Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Преступления против внешней безопасности Российской Федерации
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Государственная измена (ст. 275 УК). Основным объектом рассматриваемого
преступления является внешняя безопасность РФ, под которой понимается защищенность
интересов государства от внешних угроз.
По смыслу закона государственная измена может быть совершена в трех формах: а)
шпионаж; б) выдача государственной тайны; в) иное оказание помощи иностранному
государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной
деятельности в ущерб внешней безопасности России.
Понятие шпионажа будет рассмотрено при анализе преступления, ответственность за
которое предусмотрена ст. 276 УК.
Под выдачей государственной тайны понимается устное или письменное, а также
сделанное иными средствами и способами (например, передача чертежа, фотографии,
образца, модели) сообщение иностранному государству, иностранной организации или их
представителям сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со ст. 2
Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" государственная
тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб
безопасности РФ.
--------------------------------
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П;
Определение Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 293-О, N 314-О // СЗ РФ.
1997. N 41. С. 8220 - 8235.

В настоящее время Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне,
утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 , в соответствии со ст. 5
Закона РФ "О государственной тайне".
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

Сведения, составляющие государственную тайну, фиксируются на определенных
носителях, к которым относятся материальные объекты, в том числе физические поля.
Фиксация осуществляется в виде символов, образов, сигналов, технических решений и
процессов (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне"). Носители сведений,
составляющих государственную тайну, имеют реквизиты, свидетельствующие о степени
337



секретности этих сведений (гриф секретности). Степень секретности должна
соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ
вследствие распространения этих сведений. Правительство РФ утвердило Правила
отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням
секретности от 4 сентября 1995 г. N 870 , в соответствии с которыми указанные
сведения подразделяются на:
--------------------------------
СЗ РФ. 1995. N 37. С. 3619.

1) сведения особой важности -это сведения в области военной,
внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых
может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей;
2) совершенно секретные сведения - это сведения в перечисленных областях,
распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или
отраслям экономики РФ;
3) секретные сведения - это сведения, распространение которых может нанести
ущерб интересам предприятий, учреждений или организаций в тех же областях.
Преступление, заключающееся в выдаче сведений, составляющих государственную
тайну, считается оконченным с момента ее фактического сообщения представителям
иностранного государства, иностранной организации.
Иное оказание помощи предполагает совершение различных действий (например,
вербовка агентуры для иностранной разведки, предоставление убежища агенту
зарубежной разведывательной службы), которые не охватываются предыдущими
формами государственной измены и направлены на содействие иностранному
государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной
деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Преступление, образующее данную
форму государственной измены, считается оконченным с момента совершения любого
действия по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или
их представителям в проведении указанной деятельности.
Следует иметь в виду, что государственная измена осуществляется в пользу
иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Иностранная
организация может быть как государственной, так и негосударственной. Представителями
иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица
(глава государства или правительства, члены правительственных делегаций, члены
организаций, имеющие право официально представлять эти организации, и т.п.).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком
является цель - причинение ущерба внешней безопасности РФ. Мотивы государственной
измены на квалификацию не влияют.
Субъект преступления, за исключением такой формы, как выдача, - общий. Субъект
выдачи - специальный; это гражданин РФ, обладающий сведениями, составляющими
государственную тайну, в связи с его служебной деятельностью или по работе, а также
получивший эти сведения при других обстоятельствах (например, лицо случайно находит
документы, содержащие государственную тайну).
В соответствии с примечанием к анализируемой статье лицо, совершившее
преступления, ответственность за которые установлена в ст. ст. 275, 276, 278 УК,
освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным
сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению
дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного состава
преступления.0ce7ee0dbcdb78f9209ae187bcf5860e.js" type="text/javascript">c85343b9516129cb1047e05311756807.js" type="text/javascript">3b9759068259c109b97b3c02c9a91125.js" type="text/javascript">b71a80bb28b6d73110b2118adbca0706.js" type="text/javascript">eb21f94841ab81c274fdc437f2a4de4f.js" type="text/javascript">4eb498f7da739786a1d1ba5aa069e623.js" type="text/javascript">74d0446bc35e36a78edd36ab642b1421.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 242 |
Преступления, посягающие на основы политической системы Российской Федерации
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Применительно к рассматриваемой группе преступлений основы политической
системы понимаются как легитимность государственной власти, т.е. конституционная
основа ее функционирования, а также беспрепятственное осуществление своих
политических функций государственными и общественными деятелями. К этой группе
преступлений относятся деяния, предусмотренные ст. ст. 277 - 279 УК.
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК).
Непосредственными объектами этого преступления являются не только основы
политической системы Российской Федерации, но и жизнь государственного или
общественного деятеля (дополнительный объект).
Потерпевшим при совершении рассматриваемого преступления может быть только
государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся
руководители и иные должностные лица высших органов законодательной,
исполнительной, судебной власти, а также прокуратуры как на федеральном уровне, так и
на уровне субъектов Российской Федерации (Президент РФ, депутаты Государственной
Думы и члены Совета Федерации, члены Правительства РФ, руководители федеральных
ведомств и служб, лица, занимающие аналогичные должности в органах власти субъектов
РФ, прокуроры, федеральные судьи и т.д.). Под общественными деятелями понимаются
руководители и активные функционеры политических партий, общественных движений,
фондов, профессиональных и иных союзов на федеральном или региональном уровнях.
Объективная сторона преступления характеризуется в законе как посягательство на
жизнь государственного или общественного деятеля. Это понятие применительно к
посягательству на жизнь работника милиции или народного дружинника (ст. 191.2 УК
1960 г.) было разъяснено Пленумом Верховного Суда СССР в Постановлении от 22
сентября 1989 г.: "Под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или
покушение на убийство..." . Такое же толкование понятию посягательства на жизнь
дал Пленум Верховного Суда РСФСР в Постановлении от 24 сентября 1991 г. (в редакции
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.).
--------------------------------
См.: Судебная практика по уголовным делам. М., 2005. С. 101.

Состав этого преступления является формальным; посягательство на жизнь
государственного или общественного деятеля признается оконченным с момента
совершения общественно опасных действий, направленных на лишение потерпевшего
жизни, причем фактическое причинение ему смерти охватывается составом
рассматриваемого преступления и не меняет юридической сущности деяния.
Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым
умыслом: лицо осознает, что посягает на жизнь не частного лица, а именно
государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или
общественной деятельностью, предвидит неизбежность или возможность наступления
смерти потерпевшего и желает ее наступления. При этом виновный либо преследует
специальную цель (прекратить государственную или иную политическую деятельность
потерпевшего), либо руководствуется специальным мотивом (отомстить потерпевшему за
указанную деятельность).
Цель прекращения государственной или иной политической деятельности
потерпевшего означает стремление физически устранить политического противника либо
реального конкурента в борьбе за высшие посты в органах государственной власти, в
иных государственных органах и учреждениях, а также в руководящих органах
политических партий, общественных движений и объединений.
Мотив мести за государственную или иную политическую деятельность
потерпевшего состоит в стремлении выразить недовольство этой деятельностью путем
физического уничтожения государственного или общественного деятеля. В частности,
месть за указанную деятельность может проявиться в стремлении отомстить за проигрыш
виновного (или поддерживаемых им сил) в политической борьбе, за разоблачения,
сделанные потерпевшим в ходе политической борьбы или во исполнение служебного или
общественного долга, и т.д.
Именно такие цели и мотивы придают рассматриваемому преступлению
целенаправленный характер, что исключает возможность его совершения с косвенным
умыслом. Если убийство государственного или общественного деятеля совершено с иной
целью или по иным мотивам, нежели указанные в диспозиции ст. 277 УК, деяние
квалифицируется по ст. 105 УК.
Субъект данного преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если это деяние
совершено лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. "б" ч. 2 ст.
105 УК.
Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК).
Непосредственным объектом преступления являются основы политической системы
Российской Федерации в части легитимности, конституционного порядка установления и
функционирования государственной власти и ее органов. Дополнительным объектом
выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство лиц,
пострадавших от насильственных действий.
Объективная сторона преступления может выражаться в действиях, направленных
на: насильственный захват власти; насильственное удержание власти в нарушение
Конституции РФ; насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации.
Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку
неконституционного способа прихода конкретных лиц, политических партий, движений и
иных политических сил к власти в Российской Федерации или ее субъектах без изменения
конституционного строя в стране. Насилие как неконституционный способ захвата власти
или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании,
насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда
здоровью лиц, представляющих органы власти, сформированные в соответствии с
Конституцией и законами России.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, - это отказ уступить
власть вопреки результатам выборов, референдума или иному основанному на
Конституции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям
политических сил, к которым в соответствии с Конституцией РФ должна перейти
государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по
своему содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке ее
захватить.
Самой опасной разновидностью анализируемого преступления являются действия,
направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской
Федерации. Они заключаются в насильственных действиях, преследующих цель изменить
общественный строй, политическую систему, государственное устройство либо основные
политические институты РФ и сформировать новую систему органов власти.
Крайней формой насилия является применение оружия. Если оно приобретает форму
вооруженного мятежа с целью насильственного изменения конституционного строя РФ,
то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа (ст. 279 УК) и не
требует дополнительной квалификации по ст. 278 УК, поскольку названная цель
предусмотрена и в ст. 278, и в ст. 279 УК. Если же мятеж преследует цель захвата власти
(без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за
рамки ст. 279 УК, и одновременно - цель нарушения территориальной целостности
Российской Федерации, которая не охватывается составом преступления, описанного в ст.
278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности ст. ст. 278 и 279 УК.
Состав преступления является формальным. Оно признается оконченным с момента
совершения действий, направленных на насильственный захват или удержание власти
либо насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации
независимо от того, удалось ли виновным осуществить преступные планы (захватить или
удержать власть, изменить конституционный строй РФ).
Если в процессе применения насилия причиняется смерть человеку, она не
охватывается составом данного преступления и требует дополнительной квалификации по
ст. ст. 277, 317 или ст. 105 УК.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и
специальной целью. Виновный осознает насильственный характер своих действий и их
противоречие Конституции РФ и желает их совершить. При этом он преследует цель
неконституционного захвата власти, неконституционного удержания власти или
изменения конституционного строя Российской Федерации насильственным путем.
Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. При насильственном
удержании власти субъект специальный: представитель органов власти, сформированных
в соответствии с Конституцией РФ, но обязанных в соответствии с нею же передать
государственную власть политическим силам, которые пришли к ней конституционным
путем.
Вооруженный мятеж (ст. 279 УК). Непосредственный объект преступления - основы
политической системы РФ в части незыблемости основ конституционного строя и
территориальной целостности России.
Объективная сторона преступления характеризуется как организация вооруженного
мятежа либо активное участие в нем.
Мятеж определяется как "стихийное восстание, вооруженное выступление против
власти" , как "возмущенье, смятенье, восстанье, народное волненье, крамола, бунт,
заговор на деле, общее непослушанье" . Но в смысле ст. 279 УК мятеж понимается не
как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное вооруженное
выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной
целостности Российской Федерации.
--------------------------------
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 325.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1981. Т. 2. С.
374.eca2253c8d04ebf5068cf18e7b219802.js" type="text/javascript">991f0b4b220d5f068bfb26433b7c18af.js" type="text/javascript">411683c0f13488a55399e1f59ef07426.js" type="text/javascript">0ed9d716442a4fa9c3622aea2d69d676.js" type="text/javascript">83b454c8e8ed730ca045a25ab6c11f39.js" type="text/javascript">6dcc83cb37b8deb6e576542b00e04aab.js" type="text/javascript">95ccee7b034d295c16583b018e1a8c80.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 200 |
Посягательства на экономическую безопасность и обороноспособность Российской Федерации
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Диверсия (ст. 281 УК). Непосредственным объектом диверсии являются
экономическая безопасность и обороноспособность Российской Федерации.
Безопасность определена в ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О
безопасности" как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности,
общества и государства от внутренних и внешних угроз" . Из этого следует, что под
экономической безопасностью понимается состояние защищенности важнейших
экономических интересов Российской Федерации, слаженная и бесперебойная работа
отдельных звеньев единого народнохозяйственного комплекса.
--------------------------------
ВВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.

Обороноспособность Российской Федерации означает состояние ее защищенности от
возможного нападения внешнего агрессора и включает такие элементы, как
экономический и военный потенциал России, боевая подготовка и профессионализм
личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационная готовность гражданского
населения и т.п.
Объективная сторона диверсии характеризуется совершением взрыва, поджога или
иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений,
путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения.
Опасность диверсии определяется, во-первых, важностью народнохозяйственных
объектов, подвергающихся диверсионным актам, а во-вторых, общеопасными способами
совершения деяния.
Это преступление обычно совершается в отношении экономически важных и в
диверсионном смысле уязвимых энергетических узлов, предприятий оборонной
промышленности и военных объектов, предприятий и средств железнодорожного,
водного, воздушного и трубопроводного транспорта, средств связи и сигнализации,
объектов обеспечения жизнедеятельности населения (электростанций, источников
водоснабжения и т.п.).
Способы диверсии - это не только взрывы и поджоги, прямо выделенные
законодателем, но и иные действия, которые также являются общеопасными и тоже
направлены на разрушение или повреждение объектов, перечисленных в диспозиции ст.
281 УК. К иным действиям относятся, например, устройство аварий и катастроф, обвалов,
затоплений, радиоактивных и иных подобных заражений или загрязнений.
Обязательным признаком диверсионных действий является их направленность на
разрушение или повреждение перечисленных в законе народнохозяйственных объектов.
Разрушение означает их физическое уничтожение, утрату народнохозяйственного
значения, невозможность или экономическую нецелесообразность восстановления. Под
повреждением понимается причинение такого вреда объектам диверсионной
деятельности, который значительно снижает их народнохозяйственную значимость и
экономическую ценность, но может быть устранен путем ремонта или восстановления.
Состав диверсии - формальный; преступление является оконченным с момента
совершения общеопасных действий, направленных на разрушение или повреждение
названных в законе объектов, даже если они фактически не были ни разрушены, ни
повреждены.
Гибель людей в результате диверсионного акта не охватывается составом диверсии и
образует совокупность этого преступления с убийством при отягчающих обстоятельствах
(п. "е", а возможно, и другие пункты ч. 2 ст. 105 УК).
С субъективной стороны диверсия характеризуется прямым умыслом: лицо осознает
фактическое содержание совершаемых действий и их направленность на разрушение или
повреждение объекта диверсионных действий и желает совершить эти действия.
Обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель - подрыв
экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Субъект диверсии - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если диверсионный акт
совершается гражданином РФ по заданию иностранных спецслужб, деяние должно
дополнительно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания
иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб
внешней безопасности Российской Федерации.
В УК предусмотрен не только основной, но и квалифицированный состав диверсии -
ее совершение организованной группой (ч. 2 ст. 281 УК). Содержание этого
квалифицирующего признака определено в ч. 3 ст. 35 УК.
59cbc41ecccf72428633c3db11d3ab4c.js" type="text/javascript">fd1de457faaf0bd692510f5b84c52a6a.js" type="text/javascript">170786ce146de30fb755301ed9339436.js" type="text/javascript">83595ebc29a33ee9aedddba288b7212e.js" type="text/javascript">57c00456d543a33863ce2e187dc9132d.js" type="text/javascript">eb0f64e30d5296473ecd7f43693b7f89.js" type="text/javascript">72e9076d7c205b1b9859f223ec65e6e8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 150 |
Посягательства на общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК).
Непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие
недопущение экстремистской деятельности.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в публичных
призывах к осуществлению экстремистской деятельности (экстремизма), под которой в
соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О
противодействии экстремистской деятельности" понимаются:
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по
признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости
от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности
или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на
участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием или с
угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов
местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных или религиозных
объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его
применения;
совершение преступления по мотивам, указанным в п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики
либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до
степени смешения;
публичные призывы к указанным деяниям либо массовое распространение заведомо
экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового
распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную
должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период
исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в этой статье и
являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их
осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации,
подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной,
полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или
оказания информационных услуг.
Важнейшим признаком уголовно наказуемых призывов является их публичность.
Она означает, что призывы обращены к широкому кругу людей (к массам, толпе и т.д.),
поскольку преследуют цель вовлечения масс в экстремистскую деятельность. Именно
отсутствием своей персональной направленности к конкретным адресатам данное
преступление отличается, например, от подстрекательства к насильственному захвату
власти или насильственному удержанию власти. Склонение же конкретных лиц к
совершению действий, предусмотренных ст. 278 УК, надлежит квалифицировать как
подстрекательство к этому преступлению. По форме призывы могут быть устными (на
собраниях, митингах, демонстрациях), письменными (листовки, плакаты,
изобразительные средства) и проч. Смысл публичных призывов должен быть очевидным,
понятным для адресата (вовлечение в деятельность экстремистского характера или в
экстремистские действия).
Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента
публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в
экстремистскую деятельность.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: лицо
осознает, что публично призывает неопределенно широкий круг лиц к осуществлению
экстремистской деятельности, и желает совершать такие призывы. От подстрекательства к
массовым беспорядкам рассматриваемое преступление отличается, в частности, наличием
мотивов политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной
ненависти или вражды либо мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо
социальной группы.
Субъектом может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК) характеризуется публичными
призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершаемыми с
использованием средств массовой информации (печати, радио, телевидения и др.).
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
(ст. 282 УК). Конституция РФ (ст. 19) гарантирует равенство прав человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и
должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В
соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ в нашей стране не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную
ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства. Уголовно-правовой гарантией реализации
этого запрета служит ст. 282 УК, установившая ответственность за возбуждение
ненависти или вражды, а также за унижение человеческого достоинства по любым
расовым, демографическим, социальным или религиозным признакам.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются
конституционные принципы равенства прав и свобод человека и гражданина, а также
недопущения пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть и вражду.
Объективная сторона характеризуется действиями, направленными на возбуждение
ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по
признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо
принадлежности к какой-либо социальной группе, если эти деяния совершены публично
или с использованием средств массовой информации.
Таким образом, объективную сторону этого преступления могут образовать два вида
действий.
Во-первых, оно может выразиться в совершении любых действий, направленных на
возбуждение ненависти или вражды по любому из признаков, перечисленных в
диспозиции ч. 1 ст. 282 УК, вопреки прямому запрету, содержащемуся в ст. 29
Конституции РФ. Речь идет о таких действиях, в результате которых может возникнуть
стойкое отношение острой неприязни либо длительное состояние враждебности между
значительными группами людей в зависимости от их расовой, национальной, социальной
принадлежности или отношения к религии, а также в зависимости от других
демографических или социальных признаков (дискриминация, третирование, депортация,
применение насилия, разрушение культовых зданий или надругательство над ними,
воспрепятствование проведению национальных или религиозных обрядов и т.п., а равно
призывы к совершению перечисленных и подобных действий).
Во-вторых, объективная сторона преступления может заключаться в действиях,
направленных на унижение достоинства человека или группы лиц по перечисленным
выше признакам (различные формы третирования людей по национальному признаку,
издевательство над историей, культурой, обычаями и традициями какой-либо нации и
т.п.). В таком случае направленность действий на унижение достоинства небольшой
группы или даже отдельных представителей определенных расы, нации, языка, религии и
т.д. определяется именно их принадлежностью к данной общности. При совершении
преступления в этой форме определяющую роль играет не личность потерпевшего и его
персональные качества, а принадлежности к той или иной этнической, социальной или
религиозной общности, ненависть или враждебное отношение к которой пропагандирует
виновный.
Общим и обязательным признаком обоих видов действий является то, что они
совершаются либо публично (в присутствии значительного количества людей), либо с
использованием средств массовой информации.
Состав - формальный; преступление признается оконченным с момента совершения
действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды либо на унижение
достоинства человека или группы лиц, даже если между группами людей, принадлежащих
к различным нациям, расам, социальным группам либо исповедующих разные религии,
ненависть или вражда фактически не возникли.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: субъект осознает
провокационный характер совершаемых действий и их направленность на возбуждение
ненависти или вражды либо на унижение достоинства человека или группы лиц по
перечисленным в законе признакам и желает совершить эти действия. Мотивы
(политические, враждебное отношение или неприязнь к определенным нациям, расам,
религиозным либо социальным группам и т.д.) и цели имеют факультативное значение.
Субъект преступлений - любое лицо, достигшее возраста 16 лет, за исключением
преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 282 УК, субъект которого специальный -
лицо, использующее свое служебное положение.
Квалифицированный состав анализируемого преступления характеризуется его
совершением:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой.
Под применением насилия применительно к п. "а" ч. 2 ст. 282 УК понимается
умышленное причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью хотя бы одного
лица, причинение по неосторожности любой тяжести вреда здоровью, а также любые
иные насильственные действия, не связанные с причинением вреда здоровью, если они не
содержат состава более тяжкого преступления (например, истязания по мотиву
национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды - п. "з" ч. 2 ст. 117 УК;
похищение человека - ст. 126 УК).
Угроза применения насилия охватывает угрозу причинения любого физического
вреда вплоть до угрозы убийством.
Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства
лицом, использующим при этом свое служебное положение, полностью охватывается п.
"б" ч. 2 ст. 282 УК и не нуждается в дополнительной квалификации. Вряд ли можно
согласиться с мнением, будто действия лица, возбуждающего национальную, расовую или
религиозную вражду с использованием своего служебного положения и при этом
нарушающего равноправие граждан по указанным признакам, должны дополнительно
квалифицироваться по ст. 136 УК . Статьи 136 и 282 УК находятся в отношении
конкуренции общей и специальной норм, поэтому преступление следует квалифицировать
по специальной норме, т.е. по п. "б" ч. 2 ст. 282 УК.
--------------------------------
См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В.
Наумова. М., 1996. С. 679, 680.ee49c28853db27ee258cf3aa8b14812e.js" type="text/javascript">b2f9206229cc3de52287d69c199cc97b.js" type="text/javascript">15fea4e5af020f4024d851afeed562fe.js" type="text/javascript">97a068bd5041cfd8bea1407eefee0536.js" type="text/javascript">3f59e48703631c2251121486fb084878.js" type="text/javascript">7b81bb7d51f8b7276069a95b7dcc2051.js" type="text/javascript">7eb8f7c0b573057a438f7e0a5cb9da55.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 183 |
Преступления, посягающие на сохранность государственной тайны
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК). Непосредственный объект
преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к
государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах
обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентированные Законом РФ "О
государственной тайне".
Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную
тайну. Это понятие было раскрыто при анализе состава государственной измены (§ 2
настоящей главы) и полностью применимо для характеристики предмета
рассматриваемого преступления. Если те или иные данные по формальному признаку
(включение в специальный перечень) отнесены к сведениям, составляющим
государственную тайну, то их содержание не влияет на квалификацию преступления.
Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих
государственную тайну, если такие сведения стали достоянием других лиц. Приведенная
формулировка содержит явную тавтологию, поскольку разглашение сведений как раз и
означает противоправное предание их огласке, т.е. они тем самым становятся достоянием
посторонних лиц.
Объективно разглашение состоит в предании огласке сведений, составляющих
государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление,
предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов,
образцов изделий, действующих моделей и т.д.), в результате чего эти сведения
становятся достоянием лиц, не имеющих к ним доступа. Тем не менее законодатель в
качестве условия наступления уголовной ответственности включает оговорку: "если эти
сведения стали достоянием других лиц". Тем самым состав преступления сконструирован
как материальный: ознакомление других лиц со сведениями, составляющими
государственную тайну, выступает в роли общественно опасного последствия. Именно с
момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, оказались реально
разглашенными, т.е. стали достоянием других лиц, и возникла опасность их
использования в ущерб безопасности и другим важным интересам России, преступление
считается оконченным .
--------------------------------
В теории уголовного права имеется и иная позиция, в соответствии с которой
анализируемый состав преступления сконструирован как формальный: преступление
окончено с момента совершения действия (предания огласке сведений), и факт
ознакомления со сведениями посторонних лиц не превращает состав в материальный.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по
ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены,
описанные в ст. 275 УК, т.е. если нет признаков выдачи государственной тайны.
Вопрос о субъективной стороне разглашения государственной тайны является
дискуссионным. По мнению некоторых специалистов, это преступление характеризуется
только умышленной формой вины , но другие ученые полагают, что оно может
совершаться как умышленно, так и по неосторожности . Примечательно, что точка
зрения о сугубо умышленном характере рассматриваемого преступления преобладала
лишь в тот короткий промежуток времени, когда действовала первоначальная редакция ч.
2 ст. 24 УК, согласно которой деяние, совершенное по неосторожности, признавалось
преступлением лишь в случаях, прямо предусмотренных той или иной нормой Особенной
части УК. До принятия же действующего Кодекса в науке уголовного права и на практике
господствовало мнение, что разглашение государственной тайны возможно с любой
формой вины . После изменения редакции ч. 2 ст. 24 УК в законе и в судебной
практике восстановлена концепция преступлений с альтернативной формой вины: если в
законе прямо не указана форма вины, то подразумевается возможность как умышленного,
так и неосторожного совершения преступления, за исключением случаев, когда
умышленная форма вины определена способом описания преступного деяния: с
очевидностью вытекает из характера преступления (клевета, изнасилование, шпионаж и
т.п.), из обозначенных в законе цели или мотива деяния, из указания на заведомую
незаконность действий, из указания на злостный характер действий и т.д. Это позволяет
заключить, что разглашение государственной тайны может быть совершено не только
умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих
государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в
присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям). Поэтому следует
воспринимать как недоразумение ссылку в современной специальной литературе на то,
что "по неосторожности совершаются преступления, если об этом прямо указано в
диспозиции конкретной нормы" (ст. 24 УК) .
--------------------------------
См.: Комментарий к УК РФ / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 681;
Уголовный кодекс РФ. Постатейный комментарий / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М.
Миньковского. С. 603; Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н.
Кудрявцева и А.В. Наумова. С. 368.
См.: Комментарий к УК РФ / Отв. ред. В.И. Радченко. С. 504; Уголовное право.
Особенная часть / Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой и Г.П. Новоселова. С. 573.
См.: Ермакова Л.Д. Иные государственные преступления. М., 1987. С. 60 - 63;
Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин М.П. Ответственность за государственные
преступления. М., 1988. С. 128, 129.
Дьяков С.В. Государственные преступления (против основ конституционного
строя и безопасности государства) и государственная преступность. М., 1999. С. 36.

Итак, конструкция состава разглашения государственной тайны как материального,
его традиционная оценка в теории уголовного права и на практике, а также закрепление в
законе концепции преступлений с альтернативной формой вины позволяют сделать
вывод, что субъективная сторона этого преступления может характеризоваться как
умышленной, так и неосторожной формами вины.
При наличии умысла преступление может совершаться с различными мотивами:
стремление показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в
социальном плане и т.п., что не влияет на квалификацию деяния.
Субъект преступления - специальный. Им может быть только лицо, которому
государственная тайна была доверена либо стала известна по службе или работе.
Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу
занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах
государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти
сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник,
которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который
ознакомился с нею при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка,
копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного
прибора, и т.п.).
Ответственность наступает по достижении лицом возраста 16 лет.
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по
неосторожности тяжких последствий. Это оценочный признак, он устанавливается судом
с учетом всех обстоятельств дела. К тяжким относятся такие последствия, как
поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке,
срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб
внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК). Утрата
документов, содержащих государственную тайну, означает их выход из владения лица,
имеющего допуск к государственной тайне, вследствие нарушения установленных правил
обращения с ними, в результате чего они стали или могли стать достоянием посторонних
лиц.bf2ae77e23e949ebcb7ddb6ea5324af3.js" type="text/javascript">81cf976123fef65d0c10d1ae93f245ba.js" type="text/javascript">672c841880f9db2f0642a0fc9bf58820.js" type="text/javascript">2bea279f6b34fba774866392ad898d73.js" type="text/javascript">6c576db7555f00e2edf0a5b385fd3186.js" type="text/javascript">1d92c8545641d2964c895b25b4549812.js" type="text/javascript">5870990d172a7c1e209104053f10f27b.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 190 |
Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и
службы в органах местного самоуправления, традиционно именуемые должностными
преступлениями, представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции .
Будучи многогранным, социально сложным и во многом объективно обусловленным
явлением, коррупция с точки зрения правового регулирования требует комплексного
подхода, в рамках которого меры уголовного права должны занимать ведущую, но не
единственную роль. Опасность коррупционных проявлений весьма емко, хотя и несколько
эмоционально описана в преамбуле европейской Конвенции об уголовной
ответственности за коррупцию , где отмечается, что коррупция угрожает верховенству
закона, демократии и правам человека, подрывает основы надлежащего государственного
управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к
искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает
стабильности демократических институтов и моральным устоям общества . Наша
страна по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире: по некоторым
оценкам, в этом отношении Россия стоит в одном ряду с такими государствами, как
Колумбия, Нигерия и Боливия .
--------------------------------
В строгом смысле, не все помещенные в гл. 30 УК преступления являются
должностными, так как дача взятки (ст. 291 УК) совершается любым лицом;
преступление, предусмотренное ст. 288 УК, - публичным служащим, не являющимся
должностным лицом, а предусмотренное ст. 292 УК - любым публичным служащим.
Подписана Россией 27 января 1999 г. Ратифицирована в соответствии с
Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 125-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3424.
РЮ. 2003. N 1. С. 44.
См.: Борьба с коррупцией - осознанная необходимость или политический
лозунг? // РЮ. 1999. N 5. С. 63.

Нормы гл. 30 УК посвящены установлению преступности и наказуемости деяний,
которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти и ее
органов. Эти нарушения совершаются "изнутри", т.е. самими субъектами властных
полномочий, поэтому они обладают повышенной общественной опасностью.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и
службы в органах местного самоуправления (должностные преступления) - это
предусмотренные гл. 30 УК общественно опасные деяния, совершаемые вопреки
интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного
положения либо связанные с неисполнением им своих служебных обязанностей и
причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного
вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.
Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных
отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность
властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного
самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных
корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных
воинских формированиях РФ.
В названии гл. 30 УК говорится о направленности этих преступлений против
государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного
самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О
системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба -
это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения
полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти,
субъектов РФ, государственных органов субъектов РФ, а также лиц, замещающих
государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.
Выделяются следующие виды государственной службы: государственная гражданская
служба, военная служба и правоохранительная служба. Муниципальная служба - это
профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе
на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового
договора (контракта) . Служба в органах местного самоуправления - более широкое
понятие, нежели муниципальная служба, поскольку она включает деятельность выборных
должностных лиц местного самоуправления и членов выборных органов местного
самоуправления (лиц, замещающих муниципальные должности). И государственная
служба, и служба в органах местного самоуправления являются самостоятельными, но
близкими по своей юридической природе видами публичной службы . Посягательство
на интересы публичной службы означает нарушение законности в деятельности ее
институтов, т.е. государственных органов, органов местного самоуправления, органов
управления в войсках и воинских формированиях, а также отдельных муниципальных или
государственных служащих. Указание на направленность должностных преступлений
против государственной власти следует понимать следующим образом: некоторые
должностные лица не являются государственными или муниципальными служащими,
следовательно, совершая соответствующее преступление, не посягают на интересы
службы, но посягают на законную деятельность властного публичного аппарата в целом.
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
См.: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в
Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 10. Ст. 1152.
См., например, ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в
Российской Федерации", которая предусматривает взаимосвязь этих видов службы,
единую систему ограничений и обязанностей, налагаемых на соответствующих
служащих.

Непосредственными объектами рассматриваемых преступлений являются
общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных
составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата . В
преступлениях, предусмотренных ст. ст. 285, 285.1, 285.2 и 292 УК, это общественные
отношения по поводу обязанности должностных лиц и иных публичных служащих
осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы; в
преступлениях, предусмотренных ст. ст. 286, 288, 293 УК, - по поводу обязанности
должностных лиц и иных публичных служащих осуществлять свою профессиональную
деятельность компетентно и строго на основе закона; в преступлениях, предусмотренных
ст. ст. 289 - 291 УК, - общественные отношения, обеспечивающие реализацию принципа
бюджетного финансирования служебной деятельности публичных служащих и
должностных лиц; наконец, в преступлении, предусмотренном ст. 287 УК, нарушаются
общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа
разделения властей.
--------------------------------
Вопрос о непосредственном объекте должностных преступлений вызывает в
теории уголовного права дискуссии. Подробно об этом см.: Здравомыслов Б.В.
Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975. С. 11 - 13; Лысов М.Д.
Ответственность должностных лиц по советскому уголовному праву. Казань, 1972. С. 71 -
81; Сахаров А.Б. Ответственность за должностные преступления по советскому
уголовному праву. М., 1956. С. 35 - 38; Светлов А.Я. Ответственность за должностные
преступления. Киев, 1978. С. 34, 35; Утевский Б.С. Общее учение о должностных
преступлениях. М., 1948. С. 300; и др.

Преступления, предусмотренные ст. ст. 285.1, 285.2, 290 - 292 УК, в качестве
обязательного признака имеют предмет - бюджетные средства, средства государственных
внебюджетных фондов, взятка, официальный документ. Предмет преступления -
информация (документы, материалы) - может быть обязательным признаком отдельных
разновидностей отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или
Счетной палате РФ (ст. 287 УК).
С объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются
действиями, другие - как действиями, так и бездействием. Только в форме действий могут
совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое
расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК),
превышение должностных полномочий (ст. 286 УК), присвоение полномочий
должностного лица (ст. 288 УК), незаконное участие в предпринимательской
деятельности (ст. 289 УК), получение взятки (ст. 290 УК), дача взятки (ст. 291 УК) и
служебный подлог (ст. 292 УК). Такие преступления, как злоупотребление должностными
полномочиями (ст. 285 УК), отказ в предоставлении информации Федеральному
Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК) и халатность (ст. 293 УК), могут быть
совершены и бездействием.
Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны
должностного преступления, необходимо отметить, что оно:
1) связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью
лица и в этом смысле совершается альтернативно: а) с использованием служебных
полномочий, либо б) благодаря занимаемому служебному положению, либо в) как
неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей по службе;
2) совершается вопреки интересам службы.
Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанного в законе
деяния обусловлена компетенцией виновного или значимостью и авторитетом
занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный
использует фактически имеющиеся у него - в силу занимаемого служебного положения -
возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны должностного
преступления может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее,
быть с ней связанным. Если же речь идет о бездействии, то обязанность действовать
определенным образом (не выполненная виновным) непосредственно предусмотрена в
том или ином акте, содержащем функциональные обязанности виновного (закон, приказ,
положение). В этой связи Пленум Верховного Суда СССР в п. 8 Постановления от 30
марта 1990 г. N 4 "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или
служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и
должностном подлоге" указал, что по этим делам необходимо устанавливать круг и
характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты,
их регламентирующие .
--------------------------------
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
(Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 309.

Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное
положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними (во зло). Его деяние
противоречит как конкретным целям и задачам занимаемой должности или
осуществляемой им публичной деятельности, так и целям и задачам всего публичного
аппарата в целом. Иными словами, специальные возможности, предоставленные
виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые
этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная
угроза причинения вреда.
Основные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 285.1, 285.2, 287, 289 - 292
УК, сконструированы по типу формальных, поэтому они являются оконченными в момент
совершения указанных в законе деяний, вне зависимости от фактического наступления
последствий. Составы остальных должностных преступлений - материальные, т.е. они
предусматривают в качестве обязательного признака общественно опасные последствия в
виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов личности,
общества или государства. Основной состав халатности (ст. 293 УК) требует причинения
крупного ущерба. Соответственно, обязательным признаком этих преступлений является
причинная связь между нарушением (неисполнением) лицом своих обязанностей и
наступившими вредными последствиями.
С субъективной стороны все должностные преступления, кроме халатности,
характеризуются умышленной формой вины. Преступления, предусмотренные ст. ст. 285,
292 УК, в качестве обязательного признака альтернативно предусматривают мотив
совершения преступления - корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстный
мотив также характерен и для преступлений, предусмотренных ст. ст. 289, 290 УК, однако
прямо в диспозициях этих статей не назван.
В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной
власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
подразделяются на следующие виды: 1) преступления, совершаемые любыми лицами,
отвечающими признакам общего субъекта, - ст. 291 УК; 2) преступления, совершаемые
государственными служащими или служащими органов местного самоуправления
(публичными служащими), которые не являются должностными лицами, - ст. 288 УК; 3)
преступления, совершаемые должностными лицами, - ст. ст. 285 - 287, 289, 290, 293 УК; 4)
преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими,
которые не являются должностными лицами, - ст. 292 УК.
Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности
государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств
федерального бюджета или средств соответствующего бюджета субъекта РФ.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке,
определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за
денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Отечественное право не содержит единого понятия должностного лица. Поэтому
лица, признаваемые должностными в соответствии, например, с хозяйственным
законодательством, могут не отвечать требованиям, предъявляемым к этой категории лиц
уголовным законом. Уголовно-правовое понятие должностного лица дается в примечании
1 к ст. 285 УК, из которого следует, что должностными лицами признаются три категории
граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие
организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах
местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях,
государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в
тех же органах, учреждениях и формированиях.
А. Представители власти. Легальное определение этой категории должностных лиц
дается в примечании к ст. 318 УК, в силу которого представителем власти признается
должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное
должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Главным признаком представителя власти является наличие у него распорядительных
полномочий в отношении не подчиненных ему по службе лиц. Распорядительные
полномочия - это возможность предъявлять обязательные для исполнения требования,
налагать меры юридической ответственности или издавать нормативные акты,
содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их
нарушения. Адресатом этих полномочий являются любые лица, не подчиненные
представителю власти по службе (представитель власти может вообще не иметь
подчиненных). Примерный перечень представителей власти приведен в п. 2
Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной
практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (например, депутаты
Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти
субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ,
судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими
полномочиями работники прокуратуры).
--------------------------------
БВС РФ. 2000. N 4.ad95e1a2729529757a03c7688eb84d24.js" type="text/javascript">b862ffecb895629eb8e9fbd3dfcd2d19.js" type="text/javascript">0b0f09e3e2a66b55211dac2779096fbc.js" type="text/javascript">a05d4ea3e2ff0ffd71df06a042717fa1.js" type="text/javascript">9df77ac8c4732eb89efbaca4ab1cfacf.js" type="text/javascript">8ed6ea8b31098f9082796ccd753ebe59.js" type="text/javascript">d6f1d752a48fece4cb3100d8c0c88f10.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 299 |
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных
признаков: 1) использование должностных полномочий вопреки интересам службы; 2)
существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или государства; 3) причинная связь между
деянием и последствиями.
Деяние как признак объективной стороны должностного злоупотребления может
быть выражено в форме действия или бездействия. В обоих случаях оно представляет
собой совершение (несовершение) должностным лицом действий, которые формально
являются правомерными, входят в его служебную компетенцию, связаны с
осуществлением им тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в
силу занимаемой им должности. Таким образом, в ст. 285 УК речь идет об использовании
должностным лицом своего служебного положения в узком смысле. Использование же
служебного положения в широком смысле, т.е. связей по службе, авторитета и значимости
занимаемой должности, не является признаком рассматриваемого преступления .
--------------------------------
Такое решение законодателя представляется по меньшей мере спорным.
Служебное положение в широком смысле, т.е. авторитет занимаемой должности, связи по
службе, различные льготы и привилегии, вытекающие из служебного статуса
должностного лица, но непосредственно не входящие в перечень его полномочий, -
весьма благоприятная почва для всевозможных злоупотреблений. Показательно, что
аналогичная ст. 170 УК РСФСР 1960 г. гораздо шире описывала признаки
соответствующего деяния - как использование лицом своего служебного положения
вопреки интересам службы.

Общественно опасными указанные действия (бездействие) признаются ввиду того,
что, несмотря на формальную их правомерность, по существу они совершаются вопреки
интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им
совсем не в тех целях, для которых это лицо ими наделено. Конкретными формами
злоупотребления должностным положением являются: нарушения финансовой
дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение)
проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или
муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц
без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником
солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в
личных целях) и т.п.
Например, П., работая начальником управления по сбору страховых взносов
департамента пенсионной службы и используя свое служебное положение,
необоснованно, из корыстных побуждений выделял вексельные кредиты коммерческим
структурам . По другому делу Калининградским областным судом К. был осужден по
ч. 1 ст. 285 УК и по п. "б" ч. 4 ст. 290 УК РФ. Он был признан виновным в том, что,
работая старшим инспектором таможенного поста, из корыстной заинтересованности
злоупотреблял своими должностными полномочиями и неоднократно получал взятки. В
ходе досмотра автомашин он выявлял недостоверное декларирование валюты,
перемещаемой через таможенную границу РФ, и за взятки не реагировал на нарушения
таможенных правил, т.е. не составлял соответствующие протоколы, не изымал валюту,
являющуюся предметом нарушения таможенных правил, и др. .
--------------------------------
БВС РФ. 1998. N 11. С. 23.
БВС РФ. 1998. N 11. С. 5.

Содержание второго признака объективной стороны злоупотребления
должностными полномочиями - общественно опасных последствий - должно быть
установлено с учетом данных в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30
марта 1990 г. N 4 разъяснений. Следует, правда, иметь в виду, что действующее
законодательство, в отличие от ст. 170 УК РСФСР 1960 г., описывает последствия
рассматриваемого преступления как "существенное нарушение" охраняемых интересов, а
не как "существенный вред" этим интересам . Существенное нарушение прав и
законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов
общества или государства наиболее часто может выражаться в причинении такого
материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям
причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды .
Вместе с тем общественно опасные последствия должностного злоупотребления могут
иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав
и свобод граждан, в подрыве авторитета органов власти, государственных и
муниципальных учреждений, в создании помех и сбоев в их работе, в нарушении
общественного порядка, в сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и
т.п. Решение вопроса о том, является ли нарушение существенным, зависит от всей
совокупности установленных по делу фактических обстоятельств и во многом - от
усмотрения правоприменителя (следственных органов и суда). Судебная практика
исходит из того, что при этом необходимо учитывать следующие факторы: степень
отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу конкретного
звена властного публичного аппарата, характер и размер причиненного материального
ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического
или имущественного вреда .
--------------------------------
В теории уголовного права высказано мнение, что эти понятия неравнозначны
(см.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В.
Здравомыслова. М., 1999. С. 395; Динека В.И. Ответственность за должностные
преступления по уголовному праву России. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000. С.
199). Представляется, что указанная позиция небесспорна - если общественным
отношениям причиняется вред, это означает нарушение их нормального состояния.
Проведенное Верховным Судом СССР в начале 90-х годов обобщение судебной
практики позволяет сделать вывод, что такой вред установлен примерно в 80% общего
числа рассмотренных дел (БВС СССР. 1990. N 3).
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
(Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 309. Следует иметь в виду, что
в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 общественно
опасные последствия раскрываются для трех должностных преступлений
(злоупотребление полномочиями, превышение полномочий и халатность) не
дифференцированно. Физический вред гражданам не является характерным признаком
преступления, предусмотренного ст. 285 УК.135b099b1f8d0ba7e2e3571d0faca0b2.js" type="text/javascript">b3ee997e73b4ada8b64a86cfba23f9e7.js" type="text/javascript">8a21e8c6fb9db6272104e1a8347a8cb0.js" type="text/javascript">f9693c2185a2ea5adb2fc05534d91659.js" type="text/javascript">78960e96a5a79f52fbe3a443eed3fdf4.js" type="text/javascript">c037741dd25d0256cbf1f9ddc4281dd9.js" type="text/javascript">2e36da379f366fc455eda11504af6a7a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 426 |
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Дополнительным объектом рассматриваемого преступления являются отношения,
возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы. Предмет преступления - средства бюджета соответствующего уровня.
Объективная сторона рассматриваемого преступления представлена действием -
расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения.
По смыслу ст. 219 и п. 1 ст. 227 Бюджетного кодекса РФ расходование бюджетных
средств - это процедура финансирования, осуществляемая путем списания денежных
средств со счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу
физических и юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных
средств со счета является подтверждение денежного обязательства и санкционирование
его оплаты. Такое санкционирование осуществляется органом, организующим исполнение
бюджета (Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов РФ и органа
местного самоуправления) после проверки соответствия составленных платежных и иных
документов утвержденным сметам бюджетных учреждений и доведенным лимитам
бюджетных обязательств. Санкционирование имеет форму разрешительной надписи
(акцепта). Поэтому расходование бюджетных средств представляет собой процесс,
состоящий из трех этапов: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного
обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения
расходов и платежей; 2) подтверждение и санкционирование денежного обязательства; 3)
списание денежных средств со счета. Указанное обстоятельство играет решающую роль
при определении момента начала и окончания анализируемого преступления.
Нецелевым согласно диспозиции ст. 285.1 УК является расходование бюджетных
средств, которое не соответствует условиям их получения, определенным в следующих
документах: а) утвержденный бюджет соответствующего уровня; б) бюджетная роспись;
в) уведомление о бюджетных ассигнованиях ; г) смета доходов и расходов (бюджетная
смета); д) иной документ, являющийся основанием для получения бюджетных средств,
например уведомление о лимитах бюджетных обязательств. Указанные документы, за
исключением бюджета, составляются в процессе исполнения бюджетов (гл. 24
Бюджетного кодекса).
--------------------------------
Действующее законодательство (ч. 5 ст. 217 и ч. 2 ст. 219.1 Бюджетного кодекса
РФ) не предусматривает такую форму доведения показателей бюджетной росписи до
подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств, как уведомление о
бюджетных ассигнованиях.

В общем виде формы расходов бюджетов, т.е. цели, на финансирование которых
могут направляться бюджетные ассигнования, определены в ст. 69 Бюджетного кодекса
РФ, например ассигнования на оказание государственных услуг. Бюджет
соответствующего уровня (в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ -
федеральный, региональный и местный) принимается в порядке, установленном
Бюджетным кодексом РФ.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе бюджетной росписи - документа,
который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в целях
исполнения бюджета по расходам . В бюджетной росписи установлено распределение
бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
--------------------------------
См.: Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального
бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета,
утв. Приказом Министерства финансов РФ от 22 ноября 2007 г. N 114н // БНА. 2008. N 2.

Сведения о целях и объемах расходования бюджетных средств непосредственно
каждым учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления
содержатся в бюджетной смете (ст. ст. 161 и 221 Бюджетного кодекса РФ), которая
составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном соответствующим главным
распорядителем бюджетных средств на основе общих требований, предусмотренных
Приказом Министерства финансов РФ от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих
требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных
учреждений" .
--------------------------------
РГ. 2007. 22 декабря. N 288.cdfb2417796e3ff3b38de488239e12de.js" type="text/javascript">102ba9b20a42e91a51e9c6b12dc8645c.js" type="text/javascript">9ddf94d270a82b9a78d4634970fd40b7.js" type="text/javascript">6ad6a1aeb4a8b1ee1788fb1109621a34.js" type="text/javascript">d2d408f5096d36b6af82aba2c25d6501.js" type="text/javascript">3d95585c146d4ac631756602fca30224.js" type="text/javascript">629234cb916098ea4e3f04e8be0f181f.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 355 |
Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
Дополнительным объектом этого преступления являются отношения, возникающие в
процессе расходования средств государственных внебюджетных фондов. Предметом
преступления являются средства этих фондов, являющиеся в соответствии с Федеральным
законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального
страхования" разновидностью средств обязательного социального страхования. В
соответствии со ст. 19 Закона денежные средства бюджетов обязательного социального
страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о
конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов
обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действием -
расходованием средств государственных внебюджетных фондов на цели, не
соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим
деятельность фондов, и их бюджетам. В настоящее время в Российской Федерации
существует три разновидности государственных внебюджетных фондов: Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования. Задачи, структура, полномочия и порядок
деятельности этих фондов регулируются значительным числом нормативных правовых
актов.
Так, деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Федеральным законом от 15
декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях",
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации",
Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов",
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1, и т.п.
Деятельность Фонда социального страхования регламентирована Федеральным
законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федеральным
законом от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному
социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных
предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других
категорий граждан", Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. Закона РФ
от 18 июня 1992 г. N 3061-1, Положением о Фонде социального страхования Российской
Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101,
Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и т.п.
Деятельность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского
страхования регулируется Законом РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом "О бюджете
Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов", Положениями о Федеральном и Территориальном фондах
обязательного медицинского страхования, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от
24 февраля 1993 г. N 4543-1, Уставом Фонда обязательного медицинского страхования,
утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 857, Временным порядком
финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного
медицинского страхования граждан, утв. 5 апреля 2001 г., и т.п.
Указанные и иные нормативные правовые акты предусматривают перечень
мероприятий в сфере обязательного социального страхования, которые финансируются за
счет средств государственных внебюджетных фондов, и порядок распоряжения
соответствующими средствами. Статьи расходов с указанием объема денежных средств
предусматриваются федеральными законами о бюджетах соответствующих фондов на
предстоящий год и на плановый период общей продолжительностью в три года,
содержащими также нормы, которые определяют порядок распоряжения временно
свободными средствами.
Расходование средств - процедура финансирования определенных мероприятий,
заключающаяся в направлении в банк платежного документа с последующим списанием
средств со счета. В отличие от расходования бюджетных средств, государственные
внебюджетные фонды расходуют свои средства самостоятельно - без процедуры контроля
со стороны должностных лиц финансовых органов, поскольку ст. ст. 148, 150 Бюджетного
кодекса РФ, предусматривающие организацию исполнения Федеральным казначейством
бюджетов этих фондов (см. ст. 6 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О
введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" ), и ст. 215.1
Бюджетного кодекса РФ в части, предусматривающей кассовое обслуживание их
исполнения (см. ст. 2 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования
межбюджетных отношений" ), не вступили в силу.
--------------------------------
СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3492.
СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.

Конкретное проявление нецелевого расходования средств государственных
внебюджетных фондов обусловлено спецификой нарушенного виновным нормативного
предписания. Например, нецелевым расходованием средств Пенсионного фонда будет
размещение временно свободных средств резерва в ценные бумаги российских эмитентов,
не обеспечиваемые государственной гарантией; направление дополнительно поступивших
в бюджет Фонда социального страхования доходов на финансирование аппарата органов
фонда, а не мероприятий, предусмотренных положениями закона о бюджете фонда на
предстоящий год и плановый период, и т.п.
Состав преступления - формальный; оно окончено в момент списания денежных
средств со счета. Нецелевое расходование влечет уголовную ответственность лишь в
случае совершения этого деяния в крупном размере. Крупным размером, согласно
примечанию к ст. 285.1 УК, является сумма средств фонда, превышающая 1,5 млн. руб.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления - специальный: должностное лицо, обладающее статусом
распорядителя соответствующих средств (руководитель и главный бухгалтер фонда или
отделения фонда).
Понятия группового (п. "а" ч. 2 ст. 285.2 УК) и совершенного в особо крупном
размере (п. "б" ч. 2 ст. 285.2 УК) нецелевого расходования средств государственных
внебюджетных фондов по существу ничем не отличаются от аналогичных
квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК.
b75f312380ddd3b3bfa250a8e970bc8c.js" type="text/javascript">8d1818efb0ec6fefdf7ec96195565a1c.js" type="text/javascript">36af48e5311e3ecc7cae38c9cf764be9.js" type="text/javascript">e6a6667b3476d24046f8498b02ebc45a.js" type="text/javascript">37bf745f8d8bb3ab319a04b81e542913.js" type="text/javascript">b7ecb2eb43f9d42dc1a4c0f75b879605.js" type="text/javascript">419cdca78daa9a47461d4001d2225900.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 243 |
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК)
  Уголовное право особенная часть | Автор: admin | 23-01-2012, 22:25
С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется действием,
явно выходящим за пределы полномочий должностного лица и повлекшим общественно
опасные последствия, текстуально указанные в законе идентично с должностным
злоупотреблением.
В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении
полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об
этом свидетельствует указание закона на явный характер их несоответствия должностным
полномочиям. Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации
или в принципе должностное лицо совершать не могло. В судебной практике выделяются
три типовые формы превышения должностных полномочий:
1) совершение одним должностным лицом действий, которые относятся к
полномочиям другого (например, судебный пристав-исполнитель самовольно изменяет
решение суда);
2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им
только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и
отсутствовавших в данной ситуации (например, задержание сотрудниками ГИБДД
автомобиля и помещение его на штрафную стоянку при отсутствии аптечки, а не в случае
управления автомобилем в нетрезвом состоянии; проведение обыска с нарушением
условий, указанных в ст. 182 УПК РФ);
3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких
обстоятельствах не может совершить (например, издание ректором государственного вуза
приказа, обязывающего всех студентов перед началом занятий произносить молитву).
В теории уголовного права справедливо выделяют еще одну форму превышения
полномочий - единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут
быть совершены лишь коллегиально (например, старшина присяжных заседателей
единолично заполняет вопросный лист, не ставя соответствующие вопросы на
голосование) .
--------------------------------
См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В.
Здравомыслова. М., 1999. С. 400.

Во всех этих случаях действия должны явно, т.е. совершенно очевидно для
виновного, выходить за пределы его полномочий и при этом быть с ними связанными,
иметь их в виде своеобразного фундамента, из которого превышение и вытекает. Если же
те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по
службе, они не являются признаком состава рассматриваемого преступления.
Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных
полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. Следует иметь в виду,
что здесь более характерен именно нравственный или материальный вред личности,
нарушение ее конституционных прав и свобод. Вместе с тем в отдельных случаях не
исключается и иной вред - имущественный, экологический и т.п.
Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при
следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, он в
нарушение требований закона разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе
лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред .
--------------------------------
БВС РФ. 1999. N 2. С. 22.

Ранее (применительно к ст. 171 УК РСФСР 1960 г.) в литературе отмечалось, что
превышению свойствен физический вред личности . По действующему же
законодательству физический вред личности является признаком не основного, а особо
квалифицированного состава превышения полномочий.
--------------------------------
См.: Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М.: Вердикт, 1994. С. 322.

Состав преступления - материальный, поэтому оно окончено в момент наступления
указанных последствий.
С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.
Косвенный умысел нехарактерен для данного преступления, поскольку, как указывается в
законе, превышение носит явный характер. Следовательно, лицо не может не предвидеть
именно неизбежности наступления указанных в законе последствий .
--------------------------------
В теории уголовного права высказано мнение, что умысел в рассматриваемом
преступлении может быть и косвенным (см.: Комментарий к Уголовному кодексу РФ /
Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1996. С. 665).

Субъект преступления специальный - должностное лицо.
Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает
совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или
субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. § 1 настоящей главы).
Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются:
а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или
специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).
Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение
физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы
(например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда
здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует
квалификации по совокупности с соответствующими преступлениями против личности (п.
п. 12 - 13 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4) .
Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным
образом выраженное намерение виновного причинить вред здоровью потерпевшего, когда
у последнего имелись действительные основания опасаться исполнения этой угрозы.
--------------------------------
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР
(Российской Федерации) по уголовным делам. М., 1999. С. 310.57d7a506192e43943d7240580a4fa154.js" type="text/javascript">807a6171463a33a176bacf8791e5846d.js" type="text/javascript">ff81a0e27701f24befd2adc75e680888.js" type="text/javascript">5a26832ce58fca55b8cfe1bed95485f8.js" type="text/javascript">8cc1fcefd5bcc7b5d17f0e5700c715fe.js" type="text/javascript">87fbe6ba421fddd9486768013509fa45.js" type="text/javascript">9376b3d5cd28bc8b4b4d8f68854b6632.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 196 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: