Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие и содержание классификации осужденных к лишению свободы
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
В Общей части настоящего пособия была дана краткая характеристика наказания в виде лишения свободы и рассмотрены общие положения дифференциации и индивидуализации его исполнения и отбывания. Необходимость соблюдения требований дифференциации и индивидуализации исполнения наказания в виде лишения свободы предопределяет классификацию осужденных.

Под классификацией осужденных к лишению свободы понимается разделение их на относительно однородные группы по определенным признакам (критериям) в целях создания благоприятных условий для достижения целей наказания. Согласно ст. 67 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными целями классификации являются: а) отделение заключенных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние; б) разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе.

От целей, которые ставятся перед классификацией, зависят и ее критерии, т.е. те признаки, по которым осужденные подразделяются на определенные группы. Поэтому указанные критерии (основания деления), по которым осуществляется классификация, должны быть научно обоснованными, представлять собой определенную систему. Это тем более важно, ибо классификация осужденных во многом предопределяет и влияет на формирование системы исправительных учреждений*. В этой связи отметим, что ст. 68 Минимальных стандартных правил реко­мендует, что «работу с разными категориями заключенных следует вести по мере возможности в разных заведениях или же в разных отделениях одного и того же заведения».

* В дальнейшем - ИУ или исправительное учреждение.



Исходные принципы классификации осужденных содержатся в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, которые устанавливают юридические критерии классификации осужденных.

Так, уголовное законодательство выделяет некоторые категории преступников в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния: опасные и особо опасные рецидивисты (ст. 18 УК); несовершеннолетние (ст. 20 УК); лица, совершившие преступления по неосторожности (ст. 26 УК) и т.д.

Кроме того, уголовное законодательство (ст. 58 УК) определяет, каким категориям осужденных надлежит отбывать наказания в тех или иных видах исправительных учреждений.

Многие уголовно-правовые критерии классификации осужденных воспроизводятся и развиваются в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 74, 80 УИК).7f5f260d045d9a00b71877d2c1eaef6a.js" type="text/javascript">18672ea79e7e7327ce209d7a0ab699f0.js" type="text/javascript">fd24e348b77dda5252e968e0c6583952.js" type="text/javascript">c91611936a2cb50e7dbb66528c2941b0.js" type="text/javascript">b2f2c219a167f6ebfa3465a22a0bd56f.js" type="text/javascript">2d4a59dc8805552cd63e3b20b2b43ed1.js" type="text/javascript">59087da710b5d5ee9b4e11c8997ec88b.js" type="text/javascript">d4ab7046eac6bdaa3514325deb493cd4.js" type="text/javascript">f2fa2a1bb695a88c7c2187d58950faf0.js" type="text/javascript">0b6be49b366443769f321cecdea9072e.js" type="text/javascript">cb6a21223a452190d8a4e52235f6399e.js" type="text/javascript">1d617630dcd565efd07aa022809cc8fb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 269 |
Распределение осужденных и порядок приема их в исправительные учреждения
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ определяется судом. Согласно ч. 1 ст. 73 УИК осужденные к лишению свободы отбывают наказание в ИУ, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. Законодательное закрепление данного положения имеет важное значение, ибо согласно ранее действовавшего законодательства (ст. 6 ИТК РСФСР) под действие этого правила подпадало незначительное число осужденных. Подавляющее же большинство осужденных направлялось к месту отбывания наказания независимо от того, в каком регионе (области) они проживали или были осуждены. Такой подход отрицательно действовал на выполнение задач и целей, поставленных законодательством перед наказанием.

Закон, определяя общее правило относительно места отбывания лишения свободы, делает из него некоторые исключения. Так, в качестве исключительных случаев направления осужденных в соответствующие ИУ, находящиеся на территории другого субъекта Российской Федерации, признаются: а) состояние здоровья осужденных; б) обеспечение их личной безопасности; в) согласие самих осужденных. Такое направление или перевод осуществляется прежде всего в интересах самого осужденного. Вопросы эти решаются сугубо индивидуально с учетом всех факторов и обстоятельств, обусловливающих необходимость такого направления или перевода.

Кроме того, законодатель устанавливает правило, согласно которому осужденные: 1) при особо опасном рецидиве преступлений; 2) к пожизненному лишению свободы; 3) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; 4) к отбыванию наказания в тюрьме; 5) женщины; 6) несовершеннолетние; 7) иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для отбывания наказания в ИУ, которые находятся на территории других субъектов Российской Федерации.

Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 2 ст. 73) регламентирует также ситуации, когда на территории того или иного субъекта РФ отсутствует тот вид ИУ, который назначен осужденному по приговору суда, либо он имеется, но по различным причинам в него невозможно поместить осужденного. В таких случаях закон позволяет по согласованию с соответствующими компетентными органами управления уголовно-исполнительной системы направлять осужденных в ИУ, расположенные на территории другого субъекта РФ.

Законодательные положения о распределении осужденных по видам ИУ конкретизированы в Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и перевода их из одного исправительного учреждения в другое.

Необходимо отметить, что компетентные органы, сознавая серьезное социальное и профилактическое значение факта отбывания наказания по месту жительства и реализуя рекомендации международно-правовых нормативных актов по исполнению наказаний, разработали Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной системы на период до 2005 г. В ней предусматривается создание в каждом регионе такой системы учреждений, исполняющих наказания, которая бы позволила обеспечить исполнение лишения свободы в отношении основной части осужденных по месту жительства или совершения преступления.

Особое значение это имеет в отношении несовершеннолетних осужденных. Поэтому Концепция предусматривает создание воспитательных колоний для содержания несовершеннолетних осужденных в тех регионах страны, где они в настоящее время отсутствуют, при одновременном разукрупнении существующих.

В организации исполнения наказания в виде лишения свободы очень важным является период, связанный с направлением осужденных для отбывания наказания в ИУ, ибо согласно ст. 56 УК РФ наказание в виде лишения свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в ИУ.

Порядок этого направления определяется ст. 76 УИК РФ. а также действующей в настоящее время специальной инструкцией МВД РФ.

Закон устанавливает правило, согласно которому осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в силу. Установление 10-дневного срока необходимо для того, чтобы администрация следственного изолятора располагала временем для оформления нужной документации по определению ИУ и региона, куда следует направлять осужденного, обеспечения специальным транспортом, конвоем и т.д.f79c172820abe49dc10a78879c51edc2.js" type="text/javascript">90e219a8dca7f0b62691acf741cfa64e.js" type="text/javascript">fb6e318d03a482e73a17b72cdc0ea978.js" type="text/javascript">e9a510c07315a54b48d971f467ba27d9.js" type="text/javascript">3dcd4f12914ea62a683cec65225e38ea.js" type="text/javascript">a57c12f2a280775332c540646acb6827.js" type="text/javascript">71ed4d5976a4db976867dba10eacb9dc.js" type="text/javascript">7545cbbf6b7b5742187c4bb1dd131f8d.js" type="text/javascript">abb999486f8d4855416f51e1eedd30df.js" type="text/javascript">e8eef17532d2868fce6a4de627df37a1.js" type="text/javascript">0402856dc9bcd6eeea50a188779bfa72.js" type="text/javascript">efd7c5c70a8cb53c4a5c5fbacabb1e19.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Изменение вида исправительного учреждения
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Как уже отмечалось, одной из основных задач классификации осужденных к лишению свободы является определение вида ИУ, в котором они будут отбывать назначенное наказание. Законодатель устанавливает общее правило, согласно которому осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном ИУ (ч. 1 ст. 81 УИК).

Такой подход призван создать условия для тщательного изучения личности осужденного, эффективной организации исполнения наказания и применения средств исправления осужденных. Однако на практике нередко возникает необходимость изменения условий отбывания наказания и перевод осужденного в другое ИУ. Возможность изменения условий отбывания наказания, правового положения осужденного в зависимости от его поведения и отношения к труду является одним из важных принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, который закреплен в ст. 78 УИК РФ. Институт изменения условий отбывания наказания отнесен законодателем к мерам поощрения и мерам взыскания, применяемым к осужденным к лишению свободы (ст. 113 и 115 УИК). Такое изменение может осуществляться как в пределах одного ИУ, так и путем перевода осужденного в другое с целью смягчения либо ужесточения режима отбывания наказания, что несет за собой наиболее значимые изменения правового статуса осужденного.

Изменение вида ИУ, предусматривающее улучшение условий отбывания наказания, осуществляется судом по трем основаниям: а) позитивное поведение осужденного; б) его добросовестное отношение к труду; в) отбытие осужденным установленного законом срока наказания. Вывод о позитивном поведении следует из данных о выполнении возложенных на осужденного обязанностей, соблюдении им правил отбывания наказания, досрочного возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, бережного отношения к государственному имуществу т.п. Добросовестное отношение к труду может выражаться в выполнении и перевыполнении норм выработки или установленных заданий, соблюдении трудовой дисциплины и т.д.

Закон определяет, что положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию при отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда:

б) из исправительных колоний общего и строгого режимов в колонию-поселение по отбытию осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/3 срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений или ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания - не менее 2/3 срока наказания.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет категории осужденных, которые не подлежат переводу в колонию-поселение, с учетом общественной опасности личности осужденного. К ним относятся осужденные:

а) при особо опасном рецидиве преступлений;

б) к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;

г) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.1dac3d03821c80a6ae9b110303c8d045.js" type="text/javascript">2f2a418dd042cbc60d41fa528eae92a7.js" type="text/javascript">9311408fbafe0076b44cbaaa6671630f.js" type="text/javascript">99f2130aa908bea96fe4fcfe772cd68a.js" type="text/javascript">65a96b2fbe9d32bc400cf19f0b782dc3.js" type="text/javascript">90b3c0f14e261d87b658f05806cab229.js" type="text/javascript">686bd87acc5f98ad97415d6ca2447467.js" type="text/javascript">0057a017f441b12039f426a743517d5c.js" type="text/javascript">8314b0ff9fd8019ebb84f2a1fe9d37ee.js" type="text/javascript">2473d1e5c519125582430d878acb7500.js" type="text/javascript">851a06710425b563f74fb53c3ce49ffb.js" type="text/javascript">96cda92650847b5f11f275641b7a14ef.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 205 |
Понятие и виды условий отбывания наказаний в исправительных учреждениях
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Одним из важных положений, направленных на повышение эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы, является закрепление в УИК РФ различных видов условий отбывания наказания в рамках конкретного исправительного учреждения.

Таким образом, законодатель определил, что режим и условия отбывания наказания в исправительных учреждениях - разные правовые институты. Об этом свидетельствует и тот факт, что вопросы режима и средств его обеспечения в ИУ регулируются гл. 12 УИК, а условия отбывания наказания в этих учреждениях - гл. 13.

Согласно ч. 1 ст. 87 УИК в исправительных колониях установлены 3 вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие. В соответствии со ст. 132 УИК РФ в воспитательных колониях для несовершеннолетних устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия. В колониях-поселениях установлены единые условия отбывания наказания для всех категорий осужденных.

Вводя различные виды условий отбывания наказания, законодатель создает необходимую правовую базу для реальной уголовно-исполнительной дифференциации осужденных, которая достаточно гибко может быть осуществлена в рамках каждой колонии. Необходимо отметить, что для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются два вида режима: общий и строгий (ч. 2 ст. 87 УИК РФ). Законодатель не дифференцирует условия содержания осужденных внутри каждого вида режима. Поэтому в данном случае словосочетания «виды условий отбывания наказания» и «виды режима» имеют тождественное содержание. По общему правилу все осужденные по прибытии в колонию вначале направляются на обычные условия отбывания наказания, а затем в зависимости от поведения и по другим основаниям могут быть переведены на облегченные или строгие условия. Условия содержания указанных видов отбывания наказания различаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также степенью ограничений в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами*.

* Подробнее виды условий отбывания наказания в различных видах колоний будут рассмотрены в последующих разделах пособия.



Основаниями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания.

Основанием для перевода осужденного из менее строгих условий в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ.

Изменение условий отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии обеспечивает реализацию принципа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и стимулирует правопослушное поведение осужденных.
bad523764f1dcbc564b8f37c31ea34c4.js" type="text/javascript">44a3fa2907fda24e4da415aea7f7e8df.js" type="text/javascript">907ed7cc1a92649ef2771b8edae7b55c.js" type="text/javascript">388b28fe4f5e05f78b6b192152c50340.js" type="text/javascript">054091728d702624b5a3d76600069f25.js" type="text/javascript">29bb4ba3f44dcaf893089bd1a47ec4c8.js" type="text/javascript">0f6a2d3cc29050952e8bed271b52b7ca.js" type="text/javascript">bbc5bad9c9690cf6d4663972f2cdec35.js" type="text/javascript">460719b287a262aea297e679f1e141c5.js" type="text/javascript">125c839a7ff99b2470f4effaa18b7edb.js" type="text/javascript">164ab989b8f7f71f123fb84b1ae8c8d3.js" type="text/javascript">87a58348d1361226e3bd71bbad2ed7f9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 428 |
Материально-бытовое обеспечение лиц, лишенных свободы
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Одним из важнейших условий успешного выполнения задач, стоящих перед ИУ, является надлежащее обеспечение потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.п. Другими словами, речь идет об условиях отбывания наказания, призванных обеспечить нормальное существование человека в местах лишения свободы.

Создание осужденным нормальных жилищно-бытовых условий, обеспечение питанием, вещевым имуществом, постельными принадлежностями и другими коммунально-бытовыми условиями играют важную роль в их исправлении. Налаженный быт и медицинское обслуживание в исправительных учреждениях благотворно влияют на осужденных, вырабатывают у них положительные навыки и привычки, обеспечивают сохранение здоровья, нормальное физическое состояние и активную трудовую деятельность.

При исполнении наказания в виде лишения свободы осужденный полностью или частично лишается отдельных благ, удовлетворения ряда материальных и духовных потребностей. В то же время определяющим в исполнении этого вида наказания является требование международного права и уголовно-исполнительного законодательства о том, что исполнение наказания не имеет целью причинение осужденным физических страданий или унижение их человеческого достоинства.

Новое уголовно-исполнительное законодательство предоставляет широкие возможности для поиска наиболее эффективных форм и методов материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы. Это обеспечивается правом решения ИУ своих экономических и производственных проблем на основе рыночных отношений.

Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в ИУ осуществляется УИК. нормативными актами Правительства, МВД РФ и иных государственных органов.

Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям:

1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий;

2) обеспечение питанием;

3) вещевое обеспечение;

4) организация торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения осужденных.

В соответствии со ст. 99 УИК норма жилой площади на одного осужденного в исправительной колонии не может быть менее 2 кв.м., в тюрьмах - 2,5 кв.м., в женских колониях - 3 кв.м., в воспитательных колониях - 3,5 кв.м., в лечебных исправительных учреждениях - 3 кв.м., в лечебно-профилактических учреждениях - 5 кв.м.

Жилые помещения строятся из расчета размещения осужденных по отрядам, бригадам и оборудуются под спальные комнаты, помещения для проведения культурно-массовых мероприятий, туалеты, прачечные, бани, помещения для хранения личных вещей и т.д. Осужденные обеспечиваются индивидуальным спальным местом.

К жилым помещениям предъявляются строгие санитарно-гигиенические требования. В частности, они должны быть сухими, иметь вентиляцию, естественное и электрическое освещение, соответствующий инвентарь (столы, табуретки, тумбочки и т.д.), все помещения должны быть радиофицированы. В холодное время года температура в жилых помещениях должна придерживаться не ниже 18-20°С.

Другое направление материально-бытового обеспечения осужденных в местах лишения свободы - обеспечение их питанием, достаточным для нормальной жизнедеятельности организма.

Минимальные нормы питания устанавливаются Правительством Российской Федерации*. Они дифференцируются в зависимости от характера работы, выполняемой осужденными, их возраста, здоровья, климатических условий. Питание организуется 3-разовое и дифференцируется по калорийности и ассортименту. Минимальная норма питания осужденных к лишению свободы должна содержать не менее 1,879 кг на одного человека в сутки. Повышенные нормы питания устанавливаются лицам, работающим на производстве с тяжелыми или вредными условиями труда, беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным и больным.

* См.: Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. «Об установлении минимальных норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных и лишенных свободы». Российская газета, 1997, 25 июля.



Стоимость питания, кроме спецпитания, осужденными возмещается из начисленного им заработка или получаемой ими пенсии. С осужденных, уклоняющихся от работы, стоимость питания взыскивается из средств, находящихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания производится ежемесячно. Осужденным, освобожденным от работы по болезни, беременным женщинам и кормящим матерям на период освобождения от работы питание предоставляется бесплатно. Лицам, содержащимся в воспитательных колониях, а также осужденным, являющимися инвалидами первой или второй группы; неработающим осужденным-мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет питание предоставляется бесплатно.3dbceb4b9d0e4ec9ec17eaedf756c452.js" type="text/javascript">e61f0974d8c8bb93c5092bb19b9d379d.js" type="text/javascript">f94eea1e183f54b36aff8fdee14e9b0c.js" type="text/javascript">18902537d94ffef90fb5eaa7a6f39b8c.js" type="text/javascript">9fd64005d4dde70595afb58776e36b10.js" type="text/javascript">a594cfecd645e1c726289f249bfc9d91.js" type="text/javascript">ff7527678dffaa82782b36422efec219.js" type="text/javascript">11cdc6108cd5f91f1e9350b2f926f48d.js" type="text/javascript">81f758f253e050db5520443b6c0ff8b2.js" type="text/javascript">7f1cda96ca698bb25cda48a6919e74f9.js" type="text/javascript">8c3c5ce248cf6b9aabbb19c18cf11e7b.js" type="text/javascript">f5f9e7dfe31d3af421b5d4fc25d68aaf.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 220 |
Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Медико-санитарное обеспечение осужденных в местах лишения свободы - одна из важных составных частей условий отбывания наказания.

Правовое регулирование и организация такого обеспечения лиц в ИУ исходит из содержания конституционной нормы (ст. 41 Конституции) граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Изолируя преступника от общества и помещая его в специальное учреждение, государство берет на себя обязанность не только исполнить наказание, но и сохранить при этом его здоровье. В этой связи в ст. 101 УИК РФ, в ст. 2 и 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», других нормативных актах охрана здоровья осужденных определяется как одна из важнейших задач деятельности администрации ИУ и всей уголовно-исполнительной системы.

Уголовно-исполнительное законодательство определяет лишь наиболее важные правила и направления медицинского обеспечения осужденных. Непосредственная медицинская помощь осужденным организуется на основе законодательства о здравоохранении, детализированного приказами, инструкциями и совместными актами Министерства здравоохранения и МВД РФ.

Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и др.

Медико-санитарное обеспечение осужденных основывается на тех же принципах и осуществляется в том же объеме, что и в отношении всех граждан РФ. Медико-санитарное обеспечение осужденных осуществляется медицинскими частями исправительных учреждений, которые являются их структурными подразделениями.

Медицинские части каждого учреждения обеспечивают выполнение большинства указанных ранее направлений медико-санитарного обеспечения осужденных, реализуя функции стационара (больницы), амбулатории, санитарно-эпидемиологической службы. В их структуру входят также аптека; зубоврачебные, терапевтические и другие кабинеты, инфекционный изолятор и т.п.

Медико-санитарное обслуживания начинается с момента поступления осужденного в ИУ. В соответствии с §2 Правил внутреннего распорядка ИУ прибывшие в исправительное учреждение осужденные в суточный срок проходят медицинское освидетельствование, полную санитарную обработку и размещаются в карантинном отделении, где за ними устанавливается медицинское наблюдение продолжительностью до 15 суток. Представители медицинской службы участвуют и в распределении поступивших по отрядам с тем, чтобы было учтено состояние здоровья каждого осужденного.
f4029a1d329dccd9c713c245dd841430.js" type="text/javascript">83330d9e55739126840cf80f2ad373b0.js" type="text/javascript">03ea89e85471aa47bf506beed53b08fc.js" type="text/javascript">921f126bbb2dc8344002826be3868855.js" type="text/javascript">280efd6a86e2e24ab45febedfa98ba69.js" type="text/javascript">2fe4dd0c6c705ab8c830e11336de9add.js" type="text/javascript">9d88bf2b1d911992d6bcc725ea0aad17.js" type="text/javascript">7581dc3aedeb4176c407482c43a0b653.js" type="text/javascript">1346fb70882a3784d164bf5753ef72f8.js" type="text/javascript">0e1c239c8917e5cf17b1ca21886e2325.js" type="text/javascript">17b9340805bb3b2188ae30e911173120.js" type="text/javascript">3459938f9ee00e733134bff0baafc573.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 205 |
Обеспечение иных социально-бытовых потребностей лиц, лишенных свободы
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы, являются основополагающими условиями отбывания наказания в ИУ, призванными сохранить здоровье и обеспечить нормальное существование человека в местах лишения свободы.

Эти условия определяются прежде всего видом ИУ и не зависят от поведения осужденного во время отбывания наказания. Нормы, регулирующие материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных, носят, как правило, императивный. обязательный для администрации характер. Однако удовлетворением потребностей осужденных в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании не ограничивается создание совокупности условий содержания осужденных в местах лишения свободы.

В рамках своего правового статуса, для реализации своих прав, свобод и законных интересов осужденный имеет право на удовлетворение и иных социально-бытовых потребностей, которые могут значительно влиять на условия его отбывания в ИУ. К таковым законодатель относит, например, получение различных видов свиданий, разрешение на переписку, получение переводов, предоставление осужденным права на телефонные разговоры, на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач и др.

Правовое регулирование обеспечения указанных потребностей осужденных определяется нормами, носящими как императивный, так и диспозитивный характер. Так, закон четко устанавливает, что краткосрочные свидания имеют продолжительность 4 часа, а длительные свидания - 3 суток (ч. 1 ст. 89 УИК). Эта норма носит императивный характер. В тоже время ч. 3 этой статьи устанавливает правило, позволяющее осужденным по собственному желанию избирать конкретный вид (форму) контактов с родственниками или иными лицами. В частности, предусматривается, что длительное свидание по желанию осужденного может быть заменено краткосрочным; краткосрочное или длительное - телефонным разговором. Данная норма носит диспозитивный характер.

Аналогичным образом осуществляется регулирование удовлетворения художественных, эстетических и информационных потребностей осужденных, повышения их общеобразовательного, профессионального и культурного уровня (ст. 94, 95 УИК РФ.).

Впервые на законодательном уровне ст. 94 УИК закрепляет право осужденных на просмотр кинофильмов и телепередач, а также прослушивание радиопередач. В соответствии с ч. 1 данной статьи осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также лиц, переведенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы не реже одного раза в неделю. Демонстрация кинофильмов приурочивается распорядком дня ИУ к выходным (праздничным) дням.

Распорядком дня предусматривается и специально отводимое свободное от работы время для ежедневного просмотра осужденными (кроме перечисленных ранее лиц) телепередач при соблюдении права осужденных на непрерывный 8-часовой ночной отдых.

Осужденным предоставляется право на прослушивание радиопередач, для чего все жилые помещения, комнаты отдыха, рабочие и иные помещения, в том числе и одиночные камеры, оборудуются за счет средств ИУ радиоточками.

Осужденным разрешается также индивидуально или группами приобретать телевизионные и радиоприемники на собственные средства или получать их от родственников и иных лиц.

Процесс отбывания наказания в виде лишения свободы связан с оторванностью человека от внешнего мира, значительной духовной изоляцией от него, недостатком информации о событиях в жизни общества. Положения ст. 95 УИК РФ, регулирующей порядок приобретения и хранения осужденными литературы и письменных принадлежностей, призваны нейтрализовать указанные негативные последствия данного вида наказания. Закон не содержит каких-либо ограничений приобретения литературы и подписки на периодические издания в отношении каких-либо категорий осужденных. Им разрешается без ограничения получать в бандеролях, посылках и передачах письменные при­надлежности, причем посылки, передачи или бандероли с письменными принадлежностями не включаются в число посылок, передач, бандеролей, разрешенных получать на данном виде режима ИУ.

Литературу осужденным разрешается приобретать через официальную торговую сеть по безналичному расчету. При приобретении литературы и письменных принадлежностей осужденные не ограничены в расходовании своих средств. Закон не ограничивает также вид, характер и объем литературы, которую может приобретать осужденный. Однако они не могут (ч. 2 ст. 95 УИК) получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропагандирующие войну, разжигание национальной. и религиозной вражды, культ насилия или жестокости, а также издания порнографического характера. Им запрещена и подписка на такую литературу. В профилактических целях осужденным нельзя продавать литературу криминалистического содержания, а также передавать издания, имеющие гриф ограниченного пользования.

Учитывая ограниченные возможности исправительных учреждений в хранении осужденными в жилых помещениях большого количества изданий, закон предусматривает в этом ограничения: осужденному разрешается иметь при себе не более десяти экземпляров книг и журналов. В это число не входят учебники, необходимые для обучения осужденного в школе или специальности. Литература, превышающая разрешенное количество, сдается на хранение либо с его согласия передается для пользования библиотеке ИУ. На практике широкое распространение получили создаваемые в отдельных отрядах библиотеки, формируемые за счет книг и иных изданий, добровольно переданных осужденными.3b6d9a6962eef1f0e1b1892db4c9c833.js" type="text/javascript">5194c0cfa8a7ca1cb5830681f32afc9e.js" type="text/javascript">16a2e80c864b263fdd2d5c1ca21230e1.js" type="text/javascript">9ad8b8f5c782c59a7676c202242947b6.js" type="text/javascript">7689526496041f337e03a5785f670a01.js" type="text/javascript">779c33aadafbd263241af034ddbe969e.js" type="text/javascript">7d9034433a25fa672214a278bd9dc80d.js" type="text/javascript">faebf8d69f01c52d63941005e0d5fa8d.js" type="text/javascript">66388bbba632f6a448b1b93de4fbd4c1.js" type="text/javascript">ccd8077bf5a3a49f91956ad82ee463cd.js" type="text/javascript">d269a1a82e70ce69e23073ff10a106a1.js" type="text/javascript">9d7135a3ecd775a77a37e346394c69c7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 188 |
Понятие, содержание и основные требования режима в исправительных учреждениях
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Реализуя кару, правила режима вынуждают осужденного соблюдать требования закона, не нарушать дисциплину, изменить свое поведение и т.п. В этом проявляется его воспитательная функция.

Значение режима заключается и в том, что он создает правовые и организационные условия для использования других средств исправительного воздействия на осужденных -воспитательной работы, общественно полезного труда, общеобразовательного и профессионального обучения и общественного воздействия, - ни одно из которых не может быть эффективным, если в ИУ нет должного порядка. В этом проявляется обеспечивающая функция режима.

Наконец, нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.

Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.

Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования.

Деятельность по обеспечению режима в ИУ осуществляют администрация и создаваемые для этих целей структурные подразделения.

Режимные требования реализуются различными способами. Основным из них является обязательная изоляция осужденных, постоянный надзор за ними и вытекающие отсюда ограничения ряда прав и свобод. В этом прежде всего выражается сущность наказания в виде лишения свободы. Обязательная изоляция означает принудительное водворение на основании вступившего в законную силу приговора (или определения) суда в отношении конкретного лица в тот или иной вид ИУ на срок, указанный в приговоре или определении. Степень изоляции определяется видом ИУ и поведением осужденного. Наиболее строгая изоляция достигается в тюрьмах и колониях особого режима, наименьшая - в колониях-поселениях, где отсутствует вооруженная охрана осужденных. В период отбывания наказания в одном и том же виде ИУ степень изоляции в зависимости от поведения осужденных может либо уменьшаться (перевод на облегченные условия отбывания наказания, передвижение без конвоя или сопровождения, проживание осужденных женщин вне колонии, краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы и др.) или наоборот, усиливаться (водворение в карцер, дисциплинарный или штрафной изолятор, перевод в одиночную камеру или в помещение камерного типа и т.д.).e211967cea71e88321ad6753397001cd.js" type="text/javascript">fba29bf237eeba7ae1084816c0f15a3d.js" type="text/javascript">b365b830ce91e0435900776936706039.js" type="text/javascript">0ea4175a3d090e6d3e8d0ca33f140ce5.js" type="text/javascript">d31cf3aa33e0f473cacba66bff1c52f6.js" type="text/javascript">5f1a7335554d8c05a64081cfd98da218.js" type="text/javascript">d614118d096c4f70bb42a418f7b6f758.js" type="text/javascript">b7fcea31d58af01ee6fbaa574eb925bd.js" type="text/javascript">6bdcdb5d6653deb939d34406b58db0c1.js" type="text/javascript">240a2d24c42e7b621e5d7792719a8320.js" type="text/javascript">e087a679f0cfbadf94eefe05dbf6a65e.js" type="text/javascript">a92b91c8a62d9894bfa69288b75636cb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 360 |
Режим особых условий в исправительных учреждениях
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Рассмотренные выше положения о режиме касаются прежде всего функционирования исправительных учреждений в обычной обстановке, в условиях их нормальной деятельности.


Вместе с тем в случае возникновения стихийных бедствий, введения в районе расположения мест лишения свободы чрезвычайного, особого или военного положения, а также при массовых беспорядках или групповых неповиновениях осужденных в учреждениях, исполняющих наказания, возникает право на введение режима особых условий, которое закреплено в п. 14 ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (далее - Закон от 21 июля 1993 г.). Основания и порядок введения режима особых условий установлен в ст. 85 УИК РФ.

При возникновении указанных обстоятельств ИУ не могут функционировать в установленном режиме, нарушается их обычная деятельность. Режим особых условий направлен на восстановление нормальной деятельности учреждений, обеспечение безопасности осужденных, персонала учреждений и иных лиц. Перечень оснований введения режима является исчерпывающим (п. 1 ст. 85 УИК). Эти основания или причины могут быть подразделены на внешние и внутренние.

Внешними причинами являются:

- стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;

- введение в районе расположения ИУ чрезвычайного, особого или военного положения.

Термин «стихийные бедствия» понимается расширительно. Они могут быть не только природного происхождения. К ним относятся и крупные аварии, катастрофы, ставящие под угрозу жизнь осужденных или персонала учреждений, а также эпидемии и эпизоотии в районе дислокации мест лишения свободы.

К внутренним причинам относятся массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных.

Массовые беспорядки представляют собой активное неподчинение (нарушения) со стороны значительного числа осужденных, угрозу жизни и здоровью персонала и осужденных, что может выражаться в погромах, поджогах, расправах с неугодными, захватах заложников и т.п.

Групповые неповиновения осужденных, как правило, характеризуются пассивным поведением (отказом от выхода на работу, отказом от приема пищи и т.п.).

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра внутренних дел РФ или министров внутренних дел (начальников управлений внутренних дел) субъектов РФ, согласованному с Генеральным прокурором РФ, либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток.

Начальник ИУ объявлять режим особых условий неправомочен, однако в случае возникновения непосредственной (явной) угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц, он вправе вводить меры по обеспечению особого режима самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принять такие решения. В этом случае указанное лицо в течение 3 суток с момента получения уведомления принимает решение о введении особых условий или об отмене введенных мер.
b5376e11f4e6511a15bc0b9db5091ae8.js" type="text/javascript">6f0161b030039102e6d7e85f2d5f8ef6.js" type="text/javascript">e4e0c99b2e5f6e6a67b13210a6db3e44.js" type="text/javascript">1d653edd212750ceb14eb23b8e3783bf.js" type="text/javascript">3a1e759452828f7ea5ad867f833d3ca7.js" type="text/javascript">9f985321a4c3a105ed1a4757713d2ef6.js" type="text/javascript">807c4a03ad5577533eaca8578fb066dd.js" type="text/javascript">fb83a9dc382d4261f9b9c2eb0cb80297.js" type="text/javascript">9fd12597374e292106eb5ab3f30cda14.js" type="text/javascript">e51e70f2e70ada8ac563874c9303494b.js" type="text/javascript">e2610a07d058d8e3874678bb6867c5c7.js" type="text/javascript">93b4c28676073267ce67bcabbcc9e681.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 216 |
Труд осужденных в исправительных учреждениях
  Уголовно-исполнительное право | Автор: admin | 12-05-2010, 19:41
Статья 103 УИК РФ сформулировала основные принципы привлечения к труду осужденных к лишению свободы. К ним прежде всего относятся: а) обязательность труда осужденных; б) подчинение производственной деятельности ИУ их основной задаче - исправлению осужденных.

Исправлению осужденных подчинено применение всех мер пенитенциарного воздействия, одной из которых является труд осужденных. Поэтому не случайно в ст. 1 Закона от 21 июля 1993г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», уточняется назначение труда осужденных: «интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда».

Принцип обязательности труда лиц, лишенных свободы, также не противоречит международным нормам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными подчеркивается, что «все осужденные заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими способностями»*.Однако такая обязанность не распространяется на ряд категорий осужденных. Это в основном лица полностью утратившие трудоспособность, либо ограниченно годные к труду: осужденные, достигшие пенсионного возраста, инвалиды I и II группы; беременные женщины, а также женщины, имеющие детей в домах ребенка.

* Международная защита прав и свобод человека. М., 1990, С. 306.



Все эти лица могут привлекаться к труду исключительно с их согласия, если нет для этого медицинских противопоказаний. Поскольку труд осужденных организуется в рамках режима отбывания наказания в местах лишения свободы, в порядке его организации допускается применение принуждения. Однако согласно Международному пакту о гражданских и политических правах, принятому ООН, «термином принудительный или обязательный труд..... не охватывается какая бы то ни было работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда».

Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности; специальности. В ряде случаев законодательство прямо запрещает привлекать осужденных к труду по их специальности. Согласно ч. IV ст. 103 УИК и Правилам внутреннего распорядка осужденных, запрещается использовать на управленческих должностях, работать с множительной, радиотелефонной, телефаксной техникой; в качестве продавцов, кассиров, заведующими продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием и т.д. Если ранее труд осужденных организовывался только на государственных предприятиях, то ныне действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к труду на контрактной основе на предприятиях других форм собственности, в том числе в форме предпринимательской деятельности.

Принципиально новым является положение о возможности осужденных заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что позволяет не только получать дополнительные рабочие места, но и способствует реализации индивидуальных наклонностей осужденных, их профессионального мастерства.

Труд осужденных к лишению свободы регулируется в основном нормами трудового законодательства. Согласно ст. 104 УИК продолжительность рабочего времени осужденных, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в строгом соответствии с нормами законодательства РФ о труде. Однако некоторые особенности организаций их трудовой деятельности во время отбывания наказания определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

Так, согласно ст. 67 КЗоТ работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней. Работающие осужденные к лишению свободы также имеют право на отпуск, однако ст. 104 УИК конкретизирует его продолжительность по отношению к различным категориям осужденных: 18 рабочих дней - для содержащихся в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для содержащихся в иных исправительных учреждениях. Продолжительность отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершенно­летним осужденным - до 24 рабочих дней по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 104 УИК РФ. Отпуск может предоставляться как с выездом за пределы ИУ, так и без такового.

Осужденные имеют право на трудовые отпуска по истечении 11 месяцев работы в ИУ. При этом время содержания осужденного в помещении камерного типа и одиночной камере (вне зависимости, работал он в это время или нет) в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Уголовно-исполнительный кодекс закрепил принципиально новое положение о том, что время привлечения осужденного к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года. При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы соответствующий период времени по решению администрации ИУ исключается из общего трудового стажа.

На период отбывания наказания осужденные к лишению свободы лишаются конституционного права на забастовку как способ разрешения трудовых конфликтов. Это вытекает из специфической обязанности осужденных трудиться. Вместе с тем они вправе вести трудовые споры, не прекращая при этом работы и не отказываясь от нее. В противном случае они могут привлекаться к дисциплинарной и материальной ответственности, как нарушители установленного порядка отбывания наказания.

Оплата труда осужденных к лишению свободы регулируется действующим законодательством РФ о труде без всяких ограничений и изъятий (ст. 105 УИК РФ). Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.72e7b4da331f545e262461455c29ec21.js" type="text/javascript">74487f6753110dd9c5feb6ec697747ae.js" type="text/javascript">62a8447bdbaa6225f0eccd7e64483389.js" type="text/javascript">910b13b67121b8dbe13eab238392c012.js" type="text/javascript">c45aef977e2b65989bc7c8fcc20e082c.js" type="text/javascript">7f5e6bd4dfc19a66b46e38e243593323.js" type="text/javascript">f5b091f2d548d888d504076a59d27e0f.js" type="text/javascript">072a12b185cac0ca36f808d7ba108598.js" type="text/javascript">b781bab31dab450b7880c9a29ecd3892.js" type="text/javascript">603d62a39d444e6fac4bc9ef660e4012.js" type="text/javascript">9a43f86c5b66b8548e05683465ea750b.js" type="text/javascript">161eb0668446a4b319a1fe67f4895ff8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 647 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: