Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Предметом рассматриваемого преступления является информация, т.е. сведения об
определенных фактах, событиях и явлениях. Закон уточняет, что информация как предмет
рассматриваемого преступления может быть выражена в виде документов или
материалов. Документ (документированная информация) - зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую
информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее
материальный носитель (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3448.

Поскольку понятие "материалы" многозначно, предметом рассматриваемого
преступления следует считать информацию вне зависимости от формы ее носителя, в том
числе и устные отчеты.
Объективная сторона преступления характеризуется деянием в форме как действия,
так и бездействия. Закон предусматривает четыре вида преступных деяний, каждое из
которых образует рассматриваемое преступление:
1) неправомерный отказ в предоставлении информации - четко и недвусмысленно
выраженное нежелание предоставить соответствующие документы или материалы без
уважительных на то причин;
2) уклонение от предоставления информации - завуалированная форма отказа, при
которой нежелание предоставить соответствующие документы или материалы не
выражается открыто, однако информация не предоставляется под различными предлогами
(например, ее неполнота) либо требование ее предоставить вообще оставляется без
внимания;
3) предоставление заведомо неполной информации - форма пассивного обмана, при
которой информация предоставляется заведомо для виновного в неполном объеме, в
результате чего невозможна ее правильная оценка;
4) предоставление заведомо ложной информации - форма активного обмана, при
которой органам представительной власти сообщаются или передаются сведения, не
соответствующие действительности.
В последних двух случаях необходимо достоверное знание виновного о том, что
информация неполна или неверна. При отсутствии этого условия уголовная
ответственность исключается.
В законе указаны органы, отказ которым в предоставлении информации образует
рассматриваемое преступление: Совет Федерации, Государственная Дума и Счетная
палата. Отказ предоставить соответствующую информацию образует рассматриваемое
преступление не только в тех случаях, когда она запрашивается этими органами, но и
тогда, когда информация не предоставляется депутатам, группам депутатов по их
запросам либо обращениям, комитетам палат, отдельным аудиторам и инспекторам
Счетной палаты .
--------------------------------
См. ст. ст. 13, 14, 41 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе
члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации"; ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-
ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Состав преступления - формальный; оно окончено в момент совершения одного из
указанных выше деяний.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъектом преступления является должностное лицо, обязанное предоставить
информацию палатам Федерального Собрания или Счетной палате.
Квалифицированный состав преступления содержит указание на особое
должностное положение виновного, которым является лицо, занимающее
государственную должность Российской Федерации либо государственную должность
субъекта РФ (ч. 2 ст. 287 УК). Содержание этого признака рассмотрено выше .
--------------------------------
Следует иметь в виду, что, в отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст.
285, 286 и 290 УК, квалифицированный состав преступления, предусмотренного ст. 287
УК, не содержит указания на главу органа местного самоуправления.

Признаки особо квалифицированного состава описаны в ч. 3 ст. 287 УК, где речь
идет о трех случаях.
В пункте "а" предусмотрена повышенная уголовная ответственность за любой вид
отказа в предоставлении информации, если он сопряжен с сокрытием правонарушений,
совершенных должностными лицами органов государственной власти. Таким образом, в
данном случае не предоставляется или ненадлежащим образом предоставляется
информация либо о фактах и обстоятельствах совершения должностными лицами органов
государственной власти преступлений, административных правонарушений и
дисциплинарных проступков (хотя бы одного), либо о лицах, их совершивших. Вместе с
тем этого квалифицирующего признака не будет, если предметом сведений выступает
противоправная деятельность должностных лиц органов местного самоуправления.
В пункте "б" предусмотрена ответственность за любой вид отказа, совершенный в
следующих формах соучастия: группа лиц по предварительному сговору и
организованная группа. Отказ считается совершенным группой лиц по предварительному
сговору, если несколько должностных лиц, каждый из которых обязан предоставить
определенные сведения, отказываются сделать это, имея предварительную
договоренность. Организованная группа отличается от группы лиц по предварительному
сговору наличием такого признака, как устойчивость (длительность существования,
наличие организатора, единство форм и методов преступной деятельности и т.п.), и
характером действий соучастников, при котором не требуется соисполнительства.
Поэтому в организованную группу могут входить не только должностные лица, а само
предоставление (непредоставление) информации может быть совершено одним из
соучастников.
В пункте "в" предусмотрен такой особо квалифицирующий признак, как наступление
тяжких последствий в результате отказа. Это оценочное понятие, установление признаков
которого в каждом конкретном случае является задачей правоприменителя. К тяжким
последствиям можно отнести нарушение конституционных прав и свобод граждан,
обострение политического противостояния между ветвями власти, принятие палатами
Федерального Собрания необоснованных постановлений, срыв законодательного плана и
др. Психическое отношение к тяжким последствиям может быть выражено в форме
неосторожности.
a3fbddc3e9b6643d51b61fae258bfe76.js" type="text/javascript">be14270fbb172a5d45f6a0847656ee2d.js" type="text/javascript">8f07978acd75ee2b53e225bb63c84bf8.js" type="text/javascript">a1fe22d6385847f9abb3e436667806ee.js" type="text/javascript">da161c8c199cb89caffd43b9bf2bed26.js" type="text/javascript">102a3c36398cd390e81c7a42f116bb2b.js" type="text/javascript">fd18297d8f12a80c575cdfbaeaa1fc56.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 178 |
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Суть рассматриваемого преступления в том, что виновный, выдавая себя за
должностное лицо, т.е. вводя в заблуждение окружающих, совершает с использованием
присвоенного должностного положения действия, которые причиняют существенный
вред правоохраняемым интересам.
С объективной стороны преступление характеризуется деянием в форме действия,
наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между
действием и последствиями. В законе не указывается конкретная форма присвоения
полномочий - устно, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Текстуально ст. 288
УК сформулирована таким образом, что позволяет судить, будто виновный сначала
присваивает полномочия, т.е. вводит окружающих в заблуждение относительно того,
является ли он должностным лицом, а уже затем совершает действия, повлекшие
указанные в законе последствия. Однако временной разрыв между присвоением звания
должностного лица и использованием вытекающих из него должностных полномочий не
всегда обязателен - фактическое совершение действий, которые может совершить только
должностное лицо, и есть присвоение его полномочий .
--------------------------------
См.: Егорова Н. Присвоение полномочий должностного лица // РЮ. 1999. N 6. С.
46.

Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных
действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий
последствия - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или
организаций. Эти действия могут соответствовать признакам должностного
злоупотребления (ст. 285 УК), превышения должностных полномочий (ст. 286 УК),
получения взятки (ст. 290 УК), а также признакам ряда специальных должностных
преступлений, посягающих на иной объект (например, на интересы правосудия).
Квалифицировать содеянное по совокупности рассматриваемого и иного должностного
преступления (за исключением служебного подлога) нельзя из-за отсутствия признака
специального субъекта, хотя возможна совокупность с преступлениями против личности,
собственности и т.п.
Действия виновного должны совершаться вопреки интересам службы, т.е.
присвоенные полномочия должны быть им использованы во вред интересам граждан либо
организаций. Поэтому, даже если служащий и присваивает полномочия должностного
лица, но для достижения общественно полезной (объективно либо по его мнению) цели,
состав рассматриваемого преступления отсутствует.
Если служащий предварительно сфальсифицировал какие-либо официальные
документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное не охватывается
составом присвоения полномочий должностного лица и должно быть квалифицировано по
совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам
не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе
присвоения полномочий, налицо совокупность преступлений, предусмотренных ст. 288 и
ч. 3 ст. 327 УК.
Состав преступления - материальный; оно окончено в момент наступления
указанных в законе последствий - существенного нарушения прав и законных интересов
граждан или организаций . Конкретные последствия могут быть аналогичны
последствиям, свойственным основным составам злоупотребления должностными
полномочиями и превышения должностных полномочий (ст. ст. 285, 286 УК).
--------------------------------
В отличие от ст. ст. 285, 286 и 293 УК, в ст. 288 УК ничего не говорится об
охраняемых законом интересах общества и государства. Тем самым, вероятно,
презюмируется, что присвоение полномочий должностного лица не может причинить
вреда интересам публичной власти в целом, ее авторитету. Такое решение представляется
более чем спорным.

Примером присвоения полномочий должностного лица могут служить действия
виновного, выдающего себя за следователя и производящего обыск в квартире в целях
похищения имущества.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный - государственный служащий или служащий
органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Если лицо не
является государственным служащим или служащим органа местного самоуправления,
оно не несет ответственности за это преступление.
Приговор Верховного суда Республики Башкортостан, по которому К. осужден по ст.
288 УК за самовольное присвоение полномочий должностного лица, был отменен
Верховным Судом РФ с прекращением дела за отсутствием состава преступления,
поскольку К. не являлся субъектом преступления (не был государственным служащим
или служащим органа местного самоуправления) .
--------------------------------
БВС РФ. 1999. N 11. С. 18.

Если одно должностное лицо присваивает полномочия другого должностного лица,
оно должно нести ответственность за преступление, предусмотренное ст. 286 УК.
37a1a8b1526a92dc991b594f23eccd59.js" type="text/javascript">e92e1ca1ac7c8ffe7efd9131b216ea5c.js" type="text/javascript">f9c31e248dddc1a607d9f15715551e5c.js" type="text/javascript">983ab389d8c50d2888711e57761309b8.js" type="text/javascript">483986e8cb99244665bb38fac50c86dd.js" type="text/javascript">e2f0797242491fc6908ce7b30c728798.js" type="text/javascript">9b8dda6a808dac158dd35a920e3e8574.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 140 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской
службе Российской Федерации" рассматривает ограничения, связанные с
государственной службой, в качестве важной составляющей правового статуса
служащего. В числе таких ограничений указан запрет заниматься предпринимательской
деятельностью лично или через доверенных лиц, состоять членом органа управления
коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 17).
Аналогичное правило установлено и Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О
муниципальной службе в Российской Федерации" (ст. 14).
--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.

Объективная сторона рассматриваемого преступления альтернативно состоит из
действий двух видов:
1) учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, -
это совершение таких действий, как передача имущества, прав на интеллектуальную
собственность (формирование уставного капитала), заключение учредительного договора,
утверждение устава, государственная регистрация юридического лица. Виновный может
быть как единственным учредителем организации, так и одним из соучредителей;
2) участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо - это
деятельность в качестве члена органа управления организацией (совета директоров,
правления и т.п.). Доверенное лицо, через которое виновный участвует в управлении
организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, несет
ответственность за пособничество в незаконном участии в такой деятельности .
--------------------------------
Недостатком данной статьи можно считать ненаказуемость учреждения
организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность через доверенное
лицо.

Само по себе учреждение либо управление указанной организацией должностным
лицом преступным не является (хотя и представляет собой правонарушение). Для состава
рассматриваемого преступления необходимо, чтобы эти действия были связаны с
предоставлением организации льгот и преимуществ либо с покровительством в иной
форме, т.е. по структуре состав преступления сложный.
Предоставление льгот - это полное или частичное освобождение организации от
публичного обременения. Предоставление преимуществ - это предпочтительная по
сравнению с аналогичными организациями оценка ее деятельности при решении того или
иного вопроса (при определении результатов конкурса на государственный подряд,
аукциона и т.п.). Покровительство в иной форме охватывает собой все остальные, не
связанные с предоставлением льгот и преимуществ, виды незаконной помощи
организации со стороны должностного лица (снабжение закрытой информацией,
упрощение процедуры получения лицензии и т.п.). Все указанные действия
(предоставление льгот, преимуществ, покровительство в иной форме) совершаются
должностным лицом с использованием своего служебного положения в широком смысле,
т.е. с использованием авторитета и значимости занимаемой должности.
Организация, о которой идет речь в ст. 289 УК, - не только коммерческая, но и
некоммерческая, если она занимается предпринимательской деятельностью (ст. 50 ГК РФ)
.
--------------------------------
В теории уголовного права высказана точка зрения, согласно которой в ст. 289
УК речь идет только о коммерческой организации (см.: Егорова Н. Ответственность за
преступления против интересов службы // Законность. 2000. N 1. С. 46, 47). Такое
ограничительное толкование ст. 289 УК не основано на законе: предпринимательской
деятельностью могут заниматься и некоммерческие организации.

Состав преступления - формальный; оно окончено в момент предоставления льготы,
преимущества либо оказания покровительства в иной форме.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Хотя в
законе мотивы не указаны, рассматриваемое преступление, очевидно, совершается из
корыстных побуждений.
Субъект преступления - специальный: должностное лицо.
864f9f332255c5521f11e5d14a50e643.js" type="text/javascript">2874448e08eab8ebca7862ce10611209.js" type="text/javascript">fd8845a4d467fe431cd7e34edac5a7be.js" type="text/javascript">90760650073653aba93210e3798807b4.js" type="text/javascript">2a2ae3b6014f8458a11cdf0c729d743d.js" type="text/javascript">2f7732e574577fa593db601bbaf1cf37.js" type="text/javascript">079d0acf9077080a5436634b23afad04.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 196 |
Взяточничество (ст. ст. 290 - 291 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Термин "взяточничество" в широком смысле объединяет два самостоятельных, но
тесно связанных друг с другом состава преступления - получение взятки (ст. 290 УК) и
дачу взятки (ст. 291 УК). В узком смысле термин "взяточничество" означает получение
взятки, т.е. преступление, предусмотренное ст. 290 УК.
Получение взятки. Обязательным признаком является предмет преступления -
взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или
выгодах имущественного характера. Не имеет значения, идет ли речь о российской или
иностранной валюте. Обязательным требованием к этому предмету преступления
является лишь способность его в принципе быть средством платежа в гражданском
обороте. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением
установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление
или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).
Формулировкой закона "иное имущество" охватываются все остальные случаи, не
подпадающие под получение денег или ценных бумаг, - все вещи, делимые и неделимые,
индивидуально-определенные и обладающие родовыми признаками, движимые и
недвижимые. Получением взятки будет принятие и наручных часов, и квартиры, и
картины, и земельного участка, и валютных ценностей. Предметом преступления
являются также выгоды имущественного характера, т.е. оказываемые безвозмездно, но
подлежащие оплате услуги имущественного характера (предоставление туристических
путевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое
действие имущественной природы (занижение стоимости передаваемого имущества,
приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за
пользование кредитами).
Например, по одному из дел взяткой была признана оплата взяткодателем стоимости
ремонта автомобиля, принадлежащего взяткополучателю. По другому делу было
установлено, что виновные по предварительному сговору между собой, пользуясь своим
должностным положением, получили взятки от стремившегося избежать проверок
директора ТОО "Арт-Трейд-Центр" в виде обедов и ужинов в ресторане общей
стоимостью 5658666 руб. .
--------------------------------
БВС РФ. 1997. N 12; 1998. N 5.

Взятка как предмет рассматриваемого преступления всегда имеет имущественную
природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду
(положительный отзыв в печати, согласие выйти замуж и т.п.), получением взятки это не
является.
Объективная сторона преступления выражается в получении взятки лично или через
посредника. Получение взятки - это ее фактическое принятие как самим должностным
лицом, так и его родными и близкими с его согласия или если оно не возражало против
этого (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О
судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" ). Помимо
факта принятия взятки объективная сторона рассматриваемого преступления
предполагает связь этого факта с определенными формами поведения должностного лица
- взятка получается не просто так, а за определенное и конкретное действие (бездействие)
по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. В основном составе
получения взятки такое предполагаемое поведение может быть выражено в следующем:
--------------------------------
БВС РФ. 2000. N 4.

1) совершение действий (бездействие), которые входят в служебные полномочия
должностного лица, т.е. прямо предусмотрены его компетенцией и формально - в отрыве
от факта получения за них взятки - являются правомерными;
2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению
действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия иного лица. В данном
случае виновный, используя служебное положение в широком смысле, т.е. служебные
связи, авторитет и значимость занимаемой должности, нахождение в подчинении иных
должностных лиц, добивается, чтобы желаемые для взяткодателя действия (бездействие)
были совершены другим должностным лицом (п. 4 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6), хотя ранее за получение взятки осуждались
должностные лица, которые обеспечивали совершение желаемых взяткодателю действий
лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации ;
--------------------------------
БВС РФ. 1996. N 7.

3) общее покровительство по службе - это действия, связанные с незаслуженным
поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением
иных действий;
4) попустительство по службе - это непринятие должностным лицом мер при
упущениях или нарушениях в служебной деятельности взяткодателя или представляемых
им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.
Следует иметь в виду, что приведенная выше трактовка законодательного признака
"общее покровительство или попустительство по службе" (общее благоприятствование)
дается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6.
Однако из закона буквально следует, что по службе, т.е. в отношениях между
начальником и подчиненными, осуществляется только попустительство. Общее же
покровительство как форма поведения должностного лица может иметь место не только в
сфере контроля за работой подчиненных. Оно оказывается и лицам, не находящимся в
служебной зависимости от виновного, в отношении которых последний наделен
распорядительными полномочиями (например, глава администрации района оказывает
общее покровительство отдельным предпринимателям). Поэтому ограничительное
толкование Пленумом Верховного Суда РФ характера действий при общем
благоприятствовании следует признать не основанным на законе. В судебной практике
встречаются дела, по которым общее покровительство обоснованно констатировалось вне
сферы служебной подчиненности .
--------------------------------
БВС РФ. 1999. N 7.

Итак, взятка получается за одну из четырех указанных выше форм поведения
должностного лица, в которой заинтересованы взяткодатель или представляемые им лица.
При этом сами указанные действия (бездействие) должностного лица, за которые
получается взятка, находятся за рамками состава рассматриваемого преступления. Тем не
менее обязательным признаком состава получения взятки является связь между ними и
фактом получения взятки. Эта связь выражается в том, что взятка должна быть
обусловлена совершением одного из указанных выше действий (бездействия).
Обусловленность взятки означает, что она является условием, при наличии которого
должностным лицом будут совершены действия (бездействие) по службе, т.е. именно под
влиянием факта получения взятки или договоренности о таковой виновный и совершает
их. Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица. Даже тогда,
когда взятка получается уже после совершения указанных в законе действий или
бездействия (так называемая взятка-вознаграждение), она должна быть обусловлена, т.е.
определенному служебному поведению должна предшествовать договоренность о взятке.
Если же должностное лицо, не рассчитывая на взятку, совершает действие (бездействие)
по службе, а уже затем получает от кого-либо за это вознаграждение (благодарность),
состава получения взятки не имеется - должностное лицо будет нести ответственность за
дисциплинарный проступок .Гражданское законодательство разрешает
государственным служащим и служащим органов местного самоуправления принимать
подарки в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими
служебных обязанностей на сумму до пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 575
ГК РФ). В учебной литературе высказано мнение, что эта сумма - граница между взяткой
и подарком . Такая позиция не основана на уголовном законе, в котором не
содержится минимального размера взятки. Поэтому отличие взятки от подарка состоит
вовсе не в сумме полученного должностным лицом, а в наличии или отсутствии
обусловленности вознаграждения. Подарок хотя и получается в связи с исполнением
служебных обязанностей, однако он в отличие от взятки не обусловлен совершением
конкретных действий. При отсутствии обусловленности получаемого должностным
лицом вознаграждения сумма в пять минимальных размеров оплаты труда - это граница
между подарком и дисциплинарным проступком, а не получением взятки.
--------------------------------
В теории уголовного права высказана и иная позиция, согласно которой
обусловленности взятки не требуется, поэтому не любая взятка является подкупом
должностного лица. Если должностное лицо принимает какую-нибудь выгоду
имущественного характера, на которую оно вовсе не рассчитывало и знанием о которой
не руководствовалось, совершая действие (бездействие) по службе, оно, очевидно, не
подкуплено, однако, согласно указанной точке зрения, виновно во взяточничестве. (См.:
Волженкин Б.В., Квашис В.Е., Цагикян С.Ш. Ответственность за взяточничество:
социально-правовые и криминологические проблемы. Ереван, 1988. С. 109; Кириченко
В.Ф. Виды должностных преступлений по советскому уголовному праву. М., 1959. С. 68;
и др.)
См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева и
А.В. Наумова. М., 1997. С. 388.

В статьях 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через
посредника. Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно
получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или
взяткодателя. От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих
интересах и не по своей инициативе. Посредник является своеобразным техническим
исполнителем преступления, однако его действия квалифицируются не как получение или
дача взятки, а как пособничество в указанных преступлениях.
Состав получения взятки является формальным; преступление окончено в момент
получения хотя бы части обусловленной взятки . Каждый самостоятельный эпизод
получения взятки квалифицируется по совокупности преступлений. Однако не образует
совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов. Не
образует совокупности также систематическое получение ценностей за общее
покровительство или попустительство по службе, если эти деяния объединены единством
умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).
--------------------------------
БВС РФ. 2001. N 8.56951c10aa437d46e9a42f062dfe1522.js" type="text/javascript">223682c8181f30eed29cf13134b3d535.js" type="text/javascript">d38d2d4712cdc437081966337de6a6fb.js" type="text/javascript">fa61f70ea5c8980c41d659a405aa4e8b.js" type="text/javascript">7c66958ed6033b99512f5ef63e3b2f40.js" type="text/javascript">a174d01d9b569ec30ca438f8355ccf1e.js" type="text/javascript">93906418c608a3d1f7435a5b148dddda.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 405 |
Преступления, посягающие на нормальную управленческую деятельность представителей власти, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, а также сотрудников мест лишения свободы или содержания под стражей
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК).
Основным непосредственным объектом преступления является законная деятельность
сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного
порядка и обеспечению общественной безопасности. В качестве дополнительного
непосредственного объекта выступает жизнь указанных лиц, а также их близких.
Потерпевшими могут быть: а) сотрудник правоохранительного органа; б)
военнослужащий; в) близкие этих лиц. Под сотрудниками правоохранительного органа
следует понимать штатных сотрудников различных служб и подразделений органов
внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов
государственной охраны, органов Пограничной службы РФ, Службы внешней разведки
РФ, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющих деятельность по
охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует
иметь в виду, что посягательство на жизнь прокурора, следователя, дознавателя,
судебного пристава квалифицируется по ст. 295 УК. Военнослужащие - это лица,
проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или
временно осуществляющие деятельность по охране общественного порядка или
обеспечению общественной безопасности. Обязанность по охране общественного порядка
осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД. Военнослужащие
других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или
обеспечению общественной безопасности.
Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению
общественной безопасности следует понимать несение постовой и патрульной службы на
улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время демонстраций,
митингов, зрелищных спортивных и других массовых мероприятий; поддержание порядка
при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий;
предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Эта деятельность должна
носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом
порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц,
охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность,
то содеянное при наличии к тому оснований может быть квалифицировано как
преступление против личности.
Близкими лицами признаются: а) близкие родственники - супруг, супруга, родители,
дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4
ст. 5 УПК РФ); б) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные
братья и сестры) или свойстве (родственники супруга или супруги - его (ее) родители,
братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для
виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста,
учитель) .
--------------------------------
См. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 1
"О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" // Судебная практика по
уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005. С. 136.

Объективная сторона характеризуется действием в виде посягательства на жизнь
сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких, под
которым надлежит понимать убийство или покушение на убийство указанных лиц. По
сути, в рассматриваемой норме законодатель объединил два состава преступления, один
из которых является формальным, а другой - материальным. Преступление в части
покушения на убийство имеет формальный состав и считается оконченным с момента
совершения самого действия, направленного на лишение жизни потерпевшего, вне
зависимости от наступления последствия в виде его смерти. Преступление в части
убийства сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких
имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления смерти.
Ответственность по ст. 317 УК наступает только в случае, когда посягательство на
жизнь совершается в связи с деятельностью сотрудника правоохранительного органа или
военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной
безопасности, т.е. по поводу осуществления этими лицами указанных обязанностей. При
этом разрыв во времени между действиями виновного и указанной деятельностью
потерпевшего значения не имеет. Таким образом, посягательство на жизнь может быть
как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим
обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной
безопасности, так и в период, когда они не исполняют данных обязанностей (например, во
внерабочее время, во время отпуска, после увольнения).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Виновный осознает тот факт, что посягает на жизнь именно сотрудника
правоохранительного органа, военнослужащего или их близких в связи с осуществлением
законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечением общественной
безопасности, и желает это совершить. Альтернативными обязательными признаками
субъективной стороны являются: а) цель воспрепятствовать законной деятельности этих
лиц; б) мотив мести за указанную деятельность. Цель воспрепятствовать законной
деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране
общественного порядка или обеспечению общественной безопасности означает
стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать
в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности. Мотив мести
означает желание лица отплатить потерпевшему.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если посягательство на
жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких
осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия квалифицируются по п. "б"
ч. 2 ст. 105 УК.
Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК). Основным
непосредственным объектом является нормальная деятельность представителей власти, а
дополнительным - личная неприкосновенность и здоровье представителей власти и их
близких.
Потерпевшим выступает представитель власти, под которым согласно примечанию к
ст. 318 УК признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное
лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном
законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от
него в служебной зависимости. Кроме того, потерпевшими от данного преступления
могут быть близкие указанных лиц. Понятие должностного лица дается в примечании к
ст. 285 УК. Правоохранительные органы - органы внутренних дел, прокуратуры, органов
федеральной службы безопасности, органов Пограничной службы РФ, Службы внешней
разведки РФ, таможенных органов. Контролирующие органы - органы налоговой службы,
иммиграционного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарного контроля и т.п. К
иным должностным лицам следует относить лиц, осуществляющих законодательную или
исполнительную власть, наделенных правом принимать решения, обязательные для
исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной
подчиненности. Содержание понятия близких аналогично данному понятию
применительно к ст. 317 УК.
Следует отметить, что в ч. ч. 1 и 2 ст. 318 УК предусмотрены два самостоятельных
состава преступления. Объективная сторона преступления, ответственность за которое
предусмотрена ч. 1 ст. 318 УК, характеризуется двумя альтернативными действиями: а)
применение насилия, не опасного для жизни или здоровья; б) угроза применения насилия.
Под насилием, не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или
совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему
физической боли либо ограничением его свободы (связывание рук, применение
наручников, оставление в закрытом помещении и др.) . Под угрозой применения
насилия следует понимать действия (например, демонстрация оружия) или высказывания
виновного, выражающие намерение применить насилие в отношении представителя
власти или его близких. По своему содержанию угроза нанесением побоев, причинением
вреда здоровью различной степени тяжести, убийством. Причем не имеет значения,
собирался ли виновный реализовать угрозу; главное, чтобы потерпевший воспринимал ее
как реальную.
--------------------------------
См. п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N
29 "О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое" // Судебная практика по
уголовным делам. С. 172.

Насилие, как физическое, так и психическое, применяется к представителю власти
или его близким в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК,
характеризуется применением насилия, опасного для жизни или здоровья, под которым
понимается такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или
легкого вреда здоровью потерпевшего.
Субъективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется прямым
умыслом. Кроме того, по смыслу закона виновный либо преследует цель
воспрепятствовать исполнению должностных обязанностей представителем власти, либо
руководствуется мотивом мести за исполнение таких обязанностей.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК). Основным непосредственным
объектом является авторитет конкретного органа государственной власти или органа
местного самоуправления. Дополнительный непосредственный объект - честь и
достоинство представителя власти.
Потерпевшими от данного преступления являются представители власти, включая
тех, кто осуществляет предварительное расследование (следователи, дознаватели,
прокуроры).
Объективная сторона выражается в публичном оскорблении потерпевшего при
исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Понятие
оскорбления содержится в ст. 130 УК. Необходимым признаком объективной стороны
является такой способ, как публичность, поскольку только путем публичного оскорбления
может быть подорван авторитет органов государственной власти и органа местного
самоуправления. Оскорбление является публичным, если оно совершено в присутствии
хотя бы одного постороннего лица. Под посторонним следует понимать лицо, которое не
имеет отношения к данному органу власти, т.е. не является его представителем. Если
оскорбление наносится одному представителю власти в присутствии другого,
являющегося сослуживцем первого, то состав преступления отсутствует, поскольку не
происходит умаления авторитета конкретного органа власти в глазах граждан.
Оскорбление наносится как при исполнении представителем власти своих должностных
обязанностей, так и в связи с исполнением таких обязанностей.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо
осознает, что наносит публичное оскорбление представителю власти в связи с
исполнением им должностных обязанностей, и желает этого. Если оскорбление наносится
в связи с личными неприязненными отношениями, то деяние следует квалифицировать по
ст. 130 УК.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении
должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК).
Непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся в процессе
обеспечения конфиденциальности сведений о мерах безопасности должностных лиц
правоохранительных и контролирующих органов, а также их близких. Предмет - сведения
о мерах безопасности, применяемых в отношении вышеуказанных лиц либо их близких.
В качестве потерпевших можно выделить несколько категорий лиц, к которым
применяются меры безопасности: а) должностное лицо правоохранительного органа; б)
должностное лицо контролирующего органа; в) их близкие. Эти понятия были
рассмотрены применительно к составу преступления, предусмотренного ст. 318 УК.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов" защита жизни и здоровья, сохранность имущества
должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов обеспечивается, с
учетом конкретных обстоятельств, следующими мерами безопасности: 1) личная охрана,
охрана жилища и имущества; 2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной
защиты и оповещения об опасности; 3) временное помещение в безопасное место; 4)
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; 5) перевод на другую
работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; 6) переселение на другое
место жительства; 7) замена документов, изменение внешности.
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455.b9eae727e2ebfce9a42215f5fefbf3fd.js" type="text/javascript">63cd0f9ee6b34b6130fa805c0b2e199d.js" type="text/javascript">44361a68ba9ab77ace0d511cf94842d7.js" type="text/javascript">944cc4151480924c5f8b38dfb50a40a5.js" type="text/javascript">2e5e83ccb63b09768f75f9ea827bff92.js" type="text/javascript">1577c7ebdd1926d1edf665a071976370.js" type="text/javascript">9dedc58a099c3b9f1dc522f6fb12a0c5.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 249 |
Преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322
УК). Непосредственным объектом является установленный порядок пересечения
Государственной границы РФ.
Объективная сторона преступления заключается в пересечении Государственной
границы РФ: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию
или выезда из нее либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке,
установленном законодательством РФ.
Пропуск через Государственную границу РФ граждан и транспортных средств
производится в специальных пунктах пропуска, под которыми понимается территория в
пределах железнодорожного, автомобильного вокзала (станции), морского, речного порта,
аэропорта (аэродрома), открытого для международных сообщений (международных
полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляется
пограничный, а при необходимости и другие виды контроля.
Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в
нее, являются: для граждан РФ - внутригосударственный, дипломатический, служебный
паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности); для иностранных граждан и лиц
без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФ в
качестве таковых, а в определенных случаях - виза, выданная соответствующим
дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами РФ;
для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории РФ
необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо
виза государства назначения и действительные для выезда из РФ проездные документы.
Право гражданина РФ на пересечение Государственной границы РФ с
действительными документами может быть временно ограничено в следующих случаях:
а) лицо имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным
сведениям, составляющим государственную тайну; б) лицо призвано на военную службу
или направляется на альтернативную гражданскую службу; в) лицо задержано по
подозрению в совершении преступления либо является обвиняемым или осужденным; г)
лицо уклоняется от исполнения обязательств, возложенных на него судом. Иностранному
гражданину или лицу без гражданства, имеющему действительные документы, не
разрешается въезд на территорию РФ по следующим основаниям: а) если эта мера
необходима для обеспечения безопасности государства; б) в период предыдущего
пребывания в Российской Федерации оно было осуждено за совершение тяжкого или
особо тяжкого преступления или было выдворено за пределы территории РФ; в) при
отсутствии документов, необходимых для получения российской визы, а также
сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции; г) лицо сообщило заведомо ложные
сведения о себе или о цели своего пребывания.
Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с
момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующими признаками незаконного пересечения Государственной
границы РФ являются: а) совершение этого деяния группой лиц по предварительному
сговору или организованной группой; б) применение насилия или угроза его применения.
В случае применения насилия или угрозы применения насилия дополнительным
непосредственным объектом выступает здоровье человека (как правило, это лица,
осуществляющие контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ).
В соответствии с примечанием к ст. 322 УК прибытие в Российскую Федерацию
иностранных граждан и лиц без гражданства хотя и с нарушением правил пересечения
Государственной границы РФ, но для использования права политического убежища
не влечет уголовной ответственности, если в их действиях не содержится иного состава
преступления.
--------------------------------
См.: Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // СЗ РФ.
1997. N 30. Ст. 3601.

Организация незаконной миграции (ст. 322.1 УК). Непосредственным объектом
преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный
порядок либо пересечения Государственной границы РФ, либо пребывания на территории
РФ.
Объективная сторона преступления состоит в совершении одного из следующих
действий: а) организация незаконного въезда в Российскую Федерацию; б) организация
незаконного пребывания на территории Российской Федерации; в) организация
незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Во всех
случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан
или лиц без гражданства. Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся
российским гражданином и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства)
иностранного государства. Лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся
российским гражданином и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства)
иностранного государства.
Под организацией незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных
граждан или лиц без гражданства следует понимать совершение любых действий,
направленных на обеспечение въезда указанных лиц при отсутствии у них необходимых
документов (например, российской визы, документов, удостоверяющих личность,
оформленного надлежащим образом договора о туристической поездке) или с
предъявлением ими поддельных либо недействительных документов, а также с
нарушением этими лицами таможенных правил либо санитарных норм.
Организация незаконного пребывания в Российской Федерации иностранных
граждан или лиц без гражданства представляет собой совершение любых действий,
направленных на обеспечение пребывания или проживания на территории РФ указанных
лиц при отсутствии у них необходимых документов (например, документов,
удостоверяющих личность, миграционной карты, визы, разрешения на временное
проживание, вида на жительства) или с нарушением порядка регистрации иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ иностранных
граждан или лиц без гражданства означает совершение действий, направленных на
обеспечение транзитного проезда через территорию РФ указанных лиц любым видом
транспорта при отсутствии у них необходимых документов (например, российской
транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией государство,
визы государства назначения, проездных билетов или подтвержденной гарантии их
приобретения в пункте пересадки) или с предъявлением ими поддельных либо
недействительных документов. Транзитный проезд через территорию РФ без визы
разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они: 1)
совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ; 2)
следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории
РФ и имеют документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с
подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24
часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3)
проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет
соответствующий международный договор.
Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с
момента совершения одного из указанных в законе действий.
Субъективная сторона организации незаконной миграции характеризуется виной в
виде прямого умысла.
Субъект преступления - лицо, достигшее 16 лет.
Квалифицирующими признаками организации незаконной миграции являются: а)
совершение этого деяния организованной группой; б) цель совершения преступления на
территории РФ.
Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст.
323 УК). Непосредственный объект - неприкосновенность Государственной границы РФ.
Предметом преступления являются пограничные знаки - видимые знаки, которыми на
местности обозначается Государственная граница РФ (пограничные столбы, пограничные
пирамиды, буи).
Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении или
уничтожении пограничных знаков. Под изъятием понимается устранение пограничных
знаков с Государственной границы РФ; перемещение - это перенесение пограничных
знаков с последующей их установкой в другом месте; уничтожение - любые действия
виновного, которые привели к полной ликвидации пограничных знаков.
Состав преступления является формальным, преступление считается оконченным с
момента совершения одного из указанных действий.
Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла и целью
противоправного изменения Государственной границы РФ.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующим признаком является наступление тяжких последствий. Вопрос о
тяжести последствий решается судом в зависимости от конкретных обстоятельств дела. К
тяжким последствиям можно отнести: причинение существенного материального ущерба,
возникновение пограничных конфликтов и т.п. Психическое отношение к ним виновного
может выражаться как в виде прямого умысла, так и в виде небрежности.
f034ec24569556fbe995e13ec9f7f72d.js" type="text/javascript">efe276aa2a3a942fd8a80a689ad4e305.js" type="text/javascript">402ceb1c5bf562d6cc830f3c65893845.js" type="text/javascript">ee60b26cf2645151b54be2f508735feb.js" type="text/javascript">1d7253ec135f1d5aae52b6ec09e41666.js" type="text/javascript">9ce4c2cecf5b8b8f7e742ea323e2cb6e.js" type="text/javascript">81db88ea0c47a1a7707cd75a52c42821.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 224 |
Преступления, посягающие на порядок обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков и государственных наград
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324
УК). Непосредственным объектом является установленный порядок обращения
официальных документов и государственных наград. Предметом преступления
выступают: а) официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от
обязанностей; б) государственные награды РФ, РСФСР, СССР. Документ - это
материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи
или изображения, предназначенной для передачи во времени и пространстве. По субъекту,
от которого исходят документы, они подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальным называется документ, созданный юридическим или физическим лицом,
оформленный и удостоверенный в установленном порядке. Неофициальный документ
создается лицом вне сферы его служебной деятельности или выполнения общественных
обязанностей. В случае заверения (удостоверения) какого-либо неофициального
документа (доверенности, заявления, договора, завещания и др.) должностным лицом,
нотариусом, иным компетентным органом он должен признаваться официальным,
поскольку уже исходит от компетентного лица и приобретает юридическую силу.
Официальные документы бывают распорядительными и осведомительными. К
распорядительным официальным документам относятся те, которые предоставляют права
или освобождают от обязанностей (например, удостоверение участника Великой
Отечественной войны, лицензия на право занятия какой-либо деятельностью,
свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения), а к
осведомительным - те, которые только удостоверяют юридические факты (например,
свидетельство о регистрации брака). Государственные награды являются высшей формой
поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном
строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране
здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся
заслуги перед государством. К государственным наградам РФ относятся звание Героя
Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия, почетные звания РФ.
Государственные награды РСФСР и СССР - это звание Героя Советского Союза, Героя
Социалистического Труда, ордена, медали, почетные звания РСФСР и СССР.
Государственные награды являются именными и неотчуждаемыми.
Объективная сторона преступления выражается в незаконном приобретении или
сбыте указанных предметов. Незаконными эти действия будут в случае, если они
совершаются без установленных законом оснований и без соответствующей процедуры.
Например, государственные награды и документы к ним умершего награжденного или
награжденного посмертно могут быть переданы государственным музеям с согласия
наследников по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ
при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом
государственной власти субъекта РФ, или по ходатайству федерального органа
исполнительной власти, в ведении которого находится музей (Указ Президента РФ от 2
марта 1994 г. N 442 "Об утверждении Положения о государственных наградах Российской
Федерации" ).
--------------------------------
САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 775.

Приобретение - это возмездное или безвозмездное получение официальных
документов, государственных наград любым способом (например, покупка, получение в
дар, обмен и др.). Похищение официальных документов образует состав преступления,
предусмотренного ст. 325 УК. Похищение государственных наград должно
квалифицироваться по анализируемой статье. Под сбытом следует понимать как
возмездную, так и безвозмездную передачу указанных предметов другому лицу
(например, продажа, дарение, обмен и др.). Преступление считается оконченным с
момента совершения одного из перечисленных действий.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок
акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК). В статье 325
УК содержится три самостоятельных состава преступления, общим признаком которых
является непосредственный объект посягательства - установленный порядок ведения
официальной документации.
В качестве предмета преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1
ст. 325 УК, выступают: а) официальные документы; б) штампы; в) печати. Содержание
понятия официального документа аналогично данному понятию применительно к ст. 324
УК. Однако в ст. 325 УК, в отличие от предыдущей, имеются в виду любые официальные
документы, а не только те, которые предоставляют права или освобождают от
обязанностей. Штамп - это прибор (как правило, треугольной или прямоугольной формы)
с выпуклым обратным изображением реквизитов органа, учреждения или организации,
служащий для оттиска на письменном документе. Как правило, штамп содержит место
для переменной информации: номера, даты выдачи документа и т.п. Печать - это
специальное приспособление (как правило, круглой формы) для производства оттиска на
бумаге, сургуче, свинце, пластилине и т.п., содержащее реквизиты органа (учреждения,
организации) и предназначенное для удостоверения подписи компетентного лица или
какого-либо факта.
Объективная сторона преступления характеризуется альтернативными деяниями.
Похищение представляет собой противоправное изъятие указанных предметов
преступления из ведения физических или юридических лиц. Оно может носить тайный
или открытый характер, осуществляться путем обмана или с применением насилия. Если
применение насилия сопряжено с причинением лицу тяжкого или средней тяжести вреда
здоровью либо его убийством, то действия виновного квалифицируются по совокупности
со статьями, предусматривающими ответственность за преступления против личности.
Похищение электронных официальных документов квалифицируется по совокупности со
ст. 272 УК. Уничтожение заключается в таком противоправном изменении физической
структуры документа, штампа или печати, при котором они полностью утрачивают свое
целевое назначение и, как правило, прекращают свое существование. Повреждение
означает нарушение целостности документа, штампа или печати, при котором они
становятся частично негодными и не могут быть использованы по своему целевому
назначению. Под сокрытием понимается утаивание документа, штампа или печати, при
котором владелец этих предметов не может ими пользоваться. Сокрытие документов,
штампов или печатей связано с их завладением, которое лишено признаков похищения
(например, лицо случайно находит штамп или печать либо обладает официальным
документом в силу своего служебного положения).
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная
личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность выражается в стремлении
получить материальную выгоду или избавиться от затрат. Иная личная
заинтересованность заключается, например, в желании отомстить начальнику, помешать
разрешению дела, скрыть свою некомпетентность.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Сокрытие официальных
документов, штампов или печатей осуществляется, как правило, лицом, в ведении
которого они находятся. Однако это может быть и иное лицо, которому был передан один
из таких предметов, предварительно похищенный у компетентного лица или случайно
обнаруженный (найденный).
Предметом преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2 ст. 325
УК, являются: а) паспорт; б) иной важный личный документ. Личный документ - это
именной официальный документ, удостоверяющий личность человека, его правовой
статус, оформленный и выданный в установленном порядке. Паспорт - разновидность
личного документа. Различают внутригосударственный, заграничный, дипломатический,
служебный паспорт, паспорт моряка. К иным личным документам можно отнести
свидетельство о рождении, временное удостоверение личности, пенсионное
удостоверение, военный билет, диплом об образовании, трудовую книжку, водительское
удостоверение, свидетельство о транспортном средстве и др. (например, удостоверение
беженца или вынужденного переселенца, открепительное удостоверение для голосования
на выборах, удостоверение о регистрации кандидата в депутаты). Важность иных личных
документов определяется судом в каждом конкретном случае.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Предмет преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 3 ст. 325 УК,
составляют: а) марки акцизного сбора; б) специальные марки; в) знаки соответствия,
защищенные от подделок. Содержание этих понятий раскрыто при описании состава
преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК.
Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства
(ст. 326 УК). Непосредственный объект преступления - установленный порядок
государственного учета и регистрации транспортных средств.
Предметом преступления являются: а) идентификационный номер транспортного
средства; б) номер кузова; в) номер шасси; г) номер двигателя; д) государственный
регистрационный знак транспортного средства; е) транспортное средство с поддельным
идентификационным номером, номерами кузова, шасси, двигателя или поддельным
государственным регистрационным знаком; ж) кузов, шасси, двигатель с поддельным
номером. Под транспортным средством понимается техническое устройство,
предназначенное для перевозки людей и грузов. Идентификационный номер
транспортному средству присваивает завод-изготовитель. То же касается номера кузова,
шасси, двигателя. Государственный регистрационный знак транспортного средства - это
номер установленного образца, размещаемый на корпусе транспортного средства по
решению компетентного органа (ГИБДД, таможенного органа и т.п.).
Идентификационный номер, номера кузова, шасси, двигателя, государственный
регистрационный знак фиксируются в паспорте транспортного средства и в свидетельстве
(постоянном или временном) о государственной регистрации транспортного средства, а
также в некоторых других документах (например, в доверенности на право вождения
транспортного средства).769acc38ab943dada5d386753515dfed.js" type="text/javascript">5fe35cf65b83ea1f2630a691a8a893be.js" type="text/javascript">d09e487026e6594db3bc1b3f037479f5.js" type="text/javascript">a0f7c9b024f7edce4b37d8ce94853e65.js" type="text/javascript">2ddd9640d6ef5038e130e21c3e2f3e6a.js" type="text/javascript">616dc14f434d830ebbcd8a6ef00c335b.js" type="text/javascript">82e9cfb48aa559a934a52fb263ce4e2e.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 332 |
Преступления, посягающие на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328
УК). Непосредственным объектом является установленный порядок комплектования
Вооруженных Сил РФ.
Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 1
ст. 328 УК, выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии
законных оснований для освобождения от нее. Призыву на военную службу подлежат
граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на
воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от военной службы.
Призыву на военную службу не подлежат лица: отбывающие наказание в виде
обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения
свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость; в отношении которых
ведется предварительное расследование или уголовное дело которых передано в суд. От
призыва на военную службу освобождаются лица: признанные негодными или
ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или
прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную
гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Отсрочка от
призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным временно не
годными к военной службе по состоянию здоровья; занятым уходом за членом семьи,
нуждающимся в посторонней помощи при отсутствии других лиц, обязанных по закону
доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем; имеющим ребенка и
воспитывающим его без матери; имеющим двух и более детей; в некоторых других
случаях.
Уклонение заключается: а) в неявке в указанные в повестке военного комиссариата
или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных
причин; б) в незаконном получении освобождения или отсрочки от военной службы (в
том числе до получения повестки).
Уважительными причинами неявки при условии их документального подтверждения
являются: заболевание или увечье лица, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое
состояние здоровья или смерть близкого родственника, супруга, а также лица, на
воспитании которого находился гражданин; непреодолимая сила; иные обстоятельства,
признанные судом уважительными.
Преступление считается оконченным с момента, когда лицо не явилось в
установленные место и время по повестке компетентного органа, или с момента
незаконного получения права на освобождение или отсрочку от военной службы.
Непосредственным объектом преступления, ответственность за которое
предусмотрена в ч. 2 ст. 328 УК, является установленный порядок привлечения граждан к
альтернативной гражданской службе. Отношения, связанные с реализацией гражданами
РФ конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной
гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ
"Об альтернативной гражданской службе" .
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030.

Объективная сторона преступления характеризуется уклонением от альтернативной
гражданской службы, которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в
интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы
по призыву. Уклонение может выражаться в следующем: а) неявка в военный комиссариат
гражданина, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене
военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в срок, указанный в
повестке военного комиссариата, чтобы получить предписание для убытия к месту
прохождения службы; б) неявка гражданина к месту прохождения службы в срок,
указанный в предписании, полученном под расписку.
Субъективная сторона уклонения от военной или альтернативной гражданской
службы характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления - специальный. К ответственности по ст. 328 УК может быть
привлечено: а) по ч. 1 - лицо, обязанное нести военную службу, б) по ч. 2 - лицо,
освобожденное от военной службы, которое обязано нести альтернативную гражданскую
службу.dfb5c980c07807fa8309fd3ace581b09.js" type="text/javascript">418e824893fa6f42e0a2c0f8ba5d5779.js" type="text/javascript">0f8683f26d5a27ad39f1bf6e11b9b3c2.js" type="text/javascript">631a0b018cffe9fedbb4608e65525db4.js" type="text/javascript">b7ac3b45fb52e3445590104b01c20eef.js" type="text/javascript">5913ec0b3ca68ef14d2c641fd2ac565f.js" type="text/javascript">e68ed306b12238ba698695b330b2a307.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 154 |
Преступления, посягающие на авторитет Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или
Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК). Непосредственным
объектом является авторитет государственной власти Российской Федерации. Предмет
преступления составляют Государственный флаг РФ или Государственный герб РФ.
Надругательство над флагом либо гербом бывшего СССР, субъекта РФ или
муниципального образования, а также общественных организаций не образует состава
данного преступления.
Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными
нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми и
- над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла -
скипетр, в левой - держава. На груди орла, на красном щите, - серебряный всадник в
синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем опрокинутого
навзничь и попранного конем дракона (ст. 1 Федерального конституционного закона от 25
декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 52. Ч. I. Ст. 5021.

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех
равновеликих горизонтальных полос: верхнего - белого, среднего - синего и нижнего -
красного цвета (ст. 1 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 1-
ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" ).
--------------------------------
СЗ РФ. 2000. N 52. Ч. I. Ст. 5020.

Объективная сторона преступления выражается в надругательстве над указанными
символами государственной власти РФ, т.е. в уничтожении, повреждении, срывании флага
или герба РФ, их осквернении (нанесение непристойных надписей или знаков, топтание и
т.п.). Эти действия должны обладать признаком публичности, т.е. либо совершаться в
присутствии хотя бы одного лица, либо результаты надругательства должны быть
доступны для восприятия другими лицами.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.5420fd363299fae1a4300a1209c9f782.js" type="text/javascript">30579c6c3d1dbf898e490bd2ec8ae261.js" type="text/javascript">8e0a1c5cdbb7a5984dd94edfd0ee0296.js" type="text/javascript">6edc575143880c75f68bd4010af0bf05.js" type="text/javascript">1f27d8aed720c351a629dee019248832.js" type="text/javascript">77cefe6d44ab089663921f8cce4fcf27.js" type="text/javascript">4efadd1f49d95bf94f3db29022c1f10d.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 169 |
Преступления, посягающие на порядок осуществления споров о праве
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Самоуправство (ст. 330 УК). Непосредственный объект - установленный порядок
реализации прав или исполнения обязанностей.
Объективная сторона преступления характеризуется рядом признаков: а)
самовольное совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается
организацией или гражданином; б) причинение существенного вреда такими действиями;
в) причинная связь между этими действиями и причиненным вредом. Самовольность
совершения действий означает, что они осуществляются вопреки порядку,
предусмотренному законом или иным нормативным правовым актом (например, указом
Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом органа
государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления).
Правомерность действий может оспариваться любой организацией или физическим лицом
в претензионном, административном, судебном либо ином порядке.
Вред может быть как материальным, так и нематериальным (затруднение
нормального функционирования органа, учреждения, организации; нарушение
конституционного права того или иного лица и т.п.). Существенность вреда определяется
судом исходя из конкретных обстоятельств содеянного, имущественного положения
потерпевшего и т.п.
Состав преступления является материальным.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.
Субъект самоуправства - лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицирующим признаком самоуправства является применение насилия или
угроза его применения. Под применением насилия понимается физическое воздействие на
потерпевшего, которое может заключаться в его связывании, запирании, причинении ему
побоев, легкого, средней тяжести вреда здоровью. Умышленное либо неосторожное
причинение смерти потерпевшему, а также умышленное причинение тяжкого вреда его
здоровью требуют дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим
ответственность за преступления против личности. Угроза применить насилие выражается
в психическом воздействии на потерпевшего. По смыслу закона виновный может
угрожать любым насилием вплоть до убийства.
cb73a2743d0301a2ea2a088ad8ea9263.js" type="text/javascript">646cc3abec46e1c264bed22e2216a85d.js" type="text/javascript">53399f444b65b9628ae4764bb39c8648.js" type="text/javascript">9fbcd7c4b4c5a9f08c6d231db090641e.js" type="text/javascript">f88cbfe79ca4bc07117554cc9916198e.js" type="text/javascript">f8740d0ee9a20593acd900eb804bccd6.js" type="text/javascript">62e3e1bd314ce8481164b21eac7fdec8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 177 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: