Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Понятие и криминологическая характеристика
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Преступность проникает во все слои общества, все социальные сферы. Не являются исключением и Вооруженные Силы. Воинская преступность находится в центре внимания политиков и широкой общественности – чем выше ее уровень, тем меньше возможностей использования армии как эффективного инструмента решения внешнеполитических и внутренних проблем. Ее учитывают призывники, оценивая перспективы своей жизни в армии. Это явление анализируют командиры, прогнозируя возможности боевого применения войск.
Под воинской преступностью в широком смысле слова понимают систему преступлений, совершаемых военнослужащими, включающую:
1) общие преступления, т. е. те, применительно к которым уголовным законом не предусмотрен специальный субъект – военнослужащий, они могут совершаться и гражданскими лицами, и военнослужащими;
2) собственно воинские – преступления со специальным суоъектом – военнослужащим. Специфичен и их объект – воинский правопорядок.
К собственно воинским относятся преступления против порядка подчиненности, против порядка прохождения военной службы, против порядка эксплуатации военной техники, несения боевого дежурства, караульной, пограничной и других специальных служб, а также воинские должностные преступления.
Во всех армиях мира доли этих видов преступности в воинской преступности примерно равны. В зависимости от социальных условий их более конкретное соотношение колеблется.
В.В. Лунеев по характеру мотивации выделяет шесть больших групп преступлений: 1) политической мотивации (измена Родине); 2) насильственные (убийство, умышленное причинение телесных повреждений, изнасилование); 3) корыстные (хищение, взяточничество, злоупотребление служебным положением); 4) анархической мотивации (самовольное оставление части, хулиганство); 5) неосторожные легкомысленной мотивации (нарушение правил вождения, нарушение правил обращения с оружием); 6) воинские преступления трусливо-малодушной мотивации (совершаемые во время войны или в боевой обстановке по трусости: дезертирство, членовредительство, измена Родине) .
В структуре воинской преступности выделяют группы на основе воинского звания преступников: преступность офицеров, прапорщиков, сержантского состава, преступность рядовых.
Используется критерий ведомственной принадлежности войск: преступность в войсках Министерства обороны, во внутренних войсках МВД, в пограничных и других войсках. В Министерстве обороны воинскую преступность анализируют по видам Вооруженных Сил (сухопутные войска, флот) и родам войск (ВДВ, строительные войска).
В 1995 году в Министерстве обороны и других ведомствах, имеющих войска, зарегистрировано 30 тыс. преступлений . 20% осужденных в 1995 году – офицеры, прапорщики и сержанты. Офицерами чаще всего совершаются такие преступления, как превышение власти, злоупотребление служебным положением, взяточничество, хищения оружия и боеприпасов . За взятки, хищения, злоупотребления служебным положением в год привлекается к уголовной ответственности более 5 тыс. военнослужащих, из них несколько сотен офицеров .
58% зарегистрированных преступлений приходится на воинские части Министерства обороны; 11% – на пограничные войска; 8,7% – на внутренние войска МВД; 22,3% – на лиц, приравненных к военнослужащим, но из иных ведомств2.
Численность войск Министерства обороны – 1,7 млн., в войсках МВД проходит службу 264 тыс. человек, в погран-.войсках – 200 тыс.
В 1995 году число зарегистрированных преступлений, совершенных в войсках, по сравнению с 1994 годом выросло на 24%, тяжких преступлений – на 76,3%. Число умышленных убийств, совершаемых военнослужащими, увеличилось в .два раза. На 78,3% возросло количество хищений оружия и боеприпасов. Увеличилось число случаев взяточничества, мошенничества. Самый распространенный вид преступления – уклонение от военной службы .
В 1995 году наибольший рост преступности зафиксирован в ВДВ, среди военных строителей и в железнодорожных войсках. Судимость за дедовщину возросла в 1995 году в сухопутных войсках на 17%, в военно-строительных частях центрального подчинения и войсках противовоздушной обороны – почти на треть, в военно-воздушных силах – на 45%.
Официальную армейскую статистику преступности необходимо анализировать с поправкой на латентность, а также учитывать иные обстоятельства, способные влиять на 'абсолютные показатели преступности. Например, официальные статистические данные о преступности в армии за 1992 год показали, что преступность за год снизилась на 5,3%. В 1992 году в армии интенсивно шли процессы сокращения кадров. За период с 1991 по 1994 годы число военнослужащих уменьшилось вдвое: с 3,5 млн. до 1,7 млн. .
В этих условиях следовало констатировать не снижение уровня преступности, но ее рост. Интенсивность необходимо было учитывать в расчете на 100 тыс. военнослужащих.
Кроме того, уровень преступности повысился (абсолютные данные) в некоторых видах Вооруженных Сил и родах войск, ряде военных округов, на всех флотах. Возросло число нарушений правил несения специальных служб. Поползла вверх кривая общеуголовных преступлений военнослужащих. В 2,3 раза в войсках вырос уровень хищений государственного и военного имущества. В 1992 году военнослужащими было похищено 4489 стволов огнестрельного оружия (это на 77% больше, чем в 1991 г. ), на 41% увеличилось количество грабежей и разбоев, на 65% возросло число случаев взяточничества среди воинских должностных лиц (взятки брались в основном за освобождение от военной службы, отсрочки от призыва, за продажу устаревшей военной техники). Изменился и сам контингент преступников в погонах: все больший удельный вес среди них стали занимать офицеры, в том числе и старшие (командиры частей, их заместители, офицеры штабов) .
Да и в первом полугодии 1992 года статистика преступности не давала поводов к оптимизму: в три раза возросло число хищений в особо крупных размерах, в два с половиной раза – количество преступных посягательств на оружие и боеприпасы. На 40% возросло число общеуголовных преступлений, а грабежей и разбоев – на 90% .
Официальная статистика о динамике преступности в армии в 1993 году также преподнесла больше загадок, нежели разгадок об истинной криминальной обстановке в войсках: по всем силовым министерствам зарегистрированная преступность снизилась на 28%, по армии и флоту – на 25%. Сомнения в достоверности этих данных возникают по ряду причин: в 1993 году Вооруженные Силы продолжали сокращаться; велик был и некомплект в воинских частях: штатные должности солдат и матросов заполнены почти наполовину .
По официальным данным, в 1993 году погибло 2572 военнослужащих При этом в том же году было расследовано 4191 уголовное дело о гибели военнослужащих. Структура причин гибели военнослужащих такова: самоубийства –- 17%з; нарушение мер безопасности, в том числе обращения с оружием – 14,8%; дорожно-транспортные происшествия – 11%; несчастные случаи – 9,6%; убийства – 2,9%; неуставные взаимоотношения – 2,3%; гибель в зонах конфликтов – 36%.
Косвенным подтверждением гипотезы о том, что снижение преступности имело место лишь в официальных отчетах, а не в действительности, служит и тот факт, что в 1993 году по сравнению с предыдущим годом военные прокуроры выявили в 2,5 раза больше фактов сокрытия командирами преступлений подчиненных. В 1993 году на 53% возросло количество хищений огнестрельного оружия военнослужащими, причем похищались не только пистолеты, автоматы и гранаты, но также противотанковые и зенитные ракеты, установки залпового огня "Град". В этом же году были зарегистрированы десятки тысяч нападений на воинские склады со стороны гражданских лиц.
Снижение уровня преступности среди военнослужащих в период сокращения Вооруженных Сил – статистический факт, противоречащий мировому и отечественному опыту. Во всех странах мира в период сокращения армейских штатов воинское рвение среди офицеров, обреченных на увольнение, становится редкостью. Как следствие падает дисциплина, растет преступность. Например, сокращение Вооруженных Сил СССР в период так называемых хрущевских реформ (1956–1961 годы) ознаменовалось самым интенсивным ростом преступности в войсках за послевоенное время.5809c6801aab48c082e38f4510ee29ec.js" type="text/javascript">ba49fc1a86f1d934edf0b3a13e2f0dabchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)f6c19e9ffb860e48a9d0f6640aba45dc.js" type="text/javascript">1d9a6966739a5c29dc91a8ced37b8ce3.js" type="text/javascript">6db76d5f34b48345c198b232a1f72809.js" type="text/javascript">71ab006fd9646ae7565d48b17eb639e9.js" type="text/javascript">fcf6c6c7d1b5560a03eba7ad88100c77.js" type="text/javascript">7d9b9c9f8e1a713cb26df999a7ab81e3.js" type="text/javascript">52651eb49efbcab70c9ba4bbf44e1881.js" type="text/javascript">11dd91f16bfcfdfbfa7853cebe619550.js" type="text/javascript">ebe1d4d7ca7e2d4e598b7c7d19e76636.js" type="text/javascript">9cb04711e0ac47cc39e36af12b365d8f.js" type="text/javascript">092d6a0339b09ee4eaf6a7548763ba33.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 231 |
Специфика детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Характер причинной обусловленности воинской преступности имеет ряд особенностей как по форме, так и по содержанию. К формальной стороне можно отнести наличие двух источников криминогенности: один полюс находится внутри Вооруженных Сил, второй – за ее пределами. Воинская практика в той или иной мере всегда сопряжена с элементами перенапряжения и экстремальности. Кроме того, там имеют место повышенные требовательность и ответственность за неисполнение приказов. То, что для гражданского человека – незначительный проступок (например, уход с работы или невыполнение указания начальника), для военнослужащего – преступление. Воинский коллектив в основном состоит из наиболее активного контингента самых разных молодых мужчин. В силу особенностей воинского быта они вынуждены постоянно быть вместе, что многократно увеличивает возможности межличностных конфликтов, криминогенной напряженности, при определенных условиях порождает немало преступлений.
Создавая Вооруженные Силы и обеспечивая их развитие в процессе военного строительства, государственные деятели должны принимать меры к нейтрализации или блокированию этой внутриармейской криминологически значимой ситуации.
Кроме того, значим второй полюс криминогенности – общество, которое продуцирует воинскую преступность через негативные социальные условия, деморализующие и кри-минализирующие молодежь, а она приносит негативный опыт в армейскую среду; недостатки государственного обеспечения Вооруженных Сил (идеологического, материального, кадрового, информационного), деструктивно воздействующие на военный механизм.
К особенностям детерминации воинской преступности могут быть отнесены:
повышенная значимость субъективных, в том числе идеологических, факторов. Военная служба всегда сопряжена с предельным напряжением сил, нередко с риском для жизни и здоровья. В этих условиях материальные стимулы не всегда эффективны, так же как и угроза карой (солдаты могут предпочесть тюрьму смерти или увечью);
жесткая зависимость внутриармейской ситуации от государственного обеспечения (любая инициатива военнослужащих по поиску средств к существованию обычно носит криминальный характер);
существование выработанных многовековой военной практикой механизмов блокирования как внешних, так и внутриар-мейских источников общественно опасных деяний (с их помощью во многих армиях мира'у дается поддерживать весьма низкий уровень преступности). Неиспользование этих механизмов можно рассматривать как криминогенный фактор.
Обращают на себя внимание и характеристики преступников-военнослужащих:
мужской пол (абсолютно доминирующий в армейской среде);
молодежный возраст военнослужащих срочной службы;
относительно низкий уровень образования многих из них;
наличие большого числа выходцев из неполных или иных неблагополучных семей;
отсутствие собственной семьи у абсолютного большинства военнослужащих срочной службы;
отсутствие работы или иного занятия, возвращением к которым военнослужащий дорожил бы после увольнения в запас
Весьма специфичной и значимой социально-демографической характеристикой военнослужащего является воинское звание. Абсолютное большинство преступников в войсках -рядовые (80%). Здесь обозначается сразу целый спектр проблем. и отбора контингента для призыва, и условий прохождения срочной военной службы, и социальных ролей
Срок службы в какой-то мере является аналогом профессионального стажа. Однако по значимости, по влиянию, которое данная характеристика оказывает на поведение, на выбор социальных позиций и ролей в военных и гражданских условиях, срок службы и стаж работы далеко несоразмерны. Большинство насильственных преступлений военнослужащих тем или иным образом связаны с различием в сроках службы преступника и потерпевшего.
Существенна и высокая степень национальной неоднородности. Национальные противоречия, привнесенные из гражданского общества в армию, становятся факторами насильственных преступлений.
Армейские условия формируют у военнослужащих весьма своеобразные криминогенные убеждения: например, в том, что командиру невыгодно разоблачать преступников среди подчиненных, поэтому преступление будет скрыто, или – что в колонии лучше, чем в армии.
Иногда у военнослужащих встречаются весьма специфичные мотивы преступного поведения:
намерение причинить неприятность командованию нарушением закона (в расчете, что преступление – кража, например, или повреждение военного имущества – будет выявлено, а преступник разоблачен не будет);
стремление получить наказание в виде лишения свободы, но не быть направленным в дисциплинарный батальон. По закону направление в дисциплинарный батальон – более мягкая мера, чем лишение свободы, но в армейской среде они оцениваются прямо противоположно.
Различные психофизиологические отклонения у военнослужащих срочной службы оказываются более криминогенными. Это объясняется тем, что военнослужащий практически лишен возможности "держать себя на уровне своих возможностей" и выбирать социальную роль в соответствии со своими природными задатками. Военнослужащий с замедленной реакцией в приказном порядке может быть назначен водителем (так же как и в переутомленном состоянии он может получить приказ управлять военной техникой).
В причинных взаимодействиях, порождающих воинскую преступность, выделяются следующие обстоятельства:
идеологические;
экономические;
связанные с недостатками функционирования в обществе системы воспитания и обучения подрастающего поколения;
организационно-управленческие, связанные с неоптимальным или прямо незаконным расходованием ресурсов, выделенных Вооруженным Силам;
недостатки отбора и подготовки военных кадров, дефекты правового регулирования их статуса;
недостатки функционирования правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем;
недостатки информационного и научного обеспечения борьбы с преступностью в Вооруженных Силах.
А. Идеологическая неопределенность подчас деморализует молодежь (и ту, которая уже призвана в армию, и ту, которая является призывным контингентом). Какие идеалы призваны защищать Вооруженные Силы? Центральные газеты печатают передовицы с шокирующими заголовками: "За родину?! За мафию?!" или "За Родину, за Клинтона?" (и среди авторов такие уважаемые в военной среде лица, как генерал Б.Громов). В одной из газет описали метаморфозу "армии воюющей" в "армию ворующую". В другой – рассказали о "богатых генералах бедной армии". Неудивительно, что за столь сомнительные идеалы молодые люди не желают не только отдавать свои жизни, но и претерпевать трудности и лишения военной службы. В то же время уклоняющиеся от военной службы получают солидную идеологическую поддержку от многих средств массовой информации и некоторых политических деятелей .
Б. Отсутствуют оснащение армии в достаточном количестве современным вооружением и боевой техникой, оптимальное финансирование боевой подготовки, а также регулярно не выплачивается денежное содержание военнослужащим . Задолженности Вооруженным Силам составили в 1993 году 1 трлн. рублей, в 1994 году – 12,3 трлн., в 1995 году – более 16 трлн,
Это влияет на отношение к служебным обязанностям командиров, у которых дома голодные дети. Вот как оценивает армейскую проблему министр внутренних дел: "Армия сейчас стала разлагаться, как в феврале 1917 года, только тогда это происходило под влиянием большевистской пропаганды, а сейчас – из-за хронических неплатежей. Вместо 3 трлн. рублей в 95-м году было выплачено всего 1,7 трлн." .
Молодые, наиболее энергичные и дееспособные офицеры увольняются из войск, при этом нередко становятся функционерами криминальных структур и порой заранее оказывают им услуги с использованием своих полномочии и вопреки интересам службы. Среди тех, кто остается в армии, немало временщиков, преступно-халатно относящихся к исполнению должностных обязанностей.
Скудность материального обеспечения сказывается и на убогом быте воинов, что является причиной необеспечения их полностью по различным нормам довольствия. Спор из-за куска сахара или из-за нового обмундирования, в котором не стыдно появиться дома после демобилизации, подчас становится поводом к нарушению уставных правил взаимоотношений .
Военнослужащих срочной службы, продолжают отвлекать от боевой подготовки на хозяйственные работы. Вот как оценивает эту сторону военной службы генерал А. Лебедь:
"Кто таскает рельсы, перевозит мебель, строит дачи? Рабы в погонах... Это деморализует солдат и демонстрирует им образец личного безнаказанного обогащения" .
Недостатки материального обеспечения военнослужащих (офицеров, прапорщиков, сержантов и рядовых) в условиях реально происходящих процессов конверсии и разоружения приводят к хищениям и разбазариванию вооружения, боеприпасов и военного имущества. Процессы приватизации, носящие криминальный оттенок, не могут не инициировать аналогичные процессы в войсках. Обращают на себя внимание вообще небольшие размеры официального содержания военнослужащих. "Официально министр обороны получает около 2,5 миллиона рублей, или чуть больше 500 долларов в месяц. Это нонсенс в стране сотен тысяч "новых русских", чей реальный доход, правда, тоже зачастую сомнителен с точки зрения законности" . Попытка обеспечить себе безбедную жизнь приводит немало военнослужащих к сделкам криминального характера.
В этих условиях России совсем не помешали бы действующие во всех цивилизованных странах правовые акты, предусматривающие соотнесение доходов и расходов должностных лиц. К сожалению, федеральные законы "О борьбе с коррупцией" и "О борьбе с организованной преступностью", принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации, не вступили в действие.
В. Афоризмом стало высказывание немецкого военного теоретика Мольтке о том, что войны выигрывает школьный учитель. Воспитание подрастающего поколения – будущих призывников – одно из слабых мест в деятельности государства. Проблемы в этой сфере аналогичны армейским – месяцами не получающие зарплаты учителя выходят на забастовки, объявляют голодовки (в то время как некоторые губернаторы "прокручивают" в коммерческих структурах выделенные педагогам бюджетные средства). Спортивные площадки в запустении, стадионы превращены в массовые барахолки. Да подростки уже и не стремятся попасть в спортивные секции. Исключением являются превращенные в "качалки" подвалы – кузницы солдат для мафиозных "армий". Мытье машин, торговля гамбургерами на улицах – вот основное занятие многих подростков. Стоит ли удивляться, что четверть призывников оказываются негодными к военной службе по состоянию здоровья. И сформированные в этих условиях нравственные качества не соответствуют армейской службе и социальной роли защитника Отечества. Осенью 1995 года в войска направлено лишь 35% от их общей потребности в призывном контингенте .
Г. Хроническое недоедание солдат, даже факты голодной смерти некоторых фиксируются на фоне хищений колоссальных денежных средств, выделенных на обеспечение армии. В этой связи обращают на себя внимание контроль и надзор за состоянием законности, система выявления замаскированных, тщательно планируемых преступлений.a028738759e6b5202474000c614a1ae2.js" type="text/javascript">daf1ce4ef59e8f4b22de9e12117d90cachar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)5461a321986052bfdf7be7cf30e633ae.js" type="text/javascript">e86d978e6350a5c1559fb0e726c5b43f.js" type="text/javascript">9998c4ffe3d2df1373211235d161204d.js" type="text/javascript">d1609f03c89c83df9959c8136979b9e8.js" type="text/javascript">1c17230aa5980a915d8f722dd06e4007.js" type="text/javascript">8ae6d935e688e24601bfe9dcc7a745b1.js" type="text/javascript">3764f3c7ab15622b63a80e6d236692ee.js" type="text/javascript">0f2fa9e0dabae63564463bffece50524.js" type="text/javascript">eb01fd6c233906ed1a14a1241a260e5f.js" type="text/javascript">bae240f3ad009f36998cc88985bbc902.js" type="text/javascript">9600ebe265d072f7357b8e8515362940.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 204 |
Особенности борьбы, с воинской преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
С древних времен борьбе с воинской преступностью власть предержащие всегда уделяли особое внимание. И это не случайно. Если от преступности в гражданском обществе страдали главным образом простые люди, а сильные мира сего, защищенные многочисленной стражей, взирали на это весьма спокойно и имитировали борьбу с криминалом лишь для того, чтобы не разжигать народного недовольства, то воинская преступность вела к дезорганизации армии, а без армии очень легко было утратить власть. Кроме того, исторический опыт показывает, что разрушение государственности, как правило, начинается с развала армии (падения дисциплины, роста уклонений от военной службы, снижения уровня управляемости воинских частей, подразделений и отдельных военнослужащих). Боеготовность войск важна не только как фактор защиты от внешнего врага, она оказывается очень значимым показателем национального здоровья и внутренней устойчивости государства – при разложении армии начинается процесс государственного саморазрушения. Примерами подобной взаимосвязи изобилует и мировая,, и отечественная история (Древний Рим, Византия, царская Россия, СССР).
Анализируя причины крушения государств, Аристотель формулирует один из фундаментальных принципов профилактики негативных социальных процессов: "Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия" . Это справедливо и относительно преступности.
Прежде всего заслуживают внимания общепредупредительные меры. Общество нуждается в четком формулировании национальных идеалов и концепции национальной безопасности, отраженной в законе. Идеологическое обеспечение престижности военной службы – необходимое условие оздоровления армии. Патриотизм, любовь к Родине, земле предков – чувство, присущее любой здоровой нации. Факты унижения государственного и национального достоинства необходимо решительно пресекать. Следует выработать четкую почвенническую концепцию российского патриотизма и активно утверждать ее в качестве важнейшего элемента государственной идеологии. Никому еще не удавалось воспитать защитников родной страны на образцах зарубежной культуры. Лишь люди, которые глубоко и до самоотверженности любят свою Родину, захотят стать воинами, и захотят научиться защищать ее.
Обеспечение высокой боевой готовности войск должно стать главной составляющей государственной политики. Ссылки на недостаточность материальных средств неоправданны – актуален старинный афоризм: "Тому, кто не хочет содержать свою армию, придется содержать чужую". Сэкономив на боевой подготовке войск, наше общество потеряло тысячи солдат в Чечне. По данным Министерства обороны, только 10 января 1995 года при штурме Грозного погибло 1300 российских солдат .
Недостаток горючего ведет к утрате летных навыков у пилотов, а это чревато воздушными авариями в мирное время и колоссальными потерями в боевых условиях.
Существует вполне определенный уровень удовлетворительного обеспечения Вооруженных Сил (материального, кадрового, идеологического). Если обществу нужна дееспособная армия, оно должно обеспечить этот уровень (только при таком условии от войск может быть польза).
Демократическое государственное устройство предполагает действенный контроль гражданского общества над армией. Для нас это серьезная научная и политическая проблема. Лучшие силы общества должны быть направлены на ее решение. В свое время создание президентской комиссии, представители которой на постоянной основе начали свою деятельность в каждой воинской части, позволило в короткий срок избавить американскую армию от неуставных взаимоотношений. К сожалению, в России зачатки аналогичной комиссии, независимой от военного ведомства, были ликвидированы несколько лет назад.
Наше государство должно возродить и укрепить социальную систему воспитания и обучения подрастающего поколения (ту систему, которая не так давно была лучшей в мире). Физическое и нравственное здоровье в структуре социальных ценностей должны занять одно из первых мест. Определенный интерес в этой области представляет зарубежный опыт. Во многих западных государствах весьма эффективно функционируют службы молодежи, включающие департаменты организации досуга и отдыха, социальной помощи, медико-педагогическую службу и службу опекунства. В некоторых европейских странах возникли оригинальные педагогические службы, состоящие из уличных воспитателей, которые работают по ночам в общественных местах. Немало трудных подростков удалось им удержать от скатывания на криминальный путь. Вооруженные Силы также должны активно участвовать в этом процессе. Формы подготовки будущих призывников к военной службе могут быть различными: от начальной военной подготовки на уроках в школе до спортивных секций для подростков в войсковых частях и привлечения школьников к военным играм на воинских полигонах.c13f501c49cea143ed4889cc1f1fbed2.js" type="text/javascript">b4493aeb72b38e721f3839bf3cbf2943char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)9bc959b87882e2b93c125434b3e97481.js" type="text/javascript">0e9ed98669e7d3b15ffdca14d0a384a4.js" type="text/javascript">19618843d639e879472cfbb49ff848c4.js" type="text/javascript">ba3337c9eda76319f441e4cf82b34bf7.js" type="text/javascript">02a2c1b5de76fe1ec958a1becb0b6b01.js" type="text/javascript">e14a862dbf3f7bf4b6a26bf85eb25f26.js" type="text/javascript">63e77c4721ed4adb490f6f69d01c65a4.js" type="text/javascript">c8a9319d90a64e22f6ea28c65da7fd4a.js" type="text/javascript">9be90276943eb8675dacde077c4ad895.js" type="text/javascript">0d1d83cac5ead06b0f29711a1f610bf1.js" type="text/javascript">19df4edfae8d86c47e743fa9ad0bf4e2.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 194 |
Криминологическая характеристика организованной преступности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Как уже отмечалось, организованную преступность образуют широкая консолидация и сплочение организованных преступных групп, преступных организаций и преступных сообществ, обеспечивающих противоправную деятельность, с целью увеличения криминальных доходов и укрепления влияния на властные структуры.
Организованная преступная группа имеет простейшую иерархию. Как правило, она включает в себя главаря или группу главарей, активных участников и соучастников-исполнителей, а также пособников, способствующих осуществлению преступных замыслов. В отдельных случаях в нее могут входить коррумпированные должностные лица, которые, как правило, обеспечивают безопасность главарям и членам формирований. Вместе с тем не исключается участие корруп-ционеров в консультациях и других подобных действиях, способствующих совершению конкретных преступлений.
Организованность и сплоченность членов преступной группировки придают устойчивость криминальному формированию, а вооруженность холодным или огнестрельным оружием приводит, как правило, к превращению его в банду. Общественная опасность банды в современных условиях заключается прежде всего в постоянной ее готовности к совершению тяжких преступлений с применением оружия. Налицо заранее обдуманный прямой умысел.
Термины "преступная группировка" и "организованная преступная группа" употребляются и практическими, и научными сотрудниками. Причем первые понимают под преступной группировкой нередко разновидность простого соучастия, а вторые этим термином обозначают что-то среднее между организованной преступной группой и преступной организацией, подчеркивая, что преступная группировка – это более объемная организованная преступная группа.
Действительно, преступные группировки можно рассматривать в качестве особой разновидности организованных преступных групп.
Преступная группировка – это сплоченная общность лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений, отличающаяся строгим порядком и планированием преступных действий и имеющая одного или нескольких главарей .
Изучение деятельности таких формированиий показывает, что их численность варьирует от 5–10 до 20–30 человек, а преступления совершаются, как правило, на местном уровне: в одном или нескольких административных районах города, области, края, республики в составе России либо небольшом городе.
К наиболее характерным преступным -действиям таких формирований следует отнести: рэкет, разбойные нападения, заказные убийства, групповые злостные и особо злостные хулиганства, противоправный автобизнес, организация доставки и распространения наркотиков и некоторые другие. Они образуют определенную систему – единую преступную деятельность.
На этом этапе развития жизнедеятельности преступной группировки появляются элементы коммерции, направленные на легализацию преступных доходов путем организации торговли, простейших производств, приобретения недвижимости и далее, как производное, – уклонение от уплаты налогов. .
Необходимо отметить, что деятельность той или иной преступной группировки, характер совершения преступлений зависит от личности главаря, его интеллекта, криминального опыта и ряда других личностных характеристик, а также от того, действует ли формирование самостоятельно либо в составе преступной организации.
Как правило, большинство преступных действий носит замаскированный, а также и нелегальный характер. Члены преступной группировки по месту жительства конспирируются под законопослушных граждан. В первую очередь это относится к главарю и его ближайшему окружению.
Таким образом, преступная группировка представляет собой организационно простейший уровень в структуре организованной преступности.
Перераспределение сфер криминального влияния, криминально-конкурентная борьба, возрастание уголовного экстремизма, усиление требований к конспирации и обеспечению безопасности главарей и активных участников, активизация действий по легализации преступных доходов, леги-тимности отдельных структурных звеньев, выход на международные связи и контакты создали объективные предпосылки для образования преступных организаций, которые обеспечили бы дальнейший рост криминальных доходов и воспроизводство преступной деятельности.
Преступные организации представляют собой симбиоз преступных группировок, иных организованных групп, ком
мерческих организаций, учреждений, предприятий со стоящим над ними руководящим звеном.
Причем главарь преступной организации осуществляет общее руководство и как бы нейтрален ко всем ее составным частям, проводя свою линию через своих помощников, возглавляющих отдельные структуры.
В некоторых преступных организациях имеются советники по различным направлениям как преступной деятельности, так и по коммерческо-финансовым, экономическим, производственным и др.
Устойчивость и безопасность преступной организации распространяются в основном на руководящие и охранно-боевые звенья.f24cffc5d49e71a12368d97f0550b8a0.js" type="text/javascript">1a6fb3ece802dfdef706302022ae8931char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)ffebaffe54b13081949bf288b99b08ab.js" type="text/javascript">b829055291c29473b850129f675a3ed2.js" type="text/javascript">00ceaa590cb578723300501c7056805f.js" type="text/javascript">8c28f56ea7cae06cd0ef8d4b513f0e90.js" type="text/javascript">da81137b7eece297bc5961d01f9734f6.js" type="text/javascript">9ae0c404b0f6d06a43bb5e4b0f23e775.js" type="text/javascript">09662cc06127aa2a585afaccae27d29c.js" type="text/javascript">4b039d3b4d0163580922d83a4c3b12f9.js" type="text/javascript">52a1ec95dafea9d883e425a9591aebab.js" type="text/javascript">69433e36b1a55be51d0b5d9fdc0ecbc6.js" type="text/javascript">a03a74acce5d476c5ce420cf122828ff.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 218 |
Специфика детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
На возникновение организованной преступности в России среди ученых и практиков имеется в основном две точки зрения. Первая – организованная преступность появилась в 80 – начале 90-х годов. Вторая – организованная преступность существовала и в царской России, и при советской власти и выражалась прежде всего в наличии шаек и банд. Направленность их преступной деятельности зависела от конкретной социально-экономической ситуации и обеспеченности населения. В основном она состояла из общеуголовных преступлений корыстной направленности, таких, как кражи, разбойные и бандитские нападения.
Наиболее развитыми формами организованной преступности того времени были шайки и банды, вставляемые ворами в законе.
Как уже отмечалось, изменения преступности являются итогом взаимодействия двух составляющих: детерминации обществом и самодетерминации. Последнее особенно значимо, когда речь идет о процессах самоорганизации преступного мира, развитии организованной преступности.
Внедрение в деятельность правоохранительных органов в 60–80-е годы политико-волюнтаристского лозунга "о возможности полного искоренения преступности в СССР" и якобы достигнутая почти полная ликвидация профессиональной и организованной преступности в стране принизили роль государственных правоохранительных органов в борьбе с преступностью и низвели служебную деятельность их оперативных аппаратов до простейших форм и методов.
Из ведомственных документов исключались такие понятия, как "вор в законе", "уголовно-бандитствующий элемент", "бандформирование" и т. п. Хотя на самом деле лидеры преступной среды и их сообщники продолжали социально нарождаться и криминально существовать.
Исключение из нормативных документов вышеназванных и других подобных терминов и понятий, а также проведенная в это время реформа уголовного законодательства предопределили аморфность служебной деятельности правоохранительной системы в отношении лидеров организованной преступности. Авторы Уголовного кодекса РСФСР 1960 года термины и определения старого УК РСФСР, относившиеся к отдельным формам организованной преступности, свели в основном к понятиям "банда" и "преступная группировка осужденных".
Такие формы организованной преступности, как "шайка", "преступная организация", если члены их не были вооружены, подразумевались в "универсальном" понятии "по предварительному сговору группой лиц". В Общей части давался термин "организованная преступная группа", но в законе он не раскрывался. В основном оперативные работники, следователи и судьи отождествляли его с понятием "по предварительному сговору группой лиц". Тем более это не требовало доказывать процессуально признаки организованной преступной группы и преступной организации, что упрощало проведение следствия и судебных процессов.
Правоохранительные органы крайне редко применяли ст. 77 и 77' УК РСФСР, которые предусматривали уголовную ответственность за бандитизм и организацию преступных группировок осужденных. При любых вариантах возбуждения уголовных дел по этим статьям требовалось информировать центральные правоохранительные органы письменными специальными сообщениями.
В каждом случае МВД, Генеральная прокуратура СССР проводили служебные расследования и по их результатам привлекали должностных лиц, "допустивших" преступную деятельность банды или преступной группировки осужденных, к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения из правоохранительных органов.
Поэтому, чтобы избежать таких последствий, практические работники возбуждали уголовные дела по статьям Уголовного кодекса, предусматривавшим ответственность за менее тяжкие преступления, например грабеж, разбой и др. В местах лишения свободы за организацию и участие в преступных группировках, имевших цель нападения на представителей администрации и осужденных, преступников наказывали в дисциплинарном порядке, в основном помещали в штрафной изолятор, а наиболее злостных нарушителей водворяли в помещение камерного типа.49041ea9636671d69a993cc67801fcf1.js" type="text/javascript">66a7c0aeb8bad2904f43bb763e3745dbchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)df25cf9e1079fbf5944862963b739235.js" type="text/javascript">9eab14bf7023dd0eef43c539efab524e.js" type="text/javascript">fd543e73df28c9ecd6f1f3b2d274d051.js" type="text/javascript">c24015e79e435f8514b69010dbec10ac.js" type="text/javascript">3b75848b008ea87cd6200d8f1c783bc2.js" type="text/javascript">9ba3fcbe94797f4757adbe0ff52dbf3c.js" type="text/javascript">4d5124bea07262bd34dfe324dcedfa8b.js" type="text/javascript">62dae23826851d128ee635a008bb92a3.js" type="text/javascript">823558584eb6e1f754f63312ee885e03.js" type="text/javascript">5cd3d2e3734abdb49415cbe8cda06674.js" type="text/javascript">cdf363f19a73a2d811190c6105887284.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 239 |
Особенности борьбы, с организованной преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнитель-ные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.
В 1987–1988 годах высшие государственные органы бывшего Советского Союза, основываясь на данных криминологов, приняли решение о создании в системе МВД подразделений по борьбе с организованной преступностью. Принятое решение не было обеспечено в правовом отношении, в основном решалась задача успокоить общественное мнение. В связи с этим для образования подразделений по борьбе с организованной преступностью какие-либо материальные и денежные ресурсы выделены не были, все делалось в основном путем использования внутренних резервов МВД.
Были созданы так называемые Шестые подразделения в МВД СССР, большинстве союзных и автономных республик, краев и областей. В некоторых МВД и УВД Шестые управления, отделы находились в составе Главных управлений и управлений уголовного розыска. Иные руководители МВД считали, что в создании подразделений по борьбе с организованной преступностью нет необходимости. В основном Шестые управления были малочисленны и не представляли какой-либо серьезной силы.
Не случайно они занимались в основном борьбой с преступными группировками рэкетиров, которые составляли видимую часть айсберга организованной преступности. Скры-тоиг частью этого криминального явления эти подразделения почти не занимались. Не было сил, средств, да и партийно-хозяйственная номенклатура не хотела этого. Например, когда тот или иной ученый, журналист публиковал статьи об организованной преступности, то, как правило, разгорался скандал. Большинство руководителей регионов того времени не хотели признавать существование даже отдельных проявлений организованной преступности.
Поэтому последовавший Указ Президента СССР от 4 февраля 1991 года "О мерах по усилению борьбы с наиболее опасными преступлениями и их организованными формами" носил в основном декларативный характер, да и само название Указа говорило о многом.
Вновь не было материального и ресурсного обеспечения на государственном уровне, в основном все делалось за счет системы МВД и бюджетов местных органов власти. Подразделения по борьбе с организованной преступностью, как правило, занимались преступными группировками общеуголовной направленности, раскрытием тяжких преступлений, криминальный бизнес и теневые структуры оперативным проникновением охвачены почти не были. Отсутствовала борьба и, на международном уровне.
Последовавший затем распад СССР, по существу, парализовал и ту мало-мальски созданную систему органов борьбы с организованной преступностью бывшего Союза, а открытость границ позволяла беспрепятственно передвигаться представителям организованной преступности, перемещать материальные ценности, наркотики, оружие и катализировать социально-негативные процессы в России, ближнем и дальнем зарубежье.
В некоторых странах СНГ система подразделений по борьбе с организованной преступностью была ликвидирована. В России Шестые подразделения были несколько усилены и преобразованы в оперативно-розыскные бюро. Но меры были неадекватными со стороны государства на усиливавшееся влияние организованной преступности на общество, экономику и политику. Продолжался ее рост, а по некоторым регионам – в геометрической прогрессии, и ее эскалация на территории всей России.
Последовавший Указ Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 года "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью" позволил несколько обуздать главарей и активных участников преступных формирований. Но при этом ставилась под сомнение конституционность задержания на 30 суток.
Впервые на цели борьбы с организованной преступностью были выделены государственные средства. За счет этого возросла штатная численность органов внутренних дел примерно на 20 тыс. единиц специально для создания трех-звенной системы подразделений по борьбе с организованной преступностью. В центре и на местах были созданы: Главное управление по организованной преступности МВД России- . ской Федерации, региональные управления по организованной преступности по 12 экономическим регионам и управления, отделы по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД.
Увеличились штаты судей на 7 790 единиц для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, связанных с организованной преступностью и коррупцией.
Усиливались органы Министерства финансов РФ на 3 500 единиц для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов при исполнении заданий по борьбе с организованной преступностью.
Были намечены и другие меры материально-ресурсного характера, направленные на поддержку борьбы с этим крайне опасным негативным явлением.
Примерно в течение года после принятия нормативных актов о создании системы ГУОП – РУОП – УОП – ООП они укомплектовались и развернули работу. Впоследствии такие подразделения были развернуты и в системе Федеральной службы безопасности России.
Подразделения по борьбе с организованной преступностью внесли весомый вклад в работу против преступных группировок, организаций и сообществ. Достаточно отметить, что в большинстве крупных городов было ликвидировано значительное число рэкетирских формирований, преступная деятельность .которых носила явно открытый характер. Рэкет стал носить более скрытые, замаскированные формы. В результате активной борьбы с таким опасным преступлением, как похищение людей, наблюдается его снижение с конца 1994 года и за весь 1995 год.
Однако большинство принимаемых мер носило в основном характер демонстрации силы, и в этом не виноваты сотрудники системы ГУОП МВД РФ, ФСБ РФ.
Указ Президента России от 14 июня 1994 года № 1226 "О борьбе с бандитизмом и другими опасными формами, организованной преступности" позволил усилить оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную работу по сбору доказательств против главарей преступных группировок. Несмотря на это, с его помощью нельзя было воздействовать на преступные организации и сообщества.
Несмотря на решение Президента и Правительства России, в судах так и не были образованы специальные судебные присутствия по рассмотрению уголовных дел об организованной преступности. А ведь на эти цели выделялись достаточные средства, на которые должны были профинанси-роваться 7 790 единиц судебных работников.
Кроме того, так и не был решен вопрос об использовании Министерством финансов РФ 3 500 единиц, выделенных высшими государственными органами России для создания подразделений по проведению ревизий и проверок хозяйствующих субъектов, при исполнении заданий Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ и его структурных органов на местах. Не были созданы и подразделения по борьбе с организованной преступностью в прокуратуре.3be84146fcd9d2da74a6648bc1fd5e84.js" type="text/javascript">dde8bb5ac635cd5cadee8c7ca2521141char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)d7cca26401eac6aa38605a67fbb49b4f.js" type="text/javascript">d4b8580050fc2e3354ee31297e693e8e.js" type="text/javascript">d036309af0c1917e03a930a7d59ffb5d.js" type="text/javascript">927610347e07d7f104af0accefe5a00f.js" type="text/javascript">aa921edcd2f9ef7cfca4c54d92f43382.js" type="text/javascript">992622f99387c452c55377b74772c0ab.js" type="text/javascript">33bdea7b51c86c19af406ddbba77eba7.js" type="text/javascript">857f9797f74be09717a2a1ade1c808e0.js" type="text/javascript">7aba6912c2d9817bd43cdfff8a5ac65b.js" type="text/javascript">c720f72c6d31bb63bee197fbdacc216c.js" type="text/javascript">3d597036a657aebd89f3bc5d964f78e9.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 224 |
Понятие и криминологическая характеристика
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Профессиональная преступность – это, по определению А. И. Гурова, совокупность преступлений, совершаемых с целью извлечения основного или дополнительного дохода лицами, для которых характерен криминальный профессионализм.
Под профессией (латинское professio, от profetore – объявляю своим делом) вообще понимается род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Криминальная профессия может рассматриваться как разновидность деятельности, предполагающей наличие определенной, специфически криминальной подготовки (специализации и квалификации), необходимой именно для совершения и сокрытия преступлений.
Как отмечает А.И. Гуров, криминальный профессионализм – это разновидность преступного занятия, которое:
а) является для субъекта источником средств существования, б) требует необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели, в) обусловливает определенные контакты с антиобщественной средой, г) определяет устойчивый вид преступного занятия (совершение преимущественно однородных преступлений) .
Лиц, для которых характерен криминальный профессионализм, называют преступниками-профессионалами. Однако не все преступления этих лиц включаются в профессиональную преступность, а только те, которые совершаются, во-первых, ради извлечения основного или дополнительного дохода, во-вторых, с использованием специфических криминальных знаний и навыков. Если удачливые профессиональные воры в ресторане учиняют хулиганские действия, хулиганство не будет оцениваться в качестве элемента профессиональной преступности, если оно носит характер эксцесса. Но бывает так, что действия, оцениваемые как хулиганские, фактически связаны с воздействием на свидетелей преступления, иными формами своеобразной самозащиты профессиональных преступников, органически вплетены в профессиональную преступную деятельность.
Криминальный профессионализм – это разновидность устойчивого и продуманного, организационно подготовленного социального паразитизма. Он дает возможность качественно подготовить, совершить и укрыть следы преступления и, как правило, уйти от уголовной ответственности, иметь постоянный материальный доход.
Традиционными проявлениями профессиональной преступности являются карманные кражи, кражи автомашин, кражи из сейфов или помещений с электронной системой охраны, мошенничество, хищения антиквариата, наемные убийства и ряд других преступных деяний. В свою очередь, профессиональные воры, мошенники и другие категории преступников-профессионалов различаются на основе их более узкой специализации.
Специализация (от латинского species – род, вид) определяется как вид занятия в рамках одной профессии. Криминальная специализация – это наличие узкопрофессиональных навыков и умений, направленных на качественные подготовку, совершение и сокрытие однотипных или одновидовых преступлений корыстной направленности.
Среди мошенников, например, выделяются карточные мошенники (шулера), "наперсточники", т. е. играющие в "наперсток", "кукольники", осуществляющие подмену вещей или денег специально изготовленной их имитацией – "куклой", и иные. Наиболее подробная классификация профессиональных преступников дается А. И. Гуровым в указанной книге "Профессиональная преступность. Прошлое и современность".
Как правило, профессиональные преступники совершают свое первое преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Совершенствование преступной профессии субъекта, с одновременным прохождением определенного жизненного пути, связанного с достижением известности и авторитета в уголовном мире, следует определить как криминальную карьеру.
Каждый преступник-профессионал в основном знает таких же, как и он, лиц. Удачливый криминал гордится своей профессией и имеет своеобразное криминальное мышление. Причем оно почти не зависит от общеобразовательного уровня. Многочисленные примеры подтверждают, что немало преступников, практически умеющих только читать, мастерски выполняли подготовку, совершение и сокрытие преступлений, требующих смекалки и ловкости.
Криминальная профессия отрабатывается как методом проб и ошибок, так и специальным обучением опытными преступниками, причем ошибки, как правило, чреваты осуждением к лишению свободы или к другим видам уголовного наказания.
Раньше профессиональные преступники предпочитали "работать" поодиночке. Но характерной тенденцией последних лет является все более частое использование ими в качестве соучастников лиц, имеющих иные, некриминальные знания и навыки.
Кроме того, в последние годы среди профессиональных преступников все чаще встречаются лица, сначала получившие специальные военные, юридические, спортивные и некоторые другие профессии, а затем использующие эти зна-ния в криминальных целях, в частности, они не только лично совершают преступления, но и выступают в роли консультантов, привносят в те или иные методы и способы совершения преступлений определенную новизну. Например, некоторые из киллеров – профессиональных убийц ранее служили в спецназе различных родов войск и спецподразделениях силовых ведомств; отдельные профессиональные мошенники в свое время работали в государственной финансово-банковской системе.
Если раньше в России большинство преступных профессий приобреталось кустарным путем, то со временем отдельным из них стали обучать в специальных центрах, своего рода школах. За рубежом существуют так называемые кил-лерские центры, где обучаются и совершенствуют криминальные навыки профессионалы-убийцы.
Таким образом, криминальная профессиональная подготовка приобретает систему, в которой бывают задействованы и научные познания.
Не последнюю роль в формировании преступников-профессионалов играют преступные группировки осужденных, находящихся в местах лишения свободы. В их орбиту втягиваются не только малоопытные преступники, но и представители администрации исправительных учреждений.
Общие материальные средства жизнедеятельности членов преступных группировок, криминальная идеологическая обработка, длительное общение и взаимодействие, сплоченность, основанная на совместных противоправных действиях, дают основание к выводу о приобретении и нарабатыва-нии членами формирований осужденных к лишению свободы криминального профессионализма.
Особое значение для этого имеет общение и взаимодействие, в процессе которого и происходит передача преступного опыта. В необходимых случаях организуются практические занятия, например, изготовление отмычек, огнестрельного, холодного оружия, показы бесшумного проникновения на тот или иной объект, физическая подготовка, обучение рукопашному бою, владению холодным оружием, методам карточного и другого шулерства и т. п.463d93cbdfc6d9fa4e1b69e1b628a0d7.js" type="text/javascript">115f65da7366f1117c2a446635be0dc4char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)0ba9c80891950f78e9b78f25f0c9e1c9.js" type="text/javascript">30623a5256c450aa9d9b4cd827711e06.js" type="text/javascript">943ea1e2422f85d6257d3caedc59a89f.js" type="text/javascript">7a2ced19f50259d7f8eb6788f7106175.js" type="text/javascript">5482404f747b95dfa303abba7190f7fa.js" type="text/javascript">e909972c76fcb3de39f23588292f100e.js" type="text/javascript">fd40406796a77d1268fec11c5a5ab644.js" type="text/javascript">397b4d918685d7bbae1021a35971a725.js" type="text/javascript">b5feb509ef1fd8e2b35b8d1710342fb2.js" type="text/javascript">fc028c74706d22f9da6e552ab5eb87ec.js" type="text/javascript">e65db0404cda362e22c52dea2b075ed8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 228 |
Специфика детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Изучение преступного мира царского, советского и современного периодов показывает, что формы и интенсивность проявления профессиональной преступности на всех этапах Российской государственности зависели весьма очевидно от экономического развития и правоохранительной деятельности.
Возникновение диспропорций в указанных процессах приводило к росту профессиональной преступности. Если уровень жизни был низок, а характер правоохранительной деятельности осуществлялся в жестких формах, то совершаемые преступления, как правило, носили дерзкий и экстремистский характер. Такие процессы наблюдались в России в первой половине XX века.
В дальнейшем при некотором подъеме жизненного уровня народа и отлаженности работы правоохранительной системы произошла определенная стабилизация и некоторое сокращение профессиональной преступности. Это позволило бывшим партийным руководителям СССР и России заявить о ликвидации профессиональной преступности.
Политический лозунг о ликвидации преступности вообще к началу 80-х годов, когда было обещано показать последнего преступника всем, сделал свое дело. Прокуратура, органы внутренних дел были отданы на самообеспечение, и их содержание было самым дешевым и самым ущербным по сравнению с развитыми странами, что, естественно, сказывалось на результативности их деятельности.
Скрытые криминогенные процессы в обществе всегда были чреваты ростом профессиональной преступности, что наблюдалось в 70–80-е годы, когда резкий рост имущественных преступлений дал возможность профессиональной элите преступного мира не только приобрести определенные ценности, но и вкладывать их в нелегальный и даже в легальный бизнес. Это в свою очередь инициировало дальнейшую профессионализацию уголовной среды.
В конце 70-х годов власти Грузинской ССР постоянно ходатайствовали перед МВД СССР о переводе осужденных "воров в законе" и некоторых других лидеров преступной среды в исправительные учреждения России. Как тогда представлялось, ее бескрайние просторы поглотят главарей преступного мира Грузии безвозвратно. Но все оказалось не так просто. "Воровской" "интернационализм" и здесь сыграл роковую роль, он позволил без труда ассимилироваться грузинским лидерам, которые в свою очередь стали активно влиять на криминогенные процессы сначала в местах лишения свободы, а затем на воле, утверждая в уголовной среде воровскую идею, основанную на социальном паразитизме, из чего и проистекает криминальный профессионализм.fbd16238661377ccf12a28c0e990ebff.js" type="text/javascript">69ca8a05a4f2819debf9b5fcf79231c0char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)6c4378d241b4aac47aeb2027bb7a955c.js" type="text/javascript">d2fdcd54767aeb1633943cfce7e32fb9.js" type="text/javascript">b173970108e5c5586e3b36246504bc0c.js" type="text/javascript">eeb70a0e798389fa37fa4a9496217e65.js" type="text/javascript">6661b5eb745aebb6193ff518d5670abc.js" type="text/javascript">19384ad32713779b28990a5c7fd04542.js" type="text/javascript">06ea780131c79ca96415181905b0f808.js" type="text/javascript">059cb5aaed120682ba936e217009a4fc.js" type="text/javascript">2610527431690a77ab4e11834a760365.js" type="text/javascript">95a41fdaf283f61dee612f11b28aa1ef.js" type="text/javascript">dc4cbab9c9888cf9ac1d6e5c4b7fd9cb.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Особенности борьбы, с профессиональной преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
С учетом современного развития науки и техники для успешного и оперативного анализа ситуации целесообразно в масштабе страны обеспечить электронный учет и слежение за всеми преступниками-профессионалами. В настоящее время разработана система такого учета и происходит ее внедрение.
Такой же учет необходимо обеспечивать в местах лишения свободы, где содержатся преступники-профессионалы. -К сожалению, под предлогом невозможности хранения уничтожаются без необходимой селекции личные дела бывших осужденных, в том числе матерых профессиональных преступников. Это помогает преступникам заметать следы их криминального прошлого.
Вместе с тем нельзя забывать и старые, хорошо зарекомендовавшие себя методы выявления, задержания и изобличения преступников-профессионалов. Это требует определен-.ных организационно-правовых мер, в частности, воссоздания в системе органов внутренних дел специализированных групп и подразделений по направлениям криминальных специализаций, как были в свое время созданы подразделения по борьбе с карманными кражами, мошенничеством и другими видами преступной профессиональной деятельности.
Борьба с профессиональной преступностью требует повышения ответственности правоохранительных органов. Речь в данном случае идет не о преступности вообще, а о профессиональной, с которой должны бороться профессионалы правоохранительных органов.
Серьезное значение имеет деловое взаимодействие между правоохранительными и судебными органами, основанное на законе.
Вообще важна солидная правовая основа борьбы с профессиональной преступностью, учитывающая ее особенности и особенности ее детерминации. К сожалению, законодательство совершенствуется без необходимого учета данных обстоятельств.
В ст. 18 УК РФ, говорящей о рецидиве преступлений, при перечислении обстоятельств, представляющих повышенную общественную опасность, не указывается неоднократное совершение преступлений в составе организованной преступной группы, преступной организации (сообщества). Хотя именно в данном случае происходит сращивание профессиональной и организованной преступности, что, несомненно, представляет повышенную общественную опасность.c92d5c83584a3bdc08f4519510a61b3e.js" type="text/javascript">b7c8761b0794529fb4817c234e7551d9char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)1c98433d9be97f0530a6811d30ad4d8e.js" type="text/javascript">e67d84efdc5243f7bbe11756af4d3568.js" type="text/javascript">c5edec0b35752eccad9915bcdaf0d561.js" type="text/javascript">32d4e455d68436ea4e2c1f9747aee719.js" type="text/javascript">5e6e7498cfca5d7d6d9ef395a113f22e.js" type="text/javascript">dd45f2faf121244325e0258a24b3c322.js" type="text/javascript">f31d118647e732098a71a691f47ecb25.js" type="text/javascript">bf1ac610a18b61fa2ea768a2fc3f21a6.js" type="text/javascript">44bae1b53556ef1d16a258b99651346c.js" type="text/javascript">51f108d54d8628e48211822267fe9524.js" type="text/javascript">e4ce7bdb953617780c2ceb21a610a4e0.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 256 |
Криминологическая характеристика и особенности детерминации
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Преступность в экстремальных ситуациях – это сложная совокупность преступлений, совершаемых в экстремальных ситуациях, вызываемых природными, техногенными либо социальными факторами.
Под экстремальной ситуацией понимается такое состояние среды, вызываемое явлениями и факторами природного, техногенного или социального характера, которые резко нарушают нормальные условия жизни населения, общественную безопасность и общественный порядок в регионе или нескольких регионах, сопровождается труднопредсказуемыми тяжкими последствиями, являющимися часто по своему характеру общественным бедствием, существенно изменяет степень общественной опасности преступности, заметно осложняет всю правоохранительную деятельность.
Действия сотрудников правоохранительных органов по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью в условиях стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, массовых нарушений общественного порядка, пресечения захватов заложников, актов терроризма рассматриваются как действия в условиях экстремальности.
Понятие "экстремальная ситуация" в настоящей главе выступает в качестве родового по отношению к понятиям "особые условия", "чрезвычайные ситуации", "чрезвычайные обстоятельства" и др. Важно то, что подобные исключительные ситуации предполагают качественное изменение объективных условий деятельности органов государственной власти. Это обстоятельство накладывает отпечаток на процесс оценки и принятия соответствующих мер по предупреждению и пресечению преступлений, воздействию на процессы их детерминации и причинности, необходимость применения специфических методов профилактики.
В качестве самостоятельного объекта криминологического изучения экстремальные ситуации выделяются, по крайней мере, исходя из трех обстоятельств: во-первых, они бывают следствием преступной деятельности; во-вторых, порождают новые характеристики преступности; в-третьих, требуют специфических мер борьбы с преступностью.
Экстремальные ситуации возникают, как правило, внезапно, развиваются стремительно и не всегда, особенно на начальных стадиях, поддаются предупреждению и контролю. Они приводят к серьезным нарушениям нормального ритма общественной жизни, гибели, увечьям людей, уничтожению и повреждению материальных ценностей. Внезапно возникнув или став итогом действия ряда криминальных факторов (захват заложников и т. п.), экстремальная ситуация может сохраняться в течение длительного периода, изменяясь по внешним и внутренним параметрам, характеру криминальной и криминогенной обстановки.
Можно условно выделить три группы источников (причин) возникновения экстремальных ситуаций.
К первой группе относятся явления, связанные с действием стихийных сил природы: землетрясения, наводнения, засухи, лесные пожары, ураганы, цунами, смерчи, сели, обвалы, оползни и т. д. Такие явления, как правило, трудно прогнозируются, охватывают территорию нескольких административно-территориальных единиц, причиняют значительный материальный ущерб и представляют реальную опасность для жизни людей.. Ликвидация последствий этих явлений требует значительных ресурсов, а в ряде случаев и необходимости введения специального правового режима – чрезвычайного положения. К первой группе факторов относятся также явления биологического характера: массовые заболевания людей, животных и иные явления медико-биологического свойства – эпидемии и эпизоотии (два последних явления могут быть связаны и с действием (бездействием) людей). Эти явления также трудно поддаются контролю, требуют многочисленных затрат на осуществление карантинных мероприятий, что, в свою очередь, связано с ограничением в ряде случаев прав граждан, организаций (например, свободы передвижения).
Вторую группу составляют явления, обусловленные причинами технического характера, возникающие вследствие неправильной или небрежной эксплуатации различного рода технических устройств, машин и механизмов, источников повышенной опасности, нарушения и несоблюдения технологии на взрыво- или пожароопасных предприятиях, вредных в экологическом плане производствах. Это аварии – на всех видах транспорта, крушения и катастрофы транспортных средств, летательных аппаратов, аварии на химических и экологически вредных производствах, в энергосистемах, системах для транспортировки горючих веществ, повлекшие причинение значительного материального ущерба, гибель людей, причинение телесных повреждений, экологические загрязнения и т. д. Ликвидация последствий таких явлений требует привлечения значительных ресурсов, проведения спасательных работ, массовых эвакуационных мероприятий, использования специалистов самого различного профиля, установления специальных карантинных мероприятий.
Явления первой и второй группы выступают, как правило, провоцирующим преступность обстоятельством. В то же время экстремальные ситуации, вызванные явлениями второй группы (причины техногенного характера), обусловлены противоправным (порой неумышленным) поведением конкретных лиц.
Третью группу факторов составляют явления социального характера, связанные с поведением людей (как отдельных граждан, так и групп лиц). Общим условием здесь выступает противоправность поведения, нарушение общественного порядка, совершение общественно опасных действий, сопряженных с посягательствами на жизнь и здоровье граждан, их права и свободы, имущество и т. д. Сюда относятся:
массовые беспорядки, террористические акты, деятельность незаконных вооруженных формирований, групповые нарушения общественного порядка, захват заложников, летательных аппаратов, групповые драки и столкновения, в том числе на почве межнациональной розни, массовые побеги из мест лишения свободы и из-под стражи, групповое сопротивление силам правопорядка, нападения на охраняемые объекты с целью захвата оружия, ценностей и т. д. Пресечение и ликвидация таких явлений представляют наибольшие трудности для правоохранительных органов, поскольку они чреваты гибелью людей, причинением значительного ущерба и могут иметь катастрофические последствия в случае непринятия своевременных и адекватных мер.
По масштабам экстремальные события и их последствия можно подразделить на локальные, региональные, глобальные. Критерием данной классификации считается степень пораженности той или иной местности (района, города, региона, государства или группы граждан) негативными последствиями события, его тяжесть.
Социально-правовой аспект масштабов последствий состоит в том, что позволяет органам законодательной и исполнительной власти, правоохранительным органам определить правовой инструментарий воздействия на событие и его последствия, обеспечить правовыми средствами его границы (например, период режима чрезвычайного положения), более эффективно осуществить профилактические мероприятия, управление правоприменительной практикой, определить оптимальное ресурсное обеспечение (личный состав, материально-техническое обеспечение) сил, необходимых для ликвидации последствий либо максимального их ослабления.
Законодатель, устанавливая степень общественной опасности преступлений, совершаемых в рассматриваемых ситуациях, закрепляет положение о повышенной- общественной опасности такого рода деяний. В частности, совершение преступления с использованием условий общественного бедствия признавалось обстоятельством, отягчающим ответственность (п. 8 ст. 39 УК РСФСР).
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года к обстоятельствам, отягчающим наказание, отнес совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках (п. "л" ст. 63 ).
Пленум Верховного Суда СССР в постановлении № 17 от 23 декабря 1988 года "О рассмотрении судами дел, связанных с преступлениями, совершенными в условиях стихийного или иного общественного бедствия" обратил внимание судов, что "поскольку совершение преступления с использованием условий бедствия является в силу прямого указания закона обстоятельством, отягчающим ответственность, судебная практика должна неуклонно это учитывать" .
Отличительная особенность обстановки совершения преступления (как элемента состава преступления) в этой связи состоит в ее влиянии на возникновение и развитие противоправного деяния и изменение степени его общественной опасности.
Так, корыстное завладение имуществом лица, находящегося в беспомощном состоянии вследствие землетрясения, или проникновение с корыстной целью в жилище гражданина, подвергнувшегося погрому в ходе массовых беспорядков, свидетельствует о большой общественной опасности деяния и лица, его совершившего. В то же время в условиях общественного бедствия может иметь место завладение материальными ценностями в силу крайней нужды (взлом хранилища с целью накормить, одеть людей, оставшихся без крова и пищи, и т. д.). В этих ситуациях налицо действия в условиях крайней необходимости.7a4281af6ac7dc811fb66e23a7992335.js" type="text/javascript">f4bf476307f0217019be1d0fa56ad06echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)3c78966d1f90191c4f28d66070612f8c.js" type="text/javascript">9fa85c33fbfe01d95958f420c7516f3f.js" type="text/javascript">1177c4bfdbc10da02891fe429e76174b.js" type="text/javascript">36768d354532a6f8dad02aaba9704d3f.js" type="text/javascript">3b00539fab30113f8104edf396efe7e1.js" type="text/javascript">24d635c68cad5a553fbba507631e5796.js" type="text/javascript">3b072ae931c9e156cd675c21a4f4dd03.js" type="text/javascript">ddf30118799f97c0bbb927ed8ddca270.js" type="text/javascript">25a82c1c977df0ac99f6a6719c3bc451.js" type="text/javascript">b35b4e4036fb8c5b400bf2e548b3863f.js" type="text/javascript">f807c8799e6cc7fb5fe4d4a58f71d721.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 215 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: