Сегодня
НАВИГАЦИЯ:
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ:
РАЗНОЕ:
РЕКЛАМА:
АРХИВ НОВОСТЕЙ:
Регистрационное производство -1
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:08
Этот вид административного производства охватывает широкий круг общественных отношений, участниками которых, с одной стороны, являются органы исполнительной власти, прежде всего в лице органов юстиции, специально на то уполномоченные должностные лица, а с другой — граждане, общественные объединения, юридические лица и т. д. Соответственно этому многообразию отношений строится и система нормативных правовых актов, регулирующих «регистрационные процессуальные правоотношения», а следовательно, и соответствующее административное производство.
К числу таких актов, например, относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, ст. 51 которого предусматривает государственную регистрацию юридических лиц — хозяйствующих субъектов; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (ст. 15-22); Федеральные законы: от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья», от 11 июля 1997 г. «О потребительской кооперации в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. «Правила регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», от 6 марта 1998 г. «Примерное положение об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказы министра юстиции Российской Федерации от 6 октября 1997 г. «Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации», от 8 октября 1998 г. «Положение об экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации», совместный приказ Министерства юстиции, Федеральной службы земельного кадастра, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 3 июля 2000 г., которым была утверждена «Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах», приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 сентября 2001 г. «Об утверждении правил государственной регистрации судов».
Несмотря на значительное разнообразие отношений, связанных с производством регистрационного характера, им присущи некоторые общие свойства, отражающие принципиальную сущность данного вида административного производства.
Во-первых, регистрационное производство есть во всех случаях определенная процедура принятия юридического акта. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация представляет собой «юридический акт признания подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права». При этом закон устанавливает обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правила проведения государственной регистрации распространяются на всю территорию Российской Федерации.
Юридическая природа акта государственной регистрации проявляется также и в том, что с момента регистрации, например, общественного объединения, возникает его правоспособность юридического лица. С другой стороны, законодательство не обязывает общественное объединение регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Как видим, в данном случае государственная регистрация выступает как явление диспозитивное, но сохраняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.
Во-вторых, государственная регистрация осуществляется исключительно органами исполнительной власти Российской Федерации и их подразделениями. Основную работу в этой области проводит Министерство юстиции Российской Федерации и его местные органы, а также некоторые другие органы исполнительной власти. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» государственная регистрация новых пищевых продуктов животного происхождения и ведение государственного реестра в отношении таких продуктов возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.26a1c07d4077155d688f0c3059b764dc.js" type="text/javascript">8cc68a27833001919a47fb4d76233088.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 153 |
Регистрационное производство -2
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:08
Регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Для государственной регистрации при ликвидации юридического лица представляются следующие документы:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
- определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
— документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрации при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Важнейшим условием осуществления административного производства по государственной регистрации юридических лиц является ведение Государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и соответствующие документы.
Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом, содержащим следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В установленных случаях — на языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке;
б) организационно-правовая форма;
в) адрес (местонахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов и другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Записи вносятся в Государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в Государственный реестр.7829fd6e211c3c19af72f2a0ba7aecda.js" type="text/javascript">27201acd5c83f6ca6417c354144866de.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 108 |
Регистрационное производство -3
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:07
9. Учреждение юстиции по регистрации прав несет ответственность за своевременность и точность записей о праве на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав, за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.
Ответственность за точность и своевременность представления данных об объектах недвижимого имущества несут организации по учету соответствующих объектов.
Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Производство по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним складывается их двух стадий (этапов).
Первую стадию составляют действия участников производства по приему документов, необходимых для регистрации, с соответствующими приложениями;
- правовая экспертиза документов, установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами и другие подготовительные действия.
Нормы, регулирующие эту стадию производства, устанавливают порядок обращения заинтересованного лица, порядок представления предусмотренных законом документов в зависимости от характера регистрационных прав, порядок приема документов регистратором прав.
На данной стадии определяются основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. Такими основаниями являются:
- акты, принятые органами исполнительной власти или органами местного самоуправления;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
— свидетельства о праве на наследство;
— вступившие в силу судебные решения и др.
Все документы, необходимые для государственной регистрации прав, направляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником (за исключением актов органов власти и органов местного самоуправления) и после государственной регистрации должен быть возвращен правообладателю.
Второй этап производства составляют процессуальные действия, непосредственно связанные с процедурой рассмотрения представленных документов и с принятием юридического решения.
Принятию окончательного решения по делу предшествует выяснение обстоятельств, которые могут стать основанием для приостановления государственной регистрации прав. Регистрация может быть приостановлена не более чем на месяц при необходимости направить полученные документы на подтверждение их подлинности и на срок не более чем три месяца на основании письменного заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица, при наличии у него надлежаще оформленной доверенности.
В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.
Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и необходимых документов.
Регистратор прав, рассмотрев представленные документы, принимает одно из двух решений:
— при отсутствии противоречий и других оснований для отказа или приостановления регистрации вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершает надпись на правоустанавливающих документах и выдает удостоверение о произведенной государственной регистрации прав;b818471f05b046888509f1b95f8b3140.js" type="text/javascript">3ae20b8ee40c2243ab592c3d12427a40.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 120 |
Регистрационное производство -4
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:07
2. Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:
а) заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;
б) устав общественного объединения в двух экземплярах; Устав общественного объединения должен предусматривать:
1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
В уставе могут содержаться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам:
в) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Выписка должна отражать следующие данные: дату и место проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания; список учредителей — участников учредительного съезда (конференции) или общего собрания с указанием их фамилий и инициалов; сведения о количественном и персональном составе рабочих органов (президиум, секретариат и т.д.); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фамилии и подписи председателя и секретаря съезда (конференции) или общего собрания, ответственных за составление протокола;
г) сведения об учредителях-гражданах: фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства, паспортные данные. Указанные сведения заверяются личными подписями учредителей.
В отношении общественных объединений — юридических лиц, которые могут входить в состав учредителей наряду с физическими лицами, в сведениях об учредителях указываются следующие данные: официальное полное название общественного объединения, включающее указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности, указание номера свидетельства о регистрации; юридический адрес и местонахождение его постоянно действующего руководящего органа;
д) документ об уплате регистрационного сбора. В Министерство юстиции Российской Федерации общественным объединением представляется в надлежаще оформленном виде платежное поручение или иной документ банка, подтверждающий уплату регистрационного сбора в федеральный бюджет Российской Федерации за регистрация общероссийского или международного общественного объединения, а также организаций, отделений иностранных общественных объединений;
е) документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению. Этот документ может быть оформлен в виде гарантийных писем и других документов, подтверждающих его местонахождение. Предоставление юридического адреса общественному объединению по месту жительства гражданина по закону не влечет за собой отказ в государственной регистрации общественного объединения;
ж) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие полномочия на их использование. Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование символики, защищенной законодательством Российской Федерации, могут быть: регистрационное свидетельство государственного патентного ведомства Российской Федерации, решения судебных органов и другие правоустанавливающие документы.
Документами, подтверждающими правомочия общественного объединения на использование в своем названии имен государственных и общественных деятелей, являются решения по этому вопросу соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения.4e9655689445c7783ba81a4e1d737d18.js" type="text/javascript">e3873107e4b868392ffe205080c450e8.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 100 |
НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ Предварительные замечания.
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:05
1. Бесспорный, общепризнанный факт: реально сложилось несколько процедур с ясно выраженной целью - обеспечить достижение юридического результата. Эти процедуры осуществляются в сфере государственного управления уполномоченными на то органами исполнительной власти. Регулирование этих процедур обеспечивается соответствующими нормативными актами, прежде всего федеральными законами. Принадлежность названных процедур к сфере государственного управления и их несомненный юридический характер позволяют однозначно квалифицировать эти процедуры как производства в административном процессе. Речь в первую очередь идет о регистрационном, лицензионном и исполнительном производствах.
2. Появление упомянутых производств обусловлено потребностями современного этапа развития нашего государства, глубокими преобразованиями в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества и государства. Новые, ранее неведомые, да и просто немыслимые общественные отношения нуждаются в адекватном юридическом — материальном и процессуальном — обеспечении. По-прежнему действует классическая схема: потребности новых общественных отношений с необходимостью порождают для их регулирования и упорядочивания соответствующие группы материальных норм российского права, реализация которых может быть достигнута лишь с помощью процедур, в свою очередь регулируемых процессуальными нормами.
Коль скоро речь идет о производствах, реально сложившихся, хотя и находящихся в начале своей юридической жизни в сфере государственного управления, то, следовательно, нельзя не признать заметного расширения и определенного усложнения правового поля, где действуют административно-процессуальные нормы, что свидетельствует о заметном возрастании их социальной роли.
3. С другой стороны, появление названных производств дает основания говорить о таком своеобразном качестве административного процесса, как его органическая способность интенсивно пополняться новыми производствами. При этом следует учитывать и своеобразие системы производств, образующих административный процесс, в котором они располагаются, так сказать, параллельно. Тем не менее их объединяет главное: каждый вид производства в сфере государственного управления предназначен, прежде всего, для достижения юридического результата, подчас весьма существенного в своей значимости, например, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Достаточно напомнить, что при существовании частной собственности на средства производства это имущество может быть значительным по своей стоимости, размерам и т.д.
На этом фоне представляются, с моей точки зрения, искусственными конструкции, предлагаемые в административно-правовой литературе, которые относят упомянутые производства к разряду чисто управленческих процедур, хотя по своей природе они содержат в себе и немалую долю административной юрисдикции .
8d23be87f225dd18d1ec20b200eaf1ac.js" type="text/javascript">8720a360a3409f27d95effbb0ea4a99a.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 100 |
Производство по дисциплинарным делам в сфере государственного управления
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:02
Материальную основу производства по дисциплинарным делам составляют нормы, регулирующие самостоятельный вид юридической ответственности - дисциплинарную ответственность. Основные особенности дисциплинарной ответственности, отличающие ее от иных видов юридической ответственности, состоят в следующем:
1. Дисциплинарная ответственность наступает только для физических лиц, именно тех, кто выполняет трудовые или служебные обязанности в органах государственной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.д., словом, там, где действуют правила внутреннего трудового распорядка, а также иные акты, например, Уставы о дисциплине, распространяющиеся на соответствующие трудовые коллективы в широком смысле слова.
По субъектному признаку дисциплинарная ответственность стоит в одном ряду с ответственностью уголовной и административной. С этой последней, как уже было отмечено, происходят несвойственные ей новации.
2. Дисциплинарная ответственность наступает за противоправные виновные правонарушения в форме проступка, т.е. такого деяния, которое, как правило, связано с нарушением или неисполнением установленных трудовых или служебных обязанностей. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, т. е. за должностной проступок.
Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение служебной дисциплины, причем специально выделяются признаки грубого нарушения служебной дисциплины. Например, ст. 18 Устава таможенной службы Российской Федерации к грубым нарушениям служебной дисциплины относит:
— невыполнение сотрудником таможенных органов обязанностей, установленных ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»;
— утраты сотрудником документов, предоставляющих право перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, а также имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия;
— прогул (в том числе отсутствие сотрудника на службе более трех часов в течение установленного ежедневного служебного времени) без уважительных причин;
— появление сотрудника на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;
— несоблюдение ограничений, установленных для сотрудников статьей 7 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
3. За совершение дисциплинарного проступка лицо несет ответственность по линии подчиненности перед вышестоящим должностным лицом. Наличие служебной (трудовой) подчиненности — характерный признак именно дисциплинарной ответственности, отличающий ее от ответственности административной, которая наступает за совершение соответствующих проступков перед лицом или органом, с которыми правонарушитель не связан линиями подчиненности. Это обстоятельство в средствах массовой информации иногда трактуется неверно. Например, сообщая читателям о наложении на виновного государственного служащего скажем, строгого выговора, читателям сообщается, что на «виновного наложено строгое административное взыскание», не учитывая, что администрация предприятия или учреждения имеет в своем арсенале взыскания только дисциплинарные.2de5b47ede12579db47bbcdca8e3567e.js" type="text/javascript">26dbaadfa9cf7b917b17fd00215383fc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 103 |
Производство по делам об административных правонарушениях -1
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:02
Существование этого производства в составе административного процесса признается всеми без исключения учеными-административистами, по-разному толкующими понятие и содержание административного процесса. Различие, пожалуй, заключается лишь в том, к какому виду процесса — «юрисдикционному» или «управленческому» отнести названное производство.
Характерная особенность данного вида производства состоит в том, что оно формировалось в тесной связи с формированием своей материальной основы — административной ответственностью. Можно сказать, что производство по делам об административных правонарушениях реально существовало еще до того, как стали формироваться представления об административном процессе как юридической категории.
Другое дело — уровень и состояние правового регулирования порядка применения мер административной ответственности к соответствующей категории правонарушителей, совершающих предусмотренные нормативными правовыми актами административные проступки. Не будет ошибкой сказать, что до 1985 г., т.е. до вступления в силу специального закона — Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, материальные и процессуальные административно-правовые нормы, регулирующие соответствующие стороны административной ответственности, представляли собой весьма хаотичную совокупность правил, содержащихся во множестве разрозненных нормативных актов, к тому же принимаемых различными органами власти как представительными, так и исполнительными, и не только в центре, но и на местах.
Поистине неоценимую роль в приведении всей этой разрозненной массы правовых норм, регулирующих ответственное, социально-значимое явление — административную ответственность, — «к единому знаменателю», сыграл Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Будет справедливо связать появление Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с именами известных ученых-административистов «советской» поры, длительное время занимавшимися исследованиями в области административной ответственности и своими трудами заложившими необходимую научную базу для проведения кодификации законодательства, регулирующего данный вид юридической ответственности. Это — ИА.Галаган, Е.В.Додин, М.И.Еропкин, А.П.Клюшниченко, И.Н.Пахомов, Ф.С.Разаренов, М.С.Сту-деникина, О.М.Якуба и др.
Новый кодекс впервые на подготовленной научной основе систематизировал материальные и процессуальные нормы, регулирующие административную ответственность.
Так продолжалось, к сожалению, недолго. Уже вскоре после вступления Кодекса в силу стали происходить совершенно необъяснимые явления, которые просто невозможно совместить со здравым смыслом вообще, юридическим в особенности.
Как очевидец тех процессов, которые имеют прямое отношение к данной проблеме, хочу предложить современному читателю краткий экскурс в сравнительно недавнее прошлое и показать некоторые особенности законодательного регулирования административной ответственности за период после окончания Великой Отечественной войны и до настоящего времени.
Первый период — от окончания войны и до 1 января 1985 г. — даты вступления в силу Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Этот период характеризуется крайней разрозненностью законодательства об административной ответственности. Действовали многочисленные правовые акты как материального, так и процессуального характера. Их принимали органы государственной власти и государственного управления Союза ССР и союзных республик, исполнительные комитеты многих уровней местных Советов народных депутатов.
Справедливости ради следует отметить, что в этот период принимались нормативные акты, сыгравшие заметную роль в регулировании административной ответственности, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Фундаментальное значение имели принятые в 1980 г. Верховным Советом СССР «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях», на базе которых союзные республики приступили к разработке своих кодексов об административных правонарушениях.
Второй этап ведет свое начало с рождения первого в отечественной истории систематизированного закона — Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который был принят Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 г. и введен в действие с 1 января 1985 г.
Как это и должно быть, Кодекс собрал все составы административных правонарушений в разделе втором. При этом характерно, что в Кодексе нашли свое место и административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок привлечения нарушителей к административной ответственности. Все это коренным образом изменило ситуацию в данной отрасли законодательства и, несомненно, способствовало повышению его регулирующего воздействия на соответствующие общественные отношения. Словом, КоАП РСФСР занял надлежащее место в системе российского законодательства, став в хорошем смысле слова естественным монополистом в регулировании административной ответственности, ее материальных и процессуальных аспектов.
К сожалению, период упорядоченного состояния законодательства об административных правонарушениях оказался на редкость коротким, просуществовав всего несколько лет, ибо уже с начала 90-х годов стала складываться тенденция, фактически «размывающая» единое правовое пространство административной ответственности и, следовательно, разрушающая целостность самого института административной ответственности.
Не могу гарантировать, что собраны абсолютно все акты, о которых пойдет речь, да такая задача мной и не ставилась, ибо, как говорится, просто на виду оказалось такое количество нормативных актов, что само по себе дает серьезные основания для выражения крайней озабоченности по этому поводу.ab2ebe2e18067c06d6d9229d16102cbd.js" type="text/javascript">fb0df385762de4f8cc7fcdd43cdf5af6.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 96 |
Производство по делам об административных правонарушениях -2
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:01
В конечном счете с этими двумя тенденциями произошло то, что следовало ожидать: они довольно своеобразно соединились. Вот как это произошло. Обнаружился некий «творческий» подход к определению понятия «своего», «ведомственного» административного проступка. Уже есть несколько вариантов законодательного определения. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации, определив круг лиц — физических и юридических, на которых распространяется его действие, в том числе и в ситуациях, когда они совершают административные правонарушения, сформулировал и понятие «таможенное правонарушение».
Процитирую начальную часть ст. 230 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая называется «Нарушение таможенных правил»: «Нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на...» Продолжать цитату нецелесообразно, ибо, во-первых, главное свойство этого вида административного правонарушения уже выявлено, а, во-вторых, статья сформулирована довольно коряво и маловразумительно. Отмечу только, что в данном определении для признания деяния административным правонарушением вина не требуется ни для физического, ни для юридического лица.
В то же время согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением «признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность». Статья 107 этого Кодекса разъясняет, что к лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся «организации и физические лица». А из смысла п. 4 ст. 108 следует, что за указанные правонарушения ответственность наступает прежде всего административная, коль скоро эти деяния не содержат признаков преступления.
Таким образом, налицо три разных варианта. Первый вариант, так сказать, классический — ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях — административный проступок — это противоправное, виновное деяние физического лица.
Вариант второй: ответственность только за противоправные деяния физических и юридических лиц (Таможенный кодекс).
Вариант третий: административная ответственность наступает за противоправные виновные деяния физических и юридических лиц.
Приведенные примеры — свидетельства тревожного свойства. Недопустимо, с моей точки зрения, так вольно обращаться с юридическими категориями. Ведь в конечном счете нельзя не признать, что применение административного взыскания к организации (юридическому лицу), в принципе ничем не отличается от применения к организации дисциплинарного взыскания. Объявление строгого выговора юридическому лицу, — несомненно, явная нелепость, хотя наложение административного штрафа на это же юридическое лицо многими воспринимается как должное. Впрочем, кто знает... Если к этому строгому выговору присовокупить взыскание, например, 5000 минимальных размеров оплаты труда, можно и попробовать...
Между тем есть смысл напомнить, что в прошлом такая проблема уже возникала и получила совершенно определенное разрешение, действовавшее несколько десятилетий. Как известно, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1961 г. «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» было запрещено налагать штрафы на предприятия, учреждения, организации, т.е. применять административную ответственность к названным юридически лицам. Взыскания подобного рода могли налагаться только на виновных в таких деяниях руководителей данных структур.
Тенденция эта определенным образом отражается и в некоторых современных законодательных актах самого высокого уровня. Примером является Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», ст. 1 и 9 которого совершенно четко различают финансовую ответственность предприятий, учреждений и организаций, т.е. юридических лиц, в виде штрафа соответствующей степени кратности, и административную ответственность руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, в виде штрафа в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Как видим, одно и то же наименование взыскания — «штраф» представляет совершенно различные формы юридической ответственности — финансовую и административную. Стало быть, не каждый штраф надо квалифицировать как административное взыскание.
Эта тенденция сохраняется и в Бюджетном кодексе Российской Федерации, принятом в 1999 г., ст. 292 которого гласит: «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса».
Неоднозначный подход к характеристике административной ответственности проявляется и в литературе, причем в одном и том же источнике. «...Правонарушитель подлежит административной ответственности только за совершение тех опасных действий или бездействий и их вредные последствия, в отношении которых установлена его личная вина» .
Между тем в этом учебнике, правда, другим автором, сказано: «В административном праве может существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы.
Объективная вина — это вина организации с точки зрения государственного органа, налагающего административное взыскание в зависимости от характера конкретных действий или бездействия юридического лица, нарушающее установленные правила; субъективная вина — отношение организации в лице ее коллектива, администрации, должностных лиц к противоправному деянию» .f001ad03ec5b13983fa71fbff6907df7.js" type="text/javascript">357c81e6b4aac5451082ad34d02b2499.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 88 |
Производство по делам о поощрениях -1
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:00
Надо ли говорить, что такое производство совершенно не вписывается в представление о процессе как юридической категории, сформировавшееся под влиянием научных характеристик существующих давно и официально признанных процессов — гражданского и уголовного.
Как уже отмечалось в данной монографии, административный процесс в середине 60-х годов рассматривался некоторыми авторами — основателями «юрисдикционной» концепции как своего рода «слепок» с процессов гражданского и уголовного. Из процесса гражданского ведет родословную, как отмечалось в литературе, процедура рассмотрения споров в сфере государственного управления, а из процесса уголовного — производство по делам об административных правонарушениях.
Между тем вскоре стало ясно, что названные виды процесса -гражданский, уголовный и административный представляют собой самостоятельные юридические категории, корни которых находятся в соответствующих ветвях власти — судебной и исполнительной. Вследствие этого каждый из названных видов процесса просто не может не отражать в своей структуре, т.е. в системе образующих его производств, особенности «своей» ветви государственной власти.
Если основные функции судебной власти, являясь по своей природе правоохранительными, и не более того, находят свое выражение в рассмотрении и разрешении споров о праве (гражданский процесс), то функции исполнительной власти имеют иное содержание, иную систему, иную направленность, хотя, конечно, нельзя отрицать того общеизвестного обстоятельства, что в сфере государственного управления, где действуют весьма многочисленные органы исполнительной власти, известную, но не определяющую роль играет и применение принуждения прежде всего в форме административной ответственности.
Государственное управление — поле деятельности системы органов исполнительной власти Российской Федерации — это многообразная организующе-властная деятельность, в ходе осуществления которой постоянно присутствует функция применения мер убеждения, в том числе и юридических, предусматриваемых законодательством различных уровней в Российской Федерации. В процессе своей деятельности органы государственной власти просто обязаны в надлежащих случаях использовать различные средства поощрения граждан, отмечая тем самым их положительные действия. Деятельность этого плана несомненно является юридической, во-первых, потому, что компетентные государственные органы и должностные лица официально применяют не любые меры поощрения, а только те, которые устанавливаются специальными нормативными юридическим актами, прежде всего указами Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными актами, а во-вторых, сам порядок применения этих мер, в свою очередь, регулируется правовыми нормами, относящимися к нормам административно-процессуального права.
Примерно такими соображениями мне пришлось руководствоваться, впервые предложив в конце 60-х годов включить в систему производств административного процесса и производство по делам о поощрениях . Как и ожидалось, последовала реакция, так сказать, решительного отторжения, прежде всего со стороны специалистов в области гражданского и уголовного процессов, что, собственно говоря, было делом естественным. Не согласились с этим производством и сторонники «юрисдикционной» концепции, что тоже было естественно. Сейчас многие представители науки административного права с этим согласились и в ряде публикаций это производство рассматривается .
Несомненным свидетельством юридического характера данного производства являются многочисленные нормативные правовые акты -материального и процессуального характера, регулирующие основные стороны названной процедуры. К их числу, например, относятся: указы Президента Российской Федерации от 10 ноября 1993 г. «Положение о Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства», от 29 августа 1994 г. «Об учреждении государственных премий Российской Федерации для молодых ученых за выдающиеся работы в области науки и техники», от 7 мая 1995 г. «Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда"», от 30 ноября 1995 г. «Об учреждении премий Президента Российской Федерации в области образования», от 30 декабря 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации», от 10 апреля 1996 г. «Положение о премиях Президента Российской Федерации в области литературы и искусства», от 1 июля 1998 г. «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного», от 6 января 1999 г. «Положение о государственных наградах Российской Федерации», от 9 мая 1999 г. «Положение о медали Пушкина», от 8 августа 2000 г. «Об утверждении Статута ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия - Георгиевском Кресте и их описаний», от 7 ноября 2000 г. «О формах наградного листа для представления к награждению государственными наградами Российской Федерации», распоряжение Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 г., которым была утверждена «Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации: от 26 июля 1994 г. «Об учреждении премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники», от 31 мая 1995 г. «Положение о Почетной Грамоте Правительства Российской Федерации», от 24 февраля 1999 г. «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области качества», «Положение о Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества и его состав», от 31 декабря 1999 г. «Положение о премии Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации».e6f103eae35a93751682b2651a78877e.js" type="text/javascript">95318a3b887e67bac946140ef009babc.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 173 |
Производство по делам о поощрениях -2
  Административный процесс и административно-процесс | Автор: admin | 7-01-2011, 08:00
2. Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники присуждаются:
— за значительный вклад в развитие естественных, гуманитарных и технических наук, соответствующий уровню передовых достижений в мире и способствующий решению проблем развития регионов и отраслей народного хозяйства Российской Федерации;
— за разработку и внедрение принципиально новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий и техники, прогрессивных материалов, машин и механизмов, которые по своим показателям находятся на уровне лучших мировых аналогов;
— за выдающиеся производственные результаты в народном хозяйстве Российской Федерации, полученные на основе широкого внедрения достижений науки и техники, обеспечивающего создание качественно новых видов продукции.
К рассмотрению не принимаются: работы, за которые их исполнители уже были удостоены государственных наград или премий государственного значения; учебники и учебные пособия, нормативные материалы и справочники. Не допускается выдвижение одной и той же работы на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники одновременно с выдвижением ее на соискание другой премии государственного значения.
3. Выдвижение работ на соискание Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники производится федеральными министерствами и иными органами исполнительной власти Российской Федерации, Российской академией наук, Российской академией медицинских наук, Российской академией сельскохозяйственных наук, Российской академией архитектуры и строительных наук и их региональными отделениями, правительствами республик, входящих в состав Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, объединениями, предприятиями, высшими учебными заведениями, научными организациями и учреждениями.
Решение о выдвижении работы и коллектива авторов (как работающих в выдвигающей организации, так и соавторов из смежных организаций) принимается на заседании правительства или администрации субъекта Российской Федерации; коллегии или президиума министерства, ведомства или академии наук; совета директоров объединений или акционерных компаний; научного или научно-технического совета института, предприятия, высшего учебного заведения.
На этом этапе выдвижения гражданина на присуждение Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники действуют правила оформления необходимых документов.
Несколько иной порядок установлен Советом по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники. Особенность состоит в том, что названный Совет ежегодно публикует официальный документ под названием: «Порядок представления работ и оформления материалов на соискание премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники».
Эти премии Правительство Российской Федерации присуждает ежегодно за следующие достижения:
— научно-технические исследования и опытно-конструкторские разработки, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;
- практическую реализацию изобретений, открывающих новые направления в технике и технологии;
— крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
— высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении;
— научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические работы в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;
— научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании военной техники;
— работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы;
— создание высококачественных учебников для образовательных учреждений Российской Федерации.
Выдвижение работ на соискание премий осуществляют ученые, научные и научно-технические советы и трудовые коллективы организаций (предприятий) независимо от форм собственности. Работа может быть выдвинута совместно коллективами нескольких организаций, при этом по общему согласию одна из них определяется как головная выдвигающая организация, другие как смежные организации.ed13a6bf6cd473c38a34fcc003b995a7.js" type="text/javascript">aaa422aa1ddb5626606e6c9d8a09ed11.js" type="text/javascript">
Коментариев: 0 | Просмотров: 121 |
ukrstroy.biz
ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
РАЗНОЕ:
КОММЕНТАРИИ:
ОКОЛОЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: