных к ним прокуроров1 назначаются лица не моложе 25 лет. На должности прокурора субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров назначаются лица, имеющие стаж прокурорской и следственной работы в органах прокуратуры не менее 5 лет. Высокая профессиональная подготовка работников органов прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью к нарушениям закона, честностью, неподкупностью и справедливостью. Прокуроры, как было сказано выше, должны быть способными по состоянию здоровья выполнять весьма трудные физически и нравственно возлагаемые на них обязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью.
Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную Законом о прокуратуре (ст. 404). В ней содержатся требования к этим должностным лицам, которые должны выполнять нелегкую миссию по осуществлению надзора за исполнением законов, самоотверженно и бескомпромиссно вести борьбу с преступностью.
Ее принятие проходит в торжественной обстановке, в условиях широкой гласности. В этом торжественном акте участвуют руководители прокуратуры области, края, республики, члены коллегий этих прокуратур, представители общественных организаций, ветераны органов прокуратуры. Присяга с подписью молодого специалиста хранится в его личном деле, в котором будет отражена вся его последующая деятельность. Принятая присяга обязывает будущих следователей и прокуроров к образцовому исполнению своего служебного долга.
Подавляющее большинство прокуроров, проявляя необходимые профессиональные и личные качества, самоотверженно трудятся на порученном участке. Однако есть и такие работники, которые допускают нарушения служебного долга, требований государственной и служебной дисциплины, даже злоупотребление своим служебным положением. Генеральный прокурор РФ в приказе № 66 от 11 ноября 1996 г. "Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации" ставит задачу, чтобы все участки прокурорского надзора, предварительного следствия были укомплектованы практически зрелыми, принципиальными, неподкупными, компетентными и добросовестными работниками, способными творчески и целеустремленно проводить в жизнь требования по укреплению законности, правопорядка, государственной и трудовой дисциплины, У будущих прокуроров нередко возникает вопрос: почему к прокурору предъявляются такие высокие требования? Это обусловлено тем, что это специалисты особого рода. К работникам этих органов всегда предъявлялись более высокие требования, нежели к работникам иных органов государственной власти и управления. Закон наделил прокуроров широкими полномочиями властного характера. Неправильное их исполнение, а тем более злоупотребление своим служебным положением могут повлечь и влекут за собою тяжкие последствия. Прокурору предоставлено право возбудить уголовное преследование, предъявить подозреваемому обвинение в совершении преступления, избрать в отношении обвиняемого меру пресечения, в том числе и такую, как содержание под стражей, произведение в его жилище обыска или выемки, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т.д. Прокурору всегда надо помнить, что малейшее нарушение или отступление от закона может привести и нередко приводит к существенным ограничениям прав и свобод граждан, причиняет тяжелую моральную травму как обвиняемым, так и их родным и близким.
Известно, что чем большей властью облечено должностное лицо, тем опаснее злоупотребление ею. Жизнь убедительно подтвердила, к каким тяжким последствиям привели злоупотребления властью в период культа личности. В настоящее время не может быть и речи о повторении подобных нарушений законности, но для человека, который сейчас подвергается незаконному аресту или необоснованному преданию суду, не имеет значения, носит ли это нарушение закона единичный или массовый характер. В вопросах нарушения законности, в особенности в сфере уголовного судопроизводства, нельзя мыслить категориями больших чисел. И единственного нарушения закона бывает достаточно, чтобы поставить вопрос об ответственности следователя или прокурора.
Некоторые работники прокуратуры полагают, что любые средства приемлемы, лишь бы успешно раскрыть преступление и установить виновное лицо. Это неверно. Могут применяться только средства, которые предусмотрены законом, опираются на приказы и указания Генерального прокурора РФ.
Властные полномочия, которыми обладают прокуроры, если они неправильно применяются, отрицательно отражаются на формировании личности этих должностных лиц. Из года в год прокуроры возбуждают уголовные дела, принимают различные меры процессуального принуждения. Постепенно они привыкают к этому и перестают видеть исключительность и тяжелые последствия этих процессуальных действий. У некоторых прокуроров появляется черствость, формализм, невнимание к людям, неоправданная суровость, и, наконец, уверенность в собственной непогрешимости. Чтобы не произошло такого перерождения, нужны строгий контроль со стороны руководителя за деятельностью подчиненных, а главное, постоянный самоконтроль за каждым выполняемым процессуальным актом. Выполняя свои профессиональные обязанности, каждый работник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но и общечеловеческого гуманизма, проявлять доброжелательность, чуткость и внимание к людям.
Работники органов прокуратуры должны обладать такими качествами, как принципиальность и непримиримость в борьбе с нарушениями законности и правопорядка. Не всегда бывает легко и просто раскрыть и расследовать преступление, установить допущенное нарушение закона, а тем более привлечь виновного к должной ответственности; Прокуроры могут встретить и встречают нередко препятствия и даже противодействия на пути к установлению истины и социальной справедливости. Надо иметь способность к преодолению этих явлений, ибо только тогда можно достичь поставленной цели.9937a9a3e4b14e7f8f15c2dee2ee83b6.js" type="text/javascript">db6f2e57943503c44ef8f2171a66258echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)03bd266f4664c1f9a3aaed686058e82b.js" type="text/javascript">9a148c11cfdd9f562fa6a160e3d3a57c.js" type="text/javascript">9fe1b82d44c4d7c32dcebfa563cce377.js" type="text/javascript">3f0817c9b746a31bb7f8461e88f1fa39.js" type="text/javascript">1a1b2e08d3f430c1d817d96736872313.js" type="text/javascript">32c924aba77cd9cc4834cff382b526c2.js" type="text/javascript">43cccbd86166e45d36d708a79d3c6933.js" type="text/javascript">047148d25d0ba89dee6f48152ed56c0b.js" type="text/javascript">0c0c1a1cf704d44d37f9b257c8956bf3.js" type="text/javascript">bcde35bfbc307ab88ec304c5a3042c78.js" type="text/javascript">85f35b1536d093221bcaaf91773ac53a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 375 |
Сущность и задачи надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Надзор за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов является одним из основных направлений прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности прокурора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором. Вследствие чрезвычайной широты и многообразия общественных отношений, входящих в сферу этой деятельности прокурора, данное направление в ранее действовавшем законодательстве о прокуратуре называлось общим надзором. Это определение сохранилось и широко применяется до настоящего времени практическими работниками прокуратуры.
В соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре деятельность прокурора в данном направлении состоит в надзоре за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанных выше органов и организаций.
Уже из определенного законом перечня видов объектов надзора видно, насколько широко поле надзорной деятельности прокурора в данном направлении. Только федеральных министерств, государственных комитетов и служб насчитывается несколько десятков, причем число и состав их постоянно изменяются. В сферу данного направления прокурорского надзора входит исполнение законов
представительными и исполнительными органами 89 субъектов Российской Федерации, во много раз превышающее число местных органов самоуправления, десятки контрольных органов и органов военного управления, не поддающееся точному определению число их должностных лиц, коммерческих и некоммерческих организаций и тем более их органов управления и руководителей.
Не поддается точному определению и численность законодательных актов, исполнение которых объектами надзора проверяется прокурорами. В их число, прежде всего, входят почти все статьи Конституции РФ, нормы гражданского, трудового, административного, экологического и других отраслей права.
Число же правовых актов, издаваемых всеми объектами надзора, чье соответствие указанным выше законам должно проверяться прокурором, тем более не поддается точному определению.
Характеризуя содержательную сторону сферы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, можно сказать, что в сферу этой деятельности прокурора входят практически все общественные отношения, за исключением тех, которые возникают в деятельности органов правосудия, некоторых других правоохранительных органов (МВД, ФСБ, налоговая полиция и некоторые другие), регулируемой уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и рядом иных, сравнительно немногочисленных законодательных актов.
Сущность и назначение надзора за исполнением законов главным образом определяет надзор за исполнением законов в органах и сфере государственного управления. В этой сфере чаще всего допускаются правонарушения, а также факты противодействия органам прокуратуры в устранении нарушений закона, вмешательство в их деятельность по установлению и устранению нарушений закона. Именно в области государственного управления должно быть обеспечено точное исполнение законов. Предписания законодателя должны твердо проводиться в жизнь, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям.
Вместе с тем необходимо отметить, что реализованное в процессе перестройки создание федеративного государства, расширение прав субъектов РФ в области правотворчества повлекли за собой издание многочисленных законодательных актов, не соответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству. Это обстоятельство существенно повышает социально-политическую значимость прокурорского надзора в данном направлении.
Если сопоставить данное направление надзора с другими направлениями прокурорского надзора, то мы увидим, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления, общественные объединения,
должностные лица) данная деятельность прокуроров является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значение данного надзора с каждым годом возрастает в связи со сложностью задач экономического и социального строительства, разветвленностью экономических связей между государственными и негосударственными предприятиями, переходом промышленности и предприятий сельского хозяйства в частную собственность. Все это обязывает прокуроров держать надзор за исполнением законов и законностью правовых актов на постоянном контроле и поднимать его качество на новый уровень.3756d82dca25eb4c759eb5e0068f6d4a.js" type="text/javascript">be7f42f2fae973ef68d6a969fc995822char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)248c2e1785cb0cb510258e2606651aef.js" type="text/javascript">30f05b4315ddacb1fc9f9a261359f17f.js" type="text/javascript">22fe1be4d61cfde9909c48939855176e.js" type="text/javascript">0fb777ca3049d6a4219dd65d1a8224a0.js" type="text/javascript">036ec831f5bbe3237dbbe4ea8c85981d.js" type="text/javascript">eb51b710c69af26021ce556a98076abc.js" type="text/javascript">26994b6d3bf3af82994e9e1032811a6a.js" type="text/javascript">40668f34f7805eda053048447c53f33b.js" type="text/javascript">18040740a551eb6a0e54c013899bf3fa.js" type="text/javascript">72e18e876accc9eeb9b54f1754e4b1cf.js" type="text/javascript">339d193624f0bd2111328d40a406b34e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 372 |
Предмет и пределы надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Предмет данного направления надзора определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и уточнен в приказе Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г.
Согласно данному закону предметом надзора за исполнением законов является: а) соблюдение Конституции РФ; б) исполнение законов; в) законность правовых актов.
Соблюдение Конституции РФ. Это означает, что все перечисленные в данной статье Закона объекты надзора должны строжайшим образом соблюдать Конституцию РФ, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований. Исключительная важность данного предмета надзора определяется тем, что Конституция РФ предусматривает все основные права и законные интересы граждан, юридических лиц и является Законом прямого действия.
В ст. 21 Закона о прокуратуре в качестве предмета надзора названо соблюдение только Конституции РФ. Однако, учитывая, что в каждом субъекте РФ действуют свои конституции или уставы как акты, имеющие высшую юридическую силу на территории субъекта РФ и в пределах его ведения, то следует сделать вывод, что помимо Конституции РФ предметом надзора за исполнением законов является и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.
Исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Характеризуя этот элемент предмета надзора, следует иметь в виду, что на территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы,, законы субъектов РФ. Предметом надзора является исполнение всех законов независимо
от их правовой иерархии.
Определяя этот элемент предмета надзора, законодатель использовал понятие исполнение закона, между тем как в характеристике предыдущего элемента предмета использовалось понятие соблюдение Конституции РФ. В практике, да и в юридической литературе нередко оба эти понятия смешиваются или употребляются равнозначно, что не всегда точно отражает предмет прокурорского надзора. Учитывая, что Конституция РФ (как и конституции и уставы субъектов РФ) хотя и является правовым актом прямого действия, тем не менее, как правило, требования ее конкретных статей дополнительно регламентируются другими законами (например, право на квалифицированную юридическую помощь - ст. 48, право на образование - ст. 43, право на судебную защиту - ст. 46 и др.), поэтому законодатель правильно, на наш взгляд, в данном случае
использовал понятие соблюдение.
Что же касается исполнения закона как элемента предмета надзора, то здесь правильное употребление этого понятия зависит от содержания конкретного закона, чье исполнение проверяется прокурором. Как известно из основополагающих положений теории права, по одному из критериев классификации нормы права делятся на запретительные и регулятивные. В соответствии с этим делением, когда речь идет, о надзоре за исполнением (соблюдением) запретительного закона, например, ст. 171 УК, предусматривающей ответственность за незаконное предпринимательство, то правильнее употреблять понятие соблюдение данного закона. Если же речь идет о надзоре за исполнением регулятивной нормы права, например, об обязанности налоговых инспекций регулярно проверять исполнение налогового законодательства на предприятиях и организациях, то правильным будет применение понятия надзор за исполнением закона.
Характеризуя предмет данного направления прокурорского надзора, следует указать круг юридических и физических лиц (объектов), чье соблюдение Конституции РФ и исполнение законов проверяется прокурором. Перечень этих объектов надзора указан в ст. 21 Закона о прокуратуре. К их числу законодателем отнесены следующие: 1) федеральные министерства. По ныне действующей структуре федеральных органов исполнительной власти к ним относятся 24 министерства (от Министерства по атомной энергии до Министерства юстиции); 2) государственные комитеты (от Государственного комитета РФ по делам Севера до Государственного комитета РФ по молодежной политике) - всего 11 комитетов; 3) федеральные службы (от Службы внешней разведки РФ до Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию) - всего 15 служб; 4) иные федеральные органы исполнительной власти. К ним относятся: а) Высшая аттестационная комиссия РФ; б) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; в) Федеральный горный и промышленный надзор; г) Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности; д) Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации; е) Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации; ж) Управление делами Президента Российской Федерации; 5) представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Их численность равна числу субъектов РФ. В различных субъектах РФ они именуются как думы, законодательные собрания и др.; 6) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Их численность, в отличие от численности представительных (законодательных) органов, значительно превышает число субъектов РФ. В каждом субъекте РФ имеется "центральный" орган исполнительной власти, например, администрация, правительство. В их состав, в свою очередь, входят министерства или иные органы управления; 7) органы местного самоуправления. Эти органы заменили ранее действовавшие на территориях городов, районов и иных регионов Советы и исполнительные комитеты городских, районных, сельских Советов народных депутатов. Их численность чрезвычайно велика, а названия и полномочия разнообразны (муниципалитеты, управы и т.д.). Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм волеизъявления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; 8) органы военного управления. В их число входят Министерство обороны РФ, его структурные подразделения, органы военного управления в военных округах, военных соединениях, гарнизонах и иных местах дислоцирования вооруженных сил; 9) органы контроля. К числу этих объектов надзора относятся многочисленные органы вневедомственного контроля. С одной стороны, они являются подразделениями федеральных министерств, комитетов или иных органов федеральной исполнительной власти (противопожарный надзор - в системе МВД, контрольно-ревизионное управление - в составе Министерства финансов, санитарный надзор - в системе Министерства здравоохранения, экологический контроль - в системе Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и т.д.). С другой стороны, контрольные органы могут создаваться органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Их численность и контрольные функции чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Спецификой же их контрольной деятельности является то, что, даже будучи структурным подразделением какого-либо органа федеральной исполнительной власти или органа государственной власти субъекта РФ, они имеют властные полномочия относительно предприятий, организаций и учреждений других министерств, комитетов или иных органов власти (пожарный надзор, экологический контроль и т.п.); 10) должностные лица. Это самый многочисленный вид объектов, соблюдение Конституции РФ и исполнение законов которыми является предметом прокурорского надзора. Критерием их определения является прежде всего то, что они на постоянной или временной основе исполняют (в пределах своей компетенции) функции перечисленных выше органов государственной власти.5de6069e970e92e32df40fe0d299452f.js" type="text/javascript">75179efa1a8691cd7707f7deec7c361fchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)4a26399924ce592edefbb342bfdc417c.js" type="text/javascript">3f6c938084281e402d92b79637b16464.js" type="text/javascript">8e7bffe0c449ef1e1f8f735b781e495f.js" type="text/javascript">32d64c7d73ac1979a629fcd562f7b645.js" type="text/javascript">ecc96645a6f61e631f6283c465a45a5b.js" type="text/javascript">1da2117fc20b051ad71a8088fba08000.js" type="text/javascript">833dc1579d603dd2660cc30b452aad0c.js" type="text/javascript">e7f9dc55fcd0139de589c85fd0ae4cc1.js" type="text/javascript">935ff4544592bb77c3018f128680656f.js" type="text/javascript">da8b287845576e4698419e370d5ffa34.js" type="text/javascript">eb19fb4893c3f784ee373fd747bcf003.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 432 |
Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов - это совокупность правовых средств, предоставленных прокурору законом, с помощью которых он имеет право и обязан выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов.
Полномочия прокуроров в рассматриваемой отрасли надзора определены в ст. 22 Закона о прокуратуре.
В соответствии с этой статьей прокурор в пределах своей компетенции наделен следующими полномочиями: 1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, то есть на территорию и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб, иных федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля коммерческих и некоммерческих организаций.
Характеризуя это полномочие, следует отметить, что Закон о прокуратуре дает закрытый перечень территорий и помещений, куда прокурор может беспрепятственно проходить. В этом перечне нет, например, помещений Правительства РФ, Президента РФ, судебных органов.
Реализация данного полномочия ограничена еще одним условием. Право беспрепятственного входа прокурора на территории и в помещения указанных объектов реализуется прокурором при наличии у него информации о нарушении законов на данной территории и в помещениях или в связи с деятельностью перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре объектов.
Закрепление в законе данного полномочия имеет особо важное значение в настоящее время, когда многие предприятия, организации и учреждения, особенно коммерческие, обзавелись собственными охранными службами и зачастую не заинтересованы в пропуске прокурора на охраняемые ими территории или помещения; 2) иметь доступ к документам и материалам указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре объектов надзора. Это полномочие означает право проверяющего прокурора, находящегося в организациях и учреждениях указанных объектов надзора, получить интересующие его документы и материалы для ознакомления с ними, изучения, анализа и любого другого исследования в целях выявления правонарушения (установления, обнаружения, доказывания), информация о котором ранее поступила в прокуратуру.
Под документами и материалами в данном случае понимаются любые правовые акты, изданные и имеющиеся на данном объекте
(приказы, распоряжения, инструкции), счетно-бухгалтерская документация (отчеты, балансы, платежные требования, ведомости и т.д.), технологическая документация (чертежи, схемы, карты и т.п.).
Указанная информация может быть получена как в виде документов, так и в виде электронных носителей. К материалам относятся не только различного рода носители информации, но и образцы продукции, сырья, технологического оборудования и т.п.
Содержание и перечень документов и материалов, право на доступ к которым имеет прокурор, законом не ограничены. Пределом требований прокурора в таких случаях является относимость документов и материалов к правонарушению, возможность с помощью их изучения установить и доказать совершенное правонарушение; 3) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. На практике это полномочие называют проверкой исполнения законов на месте. Это полномочие имеет комплексный характер. Проведение проверки означает применение прокурором целого ряда других полномочий, в частности, уже рассмотренных в виде беспрепятственного входа на территорию или помещения органов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, доступа к документам и материалам, а также требований о выделении специалистов, получении объяснений от руководителей и других должностных лиц указанных органов и других полномочий, о которых речь будет идти ниже.
Проверка исполнения законов на вышеуказанных объектах является одним из наиболее важных и эффективных полномочий прокурора. Распространенность его применения и значимость таковы, что практически, да иногда и теоретически это полномочие отождествляют с прокурорским надзором в целом, с чем нельзя согласиться.
Проверка исполнения законов на объектах (на месте) хотя и очень важное, но, тем не менее, лишь одно из полномочий прокурорского надзора, и те-, кто приравнивают его к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в целом, существенно снижают возможности, а следовательно', и эффективность этой отрасли прокурорского надзора.
Содержание, тактика и методика проведения проверок исполнения законов существенно различаются в зависимости от содержания законов, исполнение которых подлежит проверке (законодательство о приватизации, об охране собственности, об охране окружающей среды и т.д.), и от вида объектов, на которых проводится проверка исполнения законов (органы управления, органы контроля, конкретные предприятия или организации). В связи с этим в теории и практике прокурорского надзора разработаны и применяются методики осуществления надзора за исполнением законов об охране собственности, о труде, о соблюдении некоторых конституционных
прав граждан, законов о несовершеннолетних и т.д., составляющие в совокупности особенную часть учебного курса прокурорского надзора; 4) требовать от руководителей и других должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре, представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Это полномочие прокурора имеет содержательное сходство с вышерассмотренным доступом прокурора к документам и сведениям. Их различие и самостоятельность состоят в том, что, применяя рассматриваемое полномочие, прокурор обращается к руководителям и иным должностным лицам не того объекта проверки, где он находится (там он имеет доступ), а других органов, организаций и учреждений, чьи документы, материалы, статистические и иные сведения необходимы прокурору для установления и доказывания правонарушений на других объектах. Так, прокурор, получив информацию о факте уклонения от налогов коммерческой организацией, может обратиться в органы налогового контроля (налоговую инспекцию) с требованием о предоставлении сведений об уплате налогов данной организацией. С подобным же требованием прокурор может обратиться в статистические или банковские учреждения.
, Изучение и анализ полученных таким образом сведений и иных материалов могут избавить прокурора от необходимости проведения проверки исполнения законов на конкретном объекте.
Закон не определяет перечень документов, материалов и сведений, которые может затребовать прокурор при применении данного полномочия, а тем более их содержание. Пределы прокурорских требований в этом случае также определяются относимостью требуемой информации к правонарушению. Прокурор должен истребовать только те документы и сведения, которые позволяют установить и доказать факт совершенного правонарушения. Зато закон определяет круг органов, учреждений и организаций, к которым прокурор может обратиться с соответствующим требованием. Круг таких органов и организаций (без подробной регламентации) определен в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре; 5) требовать выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов. В процессе осуществления надзора за исполнением законов в связи с содержанием этих законов и регулируемых ими сфер общественных отношений (собственность, производство, транспорт, образование, медицина, социальное обеспечение и т.д., и т.п.) у прокурора зачастую возникают вопросы, которые он не может решить сам достаточно компетентно. В таких случаях он, используя названное полномочие, может требовать выделения специалистов, то есть лиц, обладающих необходимыми познаниями в экономике, технологии, экологии, финансах, здравоохранении и т.д., для решения возникших вопросов. Специалистами могут быть любые сведующие лица, находящиеся в служебных или трудовых отношениях с органами, организациями и учреждениями, перечисленными в п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре. Их необходимая высокая квалификация подтверждается обычно опытом работы по той или иной специальности, наличием ученых степеней и званий.072e287e2494b0d5dc179d310528a0e4.js" type="text/javascript">fa8552fd2905da3ac8d895552ff83812char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)0ea750e780a913c8ac0066a29ccb2a7a.js" type="text/javascript">ac72b3e7f9327622787a8bfeaf0b4d22.js" type="text/javascript">3c966f0b0b78331ed8258f142d65a92e.js" type="text/javascript">ef270b6b61dd56732b5d19b6b5f69fd0.js" type="text/javascript">b8ca59f25cffa5deef74a936f7dce52d.js" type="text/javascript">2e7ee54d5acbcfce20be69e3979d5e74.js" type="text/javascript">3e0587040eb77f1de6c17d07f3f19196.js" type="text/javascript">2e427ddb78ec95f30f8ed47729a7774b.js" type="text/javascript">fc1f43d83815e2c9e108c59c5a213d1e.js" type="text/javascript">0dc584cbfd6cd58169d8074b78dd06d5.js" type="text/javascript">96ff5ec6399ae0ce48b0d1027741da9f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 575 |
Акты прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Акты прокурорского реагирования - это предусмотренные Законом о прокуратуре формы реализации полномочий прокурора по устранению и предупреждению правонарушений. Закон в качестве таковых предусматривает протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление прокурора (ст. 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, информацию о несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции РФ. Путем их применения прокурор реализует такие полномочия, как опротестовывание противоречащих закону правовых актов, устранение нарушений закона, принятие мер к привлечению виновных к уголовной или административной ответственности путем возбуждения уголовных дел или производства об административном правонарушении, Предупреждение нарушений закона.
Будучи предусмотренными в Законе, акты прокурорского реагирования имеют процессуальный характер. Они составляются по определенной форме, вносятся в определенные адресаты. Закон определяет порядок внесения и рассмотрения актов прокурорского реагирования, права и обязанности прокурора и лиц, рассматривающих эти акты. Ряд общих требований, предъявляемых к актам прокурорского реагирования, определяется приказом Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 г. Так, в соответствии с п. 12
данного приказа в актах прокурорского реагирования должны быть изложены сущность правонарушения, его негативные последствия, причины и условия, способствовавшие его совершению. В конкретных актах прокурорского реагирования в зависимости от характера правонарушения должен ставиться вопрос об устранении как самого правонарушения, так и способствовавших ему причин и условий, об ответственности виновных лиц. При составлении и внесении таких актов реагирования, как протест и представление, прокурор каждый раз решает вопрос о необходимости своего участия в их рассмотрении.
Особое внимание в названном приказе Генерального прокурора РФ обращается на контроль за рассмотрением внесения актов прокурорского реагирования и фактическим выполнением указанных в них требований. С этой целью в прокуратуре ведутся специальные журналы или карточки, в которых указывается, какой акт прокурорского реагирования, по какому поводу, кому и когда был направлен. Там же излагается краткое содержание требований прокурора, делается отметка о получении информации о рассмотрении актов прокурорского реагирования и результатах их рассмотрения.
В последние годы для ведения такого учета стала широко применяться компьютерная техника. При выявлении с помощью такого учета фактов нарушения сроков или иных требований Закона о прокуратуре в этой части прокурор делает дополнительные запросы, а в необходимых случаях - проверки исполнения требований актов прокурорского реагирования.
Протест прокурора. Это самый распространенный вид прокурорского реагирования. Он вносится на противоречащий (не соответствующий) закону правовой акт, органов, организаций и должностных лиц, указанных в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ". Ввиду их исключительно большой численности и реализации возложенных на них организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций через издаваемые еще более многочисленные правовые акты органами прокуратуры ежегодно выявляются сотни тысяч незаконных актов. Их численность в значительной мере определяется сложностью переживаемого страной переходного периода с присущими ему недостатками законодательства, правовым нигилизмом должностных лиц, резким ослаблением ведомственного и вневедомственного контроля. Все это определяет деятельность прокуроров по опротестовыванию незаконных актов как чрезвычайно важное средство укрепления в стране законности, обеспечения ее единства.
Протест вносится от имени прокурора или его заместителя, действующих в пределах своей компетенции. Это означает, что подписывает протест прокурор или его заместитель соответствующего района, города, субъекта РФ или приравненные к ним прокуроры или, наконец, Генеральный прокурор РФ, или его заместитель, хотя
готовить протест могут другие прокурорские работники (помощники прокурора района, прокуроры отделов прокуратур субъектов РФ и т.д.). В соответствии со своей компетенцией районный прокурор (заместитель) и приравненные к нему прокуроры приносят протест на незаконный акт, изданный органом местного самоуправления, должностными лицами этих органов и районных (городских) органов контроля, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокуроры (заместители) субъектов РФ и приравненные им прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты, изданные соответствующими законодательными или исполнительными органами власти субъектов РФ и их должностными лицами. Генеральный прокурор РФ и его заместители приносят протесты на незаконные акты федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти и их должностными лицами.
Протест как официальный акт прокурорского реагирования должен иметь определенную единообразную форму. Его содержание излагается на бланке соответствующей прокуратуры. В нем указывается полное наименование органа, организации или должностного лица, издавших незаконный акт, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса их нахождения, даты принесения протеста, должностного положения с указанием классного чина, фамилии, имени, отчества прокурора; принесшего протест, который он лично и подписывает. В описательной части протеста указывается, кем, когда и какой акт был принят, в чем состоит его противоречие или несоответствие закону и какому именно. Далее излагаются требования о полной или частичной отмене опротестованного акта. Могут также излагаться требования относительно устранения причиненного изданием незаконного акта вреда. В заключительной части протеста указывается об установленной Законом о прокуратуре обязанности рассмотрения протеста и уведомлении прокурора о результатах его рассмотрения. В этой же части протеста в случае необходимости указывается на желание прокурора присутствовать при рассмотрении протеста и об уведомлении его о дне рассмотрения протеста. Протест, как уже отмечалось, подписывается прокурором или его заместителем.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона о прокуратуре протест приносится на противоречащий закону правовой акт. Это означает, что содержание изданного правового акта полностью или частично вступает в противоречие с требованиями конкретных норм Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ. Такое противоречие состоит в наделении правовым актом юридических или физических лиц правами или обязанностями, запрещенными для данных лиц соответствующим законом, либо, наоборот, лишении определенных прав или полномочий, которые законом разрешены. Такое противоречие как форма взаимоис-
ключающих отношений может выражаться в более мягкой форме данной философской категории, а именно в несоответствии содержания правового акта полностью или частично требованиям закона. Применение этого термина, на наш взгляд, вполне уместно, тем более, что он закреплен в абз. 2 п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре. На практике же наиболее часто употребляются термины "законность правового акта", "законность издаваемых актов", надзор за "законностью издаваемых актов". Эти термины не соответствуют буквальному тексту ст. 23 Закона о прокуратуре, но с учетом предыдущих замечаний их использование, на наш взгляд, вполне допустимо.
Пункт 1 ст. 23 Закона о прокуратуре определяет адресат принесения протеста. В нем указано, что протест может быть принесен в орган или должностному лицу, которые издали противоречащий закону акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо прокурор обращается в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Наиболее часто протесты на противоречащие закону акты приносятся в первый из предусмотренных законом адресатов - в орган или должностному лицу, которые издали опротестованный акт. Это естественно, так как принесение протеста этим органам или должностным лицам - самый простой и короткий путь решения вопроса. Тот, кто издал акт, тот может и отменить его или изменить. Однако для этого необходимо, чтобы орган или должностное лицо согласились с требованием прокурора, осознали свою ошибку или неправоту и были готовы исправить их. Такое, к сожалению, бывает далеко не всегда, особенно в настоящих условиях широкого распространения неуважительного отношения к закону, низкой правовой культуры должностных лиц и безнаказанности за правонарушения. В этих условиях противоречащие закону акты издаются зачастую не в силу незнания законов, а в силу нежелания считаться с их требованиями. В связи с этим Прокурор, определяя адресат принесения протеста, обычно предварительно выясняет отношение издавших незаконный акт к допущенному правонарушению и протесту прокурора, их готовность отменить его. В связи с этим нередки случаи, когда соответствующие органы и должностные лица, узнав от прокурора о допущенном ими правонарушении, не дожидаясь поступления протеста, отменяют или изменяют незаконный акт, особенно если его издание было порождено незнанием требований закона.
Если орган представительной или исполнительной власти или их должностные лица не согласились с доводами и требованиями прокурора и отклонили протест, то прокурор может принести его в их вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Главное при выборе адресата принесения протеста - это выяснение компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В их компетенцию должно входить право отмены решений, распоряжений и иных актов подчиненных или подведомственных им органов и должностных лиц. Этот путь отмены противоречащих закону правовых актов более сложен. Кроме того, что прокурору в этих случаях приходится действовать через вышестоящего прокурора, он вынужден учитывать ведомственную заинтересованность вышестоящих органов и должностных лиц, так называемую "честь мундира", а иногда и личную заинтересованность руководства правонарушителей.721b52d6db656e1ca43639ea11b61f2e.js" type="text/javascript">4be8205a6a4475dc8163693eaf34aa2echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)9b930e28c973ce60de1b3cbe8d5b50bb.js" type="text/javascript">51de08389b7517229feedbd23c08921e.js" type="text/javascript">e42dac7aa6558bd87565b540b0067585.js" type="text/javascript">3224f33a6d39a4f993f632897b715085.js" type="text/javascript">4a25d79a66b16c4e0cce115404549bbb.js" type="text/javascript">1260ab574347506ce0b45b14873e2dc4.js" type="text/javascript">f515c48232efcc8983afa8be4023cc4a.js" type="text/javascript">3b5265687baee0fd6c41d0df26d4fd4e.js" type="text/javascript">fdada7f2746de55d1a27e10ea1f817ab.js" type="text/javascript">e9f5228a6703fdfa7570e52b777e838b.js" type="text/javascript">7866cecabfedc985367acdeef8e66f29.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 10586 |
Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Эффективность надзорной деятельности органов прокуратуры по выявлению и устранению нарушений закона, созданию условий, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований и должностных лиц, в существенной мере определены правильной организацией этой деятельности прокуратуры. Следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов за последние годы оказался в существенной мере ослабленным. Далеко не все прокуроры оказались способными противостоять местным влияниям, идущим вразрез с интересами государства и общества. Ослабла роль прокурорского надзора как гаранта строгого исполнения законов, исключения различного рода негативных явлений в сфере экономики, подрывающих единство законности в государстве.
Говоря об организации рассматриваемого направления надзорной деятельности органов прокуратуры, необходимо отметить необходимость для каждого прокурора четкого определения предмета и пределов прокурорского надзора.
Второе условие правильной организации общенадзорной деятельности прокуроров - это четкое разграничение функций прокуроров в прокурорской системе, что позволит устранить параллелизм в работе прокуроров различных звеньев и в то же время не упустить из виду основные направления в осуществлении надзора за исполнением законов и законностью издаваемых правовых актов.
Важное значение здесь имеют требования Генерального прокурора РФ, содержащиеся в его приказах и указаниях № 20 от 28 мая 1992 г. "Об организации надзора и управления в органах прокуратуры РФ" и № 30 от 22 мая 1996 г. "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", № 42 от 18 июля 1997 г. "Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", № 4917 от 12 августа 1996 г. "О мерах по усилению борьбы с коррупцией, прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе", и др. В соответствии с этими приказами надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых: - федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями - на Генеральную прокуратуру РФ; - республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями - на прокуратуры республик в составе РФ; - краевыми, областными, автономной области, автономных округов органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями - соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов, приравненные к ним специализированные прокуратуры; - иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями - на районные и городские прокуратуры, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры.
Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими соединениями и учреждениями осуществляется военными прокуратурами, В исключительных случаях вышестоящие прокуратуры при наличии у них сигналов о существенном нарушении закона вправе провести проверку и принять меры к устранению нарушений закона в пределах республики, края, области, то есть прокурор области и иные вышестоящие прокуроры могут принять на себя исполнение функций нижестоящих прокуроров.
Успех общенадзорной деятельности прокуроров зависит от уровня их информационного обеспечения о состоянии законности, наличия правонарушений на конкретных поднадзорных объектах.
Прежде всего прокурор должен располагать сведениями, предусмотренными государственной статистической отчетностью и данными органов государственного контроля о состоянии законности на различных объектах. Изучая ее, прокуроры выясняют наличие и распространенность правонарушений как в целом на поднадзорной
территории, так и на конкретных предприятиях, в учреждениях и организациях. Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению прав человека и гражданина, состоянию законности в экономической, экологической, социальной сферах.
При этом прокурор должен учитывать, что многие должностные лица не заинтересованы в предоставлении ему полной и правдивой информации о состоянии законности и. правопорядка, более того, в ряде случаев тщательно укрываются факты хищений, коррупции, злоупотреблений и иных нарушений законов. Все это обязывает прокуроров использовать различные источники информации: органы государственного управления, государственные и ведомственные органы контроля, органы внутренних дел, суда, арбитражного суда и др.
Одним из источников информации о состоянии законности являются данные юридической службы на предприятиях, учреждениях и в организациях.
В целях получения информации о состоянии законности на поднадзорной территории прокурор должен использовать взаимный обмен сведениями с органами местного самоуправления, общественными организациями.
Участие прокуроров в работе органов государственной исполнительной и законодательной власти также является важным средством получения информации о состоянии законности.82ef66c79b2bfa11b2348fa10c0bcc43.js" type="text/javascript">4b2b9e1b6111d7320556a8f8391f6d1fchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)01998e7106a0a392801aa42f46ce53fe.js" type="text/javascript">d3ea53b23abf8b419521c9fd3dcb18f5.js" type="text/javascript">d197a362c31e3d890d5b14f33ecead61.js" type="text/javascript">fe5b00344de3dc6e3bfa786aa0bc181c.js" type="text/javascript">5485438c6f4569f78e77353259e1e15a.js" type="text/javascript">f1dafbf392f33b33947739da66c78c9d.js" type="text/javascript">3cb6b701fd3c233ce18849fa5d6aeba5.js" type="text/javascript">fe4c4b7cf0e08a873a14bc172fdb8dd7.js" type="text/javascript">4b6b5c013886d5a5aaff8b75fd68ea08.js" type="text/javascript">ca8db21dc803ca782ef6a9f5c309aa9d.js" type="text/javascript">0f8bb622d1ca15859f15b8e1ecc6d014.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 714 |
Понятие и предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Следствие, производимое органами прокуратуры, внутренних дел, ФСБ и налоговой полиции, хотя и носит наименование предварительного (окончательное решение по уголовному делу принимает суд), тем не менее при его производстве определяются характер и объем обвинения, правовая оценка преступления, что в свою очередь предопределяет вид и размер уголовного наказания, устанавливается круг доказательств по уголовному делу, в пределах которого, как правило, проводится судебное разбирательство. Правильно организованные предварительное следствие и дознание, а также осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов при их производстве представляют собой одну из существенных гарантий быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, объективного и всестороннего расследования, а в конечном итоге постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
В настоящее время, когда речь идет о формировании правового государства Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что одним из важных звеньев в этом процессе является дальнейшее совершенствование прокурорского надзора за законностью деятельности следственного аппарата, дознания и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД). Следует подчеркнуть, что ни в какой иной сфере деятельности государственных органов не затрагиваются так остро права и законные интересы граждан, как в сфере ОРД, дознания и предварительного следствия. Никакие иные нарушения законов не причиняют людям таких нравственных и физических страданий, как нарушения, связанные с незаконными задержаниями и арестами, необоснованными привлечениями к ответственности, влекущими осуждение невиновных.
Несмотря на то, что деятельность органов следствия с годами совершенствуется, улучшается качественно кадровый состав следователей (возрос их образовательный уровень, повышается их квалификация), тем не менее в деятельности указанных правоохранительных органов имеется немало недостатков. Генеральный прокурор РФ в приказе № 31 от 18 июня 1997 г. "Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием" потребовал решительно покончить с проявлениями предвзятости, тенденциозного подхода при проведении предварительного следствия и дознания с тем, чтобы из практики работы правоохранительных органов были полностью исключены факты необоснованных задержаний и незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности. Каждый такой случай должен расцениваться как чрезвычайное происшествие, и по нему должна проводиться тщательная проверка с принципиальными и строгими выводами.
Проявление предвзятости, тенденциозности, безразличия к судьбам людей, защита "чести мундира" при производстве следствия, дознания и ОРД в этой стадии уголовного судопроизводства, попытки в ущерб законности и справедливости отстаивать неподтвердившиеся выводы при предъявлении обвинения расцениваются как поведение, несовместимое с работой в органах правоохранения.
Важнейшими критериями оценки работы каждого дознавателя и следователя и в целом соответствующего аппарата являются обоснованность возбуждения уголовных дел, соблюдение требований закона о всесторонности, полноте и объективности расследования, обеспечение конституционных гарантий неприкосновенности личности. Если дать в целом оценку деятельности органов, осуществляющих ОРД, дознания и предварительного следствия, то надо отменить, что за последние годы значительно снижается качество производимых дознания и предварительного следствия. Наиболее ярким показателем качества дознания и расследования преступлений является количество оправданных судами подсудимых. Количество таких уголовных дел растет из года в год. Попытки некоторых прокуроров объяснить этот процесс возросшими требованиями судов к качеству дознания-и предварительного следствия не выдерживают критики: большое число таких уголовных дел содержит явные пробелы, упущения и недостатки предварительного следствия.
Порядок производства ОРД, дознания и расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, Законом об оперативно-разыскной деятельности. Помимо этого работники органов ОРД, дознания и предварительного следствия руководствуются ведомственными приказами и указаниями по вопросам следственной работы. Также обязательны к исполнению этими органами и имеющие руководящий характер постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального закона.
Выполняя задачи надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание
и предварительное следствие, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.
Уголовное судопроизводство ставит перед собой двуединую задачу. С одной стороны - быстрое и полное раскрытие и расследование каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. С другой стороны, уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, так как они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Законе о прокуратуре, в УПК и приказах Генерального прокурора РФ.93b66b61e83f5b759bc881e80a7d3d1c.js" type="text/javascript">2a9ab197d480c0fc825f5d20c5dfb9eechar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)920399de143074dccbbb5d05b4b6cde5.js" type="text/javascript">d5c3db0ee3ffc7971b542acf1448bdff.js" type="text/javascript">a80a91154ea7c66632133b42cd2b85df.js" type="text/javascript">d6546506a1d209ecd1aed86d76669f5c.js" type="text/javascript">fb7ddca4f0ba1f8c461f73d9b5b8f3dc.js" type="text/javascript">1f9fa69e28c885d73d39061cf2ea19a0.js" type="text/javascript">a0b74e355396f3271d99b6d20dd7c4eb.js" type="text/javascript">9891427c6eb56bda282802afcc55b709.js" type="text/javascript">88b8570f4a81af9498fcd609157f7807.js" type="text/javascript">767ecbff503fd25fb1e84fb807ea4cfd.js" type="text/javascript">5201b8fc0b9eb9c814e51c1850cb1d1f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 397 |
Полномочия прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов органами предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
В целях устранения, а главное, предупреждения нарушений уголовно-процессуальных норм, прав и законных интересов граждан в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия прокурору предоставлены существенные полномочия. Они значительно расширены в связи с принятием Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности"1. В этом направлении прокурорского надзора полномочия прокуроров носят властно-распорядительный характер.
Они сформулированы в УПК, в Законе о прокуратуре, в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ. Эти полномочия неоднородны по своему содержанию и назначению, но подчинены единой цели - обеспечению законности в стадии дознания и предварительного следствия и ОРД.
Прежде всего прокурор осуществляет функцию надзора за исполнением законов. Обладая предоставленными ему полномочиями, он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т. д.
С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе сам возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и тд. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление. -
Наконец, прокурор наделен полномочиями властно-распорядительного характера относительно следователей органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т.д.
Все эти разноплановые полномочия, соединенные в компетенцию одного должностного лица, делают процессуальное положение
' Сущности и задачам прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности будет посвящен § 5 прокурора в этой стадии уголовного судопроизводства весьма сложным, а главное, ответственным за конечные результаты следствия.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством: 1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовного дела документы, материалы, иные сведения о совершенных преступлениях, ходе и результатах проведенных дознания и предварительного следствия, а также установления лиц, совершивших преступления; проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях; 2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, юридической оценке преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; 4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступления и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве органа дознания или следователя прокуратуры; 5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия, а в необходимых случаях лично выполняет отдельные следственные действия или производит расследование в полном объеме по любому делу; 6) санкционирует производство обыска, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях, предусмотренных законом; 7) осуществляет надзор за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий; 8) продлевает срок расследования и содержания по стражей в качестве меры пресечения в случаях и в порядке, предусмотренных законом; 9) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного или повторного расследования; 10) изымает в целях наиболее полного и объективного расследования от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому;
11) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 12) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает или санкционирует протокол при досудебной подготовке материалов и утверждает обвинительное заключение; направляет в суд уголовные дела или материалы по протокольной форме судопроизводства.
Осуществляя надзор, прокурор применяет указанные полномочия в выработанных практикой формах прокурорского реагирования на установленные нарушения закона. Наиболее эффективные из них состоят в следующем.
Одним из наиболее эффективных средств прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания или предварительного следствия является санкция прокурора на производство следственных действий, которые в существенной мере затрагивают права и законные интересы граждан. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает перечень процессуальных действий, выполняемых следователем только после того, как прокурор санкционирует их выполнение. Суть состоит в том, что производство этих следственных действий возможно лишь тогда, когда на их выполнение дает согласие прокурор. К числу таких следственных действий относятся: арест, обыск, арест и изъятие почтово-телеграфной корреспонденции, применение следователем денежного или имущественного залога в качестве меры пресечения. В соответствии со ст. 167 УПК выемка документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, производится только с санкции прокурора. Если при производстве судебно-психиатрической экспертизы возникает необходимость в стационарном наблюдении, помещение подозреваемого или обвиняемого в лечебно-психиатрическое учреждение производится только с санкции прокурора (ст. 188 УПК). В соответствии со ст. 153 УПК следователь при привлечении должностного лица в качестве обвиняемого в случае необходимости вправе отстранить его от занимаемой должности. Постановление следователя об этом подлежит также санкционированию прокурором.
Только после утверждения прокурором обвинительного заключения законченное производством уголовное дело может быть направлено в суд для рассмотрения по существу (ст. 214 УПК). Согласие прокурора в обязательном порядке требуется в случаях прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в случаях, предусмотренных ст. 8-9 УПК.7a9e744ac83455dc4607ee20ac38d4e2.js" type="text/javascript">7528366762947fa71fef61f30a291c09char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)8d1d09b79044d14da55493bf18ef054a.js" type="text/javascript">e8540cf7f656ee59606fedfad6c18bee.js" type="text/javascript">39ac96a7e3ae237b97ec96c9ad5db241.js" type="text/javascript">2f85a1cd307a48c4fec6d0b102b9bdcf.js" type="text/javascript">b211cad4c9fc6b728ff2f45d659d167e.js" type="text/javascript">d86f2d1871433bdb194492f80ec3be95.js" type="text/javascript">fe979ece68e9d2f11a5d287f0e150a3e.js" type="text/javascript">f880359183a54c1eafdd5b87c14a0efc.js" type="text/javascript">f130c829ab64af3b91959d0b2d33a128.js" type="text/javascript">c9f751189ce0f22af62d31fe1cbda7ae.js" type="text/javascript">a6fd5c09f06c5da6cf5667fd03535d04.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 229 |
Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях
  Прокурорский надзор | Автор: admin | 30-05-2010, 04:02
Прием, учет, регистрация и проверка заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях являются началом в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Между тем ни уголовно-процессуальное законодательство, ни ведомственные предписания руководителей правоохранительных органов не уделяют этой деятельности должного внимания, считая ее чисто технической. К тому же в теории уголовного процесса эта деятельность всегда считалась внепроцессуальной. На практике она носила, как правило, закрытый характер.
В законодательстве и в теории уголовного процесса давно укоренилась концепция, заключающаяся в том, что начальной стадией уголовного судопроизводства является возбуждение уголовного дела.
И действительно, если обратиться к структуре УПК, то мы увидим, что его особенная часть открывается главой VIII, посвященной возбуждению уголовного дела. Все это, вместе взятое, привело к тому, что приему, учету, регистрации и проверке заявлений и сообщений о преступлениях и их непосредственной связи с раскрытием и расследованием преступлений не придавалось должного процессуального значения.
Между тем в условиях возрастающего уровня преступности, ухудшения криминогенной обстановки, широкого распространения организованной преступности и коррупции важное значение приобретает соблюдение установленного порядка приема, учета, регистрации и проверки сообщений и заявлений о совершенных или готовящихся к совершению преступлениях.
Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщении о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица, невиновного или не причастного к преступлению.
Это также важно для процесса доказывания виновности обвиняемого в совершении преступления: с течением времени утрачивается актуальность события преступного проявления, исчезают или изменяются доказательства по делу. Правильные и своевременные прием, учет, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях являются начальным моментом для быстрого и полного раскрытия преступления, его полного, всестороннего и объективного расследования.
Соблюдение требований закона и ведомственных предписаний по данному вопросу, исходящих от Министра внутренних дел РФ и Генерального прокурора РФ, способствует максимальному приближению момента совершения преступления к назначению судом справедливого наказания лицу, виновному в совершении преступления.
Проблема, исполнения закона о порядке приема, учета, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о. преступлениях является одной из острых проблем, относящихся к сфере деятельности органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскного аппарата органов внутренних дел. Эта проблема приобрела особую актуальность после того, когда органы внутренних дел были наделены функциями по производству предварительного расследования (ст. 126 УПК) и дознания как самостоятельной формы расследования (ст. 120 УПК). За ними же сохранились и функции приема, учета и регистрации преступлений, а также выполнение оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в одном государственном органе оказались объединенными все эти разноплановые функции.

К этому следует добавить и то важное обстоятельство, что на органы внутренних дел возложена ответственность за законность и обоснованность возбуждения уголовных дел, за быстрое и полное раскрытие преступлений, за их успешное расследование. В силу этих обстоятельств стало "закономерным" явлением стремление работников органов внутренних дел показать вовне свои "успехи" в этой деятельности, в особенности в раскрытии преступлений. Коль скоро эти "успехи" не могут прийти сами по себе, необходимо прибегать к "нивелировкам", иначе говоря, к припискам в раскрытии преступлений и сокрытию преступлений, совершенных в условиях неочевидности, от учета.
Социальная опасность укрытия преступлений от учета весьма значительна. Это нарушение закона порождает безнаказанность лиц, совершивших преступления. Эти лица совершают впоследствии новые, еще более опасные преступления. Известны факты (Москва, Краснодар, Иркутск, Екатеринбург, Нижний Новгород и др.), когда некоторые опасные преступники совершали по нескольку десятков квартирных краж и других преступлений, и все преступления были укрыты от учета, хотя потерпевшие обращались с заявлениями в органы внутренних дел.
Юридической общественности широко известно уголовное дело Крекшина, рассмотренное по первой инстанции Верховным Судом РСФСР. Будучи условно-досрочно освобожденным от отбывания наказания, назначенного за мошенничество, Крекшин приехал в Москву и в течение трех лет, проживая там нелегально, совершал квартирные кражи. Всего на его счету числилось 96 квартирных краж, причем примерно одна треть из них не была зарегистрирована в органах уголовного розыска. Следователь установил, что потерпевшие во всех без исключения случаях обращались в органы милиции с заявлениями о совершенных у них кражах, однако заявлений в письменном виде у них не принимали.
Крекшин трижды задерживался по подозрению в совершении квартирных краж и трижды совершал побеги из мест содержания задержанных. Уверовав в свою безнаказанность, Крекшин "сколотил" преступную группу, которая совершала умышленные убийства из корыстных побуждений деятелей кооперативного движения.
Преступные похождения Крекшина завершились постановлением в отношении него приговора с определением в нем наказания в виде смертной казни, который был приведен в исполнение.
Вместе с постановлением приговора Верховный Суд РСФСР вынес в адрес Министра внутренних дел частное определение на допущенные нарушения закона относительно приема, регистрации и проверки заявлений и сообщений о совершенных Крекшиным преступлениях. В соответствии с частным определением суда Министром внутренних дел был издан соответствующий приказ о наложении строгих дисциплинарных взысканий на работников органов внутренних дел, виновных в этих нарушениях.3aac832cc7742c711c1a42c4e88723a4.js" type="text/javascript">2211bd69f98d8d40977ce1461af55d47char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)8890df3dd1c8f2155030ad083e43b395.js" type="text/javascript">50f87796b9e7b36699c711df9086d655.js" type="text/javascript">f56fea611b6f36524b59810a8dbbbc5f.js" type="text/javascript">7183b179cf68d700bfe5fb1dfa6bffe0.js" type="text/javascript">afd2de00b8b16f999f0cb1a0ef2f1ffc.js" type="text/javascript">9a951a9b475f50a3aec26f22116e441a.js" type="text/javascript">88552c1d928c3e053bbcf184a3e9a55e.js" type="text/javascript">7fef1913fb76dfdd17493b916f15acf8.js" type="text/javascript">267e38304709f7c6656ba61670455fec.js" type="text/javascript">9fc9300d2a3fc5944a13407450a97ada.js" type="text/javascript">ba6f3b7c1eb2dfb0371d0fe9e64a146c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 429 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: